Формирование профессиональной самостоятельности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин
Диссертация
Профессиональная самостоятельность в условиях вуза рассматривается многими исследователями на основе сближения структур учебно-воспитательной и профессиональной деятельности как познавательное качество личности студента (К.А. Абульханова-Славская, Е. А. Климов, Л. И. Кобыляцкий, Н. Д. Левитов, Б. Ф. Ломов, Л. И. Рувинский и др.). Все они считают, что познавательная самостоятельность студента… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы формирования профессиональной самостоятельности личности будущего инженера
- 1. 1. Сущность профессиональной самостоятельности личности и ее роль в формировании будущего инженера
- 1. 2. Система формирования профессиональной самостоятельности будущего инженера
- 1. 3. Уровни сформированное&trade- профессиональной самостоятельности будущего инженера
- Выводы по главе 1. .v
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование системы формирования профессиональной самостоятельности будущего инженера в процессе изучения гуманитарных дисциплин
- 2. 1. Организация опытно-экспериментального исследования
- 2. 2. Практическая реализация системы формирования у студентов профессиональной самостоятельности на примере изучения иностранного языка в техническом вузе
- 2. 3. Обработка и статистический анализ результатов опытноэкспериментальной работы
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. -М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 320с.
- Абрамова Н.Т. Целостность и управление. М.: Наука, 1974. — 248с.
- Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.-288с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.- 333с.
- Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.-200с.
- Александров Г. Н. Педагогика и психология в системе подготовки инженеров // Экономика и организация промышленного производства. -Новосибирск: Наука, 1981. -№ 10.-С.172−181.
- Александров Г. Н., Полетаев Л. В. Вопросы моделирования деятельности и личности специалиста // Среднее специальное образование. 1982. — № 1. — С.28−31.
- Алибекова Г. З., Рудковская А. В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе // Педагогика. 1995. — № 3. — С.56−60.
- Аллаеров И.А. Самостоятельная учебно-познавательная работа учащихся средних специальных учебных заведений и дидактические условия ее эффективности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Челябинск, 1985.-20с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.-Т.2.-287с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во КГУ, 1988. — 238с.
- Арефьев И.П. Профориентация: ученик, учитель, вуз // Педагогика. -1995. -№ 3.-С.67.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его ^ закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. 368с.
- Н.Атутов П. Р., Бабкин Н. И., Васильев И. К. Связь трудового обучения с основами наук: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1983. — 128с.
- Афанасьев В.Г. О целостных системах // Вопросы философии. 1980. — № 6. — С.62−78.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методологические основы. -М.: Просвещение, 1982. -192с.
- Байбаков В. Четыре слоя образования // Вестник высшей школы (Alma Mater). 1992. — № 2. — С. 10−13.
- Балашов В., Румянцев В., Селифанова Е. Студентческое научное творчество и рыночная экономика // Высшее образование в России.1995. № 1. — С.59−61.
- Бартоломей А., Немировский М., Новикова А. Внеучебное время -воспитанию студентов // Высшее образование в России. 1995. — № 1. -С.50−52.
- Батышев С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М.: Педагогика, 1988. — 176с.
- Бекренев А. Н. Михелькевич В.Н. Интегрированная система высшего ^ инженерного образования // Высшее образование в России. 1994.2. С.125−128.
- Беспалько В.П., Татур Ю. Г. Системно методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. — М.: Высшая школа, 1989. — 144с. i
- Бодалев А.А., Рудкевич Л. Л. О субъективных факторах творческой деятельности человека // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 19−23.
- Бокарева Г. А. Совершенствование системы профессиональной Щ подготовки студентов. Калининград, 1985. — 264с.
- Братусь B.C. О механизмах целеполагания // Вопросы психологии. -1977. -№ 2. -С.121−124.
- Вахтеров В.П. Избр. пед. соч. М.: Высш. шк., 1987. — 325с.
- Вербицкий А., Попов Ю., Подлеснов В., Андросюк Е. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт // Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С. 137−145.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.:Педагогика, 1984.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологи: Информ. метод, материалы к курсу «Общ. психология»: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1986. — 272с.
- Гарунов М.Г., Пидкасистый П. И. Самостоятельная работа студентов. -М.: Знание, 1978.-35с.
- Георгиева Т.С. Образование как сфера культуры: пути обновления. Информационно-технологическая революция и подготовка кадров в США. М.: Департамент культуры Международного центра систем обучения, 1992. -68с.
- Голант Е.Я. О самостоятельной работе в высшей школе. Ленинград: из-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1947. — 15с.
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.- 176с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240с.
- Данилов М.А. Теоретические основы обучения и проблемы воспитания познавательной самостоятельности учащихся // Вопросы воспитания посзнавательной активности и самостоятельности. -Казань, 1972. С.3−23.
- Дебелая Ж.М. Формирование самостоятельности студентов в процессе обучения дирижированию на музыкально-педагогическом факультете: Дисс.. .канд. пед. наук. М., 1977. — 205с.
- Дидусь Н.И. Формирование самостоятельности как профессионально значимого качества личности будущего учителя: Автореф. дисс.. .канд. пед. наук. Киев, 1988. — 23с.
- Дмитриева Ю.Н. Психологические основы самостоятельности как свойства личности. Ленинград: Уч. зап. J И 11И им. А. И. Герцена, 1964.-Т. 254.-С. 141−158.
- Дудина М.М. Методика формирования профессиональной самостоятельности учащихся ПТУ в процессе производственного обучения электросварщиков. Дисс.. канд.пед.наук. Казань, 1990. -310с.
- Ермичев В.А., Семышев М. В. Профессиональная направленность обучения иностранным языкам // Внедрение прогрессивных технологий обучения, средств активизации познавательной деятельности студентов: Мат. межвуз. научно-метод. конф. Тверь, 1996.-С. 65−66.
- Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, 1961.-239с.
- Заякина Л.И. Обоснование комплексной системы организации самостоятельной работы студентов первокурсников вуза: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Киев, 1980. -23с.
- Земцов В.Е. Формирование профессиональной самостоятельности учащихся средних профтехучилищ в процессе производственного обучения: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Казань, 1987. — 18с.
- Зиновская М., Хохлов Н. Технология формирования инженера-творца // Высшее образование в России. 1995. — № 3. — С.45−46.
- Злоцкий Г. Нужен специалист нового типа // Вестник высшей школы (Alma Mater). 1992. — № 2. — С.25−28.
- Ильин B.C. Целостный процесс формирования всестороннего развития гармонической личности, его строение // Целостный подход к учебно-воспитательному процессу. Волгоград, 1984. — С.3−27.
- Интенсификация подготовки учителя / Под ред. М. З. Закиева, Н. А. Половниковой. Казань: изд-во КГПИ, 1984. — 196с.
- История педагогики / Под редакцией М. Ф. Шабаевой. М.: Просвещение, 1981.-367с.
- Кирпичников В. Обучаемые и обучающие (о путях совершенствования высшего инженерного образования) // Высшее образование в России. -1995. -№ 1.- С.98−101.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, из-во КГУ, 1969. -252с.
- Кобыляцкий И.И. Основы педагогики высшей школы / Отв. ред. В. А. Цветков. Киев — Одесса: изд-во Вища школа, 1978. — 288с.
- Ковалев А. Минеев В. Системный подход к подготовке специалиста // Вестник высшей школы (Alma Mater). 1992.- № 1. — С.20.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-Т.1. -656с.
- Кондратьев С.В. Производственные ситуации как средство формирования профессиональной самостоятельности у учащихся средних профтехучилищ: Дисс. .канд. пед. наук. Казань, 1988. -269с.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. — № 9. -С.103−116.
- Коротков Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста // Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С.72−75.
- Кравчук П. Творчески развитая личность и высшее образование // Вестник высшей школы (Alma Mater). 1992. — №№ 4−6. — С. 18−21.
- Краевский В.В., Лернер И. Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Педагогика, 1983. — 105с.
- Кувико Л.М. Воспитание у младших школьников самостоятельности как черты личности: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1978. -19с.
- Кугель С.А., Никандров О. Н. Молодые инженеры. М.: Мысль, 1971. — 207с.
- Кузнецов B.C., Кузнецова В. А. О соотношении фундаментальной и профессио-составляющих в университетском образовании // Высшее образование в России. 1994 — № 4. — С.36−39.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.-183с.
- Кумбс Ф.П. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М.: Прогресс, 1970. — 261с.
- Курдюмов Г. М. О формировании личностных качеств будущих специалистов // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С. 103 104.
- Кустов Ю.А. Единые и комплексные программы обучения как средство разработки конкретного содержания модели специалиста широкого профиля. // Проблемы формирования личности специалиста широкого профиля.- Д., 1976. 105с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1965. -574с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Дисс.. .д-ра пед.наук. М., 1970.-810с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности и категория науки // Советская педагогика. 1985. -№ 3. — С.52.
- Лернер И.Я. Учебно-воспитательный процесс как система // Новые исследования в педагогических науках. М.: Просвещение, 1985. -№ 1(45). — С.30−34.
- Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444с.
- Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: Высш. школа, 1979.- 157 с.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. — № 6. — С. 55−63.
- Матяш Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя: Дисс. .канд. пед. наук. Брянск, 1994. — 152с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педгогика, 1975. — 368с.
- Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах. Казань: Таткнигоиздат, 1963. -80с.
- Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184с.
- Милтс А.А. Целостность личности и ее формирование: Автореф. дисс.канд. филос. наук-Л., 1967. 18с.
- Мячин Ю.Н. Методологические аспекты исследования целостности человека и личности: Автореф. дисс. канд. пед наук. М., 1979. — 18с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 632с.
- Немченко B.C., Шинакова Г. И. и др. Профессиональная адаптация молодежи. -М.: МГУ, 1969. 128с.
- Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран (основные вопросы дидактики). М.: Высшая школа, 1978. — 279с.
- Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.-432с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. -797с.
- Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — с.45.
- Оценка качества подготовки специалистов. Л.: ЛГУ, 1977. — 96с.
- Паджиев А. И выживание и развитие // Высшее образование в России. 1995.-№ 3.-С.26.
- Параил В.А. Высшее образование в США: в поисках выхода из кризиса // Современная высшая школа. Варшава. — 1982. — № 1(37). -С.161−175.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1965. -Т.2. — 912с.-Т.З.-880с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255с.
- Петрушкин С.Ф. Формирование профессиональной готовности будущих учителей к воспитательной работе средствами учебных дисциплин: Дисс. доктора пед. наук. С-Петербург, 1992. — 468с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. -240с.
- Пименова Л.М. Развитие самостоятельности как черты личности у учащихся старших классов: Дисс. .канд. пед. наук. Л., 1960.
- Пискунов М.У. Организация учебного труда студентов. Мн.: Изд-во БГУ, 1982.- 142 с.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. -М.: Высш. шк., 1991.
- Платонов К.К., Голубев Г. Г. Психология. М.: Просвещение, 1977.- 209с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий.- М.:Высшая школа, 1984. 174 с.
- Половникова Н.А. Воспитание познавательной самостоятельности.- Казань: Таткнигоиздат, 1986. 203с.
- Портных В.Я. Научно-методическая триада // Высшее образование в России. № 3. — 1994. — С.38−45.
- Посталюк Н.Ю. Дидактические условия эффективного использования учебно-познавательных задач в высшей школе: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1982. — 185с.
- Проблемы формирования специалиста широкого профиля. Л.: ЛГУ, 1976, вып. 113.-105с.
- Пряникова В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике (20 30 гт. XX век) // Педагогика. — 1995. -№ 2. — С.28.
- Ретивых М.В. Подготовка школьников к профессиональному самоопределению. Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. — 111с.
- Ретивых М. В. Симоненко В.Д. Как помочь выбрать профессию. -Тула: Приок. кн. изд-во, 1999. 132с.
- М.М. Рубинштейн. Основы трудовой школы. Иркутс, 1920. — С.28.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание М.: АПН РСФСР, 1957. -328с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.- 704с.
- Рувинский Л. И. Кобыляцкий И.И. Основы педагогики. М.: Просвещение, 1985. — 224с.
- Рыбальский В.И. Как создать инженера? // Экономика и организация промышленного производства. Новосибирск: Наука, 1985.-№ 7.-с.115−122.
- Савельев А., Момот А., Кагерманьян В., Линьков Р. Проектируется и действует // Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С.53−61.
- Савельев А .Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1994. — № 2. — С.29 — 35.
- Сагатовский В. Н. Кочетов Г. М. Принципы построения модели молодого специалиста университетского профиля // Системный подход к управлению учебно-воспитательным процессом вуза. Томск, 1976. -105с.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974. -280с.
- Саранцев Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя // Педагогика. 1995. — № 4. — С.63−66.
- Семышев М.В. Дидактические основы подготовки инженеров в сельскохозяйственном вузе средствами гуманитарных дисциплин (на примере преподавания немецкого языка): Дис. .канд. пед. наук. -Брянск, 1997.- 191с.
- Сериков Г. Н. Педагогические основы совершенствования управления самообразованием студентов: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Тбилиси, 1987. — 48с.
- Симоненко В.Д. Основы предпринимательства. Брянск. — 1994. -130с.
- Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. М.: Изд-во Вентана Граф, 1998. — 268с.
- Сичивица О.М., Смирнов Е. Е. Гуранский В.И. Проблемы совершенствования вузовской подготовки специалистов // Социология и высшая школа. Горький, ГГУ, 1975. — вып. 4. — 105с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. — 152с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.-С.32.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976.-203с.
- Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим техническим образованием. JL: ЛГУ, 1997. — 136с.
- Собрание законодательства РФ, 26.08.96, N 35, ст. 4135, Федеральный закон от 22.08.96 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
- Статистический анализ в научных работах / Под ред. М. Е. Казариновой. Брянск: Приокск. книжн. изд-во, 1974. — 71с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. -М.: Педагогика, 1979.
- Томилова Г. А. Содержание и методика формирования профессионально-педагогической направленности у студентов университета. Томск: ТГУ, 1978. — 75с.
- Усова А.В., Завьялов В. В. Самостоятельная работа учащихся в процессе изучения физики: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1984. -96с.
- Уткин Э.А. Профессия Менеджер. — М.: Экономика, 1992. — 176 с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Собр. соч. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.-Т.8.-С.11−283.
- Халиуллин И.А. Формирование профессиональной самостоятельности у учащихся средних профтехучилищ в контрольно-заключительном периоде: Дисс. .канд. пед. наук. Казань, 1981. -189с.
- Хохлов Н.Т. Направления и формы интеграции образования, науки и производства // Высшее образование в России. 1994. — № 1. — С. 108 109.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. и автор вводных статей А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. — 560с.
- Чубук Ю.Ф., Таукач Т. Д. В поисках новых путей подготовки инженеров // Вестник высшей школы. 1969. — № 1. — С.20.
- Шавир П.А. О некоторых аспектах моделирования и формирования профессионально-педагогической направленности студентов в условиях университета // Методология и методы исследования проблем высшей школы. Тюмень, 1980. — 101с.
- Шахмаев Н.М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в высшей школе. М.: Педагогика, 1973. — 272с.
- Шахов В., Угорелов В. Социальное развитие высшей школы: некоторые итоги и перспективы // Высшее образование в России. -1995. № 1. — С.44.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Педагогика, 1979. — 160 с.
- Янотовская Ю.В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности: в условиях ПТУ и общеобразовательной школы: Дисс. .канд. психол. наук. М., 1973.
- Allport G.W. Uniqueness in Students // The Goals of Higher Education. -Cambridge, 1960. P. 9 — 25.
- American Education. Washington, 1985. — Vol.21. P. 16−19.
- Blanshard В. Values: The Polestar of Education// The Goals of Higher Education. Cambridge, 1960. — P. 76−98.
- Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives. The Classification of Educational Goals. Handbook 1: Cognitive Domain. New York, 1956. -P.7−85.
- Bloom B.S. Taxonomy of Educational Objectives. The Classification of Educational Goals. Handbook 2: Cognitive Domain. New York, 1964. -P.24−50.
- Bloom B.S. The New Direction: Educational Research: Alterable Variable. Phi Delta Kappan, 1980. — P.61, 382−385,
- Closing the Gaps in Higher Education USA, 1997.
- Dewey John. How We Think. A Restatement of the Relation of Reflective. Thinking to The Educative Process. Lexington, M.A.: D.C. Heath, 1983.-P.266.
- Education Research and Perspectives. Nedland, Western Australia, 1986. — Vol. 13. — № 2. — P. 4−5, 44.
- Klein J. The Idea of Liberal Education // The Goals of Higher Education. Cambridge, 1960. — P. 26−41.
- Taylor H. Individualism and Liberal Tradition The Goals of Higher Education. — Cambridge, 1960. — P. 9 — 25.
- The Minnesota Plan: The Design of a New Education System. -American Education. Washington, 1985. — Vol.21 — № 1. — P.16−19.
- Weatherford W.D. The Goals of Higher Education. Massachusetts, 1960.
- Woodring P. The Higher Education in America. N.Y., 1968. P. 112.