Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальные инициативы студентов как фактор повышения качества подготовки специалиста в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в обществе получает все более широкое распространение такая форма гражданской активности личности как социальная инициатива. В различных проявлениях социальная инициатива используется общественными организациями и отдельными гражданами. Также социальная инициатива используется в образовательных учреждениях различных типов и уровней в качестве инструмента гражданского воспитания… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы повышения качества профессиональной подготовки специалиста в вузе
    • 1. 1. Повышение качества профессиональной подготовки специалиста и тенденции развития вузовского образования в России
    • 1. 2. Управление качеством образования в вузе и профессиональная подготовка специалиста
    • 1. 3. Современные формы взаимодействия вуза и регионального сообщества в процессе профессиональной подготовки специалиста
  • ВЫВОДЫ по содержанию главы
  • ГЛАВА II. Социальные инициативы студентов в процессе профессиональной подготовки специалиста в вузе
    • 2. 1. Возможности использования социальных инициатив студентов для повышения качества профессиональной подготовки специалистов в вузе
    • 2. 2. Реализация социальных инициатив студентов в рамках конкурса социальных проектов
    • 2. 3. Повышение качества профессиональной подготовки специалиста как результат использования социальных инициатив студентов в образовательном процессе современного вуза
  • ВЫВОДЫ по содержанию главы II

Социальные инициативы студентов как фактор повышения качества подготовки специалиста в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В условиях вхождения России в Болонский процесс и глобализации современного рынка труда проблема конкурентоспособности российского высшего образования занимает особое место в государственной политике в сфере образования. Глобальная конкуренция предполагает усиление практической направленности образования, а это, в первую очередь, означает повышение требований к профессиональному образованию — профессиональному в широком смысле этого слова. Качество профессиональной подготовки специалиста в вузе становится ведущей идеей государственных документов, определяющих развитие системы высшего образования в России. Современное профессиональное образование характеризуется переходом от «знаниевой» к личностно-ориентированной парадигме. Этот переход подготовлен, по мнению В. А. Сластенина, последовательным движением педагогической мысли от односторонне — функционального к целостному представлению о профессиональном образовании, в котором процессы овладения профессией и профессионального совершенствования органически включены в более широкое пространство социальной, профессиональной и личностной самореализации человека.

Целью и результатом профессиональной подготовки в этом контексте является определенный тип самостоятельного человека — квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в социальную и производственную среду [А.Г. Пашков].

Сохранить и повысить конкурентоспособность высшего образования России возможно лишь в случае его опережающего развития в русле общемировых тенденций, на основе современной политики управления качеством. Анализ тенденций развития высшего образования и основ управления качеством показывает, что в повышении качества профессиональной подготовки современного конкурентоспособного специалиста в вузе можно выделить две основные линии: расширение самостоятельности студента в образовательном процессе как субъекта проектирования индивидуального образовательного маршрута и трансформация традиционного образования в образовательную услугу, ориентированную на качественное удовлетворение явных и скрытых образовательных потребностей общества. Самостоятельность студента в образовательном процессе рассматривается в Болонской декларации как его право на образовательную мобильность независимо от рамок отдельного высшего учебного заведения и даже от рамок отдельного государства и является результатом расширения в вузах доли учебных курсов по выбору, внедрения технологий дистанционного обучения, построения многоуровневой системы обучения. Это приводит к тому, что система высшего образования стремительно теряет свою организационную «изолированность» от общества в рамках образовательных учреждений, традиционно закрепляемую константами образовательных программ, времени обучения, форм обучения и контроля над результатами обучения. Подобная институализация становится все более гибкой, ориентируясь на динамичное изменение образовательных потребностей общества. Качественная подготовка конкурентоспособного специалиста становится результатом тесного конструктивного взаимодействия вуза и общества.

В результате эти две основные линии повышения качества подготовки специалиста интегрированы в инновационной деятельности студента, который способен выступить субъектом образовательного процесса, только концентрируя в рамках собственной личности образовательные, профессиональные и гражданские запросы власти, работодателей, общества, синтезируя их в субъектной позиции, отвечающей его личностным интересам и проявляющейся в его самостоятельном целеполагании, творческой организации образовательного процесса и социальной ответственности за достигнутые результаты.

В научных исследованиях, посвященных проблемам развития высшего образования, затрагиваются различные аспекты повышения качества подготовки современного специалиста в вузе. Есть работы, в которых рассматриваются проблемы фундаментальности и научности высшего образования (Н.Д.Никандров, В. А. Садовничий, В. А. Сластенин, В.Д.Шадриков), деятель-ностного подхода в обучении студентов (О.С.Анисимов, И. А. Зимняя,.

Г. П.Щедровицкий), знаково-контекстного подхода в организации образовательного процесса в вузе (А.А.Вербицкий), управления качеством образовательного процесса в вузе (Г.А.Бордовский, Д. А. Пузанков, А. И. Субетто, Ю.Г.Татур), взаимодействия вуза и региона (А.Г.Асадулина, В. А. Гавриков, Г. Ф.Шафранов-Куцев). Однако в этих работах уделено недостаточно внимания возможным формам повышения качества профессиональной подготовки специалиста, адекватным требованиям компетентностного подхода, являющегося одной из методологических основ изменений в современной российской образовательной системе, интегрирующего традиционный образовательный процесс в вузе и образовательные запросы рыночного сообщества, организации образовательной работы студента как будущего конкурентоспособного представителя общества в образовательном процессе.

В настоящее время в обществе получает все более широкое распространение такая форма гражданской активности личности как социальная инициатива. В различных проявлениях социальная инициатива используется общественными организациями и отдельными гражданами. Также социальная инициатива используется в образовательных учреждениях различных типов и уровней в качестве инструмента гражданского воспитания обучающихся. Этот опыт получил свое описание в ряде работ (В.Д.Курбатов). Однако в данной интерпретации социальная инициатива никогда не рассматривалась как фактор повышения качества профессиональной подготовки. Как правило, использование социальной инициативы выносилось за рамки процесса обучения в сферу воспитательного процесса или дополнительного образования.

Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена тем, что мы попытались социальную инициативу студентов рассмотреть как фактор повышения качества профессиональной подготовки специалиста в вузе.

Данная направленность диссертационного исследования позволила выявить ряд противоречий, которые предстоит разрешить в работе:

— между определенной «самодостаточностью» образовательного процесса в вузе и необходимостью включения учебной деятельности студента в контекст его будущей профессиональной деятельности;

— между широким контекстом представления о социальной инициативе как форме гражданского поведения человека в обществе и необходимостью ее трансформации как инновационной формы повышения качества профессиональной подготовки специалиста в вузе;

— между творческим характером самостоятельной работы студента по выдвижению социальной инициативы и необходимостью управления этой работой со стороны преподавателей вуза на основе комплекса формальных критериев.

Все вышеупомянутое позволило определить тему исследования — «Социальные инициативы студентов как фактор повышения качества подготовки специалиста в вузе» .

Цель исследования. Выявить и обосновать комплекс условий, при которых социальные инициативы студентов могут стать фактором повышения качества профессиональной подготовки специалиста в вузе.

Объект исследования. Процесс профессиональной подготовки современного специалиста в вузе.

Предмет исследования. Использование социальной инициативы студента как фактора повышения качества профессиональной подготовки специалиста в вузе.

Гипотеза исследования. Социальные инициативы студентов являются фактором повышения качества профессиональной подготовки специалиста в вузе если они:

— реализуются в форме самостоятельной работы студентов по решению актуальных для общества проблем на основе получаемых профессиональных знаний;

— формализуются в виде социальных проектов как инновационной формы профессионального обучения;

— отвечают следующим критериям качества подготовки специалиста в вузе:

— широта профессиональной подготовки;

— научность профессиональной подготовки;

— творческость профессиональной подготовки;

— практикоориентированность профессиональной подготовки;

— востребованность профессиональной подготовки.

Цель, предмет и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Выявить актуальные требования к качеству профессиональной подготовки специалиста в вузе в русле современных тенденций развития высшего образования в мире и в России.

2. Определить особенности повышения качества подготовки специалиста в вузе в условиях рынка.

3. Выявить современные формы взаимодействия вуза и региона как пространства повышения качества подготовки будущего специалиста в сообществе.

4. Показать возможности социальных инициатив студентов, оформленных в виде социальных проектов, как средства их профессионального обучения.

5. Разработать систему внешних показателей и внутренних индикаторов повышения качества профессиональной подготовки специалиста в вузе с учетом использования социальной инициативы как одного из средств профессионального обучения.

Методологической основой исследования явились положения о ценностях постиндустриальной цивилизацииоб идеологии гражданского обществао роли образования в современном мире как факторе глобализации, интернационализации и унификации общества, с одной стороны, и регионализации и сохранения местной самобытности, с другойо профессиональном образовании как пространстве согласования интересов личности, общества и государствао паритетном государственно-общественном управлении образованиемо социальном качестве профессионального образованияо необходимости реализации компетентносгного подхода в высшем профессиональном образовании.

Теоретическими источниками исследования явились труды, посвященные:

— тенденциям глобализации и интернационализации развития высшего профессионального образования (Ф.А.Альтбах, Й. Бриколл, М. К. Ван дер Венде, Л. А. Вербицкая, И. Е. Волкова, Л. С. Гребнев, А. И. Джуринский, И. И. Жилинскас, С. С. Иванов, В. Б. Касевич, В. А. Козырев, Г. А. Лукичев, П. Скотт, Н.Л.Шубина);

— новым подходам к измерению качества высшего образования (Я. Аавиксо,.

A.Г.Асадулина, Г. А. Бордовский, А. О. Грудзинский, А. Ю. Деревина, А. А. Нечаев,.

B.А.Садовничий, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур, Е. В. Титова, С. Ю. Трапицын, Г. Ф.Шафранов-Куцев);

— реализации идей компетентностного подхода и личностно-ориентированного обучения в высшей школе (О.В.Акулова, Е.В. Бондарев-ская, Е. И. Казакова, В. А. Козырев, C.B. Кульневич, Н. Ф. Радионова, М. В. Рыжаков, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына, И.С. Якиманская);

— общим вопросам профессионального образования и профессиональной подготовки специалиста в вузе (П.Р.Атутов, С. Я. Батышев, Е. П. Белозерцев, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер, А. М. Новиков, Ю. П. Поваренков, О. Г. Прикот, Г. М. Романцев, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина, Е.Н.Шиянов);

— проблемам дидактики и организации процесса обучения в высшей школе (Н.В.Бордовская, А. А. Вербицкий, Л. А. Даринская, Е.С. Заир-Бек.

A.М.Зобов, М. В. Кларин, В. П. Колесов, В. С. Леднев, Н. Д. Никандров,.

B.А.Сластенин, В. Г. Разумовский, Н. В. Рязанова, Л. Ю. Уваров, А. В. Хуторский, В. Д. Шадриков, И.И.Шевченко);

— тенденциям регионализации как проявления специфики высшего профессионального образования в России (В.Н. Аверкин, Л. М. Андрюхина,.

A.Г.Асадулина, В. А. Бондаренко, В. А. Гавриков, В. А. Глуздов, Л. В. Голуб, Т. А. Каплунович, Г. А. Мелекесов, Д. А. Пузанков, Н. М. Рассадин, А. И. Субетто,.

B.В.Чекмарев, Г. Ф.Шафранов-Куцев, P.M. Шерайзина);

— студенту как субъекту образовательного процесса в современном вузе (В.А.Айнштейн, Р. У. Богданова, И. М. Бродская, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Деркач, И. А. Зимняя, А. А. Иванова, Т. А. Кривченко, Н. В. Кузьмина, Т. Ю. Малахова, Т. Н. Михайлова, А. А. Реан, В.А.Якунин).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— уточнено понятие «социальная инициатива» и выявлена специфика ее использования как формы профессиональной подготовки в вузе;

— на основе анализа тенденций развития высшего образования социальная инициатива студентов рассматривается как средство преобразования традиционного образовательного процесса в вузе в процесс предоставления образовательных услуг;

— выделена и обоснована в качестве одной из основных консалтинговая составляющая профессиональной деятельности преподавателя вуза;

— анализ качества высшего образования позволил рассмотреть социальные инициативы как связующее звено между традиционным образовательным процессом в вузе и региональными потребностями общества, экономики.

Научная новизна исследования состоит:

— в новой интерпретации понятия «социальный проект» как формы социальной инициативы студентов, построенной в соответствие с критериями повышения качества профессиональной подготовки специалиста в вузе;

— в том, что впервые понятие «качество высшего образования» расширено за счет его дополнения понятием «социальное качество образования» ;

— в выявлении системы критериев, позволяющих оценить процесс повышения качества подготовки современного специалиста в вузе, использующих социальную инициативу как инновационную форму организации образовательного процесса.

Практическая значимость исследования состоит:

— в разработке модели использования социальной инициативы студентов как фактора повышения качества подготовки специалиста в вузе;

— в апробации социальных проектов студентов как формы инновационной подготовки специалиста в вузе;

— в подготовке методических рекомендаций необходимых для использования социальных инициатив студентов как формы повышения качества подготовки специалиста в вузе;

— в разработке комплекса критериев, позволяющих строить процесс управления повышением качества подготовки специалистов в вузе на основе использования социальной инициативы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ современных тенденций развития высшего образования и современных подходов к качеству высшего образования позволяет утверждать, что ведущим фактором повышения качества профессиональной подготовки специалиста в вузе станет форма организации образовательного процесса, ориентированная на самостоятельность студента и удовлетворение образовательных запросов общества, сконцентрированных в практической работе специалиста. Такой формой организации профессионального обучения выступает социальная инициатива студента.

2. Социальная инициатива студента рассматривается как, соответствующая особенностям студенчества как социальной группы общества, форма проявления собственных профессиональных потребностей и реально применяемый в образовательном процессе инструмент повышения качества профессиональной подготовки будущего специалиста, способ взаимодействия специалиста с социальной действительностью в условиях рыночных отношений. В этом случае социальная инициатива представлена как:

— качественная характеристика профессионально значимых черт личности будущего специалиста;

— форма выражения его профессиональных потребностей;

— субъективно возможная и общественно-значимая основа самореализации специалиста в условиях рыночных отношений;

— способ взаимодействия будущего специалиста с социальными, властными и экономическими институтами общества.

3. Социальная инициатива студента становится инновационной частью образовательного процесса в вузе, так как способствует повышению качества профессиональной подготовки специалиста в вузе по следующим показателям:

— привлечение актуальных дополнительных источников информации по профильному учебному предмету;

— использование профессиональных знаний при проведении научных исследований;

— самостоятельная интерпретация применения профессиональных знаний в решении конкретных профессиональных проблем;

— применение профессиональных знаний в практической работе;

— презентация потенциальным работодателям профессиональных возможностей специалиста.

4. Модель реализации социальной инициативы студентов выступает как фактор повышения качества профессиональной подготовки специалиста в вузе лишь при условии соблюдения ряда условий. К этим условиям относятся:

— формализация социальной инициативы в виде социальных проектов студентов, направленных на решение актуальных для регионального сообщества социально-экономических проблем на основе получаемых профессиональных знаний;

— сочетание в рамках социального проекта научного исследования студента по анализу общественной проблемы и поиска варианта ее решения и плана реализации проекта с учетом возможного участия самого студента;

— использование в процессе подготовки, экспертизы и оценки социального проекта студента организации и привлечения интегрированной команды преподавателей вуза и представителей регионального сообщества: представителей органов власти, потенциальных работодателей и лидеров общественных организаций;

— социальный проект, самостоятельно разрабатываемый студентом на добровольной основе, является органичной частью процесса профессионального обучения в вузе.

База исследования.

Исследование проводилось на базе филиала Тюменского государственного университета г. Пыть-Ях, Тюменского государственного университета. Всего в исследование социальной инициативы студентов как фактора повышения качества подготовки специалиста в вузе было включено более 150 студентов по четырем специальностям («государственное и муниципальное управление», финансы и кредит", «педагогика и психология», «менеджмент организации»), 43 преподавателя вуза и 27 представителей общественности.

Основные этапы исследования.

I этап. 2000;2002 гг. Аналитико-поисковый. Анализ теории управления качеством образовательного процесса в вузе. Исследование тенденций развития высшего образования в России и в мире. Изучение опыта взаимодействия вузов с региональными сообществами. Формирование исходной гипотезы исследования.

II этап. 2002;2004 гг. Экспериментальный. Исследование современных подходов к социальному проектированию как процессу формализации социальных инициатив граждан. Обобщение специфики использования социальных проектов студентов как инновационной формы профессионального образования. Проектирование модели проведения конкурса социальных проектов студентов как интеграции профессиональных знаний и социальных потребностей общества. Проведение констатирующего и формирующего эксперимента по выявлению условий использования социальных инициатив студентов как фактора повышения качества профессиональной подготовки специалиста в вузе.

III этап. 2004;2005 гг. Обобщающий. Систематизация, обобщение и анализ результатов исследования. Оформление текста диссертации. Уточнение теоретических и экспериментальных результатов.

Методы исследования.

Теоретический анализ философской, социологической, социально-психологической, психолого-педагогической, управленческой литературыконстатирующий и формирующий эксперимент, опросы, анкетирование, экспертные оценкиконтент-анализ различной документации (аналитических справок, результатов наблюдений и бесед).

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования подтверждена последовательностью, концептуальной непротиворечивостью, обоснованностью теоретико-методологических позиций, системным подходом к изучению предмета исследования, проведением его одновременно на методологическом, теоретическом, практическом уровнях, рациональным сочетанием методов теоретического и экспериментального исследования, адекватных его целям и задачамподтверждением полученных выводов данными педагогической и управленческой практики.

Апробация результатов исследования.

Апробация исследования происходила в процессе обсуждения его основных положений, хода и результатов научного поиска: на научно практических конференциях («Представительство — филиал — вуз», Тюмень, 2001 г., «Образование и здоровье», Тюмень, 2002 г., «Модель специалиста XXI века в контексте модернизации высшего образования», Туапсе, 2004 г., «Литература и культура в современном гуманитарном знании», Тюмень, 2004 г.) — на научно-методических и практических конференциях преподавателей и аспирантов СПбАППО (2003 г.) — в ходе разработки Стратегии развития филиала Тюменского государственного университета в г. Пыть-Яхв образовательном процессе филиала ТюмГУ в г. Пыть-Яхв ходе организации работы студенческих общественных объединений филиала ТюмГУ в г. Пыть-Ях.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав (шесть параграфов), заключения, библиографии, приложений.

ВЫВОДЫ по содержанию главы II.

1. Одним из ведущих направлений повышения качества подготовки специалиста выступает использование такого метода профессионального обучения как выдвижение будущим специалистом социальных инициатив. Этот метод профессиональной подготовки опирается на деятельностный подход в обучении студентов, что развивает самостоятельность студентов в выборе объема содержания, формы изучения учебных предметов. Второй основой этого метода профессиональной подготовки выступает знаково-контекстный подход, позволяющий строить профессиональное обучение в контексте реальных проблем общества, запросов потенциальных работодателей и т. д.

2. Для того чтобы социальная инициатива способствовала повышению качества профессиональной подготовки специалиста, она должна строиться в соответствии с критериями повышения качества профессионального обучения. Среди этих критериев выступают:

— широта профессиональной подготовки;

— научность профессиональной подготовки;

— творческость профессиональной подготовки;

— практикоориентированность профессиональной подготовки;

— востребованность профессиональной подготовки.

3. Формализация социальной инициативы студентов в образовательном процессе происходит в виде социального проекта. Социальная инициатива в этом случае может рассматриваться как:

— качественная характеристика профессионально значимых черт личности будущего специалиста;

— форма выражения его профессиональных потребностей;

— субъективно возможная и общественно-значимая основа самореализации специалиста в условиях рыночных отношений;

— способ взаимодействия будущего специалиста с социальными, властными и экономическими институтами общества.

4. Для того чтобы социальная инициатива способствовала повышению качества профессиональной подготовки будущего специалиста в вузе, она должна быть направлена на:

— расширение объема профессиональных знаний, умений и навыков за пределы образовательной программы вуза;

— повышение научной составляющей в профессиональной подготовке;

— развитие творческих способностей студента в профессиональном обучении;

— обеспечение практической ориентации профессиональных знаний;

— адаптацию профессиональных знаний к актуальным потребностям рынка труда.

5. Использование социальных инициатив студентов в процессе профессиональной подготовки специалиста в вузе в настоящее время должно способствовать преодолению следующих проблем:

— низкого уровня готовности студентов к применению получаемых профессиональных знаний в непосредственной практической деятельности в обществе;

— изолированности профессиональной подготовки будущих специалистов от современных потребностей общества и запросов потенциальных работодателей;

— низкой профессиональной мотивации у студентов, обусловленной отсутствием у них видения роли и перспектив развития своей будущей профессии в обществе;

— отсутствия в процессе профессиональной подготовки современных методов формирования гражданского поведения будущих специалистов в обществе;

— низкой степени владения студентами формами анализа окружающего общества как пространства будущей профессиональной самореализации.

6. Критериями оценки социального проекта студента в процессе его профессиональной подготовки выступают:

— актуальность и структурированность заявленной в проекте проблемы для социально-экономического развития региона;

— глубина и объективность проведенного анализа состояния проблемы, на решение которой направлен проект;

— новизна и теоретическая обоснованность предлагаемого варианта решения социально-экономической проблемы;

— реалистичность программы решения социально-экономической проблемы и обоснованность необходимого ресурсного обеспечения;

— степень участия автора социального проекта в решении актуальной для региона проблемы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование в целом подтверждает правомерность выдвинутой гипотезы о том, что социальные инициативы студентов являются фактором повышения качества подготовки специалиста в вузе если:

— они реализуются в форме самостоятельной работы студентов по решению актуальных для общества проблем, на основе получаемых профессиональных знаний;

— они формализуются в виде социальных проектов как инновационной формы профессионального обучения;

— они отвечают следующим критериям повышения качества профессиональной подготовки специалиста в вузе:

— широта профессиональной подготовки;

— научность профессиональной подготовки;

— творческость профессиональной подготовки;

— практикоориентированность профессиональной подготовки;

— востребованность профессиональной подготовки.

Целью нашего исследования было выявление и обоснование комплекса условий, при которых социальные инициативы студентов становятся фактором повышения качества профессиональной подготовки специалиста в вузе.

Для этого были проанализированы и обобщены приоритетные направления развития высшего образования в мире и в России, подходы к построению систем управления качеством образовательного процесса в вузе, сферы взаимодействия вуза и местного сообщества. На основе данного анализа и обобщений были исследованы современные подходы к повышению качества профессиональной подготовки специалиста в вузе.

Полученные результаты позволили разработать модель повышения качества подготовки специалиста в вузе на основе использования такой формы профессионального обучения как проектирование и реализация социальных инициатив студентов. На базе филиала Тюменского государственного университета в г. Пыть-Ях данная модель профессиональной подготовки будущего специалиста была реализована на практике, что позволило определить условия эффективного использования данной модели для развития системы профессиональной подготовки специалиста в региональном вузе.

По итогам исследования можно сделать следующие обобщающие выводы.

Анализ тенденций развития высшего образования и основ управления качеством показывает, что в повышении качества профессиональной подготовки современного конкурентоспособного специалиста в вузе можно выделить две основные линии: расширение самостоятельности студента в образовательном процессе как субъекта проектирования индивидуального образовательного маршрута и трансформация традиционного образования в образовательную услугу, ориентированную на качественное удовлетворение явных и скрытых образовательных потребностей общества. Самостоятельность студента в образовательном процессе рассматривается в Болонской декларации как его право на образовательную мобильность независимо от рамок отдельного высшего учебного заведения и даже от рамок отдельного государства и является результатом расширения в вузах доли учебных курсов по выбору, внедрения технологий дистанционного обучения, построения многоуровневой системы обучения. Это приводит к тому, что система высшего образования стремительно теряет свою организационную «изолированность» от общества в рамках образовательных учреждений, традиционно закрепляемую константами образовательных программ, времени обучения, форм обучения и контроля над результатами обучения. Подобная институализация становится все более гибкой, ориентируясь на динамичное изменение образовательных потребностей общества. Качественная подготовка конкурентоспособного специалиста становится результатом тесного конструктивного взаимодействия вуза и общества. В результате эти две основные линии повышения качества подготовки специалиста интегрированы в инновационной деятельности студента, который способен выступить субъектом образовательного процесса, только концентрируя в рамках собственной личности образовательные, профессиональные и гражданские запросы власти, работодателей, общества, синтезируя их в субъектной позиции, отвечающей его личностным интересам и проявляющейся в его самостоятельном целеполагании, творческой организации образовательного процесса и социальной ответственности за достигнутые результаты.

Социальная инициатива студента рассматривается как соответствующая особенностям студенчества как социальной группы общества, форма проявления собственных профессиональных потребностей и реально применяемый в образовательном процессе инструмент повышения качества профессиональной подготовки будущего специалиста, способ взаимодействия специалиста с социальной действительностью в условиях рыночных отношений. В этом случае социальная инициатива представлена как:

— качественная характеристика профессионально значимых черт личности будущего специалиста;

— форма выражения его профессиональных потребностей;

— субъективно возможная и общественно-значимая основа самореализации специалиста в условиях рыночных отношений;

— способ взаимодействия будущего специалиста с социальными, властными и экономическими институтами общества.

Социальная инициатива студента становится инновационной частью образовательного процесса в вузе, так как способствует повышению качества профессиональной подготовки специалиста в вузе по следующим показателям:

— привлечение актуальных дополнительных источников информации по профильному учебному предмету;

— использование профессиональных знаний при проведении научных исследований;

— осуществление самостоятельной интерпретации применения профессиональных знаний в решении конкретных профессиональных проблем;

— применение профессиональных знаний в практической работе;

— презентация потенциальным работодателям профессиональных возможностей специалиста.

Модель реализации социальной инициативы студента выступает как фактор повышения качества профессиональной подготовки специалиста в вузе лишь при условии соблюдения ряда условий. К этим условиям относятся:

— формализация социальной инициативы в виде социальных проектов студентов, направленных на решение актуальных для регионального сообщества социально-экономических проблем на основе получаемых профессиональных знаний;

— сочетание в рамках социального проекта научного исследования студента по анализу общественной проблемы и поиска варианта ее решения и плана реализации проекта с учетом возможного участия самого студента;

— использование в процессе подготовки, экспертизы и оценки социального проекта студента организации и привлечения интегрированной команды преподавателей вуза и представителей регионального сообщества: представителей органов власти, потенциальных работодателей и лидеров общественных организаций;

— социальный проект, самостоятельно разрабатываемый студентом на добровольной основе, является органичной частью процесса профессионального обучения в вузе.

Таким образом, можно утверждать, что участие в конкурсе социальных проектов, формирует у значительной части студентов личностную позицию по отношению к будущей специальности, поможет провести анализ личностной готовности к реализации своей будущей профессии в обществе, наконец, позволит им овладеть субъектной позицией в равноправном диалоге с преподавателями вуза и местным сообществом по различным аспектам деятельности, осуществляемой в рамках будущей специальности.

Перспективными направлениями дальнейшей исследовательской деятельности по данной теме могут стать:

— исследование потенциала социальных инициатив для расширения доли самостоятельной работы студентов;

— создание комплексных методик использования социальных инициатив студентов в организации курсового и дипломного проектирования;

— отработка механизма вовлечения общественности в процесс повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов в вузе;

— разработка обучающих программ и методик для обучения преподавателей вуза и студентов основам социального проектирования как формы проявления субъектной активности в образовательном процессе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я. Обеспечение качества: неортодоксальный взгляд на проблему //Alma Mater. — Вестник высшей школы. — 2002. — № 6. — С. 3−8.
  2. В.Н. Теоретические основы и практика инновационного административного управления территориальными образовательными системами: Автореф. дис. докт. пед. наук. Великий Новгород, 1999. — 42 с.
  3. A.A. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования //Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. Пятый симпозиум. М., 1996. — С. 54−62.
  4. Ю. Студент: возможности личностного роста //Высшее образование в России. 2002. — № 1. — С. 50−57.
  5. И.Ю. Педагогическая идея: зарождение, осмысление, воплощение: Практическая методология решения педагогических задач. СПб.: Спецлит, 2000,-223 с.
  6. Ф.Г. Возвышение псевдоуниверситетов //Alma Mater. Вестник высшей школы. -2001. -№ 12.-С. 39−41.
  7. Ф.Г. Высшее образование и WTO: безумие глобализации //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2001. — № 6.
  8. Ф.Г. Знание и образование как международный товар: крушение идеи общественного блага //Alma Mater. Вестник высшей школы. -2002.-№ 7.-С. 40−44.
  9. Ф. Дж. Исследования и обучение в высшем образовании: положение дел //Высшее образование в Европе. T. XXVII. — 2002. — № 1−2.
  10. О.С. Основы методологического мышления. М.: Внеш-торгиздат, 1989. — 412 с.
  11. C.B. Вузы и регион: стратегия развития взаимодействия. Р-н-Д, 2003 г.
  12. И.Г. Система управления социальным качеством образования как фактор социокультурной динамики региона. Дис. докт. соци-ол. наук, СПб., 2004. — 48 с.
  13. В., Казакова Н. Университетские комплексы: международное сотрудничество //Высшее образование в России. 2002. -№ 6. — С. 3−8.
  14. В.Р., Чеботаревский Ю. В., Казакова Н. В., Плотников А. Н. и др. Трансформация российских университетов в учебно-научно-инновационные комплексы. Саратов, 2001.
  15. Н. Российское образование: поиски себя в контексте глобализма //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2001. — № 1. — С. 25−30.
  16. В. Система оценки качества образования //Высшее образование в России 2002. — № 1. — С. 44−49.
  17. Е.П. Культурно-образовательная среда. Образ и смысл русской школы /Очерки прикладной философии образования. -Волгоград, 2000. С. 295−327.
  18. Е. Культурно-образовательная среда малого города //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2003. — № 5. — С. 13−20.
  19. Е.П. Онтологическая реальность современного педагогического образования //Педагогика. 2003. — № 2. — С. 81−88.
  20. А. Образовательный округ в современной России: фикция или реальность? //Высшее образование в России. 2003. — № 2. -С. 24−34.
  21. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко Н.А, Проектирование профессионального педагогического образования //Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66−72.
  22. В., Красильникова В. Образовательная среда учебного округа //Высшее образование в России. 2003. -№ 3. — С. 99−103.
  23. Г. А., Нестеров A.A., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2001,-359 с.
  24. И. Университетские комплексы и университетское образование //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2002. — № 11. — С. 3−17.
  25. C.JI. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты).- М., 1999. 200 с.
  26. Й.М. Конвергенция и цена статус-кво //Alma Mater. Вестник высшей школы.-2001.-№ 4.-С. 16−21.
  27. Брок-Утне Б. Анализ глобальных факторов, влияющих на современную образовательную систему, на примере европейских университетов //Высшее образование в Европе. T. XXVIII. — 2002. -№ 3.
  28. А.П. Образование в России: Стратегия выбора: монография. СПб.: РГПУ им А. И. Герцена, 1998. — 127 с.
  29. В., Гуртов В., Питухин Е., Суворов М. Синтез информации и анализа //Высшее образование в России. 2003. — № 2. -С. 35−38.
  30. Венде Ван дер М. Болонская декларация: расширение доступности и повышение конкурентоспособности высшего образования в Европе //Высшее образование в Европе. 2000. — № 1,2. — С. 14−28.
  31. Венде Ван дер М. Интернационализация в целях обеспечения качества образования /Мат-лы Конференции программы Tempus в Киеве, 23−24 апреля 1999 г.-С. 197−199.
  32. A.A. Активное обучение в высшей школе. М.: Высшая школа, 1991.-207 с.
  33. М. Самоорганизация в студенческой учебной группе //Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 93−95.
  34. В.Н. Вовлечение общественности в стратегическое планирование как фактор становления гражданского общества. СПб.: Леонтьевский центр, 2003. — 130 с.
  35. В.H. Социальное проектирование локального гражданского сообщества в рамках муниципального образования. -СПб., 2003. -136 с.
  36. Т. И вновь о статусе филиала. //Высшее образование в России.-2002.-№> 1.-С. 119−123.
  37. Т.В., Лядова Л. Н., Миков А. И. Проект региональной информационной системы мониторинга образования //Стандарты и Мониторинг. 2002. — № 4. — С. 33−40.
  38. А. Аудит и оценка качества: вопросы и проблемы //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2002. — № 6. — С. 10−12.
  39. А.Л. Региональный университетский комплекс: от концепции до ее воплощения. СПб.: СЗАГС, 2001. — 181 с.
  40. A.B., Пелевина Т. В. Концепция адаптивного управления ВСШ //Теория и практика гуманистических воспитательных систем. Владимир: ОблИУУ, 1997. — С. 71−75.
  41. И. Оценка студентами качества преподавания в вузе //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2001. — № 5. — С. 20−21.
  42. A.B., Круглов М. И. Управление качеством продукции. -М.: Экономика, 1979.
  43. А.Г. Теоретические основы развития субъектной позиции студента в условиях высшего профессионально-педагогического образования. Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб., 2002.-46 с.
  44. K.M. Антропология образования и образовательные стратегии региона. М., 2002.
  45. В. Университет как системообразующий фактор социально-культурной среды //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2003. -№ 5.-С. 20−23.
  46. В. Региональные университеты и корпоративный климат //Высшее образование в России. 2002. — № 5. — С. 26−28.
  47. Е., Добродеева И. Провинциальная модель университетской жизни: университет как градообразующее начало //Alma Mater. -Вестник высшей школы. 2002. -№ 10. — С. 15−16.
  48. Г. В. Проектное управление качеством образования в регионе //Стандарты и Мониторинг. 2001. — № 2. — С. 18−28.
  49. A.B. Региональный компонент содержания образования //Педагогика. 1996. — № 1.
  50. Д. Все о качестве: Зарубежный опыт. Выпуск 2. Высший уровень руководства и качество. М., 1993.
  51. А. Интернационализация высшего образования: тенденции и проблемы //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2002. — № 9. — С. 44−49.
  52. Э. Модернизация образования общенациональная задача //Первое сентября. — № 58 от 25 августа 2001 г.
  53. В., Кухтевич Т. Особенности и тенденции развития массового сознания студенчества //Альма Матер. Вестник высшей школы. -2003.-№ 5.-С. 36−40.
  54. JI. Новый университет: эксклюзивный опыт //Высшее образование в России. -2003. -№ 5. С. 15−24.
  55. C.B. Макровоспитательная система как фактор оптимизации воспитательного процесса. Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: МИПКРО, 1998.- 19 с.
  56. А. Прогноз (о перспективах образования в России) //Высшее образование в России. 2000. — № 4. — С. 17−30.
  57. В. М. Университетские комплексы: цели и задачи //Практика структурно-институциональных преобразований в системе высшего профессионального образования. М., 2003.
  58. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995. — 234 с.
  59. А. Какого человека должна сформировать сегодня система образования //Высшее образование в России. 2003. — № 3. -С. 45−52.
  60. JI.A. Социология города: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 192 с.
  61. И.А. Концепции воспитания в вузах. СПб., 2000.
  62. Г. Б. О том, что такое филиал //Вузовские вести. -1999. -№ 13.
  63. Г., Голиусова Ю. Современное студенчество: социологический портрет //Высшее образование в России. 2003. — № 5. -С. 110−114.
  64. В.Г., Бутов В. И. Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Учебн. пособие. Ростов-на-Дону: Март, 1998.
  65. С. Образовательное пространство и культурно-образовательный округ //Высшее образование в России. 2002. — № 6. -С. 148−151.
  66. В., Прудковский Б. По поводу оценки качества //Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 54−58.
  67. А. О некоторых проблемах нашего образования //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2001. — № 12. — С. 3−8.
  68. О., Ганчеренок И. Понятийно-терминологический аспект проблемы интернационализации высшего образования //Alma Mater. Вестник высшей школы.-2001.-№ 1.-С. 10−13.
  69. Н., Окорокова Г. О статусе филиала //Высшее образование в России. -2001. -№ 5. С. 24−30.
  70. А.И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы.-М.: Социум, 1999.
  71. В. Концентрат социально-культурного напряжения //Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 39−42.
  72. В. Университетский комплекс как основа подготовки кадров//Высшее образование в России. -2003. -№ 1. С. 134−139.
  73. К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2002. — № 8. -С. 3−8.
  74. Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования. -М.: Изд. У РАО, 2001.- 124 с.
  75. Э.М. Качество образования. М., 2002. — 83 с.
  76. В.А. Комплексная оценка качества занятий в вузе //Стандарты и Мониторинг. 2002. — № 5. — С. 40−43.
  77. B.C., Расчетина С. А. Региональная программа: путь к новому качеству //Народное образование. 1994. — № 7.
  78. Ю., Уткин В. Нужна ли образованию идеология? //Высшее образование в России 2003. — № 2. — С. 56−59.
  79. В. Университетский образовательный комплекс в условиях малого города России //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2003. -№ 5. — С. 5−12.
  80. В.И., Курбатова О. В. Социальное проектирование: учебное пособие для студентов.
  81. Т.Ю. О диверсификации непрерывного профессионального образования. Педагогика, 2002, № 1. — 75−78 с.
  82. И. Объективный процесс //Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С. 80−85.
  83. В.Н. Акмеологическая теория в контексте проблемы качества образования. Педагогика, 2002, № 2. — 9−14 с.
  84. Е. Развитие образования и производительных сил в России: региональный аспект //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2001. -№ 6.-С. 3−8.
  85. А.П., Бирженюк Г. М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб.: ИГУП, 1998. — 364 с.
  86. В.И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования. М., 1998.
  87. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий /Пер. с англ. Под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 336 с.
  88. В. Территориальный комплекс //Высшее образование в России.-2003.-№ 1.-C. 159−161.
  89. Мур Дж. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984. — 325 с.
  90. И. Региональная культура и образование: поле для взаимодействия //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2002. — № 8. -С. 23−28.
  91. Нив Г. Глобализация. Угроза? Возможность? А может, и то и другое. //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2003. — № 8. — С. 37−39.
  92. Образование в провинции: проблемы, подходы, решения //Педагогика. 1999. — № 7. — С. 42−59.
  93. Образование студента. Теоретические и практические аспекты проблемы развития субъектной позиции в условиях педагогического вуза /Под ред. А. Г. Гогоберидзе. СПб.: НИИ химии СПбГУ, 2001. — 273 с.
  94. В.В. Всеобщее управление качеством. Учебник. СПб: СПбГУ ЭФ, 1996. — 454 е.
  95. Ортега-и-Гассет X. Миссия университета //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2003. — № 7. — С. 44−49.96. «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации», утвержденные Верховным Советом Российской Федерации (1993 г.).
  96. В.П. Школа и качество: выбор будущего. СПб.: «КАРО», 2003.-380 с.
  97. В.М. Региональное образование: организация, управление развитием. М., 1998.-241 с
  98. О.Г. Лекции по философии педагогики, СПб., 1998.
  99. О.Г. Педагогика отождествления и педагогическая систе-мология. СПб.: ТВПинк, 1995. — 260 с.
  100. Н. Взгляд ректора на миссию университета в регионе //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2002. — № 19. — С. 3−9.
  101. Рекомендации по развитию студенческого самоуправления в высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации, М., 2002
  102. Рекомендации по созданию университетских комплексов //Официальные документы в образовании. 2001. — № 35. — С. 23−28.
  103. М.В. Федеральный и национально-региональный компоненты: соотношение //Стандарты и Мониторинг. 2002. — № 1. — С. 44−46.
  104. В. Роль образования и науки при переходе к устойчивому развитию //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2002. — № 10. -С. 9−14.
  105. В. Традиции и современность. (Доклад на VII съезде Российского Союза ректоров, декабрь, 2002) //Высшее образование в России. -2003.-№ 1.-С. 11−18.
  106. Е. Коллективный субъект образовательного процесса //Высшее образование в России. 2003. — № 4. — С. 154−157.
  107. X. Аккредитация и обеспечение качества в Европе //Высшее образование в Европе. T. XXVIII. — 2002. — № 3.
  108. H.JI. Концептуальные основы теории воспитательных систем //Школьный вестник. 2001. — № 2/6. — С. 6−16.
  109. В. Вызовы современности //Alma Mater. Вестник высшей школы.-2001.-№ 1.-С.7−9.
  110. В., Ткач Г. Болонский процесс и качество образования //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2003. — № 8. — С. 8−13.
  111. О.Г. О филиале высшего учебного заведения и его правовом статусе //Социологические исследования. 2001. — № 4.
  112. П. Университетский холдинг в трех измерениях //Высшее образование в России. 2001. — № 6. — С. 33−36.
  113. П. Глобализация и университет //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2000. — № 4. — С. 3−8.
  114. П. Реформы высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2001. — № 8. -С. 47−52.
  115. П. Реформы высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2001. — № 9. -С. 48−52.
  116. П. Реформы высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2001. — № 10. -С. 46−52.
  117. О. Приоритеты образования: взгляд законодателя //Высшее образование в России. 2002. — № 5. — С. 34−43.
  118. Социологический словарь. Мн.: Университетское, 1991. — 528 с.
  119. А.И. Проблема качества высшего образования в контексте глобальных национальных проблем общественного развития /Философия качества образования. СПб.: Кострома, 2000. — 378 с.
  120. А.И. Проблема качества человека и образования в контексте управления качеством жизни и императива выживаемости человечества в XXI веке. Стандарты и качество, № 2, 1995. — 6−9 с.
  121. О.Ю. Национально-региональный компонент: вероятностные поля смыслов и значений понятия //Стандарты и Мониторинг. -2002.-№ 4.-С. 27−32.
  122. О.Ю. Понятие «регион» в проектировании национально-регионального компонента Госстандарта //Стандарты и Мониторинг. -2001.-№ 1.-С. 59−64.
  123. О.Ю. Ценностный анализ геополитического положения региона //Стандарты и Мониторинг. 2001. — № 6. — С. 37−47.
  124. В.В. Региональная система педагогического образования учителя. М., 1997.
  125. Ю.Г. Образовательная система России: высшая школа. М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 1999. -210 с.
  126. В. О рейтинге вуза. Новый критерий оценки //Высшее образование в России. 2000. — № 4. — С. 111−114.
  127. TQM XXI. Проблемы, опыт, перспективы. Выпуск 1. Академия проблем качества России. АО «ТКБ Интерсифика», 1997.
  128. А., Романович А. Перспективы образования и проблема безопасности //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2002. — № 8. -С. 10−17.
  129. И. Качество образования категория фундаментальная //Высшее образование в России. — 2000. — № 4. — С. 3−7.
  130. В. Высшая школа России перед вызовами XX века //Высшее образование в России.-2001.-№ 1.-С. 5−15.
  131. В., Наумов А. Университет как системообразующий фактор развития региона: Методология управленческой деятельности //Alma Mater. Вестник высшей школы. — 2003. — № 5. — С. 33−37.
  132. Т. Студенческая мобильность: мировые тенденции //Высшее образование в России. 2002. — № 3. — С. 93−99.
  133. Шафранов-Куцев Г. Ф. Регионализация высшей школы: проблемы и решения /Г. Ф. Шафранов-Куцев //Университетское управление: практика и анализ. 1997. — № 3(3). С. 16−24.
  134. В., Геворкян Е., Наводнов В., Мотова Г., Петропавловский М. О показателях государственной аккредитации вузов //Высшее образование в России. С. 18−23.
  135. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами /Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 320 с.
  136. Г. О низшем качестве высшего образования //Высшее образование в России. 2000. — № 4. — С. 35−39.
  137. В., Буланов Г. Внутривузовское управление качеством образования //Высшее образование в России. 2002. — № 5. — С. 29−33.
  138. Шукшунов В. More scholastico //Высшее образование в России. -2003.-№ 4.-С. 67−79.
  139. Г. П. Философия. Наука. Методология. М. 1997.
  140. Allen P.M., Phang H.K. Evolution, Creativity and Intelligence in Complex System.//Interdisciplinary Approaches to Nonlinear Complex Systems /Haken H. and Mikhailov A. eds./Springer Series in Synergetics: Springer-Verlag, -Vol. 62.- 1993.
  141. Altbach Ph.G., Todd M.D. Global chullenge and National Response: Notes for an International Dialoque on Higher Education //CIES. New Latter. 1999.-№ 120. — Janiary.
  142. Beverwijk J., and van der Maat, L. «Introducing the Undergraduate Graduate Structure: Reforming, Adding, and Renamig». Paper presented at the 21sh EAIR Conferens, Lund. Angust 1999 (unpubliseped).
  143. ELLingboe B.J. The Most Frequently Asked Questions About internationalization. Minneapolis, MN: EdPACIDE Program Colege of Education and Human Development, University of Minnesota, 1997. 20 p.
  144. G. «Trends and issnes in learning Structures in Higher Education in Europe», Background paper commissioned by the European Commission DG XXII for the Bologna Meeting of 18−19 june 1999 (unpublished).
  145. International encyclopedia of the social sciences. N.Y., 1968.
  146. Kazamiac A.M. Globalisation and University Education in Late Modernity XIX CESE Conference. Abstracts of Presentation. Bologna, 2000/
  147. Kuper A. The social science encyclopedia. L., 1989.
  148. , R. (1996): Zum systematischen Gehalt der aktuellen Debatte um eine autonome «Sozialarbeitswissenschafit». In: Puhl, R. (Hrsg.): Sozialarbeitswissenschaft. Weinheim, Munchen, 83−110
  149. Self-organization and management of social system/Ulrich H. ed./Springer Series in Synergetics: Springer-Verlag, Vol. 26. — 1984.
  150. Zachary P. Showstopper! The Breakneck Race to Create Windows NT and the Next Generation at Microsoft. New York, The Free Press, 1994.
  151. Уважаемые господа работодатели!
  152. Администрация филиала заинтересована в дальнейшем совершенствовании качества подготовки будущего специалиста. Просим Вас принять участие в анкетировании и ответить на предлагаемые вопросы.
  153. Считаете ли Вы, что обучение студентов филиала ТюмГУ направлено на формирование личности специалиста, умеющий грамотно и ответственно решать профессиональные задачи в сфере профессиональной деятельности?- Да- Нет- Не знаю
  154. Сможет ли, на Ваш взгляд, выпускник филиала ТюмГУ перестраивать свою деятельность в условиях научно-технического прогресса и новых экономических отношений?- Да- Нет- Не знаю
  155. Считаете ли Вы, что при обучении студенты филиала ТюмГУ получают достаточный уровень практических навыков или необходимо в дальнейшем увеличить этот блок?- Достаточно- Более чем достаточно- Явно не хватает- Не знаю
  156. Будут ли, на ваш взгляд, выпускники филиала ТюмГУ востребованными на рынке труда?- Да- Нет
  157. Считаете ли Вы, что необходимым предоставление постоянной практики на базе предприятия или организации студентам филиала ТюмГУ для повышения качества подготовки будущего специалиста: — Да- Нет- Не знаю1. Уважаемые студенты!
  158. Администрация филиала ТюмГУ заинтересована в дальнейшем совершенствовании качества обучения в институте. Просим Вас принять участие в анкетировании и ответить на предлагаемые вопросы. АНКЕТА1. Фамилия, имя, отчество
  159. Приобретенное образование на данный момент: — Закончил школу (11 классов) — Имею начальное профессиональное образование на базе средней школы- Имею среднее профессиональное образование
  160. По какой причине Вы решили продолжать свое образование: — Не хочу служить в армии- На поступлении настаивают мои родители
  161. Хочу весело и беззаботно прожить еще несколько лет- Хочу приобрести новых друзей
  162. Имеет ли для Вас значение престижность учебного заведения?- Да- Нет
  163. Имеет ли для Вас значение востребованность будущей Вашей профессии на рынке труда?- Да- Нет
  164. Имеет ли для Вас значение квалификация профессорско-преподавательского состава выбранного Вами образовательного учреждения?- Да- Нет
  165. При поступлении в филиал ТюмГУ имеет ли для Вас значение то, что состав изучаемых дисциплин соответствует избранной профессии: — Да- Нет
  166. Имеет ли для Вас значение наличие постоянных баз практик вуза?- Да- Нет
  167. Как Вы оцениваете степень подготовки в филиала ТюмГУ по уровню освоения профессиональных знаний?- Более чем достаточно- Достаточно- Явно не хватает
  168. Как Вы оцениваете степень подготовки в филиала ТюмГУ по уровню освоения практических навыков?- Более чем достаточно- Достаточно- Явно не хватает
  169. Считаете ли Вы, что приобретенные в филиала ТюмГУ знания будут востребованы в Вашей дальнейшей практической деятельности?- Да- Нет
  170. Уважаемые господа преподаватели!
  171. Администрация института заинтересована в дальнейшем совершенствовании качества обучения в институте. Просим Вас принять участие в анкетировании и ответить на предлагаемые вопросы. АНКЕТА1. Фамилия, имя, отчество1. Преподаватель дисциплины
  172. Достаточна ли начальная подготовка студентов филиала ТюмГУ для усвоения учебного материала?- Да- Нет
  173. Достаточно ли количество часов, отводимых для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин в филиале ТюмГУ, или есть необходимость в их увеличении?- Достаточно- Необходимо увеличить
  174. Достаточно ли количество часов, отводимых для проведения практик?- Да- Нет
  175. Необходимо ли проводить в филиале ТюмГУ проведение текущего контроля знаний студентов, проверки сохраняемости (остаточных) знаний по циклам и отдельным дисциплинами, рейтинговой системы наряду с промежуточным и итоговым контролем знаний?- Да- Нет
  176. Может ли выпускник филиала ТюмГУ перестраивать свою деятельность в условиях научно-технического прогресса и новых экономических отношений?- Да- Нет.
Заполнить форму текущей работой