Театральное искусство в контексте воспитания культуры досуга будущего учителя
Диссертация
Методологическую основу исследования составили: философские положения об искусстве как форме общественного сознания, взаимодействии этического и эстетического, роли искусства в духовном формировании личности (Аристотель, Н. Н. Бердяев, А. Н. Буров, В. В. Ванслов, И. Кант, Н.И.Кия-щенко, Б. Т. Лихачев, А. С. Лосев, В. В. Розанов, Л. Н. Столович, И.М.Сокольникова) — труды по психологии… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
- 1. 1. Отечественные и зарубежные классики о воспитании средствами искусства и о роли театра в воспитании культуры досуга
- 1. 2. Современные исследования о воспитании культуры досуга средствами театрального искусства
- 1. 3. Педагогическая функция театрального искусства
- Выводы по 1 главе
- Глава II. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ДОСУГА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА
- 2. 1. Основные принципы воспитания культуры досуга средствами театрального искусства
- 2. 2. Содержание, формы и методы воспитания культуры досуга средствами театрального искусства
- 2. 3. Результаты исследования по включению театрального искусства в процесс воспитания культуры досуга будущего учителя
- Выводы по 2 главе
Список литературы
- Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования / Под ред. З. И. Равкина. — М.: ИТПиМИО РАО, 1994. — 280 с.
- Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студентов: Межвуз. сб. науч. тр. Д.: ЛГПИ, 1985. — 135 с.
- Алиев Ю.Б. Художественное образование в школе // Сов. педагогика. -1991. -№ Ю.-С. 42−45.
- Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. М.: Искусство, 1955. — 427 с.
- Аминов Н. Искусство в школе или школа искусств? Приоритеты художественного воспитания и личность педагога // Искусство в школе.-1993. -№ 5.-С. 18−20.
- Андреев A.JI. Искусство, культура, сверхкультура :(Философия искусства Н.А. Бердяева). М.: Знание, 1991. — 63 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология-М.-1994.-324с.
- Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя: Учебно-методическое пособие-М. :Просвещение, 1997.-231с.
- Ардаширова Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике.-М.: Правление общества «Знание» России ТОО «Интелл.тех.», 1994.-32с.
- Аристотель, Политика, VIII, 5 /Пер. С. А. Жебелева //Идеи эстетического воспитания. Антология. В 2 -х т., I./Сост. В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1973.Т.1.-С.164- 168.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. 237 с.
- Артюхов М. и др. Школа театральной культуры // Учитель. 1999. — № 4. -С. 36−39.
- Асадуллин P.M. В лабиринтах педагогики : Размышления о вальдорфской школе. Казань: Дом печати, 1997. — 142 с.
- Асадуллин P.M. Формирование и развитие педагогической деятельности студентов : системный подход.-Уфа :БГПИ, 1999.- 145с.
- Асадуллин Р. М, Хамитов Э. Ш., Хазиев B.C. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества: Моно-графия.-Уфа: Китап, 2001.-263 с.
- Афанасьев А.В. Прекрасное и безобразное: эстетическое воспитание школьников // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 79−84.
- Афанасьев В.Г. Человек компьютер — творчество // Сов. педагогика.-1991.-№ 5.-С. 54−56.
- Афанасьев С.П. Методика организации конкурсных программ // Вестник КГПУ им. Н. А. Некрасова.-1995.-№ 1 .-С.57−61.
- Афанасьев С.П., Коморин С. В. «Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел»: Мет. пос. Кострома: РУНИТ «Эврика М». 1998.-112с.
- Ахияров К.Ш., Кашапова JI.M. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика.-Уфа: БГПИ, 1998.- 140с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: /Дидактический аспект/. -М.: Педагогика, 1981. — 192 с.
- Бабич JI.B. Формирование эстетической культуры будущего учителя как средство гуманизации его профессиональной подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1990, 19с.
- Баженова JI.M. Формирование художественных взглядов подростков в процессе обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1982, 20с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. — М.: Искусство, 1986.-444 с.
- Белянская Л.Б. Хочу на сцену! Д.: Сталкер, 1997. — 448 с.
- Бенин В.Л., Фатыхова P.M. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры.-Уфа: Восточный университет, 1998.-140с.
- Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический ана-лиз.-БашГПИ.-Уфа, 1997,-144с.
- Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. -М.: Искусство, 1994. — /Т. 1. — 542 с. Т. 2. — 510 е./.
- Берулава Г. А. Стиль индивидуальности : теория и практика. -М.:Пед.общество России, 2001.-236с.
- Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования.-М.:Гелиос АРВ, 2000.-340с.
- Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 42−45.
- Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г. А. Социальное прогнозирование.-М. Лед. общество, 2002.-392с.
- Библер B.C. Культура. Диалог культур: / Опыт определения/ // Вопросы философии, — 1989. № 6. — С. 31−42.
- Бондаренко Е. Импровизация в театральном фургоне // Детское творчество, — 2002.№ 1 с. 32−35, 2002.-№ 3. — с. 28−31.
- Бочарова Н.И., Тихонова О. Г. Организация досуга детей в семье: Учеб. пособ. для ст. высш.пед.уч.завед.-М.: Изд. центр «Академия», 2001.-208с.
- Борисенков В.П. Острова надежды: (о социал.-педагогич. эксперименте по эстет, воспитанию в школах Магнитогорска) // Педагогика. 1999.№ 5. — С.67−71.
- Буров А.Н. Эстетика: проблемы и споры: Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975. — 174 с.
- Бутенко В.Г. Формирование у старшеклассников эстетического отношения к искусству. // Сов. педагогика. 1990. — № 5. — С.57−61.
- Бычков В.В. Эстетический лик бытия :(Умозрения Павла Флоренского). -М.: Знание, 1990.-64с.
- Ванслов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание: Вопросы теории и истории: Сб. статей. — М.: Изобразит, искусство, 1983. 439 с.
- Вашкявичене С.С., Забулис Г. К. Роль искусства в развитии личности // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 33−37.
- Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников: Учеб. пособие. -Л.:ЛГПИ, 1980. 80 с.
- Веретенникова JI.K. Подготовка будущего учителя к формированию творческого потенциала школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Казань, 1997.-22.
- Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. / Отв. ред. Яковлева Н. А. Л.: ЛГПИ, 1989.- 156 с.
- Владимирова Н. Театр детей. // Искусство в школе. -1993. № 3. — С. 915.
- Воловик А.Ф., Воловик В. А. Педагогика досуга : Учебник. М.: Флинта: МПСИ, 1998.-240 с.
- Вопросы социального функционирования художественной культуры / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР- Отв. ред. Г. Г. Да-дамян, В. М. Петров. М.: Наука, 1984. — 267 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
- Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире.-М.:Наука, 2003.-256с.
- Гаязов А.С. Общество, государство: воспитание гражданина —2-е изд., доп.- Уфа: 2001.-118 с.
- Гаязов А.С., Баязитов С. Б., Амиров А. Ф. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования.- Уфа: БГПУ, 2000.-198с.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века :(В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М., Интер Диа-лект+, 1997.-697 с.
- Гершунский Б.С. Философско-методологические основания стратегии развития образования в России. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 160 с.
- Гиппиус С. Гимнастика чувств. — М. — Л., 1967. 240 с.
- Глаголева Н. О работе театральной студии: Моск. Европ. гимназия. // Искусство в школе. 2000. — № 2. — С. 42−45.
- Гончаров А.А. Поиски выразительности в спектакле. — М.: Искусство, 1964.- 144с.
- Гончаров С.А. Судьбы театральных профессий: режиссер // Театр.- 1988. -№ 6.-С. 12−17.
- Гордин Л.Ю. Системообразующие методы воспитания // Сов. педагогика. -1986.-№ 11.-С. 38−43.
- Греф А.Э. Театр кукол // Я вхожу в мир искусств.- 2003.- № 3, 256с.
- Григорьева И. Станиславский нам поможет // Учит.газета. 2000.-№ 11 (21 марта).-С. 8.
- Гулыга А.В. Взять всю культуру // Студенческий меридиан. 1988. — № 7. -С. 19−22.
- Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-ое изд., испр. и доп.- М: Искусство, 1984. 350 с.
- Дети театр — образование: (Материалы международной научно-практической конференции (Екатеринбург) // Искусство в школе.- 1996.-№ 3.-С. 12−13.
- Дистервег Ф.А. В. Избранные педагогические сочинения.-М.: Учпедгиз, 1956.-375 с.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век: Очерки. М.: Искусство, 1985. — 319 с.
- Добринская Е.И. В русле вседозволенности. Культурное образование: свобода и запрет // Открытая школа. 1999. — № 5. — С. 8−12.71. «Домашние праздники» школьного театра// Искусство в школе. 1999. -№ 4. С.68−70.
- Егоров О. Искусство театра в инновационной школе // Искусство в школе.-2001, — № 1.-С. 68−71.
- Ермакова Е. Искусство рождает талант: Эстетич. воспит. детей. // Учитель. 1999. — № 5. — С. 49−51.
- Ершова А.П. Театральное искусство на уроках в начальной школе // Сов. педагогика. 1986. — № 9. — С. 15−20.
- Журавлев В.В. Мир художественной культуры: философские очерки. -М.: Мысль.- 1987. 237 с.
- Завадский Ю.А. Об искусстве театра. -М.: ВТО, 1965. 358 с.
- Завельский Ю. День театра в школе. // Искусство в школе. 1993. — № 3. -С. 20−23.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования : Учеб. пособие для студ.пед.вузов. М.: Изд. центр «Академия», 2001. — 206 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика. 1987. — 226 с.
- Загузов Н.И. Теоретико-методологические аспекты подготовки и защиты кандидатской диссертации по педагогическим наукам: Методич. реко-менд. в помощь аспиранту и соискателю ученой степени. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ин-т. -1995. — 34 с.
- Из истории английской эстетической мысли XVIII века (Поп, Аддисон, Джерард Рид /сост., вступит, статья и общ. ред. И. С. Нарского. М.: Искусство, 1982. — 367 с.
- Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования / Под ред. З. И. Равкина. М.: ИТП и МОИ РАО, 1993. — 227 с.
- Каган М.С. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе // Музыка в школе. 1987. — № 4. — С. 28−32.
- Кальянов В.Т. Эстетическая подготовка учителя к школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1970. 18 с.
- Кант И. О педагогике. // Идеи эстетического воспитания: Антология в 2-х тт. / Сост. В. П. Шестаков. -М.: Искусство, 1973. Т. 2. — С. 252 — 258.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения /Под редакцией A.M. Арсеньева. М.: Педагогика. — 1982. — 704 с.
- Караковский В.А. Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. — 1993. — №№ 2−5.
- Киященко Н.И. Театр школе : (О театральном просвещении школьников) // Искусство в школе. — 1993. — № 3. — С. 4−6.
- Киященко Н.И. Философские проблемы теории эстетического воспитания: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. -М., 1977. 38 с.
- Коган JI.H. Художественная культура и художественное воспитание. -М.: Знание, 1979.-63 с.
- Козловский В.И. Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. —М., 1999.- 19 с.
- Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. /Пер. с англ. М., Языки русской культуры, 1999. — 325 с.
- Колчев Ю. Игровая театральная педагогика // Воспитание школьников. —2000.-№ 5.-С. 29−36.
- Концепция образовательной области «Искусство» в 12-летней школе: Проект // Искусство в школе. 2000. — № 1. — С. 59−65.
- Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического воспитания школьников. (Проект)./ Авторы: Б. М. Неменский, А.А.Мелик-Пашаев, Е. К. Чухман и др. М.: ВНИК «Школа», 1989. — 26 с.
- Копцев В. Созидающий ребенок: о развитии творческих способностей школьников // Искусство в школе. — 1999. № 4. — С. 48−52.
- Коржуев А.В., Попков В. А. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании.-М.:Изд. МГУ, 2003 .-300с.
- Корнетов Г. Б. Гуманистическое образование: традиции, перспективы. -М.: ИТП и МИО РАО, 1993.-235 с.
- Королева Г. И., Петрова Г. А. Система эстетической подготовки студентов в высших учебных заведениях. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, -1987.- 179 с.
- Коханович Л.И., Рябов Л. П. Гуманизм нравственная основа формирования личности студента. — М., 1993. — 28 с.
- Кравчук Л. Комплексное освоение искусства: (об эстетическом воспитании школьников) // Воспитание школьников. — 1999. № 6. — С. 39−40.
- Краевский В.В. Методология педагогической науки. Пособ. для науч. раб. в обл. образования, учит., аспир., студ. пед. вузов, М.: Центр «Школьная книга» .-2001.-248с.
- Кузин В. Особенности эстетического воспитания школьников в условиях возрождения традиций российской культуры и нравственности //
- Школа. 1997. — № 1. — С. 2−4.
- Куприянов Б. Классификация форм воспитательной работы// Воспитание школьников. 2002. — № 4. — 19−25с.
- Леднев B.C. Научное образование (развитие способностей к научному творчеству).-М.-2002.-119с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учеб. пособие. -М.: Просвещение, 1985. 175 с.
- Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. — М.: Искусство, 1992.-407 с.
- Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. Ростов/Д.: Феникс, 2002. 416 с.
- Лукманова Х.Х. Национальная школа Башкортостана : история перспектива: Монография. — М.: 2003. 184 с.
- Лукьянов Б.Г. В мире эстетики : Книга для учащихся высшей школы. — М.: Просвещение, 1983. 192 с.
- Любинский И.Л. Театр и дети. Изд. АНН РСФСР М.: 1962. — С. 168.
- Максимова М.С. Заботы школы // Детский досуг. — 2003. № 1. — С.2−7.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т.Т.1. М.: Педагогика, 1983.-336 с.
- Маленький театр. Пьесы для домашних и школьных постановок (сказки, феерии, водевили, комедии, пьесы сценки XIX- начала ХХвека).-Самара: Изд. Дом «БАХРАХ М», 2003. — 320 с.
- Малыгина Е. Развитие художественно-эстетического вкуса студентов. // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 102−106.
- Малыхов Е.С. Творческая игра и ее роль в воспитании. М., 1973. -76 с.
- Матвеева Н. Театральные классы: из опыта. // Воспитание школьников. 1992. -№ 3−4.-С. 19−21.
- Межуев В.М. О понятии «культура». М.: Знание, 1968. — 16 с.
- Мейерхольд В.Э. Лекции: 1918−1919. /Сост. О. М. Фельдман. -М.: О.Г.И., 2001.-280 с.
- Мелик-Пашаев А.А. «Праздничный день» или «Страшный праздник»: к проблеме понимания авторского замысла // Искусство в школе. 1993. -№ 6.-С. 14−21.
- Мелик-Пашаев А.А. О прошлом, настоящем и возможном будущем нашей педагогики искусства. // Искусство в школе. 1999. — № 4. — С. 3−4.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. — М.: Знание, 1981.-96 с.
- Методические рекомендации и комплекс программ по эстетическому воспитанию и образованию студентов педагогических вузов / JII НИ им. А. И. Герцена. Л., 1986. — 135 с.
- Мирецкая Н.В. Сопряжение : Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989. — 206 с.
- Мирецкая Н.В., Мирецкая Е. В. Прочтем, подумаем, поспорим.: Беседы и размышления об искусстве и культуре античности. Кн. для учителя -М.: 1993.-320 с.
- Михалева О. «В игре детей есть часто смысл глубокий.» (о программах по театру с I по XI кл.) // Искусство в школе. 1999. — № 6. — С. 51−54.
- Молодежный театр // Я вхожу в мир искусств. 2003. — № 5. — 350 с.
- Моль А. Социодинамика культуры / Пер. с фр. М.: Прогресс, 1973. -406 с.
- Морозова Г. В. О пластической композиции спектакля (Методическое пособие) // Я вхожу в мир искусств. 2001. — № 8.- С. 168.
- Найн А .Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск, 1996. — 143 с.
- Нахимовский A.M. Как создать в школе театральное действие от, А до Я. // Я вхожу в мир искусств. — 1999. — № 12. — 164с.
- Неменский Б.М. Личность и искусство: О роли искусства в формировании личности школьника. // Начальная школа: Плюс-минус. 2000. -№ 6.-С. 12−15.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987.-255 с.
- Немченко Л.Д. «Мне нужны оппоненты.»: (О проблеме школьного театроведения) // Искусство в школе. 1996. — № 3. — С. 23−26.
- Никандров Н.Д. Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.-М.: Пед. общество России, 2000.-304с.
- Никандров Н.Д. Философия образования ХХ1века: М.: Интер Диалект+, -1997.- 250 с.
- Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество как условие профессиональной подготовки будущего учителя // Сов. педагогика.-1982.-№ 4.-с.90−92.
- Никитина А.Б. За театральным фургоном// Учительская газета. — 2002.18 июля.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе : (Парадоксы наследия, вектор развития) —М.: Эгвес, 2000.-272с.
- Огарева Е. Вальдорфская школа // Искусство в школе. № 3.- 1999 — С. 7.
- Опарина Н.А. Школьный театр: Пьесы, инсценировки, режиссура.- М.: Народное образование, 2002. 224 с.
- Основы педагогического мастерства: Уч.пос. для пед. спец. высш. уч.завед.(И.А.Зязюн и др.). М.: Просвещение, 1989. 302 с.
- От упражнения к спектаклю: (Сборник статей) Вып. 4. М.: Советская Россия, 1974.- 110 с.
- Очерки истории русской театральной критики: вторая половина XIX века. Под.ред. А.Я.Альтшуллера-JI., «Искусство», 1976. 342 с.
- Педагогика высшей школы: Учебное пособие для ун-тов и пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский, Т. А. Ильина, З. У. Жантекеева. Алма-Ата: Мектеп, 1989.- 175 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х тт. I /Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина. М.: Педагогика, 1981. -336 с.
- Петров В.А. Нулевой класс актера. М.: Сов. Россия, 1985. — 80 с.
- Петровский А.В. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. — № 3. — С. 44−54.
- Полищук С. Через красивое к человеческом // Искусство в школе.1992.-№ 4.-С. 45−48.
- Попов П.Г. Режиссура.О методе // Я вхожу в мир искусств.- 2003.- № 4.-64с.
- Проблемы функциональной грамотности взрослых. СПб.: ИОВ РАО, 1993, — 112 с.
- Проблемы эстетического воспитания подростков: Сб. науч.-метод, ст. / Под ред. Л. В. Богомоловой. М.: Новая школа, 1994. — 94 с.
- Пронина М.П. Речевой слух актера: Автореф. дис.. канд. иск. наук. -Л, 1986.-23с.
- Профессия режиссер: Как создать в школе театральное действие от, А до Я. Режиссура музейного зрелища. — М.: ВЦХТ, 1999. — 169 с.
- Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Размышления и афоризмы французских моралистов XVI—XVIII вв.еков: Сборник. Л.: Худож. лит., 1987. — 576 с.
- РАО. 1943 2003. — М.: Изд. дом РАО, 2003. — 528 с.
- Рапацкая JI.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М. Прометей, 1991. — 137 с.
- Революция искусство — дети: Материалы и документы. — М.: Просвещение, 1966. — 117 с.
- Режиссерский театр от Б до Ю: Разговоры под занавес века. М., Изд-во Моск. Худ. Театра, 2001. — 530 с.
- Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. — М.: Республика, 1992. -397 с.
- Розов Н.С. Культура, ценности и развитие образования: (Основания реформы гуманитарного образования в высших школах). М.: Б.и., 1992. -154 с.
- Рубб А.А. Пока занавес закрыт. М.: Советская Россия, 1987. — 112 с.
- Сенека A.JI. Нравственные письма к Луцилию.Трагедии/Пер.с латин. -М.: Худож. лит., 1986. 541с.
- Силин А.Д. Театр улиц и площадей: Сб. сценариев. М., Советская Россия, 1989.- 168 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984.-96 с.
- СкалковаЯ. и коллектив. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешек. М.: Педагогика, 1989. — (Зарубежная школа и педагогика). — 224 с.
- Сластенин В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Изд-во «Магистр», 1997. — 233 с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл.ред. А. М. Прохоров. 4 —е изд., испр. и доп. — М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1630 с.
- Современная дидактика: теория практика. / Под ред. И .Я. Лернера, И. К. Журавлева. — М.: ИТП и МИО РАО, 1994. — 288 е.
- Сокольникова И.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -М., 1999, — 38 с.
- Сорокин П.А. Социодинамика культуры // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — 542 с.
- Станиславский К.С. :Собрание сочинений : В 8-ми т. Т.1. Моя жизнь в искусстве. Т. 2. Работа актера над собой. Ч. 1, Т. 3. Работа актера над собой. Ч. 2. -М.: Искусство, 1954.-1263с.
- Станиславский К.С. Мое гражданское служение России: (Воспоминания, статьи, очерки, речи, беседы. Из записных книжек). М.: Изд-во «Правда», 1990.-656 с.
- Столович Л.Н. Жизнь творчество — человек :Функции художественной деятельности. — М.: Политиздат, 1985. — 415 с.
- Студенческий театр. -М.: Сов. Россия, 1982. 72 с.
- Стуль М.П. Театральная культура и творческое мышление школьника // Совет, педагогика. -1989. № 4. — С. 24−28.
- Сужено, ряжено. Посиделки. Свадьба. Театрализованные представления по народным обрядам. М.: ВЦХТ, 2001. — 158 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина-2-е изд-М.: Педагогика, 1971. 270 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1988.-272 с.
- Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: нескучалия. / Ред.-сост. О. А. Толченов. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 272 с.
- Сценарное мастерство // Я вхожу в мир искусств, 2002, № 1.-156с.
- Театр и школа: статьи и заметки. // Учительская газета. 2000. — № 11.-С. 8−9.
- Театр писателей / Сост. О. Р. Мирошниченко. — М.: Советская Россия, 1986.- 160 с.
- Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ред. А. Б. Никитиной. — М.: ВЛАДОС, 2001. 288 е.: ил.
- Театр. Сценография, или Как мы играем. // Я вхожу в мир искусств, 2002, № 6.-154с.
- Театральное искусство Великобритании: Книга для чтения на англ. яз.: Учеб. пособие / Сост. И. В. Ступников. -М.: Высшая школа, 1986. 111 с.
- Театр-студия «Дали». // Я вхожу в мир искусств: Учебно-методическая библиотечка. — Москва, 1997. 296 с.
- Теория и практика мастерства актера: Межвуз. сб. научн.тр. (ГИТИС). -М.: ГИТИС, 1990. 156 с.
- Теория эстетического воспитания / Отв. ред. Н. И. Киященко, Н.Л. Лей-зеров. М.: Искусство, 1979. — 255 с.
- Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений. М., «Сов.Россия», 1977. 128 с.
- Ткаченко Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе в вузе// Образование и наука.-Екатеринбург, 2000.-№ 2(4).-С. 15−24.
- Толстых А.В. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 9−13.
- Торшилова Е.М. Эстетическое и (или) художественное? // Эстетическое воспитание, 2001. № 1.
- Трухина Н.Н. Комедия Аристофана в школьном театре // История: Приложение к газете «Первое сентября». 2000. — № 11. — С. 10−13.
- Учебные стандарты школ России.-М.:ТЦ «Сфера», Прометей, 1998.-/Т.1−336с.Т.2−380 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности.- М.:МПА, 1994.-192с.
- ФилипповВ.М. Модернизация российского образования.-М.: Просвеще-ние.-2003.-96с.
- Философия образования для XXI века. М., 1992. — 207 с.
- Философская энциклопедия.Т.З — М.: Совет, энциклопедия, 1964. — 584с.
- Фихте И. Система учения о нравственности // Идеи эстетического воспитания: Антология. В 2-х тт. М.: Искусство, 1973. — Т.2. — С. 291−294.
- Фольклорный театр / Сост., вст. статья, пред. к тексту и ком. А. Ф. Некрыловой и Н. И. Савушкиной. М.: Совр., 1988. — 476 с.
- Формирование эстетической культуры учителя. -М.: Б.и., 1989. 139 с.
- Фребель Ф. Воспитание человека / / Идеи эстетического воспитания- Антология. В 2-х тт. Т. 2. М.: Искусство, 1973. — Т.2 334−339 с.
- Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Уч.пос.для ст. высших пед.уч.завед. М.: Изд. Центр «Академия», 2001.- 160 с.
- Фурье Ш. Избранные сочинения: в 4-х т., Т. 3. М.- JI.: Изд-во АН СССР, 1954.-600 с.
- Хазиев B.C., Шарипов Р. А. Истина, образование, жизнь. Уфа: БГПИ, 1998.-48с.
- Халабузарь П. Новые формы интегративных процессов в педагогике искусства // Искусство в школе. 1999. — № 6. — С. 7−9.
- Хилтунен Е. Художественное творчество детей в педагогической системе Монтессори // Искусство в школе. 1999. — № 3. — С. 10−15.
- Царев М.И. Мир театра : Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. -255 с.
- Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси, 1984. — 158 с.
- Чернышевский Н.Г. Эстетические отношения искусства к действительности. (Диссертация) // Чернышевский Н. Г. Собр. соч. в 5 т., т. 4. — М.: Изд. во «Правда», 1974. Т.4. — С.5−117.
- Чехов М. О 5 великих режиссерах. // Искусство в школе. 1993. — № 3. — С. 57−60.
- Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. М.: Советская Россия, 1988. -136с.
- Чудиновских И. О преподавании театра в общеэстетических классах // Искусство в школе. 1996. — № 3. — С. 15−20.
- Чухман Е.К. Театр в школе: (О месте театрального искусства в образовании школьников) // Искусство в школе. 1993. — № 3. — С. 6−9.
- Швайко А.П. Педагогические условия формирования коммуникативных качеств у студентов в процессе профессиональной подготовки. Дис. на соискание уч. степени канд.пед.наук. Уфа, 1997. — С. 171.
- Ширяева В.Г. Школьный спектакль. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -128 с.
- Шмойлов М. Мастерство актера: Упражнения игры начального этапа обучения: Методическая разработка. Л.: ЛГИТМИК, 1990. 56 с.
- Шулева Е.И. Воспитание гуманистической культуры студентов педвуза как основа развития профессионализма:: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1999.- 23 с.
- Шульгина Т.А. Формирование умений самостоятельной творческой воспитательной деятельности у студентов педвузов:: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999. — 19 с.
- Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Г. С. Лабковская. М.: Просвещение, 1983. — 304 с.
- Эстетическое воспитание студентов: Сб. статей / Под ред. М. Ф. Овсянникова. -М.: Высшая школа, 1980. 248 с.
- Юстус И. Мир глазами театра: (О театрализованном образовании школьников) // Искусство в школе. 1996. — № 3. — С. 20−22.
- Diblasio M. The Troublesome Concept of Child Art: A Thnecbold Analysis // Younndl of Aesthetic Education. 1983. — Vol 17, № 3. — P.71 — 83.
- Marchette Chute. Shakespeare of London / Aunique account of Snakespeare life and times / New York. E.P. Dutton Co.inc., 1949. P. 397.
- McLughhlin M.W. Community countnts / M.W. // Educational leadership. -2001. Vol. 58, № 7.-P. 14−18.
- Younglood M. Yhe Phylogeny and Ontogeny of Art Education. 1987. -Vol. 40. -№ 6.-P. 16−24.
- Дянкова Г. Театрално изкуство и развитие на говорна култура в началните класове // Начално училище.-2001.-Г.8, № 5. -СЗ-10.