Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-педагогическая работа с детьми улицы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Й этап — ресоциализация. В его ходе необходимо обеспечить первичную реабилитацию (ресоциализацию) несовершеннолетнего. В зависимости от характера социально-педагогической проблемы такая деятельность может осуществляться в специальном центре (приюте) или по месту постоянного жительства ребенка. Содержание деятельности на этом этапе включает: — разработку индивидуальной программы… Читать ещё >

Социально-педагогическая работа с детьми улицы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С. Т. Шацкий, признавая огромную роль среды в формировании человеческого характера, рекомендовал изучать ее и педагогизировать. Под педагогизацией среды он понимал ее преобразование и организацию с целью создания наиболее благоприятных социально-педагогических условий воспитательного воздействия, способствующих всестороннему развитию личности ребенка. Это предполагает превращение ее стихийного и зачастую негативного влияния в педагогически целесообразный фактор — целенаправленный, организованный, управляемый.

По мнению С. Т. Шацкого, выявление и развитие педагогического потенциала среды происходит на основе:

  • — культурно-образовательной работы с окружающим населением;
  • — кооперирования воспитательных усилий всех субъектов среды с целью усиления воспитательного и образовательного воздействия на детей и население;
  • — создания своеобразного социокультурного пространства, в котором наиболее эффективно будет происходить развитие ребенка.

Идеи С. Т. Шацкого нашли отражение в его практической деятельности. Он создавал социально-педагогические центры по работе с детьми по месту жительства, отрывая их от улицы и организовывая досуг, совместную деятельность, воспитание.

В современных условиях существуют несколько направлений по работе с детьми улицы. Среди них следует выделить:

  • — создание социально-педагогических центров, но месту жительства детей (например, «Форпост С. Т. Шацкого» в Москве);
  • — специальные центры для детей трудных в воспитательном отношении. В них детей направляют комиссии по делам несовершеннолетних или органы МВД;
  • — детские оздоровительные лагеря для трудных в воспитательном отношении детей;
  • — приюты для временной изоляции беспризорных детей с последующим их определением в семью или государственное учреждение;
  • — интернатные учреждения и детские дома.

Значительная часть детей улицы нуждаются в защите взрослых. Это проблема «ничьих детей». Их фактически некому искать, находить, некуда деть, нечем помочь и защитить. Жизнь на улице побуждает их к преступному поведению. Защитить их — это значит спасти от негативного влияния улицы, жестокого обращения, насилия над ними, предупредить их преступное поведение, предоставить кров, обеспечить целесообразное воспитание и обучение, помочь в самоопределении в жизни.

За рубежом защита прав детей улицы возложена на специально подготовленных социальных работников. Их задача заключается в том, чтобы изъять ребенка с улицы и обустроить его в приют, семью, иод опеку, в государственное или негосударственное учреждение. Подобный опыт по привлечению специалистов по социальной работе и социальной педагогике к работе с детьми улицы складывается и в России.

Дети-улицы постоянно находятся в сложной жизненной ситуации, определяемой той средой, в которую они попадают. Она определяют их дальнейшую деградацию, криминализацию, опасна для жизни и здоровья. Вот почему процесс «вытягивания» этих детей со «дна жизни» можно назвать социально-педагогической реанимацией. В ее основе лежит восстановление, исправление и восполнение необходимых знаний и опыта социального поведения ребенка.

В нормативных документах работа с детьми улицы называется социально-педагогической реабилитацией. Здесь речь идет не о восстановлении, а об исправлении сложившегося и формировании нового социального поведения, опыта которого у ребенка не было.

Для решения подобной проблемы общеобразовательная школа мало приемлема. Мало подходят для этого и школыинтернаты.

Во-первых, концентрация в одном месте большой массы детей с однотипной патологией создает предпосылки для их «взаимообогащения», лишает их примера позитивного поведения и возможности контакта с обычными детьми.

Во-вторых, длительная изоляция ребенка в «тепличных условиях» интерната ведет к формированию иждивенчества, тяжелейшей социальной дезадаптации в будущем. Именно поэтому так велик процент самоубийств среди выпускников интернатов.

В процессе социально-педагогической работы с детьми улицы предусматривается создание так называемого " реабилитационного пространства" для несовершеннолетних из группы риска. Под ним в зарубежной теории и практике социальной работы понимается создание территориальной системы ведомств, служб, учреждений, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением поиск и реабилитацию несовершеннолетних, входящих в целевую группу безнадзорных.

По существу выражение «реабилитационное пространство» не совсем корректно.

Во-первых, выявление несовершеннолетних группы риска — это только первый шаг в организации деятельности по их социальной защите и организации социально-педагогической работы с ними.

Во-вторых, обеспечение взаимодействия между ведомствами одного региона может создать наиболее благоприятные условия для выявления лиц группы риска, а проблема заключается в организации защиты прав каждого и социально-педагогической работы с ним и группой в целом.

В-третьих, реабилитационное пространство предусматривает возможности преодоления негативных факторов среды, способствующих развитию безнадзорности, чего не наблюдается в представленном определении.

В-четвертых, данное определение больше говорит о создании системы взаимодействия по организации деятельности, направленной на защиту прав ребенка, преодоление создавшихся социальных проблем для него, но не предусматривает решение стоящих в данной ситуации социально-педагогических задач.

Более целесообразной выглядит идея создания территориальной системы профилактической деятельности и защите прав ребенка (ТСЗПР — территориальная система защиты прав ребенка). Она может решать следующие задачи:

  • — выявлять несовершеннолетних лиц группы риска;
  • — обеспечивать защиту прав и свобод каждого ребенка группы риска с момента его выявления;
  • — координировать усилия всех заинтересованных ведомств и лиц по обеспечению социальной защиты нуждающихся детей;
  • — проводить профилактическую деятельность с несовершеннолетними группы риска по недопущению со стороны их правоправных действий;
  • — направлять детей группы риска в приюты, центры социальной реабилитации с учетом возраста и их социальных проблем.

Можно выделить следующие основные функции ТСЗПР:

  • — объединение и координация усилий всех заинтересованных в защите прав несовершеннолетних и социально-педагогической работе с ними на территории ТСЗПР;
  • — исследовательская, направленная на выявление безнадзорных и социальных сирот, а также причин их появления и возможностей профилактической работы по месту жительства;
  • — обеспечение социозащитной деятельности по отношению к несовершеннолетним;
  • — привлечение к социозащитной деятельности населения;
  • — социально-педагогической деятельности по отношению к несовершеннолетним, ставшим объектом их работы;
  • — содействие законотворческой инициативе в сфере защиты прав ребенка.

Принципы деятельности социального педагога в ТСЗПР можно разделить на группы в зависимости: от отношения к объекту деятельности (ребенку, юноше) и самой деятельности, профессионализма специалиста.

Принципы, обусловленные отношением специалиста к объекту деятельности и самой деятельности, включают:

  • — принцип уважения личного достоинства ребенка. Социальный работник должен подходить к ребенку, учитывая, каков он есть, его достоинства и недостатки. Не следует выделять его как «типичного», «нормального». Дети оказываются в данной жизненной ситуации по различным причинам. Специалист не должен опускаться до унижения ребенка. Он, напротив, должен стремиться помочь, строя свою деятельность с учетом его индивидуальности;
  • — принцип доверия к несовершеннолетнему. Оно подразумевает принятие на веру любой информации, которую несовершеннолетний выдает в процессе общения. Это необходимо для установления доверительных отношений с ним. Как правило, подросток, почувствовав полное доверие со стороны специалиста, сам открывает ему секреты и представляет правильную информацию. В дальнейшем, специалист досконально проверяет эту информацию и пользуется полученными данными исключительно аккуратно;
  • — принцип добровольности основан на простой мысли: насильно вернуть ребенка в нормальную жизнь невозможно. Для этого нужно его желание. Чтобы приступить к оказанию помощи и коррекционной работе с каждым из наблюдаемых подростков, социальный работник заключает с ним вербальный контракт, определяющий участие в спасении и реабилитации несовершеннолетнего обеих сторон процесса — социального работника и ребенка (подростка). Реализация требований этого принципа — дело исключительно деликатное. Специалист может вметаться в ситуацию вопреки воле подростка только тогда, когда присутствует явная угроза его жизни и здоровью. В то же время каждый день пребывания на улице формирует у подростка соответствующий социальный опыт, «благополучие» и далеко не всегда он заинтересован в помощи специалиста, а опасность для его жизни и перспективы криминализации остаются очень большими;
  • — принцип соблюдения интересов несовершеннолетнего. В основе социально-педагогической деятельности лежат интересы детей группы риска, каждого ребенка, подростка. Во всех спорных ситуациях, когда существует конфликт интересов взрослых и несовершеннолетних, специалист встает на сторону интересов несовершеннолетнего. Проявление ребенка, не соответствующее общественным нормам, воспринимается не как преступление, а как социальная болезнь, не всегда понятная ему самому, но всегда ощущаемая им и окружающим миром в том или ином виде.

Принципы, обусловленные профессионализмом специалиста, включают:

  • — принцип компетентности. В работу с детьми и молодежью можно включать только компетентного человека, знающего субкультуру молодежи, умеющего ее понимать и уважать. В противном случае ему будет сложно понимать детей улицы как особую субкультуру, их интересы, увлечения, позиции, отношение к окружающей среде, людям разного возраста и статуса;
  • — принцип искренности. С детьми и молодежью можно строить диалоговые отношения только тогда, когда между собеседниками складываются доверительные отношения. Это обязывает специалиста быть всегда искренним, говорить только то, что знает сам, в чем уверен. Не следует обещать детям то, во что сам специалист не верит или сомневается. Если специалист нс знает ответа на поставленный ему вопрос, лучше в этом честно признаться. От этого его авторитет не уменьшится и в то же время возможности для дальнейшего диалога не будут утрачены;
  • — принцип естественности в профессиональной деятельности. Социальный работник строит свою деятельность как можно более естественно. Он не играет, а относится к деятельности с позиции компетенции. Он слушает детей, интересуется их опытом, учится понимать их;
  • — принцип независимости и достаточности как личности, способной привлекать детей, быть для них интересной. Дети тянутся к тому, кто привлекает их внимание своей личностью, авторитетностью, независимостью и силой воли. Социальный работник, идущий работать с детьми улицы, должен чувствовать себя личностью и уметь ее проявлять.

Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними улицы предусматривает определенные этапы.

  • 1-й этап (контакт и мотивирование) подразумевает контакт с несовершеннолетним и его мотивирование на ресоциализацию. В его процессе:
    • — при необходимости оказывается ребенку экстренная помощь и предоставляется необходимая защита;
    • — определяются травмирующие факторы и возможности их преодоления;
    • — изучается сам ребенок, проводится его общая диагностика, выявляются причины его попадания на улицу;
    • — выявляется наличие у него родителей, возможности и целесообразность возвращения в семью (если таковая имеется);
    • — делается прогноз, где и в каких условиях этот ребенок мог бы пройти следующий этап социально-педагогической работы — ресоциализацию;
    • — пишется социально-педагогическая характеристика на него и разрабатываются первичные рекомендации, но социально-педагогической работе с ним;
    • — решается проблема возможности организации правозащитной и социально-педагогической работы по месту жительства;
    • — ребенок направляется в центр (учреждение) социально-педагогической работы (социальной реабилитации, приют, интернатное или иное учреждение).
  • 2-й этап — ресоциализация. В его ходе необходимо обеспечить первичную реабилитацию (ресоциализацию) несовершеннолетнего. В зависимости от характера социально-педагогической проблемы такая деятельность может осуществляться в специальном центре (приюте) или по месту постоянного жительства ребенка. Содержание деятельности на этом этапе включает:
    • — разработку индивидуальной программы социально-педагогической работы с несовершеннолетним. Она предусматривает коррекцию последствий различных форм насилия над ребенком в семейной, школьной или иной среде, ставшей причиной его ухода на улицу; определение содержания и способов реализации культурно-эстетического, интеллектуального развития и восстановительного образования ребенка; возможную коррекцию системы нравственных ценностей, стереотипов поведения и мировосприятия, коммуникативных свойств и форм общения и другие социально-педагогические проблемы;
    • — адаптацию ребенка в новых (изменяющихся) условиях. Он нуждается в помощи в снятии стрессовых явлений от нахождения в новых, непривычных для него условиях, которые, однако, способствуют смене стереотипов уличной жизни, установок на выживание в агрессивных социальных средах на новые социальные нормы и стереотипы поведения нормальной жизни и воспитания. Это особенно важно, когда ребенок попадает в специальное учреждение (реабилитационный центр);
    • — реализация индивидуальной и групповой программ социально-педагогической работы с ребенком. В каждом центре, как правило, существуют программы социально-педагогической работы с группой. Появление нового человека не требует ее изменения. Однако могут иметь место определенные корректировки, которые позволяют либо включать его в воспитательный процесс как соучастника, либо предусматривать определенное влияние на него;
    • — организация работы с ближайшим окружением ребенка в целях создания наиболее благоприятной для него социально-педагогической среды;
    • — включение ближайшего окружения ребенка, лиц, наиболее заинтересованных в его исправлении (перевоспитании), в социально-педагогическую деятельность. К таким лицам относятся: родители, либо лица их заменяющие, родственники, в случае их заинтересованности в решении судьбы ребенка, учителя;
    • — консультационная деятельность с ребенком, родителями или лицами их заменяющими, воспитателями, осуществляющими социально-педагогическую работу с ребенком;
    • — проведение иной деятельности, связанной с индивидуальными проблемами ребенка: лечение, психологическая реабилитация, решение каких-либо проблем, где необходимо участие социального работника (закрепление права на жилье, защита интересов ребенка в суде).

Ориентировочное время второго этапа — 2−4 месяца.

3-й этап — завершающая реабилитация, когда речь идет о реализации результатов первичной ресоциализации (приобретения ребенком нового социального опыта) в повседневной жизни. По тому, как проходит этот этап, можно судить о достижении социально-педагогической цели в работе с ребенком и его окружением.

В процессе социально-педагогической работы с ребенком собирается информация о том, что сделано и какие получены результаты. Она позволяет прослеживать ход выполнения программы индивидуальной работы, давать ей количественную и качественную оценку, фиксировать промежуточные результаты, отслеживать судьбу каждого воспитанника.

Информация, сведенная в базу данных при повышении степени обобщенности, представляет статистический материал по проблеме социально-педагогической работы с детьми улицы. Он необходим для осмысления опыта и разработки рекомендаций для специалистов, действующих на разных этапах реабилитационной работы с несовершеннолетними. Данные аналитической работы и программные продукты служат основанием для изменения общественного мнения, политики в области прав несовершеннолетних и развития нормативно-законодательной базы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой