Формирование гностической компетентности с учетом когнитивно-стилевых особенностей и социально-перцептивных качеств у студентов физкультурного вуза
Анализ сформированности компонентов гностической компетентности у студентов 2 курса показал, что: показатели когнитивного компонента — умения анализировать и синтезировать (Х=6,2), ставить познавательные задачи (Х=6,1) находятся на уровне ниже среднегона уровне выше среднего сформированы умение наблюдать (Х=7,2), видеть противоречия и проблемы (Х=6,9), удовлетворение от познания (Х=6,8…
ДиссертацияФормирование ценностного отношения младших школьников к самостоятельной учебной деятельности
В тоже время, несмотря на большой интерес педагогических работников к теории аксиологии, организации и результатам самостоятельной учебной деятельности младших школьников, проблема формирования ценностного отношения к самостоятельной учебной деятельности у младших школьников изучена недостаточно. Конструирование образования, отвечающего потребности личности в самовыражении и самоутверждении…
ДиссертацияФормирование коммуникативной компетентности у будущих менеджеров в процессе изучения экономических дисциплин в вузе
Формирование коммуникативной компетентности у будущих менеджеров в процессе изучения экономических дисциплин в вузе возможно при реализации следующих педагогических условий: обеспечении практикоориентированность процесса изучения экономических дисциплин посредством внедрения активных и интерактивных методов (метод проектов, кейс-метод, метод системного анализа) и образовательных технологий…
ДиссертацияФормирование профессиональной компетентности будущих специалистов социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде
Под профессиональной компетентностью будущего специалиста социальной работы для деятельности в экологически неблагоприятной среде следует понимать его интегральную профессионально-личностную характеристику, отражающую теоретическую, практическую подготовленность и психологическую готовность к деятельности направленной на решение социальных проблем населения, как в обычных, так и в экстремальных…
ДиссертацияИндикативная модель оценки эффективности учреждения среднего профессионального образования
Перспективы развития техникума мы видим в договорной форме отношений на подготовку кадров не только с социальными партнерами, но и с ассоциациями (союзами) работодателей, промышленников, так как в настоящее время только крупным объединениям производителей товаров и услуг экономически выгодно планировать подготовку кадров на перспективу. Предприятия предоставляют УСПО современное оборудование для…
ДиссертацияИнформационное обеспечение управления развитием школы
Основной системообразующий фактор любой системы — цель ее функционирования и развития, а управление призвано обеспечивать реализацию этих целей. С другой стороны, управление любой социальной системой есть прежде всего процесс переработки информации, взаимодействне его подсистем представляет собой информационный обмен. В то же время, нельзя не учитывать, что школа — типичный пример открытой…
ДиссертацияМетодические основы изучения проблемы биоразнообразия в курсе биологии средней школы: Региональный аспект
Нами адаптировано к школе научное содержание о разнообразии фауны региона и на его основе разработан региональный компонент по биологии ко всем разделам зоологии основной средней школы, органично связанный с федеральным. Нами разработана модульная программа и методическое обеспечение к ней по теме «Охраняемые и часто встречаемые животные Читинской области и Агинского Бурятского автономного…
ДиссертацияМетодика обучения чтению англоязычной прессы экологической направленности студентов третьих курсов языковых факультетов вузов
К процессуальной стороне чтения относятся те действия и операции, которые совершает читающий для получения необходимого результата. Процесс чтения англоязычной прессы определяется как процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной в системе языка. Чтение прессы нам представляется не только как активная речемыслительная деятельность с проникновением в смысловую…
ДиссертацияПрофессиональная готовность будущих социальных педагогов в вузе к работе с неполными семьями
Исследования. Модернизация системы образования Российской Федерации неразрывно связана с проблемой повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, что предопределяет поиски наиболее эффективных цутей ее решения, имеющего социальную и педагогическую значимость. Необходимость повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов в социальном плане обусловлена…
ДиссертацияПедагогическая система совершенствования гуманитарной подготовки курсантов ввузов
Установлены следующие основные тенденции совершенствования гуманитарной подготовки офицерских кадров в ввузах: от представлений об умении офицеров гуманитарно обучать и гуманистически воспитывать подчиненных на основе природных способностей и накопленного опыта — к пониманию необходимости целенаправленной всесторонней, гармоничной подготовки военных кадров в учебных заведенияхот изучения в ввузах…
ДиссертацияПедагогическая технология процесса воспитания офицеров воинской части
Теоретическое исследование и опытно-экспериментальная работа позволили выявить и обосновать основные пути и условия повышения эффективности педагогической технологии по воспитанию у офицеров высоких морально-нравственных качеств личности. В современных условиях к ним относятся: а) оптимизация структуры педагогической технологии, для чего необходимо: соблюдение последовательности прохождения всех…
ДиссертацияПедагогические модели в социальной работе с пожилыми людьми в США
Педагогические основы социально-геронтологической подготовки специалистов ориентированы на овладение ими содержанием и технологиями педагогических моделей работы с пожилыми, передовым зарубежным опытом. Функциональный компонент подготовки отражает сферы деятельности, расовые, этнические и тендерные различия клиентов, роль будущих специалистов в работе с пожилыми. Структурный компонент определяет…
ДиссертацияПедагогические основы социализации подростка в процессе усвоения традиций адыгского народа
Методологическую основу исследования составляют философские теории личности, социологическая концепция связи развития индивида и общества, социально-психологические теории конвергентности и адаптивности, педагогические концепции самоопределения и самовоспитания, пе-дагогизации социокультурного окружения, культурологической направленности образования, гуманистические идеи этнопедагогики…
ДиссертацияПедагогические условия формирования учебно-компьютерных умений у учащихся 5-6 классов в процессе обучения школьным дисциплинам (на материалах обзеобразовательных школ Республики Таджикистан)
Основные итоги проведенного исследования заключаются в следующем: 1. Установлено, что проблема компьютеризации обучения математике и информатике требует поиска дополнительных резервов, совершенствования содержания учебно-воспитательного процесса путем выявления системы учебно-компьютерных умений, так как: а) в существующих упражнениях, содержащихся в учебниках математики и информатики…
ДиссертацияОбразовательный процесс как фактор профессионально-трудовой социализации личности будущего специалиста: на материале учреждения среднего профессионального образования
Проведено эмпирическое исследование, в качестве методологической основы которого взяты системный, культурологический, личностно-деятельный подходы к изучению педагогических явленийконцептуальные положения о личности как субъекте совместной деятельности, складывающихся в ее процессе отношений и своего собственного развитияидеи гуманизации взаимодействия и отношений участников образовательного…
ДиссертацияОбщепедагогические основы овладения учителем технологиями развивающего обучения в процессе профессионального педагогического образования
За рамками данного исследования остался третий этап модели овладения технологиями развивающего обучения (профессиональло-развивающий этап) или послевузовский период. Этот этап обучения рассчитан для учителей школ, которые могут более глубоко осмыслить сущность технологий развивающего обучения с учетом своего практического опыта. Решение проблемы технологий развивающего обучения в конечном итоге…
ДиссертацияПодготовка будущего педагога в вузе к взаимодействию с семьей
Развитие и становление системы воспитания в любом государстве тесно связано с его историей, поэтому отдельной темой является история семьи и брака, типология семьи по форме проживания, функциям. Акцентируется внимание на воспитательной функции семьи и особенностях домашнего воспитания. Анализ истории развития семейного и домашнего воспитания в России и подготовки домашнего педагога показывает…
ДиссертацияПсихолого-педагогические условия формирования языковой компетенции будущих военных специалистов в вузе: На материале изучения дисциплины «Иностранный язык»
Ознакомление с монографиями, диссертационными исследованиями, посвященными данной проблеме, а также анализ материалов конференций и обобщение опыта в решении задач, касающихся языковой подготовки высокопрофессиональных офицерских кадров, выявили следующее. Во-первых, в последнее десятилетие в силу целого комплекса причин увеличивается разрыв между уровнем языковой подготовки курсантов…
ДиссертацияПути повышения сознательности усвоения грамматических категорий учащимися вспомогательных школ (на материале изучения имени существительного молдавского языка)
Исследование показывает, что если целенаправленно организовать учебную деятельность учеников, можно добиться повышения сознательности усвоения ими грамматических категорий. Своевременная работа над изучением грамматических признаков, придающих словам молдавского языка значение грамматической предметности (артикль), существенно облегчает этот процесс. Выделение этапов работы над новым понятием…
ДиссертацияОптимизация структуры виртуального учебно-методического комплекса дистанционного обучения в вузах МЧС России
В этой связи, П. И. Пидкасистый, говоря о взаимосвязи сознания и деятельности, писал: «Специфическая особенность человеческой деятельности заключается в том, что это сознательная и целенаправленная деятельность. В ней и через нее человек регулирует свои цели, объективируя свои замыслы и идеи в преобразуемой им действительности. Вместе с тем объективное содержание предметов, над которыми…
ДиссертацияСистема проблемных упражнений как средство повышения эффективности профессионально-технической подготовки учащихся средних профтехучилищ (на примере строительной профессии)
В первой главе «Теоретические предпосылки совершенствования методики обучения специальной технологии» анализируются требования научно-технического прогресса, строительного производства к современному рабочему и методике обучения учащихся предмету «Специальная технология» в средних профтехучилищах строительного профиля. Выявляются роль и типы упражнений, используемых в процессе обучения…
ДиссертацияПреемственность формирования познавательной активности учащихся и студентов в системе «школа-вуз»
Сконструирована модель преемственности формирования познавательной активности учащихся и студентов, отражающая комплекс педагогических условий, обеспечение которых способствует повышению эффективности исследуемой проблемы (учет взаимосвязи и взаимообусловленности целей, содержания, методов, средств и результатов на каждом этапе обучения во всех компонентах познавательной деятельности студентов…
ДиссертацияУчебные задачи как содержательный компонент дидактических игр в организации адаптивной системы обучения математике учащихся 5-6 классов
Апробация основных положений и результатов настоящего исследования проводилась в форме докладов и выступлений на научно-практических конференциях «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Тара, 2002 — 2005 гг.), на Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование процесса обучения математике в условиях модернизации Российского образования» (Волгоград, 2004 г.) — на XXII…
ДиссертацияПрофессиональное становление молодых специалистов в условиях сельской школы
Профессиональное становление молодых специалистов в различных сферах педагогической деятельности нашло отражение в исследованиях, посвященных социологическим проблемам сельской школы (Р.Г. Гурова, Г. Г. Силасте и др.), становлению и развитию сельской малокомплектной школы (Р.А. Акбашев, Д. А. Данилов, Н. Д. Неустроев и др.), изучению особенностей национальных сельских школ (В.Ф. Афанасьев, Д. М…
ДиссертацияУправление художественно-творческой деятельностью школьников в образовательном процессе
Личностноориентированное художественное образование, предполагающее становление школьника как субъекта художественно-творческой деятельности, требует от педагога целенаправленных усилий по формированию соответствующего комплекса качеств у учащихся, развитию саморегуляции, способностей к сознательному целеполаганию, планированию изобразительной Ф деятельности, регулированию собственных действий…
ДиссертацияСпецифика содержания и методов обучения монологической речи студентов нефилологических отделений вузов
Нужно искать рациональные лингводидактические пути достижения этого в отношении студентов-нефилологов, сообразуясь с реальной жизненной ситуацией их обучения, их довузовской подготовкой, с конкретными нынешними реалиями и перспективами их поствузовской работы. При этом нужно искать такие методы, которые были бы не слишком сложными для организации обучения и с точки зрения усвоения учебного…
ДиссертацияМетодика организации дифференцированного обучения решению физических задач на основе учета когнитивных стилей учащихся
Эксперимент проводился в группах второго курса 2/1 и 2/2 профессионального училища № 54 Советского района и общеобразовательные 9-е и 11-е классы МОУ СОШ № 32 Приокского района г. Н. Новгорода. Специфика организации образовательного процесса в области начального профессионального образования, общая слабая мотивация учащихся к изучению предметов естественнонаучного цикла и отсутствие в тот период…
ДиссертацияФормирование вероятностно-статистических представлений у учащихся в курсе алгебры основной школы
Сложившаяся к настоящему времени методика обучения элементам комбинаторики и теории вероятностей (на кружковых и факультативных занятиях, а также в школах и классах с углубленным изучением математики) такова, что при обучении используются преимущественно задачи, решение которых опирается на классический подход к определению вероятности. В диссертационных исследованиях В. В. Фирсова, А. Плоцки…
ДиссертацияОбучение информатике в условиях профильной дифференциации: На прим. курса экол. направленности
Методологической и теоуетической основой исследования явились фундаментальные исследования в области философии образования и методологии психолого-педагогической науки (Бабанский Ю. К. Давыдов В.В., Загвязинский В. И., Краевский В. В., Лернер И. Я., Скаткин М. Н., Рубцов В. В., Шахмаев Н.М.), создания и использования средств обучения (Леднев B.C., По-латЕ.С., Прессман Л, П., Шаповаленко С. Г…
ДиссертацияВоспитание экологической культуры учащихся в процессе природоведческой деятельности
Но самое главное, как показывают научные исследования, то, что в $кзгивнойдобротворческой деятельности, в сознательном труде выковывается прочная связь — человек-природа, а не условие. Активное общение с природой воспитывает человека с внимательным внутренним оком к окружающей среде, чутко улавливающим ее беды и потребности. В таких условиях формируется не потребитель, бездушно разбазаривающий…
Диссертация