Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оздоровление через туризм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследованиях А. Г. Нагорного, который изучал подростков старшего возраста, и А. М. Майорова, изучавшего младший подростковый возраст, содержатся данные об улучшении здоровья учащихся, занимающихся туризмом. Оба автора констатировали улучшение самочувствия ребят, увеличение объема грудной клетки, уменьшение частоты дыхания и увеличения становой силы. Анализ данных исходного и повторного… Читать ещё >

Оздоровление через туризм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важнейшая сторона детско-юношеского туризма — оздоровительная. Оздоровление и физическое развитие особенно нужно детям, которые произрастают на городской асфальтно-бетонной ниве. Значительную часть времени они проводят в закрытых помещениях, а если и гуляют на улице, то при современном неблагополучном экологическом состоянии городов и поселков такие прогулки вряд ли можно считать однозначно полезными. А потому даже однодневный туристский поход является эффективным средством оздоровления и профилактики заболеваний. Походы учащихся, туристские соревнования, экскурсии, проводимые на природе, разрывая напряженную учебную деятельность, снимают нервное напряжение. Дни, проведенные на свежем воздухе, дают ребятам заряд бодрости и энергии, позволяют работать в школе с творческим подъемом и хорошим настроением. Разумеется, это способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Хорошо известно мнение великого русского педагога К. Д. Ушинского, который писал: «Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, когда его головой овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющихся из природы, что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье». Это можно отнести как к духовной, так и физической оздоровительной сущности туризма.

Медики и педагоги отмечают, что здоровье современных школьников в динамике от первого до одиннадцатого класса в большинстве случаев оказывается динамикой нездоровья. Одной из причин является то, что содержание учебных программ усложняются, а методика их преподавания остается без изменения. Отсюда появление у школьников таких заболеваний, как сколиозы, гиподинамия и вызванное ею ожирение. Характерны для школьников больших городов заболевания органов зрения, аллергия, расстройства нервной системы по типу неврозов.

В исследованиях А. Г. Нагорного, который изучал подростков старшего возраста, и А. М. Майорова, изучавшего младший подростковый возраст, содержатся данные об улучшении здоровья учащихся, занимающихся туризмом. Оба автора констатировали улучшение самочувствия ребят, увеличение объема грудной клетки, уменьшение частоты дыхания и увеличения становой силы. Анализ данных исходного и повторного обследований показал, что после туристских походов жизненная емкость легких увеличивалась у юношей на 100 мм, у девушек — на 120 мм. Материалы врачебно-педагогического обследования показали, что пешие многодневные походы при соблюдении норм нагрузки оказывают благотворное влияние на состояние здоровья юношей и девушек и способствует их физическому развитию.

Оздоровительная задача в походе решается посредством правильно рассчитанного графика прохождения маршрута с соблюдением оптимального режима физических нагрузок и активного отдыха, использования благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдения правил гигиены, правильной организации питания.

Всякий туристский поход предполагает серьезную двигательную работу — прохождение намеченного маршрута. В походе «спортивным соперником» туристов выступает географическая среда, сама природа становится здесь главным помощником учителя в воспитании и обучении детей. Километры, преодолеваемые туристами с грузом на плечах, километры с их топографическим, физиографическим, эстетическим и всяким другим содержанием являются мощным развивающим фактором: движение по лесу, по горам, без троп тренирует опорно-двигательный аппарат и укрепляет характер. Важны и радостные впечатления, положительные эмоции: какой восторг бывает у ребят, когда они в июльский зной могут в горах поваляться на снегу, поиграть в снежки. А облака под ногами, а не над головой! А побыть внутри облака!

Факторы движения (километраж, спуск и подъем по склонам), физических нагрузок (балансирование под тяжелым рюкзаком) в сочетании с природными факторами плюс фактор дискомфорта, необходимости обходится малым, терпеть неудобства, лишения, жажду — это обычные составляющие туристского похода. И при этом, как ни странно, обычно в походах дети не болеют. Ветер, дождь, снег — все факторы, вызывающие заболевания в домашних условиях, в природной среде становятся как бы сторонниками туризма. Чаще всего в домашней обстановке мокрые ноги вызывают температуру, а в походе брод по пояс в ледяной воде не вызывает даже насморка. Сами условия похода не позволяют организму расслабиться, мобилизуют его, открывают возможности, о которых ребенок даже и не подозревал.

При поверхностном взгляде кажется, что прохождение намеченного маршрута — это «пустая шагистика», не имеющая ничего общего с интеллектуальным развитием человека. Но это не так. Еще основоположник научной системы физического образования в России П. Ф. Лесгафт, опираясь на мысль великого французского просветителя Ж. Ж. Руссо, доказал, что умственное развитие человека находится в прямой связи с его физическим развитием, что физическое движение и мысль находятся в прямой зависимости.

Когда современная педагогика осознает важность физических движений для развития ума, тогда она получит в туризме новое, более мощное средство влияния на развитие учащегося.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой