Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Планирование воспалительной работы в общеобразовательной школе на основе педагогической диагностики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором этапе (1996; 1999гг) — констатирующем — изучалось состояние информационно-аналитического сопровождения воспитательного процесса в школах, велось целенаправленное систематическое наблюдение за деятельностью классных руководителей, применяющих элементы педагогической диагностики в процессе подготовки к планированию воспитательной работы с учащимися. Была разработана модель системного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
    • 1. 1. Сущность и принципы планирования воспитательной работы в общеобразовательной школе
    • 1. 2. Общие теоретические основы функционирования педагогической диагностики в системе планирования воспитательной работы школы
  • ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ НА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ
    • 2. 1. Методика организации диагностической, службы в общеобразовательной школе
    • 2. 2. Методика планирования воспитательной работы на основе результатов педагогической диагностики
    • 2. 3. Результаты экспериментальной проверки методики планирования воспитательной работы на основе педагогической диагностики

Планирование воспалительной работы в общеобразовательной школе на основе педагогической диагностики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. За последние десятилетия в общественном сознании и в науке происходили резкие, доходящие до крайностей изменения во взглядах на проблему планирования. Если еще в начале 80-х годов планирование и плановая деятельность рассматривались как панацея от всех бед и преподносились как основное преимущество хозяйственной и культурно-образовательной деятельности нашего общества, то уже в начале 90-х возобладало противоположное мнение о том, что рыночные отношения сами отрегулируют и экономические, и социальные отношения в обществе. Планированию начали приписывать в основном негативную функцию и оно рассматривалась как явление, тормозящее естественное развитие.' Проблема усугубилась тем обстоятельством, что функцию воспитания, присущую советской школе, начали рассматривать как несвойственную для школы нового времени. В порыве демократизации из школы вывели и ученические общественные организации, через которые осуществлялись многие воспитательные идеи. Уже к концу прошлого столетия общество в целом и школа, в частности, на себе испытали «плоды» стихийности и постепенно пришло осознание необходимости оптимального сочетания плановости и процессов саморегулирования. Весь драматический процесс протекал на фоне кардинальных изменений в ценностных ориентациях людей и ухудшения финансового положения общества.

Такое метание общественного сознания не могло не сказаться на качестве научных изысканий последних лет. Тем не менее, консерватизм основной части ученых сыграл положительную роль и в целом позволил выйти на весьма перспективные направления педагогического поиска. Появились работы Л.В. Бай-бородовой (1998), Л. А. Байковой (1993), Л. Д. Гуткиной (1996), В.А. Караков-ского (1997), В. Г. Максимова (1993), Л. И. Мельниковой (1999), Л. И. Новиковой (1996), Н. Л. Селивановой (1997), Н. Е. Щурковой (1997), в которых воспитательные функции школы рассматриваются в аспекте изменившихся условий и взглядов. В них главной ценностью школы объявляется люди (ученики и педагоги), они — цель, а не средство, они — мера всех вещей. Наметился отказ от педагогики всеобщей опеки, переход к педагогике организации активной, разнообразной творческой деятельности учащихся. При этом меняется и роль воспитателя. Он не над и не впереди, а вместе с детьми. Он композитор и дирижер ребячьей самостоятельности, вдохновляющий своих воспитанников на сочинение собственной музыки, управляющий оркестром так, что взмахов палочки ребята не замечают. Процесс воспитания все больше приобретает черты управления процессом развития личности ученика и учителя. Управление осуществляется не людьми непосредственно, а их деятельностью.

В педагогической науке все увереннее демонстрирует свои преимущества системное понимание воспитательных процессов. В трудах В. М. Беспалько (1995), Г. Г. Габдулина (1996), В. П. Ковалева (2000), Ю. А. Конаржевского (2000), М. М. Поташника (1996), Ю. П. Сокольникова (1993), Л. И. Фишман (1997), Т. И Шамовой (1999) исследуются проблемы управления воспитательными системами, закономерности их становления и развития.

Новый импульс получили исследования, направленные на выявление места и роли планирования в общей структуре управления воспитательными системами. В работах Н. И. Болдырева (1997), Г. И. Горской (1998), Д. М. Гришина (1994), В. Н. Воронова (1999), Т. В. Ильиной (1995), А. И. Кочетова (1996), В. Г. Максимова (2000), Ю. П. Сокольникова (2000), и др. раскрываются принципы, функции, формы и методы планирования в личностно-ориентированной парадигме.

Обращает на себя внимание результаты поиска ученых в разработке новых форм и методов выявления эффективности воспитательного процесса, установления причин, отрицательно влияющих на развитие личности, проблемы получения объективной информации о состоянии субъектов педагогической деятельности. Разрешению проблемам педагогической диагностики направлены исследования Л. И. Катаева (1993), Т. К. Крикуновой (1999), В. Г. Максимова (2002), И. П. Подласого (2000), Н. Ф. Талызиной (1998) и др.

Рассматриваемая проблема становится крайне актуальной в свете реализации программы модернизации отечественной системы образования и реализации закона «Об образовании». Для перехода в новое качественное состояние школы нуждаются в исследованиях проблем управления образованием на научной основе. Однако, вопросы планирования воспитательной деятельности в общеобразовательной школе как в теории, тем более на практике, далеки еще от решения. Зачастую, процесс планирования рассматривается в отрыве от других этапов управления, тем более от такого важного звена, каким является получение объективной информации о состоянии системы в процессе диагностики. В работах по проблемам диагностики внимание ученых в большей степени акцентируется на отдельных элементах или этапах сложного и многогранного процесса воспитания личности.

Вместе с тем, в публикациях недостаточно представлена проблема диагностики воспитания как целостной системы, как совокупности ее разноуровневых подсистем и взаимосвязи результатов диагностики с процессом планирования. В этой связи требует своего разрешения проблема планирования воспитательной деятельности школы и ее структурных подразделений на основе диагностической процедуры.

Таким образом, налицо противоречие между стремлением осуществить системный процесс планирования воспитательной деятельности в общеобразовательной школе на основе объективной информации о состоянии всей системы в целом и каждой подсистемы в отдельности и не разработанностью в педагогической науке данной проблемы с учетом изменившихся подходов к воспитанию личности.

Указанное обстоятельство определило следующую проблему исследования: какова методика планирования воспитательной работы в общеобразовательной школе на основе педагогической диагностики?

Целью исследования является решение указанной проблемы.

Объект исследования — воспитательная деятельность коллектива школы.

Предмет исследования — процесс планирования воспитательной работы в общеобразовательной школе на основе педагогической диагностики.

На основе анализа школьной практики, обобщения собственного многолетнего педагогического опыта, изучения научных публикаций по проблеме управления социальными системами была выдвинута гипотеза. Планирование воспитательной работы в общеобразовательной школе на основе педагогической диагностики будет эффективным если:

• на этапах диагностики, планирования и реализации намеченных задач будет обеспечена личная заинтересованность и свобода для творчества участников воспитательного процесса (учащихся и педагогов);

• в школе создан механизм управления процессами получения, обработки и передачи диагностической информации, сформирована диагностическая культура педагогов и обеспечено участие учащихся в диагностической процедуре;

• созданы условия, мотивирующие учащихся и учителей на рефлексию результатов собственной деятельности, завершающуюся формированием индивидуальных планов на основе диагностических данных;

• процесс планирования воспитательной работы подсистем школы обеспечивается встречными потоками диагностической информации (вертикальными и горизонтальными);

• план воспитательной деятельности каждой подсистемы будет интегрировать в себе планы высших и низших иерархических систем школы.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой в диссертации поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить сущностные характеристики и принципы процесса планирования воспитательной работы в современной общеобразовательной школе.

2. Выявить теоретические основы функционирования педагогической диагностики в системе планирования воспитательной работы школы.

3. Разработать и экспериментально обеспечить систему планирования воспитательной работы в школе на основе педагогической диагностики.

Общей методологической основой исследования явились философская теория системного подхода к изучаемым явлениямтеория самоорганизации систем и саморазвития личности на основе всеобщих законов развития и активности человекатеория управления сложноорганизованными системамиидеи о творческом развитии личности, социальной детерминизации ее развития, роли активной деятельности в ее личностном самоопределении и формировании;

Частнометодологическую базу исследования составили концепции научной педагогики и психологии: о педагогических системах (В.П. Беспалько, В. А. Караковский, В. П. Ковалев, Б. Л. Ломов, В. Г. Максимов, В. А. Сластенин, Ю. П. Сокольников и др.) — о развивающем обучении (Л.С. Выгодский, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин и др.) — о ненасильственной педагогике (Ш.А. Амо-нашвили, Д. С. Лихачев, А. К. Маркова и др.) — о методах и приемах педагогических воздействий (Б.Т. Лихачев, A.C. Макаренко и др.) — о гуманизации и этно-педагогизации воспитания (Г.Н. Волков, И. Я. Яковлев и др.) — сущности педагогической диагностики (Н.К. Голубев, Б. П. Битинас, В. Г. Максимов и др.) — педагогическая практика, эксперименты учителей-новаторов, собственная педагогическая деятельность диссертанта (23 года) и факты проведенного эксперимента.

Методы исследования. Выбор комплекса психолого-педагогических методов определился целями и задачами исследования:

1. Общенаучные методы: абстракция и конкретизацияанализ и синтезсравнение и противопоставлениеиндукция и дедукция.

2. Анализ психолого-педагогических, социально-педагогических, методических трудов по теме исследованияанализ понятийно-терминологической системы, входящей в проблему исследования, построение гипотез, мысленный эксперимент, прогнозирование, моделирование.

3. Эмпирические методы: наблюдение за участниками воспитательного процессабеседы, интервьюирование, анализ документов, библиографический метод, анкетирование, тестированиеэкспериментальное моделированиепедагогический экспериментанализ нормативных документов, связанных с организацией и содержанием воспитательной работы в общеобразовательных школаханализ учебно-воспитательных планов различных типов общеобразовательных школметоды математической статистики для определения эффективности реализуемой моделибеседы и интервью с педагогами и с родителями.

Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились общеобразовательная школа № 59 г. Чебоксары, Ядринская национальная гимназия-интернат Чувашской Республики, вечерний лицей № 3 г. Пензы, Нискассинская средняя общеобразовательная школа Моргаушского района Чувашской Республикив качестве контрольных выступали школа № 51 и лицей им. Г. Лебедева г. Чебоксары, гимназия № 8 г. Шумерля Чувашской Республики, Балдаевская средняя общеобразовательная школа Ядринского района Чувашской Республики.

Всего в исследовании приняли участие 3560 учащихся и 352 педагога.

Исследование осуществлялось в несколько этапов в течение 1992;2003 гг.

На первом этапе (1992;1996 гг.) — поисковом — изучался уровень разработанности проблемы исследования, были начаты изучение и теоретический анализ психолого-педагогической, философской, социологической, культурологической литературыизучение документальных материалов.

На этом этапе были определены цель и задачи планирования воспитательной деятельности в общеобразовательной школе, разработаны методы проведения констатирующего педагогического эксперимента.

Изучался уровень информационного обеспечения процесса планирования воспитательной работы в школе, апробировались некоторые методики педагогического диагностирования.

Концу этапа были определены объект и предмет, цель, основные задачи и гипотеза исследования, основные педагогические условия, обеспечивающие формирование плана воспитательной деятельности на основе педагогической диагностики.

На втором этапе (1996; 1999гг) — констатирующем — изучалось состояние информационно-аналитического сопровождения воспитательного процесса в школах, велось целенаправленное систематическое наблюдение за деятельностью классных руководителей, применяющих элементы педагогической диагностики в процессе подготовки к планированию воспитательной работы с учащимися. Была разработана модель системного планирования воспитательной деятельности на основе результатов педагогической диагностики. Определены объекты и субъекты диагностики, механизм управления процессом диагностики, критерии и параметры, методы и способы получения информации, набор диагностического инструментария. Осуществлен выбор оптимального варианта информационного сопровождения педагогического процесса. Велись поиски оптимальных форм и методов планирования воспитательной деятельности разноуровневых систем школы.

На третьем этапе (1999;2003 гг.) — формирующем — систематизировались и уточнялись практические результаты опытно-экспериментальной работы. Ее цель — экспериментальная проверка эффективности модели планирования воспитательной деятельности в общеобразовательной школе на основе педагогической диагностики. Сравнивались и обобщались выводы на основе данных, подтверждающих гипотезу исследованияуточнялись и дорабатывались варианты экспериментальных планов воспитательной работы школьных систем (главным образом индивидуальные планы учащихся и классных воспитателей). Разработаны и изданы учебно-методические пособия для классных руководителей, учителей и родителей, содержащие научно-методические и практические рекомендации по проведению педагогической диагностики и формированию планов воспитательной деятельности на уровне ученика, учителя, классного руководителя, класса, структурного подразделения школы и общешкольного плана.

В конце 2002 и в начале 2003 года подводились итоги исследования.

Уточнялись основные выводы и практические результаты, осуществлялась проверка исходной гипотезы и конкретных результатов опытно-экспериментальной работыбыли сформулированы положения диссертационного исследования, выносимые на защиту.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечиваются: использованием на всех этапах идентичного инструментарияприменением взаимодополняющих методикорганизацией опытно-экспериментальной работымнением экспертных группдостоверностью полноценного количественного материалапроведением широкомасштабного экспериментадлительностью научного поискаадекватностью методики его целям и задачамрепрезентативностью выборкимногократной экспертизой поэтапных итогов опытно-экспериментальной работыположительной оценкой со стороны участников воспитательного процесса и со стороны внешних экспертов.

Научная новизна исследования определяется тем, что полученные в нем результаты в своей совокупности содержат решение важнейшей научной проблемы планирования воспитательной работы в общеобразовательной школе на основе педагогической диагностики. В работе:

1. Разработана концепция информационно-аналитического сопровождения педагогического процесса в общеобразовательной школе и планирования воспитательной деятельности разноуровневых систем школы на основе результатов педагогической диагностики.

2. Теоретически обоснованно разработана и апробирована система планирования воспитательной работы на основе педагогической диагностики.

3. Выявлена закономерность, согласно которой воспитательная работа в школе, планируемая на диагностической основе, наиболее полно раскрывает самоорганизующий потенциал развития личности школьника.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования вносят определенный вклад в теорию управления воспитательными системами. Разработанная и экспериментально проверенная методика планирования воспитательной работы на основе педагогической диагностики дает возможность сформулировать обобщенные теоретические положения нового направления научно-педагогической деятельности.

Практическая значимость результатов исследования выражается в том, что:

— содержащиеся в нем теоретические положения, выводы и рекомендации создали предпосылки для научно-педагогического обеспечения внедрения в массовую практику новых, более эффективных подходов управления воспитательным процессом в общеобразовательной школе;

— разработаны система диагностического инструментария и методические рекомендации для учащихся, педагогов и родителей;

— разработанная модель планирования воспитательной деятельности в общеобразовательной школе может быть использована и в системе профессионального образования.

Апробация и внедрение результатов опытно-экспериментального исследования проводились:

— в школах республики;

— на семинарах, проводимых на республиканском и федеральном уровнях, в частности на экспертно-анапитическом семинаре «Авторская школа «Эврика-2002»;

— на курсах повышения квалификации в Чувашском республиканском институте образования с руководителями образовательных учреждений и воспитателями (2000;2003 гг).

— на научно-практических конференциях: Республиканская конференция «Школа-лицей как образовательно-воспитательная система» г. Чебоксары-1996 г.- Всероссийская конференция «Детское движение: история, теория, методика организации деятельности» г. Чебоксары-1997 г.

Результаты деятельности коллектива школы признаны как на федеральном, так и на республиканском уровнях. С 2002 года школя является Федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования РФ, лауреат конкурса «Школа года 2002».

На защиту выносятся:

1. Концепция информационно-аналитического сопровождения педагогического процесса в общеобразовательной школе и планирования воспитательной работы разноуровневых систем школы на основе результатов педагогической диагностики.

2. Теоретически обоснованная и практически апробированная система планирования воспитательной работы в школе на основе педагогической диагностики.

3. Выявленная в ходе исследования закономерность, согласно которой воспитательная работа в школе, планируемая на диагностической основе, наиболее полно раскрывает самоорганизующий потенциал развития личности.

4. Авторская система критериев и параметров оценки состояния и развития воспитательных систем (участников воспитательного процесса, внутри-школьных коллективов и самой школы), состоящая из целевых, субъектных и отношенческих блоков.

Цели и задачи, логика исследования определили объем и структуру диссертации, которая состоит и введения, двух глав, заключения, списка литературы (227 наименований) и приложения.

Основные выводы по диссертационному исследованию следующие: 1. Общеобразовательная школа — постоянно развивающийся феномен. Она развивается по законам открытых гуманитарных систем:

• процесс развития системы противоречив и нелинеен, т. е. подъемы и спады, достаточно длинные периоды стабильности — характерные ее состояния;

• источники развития находятся не только и не столько вне системы, сколько внутри нее;

• процессы, происходящие внутри системы, в значительной степени зависят от уровня ее самоорганизации, предполагающего саморегулирование и саморазвитие;

• эффективное управление развитием системы возможно через синтез плановой деятельности с принципами самоорганизации.

2. Планирование воспитательной работы в школе призвано обеспечить укрепление целостности системы, создание действенных связей между ее компонентами. Обратная информация о деятельности подсистем школы и всей системы в целом, получаемая в результате педагогической диагностики, является атрибутивной основой планирования. Эффективное информационное сопровождение образовательного процесса можно обеспечить при условии, если в школе сформирована диагностическая культура.

3. Главным критерием эффективности развития гуманистической системы является развитие личности ребенка. Это значит, что управлять, прежде всего, надо процессом взаимодействия системы и личности, процессом их взаимного влияния через разнообразие видов воспитательной деятельности (рефлексия, целеполагание, совместная творческая деятельность, совершенствование межличностных и групповых отношений и т. д.), в основе которых лежит собственная активность личности.

4. В основе активности личности (ученика, учителя) лежат интересы и потребности, на изучение и формирование которых нацелены педагогическая диагностика и планирование. В предлагаемой модели в качестве системных критериев диагностики и планирования воспитательной деятельности выступают целевые, субъектные, процессуально-отношенческие показатели.

Целевые показатели раскрывают степень реализации одного из главных принципов управления — принципа целевой гармонизации.

Субъектные показатели отражают успешность развития субъекта, удовлетворенность субъекта результатами, мотивированность субъекта на дальнейшую реализацию целей, возможности развития субъекта в условиях данной системы.

Процессуально-отношенческие показатели позволяют выявить проблемы межсистемных и внутрисистемных отношений.

5. Диагностика и использование информации в процессе планирования воспитательной работы строятся на следующих основных принципах: уважения и доверия к человеку, целостного взгляда на человека, единого статуса, консенсуса и поощрения несогласия, коллективного принятия решений, целевой гармонизации, горизонтальных связей, автономизации диагностики и планирования, постоянного обновления, права на ошибку и возможности ее исправления.

6. Основными этапами диагностики являются:

• разработка системы критериев эффективности объекта при интерактивном участии системы управления;

• анализ внешнего и внутреннего восприятия на основе разработанной системы критериев и субъективной оценки участников воспитательного процесса и органов управления;

• создание комплекса методических и программных средств, обеспечивающих грамотную автономную диагностическую деятельность пользователей на любом иерархическом уровне и при проведении самоанализа объекта воспитательной системы;

• проведение самодиагностики на основе на основе разработанных методических и программных средств;

• построение целевых функций для оценки состояния в соотнесении с разработанной эталонной критериальной оценкой;

• верификация результатов диагностики в едином информационном пространстве школы;

• приведение информации в удобные для использования формы.

7. Технологическая цепочка диагностики строится следующим образом:

• анализ наличной информации и целеполагание;

• определение форм, методов, средств и сроков диагностики;

• организация получения информации, координация и коррекция;

• проверка информации на достоверность и соответствие целям диагностики;

• обобщение данных и доведение их до субъектов аналитической деятельности;

• анализ данных специалистами и выявление отклонений от завяленных целей;

• синтез аналитического материала и выработка управленческих решений;

• подготовка информационно-аналитических справок и системы управленческих рекомендаций;

• доведение полученных в ходе диагностики материалов до субъектов управления.

8. Вся информация, полученная в процессе диагностики, группируется по трем основным системообразующим показателям, (целевым, субъектным и процессуально-отношенческие), по ним же структурируется аналитическая информация. По форме они представляют собой текстовые описания, таблицы, схемы и диаграммы. Информация, требующая более внимательного изучения, выделяется отдельным шрифтом или цветом. На диаграммах, схемах и в таблицах узловые проблемы выделяются особыми знаками, что позволяет сконцентрировать внимание на изучении причин такого явления и факта. Отдельным блоком представляется информация, анализирующая причины отклонений результатов от запланированных и рекомендации по исправлению ситуации.

9. В качестве одного из важнейших уровней планирования мы выделяем личностный уровень. Воспитание не может быть эффективным, если оно не опирается на самовоспитание. Стимулирование самовоспитания учащихся представляет собой целенаправленный процесс управления саморазвитием личности, основанный на гармонизации целей воспитания и самовоспитания учащихся. С учетом этого наиболее общая цель стимулирования самовоспитания — способствовать саморазвитию и осознанной социализации учащихся. Основным механизмом, управляющим этим процессом, является собственная активность ученика, основанная на самодиагностике, анализе себя и окружения, планировании собственной деятельности и реализации намеченного.

10. Функционирование и развитие личности как открытой системы во многом зависит от особенностей поведения систем более высокого порядка, в которых она организует свою деятельность. Встречные взаимодействия дополняют и обогащают процесс планирования систем разного уровня. Следовательно, планирование работы воспитателя должно осуществляться в тесной связи с планированием работы как минимум на трех взаимосвязанных уровнях: конкретного субъекта, определенного коллектива и относительно крупного структурного подразделения школы. Планирование воспитательной работы на основе педагогической диагностики направлено на обеспечение оптимального функционирования каждой из систем. Исходными точками формирования планов являются, с одной стороны, годовой план воспитательной работы школы и, с другой, планы работ первичных коллективов, составленные на основе индивидуальных планов учащихся. Таким образом, формирование плана воспитательной работы происходит системно на трех взаимосвязанных уровнях. Благодаря организации обмена информацией по вертикали и горизонтальным уровням, в единой логике формируется план воспитательной работы школы. Он обеспечивает оптимальную деятельность воспитательных систем школы и эффективное взаимодействие участников воспитательного процесса. Отличительной особенностью подхода является то, что процесс планирования организуется как творческая деятельность субъектов воспитательной системы, активно участвующих на всех ее стадиях, начиная от диагностики, непосредственного планирования и завершая реализацией намеченного.

11. Поставленные задачи решены, выдвинутая гипотеза исследования доказана. Результаты экспериментальной проверки методики планирования воспитательной работы на основе педагогической диагностики подтвердили ее эффективность. По целевым и по некоторым субъектным показателям результаты эксперимента превзошли ожидаемые. В ходе реализации эксперимента произошли заметные позитивные изменения в мотивациях участников воспитательного процесса. Это обстоятельство дает нам возможность утверждать, что вероятность массового использования данной методики высока. Об этом же свидетельствуют результаты апробации и первичного внедрения материалов диссертационного исследования.

12. В ходе проведения и осмысления его результатов наметились новые проблемы, решение которых является немаловажным, и предполагают дальнейшее исследование возможностей использования информационных и коммуникационных технологий в процессе диагностики и информационного сопровождения воспитательного процессасистемы подготовки педагогических кадров, владеющих диагностической культуройпроблемы формирования навыков самодиагностики и планирования собственной деятельности учащимися и т. д.

13. Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Разработана концепция информационно-аналитического сопровождения педагогического процесса в общеобразовательной школе и планирования воспитательной деятельности разноуровневых систем школы на основе результатов педагогической диагностики.

2. Теоретически обоснованно разработана и апробирована методика планирования воспитательной работы на основе педагогической диагностики.

3. Выявлена закономерность, согласно которой воспитательная работа в школе, планируемая на диагностической основе наиболее полно раскрывает самоорганизующий потенциал развития личности школьника.

14. Теоретическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования вносят определенный вклад в теорию управления воспитательными системами. Разработанная и экспериментально проверенная методика планирования воспитательной работы на основе педагогической диагностики дает возможность сформулировать обобщенные теоретические положения нового направления научно-педагогической деятельности.

15. Практическая значимость результатов исследования выражается в том, что: содержащиеся в нем теоретические положения, выводы и рекомендации создали предпосылки для научно-педагогического обеспечения внедрения в массовую практику новых, более эффективных подходов управления воспитательным процессом в общеобразовательной школеразработаны система диагностического инструментария и методические рекомендации для учащихся, педагогов и родителейразработанная модель планирования воспитательной деятельности в общеобразовательной школе может быть использована и в системе профессионального образования.

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

1. Педагогические классы: проблемы поиски решения // Школа-лицей как образовательно-воспитательная система: Материалы научно-практической конференции. — Чебоксары: «Клио», 1996, — С.63−65.

2. Детская организация в школе: проблемы, поиски, решения // Детское движение: история, теория, методика организации деятельности: Материалы всероссийской научно-практической конференции. — Чебоксары: «Клио», 1997, С-116−117.

3. Организация исследовательской работы учащихся // Народная школа. Чебоксары, 2000. № 2−3. С. 11−13.

4. К вопросу о роли педагогической диагностики в планировании воспитательной работы в школе // Сборник научных трудов ЧГПУ. Чебоксары, 2001. — С. 154−158.

5. Организация деятельности диагностической службы в условиях городской школы // Сборник научных трудов ЧГПУ. Чебоксары, 2002. — С. 124−126.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Уровень современных требований, предъявляемых к управлению образованием, очень велик. Проблема планирования воспитательной работы на основе педагогической диагностики имеет прямое отношение к модернизации существующей теории и практики управления гуманитарными системами. Педагогическая диагностика является одним из направлений современной педагогической науки, позволяющей на научной основе совершенствовать процесс планирования воспитательной работы, в частности, на уровне ученика и воспитателя. Более того, грамотное планирование, основанное на принципах самоорганизации и саморазвития посредством получения и работы с объективной информацией, само является средством совершенствования воспитательного процесса в общеобразовательной школе.

В диссертации сформулированы методологические принципы и положения, явившиеся основой для исследования проблемы. На основе изучения научной литературы и анализа существующей практики определены роль и место планирования воспитательной работы в общей структуре управления. Раскрыта сущность процессов функционирования педагогической диагностики и планирования воспитательной работы в общеобразовательной школе. Выявлен механизм управления системой педагогической диагностики и информационного сопровождения процесса планирования воспитательной работы. Разработана и экспериментально проверена методика планирования воспитательной работы на основе педагогической диагностики. Подготовлены методические рекомендации по использованию предлагаемой методики в массовой педагогической практике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-336 с.
  3. B.C. Форма тестовых заданий. — М., 1991. — 128 с.
  4. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кетелла. Л., 1985. — 57с.
  5. Р. Планирование в больших экономических системах. М., 1964. -446 с.
  6. О.В., Писарева С. А., Башарина Л. А., Рекомендации по экспертизе содержания и условий реализации общеобразовательной деятельности в рамках аттестации ОУ // Классный журнал 5+. № 1. — 2000.
  7. Л.Ю. Педагогическая диагностика в системе совершенствования профессиональной деятельности учителя начальных классов: Дис. .канд. пед. наук. Чебоксары.: ЧГПУ., 2002.— 266 с.
  8. Э.М., Тиняшева И. Н. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела. Методические рекомендации. М., 1993. 98 с.
  9. .Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика//Вопросы психологии. 1968. — № 6. — С.21−33.
  10. А. Психологическое тестирование / Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовского. М., 1982. — 268 с.
  11. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 2.-Казань: КГУ, 1998.-318 с.
  12. А.Г. Деятельность и установка. — М.: Просвещение, 1990. 112 с.
  13. A.C. Россия: критика исторического опыта (Социокультурный словарь). Ч.Ш. М.: Философское общество СССР, 1991. С. 107.
  14. Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учеб. пособие. Ярославль, 1998.
  15. Л.А., Гребенкина Л. К. и др. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие. Рязань, 1993.
  16. Л.А. Система диагностики образовательного процесса на административном уровне. //Управление деятельность профессиональная: Сборник статей / Под ред. В. Ю. Кричевского. — СПб.: СПбГУПМ, 2001. -175 с.
  17. Л.А., Гришина И. В. Анализ итогов учебного года как основа планирования деятельности образовательного учреждения. СПб., 2001. -146 с.
  18. Л.А. Педагогическая диагностика как условие совершенствования профессионального мастерства учителя: Дис. .канд. пед. наук. СПб., 1996. — 250с.
  19. В.П. Мониторинг качества обучения средство управления образованием //Мир образования. — 1996. — № 2. — С. 13−36.
  20. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  21. .А. Структура процесса воспитания: Методический аспект. — Каунас, 1984.-124 с.
  22. .Н., Голубев Н. К. Введение в диагностику воспитания. М., 1989.- 173 с.
  23. .Н., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы //Педагогика. 1993. — № 2. — С. 10−15.
  24. И. Деятельность классного руководителя в современной школе // Народное образование. 1999. № 6. С. 99—102.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.-368 с.
  26. Н.И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие. М., 1984.-162 с.
  27. В., Опалкин В. Школьное самоуправление в вопросах и ответах // Воспитание школьника. 1995, № 3, 4. — С. 12−14.
  28. В.А. Педагогическая диагностика управления общеобразовательной школой с дифференцированным обучением. Чебоксары: ЧГПУ, 2000. — 202 с.
  29. Е.И. Диагностика как вид познавательной деятельности. Авто-реф. дисс.. канд. филос. наук. — Воронеж, 1975. -47с.
  30. A.M., Симоненко В. Д. Педагогические теории, системы, технологии. Брянск.: БГПИ, 1997.-378 с.
  31. В. Как составить план работы // Воспитание школьников, 1999. № 4. С. 23−28.
  32. Воспитание и развитие личности в социуме / Отв. за выпуск Л. Г. Нещерет. — Нижний Новгород, 2000. 186 с.
  33. Воспитательная система класса / Под. ред. E.H. Степанова. Псков, 1998. 208 с.
  34. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Авт. составители E.H. Степанов, JI.B. Байбородова и др. М., 2000. — 214 с.
  35. .З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы: Содержание и методика деятельности. М., 1983. 246с.
  36. Г. Ф. В начале было детсво. Диагностика изучения личности младшего школьника //Начальная школа. 1994. — № 1. — С. 16−18.
  37. О. С., Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Метод, рекомендации. М., 1992.
  38. .С. Педагогическая диагностика: Методология. Теория. Практика. Киев, 1986. — 194 с.
  39. Ю.З. Психодиагностика в школе. М.: Знание, 1989. — № 4. — 180с.
  40. Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. — Л. 1988.-206 с.
  41. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. — М.: Педагогика, 1989. 157 с.
  42. Л.Ю. Организация классного коллектива. М., 1984.
  43. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. М.: Просвещение, 1980. — 138 с.
  44. В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М.: ИКА «Москва», 1990. — 154 с.
  45. И.В., Сибилъ Е. И. Программно-целевой метод в планировании работы школы. СПб., 1999. 188 с.
  46. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. Н. Л. Селивановой. — М., 1998. 264 с.
  47. K.M. Индивидуальные психологические особенности школьников. -М.: Знание, 1988.-79 с.
  48. K.M. Что такое психодиагностика. — М.: Знание. — 1985. № 4 — 140с.
  49. Л.Д. Настольная книга классного руководителя // Классный руководитель. 1999. № 3. С. 17—29.
  50. Л.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика): Уч. Пособие. СПб.: РГПИ, 2000. — 158 с.
  51. В.В. Деятельность: теория, методология, проблемы. — М.: Просвещение, 1990.-285 с.
  52. Л.Н. Формирование у будущих учителей умений педагогического диагностирования: Дис. .канд. пед. наук. Волгоград, 1995.- 155 с.
  53. Диагностика и совершенствование форм и методов воспитания учащихся. Межвузовский сборник научных трудов. Красноярск: КГПИ, 1986. — 166 с.
  54. И.В. Индивидуальные особенности школьников. — М., 1975. — 76с.
  55. A.B. Методы исследования личности ребенка в отечественной педагогике 1-ой трети 20 века: Дис. .канд. пед. наук. Владимир, 1995. — 147с.
  56. М.А. Сиетеема формирования готовности студентов к педагогической диагностике результатов воспитатения школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Саратов, 2000. — 19 с.
  57. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 268 с.
  58. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. СПб., 1995. -246с.
  59. И.Я. Педагогическая психология: Учебн. пособие: Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997.-480 с.
  60. B.H., Иванов Д. Е. Обучение одаренных детей в гимназии-интернате. Чебоксары, 1996. — 176 с.
  61. Г., Лямзина Л. Воспитательная работа на основе системно-ролевой модели // Народное образование. 1999. № 6. С. 103−106.
  62. И.П. Методика коммунарского воспитания. М., 1990. 256 с.
  63. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989. — 308с.
  64. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: МГУ, 1987.- 130 с.
  65. Изучение личности школьника учителем. /Под ред. З. И. Васильевой и др. — М.: Педагогика, 1991. 136 с.
  66. Изучение развития учащихся учителем. — М.: НИИ ОПАПК СССР, 1984. -78с.
  67. E.H. Путь к ребенку. М.: Просвещение, 1988. — 145 с.
  68. Т.В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. Ярославль, 1995. 198 с.
  69. К. Педагогическая диагностика: пер. с нем.: М.: Педагогика, 1996.-236 с.
  70. Интерпретация //Философская энциклопедия. 1970. Т. 2. С. 296−297.
  71. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. — М.: «Наука», 1987.-256 с.
  72. Использование психолого-педагогических знаний в практической деятельности учителя / Под ред. Г. С. Сухобской, Н. М. Божко, В. Н. Козиева. -М.: Педагогика, 1983.-254 с.
  73. В.Т. Человек: Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Минск, 1995.- 244 с.
  74. М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974.-325 с.
  75. З.И. К вопросу о методах диагностики обучаемости школьников //Вопросы психологии. 1968. — № 6. — С. 15−17.
  76. М.П. Организация деятельности диагностической службы в условиях городской школы // Сборник научных трудов ЧГПУ. Чебоксары, 2002. -С. 124−126.
  77. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1991.-258 с.
  78. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание.Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. -М.: Новая школа, 1996. 160 с.
  79. ВА. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993. 178 с.
  80. Классному руководителю о воспитательной системе класса / Под ред. E.H. Степанова. М., 2000. 268 с.
  81. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М. И. Рожковой. М.: ВЛАДОС, 1999. — 280 с.
  82. Классный руководитель в воспитательной системе школы / Сост. Л.Г. Не-щерет. — Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998.
  83. Д., Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М., 1974. -206 с.
  84. В.В. Психологические тесты таланта. СПб.: Кристалл, 1996. -414 с.
  85. В.П. Основы управления педагогическими системами: Учебное пособие. Чебоксары, 2000. — 220 с.
  86. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.-224 с.
  87. Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики. Чебоксары: Министерство образования Чувашской Республики, 1998.- Юс.
  88. А.И. Педагогическая диагностика. Минск: Народная Асвета, 1987.-223 с.
  89. А.А. История становления и современное состояние диагностики воспитанности: Дис. канд. пед. наук. Таганрог, 2000. — 144 с.
  90. Г. К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. -М.: Издательский центр «Академия», 1999. -152 с.
  91. Н.А. Формирование педагогических диагностических умений в профессиональной подготовке будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук. — Н. Новгород, 1994.- 191 с
  92. Л., Шейн Дж. Свобода учиться, свобода учить. М., 1994. — 248 с.
  93. Т.В. Аналитико-диагностическая деятельность учителя и учащихся как фактор обновления воспитательной работы в школе. — Красноярск, 1991.- 163 с.
  94. В.Г. Пути совершенствования личности. Л., 1979.
  95. Л.А. Логика педагогического процесса. М.: Просвещение, 1980. — 135 с.
  96. Г. Н. Цель и способы воспитания. М.: Просвещение, 1990. -45с.
  97. А.Н., Лурия А. Р., Смирнов A.A. О диагностических методах психологического исследования школьников //Советская педагогика. 1968. -№ 7.-С. 3−17.
  98. .Т. Методологические основы педагогики. Самара. Изд-во СИУ. 1998.-200 с.
  99. .Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Юрайт, 2000. 523 с.
  100. Личность в воспитательной системе школы / Под ред. A.B. Гаврилина и Л. И. Новиковой. Владимир, 1993. -242 с.
  101. A.C. Собрание сочинений: В 7-ми тт. — М., 1958.
  102. В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
  103. В.Г. Программа подготовки учителя-воспитателя к профессионально-диагностической деятельности. М. 1993. — 82 с.
  104. В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя. Чебоксары: ЧГПИ, 1996. — 288 с.
  105. В.Н. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно-экспериментальной работы в школе. СПб.: ЛОИУУ, 1995. — 85 с.
  106. Л.И. Зачем классному руководителю план воспитательной работы // Народное образование. 1998. — № 9−10. -С. 47−49.
  107. Л.И. Классный руководитель: содержание деятельности // Народное образование. 1999. № 7—8. С. 247—249.
  108. Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. М., 1999. 286 с.
  109. Т.Е. Содержание и методы обучения будущих учителей культуре педагогического диагностирования: Дис.. канд. пед. наук. Самара, 1998. -214 с.
  110. Е.С., Рапопорт И. А. К методике изучения личности школьника //Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1974. — С. 109−111.
  111. Методические рекомендации по диагностике и целеполаганию в воспитательном процессе.— JI., 1991. — 104 с.
  112. В.М. Педагогическая диагностика личности школьника. Самара: СГПУ, 1993.-96 с.
  113. H.H., Юсфин С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. -М.: МИРОС, 2001.-208 с.
  114. Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. -М., 1981.-272 с.
  115. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: Просвещение, 1986.-214 с.
  116. P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. М.: Гуманист, изд. центр. ВЛАДОС, 2000 — Кн.2: Психология образования. — 608 с.
  117. P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. М.: Гуманист, изд. центр. ВЛАДОС, 2000 — Кн. З: Психодиагностика. -640 с.
  118. A.B. Роль личности педагога в его деятельности /Индивидуальность педагога и развитие личности школьников. — М.: Дау-гавпилс, 1988.-С.11−15.
  119. К.И. Организация учебно-воспитательной работы в школе. — М.: АПН РСФСР, 1950.-86 с.
  120. Новое в воспитательной работе в школе /Сост. Н. Е. Щуркова, В.Н. Шны-рева.-М., 1991.-188 с.
  121. Нужно ли общаться с одноклассниками // Учительская газета. — 1997, № 22 (10 июня).
  122. Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативногообразования. Решение коллегии МО РФ от 5 июня 1996 г. № 12/1 // Вестник образования. 1996. — № 8. — С. 76.
  123. Г., Патрушева О. Рабочее время классного руководителя: как его рационально использовать // Воспитание школьников. 1986. — № 5. — С. 19−24.
  124. В. Б. Психология практикам: учителям, родителям и руководителям. — М., 1996.
  125. РА. Об искусстве воспитания (сред. спец. учеб. заведения) // Специалист. — 1995. № 9. — С. 18.
  126. С. Системный анализ решения деловых и промышленных проблем. -М.: Советское радио, 1969.
  127. П.Н. Диагностика самовоспитания учащихся. М., 1991. — 104 с.
  128. П.Н. Новые социально-экономические условия переходного периода и общественные требования к личности. Казань: ИССО РАО, 1996. -100 с.
  129. П.Н. Познай самого себя: Примерный учебно-тематический план и программа факультативного курса для старшеклассников. Казань, 1995. -36с.
  130. П.Н. Сам себя воспитать должен: Пособие для учащихся. Казань: Карпол, 1995. — 156 с.
  131. П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Казань: Карпол, 1997.-216 с.
  132. JT.B. План воспитательной работы классного руководителя // Классный руководитель. 1999. № 3. С. 41—49.
  133. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. — Минск, 1987.
  134. Педагогическая диагностика в школе /Под ред. А. И. Кочетова. — Мн.: Народная газета, 1967.- 153 с.
  135. Педагогическая культура современного учителя. Сборник научных трудов. /Под ред. В. Г. Максимова. Чебоксары: ЧГПИ. — 1997. — 282 с.
  136. E.H. Руководство учебно-воспитательной работой в школе. -М.: АПН РСФСР, 1950. 68 с.
  137. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие / Под. Ред. E.H. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 128 с.
  138. Планирование воспитательной работы классным руководителем: Методическое пособие / Под. ред. E.H. Степанова. М., 1992. — 68 с.
  139. Планирование и организация воспитательной работы в классе: Метод, пособие / Сост. В. П. Минин. Мурманск, 1993. 206 с.
  140. И.А. Спаси и сохрани. Воспитание нравственности на уроках // Биология в школе. 1996. — № 3. — С. 38.
  141. Я.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманист, изд. центр. ВЛАДОС, 2000. — Кн. 2: Процесс воспитания. — 256 с.
  142. С. Диагностика воспитания: версии для внутреннего и внешнего использования // Директор школы. — 1997. — № 2. — С. 18.
  143. С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996. 146 с.
  144. Популярная медицинская энциклопедия. Диагностика. М., 1961. С. 327.
  145. М.М. Инновационные школы России. Становление и развитие. Опыт программного целевого управления. — М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  146. А.М., Толстых H.H. Совместная работа педагога и психодлога по изучению личности учащегося //Психологическая служба в школе. Кн. 1. -Таллин, 1983. С. 17−26.
  147. Г. С. Учитель в оценке учащихся //Вопросы изучения учителя /Под ред. С. Г. Вершловского, Л. Н. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. -144с.
  148. Психологическая диагностика: проблемы исследования / Под ред. K.M. Гу-ревича. — М., 1981.-232 с.
  149. X. Воспитание без огорчений / Предисл. Н. Брусковой // Семья и школа. 1996. — № 9. — С. 20.
  150. И.П. НОТ учителя. М.: Просвещение, 1989. — 238 с.
  151. Д. Производственные системы: планирование, анализ, контроль. -М.: Прогресс, 1972. 198 с.
  152. P.A. Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьников. — Пермь, 1996.
  153. М.И., Волохов А. В. Детские организации: возможности выбора. — М., 1996.
  154. Рут Чарней. Классное собрание // Народное образование. 1998, № 9−10- 1999, № 1−2.
  155. Г. И. Обсуждение вопросов методологии и методики // Социологические исследования. 1982. № 1, С. 182−185.
  156. В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. — 1993. —№ 2.-С. 28−32.
  157. Э. И др. Управление по результатам. — М., 1990. — 234с.
  158. Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  159. Н. Гарант выживания и безопасности: Воспитательная система школы // Народное образование. — 1996. — № 6. — С. 24.
  160. Н. Классный руководитель в воспитательной системе школы // Кл. руководитель. 1997. — № 2. — С. 11.
  161. Селиванова H. J1. Рекомендации и организация исследовательской работы в сфере воспитания в школе // Кл. руководитель. — 1997. № 1. — С. 60.
  162. В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от, А до Я. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 256 с.
  163. В.П. Особенности развития и воспитания младших детей. — М., 1999.
  164. А. Диалог о воспитании к постановке проблемы // Педагогика.1996. —№ 2.-С. 48.
  165. А.Н. К вопросу о развитии понятия «воспитательная системашколы» // Кл. руководитель. — 1997. — № 2. — С. 23.
  166. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика. М., 1997.-412 с.
  167. В. Как воспитать патриотов (Санкт-Петербург мор. колледж) // Мор. флот. 1996. — № 4. — С. 24.
  168. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Сов. энциклопедия, 1985.- 1600 с.
  169. Советы педагогу-воспитателю: Учеб.-метод, пособие / Сост. J1.A. Байкова и др. Рязань, 1995.
  170. Современные подходы к учебно-воспитательному процессу // Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. М., 1995.• 173. Соколинская Г. К. Планирование воспитательной работы в начальных классах // Классный руководитель. 1998. № 5. С. 23—28.
  171. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. М.: Прометей, 1993.-200 с.
  172. Ю.П. Логика и планирование деятельности школы (Методическое материалы к опытной работе). М., 1992. 79 с.
  173. Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности. М. 2000.-С. 150.
  174. В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000. — 326 с.
  175. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе / Авт.-сост. Л А. Байкова и др. М., 1999.-320 с.
  176. М.И. Профессиональные особенности педагога: Акмеология воспитания и обучения. — М., 1998.
  177. А. И. Системологические основы образовательных систем. — М., 1994.- с.
  178. В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973.
  179. Н.М. Введение в неопедагогику. М., 1999.- 168 с.
  180. Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. С. 4850, 161−184.
  181. Е.В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики // (Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена). СПб., 1996. — С. 34.
  182. Е.В. Что такое методика воспитания (анализ понятия) // Проблемы школьного воспитания.— 1995. — № 1. — С. 16.
  183. Е. Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования // Воспитание школьников. 1996. — № 5. — С. 2.
  184. Е.М. Управление школой по результатам. М., 1997. — 324 с.
  185. Д.Н. Оставь на время класс, наставник // Учительская газета. — 1999, № 21.
  186. Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие /Под. ред. B.C. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336 с.
  187. Г. Н., Черепкова C.B. Тенденции развития теории и практики воспитания // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 33.
  188. В.А. Теория и практика социального воспитания учащихся профессионально-технической школы // Центр социал. педагогики РАО. -М., 1996.-С. 47.
  189. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.-392 с.
  190. Л.М. Опыт оценки воспитанности учащихся // Педагогика. 1997. — № 4. —С. 63−65.
  191. A.A. Воспитание как ценность: Еще раз о наследии A.C. Макаренко // Веч. сред. шк. 1996. — № 3. — С. 25:.
  192. Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб. Питер Пресс,. 1997. — 608 с.
  193. С.Ю. Воспитательная интеграция учебного процесса // Специалист. — 1996.-№ 10.-С. 31.
  194. Шамова Т. И, Малинин А. Н., Тюлю Т. М. Инновационные процессы в школе как содержательно организованная основа механизма ее развития. М.1993.-148 с.
  195. Т.Н., П.И. Третьяков, Н.П. Капустин. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М., Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 320 с.
  196. B.C. Социально-психологические аспекты управления. — М.: Молодая гвардия, 1976. 234 с.
  197. З.М. Классный руководитель: искусство воспитания. М., 1997. -266 с.
  198. П. Т. Коллектив — община в условиях воспитательной системы школы-интерната с лицейскими классами // Кл. руководитель. — 1997. — № 1. —С. 37.
  199. Школа самоопределения. Шаг второй. /Под. ред. А. Н. Тубельского. М., 1994.-480 с.
  200. З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. — 1997. — № 2. С. 43−50.
  201. З.К. Всероссийский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка. — М., 1999. С. 31 -34.
  202. З.К. Младшим школьникам о правах человека. — Бита-Пресс, 1995.-214 с.
  203. З.К. Путеводитель по «Конвенции о правах ребенка». — М., 1997.- 124 с.
  204. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры: Метод, ре-коменд. для директоров и заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе. — М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. — 77 с.
  205. Н.Е. Вы стали классным руководителем. М.: Педагогика, 1986. -С. 112.
  206. Н.Е. Диагностика воспитанности: Педагогические методики. — М., 1994.-264 с.
  207. Н.Е. Диалогичность воспитания // Воспитание школьников. —1996. —№ 3. —С. 8.
  208. Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. — М.: Новая школа, 1993. -С. 112.
  209. Н.Е. Классное руководство: Рабочие диагностики. М., 2001. -204 с.
  210. Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999.-248 с.
  211. Н.Е. Новые формы воспитательной работы // Воспитание школьников. — 1993. № 6. — С. 5.
  212. Н.Е. Программа воспитания школьников // Кл. руководитель. —1997. —№ 1.-С.З.
  213. Н.Е. Философское воспитание // Воспитание школьников 1996. -№ 2. -С. 2.
  214. Д.Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи //Психодиагностика в школе: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. — С.60−68.
  215. Энциклопедия педагогического образования. Диагностика. М&bdquo- 1998. С. 257−259.
  216. Э.Г. Понятие деятельности как методологическая проблема. М.: Просвещение, 1976.-73 с.
  217. Е.А. Школа для всех: Адаптированная модель (Теоретические основы и практическая реализация). — М.: Новая школа, 1996. 348 с.
  218. Е.А. Школа на пути к свободе: Культурно-историческая педагогика. М.: «ПЕР СЭ», 2000. 351 с.
  219. Л. Воспитание через образование // Директор. 1995. — № 5. — С. 50.
  220. A. Search in Pedagogic. Discussions of the 1920 and Early 1930 s. Moscow:
  221. Progress Publishers, 1990. 406 s.
  222. Frankiewicz .V. Rothe Viets Handbuch. Produktive Arbeit der Schuler. Berlin: Volk u. Wissen, 1988. — 208 s.
  223. Klauer K.S. Hand nach der Pedagogischen Diacnostic. Dusseldorf: Schawann, 1978.
  224. Sawin N. Padagodik. Lerbuch fur die Ausbildung von Unterstufenlehrern. Berlin: Volk und Wissen Volkseigener Verlag, 1976.-335 s.
Заполнить форму текущей работой