Специфика содержания и методов обучения монологической речи студентов нефилологических отделений вузов
Диссертация
Практическая ценность работы видитея, во-первых, в том, что ее идеи и практический материал могут быть использованы при составлении учебных программ, учебников и учебных пособий по вузовской дисциплине «Риторика», по другим вузовским речеведческим дисциплинамв практическом преподавании риторики в различных невузовских условиях. Во-вторых, на основе излагаемых нами принципов и по разработанной… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕГО ПРЕДМЕТА И ЦЕЛЕЙ
- 1. 1. 0. методологических, лингвистических, психологических и лингводидактических основах настоящего исследования
- 1. 2. Определение цели обучения
- 1. 3. Обучение монологической публичной речи как часть обучения культуре речи
- ГЛАВА 2. НАУЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И РАЗРАБОТКИ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-НЕФИЛОЛОГОВ
- 2. 1. Компетенционный подход к содержанию обучения
- 2. 2. Специфика содержательного аспекта сравнительно с обучением неспециальной речи
- 2. 3. Интерференционный подход
- 2. 4. От понятия «межстилевая интерференция» к понятию «переобучение»
- 2. 5. Методы и средства обучения монологической публичной речи сравнительно с иноцелевым обучением речи
- ГЛАВА 3. ОПИСАНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО СРЕЗА
- ВТОРАЯ ГРУППА
- Выводы
- ГЛАВА 4. ПРЕДЛАГАЕМАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ
- 4. 1. Теоретический блок занятий
- 4. 2. Формирование словарного компонента риторической компетенции
- 4. 3. Отбор и презентация фигур речи
- 4. 4. Отбор и презентация аргументационных приемов
- 4. 5. Аспекты и методика обучения текстообразующему компоненту риторической компетенции
- 4. 6. Вопросы овладения произносительным компонентом риторической компетенции
- 4. 7. Методика повышения предметной компетенции
- 4. 8. Нейтрализация стилистической интерференции
- Выводы
- ГЛАВА 5. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
- 5. 1. Ход опытного обучения
- 5. 1. 1. Преподавание теоретического блока
- 5. 2. Практические занятия
- 5. 2. 1. Обучение употреблению высокой лексики
- 5. 2. 2. Обучение употреблению фигур речи
- 5. 2. 3. Обучение аргументационным приемам
- 5. 2. 4. Обучение речевой композиции
- 5. 3. Аналитическая оценка проведенного экспериментального обучения
- 5. 1. Ход опытного обучения
- Выводы
Список литературы
- Абелева И.Ю. Речь о речи. Коммуникативная система человека. — М.: Логос. — М.: Логос. — 304 с.
- Абрамович С.Д., Молдаван В. В., Чикарькова М. Ю. Риторика загальна та судова. Кшв: Юршком 1нтер, 2002.- 415 с.
- Александров Д.Н. Логика. Риторика. Этика. М.: Флинта. Наука, 2002.- 165 с.
- Александров Д.Н. Риторика. М.: Флинта. Наука, 2002. — 623с.
- Александров Д.Н. Самоучитель красноречия. М.: Гранд, 2002. — 300 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика. — Т.2, 1980. — 284 с.
- Андреев В.И. Деловая риторика. Казань: Издательство Казанского ун-та, 1993.
- Анисимова Т.В., Гимпельсон Е. Г. Современная деловая риторика. М. — Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2002.-431 с.
- Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. Учебное пособие. М.: Академия, 1998. — 367 с.
- Аннушкин В. И. Риторика. Теоретический курс. Программа. -М.: Московский экстерный гуманитарный университет, 1992. 13 с.
- Аннушкин В.И. Русская риторика: исторический аспект. М.: Высшая школа, 2003. — 397 с.
- Античные теории языка и стиля: Антология текстов. СПб.: Алетейя, 1996. — 362 с.
- Апресян Г. З. Ораторское искусство. М.: МГУ, 1972. — 256 с.
- Аристотель. Риторика // Логика и риторика. Хрестоматия. -Минск, ТетраСистемс, 1997. С. 126- 153.
- Архипова E.B. Основы методики развития речи учащихся. -М.: Вербум М, 2004. — 191 с.
- Архипова JI.B., Варшавская А. И. и др. Риторика монолога. -СПб.: Химера, 2002. 237 с.
- Асеева М.А. Комплексное сочетание видов речевой деятельности как часть методики обучения русскому языку нерусских учащихся. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Спец. 13.00.02. -М., 1998. 157 с.
- Ассуирова JI.B. Топосы как риторические категории и структурно-смысловые модели порождения высказывания. Диссертация д.п.н. М.: МПГУ, 2003. — 549 с.
- Атватер И. Я слушаю вас. М.: Экономика, 1988. — 110 с.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966, — 607 с.
- Баева O.A. Ораторское искусство и деловое общение. Минск: ООО «Новое знание», 2000. 327 с.
- Базилевская В.Б. Риторика и развитие связной речи в школе: их соотношение. // Предмет риторики и проблемы её преподавания. Материалы Первой Всероссийской конференции по риторике. М.: Добросвет, 1998. — С. 175 — 180.
- Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. Часть И. / Под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов: Лицей, 2002. — С.39 — 55.
- Балли Ш. Французская стилистика. М.: ИЛ, 1961.
- Баранов А.Н. Политическая аргументация и ценностные структуры общественного сознания. // Язык и социальное познание. М., 1990.-С. 166- 176.
- Баранов А.Н., Казакевич Е. Г. Парламентские дебаты: традиции и новации. // Новое в жизни, науке и технике, 1991, № 10.
- Баранов А.Н., Караулов Ю. Н. Словарь русских политических метафор. -М., 1994.
- Баранов М.Т. Выбор упражнений для формирования умений и навыков. // Русский язык в школе, 1993, № 3. С. 36 43.
- Белл Р.Т. Социолингвистика. М.: Международные отношения, 1980. -318 с.
- Белостоцкая Н.Г. Культура публичного выступления. М., 1972.
- Бердичевский A. JL, Соловьёва H.H. Русский язык: сферы общения. Учебное пособие по стилистике для студентов-иностранцев.- М.: Русский язык. Курсы, 2002. 150 с.
- Береговская Э., Верже Ж.-М. Занятная риторика.- М.: Языки русской культуры, 2000. 152 с.
- Боброва З.А. Организация кружка культуры речи с учащимися-старшеклассниками. // Современные проблемы русского языка и методики его преподавания в вузе и школе. Саратов: Саратовский гос. пед. институт, 1972, с. 412−415.
- Богданова Н. В. Словарь основных понятий и терминов риторики. М.: Маркетинг, 2001. — 44 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. // Под ред. Д. И. Фельдштейна. М. — Воронеж, 1995.-349 с.
- Бороздина Г. В. Психология делового общения. М.: ИНФРА -М., 2001.-С. 103- 130.
- Бочарова Т.И. «В этот торжественный момент я хочу сказать.»:
- Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов.
- Часть 2. Новокузнецк: РИО Куз. ГПА, 2004. — 83 с.
- Бредемайер К. Чёрная риторика. 3-е изд. М.: Альпина, 2006.334 с.
- Будагов Р.И. Что такое развитие и совершенствование языка? -М.: Наука. 1977.-264 с.
- Булыгина М.В. Комбинаторные методы в системе культурологически-ориентированного обучения иностранному языку на неспециальных факультетах. // Формирование коммуникативной иноязычной компетенции в свете социального заказа. Тюмень, 2001. — С. 15−17.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. JL: Учпедгиз, 1941.-246 с.
- Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. // Под ред. И. Ф. Протченко, Л. А. Ходяковой. М.- Просвещение, 1992. — 511 с.
- Бэн А. Стилистика и теория устной и письменной речи. М., 1986.
- Вагапова Д. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. -М.: Цитадель, 2001. 459 с.
- Вагапова Д.Х. Принципы и содержание программы по риторике для старших классов школ нового типа. // Предмет риторики и проблемы ее преподавания. М.: Добросвет, 1998. — С. 172 — 175.
- Валеева P.A. Риторические навыки как элемент профессиограммы современного специалиста // Записки Горного института. Том 160. Риторика в системе коммуникативных дисциплин. В двух частях. Часть 2. СПб, 2005. — С. 23 -24.
- Варковицкая Л.А. Упражнения по развитию монологической речи. // Русский язык в национальной школе, 1972, № 5.
- Василевич А.П. Проблема измерения языковой компетенции. // Лингвистические основы преподавания русского языка. М.: Наука, 1983, с. 113−137.
- Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 128 с.
- Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.-С. 313−374.
- Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. Ростов-на-Дону: Март, 2000. — 510 с.
- Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. -Ростов-на-Дону, 1995. 573 с.
- Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Риторика для юристов. -Ростов-на-Дону, 2002. 568 с.
- Введенская Л.А., Павлова Л. Г., Катаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — С. 69 — 267, 399- 480.
- Вербицкий A.A. Человек в контексте речи: формы и методы активного обучения. М.: Знание, 1990. — 64 с.
- Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности. / В. П. Григорьева, И. А. Зимняя, В. П. Мерзлякова и др. М.: Русский язык, 1985.- 116 с.
- Виноградов С.И. Выразительные средства в парламентской речи. // Мир русского слова, 1994, № 1.
- Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. М., 1987.
- Виньков Ю.В. Программа курса «Риторика» для двухгодичного обучения. // Риторика. М.: Лабиринт, 1995, № 1. — С. 134 — 138.
- Вишнякова Т.А. Основы методики преподавания русского языка студентам-нефилологам. М., 1982.
- Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1973. — 384 с.
- Волков А. А. Курс русской риторики. Пособие для учебных заведений. М.: МГУ, 2001. — 474 с.
- Волков А. А. Основы русской риторики. М.: МГУ, 1996.345с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2005. — 350 с.
- Гаймакова Б.Д., Макарова С. К., Новикова В. И., Оссовская М. П. Мастерство эфирного выступления. М.: Аспект пресс, 2004. — 283 с.
- Галевская Е.Г. Методика изучения риторики на факультете иностранных языков. Диссертация к.п.н. М.: МПГУ, 2001. — 257 с.
- Галич А.И. Теория красноречия. Спб., 1830.
- Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. — 138 с.
- Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.: Издательство АПН РСФСР, 1952. — 335 с.
- Гдалевич Л.А. Рецензирование развёрнутых устных ответов на уроках русского языка. // Русский язык в школе, 1984, № 3. С. 22 — 25.
- Герасимова Т.В., Белова С. Е. Профессиональная коммуникация: вопросы теории и практики обучения. // Формирование коммуникативной иноязычной компетенции в свете социального заказа. -Тюмень, 2001.-С. 25−26.
- Гимпельсон Е.Г. Любовь категория риторическая, или Усвоение ценностного содержания учебного процесса. // Предмет риторики и проблемы её преподавания. Материалы Первой Всероссийской конференции по риторике. — М.: Добросвет, 1998. — С. 119 -128.
- Глухов Б.А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1993. — 370 с.
- Гойхман О.Я., Гончарова Л. М., Гордиенко Т. В., Надеина Т. М., Романова H.H., Соловьев Э. Я., Филиппов A.B. Референт руководителя. -М.: Ось-89,2006. 527 с.
- Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М.: ИНФРА-М, 2001.-271 с.
- Голер A.M. Тематическая направленность словарной работы. // Русский язык в национальной школе, 1977, № 4. С. 44 — 47.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа, 1988.-319 с.
- Голуб И. Б., Основы красноречия. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Яхонт, 2000. — 272 с.
- Голуб И.Б. Искусство риторики. Пособие по красноречию. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 379 с.
- Голуб И.Б., Розенталь Д. Э. Секреты хорошей речи. М.: Международные отношения, 1993.
- Гольдин В.Е. Речь и этикет. М.: Просвещение, 1983.
- Гольдин В.Е., Сиротинина О. Б., Ягубова М. А. Русский язык и культура речи. -М.: УРСС, 2003. С. 118 — 124.
- Горнфельд А.Г. Фигура в поэтике и риторике. // Вопросы теории и психологии творчества, т.1. Харьков, 1911.
- Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16.-М., 1985.
- Грановская Л.М. Риторика. М.: Азбуковник, 2004. — 217 с.
- Граудина Л.К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. М.: Наука, 1976. — 455 с.
- Граудина Л.К., Кочеткова Г. И. Русская риторика. М.: Центрополиграф, 2001. — 669 с.
- Граудина Л.К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. -М.: Наука, 1989.
- Гурвич С.С. и др. Основы риторики. Киев, 1988.
- Далецкий Ч. Практикум по риторике. М.: Аз, 1995. — 208 с.
- Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу^ кто ты. — М.: ОМЕГА-Л, 2003. 486 с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том II. М.: Русский язык, 1979. — 779 с.
- Данцев A.A., Нефёдова Н. В. Русский язык и культура речи для технических вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. — С.225 — 276.
- Дейкина А.Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка. М.: Флинта, Наука, 2001. — 142 с.
- Деннингхаус Ф. Эволюция, смена эпох и непрерывность в истории обучения иностранным языкам. // Русский язык за рубежом, 1989, № 5, с. 54−61.
- Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. М.: Академия, 1996.- 192 с.
- Долинин К.А. Стилистика французского языка. JI. 1978.
- Дюбуа Ж. и др. Общая риторика. М.: Прогресс, 1986.
- Евтюгина A.A. Риторика и культура речи в системе речеведческих дисциплин // Записки Горного института. Том 160 (I). Риторика в системе коммуникативных дисциплин. В двух частях. СПб, 2005. — С. 22 — 24.
- Еремеева А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского (родного) языка. Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени д.п.н. М.: МПГУ, 1991. -44 с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.- М.: Наука, 1982.- 157 с.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи //В защиту живого слова. Сборник статей. М., 1966. — С. 5 — 25.
- Закирьянов К.З. Интерференция родного языка как одна из причин синтаксических ошибок в русской речи нерусских. // Развитие двуязычия в процессе обучения в национальной школе РСФСР. М., 1976. -С. 119−121.
- Залевская A.A. Введение в психолингвистику. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2000. — 382 с.
- Зарецкая Е. Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Издательство: Дело, 1999. — 477 с.
- Зарецкая E.H. Деловое общение. 2-е изд. Т. I, II. М.: Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, Дело, 2004. Т. I.- 695 с. Т. II. -719с.
- Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. М.: Русский язык, 1981. — 112 с.
- Захарова О.И. Риторика и западноевропейская музыка XVII -первой половины XVIII века: принципы, приёмы. М.: Музыка, 1983. — 77с.
- Зимняя И.А. Оратор и аудитория. М., 1976.
- Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку (на материале русского как иностранного). М.: Русский язык, 1989. — 219 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 1999.384 с.
- Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи. В кн.: Основы теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1974.
- Ивакина H.H. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). М.: Юристъ, 2001. — 383 с.
- Иванова О.В. Влияние коммуникативного метода преподавания иностранного языка на аудирование. //Формирование коммуникативной иноязычной компетенции в свете социального заказа. -Тюмень: Тюменский государственный университет, 2001, с. 53 54.
- Иванова С.Ф. Как начинать обучение риторике? // Русский язык в школе, 1992, № 1. С. 38−43,48.
- Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М.: Знание, 1978. -124 с.
- Иванова С.Ф. Экспериментальная программа по риторике. // Риторика. М.: Лабиринт, 1995, № 1. — С. 123 — 133. ««
- Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи. М., 1998.
- Ивин A.A. Основы теории аргументации.- М.: Владос, 1997.349 с.
- Ивин A.A. Риторика. Искусство убеждать. М.: Гранд, 2002.300 с.
- Ивин A.A., Никифоров А. Л. Словарь по логике. М.: Владос, 1998.-383 с.
- Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку. М.: Педагогика, 1975.
- Ипполитова H.A. Русский язык и риторика как учебные дисциплины.// Русский язык в школе, 2006, № 2, с. 3 6.
- Ипполитова H.A., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. М.: Проспект, 2005. — 440 с.
- Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М: УРСС, 2003.-284 с.
- Иссерс О.С. Что говорят политики, чтобы нравиться своему народу. // Вестник Омского университета, 1996, вып. 1. С. 71 — 74.
- Каверин Б.И., Демидов И. В. Ораторское искусство. М.: Юнити, 2004. — 255 с.
- Квинтилиан М.Ф. Двенадцать книг риторических наставлений. Части 1 и 2. Спб., 1834.
- Кириленко Н.П. Предмет и задачи лингвориторики. //Традиции и новации в профессиональной деятельности преподавателя русского языка как иностранного: Учебная монография. / Под общ. ред.
- С.А.Хаврониной, Т. М. Балыхиной. М.: Российский университет дружбы народов, 2002. — С. 420 — 424.
- Киселев Е.А. Основы общей риторики. М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2000. — 53 с.
- Киселёва JI.A. Вопросы теории речевого воздействия. JL, 1978.
- Китайгородская М.В., Розанова H.H. «Своё» «Чужое» в коммуникативном пространстве митинга. // Русистика сегодня, 1995, № 1, с. 93−116.
- Клещинская JI.B. Пути формирования иноязычной компетенции на занятиях по немецкому языку. // Формирование коммуникативной иноязычной компетенции в свете социального заказа. -Тюмень, 2001.-С. 130−131.
- Клюев Е. В. Речевая коммуникация. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: ПРИОР, 1998. — 224 с.
- Клюев Е. В. Риторика. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: ПРИОР, 1999. 272 с.
- Клюев Е.В. Речевая коммуникация. Успешность речевого взаимодействия. М.: РИПОЛ, Классик, 2002. — 317 с.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1977.-223 с.
- Колесов В. В. Культура речи культура поведения. — Л.: Лениздат, 1988.-272 с.
- Колтунова М. В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет. М.: Экономика, 2000. 271 с.
- Коммуникативная ориентированность обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. М.: МГЛУ, 1998. — 72 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975−720 с.
- Кондубаева М.Р. Основы культуры речи. Алматы: РИК, 1997.- 195 с.
- Кони А. Ф. Избранное. М.: Советская Россия, 1989. — С. 15 — 62.
- Корнилова Е. Н. Риторика искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. Учебное пособие. — М.: УРАО, 1998. — 205 с.
- Корольков В.И. К теории фигур. Сборник научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза, выпуск 78. М., 1974.
- Коротец М.Д. Риторика. 100 экзаменационных ответов. М. Ростов-на-Дону: изд. центр «МарТ», 2006. — 239 с.
- Костомаров В.Г. Преподавание русского языка в национальных вузах и проблемы культуры речи. // Изучение русского языка в национальном вузе. Фрунзе: Мектеп, 1984. — С. 44 — 56.
- Кохтев H.H. Готовьтесь к речи с пером в руке. //Русская речь, 1996,№ 1.-С. 35 -41.
- Кохтев H.H. Основы ораторской речи. М.: МГУ, 1992. — 240с.
- Кохтев H.H. Риторика. М.: Просвещение, 1994. — 207 с.
- Кохтев H.H., Розенталь Д. Э. Искусство публичного выступления. М.: Московский рабочий, 1988. — 224 с.
- Кошанский Н. Общая реторика. 1849.
- Кошанский Н. Частная реторика. 1849.
- Крысин Л.П. Владение разными подсистемами языка как явление диглоссии. // Социально-лингвистические исследования. М.: Наука, 1976.-С. 62−69.
- Кудряшов А.И. Обучение говорению. // Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. М.: Русский язык, 2003.-С. 107−116.
- Кудряшова В.В. О традициях обучения риторике в Санкт-Петербургском горном институте // Записки Горного института. Том 160 (I). Риторика в системе коммуникативных дисциплин. В двух частях. -СПб, 2005.-С. 44−46.
- Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. М.:Ось-89, 1998. — 208 с.
- Кузнецов И.Н. Практикум по риторике. Минск: ИООО «Современное слово», 2004. — 352 с.
- Кузнецов И.Н. Риторика. Минск: Амалфея, 2000. — 463 с.
- Кузнецов И.Н. Современная риторика. М.: Дашков и К.480с.
- Кузнецова Т.И., Стрельникова И. П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976.
- Куимова М.В. Обучение устной монологической речи с опорой на аутентичный письменный текст (английский язык, неязыковой вуз). АКД. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет, 2005. — 18 с.
- Кулешова Ю.С. О методической аутентичности юридических текстов. //Формирование коммуникативной иноязычной' компетенции в свете социального заказа. Тюмень, 2001. — С. 86 — 88.
- Культура речи и эффективность общения. / Под ред. Л. К. Прудкина, Е. Н. Ширяева. М., 1996.
- Культура русской речи. Под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. М.: Норма, 2000. — 549 с.
- Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. М.: Флинта. Наука, 1997. — С. 17−75.
- Куньч 3. Риторичний словник. Кшв: Рщна мова, 1997. — 341 с.
- Купина H.A. Риторика в играх и упражнениях. M.: Флинта. Наука, 2002. — 228 с.
- Куштов М.Х. О типологии упражнений по развитию устной речи. // Русский язык в национальной школе, 1983, № 1. С. 30 — 32.
- Ладыженская Т.А. Модернизация образования и риторика. // Русская словесность, 2005, № 3, с. 64 66.
- Ладыженская Т., Сорокина Г., Никольская В., Ладыженская Н. Детская риторика. М., 1993.
- Лапотько А.Г. Использование риторической теории при работе над сочинениями на свободную тему. //Предмет риторики и проблемы её преподавания. Материалы Первой Всероссийской конференции по риторике. М.: Добросвет, 1998, — С. 216 — 220.
- Леммерман X. Уроки риторики и дебатов. М.: Уникум Пресс, 2002.-331 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. М., 1983.
- Леонтьев A.A. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. M.: URSS, 2005−213 с.
- Леонтьев A.A. Теория речевой деятельности. М., 1971.
- Леонтьев A.A. Язык. Речь. Речевая деятельность. Изд. 3-е. М.: URSS, 2005.-202 с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976.
- Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. — 683 с.
- Лисий. Речи.- М.: Ладомир, 1994. 380 с.
- Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
- Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.- Л., 1952, том 7.
- Лосева М.Л. Синтаксическая структура целых текстов. -Одесса, 1971.
- Львов М.Р. Методы развития речи учащихся. // Русский язык в школе, 1985, № 3.
- Львов М.Р. Некоторые вопросы обучения русскому языку в свете теории речевой деятельности. // Лингвистические основы преподавания языка. М.: Наука, 1983. С. 77 — 92.
- Львов М.Р. О речевом развитии учащихся средней школы // Советская педагогика, 1973, № 9. С. 27 36.
- Львов М.Р. Основы теории речи.- М.: Academia, 2000. 247 с.
- Львов М. Р. Риторика. Учебное пособие для 10−11 классов. -М.: Академия, 1996. 252 с.
- Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М.: Академия, 2003.272 с.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. -М.: Просвещение, 1988. 240 с. — 2-е изд. — М.: Рост Скрин, 1997 — 255 с.
- Львов М.Р. Языковое чутье как фактор обучения. // Русская словесность, 2005, № 7, с. 43 49.
- Львова С. И. Язык в речевом общении. М.: Просвещение, 1992.-С. 8−79.
- Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: МГУ, 1975. — 120 с.
- Мамушин B.C. О развитии умения совершенствовать текст // Русский язык в школе, 1972, № 2.
- Мамушин B.C. Повторная работа над текстом изложения // Русский язык в школе, 1973, № 2.
- Маркичева Т. Б., Ножин Е. А. Мастерство публичного выступления. М.: Знание, 1989. — 176 с.
- Мартьянова И.А. Основы риторики. Пособие-хрестоматия для старшеклассников. СПб., М.: Сова, Эксмо-Пресс. — 287 с.
- Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. -М.: Наука, 1994.- 189 с.
- Масгутова Н.Г. Методическая система обучения основам риторики студентов нефилологических специальностей вузов. АКД. М.: МПГУ, 2002.-18 с.
- Матвеева Т.В. Категориально-текстовый подход в учебном курсе риторики. // Предмет риторики и проблемы её преподавания. Материалы Первой Всероссийской конференции по риторике. М.: Добросвет, 1998. — С. 101 — 108.
- Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта, Наука, 2003. — 432 с.
- Махновская H.H. Система обучения аргументативным умениям в курсе риторики в вузе и школе. АДД.- М: МПГУ, 2004. 39 с.
- Методика преподавания русского языка в школе. / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. / Под ред. М. Т. Баранова. М.: Академия, 2002. — 368 с.
- Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителей / Под ред. Т. А. Ладыженской. М., 1980.
- Методичш рекомендацп на допомогу оволодшню ораторським мистецтвом. Кшв, 1993.- 64 с.
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. СПб: Прайм — Еврознак, М.: Олма-Пресс, 2003. — 666 с.
- Михайличенко H.A. Риторика. М., 1994.
- Михайлов М.М. Фразеологическая интерференция вёёёёёё русской речи чувашских учащихся. // Развитие двуязычия в процессе обучения в национальной школе РСФСР. М., 1976. — С. 127 — 128.
- Михайлова Н.И. «Витийства грозный дар.» A.C. Пушкин и русская ораторская культура его времени. М.: Русский путь, 1999. -413 с.
- Михальская А.К. К современной концепции культуры речи. // Филологические науки, 1990, № 5. С. 50 — 60.
- Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. М.: Просвещение, 1996. — 416 с.
- Михальская А.К. Теоретические основы педагогической риторики. Докторская диссертация. М., 1993. — 497 с.
- Михальская JI.K. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике: Учебное пособие для студентов гуманитарных факультетов. -М.: Издательский центр «Академия», 1996.
- Михневич А.Е. Основы ораторского искусства^ — М.: Знание, 1973.-350 с.
- Молдован В.В. Риторика загальна та судова. Кшв: Юршком 1нтер, 1999.-317 с.
- Мороховский А.Н. К проблеме текста и его категорий // Текст и его категориальные признаки: сборник научных трудов. Киев: КГПИИЯ, 1989. С. 3−8.
- Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Фигуры и тропы. Общая и частные классификации. Терминологический словарь. M.: URSS, 2006. — 374 с. •
- Мурашов A.A. Педагогическая риторика. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 479 с.
- На подступах к риторике. Пособие для учащихся 8−10 классов общеобразовательных учебных заведений. Составитель В. Я. Коровина. -М.: Мнемозина, 1996. 191 с.
- Нелюба А. Професшна мова юриста. Харьюв: Прапор, 2002.207 с.
- Неориторика: генезис, проблемы, перспективы. Сборник обзоров Академии наук СССР. М., 1987.
- Николаева Т.М. Жест и мимика в публичной речи. М.: Знание, 1972.-37 с.
- Новиков JI.A. Искусство слова. М.: Педагогика, 1982. — 128 с.
- Образцовое красноречие. Хрестоматия для студентов педагогических вузов. /Составители Р. Я. Вельц, Л. А. Самохина, В. Ф. Тимирханов, Е. А. Яковлева. Ч. 1, 2. Уфа: БашГПИ, 1999. — Ч. 1- 103 е., 4.2- 107 с.
- О возвышенном. Перевод Н. А. Чистяковой. М.-Л.: Наука, 1966.-С. 149 с.
- Одинцов В.В. Структура публичной речи. М.: Знание, 1976.
- Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. -М. Высшая школа, 1974.
- Ораторское искусство. Учебное пособие для иностранцев. Выпуск 1. М.: Высшая школа профсоюзного движения. ВЦСПС, 1975. -124 с.
- Ораторское искусство. Учебное пособие для иностранцев. Выпуск 2. М.: Высшая школа профсоюзного движения. ВЦСПС, 1975. -67 с.
- Орлов О.М. Профессионально ориентированная риторика: содержание и методика обучения. Диссертация д.п.н. М., 2003. — 529 с.
- Основы ораторского искусства. Альбом схем. Под редакцией Сальникова В. П. СПб: Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности, 2001. — 107 с.
- Основы публичной речи. Learning to Speak in Public. M.: Владос, 2002. — 95 с.
- Панов А.Б. Русский язык, риторика, основы культуры речи: спецкурс//Научно-методическое творчество преподавателей педагогических вузов. Москва — Вологда, 1995.
- Панькин В.М., Филиппов A.B. Материалы для словаря терминов контактологии. М., 1998. — 116 с.
- Пассов Е.И. Классификация упражнений для обучения говорению. //Иностранные языки в школе, 1977, № 5. С 49 — 54.
- Пассов Е.И. Коммуникативные упражнения. М.- Л., 1967.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М., Просвещение, 1985. — 208 с.
- Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку. 9−11 классы. М.: Вербум — М., 2003. — 287 с.
- Педагогическая риторика. Под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: МПГУ, 2001.-387 с.
- Педагогическая риторика. Практикум.// Под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: Олимп, 2003. — 421 с.
- Педагогический словарь. Т. I, II. М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. — T.I. — 774 е.- т.П. — 766 с.
- Петров О.В. Риторика. М.: Профобразование, 2001. — 423 с.
- Плёнкин H.A. Обучение школьников правилам построения текста. // Русский язык в школе, 1977, № 4. С. 50 — 58.
- Плёнкин H.A. Особенности работы по развитию речи учащихся малокомплектной школы. // Русский язык в школе, 1985, № 2. -С. 25−30.
- Плюснина Т.Д., Успенская И. С. Риторическое образование как часть профессиональной подготовки студентов технических вузов // Записки Горного института. Том 160 (I). Риторика в системе коммуникативных дисциплин. В двух частях. СПб, 2005. — С. 200 — 201.
- Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб,. 1996.
- Подготовка учителя русского языка для национальной школы: лингводидактический аспект. // Под ред. Н. М. Шанского, Г. Г. Городиловой. -М: Педагогика, 1989. 199 с.
- Положение о Высших женских курсах в Москве и речи, произнесенные при открытии курсов 1 ноября 1872 года профессорами Московского университета св. А.М.Иванцовым-Платоновым, С. М. Соловьевым, В. И. Герье. М.: Университетская типография, 1872. -32 с.
- Порубов Н.И. Риторика. Минск: Вышэйшая школа, 2001.383 с.
- Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии XX века. М.: Рефл-бук, Ваклер, 2001. — С. 258 — 274.
- Почикаева Н.М. Основы ораторского искусства и культуры речи. Ростов-на-Дону, 2003. — 320 с.
- Предмет риторики и проблемы её преподавания. Материалы Первой Всероссийской конференции по риторике. Москва, 1997 г., 28 30 января. — М.: Добросвет, 1998. — 289 с.
- Преснухина Н.Б. Риторические фигуры как средство усиления выразительности учебно-научной речи учителя русского языка. АКД. М.: МПГУ, 2000.- 16 с.
- Примерная программа дисциплины «Речевая коммуникация». Составители Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. М.: Государственная академия сферы быта и услуг. Институт туризма и гостеприимства, 1999. -15 с.
- Примерная программа дисциплины «Риторика и основы деловой речи». Составители Н. Н. Романова, А. В. Филиппов. М.: ГАСБУ, ИтиГ, 1999, Юс.
- Программа «Культура речи. Риторика» для студентов негуманитарных вузов. СПб.: Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (технический университет), 1999.-22 с.
- Прокуровская H.A., Болдырева Г. Ф., Соловей JI.B. Как подготовить ритора: Учебно-практическое руководство. Ижевск: УдГУ, 1994.- 183 с.
- Публичные выступления, их назначение и правила подготовки. В кн.: Варакута С. А., Еговор Ю. Н. Связи с общественностью. — М.: ИНФРА-М, 2001. — С. 35−40.
- Раевская М.М. О стилеобразующей роли ритма в ораторской речи// Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2003, № 2. С. 99−111.
- Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. -М., 1980.
- Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Том I, II. М.: Вече-Акт, 2000. — T.I. — 591 с. Т.П. — 559 с.
- Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М., 1990.
- Речи о Пушкине. 1880 1960-е годы. Составление, подготовка текстов и комментарии В. С. Непомнящего и М. Д. Филина. — М.: Текст, 1999.-390 с.
- Рижский И.С. Опыт риторики, сочиненный и преподаваемый в Санкт-Петербургском горном училище. СПб, 1796.
- Риторика. / Под ред. Н. А. Ипполитовой. М.: Проспект, 2006.447 с.
- Риторика. 11 класс. / Под ред. Т. А. Ладыженской.- М.: Ювента Баласс, 2004. 224 с.
- Риторика. 11 класс. / Под ред. Т. А. Ладыженской. Методические рекомендации. М.: Ювента. Баласс, 2004. — 127 с.
- Риторика. Юнита 1. Разработано Чевельча П. В. М.: Современный гуманитарный университет, 1998. — 47 с.
- Риторика и стиль. М., 1984.
- Риторика. Культура речи учителя (педагогическая риторика). Сборник программ учебных курсов. 3-е издание. М.: Флинта, Наука, 1999.- 159 с.
- Риторика. Словарь-справочник. Для студентов специальности 53 100 социально-культурная деятельность./Автор-составитель Шевченко Л. А. — Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 1999. — 53 с.
- Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики.- М.: Флинта. Наука, 2003. 196 с.
- Розенталь Д.Э. Культура речи. М.: МГУ, 1959. — 88 с.
- Розенталь Д.Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.: Просвещение, 1976. — 543 с.
- Романов Д.А. Ритм в эмфазе и способы ритмической организации ораторской речи.//Русский язык в школе, 2004, № 5. С. 92 — 97.
- Романова Н. Н. Культура монологической речи. В кн. «Русский язык и культура речи». Учебное пособие под редакцией О. Я. Гойхмана. — М.: ИНФРА-М, 2002. — С. 71 — 100.
- Романова H.H., Филиппов A.B. Двести приёмов ораторской речи. Учебно-справочное пособие. М.: МАКС Пресс, 2001. — 102 с.
- Романова H.H., Филиппов A.B. Культура речевого общения. -М.: МАКС Пресс, 2001. 165 с.
- Русецкий В. Ф. Культура речи учителя. Минск: Ушверсггэцкае, 1999. — 239 с.
- Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах XIX века. Тула, Автограф, 1997. — 815 с.
- Русский язык в национальной школе. Проблемы лингводидактики. / Под ред. Н. М. Шанского, Н. З. Бакеевой. М.: Педагогика, 1977. — 248 с.
- Русский язык. Энциклопедия. М., 1998. — 703 с.
- Рыбникова М. А. Введение в стилистику. М., 1937.
- Рыльникова И.Л. Из истории русской школьной риторики. // Русский язык в школе, 1990, № 4. С. 23 -27.
- Рябоконь A.B. Роль рецепции в овладении вторым языком (обзор работ американских исследователей). // Русский язык в СССР, 1991, № 10, с. 41.
- Савкова З.В. Искусство оратора. СПб: ИВЭСЭП, 2000. — 189 с.
- Савостьянов А. И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. М.: Владос, 2001. — 144 с.
- Сагач Г. М. Мистецтво дшово1 комушкацп. Кшв, 1995. — 124 с.
- Сагач Г. М. Похвальне красномовство. Кшв: Мшютерство ocbith Украши, 1нститут змюту i метод1 В навчання, 1996. — 154 с.
- Сагач Г. М. Риторика. Кшв: 1н Юре, 2000. — 565 с.
- Сен-Жюст Луи Антуан. Речи. Трактаты. СПб.: Наука, 1995.471 с.
- Сентенберг И.В., Карасик В. И. Псевдоаргументация: некоторые виды речевых манипуляций. // Речевое общение и аргументация. СПб, 1993, с. 30 -38.
- Сергеич П. Искусство речи на суде. Кшв: Техника, 2005.366 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М: Логос, 1999 — 272 с.
- Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию (на материале английского языка). Пособие для учителей. Киев: Радянська школа, 1983.- 119 с.
- Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М.: Наука, 1980.-352 с.
- Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения. -М.: КУбК-а, 1997. С. 97 — 76.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988. — 1599 с.
- Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М.: Академия, 2002. — 252 с.
- Сопер Поль Л. Основы искусства речи. 3-е издание. М: Яхтсмен, 1995. -416 с.
- Сорокин Ю.А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985. — 167 с.
- Соссюр Ф. Курс общей лингвистики. М., Соцэкгиз, 1933.
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М., 1980, с. 384.
- Степаненко И.С. О преподавании практикума «Основы культуры речи». // Русский язык в национальной школе», 1989, № 9. С. 45 -48.
- Стернин И.А. Практическая риторика. М.: Академия, 2003.269 с.
- Стернин И.А. Риторика как предмет преподавания в системе комммуникативных дисциплин. // Предмет риторики и предмет ее преподавания. М.: Добросвет, 1998. — С. 109 -118.
- Стешов A.B. Устное выступление: логика и композиция (в помощь лектору). Л.: Знание, 1989. — 32 с.
- Стилистический энциклопедический словарь русского языка. // Под ред.М. Н. Кожиной. М.: Флинта — Наука, 2003. — 694 с.
- Столыпин П.А. Думские речи. М.: Знание, 1990. — 62 с.
- Судебные речи. Сборник. Автор-составитель М. Ф. Чудаков. -Минск: Новое знание, 2002. 779 с.
- Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб.: Златоуст, 2000. — 225 с.
- Сычёв O.A. Обучение риторике в эпоху компьютеров: введение в опыт США. М.: Знание, 1991. — 34 с.
- Тацит Публий Корнелий. Диалог об ораторах. В кн.: «Анналы. Малые произведения. История». — М.: Ладомир, 2001. — С. 483 -522.
- Текучев A.B. Очерки по методике обучения русскому языку. -М.: Педагогика, 1980. 230 с.
- Теория и практика референтской деятельности. М.: ИНФРА-М, 1999.-С. 142−161.
- Тодоров Л.В. Восхищение поэтическим тропом. // Русская словесность, 2005, № 1, с. 60 71.
- Токарева Г. В. Использование интерактивных методов при изучении риторики в техническом вузе // Записки Горного института. Том 160(1). Риторика в системе коммуникативных дисциплин. В двух частях. Часть 1. СПб, 2005. — С. 202 — 204.
- Томан I. Мистецтво говорити. Кшв: Видавництво полп"ично1 лггератури Украши, 1989. — 293 с.
- Трофимова Г. К. Русский язык и культура речи. М.: Флинта -Наука, 2005.-С. 127- 153.
- Тумина JI.E. Русская риторика XVII XX веков: учение о повествовании. — М.: УРСС, 2004.
- Уёмов А.И. Логические ошибки. М., 1975.
- Успенский М.Б. Курс современного русского языка в педагогическом вузе.- Москва-Воронеж, 2004. 191 с.
- Ушакин С.А. Речь как политическое действие. // Полис. Политические исследования, 2002, № 1.
- Фаенова М.О. Обучение культуре общения на английском языке. Научно-теоретическое пособие. М.: Высшая школа, 1991.
- Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973. — С. 5 — 72.
- Федорова Е. В. Люди императорского Рима. М.: МГУ, 1990.366 с.
- Федорова Н.В. Основы риторики. Экспериментально-методическое пособие. Даугавпилс: «Sab», 1995. — 213 с.
- Филиппов А. В. Сто пятнадцать приемов ораторской речи. -М.: Государственная академия сферы быта и услуг. Институт туризма и гостеприимства, 1998. 54 с.
- Филиппов A.B., Романова H.H. Публичная речь в понятиях и упражнениях. М.: Академия, 2002. — 156 с.
- Формирование коммуникативной иноязычной компетенции в свете социального заказа. Тезисы международной конференции. Изд. Тюменского гос. университа, 2001. 240 с.
- Франк Д. Семь грехов прагматики: тезисы о теории речевых актов, анализе речевого общения, лингвистике и риторике. // Зарубежная лингвистика, II. М.: Прогресс, 1999, с. 262 — 264.
- Хазагеров Г. Г. Три аспекта изучения риторики (на примере изучения фигур) // Записки Горного института. Том 160. Риторика в системе коммуникативных дисциплин. В двух частях. СПб, 2005. — С. 157 -159.
- Хазагеров Г. Г., Корнилова Е. Е. Риторика для делового человека. Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, «Флинта», 2001. — 134 с.
- Хазагеров Г. Г., Лобанов И. Б. Риторика. Ростов-на-Дону, 2004.-381 с.
- Ханин М. И. Практикум по культуре речи, или как научиться красиво и убедительно говорить. С-Пб.: Паритет, 2002. — 188 с.
- Ходякова Л.А. Обучение речевому общению на экскурсии.//Русский язык в национальной школе. 1989, № 7, с. 41 45.
- Ходякова Л.А. Экскурсионная речь. // Живопись на уроках русского языка. Теория и методические разработки уроков. М.: Флинта -Наука, 2000, с. 71−73.
- Хрестоматия по истории педагогики. // Под ред. С. А. Каменева. Том 1. Составитель И. Ф. Свадковский. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. — 639 с.
- Хрестоматия по методике русского языка. Автор-составитель М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1996. — 352 с.
- Цицерон М.Т. О старости, о дружбе, об обязанностях. М.: Наука, 1975.-246 с.
- Цицерон М.Т. Речи. М.: Наука, 1993. T.I. Годы 81 — 63 до н.э., 443 е.- Т. П. Годы 62 — 43 до н.э. — 400с.
- Цицерон М.Т. Три трактата об ораторском искусстве. М.: Наука, 1972.-470 с.
- Цицерон М.Т. Эстетика.Трактаты. Речи. Письма. М.: Искусство, 1994. — 540 с.
- Чи&сова Н.Г., Тарасова O.I. Риторика. Кшв: НУА, 2003. — 227 с.
- Шабанов А.Ш. Взаимодействие родного и русского языков в процессе обучения русскому языку в национальной школе. // Пути развития национально-русского двуязычия в нерусских школах РСФСР. -М.: Наука, 1979. С. 265 — 276.
- Шахиджанян В. Учимся говорить публично. СПб.: Пропаганда, 2004. — 319 с.
- Шаховский В.И. О роли эмоций в речи. // Вопросы психологии, 1991,№ 6- С. 111−116.
- Шейнов В.П. Искусство убеждать. Учебно-практическое пособие. М.: ПРИОР, 2001. — 304 с.
- Шимбирев П.Н., Огородников И. Т. Педагогика. Учебник для педагогических институтов. М.: Учпедгиз, 1954. — 431 с.
- Шкатова Л.А. Средства и приёмы выразительности речи. М.,
- Шопенгауэр А. Эристическая диалектика // Логика и риторика. Хрестоматия. Минск: ТетраСистемс, 1997. — С. 410 — 439.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.-427 с.
- Эрнст О. Слово предоставляется Вам. Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров. Пер. с нем. М.: Экономика, 1988. — 140 с.
- Эффективная коммуникация: история, теория, практика. Словарь-справочник. / Под ред. М. И. Панова. М.: Олимп, 2005. — 959 с.
- Юнина Е.А., Сагач Г. М. Общая риторика (современная интерпретация). Пермь, 1992.
- Bradley. The Classification of Rhetorical Figures. «Modern Language Notes», № 1,140.
- Caplan H. Ad Herennium de ratione dicendi: Rhetorica ad Herennium. London, 1954.
- Chaignet A.E. La rhetorique et son histoire. Paris, 1888.
- Du Marsais C.-Ch. Des tropes. Geneve, 1961.
- Fontanier P. Les figures du discours. Paris, 1968.
- Genette G. La rhetorique restreinte. «Communications», № 18,1970.
- Guiraud P. La stilistique. Paris, 1963.
- Hybels S. Communicating effectively / Saundra Hybels, Richard L. Weaver II. 7th ed. — New York: McGraw-Hill Companies, Inc., 2004.
- Lamy B. La rhetorique, ou l’art de parler. Brighton, 1969.
- Magne E. La rhetorique au XIX siecle. 1938.
- Morrier H. Dictionnaire de poetique et rhetorique. Paris, 1961.
- Perelman Ch. The New Rhetoric. 1970.