Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система подготовки воспитателя (вожатого)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Попов, А. А. Летний образовательный отдых детей в рамках компетентностного подхода: метод, пособие / А. А. Попов, П. П. Глухов, Г. М. Луппа, О. А. Попова. — М.: ЛЕНАНД, 2016. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. — Ярославль: Академия развития, 2003. Кейс вожатого детского оздоровительного лагеря: метод, пособие / сост. А. А… Читать ещё >

Система подготовки воспитателя (вожатого) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общее в подготовке учителя и воспитателя (вожатого) проявляется в задачах воспитания, в ответственности педагога перед собой, воспитываемой личностью, государством; в основных методах и формах работы.

Каковы различия? Они в продолжительности процесса воспитания; участии или неучастии семьи в нем; в том, что и коллектив воспитанников, и педагогов в одном случае постоянный, в другом — временный. Разница еще и в том, что в отличие от школы воспитатель (вожатый) в лагере практически одного возраста с подростками. Различия проявляются и в социальной среде, круге общения, сложившихся традициях, режимных моментах, некоторых методах и формах работы.

Если посмотреть на все проблемы, которые должен решать воспитатель (вожатый), то выявятся психолого-педагогические особенности его обучения по сравнению с подготовкой преподавателей. С чем это связано? Прежде всего:

  • • с отсутствием ответственности за детский коллектив после окончания работы в лагере;
  • • с требованием выполнять почти те же работы, что и учитель, за значительно более короткое время, в режиме «экспресс»;
  • • с необходимостью научить воспитателей (вожатых), не имеющих детей, как работать с детьми, которые, как правило, и по возрасту бывают близки воспитанникам, вследствие чего иногда могут возникнуть серьезные проблемы взаимоотношений полов.

Практика подготовки воспитателей (вожатых) к работе в детских летних лагерях показывает, что лучшим методом их обучения служит игра. Существенным моментом игры является воспроизведение человеком в воображаемой ситуации реальных действий других людей, их взаимоотношений, т. е. выполнение обучаемым определенной роли. Игра развивает творческие способности человека, в том числе и способность к осуществлению новых видов деятельности.

Обучающая игра дает возможность студенту, будущему воспитателю (вожатому), проявить себя в различных ролях (автора сценария, организатора, участника), выполнить работу, которую прежде никогда не приходилось делать. Игра способствует ломке психологического барьера в общении, развитию умения планировать свою деятельность, выработке правильных взаимоотношений, появлению чувства ответственности за сделанное. Мотивационным «рычагом» игры выступает желание студента — в будущем воспитателя (вожатого) — соответствовать роли, которая ему отведена.

По окончании смены предполагается представление воспитателем (вожатым) соответствующего отчета, в который включается: план проведенной смены; интересные педагогические находки, педагогические задачи, составленные на основе нестандартных ситуаций в оздоровительном лагере, наглядный материал; анализ собственной подготовленности; разработки проведенных мероприятий.

Примерные формы занятий с воспитателями (вожатыми):

  • • лекции;
  • • семинары (аудиторные творческие работы, моделирование педагогических ситуаций, решение педагогических задач);
  • • обучающие игры;
  • • домашние творческие работы;
  • • домашние разработки детальных планов мероприятий с последующей подготовкой и проведением их на занятиях;
  • • инструктивный сбор (ролевые игры, действия в нестандартных ситуациях);
  • • зачет-допуск, тестирование;
  • • творческие домашние заготовки;
  • • зачет-отчет;
  • • отзыв администрации с места работы.

Литература

1. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. — Ярославль: Академия развития, 2003.

  • 2. Болл, А. Основы лагерного менеджмента: пер. с англ. / А. Болл, Б. Болл. — СПб., 1994.
  • 3. Кейс вожатого детского оздоровительного лагеря: метод, пособие / сост. А. А. Белов, Р. Н. Грошева, Ю. В. Зиборова. — М.: УЦ «Перспектива», 2014.
  • 4. Коваль, М. Б. Ключ к успеху / М. Б. Коваль. — М., 2003.
  • 5. Кулаченко, М. П. Методическое пособие для вожатого / М. П. Кулаченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  • 6. Лутошкин, А. Н. Как вести за собой / А. Н. Лутошкин. — М., 1981.
  • 7. Нечаев, М. П. Настольная книга вожатого детского коллектива: учеб.-метод, пособие / М. П. Нечаев. — М.: УЦ «Перспектива», 2015.
  • 8. Попов, А. А. Летний образовательный отдых детей в рамках компетентностного подхода: метод, пособие / А. А. Попов, П. П. Глухов, Г. М. Луппа, О. А. Попова. — М.: ЛЕНАНД, 2016.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой