Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование системных знаний о природе у детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ содержания программ для дошкольных учреждений показал, что основными направлениями систематизации знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста являются: а) Формирование системы знаний о совокупностях растений и животных, занимающих определенную территорию с характерным ландшафтом, почвой, влажностью и т. д. (лес, луг, водоем, поле, сад, огород и т. д.). Растения и животные в этих… Читать ещё >

Формирование системных знаний о природе у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Анализ содержания программ для дошкольных учреждений показал, что основными направлениями систематизации знаний о природе у детей старшего дошкольного возраста являются: а) Формирование системы знаний о совокупностях растений и животных, занимающих определенную территорию с характерным ландшафтом, почвой, влажностью и т. д. (лес, луг, водоем, поле, сад, огород и т. д.). Растения и животные в этих совокупностях объединены сложными зависимостями, в основе которых лежит приспособление к использованию природных ресурсов. Внешне эти связи имеют достаточно наглядное выражение: пространственная близость — общность занимаемого пространства, определенный подбор растений и животных, ярусное расположение растений и т. д. б) Обобщение и разделение (классификация) растений и животных на группы по основным признакам внешнего вида и характеру взаимодействия со средой: классификация живого на растения и животных, растений — на травы, кустарники и деревья (с последующим выделением более мелких групп, например, лиственные и хвойные деревья или группировка растений по месту обитания); группировка животных по основным особенностям внешнего вида, среды обитания, приближающаяся к основным единицам систематики животных (классам). Дети легко определяют особенности таких групп животных, как звери, птицы, рыбы, насекомые, правильно соотносят те или иные виды животных к указанным группам. Внутри больших групп возможно выделение более мелких группировок (например, по способу питания — хищные, растительноядные, всеядные животные, по способу перезимовки — зимующие, оседлые и перелетные птицы, и т. д.). в) Формирование системы знаний о сезонных изменениях природы. Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе традиционно, еще со времен К. Д. Ушинского, входит в содержание работы с детьми дошкольного возраста (впервые конкретное содержание наблюдений за сезонными изменениями в природе были разработаны Е. Н. Водовозовой — ученицей и последовательницей К.Д. Ушинского). Следует заметить, что все три названные нами системы знаний в свою очередь могут быть связаны между собой. Остановимся более подробно на систематизации знаний о сезонных изменениях в природе. Сезонные изменения природы в наших широтах, как известно, вызываются изменением количества солнечной энергии в разные периоды года, обусловленным характером орбиты вращения земли вокруг Солнца и положением оси Земли по отношению к орбите: меняется продолжительность дня и ночи, высота Солнца над горизонтом, а это в свою очередь вызывает изменения в состоянии растительного и животного мира. Большинство этих изменений имеет яркое внешнее выражение (например, расцвечивание листьев и листопад, отлет птиц осенью, бурный рост и пышное цветение растений весной и летом и т. д.). Программа для учреждений дошкольного образования с достаточной последовательностью направляет внимание педагога на формирование знаний детей о сезонных изменениях природы — от выделения наиболее ярких единичных признаков сезона (для детей младшего дошкольного возраста) к выделению основных характерных признаков сезона — с детьми среднего возраста и формированию знаний о последовательности сезонных изменений, их закономерной повторяемости и связях между явлениями природы — у детей старшего дошкольного возраста. Основные знания о сезонах включают: неживая природа, состояние растений, изменения в жизни животных, в труде взрослых, в быту и деятельности детей. Обобщение и систематизация накопленных знаний проходит ряд этапов. На первом этапе задачи систематизации знаний включаются в ход обобщающих наблюдений на прогулке, экскурсии, занятиях. Систематизация в этом случаи опирается на непосредственное восприятие природных объектов или явлений, что дает возможность оживать уже имеющийся опыт детей. На втором этапе систематизации проводится обобщающая беседа о том или другом сезоне с использованием календарей природы, гербариев, поделок. Обобщение в этом случае идет на словесно — логическом уровне, однако с некоторой опорой на наглядный материал. В ходе такой беседы используются приемы сравнения: явления данного сезона сравниваются с явлениями предыдущего сезона. Третий этап — сравнение всех четырех времен года. Как и на предыдущем этапе, систематизация знаний строится на основе установления временных и причинно-следственных связях (непосредственных и опосредованных) между состояниями неживой природы и состоянием растений, изменения образа жизни животных, трудом и бытом людей. Поэтому сезоны сравниваются последовательно по: а) продолжительности дня и ночи, характеру температуры, типичным осадкам; б) состоянию покрова земли; в) наиболее важным и ярким фазам развития растений или их состоянию (по сезонам); г) типичным изменениям в жизни животных (насекомых, земноводных птиц, птиц, зверей); д) труд взрослых в природе; е) в жизни детей (в том содержании, которое зависит от сезона, — одежда, игры и развлечения).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой