Педагогические условия развития корпоративной культуры студентов в проектно-творческой деятельности для малых учебных групп
![Диссертация: Педагогические условия развития корпоративной культуры студентов в проектно-творческой деятельности для малых учебных групп](https://westud.ru/work/2699776/cover.png)
Диссертация
Выделены корпоративные компетенции, необходимые для наиболее качественной реализации проектно-творческой деятельности в малых учебных группах (умение самостоятельно выбрать тему — базовую проблему проекта, умение распределять обязанности среди членов группы при выполнении сложного проектно-творческого задания, умение вести коллективные дискуссии в ходе и в результате выполнения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретическое обоснование педагогических условий развития корпоративных компетенций студентов в проектно-творческой деятельности в малых учебных группах
- 1. 1. Базовые понятия исследования: «творчество», «проектно-творческая деятельность», «педагогические факторы», «педагогические барьеры», «педагогические условия», «развитие», «саморазвитие»
- 1. 2. Краткий экскурс в историю развития концепций проектно-творческой ¦деятельности студентов
- 1. 3. Интеграция компетентностного и культурологического подходов в проектно-творческой деятельности студентов
- 1. 4. Интеграция педагогических условий для развития корпоративной культуры малых учебных групп в проектно-творческой деятельности
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития корпоративных компетенций в проектно-творческой деятельности студентов в малых учебных группах
- 2. 1. Общие вопросы организации педагогического эксперимента
- 2. 2. Процесс и результаты педагогического эксперимента
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Азаев Г. Л. Формирование ¦ маркетинговых технологий управления организациями в конкурентной среде: дис. канд. экон. наук / Г. Л. Азаев. М., 1997. -213 с.
- Акулова О.В. Ключевые компетенции как цель и резерв- современного образования / О. В. Акулова. СПб.: -Изд-во РГПУ им. Герцена, 2002. — Вып. 3. — С. 35−37.
- Андреев В.И. Конкурентология: учеб. курс для творческого саморазвития • конкурентоспособности / В. И. Андреев. Казань: Центр инновац. технологий, 2004. -468 с.
- Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев.—Казань: Центр инновационных технологий, 2003.
- Андреев В.И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — 5.00 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 1996. 577 с.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. • Казань: Изд-во КГУ, 1994. -246 с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: метод, пособие. -М.: Высшая школа, 1981.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения- в современной общеобразовательной школе. М.:Просвещение, 1985.
- Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. М: Просвещение, 1983. -520 с.
- Бахэйм У.С. Воспитай своего лидера: как находить, развивать и удерживать в организации талантливых руководителей / У .С. Бахэйм. Вильнюс, 2002. — 251 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — С. 336.
- Белокур Н.Ф. О повышении эффективности методики урока/ Н. Ф. Белокур // Пути повышения эффективности обучения в школе. — Челябинск, 1980. С. 40.
- Беляева JI.A. Социокультурные основания педагогической деятельности: автореф. дис. д-ра филос. наук. Екатеринбург,-1994. —38. с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основы)/ В. П. Беспалько М., 1970. — 270 с.
- Белицкая Г. Э. Социальная компетенция личности /Г.Э. Белицкая //Сознание личности в кризисном обществе.—М., 1995.
- Берестова Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. — М., 1994.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. — М., 1986.
- Боголюбов Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения/ Л. Н. Боголюбов //Преподавание истории и обществознания в школе. № 9.2002.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личносгно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С.29−36.
- Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001.
- Бунеева Т.К. Коллективные формы обучения на уроке (1917 -1931)/ Т.К.. Бунеева //- М.:Некоторые вопросы теории и истории педагогики, 1974.
- Вазина К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства: концепция, опыт / К. Я. Вазина Челябинск, 1997. -240 с.
- Валеева Л.А. Дидактическая система Джона Дьюи: становление и реализация в педагогической практике: Монография. Казань: Изд-во ТТТТТУ.
- Вербицкий A.A., Попов Ю., Подлеснов В., Андросюк К. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт / A.A. Вербицкий, Ю. Попов, В. Подлеснов, Е. Андросюк //Высшее образование в России. -1995, № 1. С. 137−145.
- Вербицкий A.A., Бакшаева H.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / A.A. Вербицкий, H.A. Бакшаева- М., 2000.
- Вершловский С.Г. Научные исследования социально-педагогических проблем гуманизации образования / С.Г. • Вершловский, Е. Б. Попов // Информационный бюллетень. СПб.- Псков, 1995. — № 4.
- Вилькеев Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. — Казань, 1967.
- Вишнякова Н. Ф, Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: дис. канд. пед. наук / Н. Ф. Вишнякова. М., 1996. -242 с.
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, i960: 55 с.
- Выготский Л. С. Психология искусства. -М., 1968. С. 40−41.
- Герд А.Я. Вопросы и нужды учительства. Естествознание как отдельный предмет в курсе начальной школы. Избранные педагогические труды. М., 1953, сб. X, 1911.
- Гребенюк О.С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк // Калининград ун-т. — Калининград, 2000. -572 с.
- Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования /В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования 2000.- N 2, — С. 36−43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
- Гузеев В. В. «Метод проектов» как • частный случай интегративной технологии обучения. / В. В. Гузеев // Директор школы, № 6,1995.
- Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии. М., 1996
- Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. М., 1998
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов — М.: Педагогика, 1986.-с. 239.
- Данильцев Г. JI. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ «учащихся / Г. JI. Данильцев // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. С. 127−134.
- Деркач, A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развития человека. Акмеологические резервы развития-творческого потенциала личности: в 5 кн. / A.A. Деркач.-М.: Изд-во РАГС, 2000. 558 с.
- Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности / И. С. Демин // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. С. 144−150.
- Джемс У. Что такое прагматизм? (Фрагмент из книги -«Прагматизм»)//Вестник МГУ. Сер.7 Философия. -1993. № 3. — С. 22−91.
- Дьюи Дж. Демократия в образование: Перевод с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384с.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. 2-е издание, испр. и перераб. — СПб. — «Питер», 2004. — 509 с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие /В.И. Загвязинский. — М.: Изд. Центр «Академия», 2001. 192 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование Сегодня. № 5.2003.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. Вузов / М. А. Зимняя. 2-е изд. — М.: Логос, 1999. — 383 с.
- Иванов В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы: автореф. дис.. .доктор, пед. наук / В. Г. Иванов Казань, 1997. — 40с.
- Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учебник./ Н. И. Кабушкин Мн.: БГЭУ, 1996 г, 352 с.
- Казанцева Л.А. Исследовательский метод в условиях гуманизации . образования / Л. А. Казанцева. Казань: Изд-во КГУ, 1999 — 135с.
- Кальней В.А., Матвеева Т. М., Мищенко Е. А., Шишов С. Е. Структура и содержание проектной деятельности. Метод проектов в России и за рубежом./ В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004.№ 5 С.21
- Каташов В.Г. Педагогика высшей школы / В. Г. Каташов, Л. И. Соломко, Г. У.. Матушанский, О. В. Захарова, Л. И. Таранина. Казань: Изд-во КГТУ, 2002. — 395с.
- Кибанов АЛ. Основы управления персоналом: Учебник./ А. Я. Кибанов — М.:НФРА-М, 2002.- 201 с.
- Кирсанов A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / A.A. Кирсанов. Казань: КГУ, 1982. — 244 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. —М., 2002.
- Крылова Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование 2000.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы./ Р.Л.. Кричевский, Е.М. Дубовская-М.: МГУ, 1991 •
- Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов./ Л. П. Крысин — 2-ое изд., доп. М.: Рус. Яз., 2000. — 856с.
- Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. / Т. В. Кудрявцев -М.:3нание, 1991.
- Кузьмина Н.В. (Головко-Гарцшна). Акмеологическая теория повышения • качества подготовки специалистов образования. —М., 2001.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности./ Н.В. Кузьмина-Л., 1970−43 с.
- Курбыла Т. И. Конфликты и сотрудничество в американской демократии / Т. И. Курбыла // Вестник МГУ. Серия 3. № 2,1997 С. 24−29.
- Лаптева E.IO. Дидактические условия использования опыта организации самостоятельной работы студентов Великобритании в вузах России: Автореферат дис.. .к-та пед. наук / Е. Ю. Лаптева Казанский государственный университет. — Казань, 2001.-24 с. .
- Леднев • B.C.,' Никандров Н. Д., Рыжаков М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. / B.C. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков — М., 2002. v> v>
- Лейметс Х.И. Групповая работа на уроке / Х. И. Лейметс — М., 1975.
- Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. / А. В. Леонтович // Народное образование, № 10,1999.'
- Леонтович А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ, технологии.-2001.-N5.-С. 146−149. .
- Лернер ИЛ. Вопросы проблемного обучения ¦ на Всесоюзных педагогических чтениях./ И Л. Лернер //Советская педагогика.- 1968.- № 7.75. Лернер И. Я. Проблемное обучение / И .Я. Лернер. — М.: Знание, 1974.
- Липатов B.C. Управление персоналом предприятий и организацией: Учебник / B.C. Липатов.—М.: ТОО «Люкс-арт», 1996 403 с.
- Логинова Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе / Н. А. Логинова // Психологический журнал. 2000, — № 5. — том 21,
- Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. — М.: Наука, 1978. — 128с.
- Лук А. Н. «Эмоции и личность» / А. Н. Лук. — М.: Знание, -1982. -176 с. 80.' Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова //Советская педагогика. 1990. № 8.
- Маркова А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. — М., 1993.
- Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М., 1996.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З.-75 с.
- Матюшкин А.М. проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М.: Педгогика, 1972.-208 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей / М. И. Махмутов. М.:Просвещение, 1977.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов.-М.:Педагогика, 1975.
- Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара.—М.: МИПКРО, 2001.
- Микро- и макроэкономика: Практикум. — СПб.: АО «Литера плюс», «Санкт-Петербург оркестр», 1994.
- Митина JIM. Психология профессионального развития / Л. М. Митина. — М., 1998.
- Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. — М. «Флинта», Московский психолого-социальный институт, 2003.-280 с.
- Натали В.Ф. Естествознание в новой школе. М., 1923.
- Научно-теоретический журнал «Педагогика», № 9,2007 г. С. 73,75.
- Научно-теоретический журнал «Педагогика», № 1,2008 г. С. 48.
- Научно-теоретический журнал «Педагогика», № 2,2008 г. — С. 110−112.
- Научно-теоретический журнал «Педагогика», № 2,2009 г. С. 107−108.
- Немов P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.: В 3 Кн. Кн 1. Общие вопросы психологии. 3-е изд./ P.C. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр В ЛАДОС, 1997
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности./ Т. Новикова //Народное образование, № 7,2000, с 151−157
- Е. С Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/. Полат Е. С. и др. под ред Е. С. Полат. —- М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Оконь В. Основы проблемного обучения./ В. Оконь. -М.:Просвещение, 1968.
- Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения/А. С. Обухов //Народноеобразование,№ 10,1999.
- Палкин Ю.Н. Самостоятельная работа студентов как приоритетная форма учебного процесса / Ю. Н. Палкин // Вопросы общественных наук. Киев: Лыбидь, 19 992.-№ 92.-с. 136.
- Парыгин Б.Д. Психологический «барьер» как фактор общения / Б.Д.. Парыгин // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. JL:1. Наука, 1973.-С. 24−37.
- ПахомоваН. Ю. Учебные проекты: его возможности /Н. Ю. Пахомова //, Учитель, № 4,2000, — С. 52−55.
- ПахомоваН. Ю. Метод проектов. /Н. Ю. Пахомова //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
- ПахомоваН. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. /Н. Ю. Пахомова.— М.: АРКТИ, 2003. — 112 с. (Методическая библиотека)
- ПахомоваН. Ю. Учебные проекты- методология поиска. /Н. Ю. Пахомова // Учитель, № 1,2000, — С. 41−45.
- Перлаки И. Нововведения в организациях/ Управление персоналом 05 -№ 4−63 с.
- Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебник для студентов пед. учебных заведений / В. В. Краевский, А. Ф. Меняев, П. И. Пидкасистый и др. // под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 600 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П. И Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1972.- -184 с.
- Пинкевич А.П. Основы методики естествознания/ А. П. Пинкевич М., 1927.
- Поддьяков А. Н. Дети как исследователи: Психол. аспект. // Magister.-1999.-N1.-С. 85−95.
- Полонский В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики / В. М. Полонский // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1999. — № 8.
- Полонский В.М. Структура результата научно-педагогических исследований / В. М. Полонский // Педагогика. -1998. № 7.
- Попов A.B. (1991) Теория и организация американского менеджмента / A.B. Попов-М., МГУ.
- Проект «Гражданин" — способ 'социализации подростков./ДТародное образование, № 7,2000.
- Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Равен Джон. — М., 2002. (англ. 1984).
- Райков Б.Е. Исследовательский метод в педагогической работе/ Б. Е. Райков Л, 1924.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. 272 с.
- Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя / В. Г. Рындак. — М.: Педагогический вестник, 1997. 244 с.
- Саввичев А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции / А. С. Саввичев //Народное образование, № 10,1999.
- Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении, / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34−45.
- Сайкина E.H. Современные концепции тенденции развития лидерских качеств студентов в вузах США: дис.канд. пед. наук / E.H. Сайкина. Казань, 2004 -140 с.
- Сериков Г. Н. Самообразование, совершенствование подготовки студентов / Г. Н. Сериков. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1992. -227 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
- Тарасов В. К. Персонал — технология: отбор и подготовка /Управление персоналом -2004 № -6 -27 с.
- Федеральная целевая программа развития образования 2006−20Юг. Проект внедрения двухуровневой подготовки в системе инженерного образования в России на примере направления подготовки химические технологии для МИСиС. — Казань. 2008 г., 800с.
- Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия • «Symposium», выпуск 23. СПб, 2002. — 340 с.
- Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский — М., 1972 (англ. 1965).
- Хуторской A.B. Ключевые компетенции. Технология конструирования /A.B. Хуторской //Народное образование. 2003. №- 5. -С.55−61.
- Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И. Д. Чечель // Директор школы, № 3,1998.
- Чечель И. Д. Управление йсследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И. Д. Чечель — М.: Сентябрь, 1998.
- Шацкий С.Т. Американские педагоги у нас в гостях // Пед. Соч. в 4-х томах -Т.З-М., 1964. — с.206−215.
- Шацкий С.Т. Дети — работники будущего // Пед. Соч. в 4-х томах Т.1.- М., ¦ 1963.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т.—М.: Изд-во АПН, 1964.
- Шацкий С.Т. Предисловие // Дьюи Д. Школа и общество. М., 1923.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учеб. пособие. 41. Концептуальные и прикладные основы в социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995.
- Школьные реформы в развитых странах Запада. М.: НИИ ТИИП, 1992. -157 с.
- Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2.— М.: МИПКРО, 2001. -160 с. '
- Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. СЛ. Батышева-М.: РАО- Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. -1320 с.
- Ягодовский К.П. Исследовательский метод в школьном обучении/ К. П. Ягодовский М. — Л., 1929.
- Янжул Е.Н. Американская школа. Очерки методов американской педагогики/ЯнжулЕ.Н. — Пг., 1920.—350с.
- Ярошевский М.Г. Истории психологии/ М.Г. Ярошевский- М.: Мысль, 1985.-575 с.
- Bovard Е. «Group structure and perception» 1954, 46, p. 398−405 Journal of Abnormal and Social Psyhology.
- Brody C.M. «Interdisciplinary Studies in professional Education» NY 1994 Brody C.M. and James Wallace Editors.
- Brody C.M. «Ethical and Sociai issues in professional Education» NY 1994
- Chiristensen R «The discussion teacher in Action: Questioning listening, and Response» in «Education for Judgment: the Artistiy of Discussion leadership» 1993, Harvard Business School.
- Collins B. «Social psychology» 1970. '
- Cooper J.L., Prescott S., Cook L., Smith S., Mueck R., Cuseo J. «Cooperative learning and college instruction: Effective use of student learning teams.» 1990, CA, Long Beach.
- Cooper J.L., Mueck R. «Student involvement in learning: Cooperative learning and college instruction.» 1990,1: 68−76, Journal on Excellence in College Teaching.
- Cohen E. «Designing groupwork: Strategies for the heterogeneous classroom.» 1986, NY, Teachers College Press.
- Cohen E. «Designing groupwork» 1994, NY.
- Dalton D., Hannafinen M., Hooper S. «Effects of individual and cooperative computer-assisted instruction on student performance», 1989, 37 p. 15−24, Educational Technology Research Develomment.
- Denhart RB. «Theories of public organization.» 1984, Monterey, CA: Brooks/Coles.
- Deutsch M. «Cooperation and trust: some theoretical notes» Lincoln, NE, 1962
- Deutsch M. «The resolution of conflict» 1973, Yale University Press.
- Dewey J/ (1986)/ How we think: A restatement of the relation of reflective thinking to the educative process. In J.A. Boydston (Ed.), John Dewey: The later works, 1925−1953 (Vol. 8, pp. 105−352). Carbondale: Southern University Press.
- Encyclopedia of Psychology.(1975) / Ed. by H.J.Eysenck W.J.Arnold and RMeili. (1975) Fontana/Collins.
- Frank M. «A comparison between an individual and group goal structure Contingency» 1984, Univ. Of Minnesota.
- Freire P., and Shan «A pedagogy for liberation» 1987, South Hadley, MA.
- Guetzkow H. «Groups, leadership and men» 1968, Pittsburgh.
- Gabdnick, Faith, et al. «Learning Communities: Creating Connections among Students, Faculty, and Disciplines.» 1990, San Francisco: Jossey-Bass.
- Hill G. «Group versus individual performance» 1982, 91, 517−539, Psyhology Bulletin.
- Hutmacher Walo. Key competencies for Europe/ZReport of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondaiy Education for Europe Strasburg, 1997.
- Isaeva Т.Е. To the nature of Pedagogical Culture: Competence — Based approach to its Stmcture/ZnpenoflaBaranb высшей школы в XXI веке. Тр. Международной научно-практической интерконференции. —Ростов-на-Дону, 2003.
- Johnson D. & Johnson R. «Cooperation and Competition: Theory and research» 1989 MN.
- Johnson D. & Johnson R. «Joining together: Group theoiy and group skills» 1997, Boston
- Johnson D. & Johnson R. «Learning to lead teams! Developing leadership skills» M. N 1997.
- Johnson D. & Johnson R., Holubec E. «Circles of learning: Cooperation in the classroom» MN 1993.
- Johnson D. & Johnson R, Holubec E. «Advanced Cooperative learning» 1992.
- Kohl A. «No contest» Boston 1992.
- Kohl A. «The brighter side of human nature» NY 1990.
- KohenD. «Teaching Practice»: Plus Change in 1989.
- Pelz D., Andrews J. «Scientists in organizations» 1976 University of Michigan.
- Peterson P.L., Walberg H.J. «Research on teaching» 1979, Berkeley, CA.
- Slavin, Robert E. «Cooperative Learning». 1983, NY: Longman.
- Vroom, V.H. and Yetton, P.W.(1973) Leadership and decision making. Pittsburg, Pa.: University of Pittsburgh Press.
- Walton «The Deming management method» 1986 NY.
- Wilson R «Toward excellence in teaching» 1987 San-Francisco.
- Zander A. «The psychology of group processes» МУ 1979.