Изучение распространенности ГРДВ
В подходах первого типа сведения об особенностях поведения ребенка собираются посредством анкетирования родителей или педагогов (воспитателей) с помощью специальных структурированных опросников или оценочных шкал. Их применение позволяет подробно охарактеризовать состояние ребенка, так как они включают перечень большого числа основных и сопутствующих симптомов ГРДВ. Поскольку заполнение опросника… Читать ещё >
Изучение распространенности ГРДВ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В современных исследованиях по ГРДВ традиционно указывается на то, что данный синдром представляет собой наиболее распространенную форму хронических нарушений поведения в детском возрасте. Согласно данным различных эпидемиологических исследований, частота встречаемости ГРДВ варьирует от 2 до 24% (Buitelaar J. К., van Engeland Н., 1996) и даже достигает 28% (Кучма В. Р., Платонова А. Г., 1997). Столь значительные колебания лишь отчасти могут быть объяснены тем, что исследования проводились в различных странах и охватывали группы детей, неоднородные по возрасту, полу, условиям проживания, воспитания и другим характеристикам. Широкий диапазон колебаний в показателях распространенности ГРДВ определялся, главным образом, различиями в использованных методах и критериях диагностики ГРДВ. Общепринятым стандартом для критериев диагностики ГРДВ считаются критерии классификации DSM-IV (1994) и DSM-V (2013), ранее в этом качестве использовались критерии классификаций DSM-III (1980). Непосредственно же для изучения распространенности ГРДВ применяются два основных типа методических подходов.
В подходах первого типа сведения об особенностях поведения ребенка собираются посредством анкетирования родителей или педагогов (воспитателей) с помощью специальных структурированных опросников или оценочных шкал. Их применение позволяет подробно охарактеризовать состояние ребенка, так как они включают перечень большого числа основных и сопутствующих симптомов ГРДВ. Поскольку заполнение опросника обычно предусматривает не только фиксацию тех или иных симптомов, но и оценку степени их выраженности в баллах, то структура синдрома получает количественную оценку (балльные оценки по «факторам» или «шкалам»). Известно, что многим детям с ГРДВ свойственны колебания выраженности тех или иных поведенческих нарушений в различных ситуациях и в разное время, а также в зависимости от видов деятельности и отношения к ним ребенка. В связи с этим более надежные результаты удается получить при одновременном анкетировании как родителей, так и педагогов. Интерпретация данных, полученных с помощью опросников, проводится с учетом возрастной нормы (сравнение с контрольными группами детей). К числу наиболее распространенных относятся опросники Ахенбаха, Коннерса, Раттера и некоторые другие.
Подходы второго типа основываются на непосредственном обследовании детей с использованием психологических и клинических методов. При этом обследование может быть «сплошным» и охватывать большие группы детей как с поведенческими нарушениями, так и без них. В других случаях проводится развернутое обследование детей группы риска, которая была выявлена в результате предварительного анкетирования родителей или педагогов. Очевидно, что подходы первого типа гораздо менее трудоемки, позволяют получить сведения о распространенности ГРДВ в детской популяции довольно быстро и с привлечением ограниченного числа специалистов, но при этом дают только ориентировочные результаты. Структурированные опросники не предназначены для решения вопросов клинической и дифференциальной диагностики. Поэтому при их использовании в группе детей с ГРДВ могут оказаться, с одной стороны, дети с особенностями темперамента, а с другой — с некоторыми соматическими, неврологическими и психическими заболеваниями, которые сопровождаются гиперактивностью и нарушениями внимания (см. гл. 7). Вследствие этого показатели распространенности ГРДВ, как правило, завышены.
Результаты исследований распространенности ГРДВ, основанных на непосредственном клиническом и психологическом обследовании детского населения, приводятся в табл. 2.8.
Как видно из представленных данных, суммарные показатели распространенности ГРДВ (в более ранних работах авторами анализировалась частота встречаемости ГРДВ — синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и СДВ — синдрома дефицита внимания без гиперактивности раздельно с использованием диагностических критериев классификации DSM-III, 1980) находились в пределах от 2,2% до 18,5%. Обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве публикаций показатели распространенности ГРДВ, приводимые авторами, составляют от 3,7% до 9,5%. Следует отметить, что в классификации DSM-V (2013) в качестве средней частоты встречаемости ГРДВ среди детей школьного возраста указываются 5%.
Результаты клинико-психологических исследований распространенности ГРДВ.
Таблица 2.8
Авторы исследований, годы публикаций | Место проведения исследования | Число обследо ванных детей | Воз раст, лет | Характеристика группы обследованных | Показатели распространенности, % |
Giilberg С. et al., 1983. | Швеция, Гётеборг. | 6—7. | Все дети, посещавшие дошкольные учреждения. | ГРДВ —. 2,2. | |
Verhulst F. et al., 1985. | Нидерланды, Зютхолланд. | 8, 11. | Дети-голландцы, родившиеся в данном районе. | ГРДВ — 7. | |
Shen Y.-C. et al., 1985. | Китай, Пекин. | 7—14. | Все ученики шести начальных школ. | ГРДВ — 5,8. | |
Anderson J. C. et al., 1987. | Новая Зеландия, Данидин. | Все родившиеся живыми дети от матерей, проживавших в городе в 1971 и 1972 гг. | СДВГ — 6,6. сдв-1. | ||
Bird H. R. et al., 1988. | США, Пуэрто; Рико. | 4—16. | Выборка детей, проживавших в данном районе. | ГРДВ — 9,5. | |
Szatmari P. et al., 1989. | Канада, Онтарио. | 4—16. | Выборка детей, проживавших в данном районе. | СДВГ —. 6.3. сдв —. 1.4. | |
Cohen P. et al., 1989. | США, Олбани и Саратога. | 9—19. | Выборка детей, проживавших в данном районе. | ГРДВ — 4. | |
Esser G. et al., 1990. | ФРГ, Маннгейм. | Все дети 8 лет, проживавшие в Маннгейме. | ГРДВ — 4,2. | ||
Taylor E. et al., 1991. | Англия, Лондон. | 6—7. | Все мальчики в школах одного из районов Лондона. | СДВГ — 17. сдв — 1,5. | |
Leung P. W. et al., 1996. | Гонконг, Китай. | 7—8. | Все мальчики — ученики начальных классов. | ГРДВ — 6,1. | |
Graetz B. W. et al., 2001. | Австралия. | 6—17. | Репрезентативная для страны выборка детей и подростков. | ГРДВ —. 7,5. | |
Kadesjo B., Giilberg C., 2001. | Швеция, Гётеборг. | 6,5—7,5. | Все ученики начальных классов. | ГРДВ —. 3,7. |
Авторы исследований, годы публикаций | Место проведения исследования | Число обследо ванных детей | Воз раст, лет | Характеристика группы обследованных | Показатели распространенности, % |
Robert KochInstitut,. | Германия. | 14 836. | 3—17. | Репрезентативная для страны выборка детей и подростков. | ГРДВ — 4,8. |
Catala; Lopez F. et al., 2012. | Испания. | 13 026. | до 18 лет. | Репрезентативная для страны выборка детей и подростков. | ГРДВ —. 6,8. |
Huang Y. et al., 2017. | Китай, городской округ Шаньтоу. | 7—12. | Все ученики четырех общеобразовательных школ. | ГРДВ —. 5,9. | |
Заваденko H. H. и др., 1999. | Россия, Москва. | 7—10. | Все ученики начальных классов трех общеобразовательных школ. | ГРДВ —. 7,6. |
СДВГ — синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и СДВ — синдрома дефицита внимания без гиперактивности раздельно с использованием диагностических критериев классификации Американской психиатрической ассоциации DSM-III) находились в пределах от 2,2 до 18,5%. Обращает на себя внимание тот факт, что в большинстве публикаций показатели распространенности ГРДВ составляют от 3,7 до 9,5%. Следует отметить, что в классификации DSM-IV указана средняя частота встречаемости ГРДВ среди детей школьного возраста — 3—5%.
Исследователи подчеркивают преобладание ГРДВ у мальчиков. Приводимые соотношения распространенности ГРДВ среди мальчиков и девочек составляют от 1,7:1 (Cohen Р. et al., 1989) до 7:1 (Shen Y.-C. et al., 1985). Интересно отметить, что в одном из исследований среди пациентов с ГРДВ оказались исключительно мальчики (Esser G. et al., 1990).
V. G. Polanczyk и соавт. (2014) по данным научных изданий за 30 лет идентифицировали 154 оригинальных исследования эпидемиологии СДВГ и отобрали из них для метаанализа 135, опубликованных в период с 1985 по 2012 гг. На основании полученных результатов были сделаны следующие выводы:
- • показатели распространенности ГРДВ значительно варьируются, и это связано с методологическими подходами, особенно применяемыми диагностическими критериями, источниками информации, учетом связанных с диагнозом ГРДВ нарушений функционирования и адаптации;
- • регион мира и год исследования непосредственно не связаны с вариабельностью показателей распространенности ГРДВ;
- • за последние 30 лет не имеется убедительных данных в пользу роста числа случаев ГРДВ среди населения, если исследователями выполняются стандартизированные диагностические процедуры.
Таким образом, имеющиеся к настоящему времени результаты популяционных исследований подтверждают широкую распространенность ГРДВ во многих регионах мира с различным этническим составом населения.