Педагогические условия развития субъектности будущих специалистов-переводчиков
Диссертация
В педагогических исследованиях последнего времени исследованы возможности педагогической поддержки личностного роста будущих специалистов, в частности, педагогов (Л.И.Анциферова, В. П. Бедерханова, С. Б. Елканов, З. И. Калмыкова, Е. А. Климов, А. К. Маркова и др.) — система ценностей и личностных ориентациимотивов самоопределения в профессиипедагогических условий формирования личности… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Феномен субъектности как педагогическая проблема
- 1. 1. Ретроспективный анализ развития идеи субъектности в зарубежных и отечественных психолого-педагогических концепциях
- 1. 2. Диагностика уровня сформированности субъектности будущих лингвистов-переводчиков (студентов факультетов лингвистики и межкультурной коммуникации)
- Глава 2. Построение процесса развития субъектности будущих лингвистов-переводчиков в системе вузовского образования
- 2. 1. Общая характеристика опытно-экспериментальной программы по развитию субъектности лингвистов-переводчиков
- 2. 2. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию субъектности будущих специалистов-переводчиков (студентов факультетов лингвистики и межкультурной коммуникации)
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию субъектности будущих лингвистов-переводчиков
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. — 334 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.299с.
- Айзерман М.А., Алескеров Ф. Т. Выбор вариантов. Основы теории-М., 1990.
- Алексеев Н.Г. Методологизация содержания и процесса обучения. //Вопр. филос. 1995. № 11. С. 15−16.
- Алексеев Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень. Издательство ТюмГУ. 1997.
- Алексеев Н.И. Педагогические основы проектирования личностно ориентированного обучения. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Екатеринбург, 1997.
- Алексеев Н. и др. Философия образования. // Высш. образ, в России. 1997. № 3. — С.88−95.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Изд-во БГУ, 1990. — 560 с.
- Ананьев Б.Г. Избр. психологические труды: В 2 т. М., 1980. -т.1.-230с.-т.2.-287с.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и
- Русского государства XIV XVII вв. / Сост. С. Д. Бабшин, Б. Н. Митюров.-М., 1985.
- Андреева Г. М. Социальная психология. ML, 1988.- 402 с.
- Анцыферова Л.И. Методологические проблемы формирования и развития личности. К психологии личности как развивающейся системе. // Психология формирования и развития личности.-М.: Наука, 1981.-365с.
- Аристотель. Политика. М., 1911.
- Аршинов В. И. Кирильченко A.A. Достоверность и способы синергетических доказательств. // Московский синергетический форум. М., 1996. С. 30.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. — 105 с.
- Асмолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания. // Новое педагогическое мышление. М., 1989. С. 206−220.
- Асмолов А. Содействие ребенку развитие личности. // Новые ценности образования. № 2. -М., 1995. С. 39−45.
- Басов М.Я. Избр. психологические исследования. М., 1975.
- Бердяев Н. Судьба России. М.: Изд-во Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1918.-480 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. —М., 1989.
- Блонский П. П. Избр. педагогические и психологические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1979.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988.
- Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственногоразвития личности. — М., 1977.
- Брушлинский А. В Проблемы психологии субъекта. — М., 1994.
- Брушлинский А. В Проблемы субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. № 6.1. С. 3—11.
- Бедерханова В.П. Лагерь гуманистической ориентации // Нач.образование. 1999. № 5. С. 3−15.
- Библер В. С. Культура: Диалог культур (опыт определения). //Вопр. филос. 1989. № 6. С. 34.
- Библер В. С. Диалог, Сознание. Культура: Идея культуры в работах М. М. Бахтина. // Одиссей. — М., 1989.
- Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. — М., 1990.
- Библер В. С. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы. // Психологическая наука и образование.— 1996. № 4. С, 66—73.
- Бим-Бад Б. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации. // Педагогика. 1996. — № 1. С. 3—8.
- Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком. // Педагогика. 1996. — № 5. С. 3—9.
- Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмах. //Магистр. 1992. Май. С. 16—17.
- Богуславский М. В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века. // Педагогика. 1996. № 4. С. 72—75.
- Бодалев A.A. Быть знатоком людей непросто. В сб.: Социальная психология личности. -Л.: Знание, 1974. — С. 100−105.
- Болотов В. А., Слободчиков В. И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования. // Педагогика. 1997. № 4. С. 66—68
- Бондаревская Е. В. Теоретико-методологические вопросы изучения и. формирования педагогической культуры. // Формирование педагогической культуры будущего учителя: Межвузовск. сб. научн. трудов. РГПИ, 1989. — 140 с. 1. Т. 3−20.
- Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. // Педагогика. 1997. № 4. С.11—17.
- Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. // Ученик в структуре личностно ориентированного образования. — Ростов-н-Д., 1997. С. 6—21.
- Боуэн М. В.-Б. Духовность и личностно центрированный подход. // Вопросы психологии. 1992. № 3—4. С. 24—33.
- Бродский Ю. С. Смысл жизни человека и функции воспитания и среды. Теория и практика воспитательных систем. — М., 1996. С. 14—17.
- Брылева Л. Г. Соответствие как интегрирующее условие самореализации личности. // Устойчивое развитие в изменяющемся мире. —М., 1996. С.41—42.
- Буданов В. Г. Эпоха бифуркаций и синергетика в образовании. —М&bdquo- 1996. С. 42.
- Бузаров К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе. Майкоп: Адыгейское отд. Краснодарского кн. изд-ва, 1987.
- Бузаров К.И. Теоретические и практические основы комплексного решения образовательно-воспитательных задач в национальной школе (на материале адыг. школы): Автореф. на соискание учен. ст. доктора пед. наук. — Тбилиси, 1990.
- Бэкон Ф. Опыт или наставления нравственные или политические//Соч. —-М., 1972.— т.2.
- Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. — М.: Прогресс, 1990.
- Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования. // Педагогика. 1997. № 3. С. 15—20.
- Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. М., 1919.
- Возражения Н.Я. Грота // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 19. Приложение. С. 2.
- Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дисс. докт. психол. наук.— М., 1998. — 43 с.
- Воскресенская Л .Ф. Формирование основ профессионального самосознания у учащихся педлицея. Дисс.. канд. пед. наук. — Волгоград, 1996.
- Вульфов Б. 3., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. — М., 1995.—111 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. т.2. — М., 1982. — 238с.- т.З. — М., 1982. — 368с.- т.4. -М.: Педагогика, 1984.-268с.
- Газман О. С. Демократия и воспитание. // Педагогика наших дней.—Краснодар, 1989. С. 170—200.
- Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы. // Новое педагогическое мышление. — М., 1989. С. 221—237.
- Газман О. С. Гуманизм и свобода. // Гуманизация воспитания в современных условиях. — М., 1990.
- Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы. // Новые ценности образования. № 2. — М., 1995. С. 16—45.
- Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию и новые ценности образования. № 6.— М., 1996. С. 10—39.
- Галенко С. В ожидании образовательной революции: проблемы смысла и понимания. // Aima mater. 1997. — № 6. С. 6— 13.
- Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1977. Т. 3. Философия духа. — 471 с.
- Герцен А.И. С того берега // Избранные философские произведения. — M, 1946. т.П.
- Герасименко В. А. Личностное знание и научное творчество.—Минск, 1989.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. -М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с.
- Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. Спб. 1880.
- Гуманистическая парадигма и личностноориентированные технологии профессионального педагогического образования / Под ред. В. Л. Матросова. М.: Прометей, 1999. — 116с.
- Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников (Педагогическая наука реформе школы): М.: Педагогика, 1988. — 136 с.
- Гурин В.Е. Воспитание активности у старшеклассников.. -М.: Педагогика, 1984.
- Данильчук В. И. Гуманитарная парадигма в проектировании педагогического образования. // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. — Ростов-н-Д., 1998. С. 85.
- Данилюк А. Я. Проблема эмпирического и теоретического в педагогике. // Педагогика. 1997. № 5. С. 42—45.
- Данилюк А. Я. Основные компоненты личностно ориентированного обучения. // Развитие личности в образовательных системах Южно-российского региона. — Ростов-н-Д., 1998. С. 20.
- Дистервег А. Избр. пед соч. М., 1956. — с.237.
- Добролюбов Н.А. Избр. пед соч. М., 1952. — С. 67 — 68.
- Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1985.
- Ефремов А. Ю. Нравственная самоорганизация личности в педагогическом сообществе: Учеб. пособие. — Воронеж, 1999.
- Заварзина Л. Э. Педагогика: исторические портреты. — Воронеж, 1997.
- Зайцев В. В. Теория и практика развития личностной свободы учащихся в системе начального образования. Автореф. дисс. доктора пед. наук. — Волгоград. 1999. — 48 с.
- Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. — М., 1982.
- Зеньковский В.В. История русской философии: В 4-х т., М., 1993.
- Зверева Н. М., Касьян А. А. Методологическое знание в содержании образования. //Педагогика. 1993. № 1. С. 9—12.
- Земцова А. В. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Волгоград, 1996. — 21 с.
- Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Об объективном методе в психологии. // Вопр. филос. 1977. № 7.
- Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. — М., 1983.
- Зинченко В. П. Проблемы гуманизации высшего технического образования. // Вестник высшей школы. 1986. № 10.
- Зинченко В. П. Образование. Мышление. Культура. // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. — М, 1989. С. 90—102.
- Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. — М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Зинченко В. П. О целях и ценностях образования. // Педагогика, 1997. № 5.
- Зорина Л. Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. № 4. С. 105—109.
- Зотова Н. Г. Формирование смысловой сферы личности педагога (на материале изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурном вузе). Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Волгоград, 1998.
- Иванова Т. В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (на материале дисциплин педагогического цикла): Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Волгоград, 1991.
- Ильенков Э. В. Так что же такое личность? // С чего начинается личность? — М., 1979.
- История зарубежной психологии. 30 60-е годы XX века. Тексты.-М., 1986.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. // Избр. пед. соч. / Под ред. A.M. Арсеньева. М., 1982.-С.429.
- Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.— М.: Арена, 1994. — 221 с.
- Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
- Кларин М. В. Личностная ориентация в непрерывном образовании. //Педагогика. 1996. № 2. С. 14—21.
- Климов Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа // Психологический журнал. — Т. 14. № 4. 1994. С. 130—136.
- Князева Е. Н. Международный Московский синергетический форум. // Вопр. филос. 1996. № 11. С. 148.
- Коменский Я.А. Великая дидактика // Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1989. — с. 11−106.
- Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. — М., 1984.
- Кон И. С. Ребенок и общество. — М.: Наука, 1988.
- Кон И. С. Социализация и воспитание молодежи. // Новое педагогическое мышление. — М.: Педагогика, 1989.1. С. 191—205.
- Конев В- А. Культура и архитектура педагогического пространства. //Вопросы философии. — 1996. № 10. С. 46—57.
- Корнилова Т. В., Григоренко Е. В., Кузнецова О. Г. Познавательная активность и индивидуально-стилевыеособенности интеллектуальной деятельности. // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. № 1. С. 16.
- Котельникова JI. А. Синергетика коммуникации в процессе аргументации. // Устойчивое развитие в изменяющемся мире.—М, 1996. С. 73.
- Котова И. Б. Психология личности в России. Столетие развития. — РГПУ, 1994. — 294 с.
- Котова И.Б., Шиянов E.H. Развитие личности в обучении.-Ростов-н/Дону, 1998.
- Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики. — Ростов, 1997.
- Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. —Ростов, 1997.
- Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание.—Ростов, 1997.
- Крылова Н. Б. Социокультурный контекст образования. // Новые ценности образования. № 2. — М., 1995.1. С. 67—103.
- Крылова Н. Б. Теория и практика педагогической поддержки и заботы. // Новые ценности образования. Вып. 6. — М., 1996.
- Кульневич С. В. Методологический поиск как основа педагогических «Ноу-Хау». // Приобщение к педагогической профессии. —Воронеж, 1992. С. 99.
- Кульневич С. В., Лещинский В. И. Новая педагогика: Учеб. пособие, тезисная конспект-программа. — Воронеж, 1992. — 134с.
- Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Моделированиеусловий воспитания творческой личности в курсе «Новая педагогика». // Индивидуальность в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции. — Смоленск, 1995. С. 288—292.
- Кульневич С. В. Педагогика личности: Учеб. пособие. Часть 1. — Ростов-н-Д., 1995. — 167 с.
- Кульневич С. В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монограф. — Воронеж, 1997. — 235 с.
- Кульневич С. В. Теоретические основы самоорганизуемой воспитательной деятельности: Автореф. дис.док. пед. наук.—Ростов-н-Д, 1997. — 38с.
- Кульневич С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя. // Педагогика, 1997, № 5. С. 108—115.
- Кульневич С. В. Единое образовательное пространство. —Воронеж, 1998.
- Кульневич С. В. Методологические перспективы феноменологии образования. В сб.: Музыкальное образование: философия, педагогика, методика. Изд-во Российского центра феноменологии образования и эстетики. — Владимир, 1999.
- Кульневич С. В. Философия жизни, тринитарность и синергетика как неклассические основы гум. обр-я. В сб.: Личностно ориентированная педагогика. № 3. — Воронеж, 1999.
- Кумбс Ф.П. Кризис образования в современном мире. Системный анализ.— М., 1970.
- Куренкова Р. А. Интеграция образования и методологическая культура учителя. // Интеграция образования. 1997. № 1—2. С. 68.
- Куренкова Р. А. О некоторых «точках» феноменологического метода. // Феноменологические исследования. Вып. 1.—Владимир-Бельмонт, 1997.
- Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. 2-е изд. Л., 1926.
- Лазурский А.Ф. Классификация ценностей / Под ред. М. Л. Басова и В. И. Мясищева. Л.: Госиздат, 1924. — 290 с.
- Лакоценина Т. П. Подготовка студентов педколледжа к личностно ориентированному образованию. // Личностно ориентированная педагогика. Вып. 1. —Воронеж, 1997. С. 50—55.
- Лаптиева Г. Г. Педагогические условия формирования мотивации самоутверждения у младших школьников: Автор, дисс. канд. пед. наук. — Липецк, 1999.
- Ларичев О. И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решения. — М., 1996.
- Левин Ю. И., Райкова Т. Г., Трубецков Д. И. Реализация идей синергетики в учебном процессе. // Московский синергетический форум. — М., 1986. С. 79.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М., 1983. -Т.1. — 392с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М., 1981.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Книга вторая // Избр. философ, произв.: В 2 т. —М., 1960. -т.1.
- Лосский Н.О. История русской философии. М.: Сов. Писатель, 1991.-480 с.
- Малиночка Э.Г. Категория обратной связи в педагогике: Дисс. в виде научного доклада докт. пед. наук.1. Майкоп, 1998. -84с.
- Малиночка Э.Г. Категория обратной связи в педагогике / Под ред. чл.- кор. РАО А. А. Кирсанова. Майкоп: Изд-во Адыгейского госуниверситета, 1998. — 74 с.
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Мол. гвардия, 1985. — 640с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты.—М., 1982.-С.110.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
- Моторина Л. В. Взаимосвязь личностного и надличностного знания. // Философские науки. 1982. № 2. С. 52— 58.
- Мудрик А. В. Социализация и «смутное» время. — М., 1991.
- Мудрик А. В. Социальное воспитание как единство образования, организация социального опыта и индивидуальной помощи. // Новые ценности образования. Вып. 3. — М., 1995. С. 54— 57.
- Мудрик А. В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании.// Новые ценности образования. — М., 1996, № 6. С. 51—55.
- Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику: Учеб. пособие.—М., 1997.
- Никольская А. А. Исторический взгляд на сущность педагогического процесса. // Педагогика. 1998. № 2. С. 58—63.
- Новое педагогическое мышление. // Под ред. А. В. Петровского.—М., 1989.
- Новые ценности образования. Тезаурус. — М., 1995.
- Новые ценности образования. Альманах ИЛИ РАО. — М.: Инноватор, 1995—1998.
- Образование в поисках человеческих смыслов. // Под ред. Е. В. Бондаревской. —Ростов-н-Д., 1995.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие. / Под ред. С. А. Смирнова. — М.: Академия, 1998.
- Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М., 1990.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. -М., 1982.
- Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. — M.: Горбунок, 1992. — 223 с.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М., 1989.
- Петровский В. А. Субъектность: новая парадигма в образовании. // Наука и образование. 1996. № 3. С. 100—105.
- Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. —Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.
- Петровский В. А. Феномен субъектности в психологии личности: Диссертация в виде научного доклада. М., 1993. 76 с.
- Песталоции И.Г. Избр.пед.соч.: в 2 т. Т.2. -М., 1981.
- Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.
- Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Роджерс К. Личные размышления относительно преподавания и учения. // Открытое образование'. 1993. № 5—6.
- Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становлениечеловека: Пер. с англ. — М., 1994. — 480 с.
- Рубинштейн C. JL Основы общей психологии: в 2 т. Т. П. М., 1989.
- Рубинштейн С. JI. Принцип творческой самодеятельности. // Вопр. филос. 1989. № 4.
- Сажина Н.М. Теоретические основы личностноразвивающего обучения будущего учителя (с учетом этнопедагогических особенностей). М.: МПУ, 2001. — 239с.
- Сачков Ю. В. Независимость в структуре процессов самоорганизации. // Устойчивое развитие в изменяющемся мире. — М., 1996. С. 100—101.
- Седов Е. А. Снова диалектика: истина и мифы. // Педагогика. 1993. № 3. С. 113—117.
- Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности. // Вопросы психологии. — 1983. № 2. С. 35—42.
- Сергеев Н. К. Непрерывное педагогическое образование: от функциональной к личностной парадигме. // Целостный учебно-воспитательный процесс. —Волгоград, 1997. С. 16.
- Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издат. корпорация «Логос», 1999. 272 с.
- Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: к разработке дидактической концепции. // Педагогика. 1994. № 5. С. 16—21.
- Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. — Волгоград, 1994.
- Сластенин. М.: Издательский Дом Магистр — Пресс, 2000.-488с.
- Сластенин В. А., Мищенко А. И. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя. // Сов. педагогика. 1991. № 10. С. 79—84.
- Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. — М.: Изд-во «Магистр», 1997. — 223 с.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. —М.: Школа-пресс, 1997.
- Слободчиков В. И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога. // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 72—80.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии человека: Введение в психологию субъектности. Учеб. пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. —384 с.
- Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития. // Вопр. психол. 1991. № 2.
- Слободчиков В. И. «Субъективность». // Новые ценности образования. Вып. 1. — М., 1995.
- Слободчиков В. Новое образование как путь к новому обществу. // Новые ценности образования. Вып. 5. — М.: Инноватор, 1996. С. 24—28.
- Слуцкий В. И. Элементарная педагогика. — М.: Просвещение, 1992.
- Смирнова Н. М. Современная ситуация в социальном познании. // Методология, теория и практика воспитательныхсистем. — М&bdquo- 1996. С. 6—10.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Академия, 2001. -304с.
- Соловьев B.C. Русская идея. М., 1911. — С. 4.
- Соловьев B.C. Собр. соч.: В 2-х т. M., 1990.
- Столин В. В. Самосознание личности. — М.: Изд-во Московского университета, 1983. — 284 с.
- Суббето А. К основаниям становления неклассической философии образования. Aima mater. 1997. № U.C. 14—15.
- Теории личности в западноевропейской и американской психологии. — Самара: Изд. дом «Бахрах». 1996. — 480 с.
- Толстой Л. Н. Пед. соч.-М., 1956.-С.362.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. Тбилиси, 1996.
- Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11-ти т. М., 1950. т.5.с.27.
- Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избр. философ, произв. М., 1955. — T.I.
- Фромм Э. Бегство от свободы. -М., 1990. -С. 168.
- Фромм Э. Психоанализ и этика (основы гуманистической характерологии).—М., 1993.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. М., 1981. -402 с.
- Хрестоматия по истории педагогики / Сост. Г. П. Вейсберг, Н. А. Желваков, С. А. Фрумов. М., 1940. T. I — 490 е., П -560с.
- Холкин И. Г. Проектирование личностно ориентированного образовательного процесса по предмету «Физическая культура». // Физическое воспитание учащихся. 1995. № 7.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности школьника. М., 1981.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. 208 с.
- Человекоцентрированный подход в образовании, психотерапии, психологии. — Ростов-н-Д., 1996. С. 24—25.
- Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. — М., 1993.
- Шадриков В. Д. Деятельность и способности. — М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. С. 13.
- Шестов Л.И. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991.
- Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога. // Педагогика. 1991. № 9. С. 80—84.
- Шиянов Е. П., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. — Ростов-н-Д., 1995.
- Шмелев А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Учеб. пособие для студентов педвузов. — М., Ростов-н-Д.: «Феникс», 1996. — 544 с.
- Штайнер Р. Вопрос воспитания как социальный вопрос. — Калуга: Духовное познание, 1992. — 108 с.
- Шубинский В. С. Человек как цель воспитания. // Педагогика. 1992. № 3—4. С. 37—43.
- Якиманская И. С. Педагогическая поддержка с точкизрения психолога. // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. —М.: УВЦ «Инноватор», 1996. С. 37—40.
- Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого саморазвития. // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 20—27.
- Dewey J. Progressive education and the science of education. -Wash., 1928
- Eggen P.D., Kauchack D.P. Strategies for teachers: Teaching content and thinking skills. Englewood Cliffs, N.J., 1988.
- Ellington H.J., Addinal E., Percival F. Games and simulations in science education. L. — N.Y., 1981.
- Ellis A.K., Fouts J.T. Research on educational innovations. -Princeton Junction, 1993.
- Fromm E. The Sane Society. N.Y.- Toronto, 1955.
- Gall M.D., Gillet M. The discussion method in teaching // Theory Into Practice. 1980. — Vol. 19. — N 1.
- Johnson D.W., Johnson R.T. Learning together and alone: Cooperation, competition and individualization. Englewood Cliffs (N.J.), 1980.
- Rogers C. Freedom to learn for the 80 s. — Toronto- London- Sydney, 1983. -P. 307.
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Письменный перевод» для студентов специальности 22 600-Лингвистика и межкультурная коммуникация (квалификация Лингвист. Переводчик).
- Факультет Социальная работа1. Семестр Шестой1. Форма обучения ОФО
- Лекции / практич. занятия 35 ак. ч.
- Лекции в течении семестра 16 ак. ч.
- Практич.занятия в течении семестра 16 ак. ч.
- Сессионная оценка знаний зачет
- Составитель: доцент Туова М. А.
- Утверждено на заседании кафедры общего языкознания и романо-германских языковпротокол №от)1. Завкафедрой
- Курс письменного перевода опирается на знания, умения и навыки, полученные на занятиях по практическому и теоретическому курсам иностранного языка и в ходе изучения общефилологических, социально-экономических дисциплин и страноведения.
- В результате изучения курса устного перевода основного, иностранного языка студент должен:
- Ведущая роль отводится практическим занятиям, в ходе которых с максимальной приближённостью моделируются параметры реальной
- Переводческой деятельности от отдельных элементов до переводческой деятельности в целом.
- Самостоятельная работа студентов должна сочетаться с практическими занятиями. Студенты обеспечиваются методически обоснованными указаниями и рекомендациями по выполнению домашнего задания, им прививаются навыки профессионального самосовершенствования.
- Следует реализовать принципы индивидуализации обучения при, организации практических занятий и самостоятельной работы.
- Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме письменных самостоятельных и контрольных работ (переводов, диктантов и т. п.).
- Видами отчётности по курсу письменного перевода является зачёт.1. Распределение учебного времени по темам и видамучебных занятий.
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Эпистолярный стиль» для студентов специальности 22 600-Лингвистика и межкультурная коммуникация (квалификация Лингвист. Переводчик).
- Факультет Социальная работа1. Семестр Шестой1. Форма обучения ОФО
- Лекции / практич. занятия 31 ак. ч.
- Лекции в течении семестра 16 ак. ч.
- Практич.занятия в течении семестра 12 ак. ч.
- Сессионная оценка знаний зачет
- Составитель: доцент Туова М. А.
- Утверждено на заседании ' кафедры общего языкознания и романо-германских языковпротокол №от)1. Завкафедрой
- Курс «Эпистолярный стиль» опирается на знания, умения и навыки, полученные на занятиях по практическому и теоретическому курсам иностранного языка и входе изучения общефилологических, социально-экономических дисциплин и страноведения.
- Основными организационными формами обучения являются практические занятия, самостоятельные занятия вод руководством преподавателя, выполнение контрольных работ и т. д.
- Ведущая роль отводится практическим занятиям, в ходе которых отрабатываются основные умения и навыки перевода и составления ответов на деловую переписку- использования наиболее характерныхязыковых средств, используемых в деловых письмах.
- На практических занятиях студенты обеспечиваются методически обоснованными рекомендациями по ведению деловой переписки, им прививаются навыки профессионального совершенствования в данной области переводческой деятельности.
- При организации практических занятий и самостоятельной работы реализовываются принципы индивидуализации обучения.
- Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме устного и письменного перевода писем как с русского на английский, так и с английского на русский язык, а также в форме контрольной работы.
- Видом отчётности по курсу «Эпистолярный стиль» является зачёт.
- И. Распределение учебного времени по темам и видамучебных занятий. VI семестр
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Устный перевод» для студентов специальности 22 600-Лингвистика и межкультурная коммуникация (квалификация Лингвист. Переводчик).
- Факультет Социальная работа1. Семестр 5−61. Форма обучения ОФО
- Лекции / практич. занятия 29−27 ак. ч.
- Лекции в течении семестра 6−4 ак. ч.
- Практич.занятия в течении семестра 20−20 ак. ч.
- Сессионная оценка знаний зачет-зачет
- Составитель: доцент Туова М. А.
- Утверждено на заседании кафедры общего языкознания и романо-германских языковпротокол №от)• Завкафедрой
- Курс устного перевода опирается на знания, умения и навыки, полученные на занятиях по практическому и теоретическому курсам иностранного языка и в ходе изучения общефилологических, социально-экономических дисциплин и страноведения.
- В результате изучения курса устного перевода основного иностранного языка студент должен:
- Основными организационными формами обучения устному переводу являются практические занятия, самостоятельные занятия под руководством преподавателя, выполнение контрольных работ и т. д.
- Помимо языковых и речевых аспектов перевода на практических занятиях отрабатываются и поведенческие аспекты деятельности переводчика при устном переводе.
- Как в ходе практических занятий, так и при организации самостоятельной работы студентов следует предусмотреть реализацию принципов индивидуализации обучения.
- Обучение устному переводу должно сопровождаться привлечением студентов к творческому подходу к данной деятельности (составление словарей идиом и устоявшихся выражений, подготовка научных докладов на иностранном языке и т. д.).
- Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме устного опроса, проверки заданий по устному переводу, устный контрольный диктант и т. д.
- Видами отчётности по курсу устного перевода являются зачёты (с оценкой и без оценки).
- И. Распределение учебного времени по темам и видамучебных занятий.
- Зрительно-устный перевод текстов газетно-информа-ционного характера. Тема 2. 12 15 2 2 41. Устный перевод выступлений, докладов общественно- 13 3 2 4политического характера. Зачет 15 2 31. Итого: 29 29 5 4 81. VI семестр Раздел II:
- Формирование навыков абзацно-фразовогоперевода. Тема 3. 1. Абзацно-фразовый перевод несложных ораторских выступлений. Тема 4. 13 13 2 2 6
- Зрительно-устный перевод текстов информационно- публицистического характера. Зачет. 12 2 12 2 2 3 61. Итого: 27
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Практический курс перевода основного иностранного языка» для студентов специальности 22 600-Лингвистика и межкультурная коммуникация (квалификация Лингвист. Переводчик).
- Факультет Социальная работа1. Семестр Ш-1У-У-У11. Форма обучения ОФО
- Лекции / практич. занятия 64−64−68−60 ак. ч.
- Лекции в течении семестра 32−32−34−30 ак. ч.
- Практич.занятия в течении семестра 32−32−34−30 ак. ч. Сессионная оценка знаний зачет-зачет-зачет-экзамен
- Составитель: доцент Туова М. А.
- Утверждено на заседании кафедры общего языкознания и романо-германских языковпротокол №от)1. Завкафедрой
- Предпереводческий анализ текста оригинала и выработка общей стратегии перевода.
- Установление межъязыковых и межкультурных различий в обозначении элементов предметно-логического значения имени, признака, действия и их учёт в переводе. Языковые и культурологические лакуны.
- Коммуникативно-логическая структура высказывания и способы её передачи при переводе.
- Средства выражения эмфазы: аллитерация, рифма, синонимические пары, двойное отрицание, порядок слов, интонационное и графическое выделение.
- Лексико-грамматический аспект перевода. Переводческие трансформации: конкретизация, генерализация, модуляция, смысловое развитие и целостное переосмысление. Антонимический перевод, описательный перевод, приём компенсации.
- Стилистический аспект перевода. Средства выражения экспрессии при переводе. Инверсия, повторы на разных языковых уровнях.
- Передача социально и локально маркированных языковых средств. Перевод профессионализмов.
- Коммуникативно-прагматический аспект перевода. Особенности перевода официально-деловых, научных, газетно-публицистических, рекламных текстов, художественной прозы и поэзии. Учёт различий особенностей жанров в иностранном языке.
- Критерии оценки качества перевода, редактирование и саморедактирование.
- Реферирование и аннотирование. Работа со словарями, справочниками, банками данных и другими источниками информации.
- Цели и задачи курса, его место в учебном процессе.
- Программа определяет объём знаний, характер и уровень умений и навыков, необходимых переводчику для успешного решения практических задач перевода на научной основе.
- В процессе преподавания практического курса перевода достигается образовательная, практическая и воспитательная цели.
- Факультет: Социальная работа. Доцент Туова М.А.
- Специальность: Лингвист. Переводчик. 2000 2001 гг.
- Курс: второй. Семестр: третий.
- Зрительно-устный перевод текстов деловой переписки и газетно-информационного характера 16 16 4 32 • 1 Письменный перевод текстов деловой переписки и газетно-информационного характера. Сравнение с машинным переводом. 16 16 4 3
- Итого: 64 32 32 8 +6 зач. 61. Всего: 70 1. семестр Раздел 2: Формирование навыков абзацно-фразового перевода.
- Абзацно-фразовый перевод несложных ораторских выступлений. 16 16 4 24. Зрительно-устный и письменный перевод текстов информационно-публицистического характера 16 16 4 21. Итого:64 32 32 8 +6 зач.1. Всего: 70
- V семестр Раздел 3: Формирование навыков двустороннего перевода.
- Перевод простых научных текстов, материалов выступлений (доклады, сообщения) на научных конференциях.
- Формы и способы перевода материалов различных экскурсий (по музеям, городу, стране и т. д.)
- Итого: 68 27 27 9 5 3 зач.1. Всего: 71
- VI семестр Раздел 4: Формирование навыков реферирования и аннотирования.8. '' • Основные принципы осуществления информационной деятельности. 8 8 4
- Пути и принципы создания вторичных документов. 8 8 4
- Основные направления автоматизации реферирования и аннотирования. 8 8 2
- Итого: 60 24 24 10 4 экз. + 2 коне.1. Всего:66
- I. Содержание разделов и тем.
- I семестр. 1. Работа со словарями,
- Содержание понятия 2 справочниками при переводе 2перевод". текстов различных жанров
- Особенности перевода 2. Отработка практическихгазетно-информаци- 4 навыков по переводу англо- 4 2онного материала. Стиль язычной газеты («Financial англоязычной газеты. Times», USA Today и др.).
- Лексическое 4. Выявление соответствиясоответствие при 4 (в том числе лексического) 4 2переводе слова. русского слова при переводе английского текста.
- Абзацно-фразовый 5. Понимание на слух 1−2перевод ораторских 4 абзацев ораторского 6 2выступлений. выступления при одноразовом предъявлении. 1. Видео или аудиотекст)
- Передача неличных 6 перевода причастия, 6 2форм английского глагола инфинитива и герундия. на русский язык. Тренировочные тексты с анализом специфики передачи каждой из неличных форм глагола.
- Соответствие 10. Передача на русский языканглийскому глаголу в 6 русского переходного и 6 2страдательном залоге непереходного глагола (англ. русского непереходного и глагол в страдательном залоге). переходного глагола.
- Особенности передачи 11. Передача артикля: артикля в различных 4 ¦ для выделения смыслового 4 2функциях на русский центра высказывания- язык. ¦ в функции неопределенного местоимения- в функции указательного местоимения- > ¦ в эмфанической функции.
- Передача предлогов и 12.11ередача на русский языксоюзов. 4 предлогов: at, for, of- союзов: if, 4 2while, as, other than.
- Перевод абсолютных 13. Развитие умений и навыковконструкций. 4 перевода абсолютных 4 2конструкций: узнавание- !определение значения- способы перевода.
- Перевод каузативных 14. Конструкции: спобудительных) 4 каузативными глаголами- с 4 2конструкций глаголами to have- to get- с некаузативными глаголами.
- Перевод оборотов, по 15. Обороты, выражающие 1форме совпадающих со 4 эмфазу- с формальным 4 2сравнительными. значением равенства- со значением превосходной степени. 1. Зачет 6 1. Итого: 64 32 32 141. Всего: 70