Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование положительной мотивации учения школьников в условиях двуязычного обучения: На примере географии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается выбором методологической основы и реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, правильным выбором критериев оценки деятельности, достаточным количеством участников эксперимента, методологией построения самого эксперимента, тщательной и корректной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-теоретические основы мотивации учебной деятельности в условиях билингвизма
    • 1. 1. Сущность понятий «мотив-мотивация», степень разработанности в психологии и педагогике
    • 1. 2. Двуязычное образование и мотивация к учению

Формирование положительной мотивации учения школьников в условиях двуязычного обучения: На примере географии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. Современное состояние образования в России характеризуется качественными изменениями в области содержания, но эти позитивные тенденции сталкиваются с медленными темпами реформирования устаревших методов и технологий в практике образовательного процесса в учреждениях образования. Речь идет не только о новых профессиональных приемах преподавания, но и о глубинных сущностных изменениях типов взаимодействия двух главных субъектов системы образования: Учителя и Ученика.

Такая ситуация характеризуется рядом противоречий:

— между новыми ценностно-целевыми ориентирами в образовании, направленными на партнерство взрослого и ребенка и существующим монологическим типом взаимодействия «учитель — ученик» в традиционной системе образования;

— между возрастанием внутренней свободы ребенка и психологическим, профессиональным самочувствием педагога, недостаточностью его ролевой гибкости;

— между темпами изменения социальных условий современной жизни и отсутствием новых образовательных технологий, способствующих подготовке ребенка к адаптации в быстро меняющемся мире;

— между желанием педагога по-новому строить процесс обучения и его неумением сформировать мотивацию ребенка к познавательной деятельности в современных условиях;

— между индивидуальной потребностью педагога осуществлять свою профессиональную деятельность в новом образовательном пространстве, в условиях взаимодействия федерального и регионального компонентов и сохраняющемся традиционном укладе образовательных учреждений.

При этом проблема мотивации к учебной деятельности сегодня является одной из центральных проблем и напрямую связана с двумя важнейшими аспектами:

— с проблемой индивидуализации и гуманизации образования;

— с организацией самостоятельной познавательной деятельности, ведущим компонентом которой являются внутренняя мотивация и наличие творческих умений (умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, самому установить проблему и др.).

Отражая потребность регионализации образования на основе конституции РФ, Законов РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», государственными образовательными стандартами (далее ГОС) предусматриваются федеральный и регионально-национальный компоненты образования. Двухкомпонентное построение ГОС позволяет установить взаимосвязь и взаимодействия духовных ценностей, обеспечить сохранение многообразия культуры при принятии всеми базовых ценностей.

Национально-региональный компонент призван отражать потребности природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального языка и национальной литературы. При этом преимущественно рассматриваются проблемы развития личностной культуры учащегося, формирования ребенка как представителя региона, хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций. Эти задачи, конечно же, чрезвычайно сложны и значимы, но вместе с тем следует отметить две позиции:

1) в содержании регионально-национального компонента обозначены лишь общие подходы для формирования личностных свойств детей (не определены условия, направления изменения, а также критерии выбора содержания);

2) остаются практически незатронутыми механизмы взаимодействия регионального и федерального компонентов.

Возникают противоречия: между необходимостью подготовки ученика, понимающего национальные, культурные и другие проблемы региона, и отсутствием разработанных подходов, принципов и направлений обучения, обеспечивающих успешность этого процесса;

— между необходимостью решения задач федерального уровня средствами регионально-национального компонента и отсутствием методики и методических подходов для их реализации.

Противоречия, обусловливающиеся неразработанностью системы повышения мотивации детей к учению на современном этапе, усугубляются неопределенностью содержания национально-регионального компонента и его недостаточным использованием в качестве средств мотивации и решения федерально значимых задач.

Противоречия еще больше обостряются в условиях билингвизма: изучение предмета на родном языке сдерживает процесс познания предмета, в последствии затрачивается время на дополнительное изучение содержания на русском языке, что, в конечном счете, может привести к торможению процесса развития личности.

Изучение предмета на русском языке не позволяет эффективно усваивать содержание предмета в силу плохого владения языком детьми национальных школ. В этом случае учащимся приходится овладевать терминами и понятиями на родном языке, а затем воспроизводить их на русском.

Недостаточное восприятие предметного содержания приводит к снижению мотивации. Выходом из создавшегося положения могло бы служить параллельное использование обоих языков на занятиях.

Реализация данной гипотезы в условиях русско-адыгейского билингвизма сдерживается еще одной проблемой.

Анализ концептуальных трудов последних лет свидетельствует о широком взгляде на совершенствование учебного процесса в условиях регионализации образования. Интерес для нашего исследования представляют работы.

Блягоз З.У. (о двустороннем двуязычии) — Бузарова К. И. (о комплексном решении образовательно-воспитательных задач в национальной школе) — Берсирова Б. М. (о языковой политике и образовании в РА) — Корнусовой Б. Э. (о развитии мотивации учащихся при изучении калмыкского языка) — Намитокова Ю. К. (об образовании и развитии понятий в адыгейском языке) — Супруновой JI.JI. (о гуманистической направленности государственной образовательной политики на Северном Кавказе) — Тхаркахо Ю. А. (о социологическом аспекте изучения государственных языков) — Шор P.O., Сергиевского М. В., Якубинского JI.T. (об основах социолингвистических исследований в изучении языка) — Шорова И. А. (о роли адыгской народной педагогики) — Шхапацевой М. Х. (о современном этапе билингвизма и проблеме обучения языкам в РА).

Однако, несмотря на такое внимание к проблемам билингвизма в республике Адыгея, по ряду научных и учебных дисциплин недостаточно сформированным остается состав терминов и понятий. К таким учебным дисциплинам, в частности, относится география. Поэтому особенности вариативного обучения географии в условиях двуязычия, обоснование путей, условий и средств формирования высокой мотивации учения все еще остаются вне сферы внимания ученых.

Таким образом, поиск подходов к совершенствованию содержания, форм и методов обучения в условиях билингвизма, повышение самостоятельности детей, как основного условия учения — все это является актуальной проблемой.

Цель исследования: определить пути, психолого-дидактические условия формирования положительных мотивов учения при двуязычном обучении (посредством использования географических терминов и понятий).

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе в условиях билингвизма.

Предмет исследования — процесс формирования положительных мотивов учения с использованием географических терминов и понятий на родном языке.

В соответствии с целью исследования была выдвинута гипотеза: формирование положительной мотивации учения школьников с использованием географических понятий и терминов в условиях двуязычного обучения возможно, если:

— разработать дидактическую модель мотивации учения школьников, включающую психологические, дидактические и региональные условия;

— определить методические требования к дидактическим средствам.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы основные задачи исследования:

1. На основе анализа научной литературы и практики общеобразовательной средней школы определить состояние проблемы мотивации учения в условиях двуязычия.

2. Обосновать психолого-дидактические пути и способы формирования положительных мотивов в условиях билингвизма средствами понятийно-терминологического аппарата.

3. Исследовать семантические проблемы географических понятий и терминов и создать географический терминологический словарь на адыгейском языке.

4. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой модели обучения для формирования положительной мотивации учения в условиях двуязычия.

Методологическую основу исследования составляют современные научные представления:

— целостности и всеобщей связи явлений окружающего мира, его материальности и системностиобщественно-исторической обусловленности и ведущей роли деятельности в становлении человека как личности;

— взаимосвязи общекультурных и национальных духовных ценностейкультурологическом подходе в образовании (Е.В. Бондаревская, Б. С. Гершунский и др.);

— концепции поликультурного образования (В.В. Макаев, Г. Д. Дмитриев и.

ДР-).

Теоретической основой исследования явились теоретические обобщения по проблемам развития личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А.А. Бодалев), теория учебной деятельности (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А.В. Петровский), структура мотивации (В.Г.Асеев, А. Н. Леонтьев, П.М. Якобсон) и ее формирование (В.Г.Асеев, А. К. Маркова,.

A.Б.Орлов, Л.М.Фридман), теории и технологии обучения (Ю.К. Бабанский,.

B.В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.), теории индивидуализации и личностно-ориентированного подхода к образованию (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), теории развития личности в процессе обучения и воспитания как процесса трансляции и реализации культуры (Г.Н.Волков), аспекты двуязычного обучения (Блягоз З.У.), этнопедагогические идеи воспитания (И.А. Шоров).

Решение поставленных задач осуществлялось с помощью следующих общенаучных и научно-педагогических методов исследования:

1) теоретических: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, моделирование целостного педагогического процесса, теоретическое обобщение результатов исследования;

2) эмпирических: наблюдение, эксперимент;

3) специальных: анкетирование, беседа, тестирование;

4) математические методы обработки опытно-экспериментальных данных: определение количественных и качественных показателей эффективности способов и средств формирования мотивации учения.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились следующие образовательные учреждения: гимназия № 22 г. Майкопа, средняя школа № 4 а. Гатлукай, средняя общеобразовательная школа № 4 а. Мамхег Шовгеновского района. В исследовании приняли участие 250 учащихся и 8 учителей общеобразовательных учреждений республики Адыгея. Исследование охватывало три взаимосвязанных этапа:

На первом этапе (1997;1998 гг.) изучалось состояние проблемы в научном Ц плане, проводился анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, продумывалась стратегия экспериментального исследования. Изучались существующие методики измерения уровня сформированности мотивации учащихся. Осуществлялся выбор методик. Проводился констатирующий эксперимент с целью выявления сформированности мотивации учения школьников национальных классов.

На втором этапе (1999;2001 гг.) определялась дидактическая модель исследования, организовывался и проводился формирующий эксперимент на основе внедрения в учебный процесс разработанного дидактического материала по географии для формирования мотивации учения в условиях двуязычияпроводилась их апробация.

На третьем этапе (2001;2003 гг.) осуществлялось завершение эксперимента по проверке эффективности разработанной модели, уточнялись ее отдельные элементы, анализировались полученные результаты, обозначались теоретические и практические выводы исследования, оформлялось диссертационное исследование.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Смена доминирующей целевой установки, реализация новой парадигмы и необходимость решения проблемы обновления содержания школьного '1' образования с позиций гуманизации и регионализации образования, которые определяют потребность применения в процессе обучения школьников новых подходов, позволяющих мотивировать учение и решать федерально значимые задачи за счет использования возможностей регионально-национального компонента образования.

2. Средством формирования мотива учения школьников в процессе изучения географии в условиях билингвизма может выступать понятийно-терминологический аппарат, если при этом выполняются ряд условий, из которых наиболее важными являются:

— обучение в условиях двуязычия;

— предварительное раскрытие содержания категориального понятийно-терминологического аппарата на родном языке;

— формирование научного стиля мышления на родном для ученика языке;

— наличие социального заказа общества — билингвизма;

— наличие системы мотивации учения в процессе изложения содержания учебного материала.

3. Формирование положительной мотивации учения в процессе изучения географии происходит эффективно, если содержание учебного материала обогащается легендами, топонимами, если учащимся предоставляется возможность обозрения пройденного пути познания, выбора способов получения знаний, использования терминологического словаря на родном языке, разработанного с учетом разделов изучаемого предмета.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— определено место географических терминов и понятий как средств формирования положительных мотивов учения и выявлены организационно-педагогические условия формирования положительной мотивации учения средствами географических терминов и понятий;

— обусловлено использование билингвистических знаний и двуязычного обучения для усиления мотивационной сферы учащихся;

— созданы методические основы (в том числе терминологический словарь географических терминов и понятий на адыгейском языке) для улучшения восприятия учебного материала в условиях двуязычияразработана и экспериментально обоснована эффективная методика преподавания географии, повышающая мотивационную и деятельностную составляющую обучения.

Теоретическая значимость работы. В результате выполненного исследования получено новое научно-технологическое знание о целенаправленной мотивации учебного познания в условиях двуязычного обучения.

Дидактика дополнена новыми средствами и методическими приемами формирования положительной мотивации учения в рамках этнокультурного подхода к системе образования и решения федерально-значимых задач за счет национально-регионального компонента образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что определено содержание критериев формирования положительных мотивов ученияразработана методика организации и реализации двуязычного обучения географии, а также возможности использования созданной модели в общеобразовательных школах РА. Создан дидактический материал (русско-адыгейский географический терминологический словарь), апробированный в процессе организации исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы исследования обсуждались на заседаниях кафедры географии, на курсах ИПК, нашли отражение в статьях, докладах, тезисах, опубликованных в 1999, 2000, 2001, 2002, 2003 гг. в городах: Рязань, Санкт-Петербург, Липецк, Тверь, Казань, Майкоп, в опубликованном методическом пособии «Русско-адыгейский географический словарь-справочник» (Майкоп, 1999 г.). Результаты исследования обсуждались на Международной научно-практической конференции «VI Царскосельские чтения» (Санкт-Петербург, 2002 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «История и развитие идей П.П. Семенова-Тян-Шанского в современной науке и практике школьного образования» (Липецк, 2002 г.), на Всероссийской научной заочной конференции «Образование в ХХГвеке» (Тверь, 2002 г.), на Всероссийской научно-практической конференции.

Проблемы современной педагогики и систем образования" (Майкоп, 2002 г.), на Межрегиональной научно-методической конференции «Региональный компонент в обучении географии» (Рязань, 2001 г.), на Региональной научно-методической конференции «Совершенствование методики преподавания географии и экологии в школе и ВУЗе» (Казань, 2002 г.), на Межвузовской научно-практической конференции «Проблемы региональной ономастики» (Майкоп, 2000 г.).

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования обеспечивается выбором методологической основы и реализацией комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, правильным выбором критериев оценки деятельности, достаточным количеством участников эксперимента, методологией построения самого эксперимента, тщательной и корректной статистической обработкой материала, адекватной педагогической интерпретацией полученных экспериментальных данных, а также внедрением результатов исследований в практику деятельности школ Республики Адыгея и города Майкопа.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Выводы.

Результаты теоретического и экспериментального исследования дают нам возможность сделать следующие выводы:

1. В проблематике среднего образования одно из центральных мест занимает обновление содержания образования, в том числе и определение содержания национально-регионального компонента государственного стандарта. Соединение национально-регионального и федерального компонентов должно быть осуществлено за счет их взаимной интеграции, что позволит с одной стороны эффективно решать федерально-значимые задачи за счет доступного и понятного эмпирического материала, и с другой стороны образовательные и воспитательные задачи решаются в более широком национальном и культурном контексте.

2. Интеграция национально-регионального и федерального компонентов в содержании образования становится важным практико-ориентированным инструментом мотивации учения за счет обеспечения доступности, изменения представлений о национальных сторонах педагогической реальности, актуализации интереса к духовно-нравствешшм составляющим процесса обучения.

3. Целенаправленное формирование мотивов учения школьников в процессе изучения географии возможно средствами понятийно-терминологического аппарата в силу того, что он отражает закономерности законы и систему специальных законов. В условиях билингвизма двуязычное обучение облегчает процесс изучения понятийно-терминологического аппарата, обеспечивая реализацию принципа доступности.

4. Эффективным средством формирования мотивации учения в условиях билингвизма понятийно-терминологический аппарат становится в случае:

— двуязычного обученияпредварительного раскрытия содержания категориального понятийно-терминологического аппарата на родном языке;

— формирования научного стиля мышления и использования для этого родного языка;

— наличие социального заказа общества на билингвизм, поддерживаемый в семье;

— наличия системы мотивации учения в процессе изложения содержания предмета.

5. Комплекс условий формирования мотивов условно классифицируются таким образом:

— психологические (воздействие на мотивационную сферу личности путем убеждения, разъяснения и стимулированияпсихологический настрой учащихсявоспитание социально значимых мотиваций учения);

— дидактические (отбор содержания учебной информациинационально-региональный компонентформа организации учебной деятельностидидактические средства);

— регионально-определяемые (обучение в условиях двуязычияиспользование родного языкасоциальный заказ общества).

6. Формирование положительной мотивации учения в процессе изучения географии происходит эффективно, если:

— использовать закономерности учебной деятельности для овладения терминами и понятиями (формирование представлений с опорой на имеющийся опыт и накопленные знаниявыявление существенных признаков явления и переход к определенным понятиям, применение понятия в делах дальнейшего расширения знаний);

— обогащение содержание учебного материала легендами, топонимами;

— предоставляется учащимся возможность обозрения пройденного пути познания и его экстраполяции на последующие этапы обучения;

— использовать терминологический словарь на родном языке, разработанного с учетом разделов изучаемого предмета.

7. Выявлена возрастная дифференциация групп мотивов. В среднем школьном возрасте доминируют и формируются более интенсивно познавательные мотивы, связанные с учением, тогда как в старшем школьном возрасте — мотивы социальные (мотивы долга, самоутверждения, самосознания и др.).

8.Опытно-экспериментальная апробация двуязычной модели обучения географии в национальных классах показывает эффективность предлагаемой методики и подтверждается:

— снижением количества учащихся, испытывающих отрицательные эмоции (чувство тревоги, боязнь, сомнения и неуверенность) и повышением количества учащихся, испытывающих положительный эмоциональный настрой на заключительном этапе экспериментального обучения;

— изменением у участников экспериментальной группы структуры отношения к предмету и преобладанием наполняемости подгруппы с положительно-устойчивым отношением (68,2%) при уменьшении количества детей с ситуационно-положительным (25,4%) и резким уменьшением количества с отрицательным отношением (6, 3%);

— увеличением среди учащихся экспериментальной группы количества учащихся со средним и высоким уровнем мотивации;

— возрастанием в экспериментальной группе качестве знаний учащихся.

9. Результаты теоретических исследований и проведенного эксперимента подтверждают поставленную гипотезу и эффективность формирования мотивации учения школьников в условиях двуязычного обучения.

Практические рекомендации.

1. В процессе повышения квалификации учителей географии национальных школ и национальных классов республики Адыгея следует рассмотреть возможности организации двуязычного обучения с применением авторского дидактического материала, в том числе русско-адыгейского терминологического словаря.

2. В содержание регионально-национального компонента подготовки учительских кадров для национальных школ ввести методику организации двуязычного обучения.

3. При изучении географических терминов следует применять аналитико-синтетический подход терминов на основе этимологии и семантической работы, так как это соответствует их лучшему запоминанию. При введении нового понятия большое значение должно уделяться выявлению существенных и отличительных признаков.

4. При использовании двуязычного обучения следует создавать представление о явлениях, терминах и понятиях на родном языке с последующим переходом на русский язык. Возвращение к изложению на родном языке в процессе совершенствования знаний происходит при необходимости коррекции представлений;

5. Для оптимальной организации учебной деятельности следует иметь представления о структуре мотивов в структуре мотивации учения школьников и строить в соответствии с ним процесс обучения и воспитания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.В. Национальные проблемы школьного образования в Дагестане/ С. В. Абдулкадыров. — Махачкала, 1995. -56с.
  2. Р.А. Страны и народы. Происхождение названий/ Р. А. Агеева. М., 1990. — 164с.
  3. Г. Ю. Проверьте свои способности/ Г. Ю. Айзенек. -Санкт-Петербург, 1994. 102с.
  4. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении /под ред. Щукиной Г. И./ М.: Просвещение, 1984. — с.28−29.
  5. . Вклад в будущее: приоритеты образования/ Ж.Аллак. М., 1993. — с.13 — 14.
  6. Г. Н. Кибернетика и программированное обучение/ Г. Н. Александров. М.: Связь, 1966. — с.4 — 21.
  7. О.С. Словарь лингвистических терминов/ О. С. Аманова. М., 1976. — 150с.
  8. Ш. А. Педагогический поиск/ Ш. А. Амонашвили. М., «Педагогика», 1988. — с.48.
  9. Ш. А. Воспитательная образовательная функция оценки учения школьников/ Ш. А. Амонашвили.- Изд-во «Педагогика», 1987.- 300с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды/ Б. Г. Ананьев. М., «Педагогика», 1980. — С. 157.
  11. А.И. Внимание и интерес при обучении/
  12. A.И.Анастасьева. М., 1965. — 252с.
  13. П.Антропов В. А. Прикладная психология и педагогика/
  14. B.А.Антропов. М., 1995. — 237с.
  15. Ф.Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации младших школьников средствами текущегоконтроля/ Ф. Н. Апиш. Автореферат дис. .канд. пед. наук. Майкоп, 2000. — 24с.
  16. Н.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности/ В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. — 158с.
  17. В.Г. Проблемы мотивации и личности/ В. Г. Асеев. // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. — 122с.
  18. П.Р. Методологические проблемы национально-регионального образования/ П. Р. Атутов, М. М. Будаев.// Педагогика.- 2001. № 2. — с.25−32.
  19. П. В мире названий/ П. Аутлев, К.Меретуков. //Адыгейская правда 1966. — 5 июля.
  20. П. У. Адыгея в хронике событий/ П. У. Аутлев. -Майкоп, 1990. с. 12.
  21. Т.И. Особенности гуманитаризации высшего образования в современных условиях/ Т. И. Афасижев. //Наука -Адыгеи: Мат. научн. практич. конф. — Майкоп, 1994.- с. 21.
  22. Ю.К. Избранные педагогические труды/ М. Ю. Бабанский.- М.: Педагогика, 1989. 560с.
  23. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект/ Ю. К. Бабанский. М., 1977. — 256с.
  24. Ю.К. Совершенствовать методы педагогических исследований/ Ю. К. Бабанский. // Советская педагогика. — 1986.- № 3.- С. 40 46.
  25. П.М. Вопросы адыгейского языкознания/ П. М. Багов, Н. Г. Гишев.- Майкоп, 1980.- С. 17−19.
  26. Е.В. Формирование методологической культуры учителя/ Е. В. Баженова. // Педагогика. 1996. — № 4. — С.4
  27. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние/ В. И. Байденко. М., 1998. — 250с.
  28. В.Ф. История в названиях рек/ В. Ф. Барашков. -Куйбышев, 1990. 122с.
  29. E.JI. Дидактические основы управления познавательной деятельности в условиях применения технических средств обучения/ Е. Л. Белкин. Ярославль: Верхневолж. кн. изд-во, 1982. — 107с.
  30. Е.Л. Дидактические проблемы познавательной деятельностью/ Е. Л. Белкин, В. В. Карпов, П. И. Харнаш. Ярославль: изд-во Ярославского пед. ин-та, 1974. — 24с.
  31. .М. Языковая политика и образование в многонациональной республике/ Б. М. Берсиров. //Вестник АГУ// Майкоп, № 2 — 1998. — С.7−11.
  32. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В. П. Беспалько. М., — 1995. — С.18 — 19.
  33. В.П. Опыт разработки и использования критерий качества усвоения знаний/ В. П. Беспалько //Советская педагогика.-1968.- № 4. С. 52−60.
  34. В.П. Психологические парадоксы образования/ В. П. Беспалько. // Педагогика. 2000. — № 5. — С. 13−20.
  35. В.П. Доступность учебного материала: (К анализу школьных учебников)/ В. П. Беспалько // Советская педагогика. № 5−1987.-С.53−57.
  36. Л. Погода в нашей жизни: Пер. с англ. яз. / Л. Беттен -М.: Мир, 1985. 226с.
  37. Л.М. Образовательные программы с учетом использования педагогических потенциалов/ Л. М. Бирюкова. М., 1995. — 57с.
  38. З.У. Двуязычие и культура русской речи/ 3.У.Блягоз. Майкоп, 1977. — С.4−8.
  39. З.У. Развитие языкознания в Советском Союзе за 50 лет/ З. У. Блягоз //Вопросы языкознания 1967.- № 5. — С.4−5.
  40. З.У. Двуязычие требование времени/ З. У. Блягоз. //Советская Адыгея. — 2000. — 29марта.- С. 7.
  41. В.М. Эффективность обучения/ В. М. Блинов. — М.:Педагогика, 1976. 192с.
  42. В.В. Мотивы и их место в развитии личности школьника, — В кн.: Психология воспитания школьника/ В. В. Богословский. JL, 1976. — 32с.
  43. В.В. Психология воспитания школьника/ В. В. Богословский. Л., 1974. — С. 51 — 67.
  44. Д.Н. Психология усвояемости знаний в школе/ Д. Н. Богоявленский. М., 1959. — 250с.
  45. Р.С. Из истории социально-культурной политики на Северном Кавказе/ Р. С. Бозиев. М., 1968. — 134с.
  46. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: изучение мотивации поведения детей и подростков/ Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1972. — С.7−44.
  47. Л.И. Отношение школьника к учению как к психологической проблеме/ Л. И. Божович.- М., 1951.- С.3−28.
  48. Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте/ Л. И. Божович. М., Просвещение. — 1968. — 254с.
  49. Большая советская энциклопедия, изд.2-е. М., 1997.- 941с.
  50. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности/ Е. В. Бондаревская. 1999. — № 5 — С. 4.
  51. С.М. Проблема формирования познавательного интереса при программированном обучении/ С. М. Бондаренко.-//Вопросы алгоритмизации и программирования обучения//- М., 1973. С. 251−252.
  52. Н.В. Педагогические основы социализации подростка в процессе усвоения традиций адыгского народа: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Н. В. Бородина. Сочи, 2001. — 22с.
  53. А.Д. Организация и методика педагогического исследования/ А. Д. Ботвинников. М.: НПО, 1993. — 136с.
  54. К.И. Комплексное решение образовательно-воспитательных задач в национальной школе/ К. И. Бузаров. Майкоп: Краснодар, кн. изд-во, 1987. — 180с.
  55. Д.И. Преподавание отечественного языка: Учеб. Пособие для студ-тов пед. ин-тов/ Д. И. Буслаев. М.: Просвещение, 1992 — С. 5.
  56. У. Одноязычие и многоязычие/ У. Вайнрайх// Зарубежная лингвистика. М., 1999. — Вып. III — С.34−68.
  57. Дж. Погода на Земле: метеорология: Пер. с англ. яз./ Дж. Вайсберг JI.: Гидрометиоиздат, 1980. — 248с.
  58. А. Оценки, экзамены и контрольные себя изжили: На смену им должны прийти компьютерные методы обучения/ А. Веймарн //Российские вести. 1997 — 9 сентября. — С. З
  59. Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум. От суждений к вычислениям: Пер. с англ. / Под ред. A.JI. Горелика/ Дж. Вейценбаум. М.: Радио и связь, 1982. — 368с.
  60. Г. О. О некоторых явлениях словообразования в русской технической терминологии/ Г. О. Винокур. — М., 1939. Т.5. — 116с.
  61. К.Д. Русско-адыгейский словарь/ К. Д. Водождоков. М., 1960. — 1 Юс.
  62. В.И. Вечность воспитания/ В.И.Волков// Народное образование. 1994. — № 4. — С.68.
  63. А.Н. Педагогические теории, системы, технологии/ А. Н. Воронин, В. Д. Симоненко. Брянск, 1997. — 76с.
  64. Ворохова 3. Национально-региональный компонент: разработка и реализация/ З. Ворохова //Народное образование.- 2000. -№ 6. С. 67−72.
  65. JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения/Л.С.Выготский. JI., 1935.- 127с.
  66. Л.С. Педагогическая психология/ Л. С. Выготский. М., 1991. — С. 430−449.
  67. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка/ П. Я. Гальперин.- М., 1966. 125с.
  68. Э. Школа со смешанным национальным составом/ Э. Гарунов // Народное образование. 1993. — №. — С.60 — 64.
  69. Е. Опыт организации работы инновационного учебного заведения. Пособие для руковод. гимназий, лицеев, школ/ Е.Гельман. Грозный, 1995. — С.24.
  70. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (Прогностическая гипотеза образовательного триумфа). — М.: Изд-во Моск. психол.- соц. ин-та, 1997. 120с.
  71. Географический энциклопедический словарь: географические названия/ Гл. ред. А. Ф. Трешников. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 123с.71 .Географический энциклопедический словарь. Понятия и термины. М., 1988. С. 160 — 174.
  72. .Н. О некоторых задачах и тематике исследований научных и научно-технических терминов/ Б. Н. Головин. М., 1970. — С.17−25.
  73. Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий/ Э. А. Голубева // Вопросы психологии. 1983. — № 3. — С.16−28.
  74. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Изд. Официальное. Гос. комитет РФ по высшему образованию. М., 1995. — 384с.
  75. Г. Я. Проведение уроков физической культуры на адыгейском языке в начальных классах школ Адыгеи: Дис.. канд. пед. наук/ Г. Я. Гонежук. Майкоп, 2000. — 170с.
  76. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования/ В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 240с.
  77. В.В. Виды обобщения в обучении/ В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1972.- 254с.
  78. А.А. Объем выработки/ А. А. Давыдов //Социологические исследования. 1998. — № 2 — 112с.
  79. В.П. Об основании лингвистических требований к стандартизации терминов/ В.П.Даниленко// Изд-во МГУ, 1971. С.42−46.
  80. М.А. Сущность обучения/ М. А. Данилов. //Советская педагогика. 1976 — № 6 — С. 12.
  81. В.М. Горизонты национальной школы/ В. М. Дегоев // Педагогика. 2000.- № 3.- С. 12.
  82. Девятое С.В. XX столетие век образования/ С. В. Девятов, В. И. Купцов. -М., 1996. — С.31.
  83. Р. Начало философии/ Р.Декарт. Сочинения. T. I, 287с.
  84. Ю.Д. Развитие языков народов СССР в советскую эпоху/ Ю. Д. Дешериев, И. Ф. Протченко. М., 1968. — С.28.
  85. В. Формирование представлений и понятий при обучении географии/ В. Дорн, В.Ян. М., 1970. — 238с.
  86. .И. Эмоции как ценность/ Б. И. Додонов. М.: Политиздат, 1978.- 272с.
  87. А. Преподавание в средней школе США/ А.Дреер. -М., 1986. С. 54.
  88. И.А. О термине и понятии «словосочетание»/ И. А. Елисеева. М., 1981. — С.46−52.
  89. Л.И. Воспитание национальной культуры/ Л. И. Ефремова. М., 1998.- С. 14.
  90. .П. Поиски путей повышения эффективности уроков/ Б. П. Есипов // Советская педагогика. 1962. — № 8 — С. 16.
  91. Е.П. Как возродить национальную школу?/ Е. П. Жирков. М., 1992.-С.28.
  92. Ю.А. Лингвистические аспекты двуязычия/ Ю. А. Жлуктенко. Киев, 1974. — 134с.
  93. В.И. Методы педагогических исследований/ В. И. Журавлева, М. Н. Скаткин. М., 1986. — 49с.
  94. В. Диагностико-технологическое управление процессом обучения/ 3. Зайцев // Народное образование. 2000.- № 6.- С. 7.
  95. Закон Российской Федерации «Об образовании». № 12 ФЗ от 13.01.96.
  96. Закон Российской Федерации «О языках народов РСФСР» от 25.10.1991.
  97. Закон Республики Адыгея «О языках народов Республики Адыгеи». № 195. -19 июня 1995.
  98. Е.А. О типических особенностях русского языка эмигрантов первой волны и их потомков/ Е.А. Земская// Известия РАН. 1998. — № 4.- с.5−6.
  99. ЮЗ.Иванищев С. И. К разграничению понятий «региональное образование» и «региональный компонент образования"/ С. И. Иванищев. М., 1997. — С.21.
  100. В.Н. Структурно системный подход к организации обучения/ В. Н. Ильин. — М.: Педагогика, 1972. — 134с.
  101. Г. Л. От педагогической парадигмы к образовательной/ Г. Л. Ильин //Высшее образование в России. 2000.- № 1. С.64−69.
  102. Т.А. Методика программированного обучения/ Т. А. Ильина. М.: Знание, 1970. — 30с.
  103. Т.А. Педагогика/ Т. А. Ильина. — М.: Педагогика, 1969. 306с.
  104. Кабанова Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников/ Е.Н. Кабанова-Меллер. — М., 1962. — С.81−86.
  105. Г. Г. Терминоведческие проблемы редактирования/ Г. Г. Кабанцев, И. С. Квитко, В. М. Лейчик. Львов, 1986. -132с.
  106. Ю.Каверин С. Б. Педагогический такт и мастерство учителя/ С. Б. Каверин. М., 1975.- 125с.111 .Калмыкова З. И. Продуктивность мышления, как основа обучаемости/ З. И. Калмыкова. М., 1981. — 146с.
  107. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс/ В.А. Кан-Калик. Грозный, 1986. — 100с.
  108. А.А. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки/ А. А. Касьян // Педагогика. 1998. -№ 2.- С. 23.
  109. И.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики/ И. М. Кантор. М., 1980.- 160с.
  110. З.И. К вопросу о роли ученых в изучении адыгских языков/ З.И. Керашева// Ученые записки Адыгейского НИИ. — Майкоп, 1957. — Вып.1 — С.77−78.
  111. З.И. Краткий грамматический очерк адыгского языка/ З. И. Керашева //Приложение к русско-адыгейскому словарю. — М., 1960. С.1061−1098.
  112. П.П. Общая гидрогеология/ П. П. Климентов. -М.: Высшая школа, 1971. С. 224.
  113. Д.Н. Кабардинские географические названия/ Д. Н. Коков. Нальчик, 1996. — С.38−47.
  114. Д.Н. Вопросы изучения черкесской топонимики/ Д. Н. Коков. Нальчик, 1995. — С.24.
  115. Е.С. Вы начали эксперимент. Вы начали эксперимент? Вы начали эксперимент!/ Е. С. Комракова, А. С. Сиденко. М., 1966. — С.12−17.
  116. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании"/ Отв. ред. проф. В. И. Шкатулла. М., 1999. — С.425 — 468.
  117. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756р.
  118. Н.П. Зачем нужна однозначность научных терминов/ Н.П. Коршунова// Педагогика. 1992. — № 2. — С.15- 17.
  119. А.А. К вопросу о специфике термина/ А. А. Котелова //Лингвистические проблемы научно-технической терминологии.- М.: Наука, 1970.- 124с.
  120. Кривощекова-Гантман А. С. Откуда эти названия?/ А.С. Кривощекова-Гантман. Пермь, 1973. — С. 57−71.
  121. А.В. География Республики Адыгея/ А. В. Краснопольский, Т. П. Варшанина, Э. А. Шебзухова и др. -Майкоп, 2001. 199с.
  122. В.В. Методология педагогического исследования/ В. В. Краевский. Самара, 1994. — С.112−114.
  123. В.В. Методологическая рефлексия/ В. В. Краевский //Сов. педагогика 1989. — № 2. — С. 18.
  124. В.А. Основы педагогической психологии/ В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972. — 116с.
  125. В.А. Психология/ В. А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1986. 520с.
  126. В.А. Общая психология/ В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин.- М.: Просвещение, 1975. 465с.
  127. М.Р. Система контроля в технологии обучения/ М. Р. Кудаев //Вестник ЛГУ. Майкоп, 1988.- № 5. — С.131−143.
  128. М.Р. Дидактические основы повышения эффективности корректирующего контроля на учебных занятиях: Автореф. дис. канд. пед. наук/ М. Р. Кудаев. Ростов-на-Дону, 1989. — 21с.
  129. Т.В. О проблемном обучении/ Т. В. Кудрявцев. -М.: Высшая школа, 1967. Вып. 1.- 112с.
  130. М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России/ М. Н. Кузьмин // Педагогика, 1999. № 6.-С.3−10.
  131. Ю.Н. Мотивации познавательной деятельности/ Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. Л., 1972. — 1 17с.
  132. М.А. Изучение адыгейского языка в послереволюционном периоде/ М. А. Кумахов // Ученые записки. Нальчик, 1960. С. 124 -136.
  133. Ф.Г. Кризис образования в современном мире: Системный анализ/ Ф. Г. Кумбс. М.: Прогресс, 1997. — С.24.
  134. В.О. Методология педагогики: какая она сегодня/ В. О. Кутьев //Сов. пед.- 1999.- № 6. С. 4 — 6.
  135. МО.Лашов Б. В. Краткий экономический словарь школьника/ Б. В. Лашов, О. В. Соколов. М., 1993. — С.81−94.
  136. В.Г. Регионально-национальный компонент подготовки специалистов по физической культуре и спорту/ В. Г. Левченко. Майкоп, 2002. — 195с.
  137. Н.Д. Психология характера/ Н. Д. Левитова. М.: Просвещение, 1971. — 237с.
  138. B.C. От идеи к реализации/ В. С. Леднев //Народное образование. 1997. — № 6 — С. 5−6.
  139. Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспектива/ B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 224с.
  140. А.Н. Проблема развития психики/ А. Н. Леонтьев. Л., 1972. — 176с.
  141. А.Н. Психологические механизмы мотивации учащихся/ А. Н. Леонтьев. Новосибирск, 1984. — 90с.
  142. И.Я. Процесс обучения и его закономерности/ И. Я. Лернер. М., 1980. — 238с.
  143. И.Я. Дидактические основы методов обучения/ И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 184с.
  144. В.М. Прикладное терминоведение и его направления/ В. М. Лейчик. М., 1980. — 138с.
  145. Р.У. Мотивационная теория эмоций/ Р. У. Липер //Психология эмоций. Тексты. М., 1984. — С.112−123.
  146. Д.С. Основы построения научно-технической терминологии/ Д. С. Лотте. М., 1961. — С.7.
  147. В. Язык как живое наследие/ В. Ломешина //Советская Адыгея. 2003. — 27 февраля.
  148. М.Р. Проблематика определений терминов в словарях разных типов/ М. Р. Львов. М., 1976. — 78с.
  149. М.С. Учебная мотивация как показатель качества образования/ М. С. Лукьянова // Народное образование. 2001. — № 8. — С.77−90.
  150. Н.Д. Нововведение в региональном управлении образования/ Н. Д. Малахов // Педагогика, 1996. № 4. — С.27.
  151. Ю.Т. Организационно педагогические основы управления муниципальной образовательной системой в условиях актуализации новых приоритетов образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Майкоп, 2000. — 20с.
  152. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителей/ А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. — 96с.
  153. А.К. Формирование интереса к учению у школьников/ А. К. Маркова: Под ред. А. К. Марковой. М., 1986. -С.14.
  154. А.К. Психология усвоения языка как средства общения/ А. К. Маркова. М., 1974. — 275с.
  155. А.К. Формирование мотиваций учения/ А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. В. Орлов А.В. М., 1990. — С. 12−13.
  156. М.В. Мотивация учения младших школьников/ М. В. Матюхина. М.: Педагогика, 1984. — 144с.
  157. М.И. Современный урок/ М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1985. — 182с.
  158. Н.А. Проблемы учения и развития // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Н. А. Менчинская. -М., 1989. 258с.
  159. З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения/ З. К. Меретукова. Майкоп: Изд-во АГУ, 1994.- 228с.
  160. М.М. Двуязычие в современном мире: Учебное пособие/ М. М. Михайлов. Чебоксары, 1988.- 56с.
  161. Мотивация личности: (Феноменология, закономерности и механизмы формирования). Сб. научн.тр./ АПН СССР// Редкол.: А. А. Бодалев. М.: АПН СССР, 1982. — 120с.
  162. Э.М. Словарь местных географических терминов/ Э. М. Мурзаев. М., 1966. — 67с.
  163. А. Открывая занавес урока/ А. Мурашов //Народное образование. 1997. — № 4. — С.67−68.
  164. В.Н. Психология отношений/ В. Н. Мясищев. М., 1995. — 356с.
  165. А.Е. Педагогические инновации и научный эксперимент/ А. Е. Наин // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 14 — 15.
  166. А.Е. Общенаучные понятия в педагогике/ А. Е. Наин //Педагогика.- 1992.- № 7,8. С. 21, 35.
  167. Р.Ю. Проблемы региональной ономастики/ Р. Ю. Намитокова, А. Н. Абрегов //Материалы межвузовской научно-практической конференции. Майкоп, 1998. — 34с.
  168. Ю.К. Вопросы терминологической работы в Адыгее/ Ю. К. Намитоков. Ростов-на-Дону, 1929. — С.40−42.
  169. Ю.К. Образование и развитие понятий в адыгейском языке/ Ю. К. Намитоков //Сборник статей. АГПИ. Майкоп, 1955.- С.4
  170. Ю.К. Развитие школьного образования в Адыгее. Национальные школы за 40 лет/ Ю. К. Намитоков. М., 1958. -С.225−242.
  171. Р.Ю. Проблемы региональной ономастики/ Р. Ю. Намитокова, С. Р. Абрамов. Майкоп, 1998. — С.14.
  172. Национальная школа: концепция и технология развития/ -М.: Просвещение, 1993. 319с.
  173. Р. Психология/ Р. Немов. М.: Просвещение, 1995.237с.
  174. В.Х. Национальные особенности мышления учащихся/ В. Х. Нерадовский, Э. В. Нерадовская //Педагогика. 1996. -№ 4.- С. 34 -44.
  175. В.П. «Советский Новояз» на географической карте/ В. П. Нерознак, М. В. Горбаневский. М.: Знание, 1981. — С.23.
  176. В.В. Региональный компонент образования: от унификации к разнообразию/ В. В. Нестерова // Народное образование. 1995. — № 10. — С.14.
  177. В.А. Происхождение некоторых географических терминов/ В. А. Никонов. М., 1974. — 45с.
  178. В.А. Состояние и задачи ономастических исследований Кавказа/ В. А. Никонов. М., 1975. 109с.
  179. В.А. Краткий топонимический словарь/ В. А. Никонов. М., 1959. — С.222−228
  180. Н.Д. Педагогика для будущего учителя/ Н. Д. Никандров //Педагогика. 1996. — № 1. — С.18−23.
  181. А.Н. Как работать над диссертацией: Пособие в помощь начинающему педагогическому исследователю/ А. Н. Новиков. М., 1986. — С.12.
  182. А.Н. Научно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях/ А. Н. Новиков. М., 1996. — 130с.
  183. В.Б. Региональные образовательные программы: Новгородский вариант/ В. Б. Новичков // Педагогика.- 1997. № 1. -С.24.
  184. Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: Автореф. .дис. д-ра психол. наук/ Ю. М. Орлов. — М., 1984. — 17с.193.0руэлл Дж. О Новоязе, как языковом штампе/ Дж. Оруэлл.- М., 1990. 131с.
  185. В.М. Место научных терминов в развитии биологических понятий: Автореф.. канд. пед. наук/ В. М. Пакулова.- Л., 1980. 25с.
  186. Н.Н. Кризис образования — в контексте глобальных проблем и философии/ Н. Н. Пахомов. М., 1992. — 28с.
  187. К.В. Физическая география/ К. В. Пашканг. М.: Высшая школа, 1985. — 169с.
  188. Ю.П. Словарь по физической географии/ Ю. П. Пармузин. М., 1994. — С.38−46.
  189. Е.А. Ситуативное развитие и уровни мотивации/ Е. М. Патяева // Вестник Моск. ун-та. 1983. — № 4. — С.23−33.
  190. Педагогика. Учебное пос. для студ. пед. учеб. зав./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев и др. М.: Школа — Пресс, 1998. — 512с.
  191. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пос. для студ. пед. учеб. зав./ С. А. Смирнов, И. Б. Котова и др. М.: Изд. центр «Академия», 1998. — 520с.201 .Педагогическая энциклопедия. М.: Образование, 1996. —549с.
  192. Л.М. Опыт введения регионального компонента в содержании образования/ Л. М. Перминова //Педагогика. 1998. -№ 4. — 35с.
  193. А.В. Психология/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 2000. — 501с.
  194. А.В. Педагогика/ А. В. Петровский. М.: Просвещение, 1970 — 237с.
  195. . Избранные психологические труды/ Ж.Пиаже. — М., 1969. 659с.
  196. И.П. Педагогика/ И. П. Подласый. М.: Владос, 1999. — 574с.
  197. В.М. Типология и уровни исследования проблематики/ В. М. Полонский // Педагогика. 1997. — № 1. — С. 14.
  198. М.М. Организация опытно экспериментальной работы в школе/ М. М. Поташник. — М., 1991. — 97с.
  199. М.М. Эксперимент в школе: Организация и управление/ М. М. Поташник. — М., 1991. 38с.
  200. А.А. Русско-Адыгейский словарь физиологических терминов/ А. А. Псеунок, А. Н. Абрегов. Майкоп, 1999. — 132с.
  201. Психологический словарь. М.: Педагогика — пресс, 1996. —439с.
  202. В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии/ В. Б. Пятунин. М.: Дрофа, 1997. — С.14 -17.
  203. И.А. Экономическая география России/ И. А. Радионова. М.: Московский лицей, 1998. — 57с.
  204. Региональные проблемы образования Северного Кавказа: (Тезисы докладов и сообщения). Майкоп, 1990. — 307с.
  205. Региональные аспекты образования. //Народное образование. 1999. — № 6.- С 20−24.
  206. А.А. Что такое термин и терминология/ А. А. Реформатский //Вопросы терминологии: Мат. Всесоюз. терминологического совещания. М., 1961.- 46с.
  207. С. Необходима государственная политика в образовании/ С. Рогачев // Народное образование. № 2. — С.27−28.
  208. С. П. Основы общей психологии/ С. П. Рубинштейн. М., 1948. — 304с.221 .Рувинский Л. И. К проблеме управления процессом воспитания/ Л. И. Рувинский. М.: МГУ, 1971.- 238с.
  209. И.О. О философии глобального образования/ И. О. Савицкий. М., 1992.- 16с.
  210. В.А. О национальной доктрине образования в РФ. // Мат. Всерос. совещания работников образования. М.: Высшая школа.- 2000.- С.22−27.
  211. Г. И. Основа развития регионального образования/ Г. И. Саранцев //Народное образование.- № 6. С.25−27.
  212. В.В. Осознать себя исследователем/ В. В. Сериков — Педагогика. 1996. -№ 1. — С.14.
  213. А.С. Нужен ли эксперимент практику?/ А. С. Сиденко. М.: Педагогика, 1997. — № 2 — С. 17.
  214. А.С. Вы начали эксперимент/ А. С. Сиденко В.А.Черенулевич //Народное образование, 1997- № 7,8. С. 21, 52.
  215. В. П. К вопросу о проверке и оценке знаний учащихся/ В. П. Симонов //Советская педагогика. 1978 № 8.- С.91−96.
  216. С. Адыгейские просветители/ С. Сиюхов. Майкоп, 1991. — 191с.
  217. М.Н. Методология и методика педагогических исследований/ М. Н. Скаткин. М., 1986. — 213с.
  218. В.А. Монография к дис.. док. географ, наук/ В. А. Соловьев. М., 1966. — 156с.
  219. Н.Е. Интегративная модель билингвального обучения в современной российской школе: Дис. канд. пед. наук./ Н. Е. Сорочкина. Великий Новгород, 2000.
  220. Супрунова JI. JL, Давыдов Ю. С., Бузаров К. И. и др. Северный Кавказ. Образование: история и современность/ JI.JI. Супрунова. Пятигорск, 2001. — 182с.
  221. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы/ Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1984. — 345с.
  222. Теория и практика педагогических экспериментов/ Под ред. А. И. Пискупова, Г. В. Воробьева М., 1979. — 117с.
  223. Е. Гуманизация Российского образования/ Е. Ткаченко //Народное образование. 1995.- № 4. — С. 4−8.
  224. П.К. Древнейшие сказания о Кавказе: (Записки Кавказского отдела императорского русского географического общества)/ П. К. Услар. Тифлис, 1886. — 300с.
  225. П.К. Абхазский язык/ П. К. Услар. Тифлис, 1887.1. С. 24.
  226. Г. Н. Народы и языки Кавказа/ Г. Н. Ушаков // Народы Кавказа. М., 1921.- С. 12.
  227. Д.Н. Теория установки/ Д. Н. Узнадзе. М.: Ин-т практ. психол., 1997. — 448с.
  228. К.Д. Избранные педагогические произведения/ К. Д. Ушинский. М.: Просвещение, 1968. — 495с.
  229. A.M. Славяно-адыгские этюды/ A.M. Федорова. -М., 1993. 30с.
  230. В.М. Доклад министра образования РФ/ В. М. Филиппов //Первое сентября, 2000. -14 января.
  231. Философский словарь. / Под ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. М.: Политиздат, 1982. — 431с.
  232. JI.M. Педагогический опыт глазами психолога/ JI.M. Фридман. М.: Просвещение, 1987. — 224с.
  233. Фридман J1.M. Психологическая наука — учителю/ JT.M. Фридман, К. Н. Волков. М.: Просвещение, 1985. — С.78−79.
  234. Фрейд 3. Психология бессознательного/ 3. Фрейд. М.: Прогресс, 1990.- 448с.
  235. М. Об изучении будущего в школе/ М. Хавелсруд. М., 1996. — С. 29.
  236. Хализева J1.B. Основы педагогических технологий в высшей школе/ JI.B. Хализева, И. Г. Шамсутдинова. М.: Преподаватель. -1999. — № 5. — С.44.
  237. JI.M. Формирование систем понятий и междисциплинарные исследования/ JI.M. Хахулина. М., 1976.- с. 80.
  238. К.Д. Высшее образование: реалии и перспективы/ К. Д. Чермит, В. Г. Левченко. Майкоп, 2001. — 200с.
  239. К.Д. Образование и межнациональная толерантность / Образование города на пути к XXI веку. Проблемы, исследования, опыт, перспективы/ К. Д. Чермит, А. В. Девтеров, Н. П. Едыгова, В. Г. Левченко. АГУ. — Майкоп, — 2000. — Вып.1. — С. 111 116.
  240. В.И. Интеграционные и инвестиционные проблемы развития науки в регионах./ Северо-Кавказский регион/ В. И. Чистяков. 1966. — С.21.
  241. А.Ш. Развитие двуязычия в процессе обучения в национальной школе РСФСР: Тезисы докладов/ А. Ш. Шабанов. — Нальчик, 1976. 38с.
  242. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд. — М.: Логос, 1996. — 320с.
  243. И.К. От образования среднего к образованию пространств/ И. К. Шалаев //Первое сентября. № 30. — С.З.
  244. М.Н. Очерки по русскому словообразованию/ М. Н. Шанский. М.: Изд-во МГУ, 1963.- 259с.
  245. М.Н. Лексика дефиниций в русском языке/ М. Н. Шанский // Русский язык в школе. 1973.- № 2 — С. 12.
  246. В.К. Этнокультурная направленность Российского образования/ В. К. Шаповалов. М., 1997. — 173с.261 .Шаповалов В. К. Школа как основа дружбы/ В. К. Шаповалов //Образование и национальное согласие. Ставрополь, 1997. — С.81.
  247. С.Т. Избранные педагогические сочинения/ С. Т. Шацкий. М., 1958. — 300с.
  248. П.А. Процессы мышления в учебной работе школьника/ П. А. Шеварев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 303с.
  249. A.M. Интеграция национально регионального и федерального компонента содержания образования в процессе подготовки учителей начальных классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ A.M. Шехмирзова — Сочи, 2002. — С. 12.
  250. А.Г. Билингвальное образование в контексте мирового опыта (на примере Германии): Монография / А. Г. Ширин. -Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. 100с.
  251. И.А. Адыгская народная педагогика/ И. А. Шоров. -Майкоп: Кн. Изд-во, 1989. 335с.
  252. С.В. Мотивация овладения иностранным языком в условиях билингвального обучения в вузе: Дис. канд. пед. наук./ С. В. Шубин. Великий Новгород, 2000.
  253. М.Х. Современный этап развития билингвизма и проблемы обучения языкам в РА/ М. Х. Шхапацева //Вестник образования АГУ. 2000. — 108с.
  254. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Книга для учителя/ Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986. -144с.
  255. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1988. — 205с.
  256. Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте/ Д. Б. Эльконин. Киев, 1961. — 137с.
  257. Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний/ Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. М., 1966. — 236с.
  258. Р.У. Что такое разумная машина?/ Р. У. Эмби // Наука и жизнь. 1958. — № 8.- С.12−17.
  259. Энциклопедия для детей: География. М., 1994.- 210с.
  260. Энциклопедический словарь. М.: Педагогика, 1980. — 478с.
  261. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. М., 1981.- 216с.
  262. П. А. Принципы модульного обучения/ П. А. Юцявичене // Сов. Педагогика.-1990. № 1. — С.6−9.
  263. Г. А. Школа будущего/ Г. А. Ягодин //Вестник экологического образования. 1996.- № 1. — С.4.
  264. В.А. Социологические исследования/ В. А. Ядов. М., 1978. — 91с.
  265. И.С. Знание и мышление школьника/ И. С. Якиманская. М.: Знание, 1985. — 80с.
  266. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека/ П. М. Якобсон. М.: Просвещение, 1969. — 317с.
  267. М.Г. О внешней и внутренней мотивации научного творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии/ М. Г. Ярошевский. — М., 1971. 157с.
  268. Horn D. Aspekte bilingualer Erziehung in den USA bnd Kanada. Interkulturelle Erziehung in Praxis und Theorie, Band 11. Baltmannsweiler: Pedag. Verlag Burgbucherei Schneider. 1990.
  269. Maslow A. Motivation and Personality. 1954.- 125 p.
  270. Nuttin I.R. Motivation and reward in human learning: a cognitive approach. In: Handbook of learning and cognitive processes. V. 3. Approaches to human learning and motivation. New Jersey, 1976. -P.247−282.
  271. Paulston, C.B. Bilingual education: Theories and issues. Rowley, MA 1997. x
  272. Распределение учебного материала физической географии по темам с элементами, формирующими интерес, любознательность, положительную мотивацию
  273. Тема Задания Термины, Региональный Формирующиепонятия аспект качества
  274. Вулканы Указать при- Вулкан- Эльбрус- Любознательчину образо- тхьэм божественная, ностьвания вулка- имаш1у гора матери. на, строение его. Интерес
  275. Тема Задания Термины, Региональный Формирующиепонятия аспект качества
  276. Горы Какие по форме, Гора-къушъ- Кавказские, высоте, хьэ, горная Амазонскиепроисхождению. долина- горы, Гроу-къушъхьэныб каз-белею-щий снегом.
Заполнить форму текущей работой