Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия развития корпоративной культуры студентов в проектно-творческой деятельности для малых учебных групп

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выделены корпоративные компетенции, необходимые для наиболее качественной реализации проектно-творческой деятельности в малых учебных группах (умение самостоятельно выбрать тему — базовую проблему проекта, умение распределять обязанности среди членов группы при выполнении сложного проектно-творческого задания, умение вести коллективные дискуссии в ходе и в результате выполнения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретическое обоснование педагогических условий развития корпоративных компетенций студентов в проектно-творческой деятельности в малых учебных группах
    • 1. 1. Базовые понятия исследования: «творчество», «проектно-творческая деятельность», «педагогические факторы», «педагогические барьеры», «педагогические условия», «развитие», «саморазвитие»
    • 1. 2. Краткий экскурс в историю развития концепций проектно-творческой ¦деятельности студентов
    • 1. 3. Интеграция компетентностного и культурологического подходов в проектно-творческой деятельности студентов
    • 1. 4. Интеграция педагогических условий для развития корпоративной культуры малых учебных групп в проектно-творческой деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития корпоративных компетенций в проектно-творческой деятельности студентов в малых учебных группах
    • 2. 1. Общие вопросы организации педагогического эксперимента
    • 2. 2. Процесс и результаты педагогического эксперимента
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия развития корпоративной культуры студентов в проектно-творческой деятельности для малых учебных групп (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из важнейших задач современного образования, связанной с необходимостью наращивания интеллектуального потенциала общества, является развитие активности, мобильности и творческой деятельности человека.

В современных условиях социально-экономических преобразований все большую значимость приобретает проблема подготовки компетентных кадров.

Проблема педагогических условий развития корпоративных компетенций в проектно-творческой деятельности студентов рассматривается исследователями в целостном педагогическом процессе (Ф.В.Андреев, Д. Б. Богоявленская, Ж. А. Зайцева, И. И. Ильясов, А. А. Кирсанов, А. А. Малахов, Р. А. Петросова, О. Г. Сущенко, А. Энгельбрехт и др.) — в ходе, развития познавательной самостоятельности (Л.Г.Вяткина, Е. И. Еремина, Г. И. Щукина и ДР-).

Субъектная позиция студента формируется в условиях активных форм й методов обучения, которые ориентированы на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям.

Поиск подходов к изучению педагогических ' условий развития корпоративных компетенций в проектно-творческой деятельности • студентов становится актуальной и значимой задачей современной педагогики. Решение этой задачи основано на общей теории деятельностного подхода в образовании и психологии творчества (В.И. Андреев, В. В. Давыдов, Т. В. Кудрявцев, Б Ф. Ломов, А. М. Матюшкин, Е. А. Мйлерян, Я. А. Пономарев и др.).

Теория и практика метода проектов достаточно полно разработана в педагогических и методических трудах Ю. П. Аверичева, Д. Дьюи, У. Х. Килпатрика, Е. Коллингса, Н. ВДотряхова, Л. Э. Левина, М. Б. Павловой, В. С. Петрова, Дж. Питт, П. С. Самородского, И. А. Сасовой, В. Д. Симоненко и др.

Подготовка квалифицированного работника компетентного ответственного, социально и профессионально мобильного, возможно при.

• повышении роли самостоятельной деятельности студентов, стимулирования их творческой активности и инициативы. Вопросы организации самоуправления в образовательных учреждениях освещены в трудах П. П. Блонского, К. Н. Вентцеля, И. П. Иванова, В. А. Караковского, Н. К. Крупской, A.C. Макаренко, A.B. Мудрика, С. Т. Шацкого и др.

Актуальность данного исследования определяется рядом противоречий. В реальной педагогической теории и практике не развиваются исследования по изучению педагогических условий, способствующих повышению эффективности развития корпоративной культуры студентов в проектно-¦ творческой деятельностиво-вторых, несмотря на то, что элементы компетентностного подхода имеются и в теории, и в практике профессионального обучения, этот подход не разработан и не представляет собой целостности и достаточно эффективной системы, особенно в контексте проектно-творческой деятельности студентов.

Выявленные противоречия позволяют сформулировать научную.

• проблему исследования: Каковы педагогические условия, способствующие повышению эффективности развития корпоративной культуры студентов в проектно-творческой деятельности-в малых учебных группах.

Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития корпоративной культуры студентов в проектно-творческой деятельности в малых учебных группах.

Объект исследования: Процесс развития корпоративной культуры студентов в проектно-творческой деятельности в малых учебных группах.

Предмет исследования: Педагогические условия развития корпоративной культуры студентов в проектно-творческой деятельности в ' малых учебных группах.

Гипотеза исследования: Повысить эффективность развития корпоративной культуры студентов в проектно-творческой деятельности в малых учебных группах удастся в том случае если:

— выделить и целенаправленно стимулировать развитие базовых корпоративных компетенций студентов в малых учебных группах;

— стимулировать мотивацию «студентов и стремление совершенствовать и саморазвивать корпоративную культуру ¦ в малых учебных группах;

— развивать и применять специально разработанную систему проектно-творческих заданий для малых 'учебных групп студентов параллельной и последовательной структуры сотрудничества;

— осуществлять критериальную оценку и самооценку базовых корпоративных компетенций студентов в малых учебных группах;

— усиливать в обучении студентов диалоговые и эвристические функции в процессе постановки, выполнения и презентаций проектно-творческих заданий в малых учебных группах.

Задачи исследования:

1. Уточнить и определить базовые понятия исследования: «корпоративная культура», «корпоративные компетенции».

2. Осуществить систематику корпоративных компетенций применительно к организации проектно-творческой деятельности студентов в малых учебных группах.

3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития корпоративной культуры студентов в проектно-творческой деятельности в малых учебных группах.

4. Обосновать и экспериментально проверить показатели и критерии оценки и самооценки развития корпоративной культуры студентов.

Методологической основной исследования являются положения философии, психологии, общей и профессиональной педагогики.

Философское обоснование составляют положения о человеке как высшей ценности, об образовании как системе (Б.М. Бим-Бад, И. И. Загвязинский, Б. С. Гершунский, С. И. Гессен, B.C. Леднев и др.).

Психологические основы исследования представляют идеи личностно-' деятельностного подхода (К.А. — Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, С. Л. Рубинштейн, и др.).

Также основой исследования являются педагогические концепции ' компетентностного подхода (И.А. Зимняя, А. К. Маркова, В. В. Сериков, A.B. Хуторской), личностно-развивающего обучения (Е.В. Бондаревская, A.A. Бодалёв, В.А. Кан-Калик, A.B. Мудрик, В. А. Петровский и др.), исследования процессов саморазвития (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, В. И. Андреев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. Г. Макарова, Л. М. Попов и др.).

Методами исследования явились теоретические, эмпирические и статистические методы.

Теоретические методы: изучение и анализ философской, психологической, педагогической и методологической литературы, документации высшей школы и диссертационных исследований по теме исследования, материалов педагогического опыта и их теоретический анализ.

Эмпирические методы: наблюдение, беседа, экспертный опрос, анкетирование, тестирование, мониторинг, изучение продуктов учебной деятельности студентов, эксперимент.

Методы статистической обработки результатов эксперимента: сравнение, ранжирование, установление • статистических взаимосвязей ' между переменными, корреляционный анализ и др.

Экспериментальная база исследования:

Факультет технологии легкой промышленности и моды, факультет дизайна и программной инженерии Казанскогогосударственного технологического университета.

Исследовательская работа проводилась в период с 2005 по 2009 гг. в 3 этапа: констатирующим (2005;2006 гг.), формирующим (2005;2009 гг.) и контрольным (2008;2009 гг.).

В ходе констатирующего этапа эксперимента, направленного на определение исходных значений исследуемых показателей, было' проведено исследование самооценки сформированности корпоративной культуры проектно-творческой деятельности студентов, а также определены пути повышения развития корпоративной культуры проектно-творческой деятельности студентов на основе анкетирования профессорско-преподавательского состава.

В ходе формирующего этапа эксперимента был апробирован комплекс педагогических условий, способствующий повышению эффективности развития корпоративной культуры студентов в проектно-творческой деятельности.

В ходе контрольного этапа исследования в экспериментальной группе были повторены исследования тех же качеств, что и на констатирующем этапе эксперимента. Контрольный этап — это завершающий этап исследования изучаемой проблемыцелью его является проверка полученных выводов об эффективности развития корпоративной культуры студентов в проектно-творческой деятельности.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнено и определено понятие «корпоративной культуры» студентов в контексте организации их в проектно-творческой деятельности в малых учебных группах;

— установлено, что основой для развития корпоративной культуры являются развитие корпоративных компетенций сотрудничества и. сотворчество студентов в проектно-творческой деятельности в малых учебных группах;

— обоснована значимость следующих педагогических условий развития корпоративной культуры студентов в процессе проектно-творческой деятельности в малых учебных группах: ¦ a. применение и разработка специальных проектно-творческих-заданий параллельной и последовательной структуры (при условий выполнения проектно-творческих заданий в малых студенческих группах из 2−3 человек). b. педагогическое стимулирование мотивации и стремления студентов к самосовершенствованию и саморазвитию культуры общенияc. развитие базовых ' компетенций (знаний и умений) вести конструктивный диалог, особенно в процессе генерирования новых идей, обсуждения процесса и результатов выполнения проектно-творческих заданийразвитие корпоративных компетенций по специальным критериям оценки и самооценки выполнения проектно-творческих заданий в малых-учебных группах с параллельным развитием продуктивного и критического мышления студентов. • •.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что:

— обоснована система педагогических условий развития корпоративных компетенций студентов в проектно-творческой деятельности в малых учебных группах,.

— разработаны критерии оценки развития корпоративной культуры студентов в проектно-творческой-деятельности в малых учебных группах,.

— спроектирована модель развития корпоративной культуры студентов в проектно-творческой деятельности’в малых учебных группах,.

— выделены корпоративные компетенции, необходимые для наиболее качественной реализации проектно-творческой деятельности в малых учебных группах (умение самостоятельно выбрать тему — базовую проблему проекта, умение распределять обязанности среди членов группы при выполнении сложного проектно-творческого задания, умение вести коллективные дискуссии в ходе и в результате выполнения проектно-творческого задания, умение коллективно генерировать новые идеи в ходе выполнения проектно-творческого задания, умение осуществлять взаимное сотрудничество в ходе выполнения проектно-творческого задания, умение осуществлять взаимоконтроль в ходе выполнения проектно-творческого задания, умение обосновывать и отстаивать свою точку зрения, умение дать объективную оценку и взаимооценку результата проектно-творческого задания, умение подготовить и осуществить презентацию выполненного проектно-творческого задания),.

— выявлена целесообразность разработки творческих заданий с последующей структурой (для малых учебных групп (2−3 студента), когда выполнение каждого последующего этапа зависит от результативности предыдущего, и творческих заданий с параллельной структурой, т. е. студенты относительно независимо выполняют все этапы параллельно, но различными способами,.

— выявлена зависимость эффективности выполнения заданий, формирования знаний, умений и творческих способностей студентов от уровня развития корпоративной культуры студентов,.

— выявлены возможности активизации внимания на корпоративную культуру, сотрудничество и сотворчество в процессе самоорганизации студентов, дискуссий, выступлений и • презентаций результатов проектно-творческой деятельности.

Практическая значимость результатов исследования.

Разработаны творческие задачи и задания по определенной логике выполнения (последовательной и параллельной структуры) для малых групп студентов, повышающие эффективность организации проектно-творческой деятельности студентов высшей школы в малых учебных группах.

Разработаны методические указания для студентов по ряду учебных дисциплин в процессе выполнения лабораторно-практических работ.

Апробированы и внедрены показатели и критерии оценки и самооценки корпоративных компетенций студентов применительно к организации проектно-творческой деятельности’студентов на лабораторных и практических занятиях, при подготовке курсовых проектов и дипломных работ.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается разнообразием комплекса теоретическихи эмпирических методов, адекватных целям и. задачам исследования, использованием статистических методов обработки результатов исследования, позитивными результатами экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы исследования, использованием нового, проверенного практикой программного. обеспечения, применением современных методов математической статистики.

Основные положения, выносимые на защиту: .

1. Корпоративная культура студентов в проектно-творческой деятельности в малых учебных группах рассматриваётся и определяется как обобщённая характеристика мотивации и ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, отражающих корпоративные компетенции, а также ориентация на саморазвитие способностей к сотрудничеству студентов в проектно-творческой деятельности в малых учебных группах.

2. Теоретически обоснованно и экспериментально проверено, что базовой основой для развития корпоративной культуры являются корпоративные компетенции и соответствующие им умения:

— умение распределять обязанности, среди членов группы при выполнении сложного проектно-творческого задания;

— умение вести коллективную дискуссию в ходе и в результате выполнения проектно-творческого задания;

— умение коллективно генерировать новые идеи, применять эвристические методы в процессе проектно-творческой деятельности в малых учебных группах;

— умение осуществлять взаимопомощь, сотрудничество в процессе выполнения проектно-творческого задания;

— Умение осуществлять взаимоконтроль в процессе проектно-творческой деятельности в малых учебных груцпах;

— умение обосновывать и отстаивать свою точку зрения в процессе обслуживания промежуточных и итоговых результатов проектно-творческой деятельности в малых учебных группах;

— умение дать объективную самооценку и взаимооценку результатов проектно-творческой деятельности в малых учебных группах;

— умение подготовить и осуществить коллективную презентацию проектно-творческой деятельности в малых учебных группах.

3. Педагогическими условиями развития корпоративной культуры студентов являются интеграцией факторов личностно-деятельностного подхода (активизирующая межличностное общение студентов в малых учебных группах в процессе проектно-творческой деятельности) и факторов субъективного характера, направленных на саморазвитие корпоративной культуры студентов в проектно-творческой деятельности в малых учебных группах.

4. Так же наиболее значимыми педагогическими условиями для развития корпоративной культуры студентов являются: a. интеграция компетентностного и культурологического подходаb. специально структурированное содержание проектно-творческих заданий для студентовc. одновременное усиление — диалогических ' (дискуссионных) и эвристических функцийсочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля студентов в процессе проектно-творческой деятельности в малых учебных группах. .

5. Спроектирована и обоснована модель развития корпоративной культуры студентов в проектно-творческой деятельности в малых учебных группах включающая в себя цели, принципы, содержание, формы, — методы, педагогические условия и результаты (см. рис. 1).

Рис. 1. Модель развития корпоративной культуры студентов в проектно-творческой деятельности.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись на всероссийских, международных научно-практических конференциях. Результаты исследования опубликованы в 12 работах, из них 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ, 8 на научных конференциях, изданы методические указания к выполнению лабораторных работ для организации и выполнения проектно-творческих заданий студентами в техническом вузе.

Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (183 наименований), приложений, 11 таблиц, 17 рисунков. Объём работы 167 страниц.

Результаты исследования дают основание сделать вывод, что исследуемая тема — актуальна, выдвинутая гийотеза подтверждена, поставленные задачи решены. Цель исследования достигнута.

Заключение

.

Обоснованно и уточнено определение, что «корпоративная культура студента — это обобщённая характеристика, мотивации, ценностно-смысловые ориентации, знания, умения (корпоративные компетенции), а также способности к их саморазвитию и самореализации в условиях реализации групповых задач, в том числе при выполнении групповых проектно-творческих заданий».

На основе понятия «творчество» дана характеристика проектно-творческой деятельности студентов, в условиях которой осуществлялось исследование.

Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений инновационных методов и технологий на основе проектно-творческой и исследовательской деятельности обучающихся. Педагоги высшей школы должны осознать значимость проектно-творческой и исследовательской деятельности студентов как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одно из направлений модернизации современного российского образования, развития концепции высшей школы.

В ходе исследования выделены следующие «корпоративные» компетенции, необходимые, для наиболее качественной реализации проектно-творческой деятельности:

— Умение самостоятельно выбрать тему — базовую проблему проекта.

— Умение распределять обязанности среди членов группы при выполнении сложного проектно-творческого задания.

— Умение вести коллективные дискуссии в ходе и в результате выполнения проектно-творческого задания.

— Умение коллективно генерировать новые идеи в ходе выполнения проектно-творческого задания.

— -Умение осуществлять взаимное сотрудничество в ходе выполнения проектно-творческого задания.

— Умение осуществлять взаимоконтроль в ходе выполнения, проектно-творческого задания.

— Умение обосновывать и отстаивать свою точку зрения.

— Умение дать объективную оценку и взаимооценку результата проектно- ¦ творческого задания.

— Умение подготовить и осуществить презентацию выполненного проектно-творческого задания.

При этом важнейшими педагогическими условиями являются:

— интеграция компетентностного и культурологического подходов;

— специально структурированное содержание проектно-творческих заданий для студентов;

— одновременное усвоение диалогических (дискуссионных) и эвристических функций;

— сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля студентов в процессе проектно-творческой деятельности.

Такая современная организация внеаудиторной проектно-творческой деятельности студентов в высшей школе," как работа в малых студенческих группах, является важным и эффективным средством повышения качества образования и свидетельствует о стремлении вузов соответствовать требованиям времени, но при этом важно иметь в виду особенности целей и условий работы преподавателя. В то .же самое время эффективность выполнения проектно-творческого задания малой учебной группой студентов заключается в осуществлении процесса стимулирования самообразования, самопознания, самоопределения, самоуправления и самосовершенствования, самореализации, саморазвития корпоративной компетенции. Все эти процессы самости связаны с самосознанием.

В ходе формирующего этапа эксперимента был апробирован комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности развития корпоративной' культуры студентов в проектно-творческой деятельности.

Согласно выдвинутой в исследовании гипотезы и поставленным задачам, были использованы следующие методики:

— авторская анкета для студентов «Самооценка корпоративной культуры проектно-творческой деятельности студентов»;

— авторская анкета для преподавателей «О повышении эффективности развития корпоративной культуры проектно-творческой деятельности студентов».

В обобщенной индивидуальной модели корпоративной культуры студентов, на протяжении всех курсов обучения обнаружены высоко значимые корреляции тесной связи между корпоративными компетенциями и профессиональными, личностными, эмоциональными качествами студентов и их коммуникативными способностями и интересом к индивидуальной и корпоративной проектно-творческой деятельности.

Выявлены системообразующие качества «умение вести коллективную дискуссию в ходе и в результате выполнения проектно-творческого задания» и «умение находить общий язык с коллегами на работе», составляющие основу индивидуальных моделей корпоративной культуры студентов на всех курсах обучения.

На основе качественного анализа представленных определений понятия «проектно-творческая деятельность студентов» выявлено, что понимание преподавателями сущности данной категории несколько разнится.'.

В ходе эксперимента изучены предложения преподавателей по совершенствованию качества и эффективности групповой (коллективной) проектно-творческой деятельности отдельно для студентов 3−4 курсов и для студентов — дипломников. Были отобраны наиболее значимые: организация проектно-творческой деятельности в форме деловой игры, выполнение групповых творческих проектов малыми группами. Среди важных факторов, которые способствуют повышению эффективности групповой (коллективной) проектно-творческой деятельности студентов, преподаватели определили факторы в следующей последовательности: мотивация студентов к.

• 145 коллективной работе-, умение генерировать новые идеи и осуществлять творческий подход к решению проектных задачгрупповые творческие заданиямастер-классы специалистов и участие в профессиональных конкурсахумение распределять обязанности в коллективе и время на работуумение пользоваться теоретическими знаниями на практике-. ключевые компетенции студентовумение взаимодействовать в процессе работы и осуществлять взаимопомощьмотивация и профессиональная компетентность преподавателей.

Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, достоверно • подтверждают, что внедрение в учебный процесс педагогических условий по развитию корпоративной культуры студентов способствовали качественному и количественному изменению показателей корпоративных компетенций, профессиональных и личностных качеств, стремления студентов самосовершенствовать и саморазвивать корпоративную культуру.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Г. Л. Формирование ¦ маркетинговых технологий управления организациями в конкурентной среде: дис. канд. экон. наук / Г. Л. Азаев. М., 1997. -213 с.
  3. О.В. Ключевые компетенции как цель и резерв- современного образования / О. В. Акулова. СПб.: -Изд-во РГПУ им. Герцена, 2002. — Вып. 3. — С. 35−37.
  4. В.И. Конкурентология: учеб. курс для творческого саморазвития • конкурентоспособности / В. И. Андреев. Казань: Центр инновац. технологий, 2004. -468 с.
  5. В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев.—Казань: Центр инновационных технологий, 2003.
  6. В.И. Педагогика высшей школы: инновационно-прогностический курс / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — 5.00 с.
  7. В.И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во КГУ, 1996. 577 с.
  8. В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. • Казань: Изд-во КГУ, 1994. -246 с.
  9. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: метод, пособие. -М.: Высшая школа, 1981.
  10. Ю.К. Методы обучения- в современной общеобразовательной школе. М.:Просвещение, 1985.
  11. Ю.К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. М: Просвещение, 1983. -520 с.
  12. У.С. Воспитай своего лидера: как находить, развивать и удерживать в организации талантливых руководителей / У .С. Бахэйм. Вильнюс, 2002. — 251 с.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. — С. 336.
  14. Н.Ф. О повышении эффективности методики урока/ Н. Ф. Белокур // Пути повышения эффективности обучения в школе. — Челябинск, 1980. С. 40.
  15. JI.A. Социокультурные основания педагогической деятельности: автореф. дис. д-ра филос. наук. Екатеринбург,-1994. —38. с.
  16. В.П. Программированное обучение (дидактические основы)/ В. П. Беспалько М., 1970. — 270 с.
  17. Г. Э. Социальная компетенция личности /Г.Э. Белицкая //Сознание личности в кризисном обществе.—М., 1995.
  18. Л.И. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук. — М., 1994.
  19. Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. — М., 1986.
  20. Л.Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения/ Л. Н. Боголюбов //Преподавание истории и обществознания в школе. № 9.2002.
  21. Е.В. Ценностные основания личносгно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4. — С.29−36.
  22. Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001.
  23. Т.К. Коллективные формы обучения на уроке (1917 -1931)/ Т.К.. Бунеева //- М.:Некоторые вопросы теории и истории педагогики, 1974.
  24. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства: концепция, опыт / К. Я. Вазина Челябинск, 1997. -240 с.
  25. Л.А. Дидактическая система Джона Дьюи: становление и реализация в педагогической практике: Монография. Казань: Изд-во ТТТТТУ.
  26. A.A., Попов Ю., Подлеснов В., Андросюк К. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт / A.A. Вербицкий, Ю. Попов, В. Подлеснов, Е. Андросюк //Высшее образование в России. -1995, № 1. С. 137−145.
  27. A.A., Бакшаева H.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / A.A. Вербицкий, H.A. Бакшаева- М., 2000.
  28. С.Г. Научные исследования социально-педагогических проблем гуманизации образования / С.Г. • Вершловский, Е. Б. Попов // Информационный бюллетень. СПб.- Псков, 1995. — № 4.
  29. Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основам наук в школе. — Казань, 1967.
  30. Вишнякова Н. Ф, Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии: дис. канд. пед. наук / Н. Ф. Вишнякова. М., 1996. -242 с.
  31. JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, i960: 55 с.
  32. Л. С. Психология искусства. -М., 1968. С. 40−41.
  33. А.Я. Вопросы и нужды учительства. Естествознание как отдельный предмет в курсе начальной школы. Избранные педагогические труды. М., 1953, сб. X, 1911.
  34. О.С. Основы педагогики индивидуальности: учеб. пособие / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк // Калининград ун-т. — Калининград, 2000. -572 с.
  35. Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования /В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования 2000.- N 2, — С. 36−43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  36. В. В. «Метод проектов» как • частный случай интегративной технологии обучения. / В. В. Гузеев // Директор школы, № 6,1995.
  37. В. В. Образовательная технология: от приёма до философии. М., 1996
  38. В. В. Развитие образовательной технологии. М., 1998
  39. В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов — М.: Педагогика, 1986.-с. 239.
  40. Г. JI. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ «учащихся / Г. JI. Данильцев // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. С. 127−134.
  41. , A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развития человека. Акмеологические резервы развития-творческого потенциала личности: в 5 кн. / A.A. Деркач.-М.: Изд-во РАГС, 2000. 558 с.
  42. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности / И. С. Демин // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. С. 144−150.
  43. У. Что такое прагматизм? (Фрагмент из книги -«Прагматизм»)//Вестник МГУ. Сер.7 Философия. -1993. № 3. — С. 22−91.
  44. Дж. Демократия в образование: Перевод с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384с.
  45. О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. 2-е издание, испр. и перераб. — СПб. — «Питер», 2004. — 509 с.
  46. В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие /В.И. Загвязинский. — М.: Изд. Центр «Академия», 2001. 192 с.
  47. И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование Сегодня. № 5.2003.
  48. И.А. Педагогическая психология: учебник для студ. Вузов / М. А. Зимняя. 2-е изд. — М.: Логос, 1999. — 383 с.
  49. В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы: автореф. дис.. .доктор, пед. наук / В. Г. Иванов Казань, 1997. — 40с.
  50. Н. И. Основы менеджмента: Учебник./ Н. И. Кабушкин Мн.: БГЭУ, 1996 г, 352 с.
  51. Л.А. Исследовательский метод в условиях гуманизации . образования / Л. А. Казанцева. Казань: Изд-во КГУ, 1999 — 135с.
  52. В.А., Матвеева Т. М., Мищенко Е. А., Шишов С. Е. Структура и содержание проектной деятельности. Метод проектов в России и за рубежом./ В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004.№ 5 С.21
  53. В.Г. Педагогика высшей школы / В. Г. Каташов, Л. И. Соломко, Г. У.. Матушанский, О. В. Захарова, Л. И. Таранина. Казань: Изд-во КГТУ, 2002. — 395с.
  54. АЛ. Основы управления персоналом: Учебник./ А. Я. Кибанов — М.:НФРА-М, 2002.- 201 с.
  55. A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / A.A. Кирсанов. Казань: КГУ, 1982. — 244 с.
  56. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. —М., 2002.
  57. Н.Б. Культурология образования. М.: Народное образование 2000.
  58. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы./ Р.Л.. Кричевский, Е.М. Дубовская-М.: МГУ, 1991 •
  59. Л.П. Толковый словарь иноязычных слов./ Л. П. Крысин — 2-ое изд., доп. М.: Рус. Яз., 2000. — 856с.
  60. Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. / Т. В. Кудрявцев -М.:3нание, 1991.
  61. Н.В. (Головко-Гарцшна). Акмеологическая теория повышения • качества подготовки специалистов образования. —М., 2001.
  62. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности./ Н.В. Кузьмина-Л., 1970−43 с.
  63. Т. И. Конфликты и сотрудничество в американской демократии / Т. И. Курбыла // Вестник МГУ. Серия 3. № 2,1997 С. 24−29.
  64. E.IO. Дидактические условия использования опыта организации самостоятельной работы студентов Великобритании в вузах России: Автореферат дис.. .к-та пед. наук / Е. Ю. Лаптева Казанский государственный университет. — Казань, 2001.-24 с. .
  65. Леднев • B.C.,' Никандров Н. Д., Рыжаков М. В. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика. / B.C. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков — М., 2002. v> v>
  66. Х.И. Групповая работа на уроке / Х. И. Лейметс — М., 1975.
  67. А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. / А. В. Леонтович // Народное образование, № 10,1999.'
  68. А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ, технологии.-2001.-N5.-С. 146−149. .
  69. ИЛ. Вопросы проблемного обучения ¦ на Всесоюзных педагогических чтениях./ И Л. Лернер //Советская педагогика.- 1968.- № 7.75. Лернер И. Я. Проблемное обучение / И .Я. Лернер. — М.: Знание, 1974.
  70. B.C. Управление персоналом предприятий и организацией: Учебник / B.C. Липатов.—М.: ТОО «Люкс-арт», 1996 403 с.
  71. Н. А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе / Н. А. Логинова // Психологический журнал. 2000, — № 5. — том 21,
  72. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. — М.: Наука, 1978. — 128с.
  73. Лук А. Н. «Эмоции и личность» / А. Н. Лук. — М.: Знание, -1982. -176 с. 80.' Маркова А. К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя / А. К. Маркова //Советская педагогика. 1990. № 8.
  74. А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. — М., 1993.
  75. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М., 1996.
  76. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983.
  77. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З.-75 с.
  78. А.М. проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. М.: Педгогика, 1972.-208 с.
  79. М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей / М. И. Махмутов. М.:Просвещение, 1977.
  80. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М. И. Махмутов.-М.:Педагогика, 1975.
  81. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара.—М.: МИПКРО, 2001.
  82. Микро- и макроэкономика: Практикум. — СПб.: АО «Литера плюс», «Санкт-Петербург оркестр», 1994.
  83. Митина JIM. Психология профессионального развития / Л. М. Митина. — М., 1998.
  84. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. — М. «Флинта», Московский психолого-социальный институт, 2003.-280 с.
  85. В.Ф. Естествознание в новой школе. М., 1923.
  86. Научно-теоретический журнал «Педагогика», № 9,2007 г. С. 73,75.
  87. Научно-теоретический журнал «Педагогика», № 1,2008 г. С. 48.
  88. Научно-теоретический журнал «Педагогика», № 2,2008 г. — С. 110−112.
  89. Научно-теоретический журнал «Педагогика», № 2,2009 г. С. 107−108.
  90. P.C. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.: В 3 Кн. Кн 1. Общие вопросы психологии. 3-е изд./ P.C. Немов. — М.: Гуманит. изд. центр В ЛАДОС, 1997
  91. Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности./ Т. Новикова //Народное образование, № 7,2000, с 151−157
  92. Е. С Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. Пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/. Полат Е. С. и др. под ред Е. С. Полат. —- М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  93. В. Основы проблемного обучения./ В. Оконь. -М.:Просвещение, 1968.
  94. А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения/А. С. Обухов //Народноеобразование,№ 10,1999.
  95. Ю.Н. Самостоятельная работа студентов как приоритетная форма учебного процесса / Ю. Н. Палкин // Вопросы общественных наук. Киев: Лыбидь, 19 992.-№ 92.-с. 136.
  96. .Д. Психологический «барьер» как фактор общения / Б.Д.. Парыгин // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований. JL:1. Наука, 1973.-С. 24−37.
  97. ПахомоваН. Ю. Учебные проекты: его возможности /Н. Ю. Пахомова //, Учитель, № 4,2000, — С. 52−55.
  98. ПахомоваН. Ю. Метод проектов. /Н. Ю. Пахомова //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
  99. ПахомоваН. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. /Н. Ю. Пахомова.— М.: АРКТИ, 2003. — 112 с. (Методическая библиотека)
  100. ПахомоваН. Ю. Учебные проекты- методология поиска. /Н. Ю. Пахомова // Учитель, № 1,2000, — С. 41−45.
  101. И. Нововведения в организациях/ Управление персоналом 05 -№ 4−63 с.
  102. П.И. Педагогика: Учебник для студентов пед. учебных заведений / В. В. Краевский, А. Ф. Меняев, П. И. Пидкасистый и др. // под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 600 с.
  103. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся / П. И Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1972.- -184 с.
  104. А.П. Основы методики естествознания/ А. П. Пинкевич М., 1927.
  105. А. Н. Дети как исследователи: Психол. аспект. // Magister.-1999.-N1.-С. 85−95.
  106. В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики / В. М. Полонский // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1999. — № 8.
  107. В.М. Структура результата научно-педагогических исследований / В. М. Полонский // Педагогика. -1998. № 7.
  108. A.B. (1991) Теория и организация американского менеджмента / A.B. Попов-М., МГУ.
  109. Проект «Гражданин" — способ 'социализации подростков./ДТародное образование, № 7,2000.
  110. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Равен Джон. — М., 2002. (англ. 1984).
  111. .Е. Исследовательский метод в педагогической работе/ Б. Е. Райков Л, 1924.
  112. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. 272 с.
  113. В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя / В. Г. Рындак. — М.: Педагогический вестник, 1997. 244 с.
  114. А. С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции / А. С. Саввичев //Народное образование, № 10,1999.
  115. А. И. Детские исследования в домашнем обучении, / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34−45.
  116. E.H. Современные концепции тенденции развития лидерских качеств студентов в вузах США: дис.канд. пед. наук / E.H. Сайкина. Казань, 2004 -140 с.
  117. Г. Н. Самообразование, совершенствование подготовки студентов / Г. Н. Сериков. Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1992. -227 с.
  118. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
  119. В. К. Персонал — технология: отбор и подготовка /Управление персоналом -2004 № -6 -27 с.
  120. Федеральная целевая программа развития образования 2006−20Юг. Проект внедрения двухуровневой подготовки в системе инженерного образования в России на примере направления подготовки химические технологии для МИСиС. — Казань. 2008 г., 800с.
  121. Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия • «Symposium», выпуск 23. СПб, 2002. — 340 с.
  122. Н. Аспекты теории синтаксиса / Н. Хомский — М., 1972 (англ. 1965).
  123. A.B. Ключевые компетенции. Технология конструирования /A.B. Хуторской //Народное образование. 2003. №- 5. -С.55−61.
  124. И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И. Д. Чечель // Директор школы, № 3,1998.
  125. И. Д. Управление йсследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И. Д. Чечель — М.: Сентябрь, 1998.
  126. С.Т. Американские педагоги у нас в гостях // Пед. Соч. в 4-х томах -Т.З-М., 1964. — с.206−215.
  127. С.Т. Дети — работники будущего // Пед. Соч. в 4-х томах Т.1.- М., ¦ 1963.
  128. С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т.—М.: Изд-во АПН, 1964.
  129. С.Т. Предисловие // Дьюи Д. Школа и общество. М., 1923.
  130. Н.И. Социальная психология в образовании. Учеб. пособие. 41. Концептуальные и прикладные основы в социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995.
  131. Школьные реформы в развитых странах Запада. М.: НИИ ТИИП, 1992. -157 с.
  132. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2.— М.: МИПКРО, 2001. -160 с. '
  133. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. СЛ. Батышева-М.: РАО- Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. -1320 с.
  134. К.П. Исследовательский метод в школьном обучении/ К. П. Ягодовский М. — Л., 1929.
  135. Е.Н. Американская школа. Очерки методов американской педагогики/ЯнжулЕ.Н. — Пг., 1920.—350с.
  136. М.Г. Истории психологии/ М.Г. Ярошевский- М.: Мысль, 1985.-575 с.
  137. Е. «Group structure and perception» 1954, 46, p. 398−405 Journal of Abnormal and Social Psyhology.
  138. C.M. «Interdisciplinary Studies in professional Education» NY 1994 Brody C.M. and James Wallace Editors.
  139. Brody C.M. «Ethical and Sociai issues in professional Education» NY 1994
  140. Chiristensen R «The discussion teacher in Action: Questioning listening, and Response» in «Education for Judgment: the Artistiy of Discussion leadership» 1993, Harvard Business School.
  141. B. «Social psychology» 1970. '
  142. J.L., Prescott S., Cook L., Smith S., Mueck R., Cuseo J. «Cooperative learning and college instruction: Effective use of student learning teams.» 1990, CA, Long Beach.
  143. J.L., Mueck R. «Student involvement in learning: Cooperative learning and college instruction.» 1990,1: 68−76, Journal on Excellence in College Teaching.
  144. E. «Designing groupwork: Strategies for the heterogeneous classroom.» 1986, NY, Teachers College Press.
  145. E. «Designing groupwork» 1994, NY.
  146. D., Hannafinen M., Hooper S. «Effects of individual and cooperative computer-assisted instruction on student performance», 1989, 37 p. 15−24, Educational Technology Research Develomment.
  147. RB. «Theories of public organization.» 1984, Monterey, CA: Brooks/Coles.
  148. M. «Cooperation and trust: some theoretical notes» Lincoln, NE, 1962
  149. M. «The resolution of conflict» 1973, Yale University Press.
  150. Dewey J/ (1986)/ How we think: A restatement of the relation of reflective thinking to the educative process. In J.A. Boydston (Ed.), John Dewey: The later works, 1925−1953 (Vol. 8, pp. 105−352). Carbondale: Southern University Press.
  151. Encyclopedia of Psychology.(1975) / Ed. by H.J.Eysenck W.J.Arnold and RMeili. (1975) Fontana/Collins.
  152. M. «A comparison between an individual and group goal structure Contingency» 1984, Univ. Of Minnesota.
  153. Freire P., and Shan «A pedagogy for liberation» 1987, South Hadley, MA.
  154. H. «Groups, leadership and men» 1968, Pittsburgh.
  155. Gabdnick, Faith, et al. «Learning Communities: Creating Connections among Students, Faculty, and Disciplines.» 1990, San Francisco: Jossey-Bass.
  156. G. «Group versus individual performance» 1982, 91, 517−539, Psyhology Bulletin.
  157. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe/ZReport of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondaiy Education for Europe Strasburg, 1997.
  158. Isaeva Т.Е. To the nature of Pedagogical Culture: Competence — Based approach to its Stmcture/ZnpenoflaBaranb высшей школы в XXI веке. Тр. Международной научно-практической интерконференции. —Ростов-на-Дону, 2003.
  159. D. & Johnson R. «Cooperation and Competition: Theory and research» 1989 MN.
  160. D. & Johnson R. «Joining together: Group theoiy and group skills» 1997, Boston
  161. D. & Johnson R. «Learning to lead teams! Developing leadership skills» M. N 1997.
  162. D. & Johnson R., Holubec E. «Circles of learning: Cooperation in the classroom» MN 1993.
  163. D. & Johnson R, Holubec E. «Advanced Cooperative learning» 1992.
  164. A. «No contest» Boston 1992.
  165. A. «The brighter side of human nature» NY 1990.
  166. KohenD. «Teaching Practice»: Plus Change in 1989.
  167. D., Andrews J. «Scientists in organizations» 1976 University of Michigan.
  168. P.L., Walberg H.J. «Research on teaching» 1979, Berkeley, CA.
  169. Slavin, Robert E. «Cooperative Learning». 1983, NY: Longman.
  170. Vroom, V.H. and Yetton, P.W.(1973) Leadership and decision making. Pittsburg, Pa.: University of Pittsburgh Press.
  171. Walton «The Deming management method» 1986 NY.
  172. Wilson R «Toward excellence in teaching» 1987 San-Francisco.
  173. A. «The psychology of group processes» МУ 1979.
Заполнить форму текущей работой