Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение распространенности ГРДВ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В подходах первого типа сведения об особенностях поведения ребенка собираются посредством анкетирования родителей или педагогов (воспитателей) с помощью специальных структурированных опросников или оценочных шкал. Их применение позволяет подробно охарактеризовать состояние ребенка, так как они включают перечень большого числа основных и сопутствующих симптомов ГРДВ. Поскольку заполнение опросника… Читать ещё >

Изучение распространенности ГРДВ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных исследованиях по ГРДВ традиционно указывается на то, что данный синдром представляет собой наиболее распространенную форму хронических нарушений поведения в детском возрасте. Согласно данным различных эпидемиологических исследований, частота встречаемости ГРДВ варьирует от 2 до 24% (Buitelaar J. К., van Engeland Н., 1996) и даже достигает 28% (Кучма В. Р., Платонова А. Г., 1997). Столь значительные колебания лишь отчасти могут быть объяснены тем, что исследования проводились в различных странах и охватывали группы детей, неоднородные по возрасту, полу, условиям проживания, воспитания и другим характеристикам. Широкий диапазон колебаний в показателях распространенности ГРДВ определялся, главным образом, различиями в использованных методах и критериях диагностики ГРДВ. Общепринятым стандартом для критериев диагностики ГРДВ считаются критерии классификации DSM-IV (1994) и DSM-V (2013), ранее в этом качестве использовались критерии классификаций DSM-III (1980). Непосредственно же для изучения распространенности ГРДВ применяются два основных типа методических подходов.

В подходах первого типа сведения об особенностях поведения ребенка собираются посредством анкетирования родителей или педагогов (воспитателей) с помощью специальных структурированных опросников или оценочных шкал. Их применение позволяет подробно охарактеризовать состояние ребенка, так как они включают перечень большого числа основных и сопутствующих симптомов ГРДВ. Поскольку заполнение опросника обычно предусматривает не только фиксацию тех или иных симптомов, но и оценку степени их выраженности в баллах, то структура синдрома получает количественную оценку (балльные оценки по «факторам» или «шкалам»). Известно, что многим детям с ГРДВ свойственны колебания выраженности тех или иных поведенческих нарушений в различных ситуациях и в разное время, а также в зависимости от видов деятельности и отношения к ним ребенка. В связи с этим более надежные результаты удается получить при одновременном анкетировании как родителей, так и педагогов. Интерпретация данных, полученных с помощью опросников, проводится с учетом возрастной нормы (сравнение с контрольными группами детей). К числу наиболее распространенных относятся опросники Ахенбаха, Коннерса, Раттера и некоторые другие.

Подходы второго типа основываются на непосредственном обследовании детей с использованием психологических и клинических методов. При этом обследование может быть «сплошным» и охватывать большие группы детей как с поведенческими нарушениями, так и без них. В других случаях проводится развернутое обследование детей группы риска, которая была выявлена в результате предварительного анкетирования родителей или педагогов. Очевидно, что подходы первого типа гораздо менее трудоемки, позволяют получить сведения о распространенности ГРДВ в детской популяции довольно быстро и с привлечением ограниченного числа специалистов, но при этом дают только ориентировочные результаты. Структурированные опросники не предназначены для решения вопросов клинической и дифференциальной диагностики. Поэтому при их использовании в группе детей с ГРДВ могут оказаться, с одной стороны, дети с особенностями темперамента, а с другой — с некоторыми соматическими, неврологическими и психическими заболеваниями, которые сопровождаются гиперактивностью и нарушениями внимания (см. гл. 7). Вследствие этого показатели распространенности ГРДВ, как правило, завышены.

Результаты исследований распространенности ГРДВ, основанных на непосредственном клиническом и психологическом обследовании детского населения, приводятся в табл. 2.8.

Как видно из представленных данных, суммарные показатели распространенности ГРДВ (в более ранних работах авторами анализировалась частота встречаемости ГРДВ — синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и СДВ — синдрома дефицита внимания без гиперактивности раздельно с использованием диагностических критериев классификации DSM-III, 1980) находились в пределах от 2,2% до 18,5%. Обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве публикаций показатели распространенности ГРДВ, приводимые авторами, составляют от 3,7% до 9,5%. Следует отметить, что в классификации DSM-V (2013) в качестве средней частоты встречаемости ГРДВ среди детей школьного возраста указываются 5%.

Результаты клинико-психологических исследований распространенности ГРДВ.

Таблица 2.8

Авторы исследований, годы публикаций

Место проведения исследования

Число

обследо

ванных

детей

Воз

раст,

лет

Характеристика

группы

обследованных

Показатели распространенности, %

Giilberg С. et al., 1983.

Швеция, Гётеборг.

6—7.

Все дети, посещавшие дошкольные учреждения.

ГРДВ —.

2,2.

Verhulst F. et al., 1985.

Нидерланды, Зютхолланд.

8, 11.

Дети-голландцы, родившиеся в данном районе.

ГРДВ — 7.

Shen Y.-C. et al., 1985.

Китай, Пекин.

7—14.

Все ученики шести начальных школ.

ГРДВ — 5,8.

Anderson J. C. et al., 1987.

Новая Зеландия, Данидин.

Все родившиеся живыми дети от матерей, проживавших в городе в 1971 и 1972 гг.

СДВГ — 6,6.

сдв-1.

Bird H. R. et al., 1988.

США, Пуэрто;

Рико.

4—16.

Выборка детей, проживавших в данном районе.

ГРДВ — 9,5.

Szatmari P. et al., 1989.

Канада, Онтарио.

4—16.

Выборка детей, проживавших в данном районе.

СДВГ —.

6.3.

сдв —.

1.4.

Cohen P. et al., 1989.

США, Олбани и Саратога.

9—19.

Выборка детей, проживавших в данном районе.

ГРДВ — 4.

Esser G. et al., 1990.

ФРГ, Маннгейм.

Все дети 8 лет, проживавшие в Маннгейме.

ГРДВ — 4,2.

Taylor E. et al., 1991.

Англия, Лондон.

6—7.

Все мальчики в школах одного из районов Лондона.

СДВГ — 17.

сдв — 1,5.

Leung P. W. et al., 1996.

Гонконг, Китай.

7—8.

Все мальчики — ученики начальных классов.

ГРДВ — 6,1.

Graetz B. W. et al., 2001.

Австралия.

6—17.

Репрезентативная для страны выборка детей и подростков.

ГРДВ —.

7,5.

Kadesjo B., Giilberg C., 2001.

Швеция, Гётеборг.

6,5—7,5.

Все ученики начальных классов.

ГРДВ —.

3,7.

Авторы исследований, годы публикаций

Место проведения исследования

Число

обследо

ванных

детей

Воз

раст,

лет

Характеристика

группы

обследованных

Показатели распространенности, %

Robert KochInstitut,.

Германия.

14 836.

3—17.

Репрезентативная для страны выборка детей и подростков.

ГРДВ — 4,8.

Catala;

Lopez F. et al., 2012.

Испания.

13 026.

до 18 лет.

Репрезентативная для страны выборка детей и подростков.

ГРДВ —.

6,8.

Huang Y. et al., 2017.

Китай, городской округ Шаньтоу.

7—12.

Все ученики четырех общеобразовательных школ.

ГРДВ —.

5,9.

Заваденko H. H. и др., 1999.

Россия, Москва.

7—10.

Все ученики начальных классов трех общеобразовательных школ.

ГРДВ —.

7,6.

СДВГ — синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и СДВ — синдрома дефицита внимания без гиперактивности раздельно с использованием диагностических критериев классификации Американской психиатрической ассоциации DSM-III) находились в пределах от 2,2 до 18,5%. Обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве публикаций показатели распространенности ГРДВ составляют от 3,7 до 9,5%. Следует отметить, что в классификации DSM-IV указана средняя частота встречаемости ГРДВ среди детей школьного возраста — 3—5%.

Исследователи подчеркивают преобладание ГРДВ у мальчиков. Приводимые соотношения распространенности ГРДВ среди мальчиков и девочек составляют от 1,7:1 (Cohen Р. et al., 1989) до 7:1 (Shen Y.-C. et al., 1985). Интересно отметить, что в одном из исследований среди пациентов с ГРДВ оказались исключительно мальчики (Esser G. et al., 1990).

V. G. Polanczyk и соавт. (2014) по данным научных изданий за 30 лет идентифицировали 154 оригинальных исследования эпидемиологии СДВГ и отобрали из них для метаанализа 135, опубликованных в период с 1985 по 2012 гг. На основании полученных результатов были сделаны следующие выводы:

  • • показатели распространенности ГРДВ значительно варьируются, и это связано с методологическими подходами, особенно применяемыми диагностическими критериями, источниками информации, учетом связанных с диагнозом ГРДВ нарушений функционирования и адаптации;
  • • регион мира и год исследования непосредственно не связаны с вариабельностью показателей распространенности ГРДВ;
  • • за последние 30 лет не имеется убедительных данных в пользу роста числа случаев ГРДВ среди населения, если исследователями выполняются стандартизированные диагностические процедуры.

Таким образом, имеющиеся к настоящему времени результаты популяционных исследований подтверждают широкую распространенность ГРДВ во многих регионах мира с различным этническим составом населения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой