Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что различные аспекты профессионального становления личности учителя исследованы в работах педагогов и психологов Е. П. Белозерцева, М. Я. Виленского, JI.H. Грановской, A.A. Деркач, З. Ф. Есаревой, И. Ф. Исаева, Н. Е. Мажар, Н. Ф. Масловой, А. И. Мищенко, П. И. Образцова, JI.C. Подымовой, Г. Б. Скок, Т. И. Соломатовой, E.H. Шиянова… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
    • 1. 1. Компетентностный подход к подготовке будущего учителя в педагогическом колледже
    • 1. 2. Сущность профессиональной компетентности будущего учителя
    • 1. 3. Анализ практики формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖ
    • 2. 1. Характеристика условий формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже
    • 2. 2. Проектная технология формирования профессиональной компетентности будущего учителя
    • 2. 3. Экспериментальная проверка эффективности условий формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже
  • Выводы по главе II

Условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный уровень развития образования, возросшие профессиональные требования к личности специалиста усилили потребность в формировании индивидуального стиля деятельности, создании условий для реализации личностного потенциала, развития и умений и навыков управления в инновационном режиме. С этих позиций, важными характеристиками личности становятся способность к импровизации и убедительному выражению мысли, готовность к творческой самореализации через продуктивную инновационную деятельность, предполагающую наличие развитой интуиции, владение соответствующими техниками и т. д. Подготовка к профессиональной деятельности специалиста предполагает обеспечение готовности оперативно решать профессионально значимые задачи, осуществлять процессы в инновационном режиме, где фактором завершенности выступает компетентность, характеризующая личность выпускника. При этом преобладание у 62,8% выпускников подражательной готовности к профессиональной деятельности связано с ориентацией образовательной практики на формирование совокупности предметных знаний, а не значимых умений и навыков.

Выпускник среднего профессионально-педагогического учебного заведения должен быть готов к разработке продуктивных образовательных систем, использованию инновационных моделей и технологий обучения, созданию учебно-технологической базы дисциплины, формированию у обучающихся необходимых умений и навыков через внедрение активных форм, методов и средств, способствующих проявлению инициативы, самостоятельности, активности, выработке собственной траектории становления, принятию позиции личной ответственности за результаты деятельности и т. д.

Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что различные аспекты профессионального становления личности учителя исследованы в работах педагогов и психологов Е. П. Белозерцева, М. Я. Виленского, JI.H. Грановской, A.A. Деркач, З. Ф. Есаревой, И. Ф. Исаева, Н. Е. Мажар, Н. Ф. Масловой, А. И. Мищенко, П. И. Образцова, JI.C. Подымовой, Г. Б. Скок, Т. И. Соломатовой, E.H. Шиянова, Д. С. Яковлевой и др., где обосновываются организационные, психолого-педагогические, физиологические и другие условия обеспечения готовности личности к осуществлению профессиональных функций, раскрываются пути и средства формирования профессиональной культуры и мастерства педагога.

Исследованию профессиональной компетентности педагога посвящены работы, в которых рассматриваются дидактическая (С.И. Архангельский, Д. А. Деркач, Г. А. Караханова, А. К. Маркова, Т. Н. Шайденко и др.), психолого-педагогическая (Д.М. Маллаев, А. Н. Пискунов и др.), общепедагогическая (O.A. Абдуллина, Н. В. Кузьмина, А. И. Нюдюрмагомедов и др.), инновационная (Г.М. Гаджиев, В. А. Сластенин, JI.C. Подымова и др.), творческая (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В. В. Краевский, Н. Д. Никандров и др.) составляющие подготовки.

Проблемы использования современных технологий в подготовке будущего учителя исследованы педагогами В. П. Беспалько, С .Я. Батышевым, В. Н. Боголюбовым, A.A. Вербицким, М. В. Клариным, М. М. Левиной, Г. К. Селевко, Л. Г. Семушиной, М. П. Сибирской, С. А. Смирновым, Ю. Г. Татур, А. И. Уман и др.

Раскрытию аспектов подготовки учителя к учебным занятиям, адаптированию методов, приемов и средств обучения к условиям школы посвящены исследования А. П. Беляева, Г. Н. Валькова, В. Х. Канаева, Т. И. Карпова, H.A. Морева, В. И. Орлова, П. И. Самойленко, Л. Г. Семушина, A.B. Сергеева, Л. Г. Сергиенко, Н. Г. Ярошенко и др. <

Несмотря на интерес к проблеме формирования профессиональной компетентности малоизученными и актуальными остаются вопросы подготовки будущего учителя в педагогическом колледже, что связано с существованием объективных противоречий между:

• значимостью формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже и ограниченными возможностями ее осуществления через традиционные модели обучения;

• преобладанием практической подготовки над теоретической, ориентированной преимущественно на повышение фундаментальности образования;

• необходимостью овладения совокупностью действий (операций), которые предстоит выполнять в профессиональной деятельности и разрозненным характером их формирования в процессе подготовки;

• ориентированностью подготовки на лекционно-семинарскую систему, не способствующую формированию самостоятельности, инициативности, активности, личной ответственности и т. д.

Необходимость разрешения приведенных противоречий актуализирует проблему исследования, суть которой в обосновании педагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже.

Тема исследования. Условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже.

Цель исследования. Обоснование условий формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже.

Объект исследования. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже.

Предмет исследования. Условия формирования профессиональной компетентности будущих учителей в педагогическом колледже.

Гипотеза исследования. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже будет успешным, если обеспечить:

• целевую и содержательную направленность на усвоение дидактических единиц, связанных с компетенгиями учителя;

• организационно-методическое сопровождение учебного процесса с позиций обеспечения полипрофессионализма учителя;

• операционно-деятелъностную направленность изучения учебных предметов;

• мотавационно-ценностную ориентацию на проектную деятельность при изучении учебных курсов.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы задачи исследования:

1. Выявить значимость компетентности в профессиональном становлении личности будущего учителя.

2. Определить сущность и структуру профессиональной компетентности будущего учителя ИЗО и черчения.

3. Обосновать и апробировать условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже.

4. Спроектировать и реализовать технологию формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже.

Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют системный (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько и др.), компетентностный (В.А. Сластенин и др.), контекстный (A.A. Вербицкий и др.) и технологический (М.В. Кларин) подходы, обеспечивающие исследование процесса подготовки как целостности отражающей внутреннее единство образования (структурность, самостоятельность и т. д.) — философские концепции о природе и сущности человеческой деятельности (И.Я. Лернер, В. В. Краевский и др.), единстве теории и практики, соотношении сущности и явления, формы и содержания.

Теоретическую основу исследования составляют положения и идеи: системного анализа педагогических явлений (С.И. Архангельский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, М. Н. Скаткин и др.) — личностно-ориентированной подготовки специалиста- (К.А. Абульханова-Славская, В. В. Давыдов, И.А.

• (.

Зимняя, A.M. Маркова, И. С. Якиманская и др.) — профессиональной подготовки cneiiucuiucmoe (A.A. Вербицкий, JT.C. Выготский, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, И .Я. Лернер и др.) — технологизации образовательного процесса.

В.П. Беспалько, М. В. Кларин, В. В. Питюков, Г. К. Селевко, Ю. Г. Татур, А. И. Уман и др.) — формирования компетентности в образовании (В.А. Болотов, Т. В. Иванова, Е. Я. Коган, Г. Н. Подчалимова и др.) — моделирования образовательных процессов (B.C. Безрукова, В. П. Беспалько, Г. М. Гаджиев, В. М. Монахов и др.).

Методы исследования. Для достижения цели и решения задач использованы методы исследования: общетеоретические (анализ документов и литературных источников, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, систематизация, моделирование и т. д.) — общепедагогические (беседа, опрос, анкетирование, изучение результатов деятельности, экспертные оценки, обобщение опыта и независимых характеристик, эксперимент и т. д.) — методы математической статистики и др.

Организация исследования. Экспериментальной базой исследования явился Избербашский и Дербентский педагогические колледжи, где исследованием было охвачено 201 студент и 24 преподавателя.

Этапы исследования. Исследование проводилось в логически взаимосвязанные этапы:

• первый этап (2004 — 2006 г.) был направлен на теоретическое изучение состояния исследуемой проблемы формирования профессиональной компетентности будущего учителя в среднем профессионально-педагогическом образованииразработку теоретических аспектов проектирования профессионально-ориентированной технологии подготовкиопределение понятийно-категориального аппарата исследования (объект, предмет, гипотеза, методология и методы), а также анализ отдельных положений и подходов к проблеме исследования;

• второй этап (2006 — 2008 гг.) включал уточнение и конкретизацию категории «профессиональная компетентность будущего учителя» применительно к ее формированию в педагогическом колледже, обоснование психолого-педагогических условий, критериев, показателей и уровней сформиро-ванности профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже, разработку и экспериментальную проверку практико-ориентированной технологии подготовки и т. д.;

• третий этап (2008 — 2010 гг.) предполагал экспериментальную проверку комплекса условий формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже, обобщение и теоретическое осмысление фактологического материала исследования, выработку рекомендаций по применению практико-ориентированной технологии подготовки в учебном процессе, оформление результатов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования состоит в:

• выявлении педагогических условий, способствующих формированию профессиональной компетентности и полипрофессионализма будущего учителя в педагогическом колледже;

• разработке модели психолого-педагогического обеспечения качественной подготовки будущего учителя в педагогическом колледже, включающей компоненты, этапы, условия, показатели и уровни сформированно-сти профессиональной компетентности;

• проектировании и экспериментальной проверке практико-ориентированной технологии обучения, способствующей формированию у будущих учителей в педагогическом колледже профессиональной компетентности и полипрофессионализма.

Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации сущности и содержания профессиональной компетентности будущего учителя применительно к ее формированию в условиях педагогического колледжавыявлении теоретических основ формирования профессиональной компетентности в педагогическом колч леджеобосновании педагогических условий и практико-ориентированной технологии подготовки, способствующих формированию полипрофессионализма и профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования состоит во внедрении теоретических положений и выводов, создающих предпосылки для успешного формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже, использовании результатов исследования для формирования полипрофессионализма в системе среднего профессионального образования. Разработанные практические рекомендации по включению в проектирование, конструирование и реализацию педагогического процесса через практико-ориентированную технологию могут быть использованы в учебных заведениях России, как инновационная модель подготовки.

Обоснованность и достоверность результатов исследования. Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены четкостью исходных методологических принципов и методов познания исследуемого процессаприменением апробированной методики, адекватной целям, задачам и логике исследованиярепрезентативностью эмпирических результатовопытно-экспериментальным подтверждением правомерности теоретических выводов и практических рекомендацийвоспроизводимостью и использованием полученных результатов в педагогической практике.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Профессиональная компетентность будущего учителя с позиций ее формирования в условиях педагогического колледжа определяемая как единство теоретической, практической и мотивационной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности, находящей воплощение в социально и личностно-значимом продукте — педагогическом проекте и модели ее реализации.

2. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя, в качестве которых выступают: целевая направленность на формирование умений по выявлению дидактических единиц, дифференцированному и интегрированному отбору и использованию форм, методов и средств обучениясистемно-содержательное обеспечение учебного предмета через отбор и композицию учебного материаламоделирование, интерпретирование и систематизациюорганизационно-методического обеспечения учебного процессавыработку у будущего учителя умений осуществлять отбор совокупности методов, форм и средств обучениясоздание учебных ситуаций и разработку учебных заданий, направленных на формирование у будущего учителя проективных и конструктивных умениймотивационно-ценностную ориентацию в изучении учебной дисциплины на формирование устойчивого интереса к разработке учебного проекта, предоставлении возможности для реализации разработанных проектов на практике в учебном процессе педагогического колледжа и т. д.

3. Практико-ориентированная технология, включающая алгоритмизированные процедуры, операции и приемы в совокупности представляющие целостную систему, реализация которой способствует формированию профессиональной компетентности и полипрофессионализма в проектировании учебного процесса, представленного параметрами: диагностическое целепо-лаганиелогическая структура содержания обучениядозирование учебной информации и контрольных заданийописание дидактического процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий, контрольно-измерительные материалы, позволяющие оценить компетентность будущего учителя и т. д.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседании кафедры теории и методики профессионального образования Дагестанского государственного педагогического университета, докладывались на научно-практических (Избербаш, 2008, 2011; Махачкала, 2011) конференциях, на курсах повышения квалификации учителей (Махачкала, 2007).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Выводы по второй главе:

1. Для решения задач в рамках диссертационного исследования обоснованы педагогические условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже, включающие: «Наличие творческой образовательной среды», «Направленность на формирование профессиональных компетенций», «Использование активных форм организации (диалогичные, коллективно-распределенные и т. д.) взаимодействия в субъектно-объектной деятельности», «Методы, направленные на преобразование самого себя, развитие рефлексивных способностей, творческого потенциала личности», «Проектное мировоззрение как источник готовности к преобразованию окружающей действительности», «Альтернативная педагогическая технология».

2. Приведенные педагогические условия на структурирование по принципу представленности совокупности умений рассматриваются как: целевая направленность на формирование умений по выявлению дидактических единиц, дифференцированному и интегрированному отбору и использованию форм, методов и средств обучениясистемно-содержательное обеспечение учебного предмета через отбор и композицию учебного материаламоделирование, интерпретирование и систематизациюорганизационно-методического обеспечения учебного процессавыработку у будущего учителя умений осуществлять отбор совокупности методов, форм и средств обучениясоздание учебных ситуаций и разработку учебных заданий, направленных на формирование у будущего учителя проективных и конструктивных умениймотивационно-ценностную ориентацию в изучении учебной дисциплины на формирование устойчивого интереса к разработке учебного проекта, предоставлении возможности для реализации разработанных проектов на практике в учебном процессе педагогического колледжа и т. д.

3. Представленные организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей в педагогическом колледже, позволяют на научной основе решать проблему включения в проектирование, конструирование и реализацию педагогического процесса с гарантированным качеством, обеспечивая выполнение требований социального заказа общества, движение личности учителя на пути его профессионального совершенствования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих учителей в педагогическом колледже лежит в плоскости использования контекстного, системно-деятельностного, технологического и компе-тентностного подходов, способствующих активизации познавательной деятельности субъекта образовательного процесса.

2. Профессиональная компетентность будущего учителя представляет собой готовность и способность к выполнению функций, критериями которого выступают: овладение содержанием подготовкиценностное отношение к освоению педагогической деятельностизнание приемов и способов решения профессиональных практических задачсамостоятельность в принятии решений и рефлексия собственной деятельностиспособность к переносу знаний, владение профессиональным и социальным опытом (поиск альтернатив). I.

3. Анализ практики подготовки будущего учителя ИЗО и черчения в педагогическом колледже позволил установить содержательную составляющую профессиональной компетентности, определяемую как единство моти-вационной, теоретической и практической готовности и способности выпу-, скника, находящую воплощение в материальном, социально и личностно-значимом продукте — проекте, реализация которого на практике обеспечивает целенаправленную подготовку к педагогической деятельности.

4. Педагогическими условиями, способствующими формированию профессиональной, компетентности будущих учителей ИЗО и черчения в педагогическом колледже, выступают: «Наличие творческой образовательной среды», «Направленность на формирование профессиональных компетенций», «Использование активных форм организации (диалогичные, коллективно-распределенные и т. д.) взаимодействия в субъектно-объектной деятельности», «Методы, направленные на преобразование самого себя, развитие рефлексивных способностей, творческого потенциала личности», «Проектное мировоззрение как источник готовности к преобразованию окружающей действительности», «Альтернативная педагогическая технология». Приведенные педагогические условия на структурирование по принципу представленности совокупности умений рассматриваются как: целевая направленность на формирование умений по выявлению дидактических единиц, дифференцированному и интегрированному отбору и использованию форм, методов и средств, обучениясистемно-содержательное обеспечение учебного предмета через отбор и композицию учебного материаламоделирование, интерпретирование и систематизациюорганизационно-методического обеспечения учебного процессавыработку у будущего учителя умений осуществлять отбор совокупности методов, форм и средств обучениясоздание учебных ситуаций и разработку учебных заданий, направленных на формирование у будущего учителя проективных и конструктивных умениймотиваци-онно-ценностную ориентацию в изучении учебной дисциплины на формирование устойчивого интереса к разработке учебного проекта, предоставлении возможности для реализации разработанных проектов на практике в учебном процессе педагогического колледжа и т. д.

5. Представленные организационно-педагогические условия формирования профессиональной компетентности у будущих учителей в педагогическом колледже, позволяют на научной основе решать проблему включения в проектирование, конструирование и реализацию с гарантированным качеством, обеспечивая выполнение требований социального заказа общества, движение личности учителя на пути его профессионального совершенствования.

6. Экспериментальные данные о готовности и способности будущего учителя ИЗО и черчения осуществлять педагогическую деятельность показывают, что 57,3% испытуемых проявляют активно-поисковый уровень профессиональной компетентности, 12,9% - творческий, тогда как на констатирующем этапе представленность была незначительной. При этом количество студентов, проявляющих подражательный уровень, уменьшилось с 40% до 17,1%, за счет чего произошло увеличение количества респондентов, демонстрирующих активно-поисковый уровень с 57,3% до 74,3%.

7. Полученная положительная динамика профессиональной компетентности будущих учителей в педагогическом колледже подтверждает эффективность педагогических условий и спроектированной технологии подготовки будущего учителя ИЗО и черчения, отличающихся достаточно прочным базовым массивом специальных знаний и сформированностью профессиональных умений по всем направлениям педагогической деятельности.

Полученные выводы и предложения не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение проблемы формирования профессиональной компетентности будущих учителей в педагогическом колледже. Дальнейшего изучения требуют вопросы исследования закономерностей, принципов и механизмов формирования профессиональной компетентности и профессионально-педагогической культуры будущих учителей в педагогическом колледже.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. Аверьянов А. Н. М.: Политиздат, 1985. — С. 263.
  2. В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. Адольф В. А. Красноярск: КГУ, 1998. — С. 310.
  3. Акоф Рассел Л. Искусство решения проблем. / Пер. с англ. Акоф Рассел Л. М.: Мир, 1982. — С. 220.
  4. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. Андреев В. И. М: Высшая школа, 1981. -С. 240.
  5. В.Г. Математические методы в психологии. Аникина В. Г. -Орел, 2001.-С. 86.
  6. П.Р. Технологии и современное образование. // Педагогика. Атутов П. Р. -1996.
  7. В. Проектирование педагогических технологий // Высшее образование в России. Афанасьев В. 2001. — № 4. — С. 147−150.
  8. Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии. // Высшее образование в России. Ахметова Д., Гурье Л. -2001. № 4. -С. 138−144.
  9. А.И., Образцов П. И. О качестве профессиональной подготовки будущих преподавателей педагогических колледжей. // Качество образования: проблемы, проекты, достижения и перспективы. Ахулкова А. И., Образцов П. И. Орел, 2002. — С. 173−175.
  10. А.И., Образцов П. И. Профессионально- ориентированная технология обучения преподавателей педагогических колледжей // Современные технологии обучения. Ахулкова А. И., Образцов П. И. СПб.: Изд-во ЛЭТИ, 2002. — Т. 2.- С. 133−134.
  11. А.Е., Проворов A.C., Проворова А. Г., Хасан Б. И. Об опыте реализации программы подготовки преподавателей высшей школы. // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2003. — № 1.-С. 78−87.
  12. B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учеб пособие. Безрукова B.C. Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. -С. 344.
  13. А.П. Тенденции развития профессионального образования. // Педагогика. 2003. — № 6. — С. 21−27.
  14. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения./ В. П. Беспалько М., 1995.
  15. В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В. П. Беспалько М., 1990. — С. 192.
  16. В.И. Введение в педагогическую технологию: Учебное пособие. / В. И. Боголюбов Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. — с.
  17. В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко H.A. Проектирование профессионального педагогического образования. // Педагогика. 1997.-№ 4.-С. 66.
  18. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
  19. П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. /Борисов П.П. 2003. — № 1. — С. 58−61.
  20. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. Борисова H.B. М., 2000. — С. 21.
  21. Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии. // Педагогика. Бородовский Г. А. 1995. — № 5.
  22. Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием. /Варданян Ю.В. Ml 11 У. -Дис. .докт. пед. наук. — 1999.
  23. Введение в педагогическую деятельность. /Под ред. A.C. Робото-вой. М., 2002. — С. 208.
  24. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. /Вербицкий A.A. М.: Высшая школа, 1991. — С. 208.
  25. A.A., Бакшаева H.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: монография. /Вербицкий A.A., Бакшаева H.A. М., 2000. — С. 200.
  26. Д.М., Вечедова А. Д. Полипрофессионализм в педагогическом колледже как условие формирования социально-экономической активности студентов. /Вечедов Д.М., Вечедова А. Д. // Среднее профессиональное образование. М., 2008 — № 1 — С. 29−30.
  27. Д.М., Вечедова А. Д. Проблемы модернизации художественного образования на современном этапе. / Вечедов Д. М., Вечедова А. Д. // Среднее профессиональное образование. М., 2008 — № 2 — С. 65−66.
  28. Д.М., Вечедова А. Д. Адаптация студентов на научной основе. /Вечедов Д.М., Вечедова А. Д. // Среднее профессиональное образование. М., 2009 — № 4 — С. 39−40.
  29. Д.М., Вечедова А. Д. Роль педагогического мастерства в инновационной деятельности учителя. / Вечедов Д. М., Вечедова А. Д. // Образовательная политика. М., 2009 — № 7 — С. 8−14.
  30. Д.М., Вечедова А. Д. Научно-исследовательская и творческая деятельность в учебном процессе. / Вечедов Д. М., Вечедова А. Д. // Среднее профессиональное образование. М., 2010 — № 5 — С. 15−17.
  31. Д.М., Вечедова А. Д. Управление качеством образования в педагогическом колледже. / Вечедов Д. М., Вечедова А. Д. // Среднее профессиональное образование. М., 2010 — № 7 — С. 28−29.
  32. Д.М., Вечедова А. Д. Формирование имиджа будущего учителя в процессе обучения в колледже. / А. Д. Вечедова // Среднее профессиональное образование. М., 2011 — № 5 — С.
  33. Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в средних специальных учебных заведениях. // Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 1990.
  34. В.Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. / Под ред. В. А. Сластенина. /Виленский В.Я., Образцов П. И., Уман А. И. М.: Педагогическое общество России. — 2004. — С. 275.
  35. Л.С. Избранные психологические исследования. / Выготский Л. С. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. — С. 438−452.
  36. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. / Исследование мышления в советской психологии. Под ред. Е. В. Шороховой. / Гальперин П. Я. М., «Наука», 1966. — С. 259−276.
  37. В., Самойленко П. И. Содержание подготовки специалистов среднего звена: новые вызовы времени. // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003. № 5. — С. 19−25.
  38. JI.K. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. / Гребенкина JI.K. Рязань: РГПУ, 2000. — С. 204.
  39. В.В. Теория развивающего обучения. / Давыдов B.B. М., 1996.
  40. В.П., Образцов П. И., Уман А. И. Методология и методика проведения психолого-педагогического исследования. / Давыдов В. П., Образцов П. И., Уман А. И. М.: Логос. — 2004. — С. 198.
  41. B.C. Практические работы учащихся с позиций педагогической технологии. // Педагогика. 1993. — № 3.
  42. А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность. // Педагогика. 2003.- № 4. — С. 21−26.
  43. A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. / Деркач A.A., Кузьмина H.B. М.: Луч, 1993. — С. 49.
  44. В.Т. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности в зависимости от типа обучения. // Вопросы психологии. 1980. — № 6.
  45. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. /Елканов С.Б. М.: Просвещение, 1986. — С. 144.
  46. З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. / Есарева З. Ф. Л.: ЛГУ, 1975. — С. 174.
  47. Закон РФ «Об образовании». 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2001. — С.52.
  48. Е.Ф., Романцев Г. М. Личностное ориентированное профессиональное образование. // Педагогика- 2002. № 3. — С. 16−21.
  49. И.А. Педагогическая психология. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / Зимняя И. А. М.: Логос, 2001. — с. 384.
  50. С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш.учеб.завед. / Змеев С. И. М.: Издат. центр «Академия», 2002. — С. 128.
  51. Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 1. — С. 16−20.
  52. Л.П. Формирование духовной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования. // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 3. — С. 10−14.
  53. Г. Проективное образование и становление личности. // Высшее образование в России./Ильин Г. 2001. — № 4. — С. 85−92.
  54. Инновации в российском образовании. М.: Изд-во МГУП., 2000.1. С. 80.
  55. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподава-теля./Исаев И.Ф. М.: Издат. центр «Академия», 2002. — С. 208.
  56. И.Ф., Шеховская Н. Л. Колледж как инновационное образовательное учреждение. / Исаев И. Ф., Шеховская Н. Л. Белгород, 1997. — С. 524.
  57. Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта. // Вестник Московского университета. 2000. — № 2. — С. 16−27. Серия 14. Психология.
  58. Кларин-М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. / Кларин М. В. М., 1989. — С. 36- 41.
  59. М.В. Технологический подход к обучению. // Школьные технологии. В. 2003. — № 5. — С. 3−22.
  60. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. /Климов Е.А. М.: МГУ, 1995. — С. 224.
  61. Е.А. Как выбирать профессию. / Климов Е. А. М.: Просвещение, 1990.-С. 160.
  62. Е.А. Психология профессионала. / Климов Е. А. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОД ЭК., 1996. — 400 с.
  63. С.В. Некоторые особенности обучающего контроля знаний. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 6. — С. 44−50.
  64. O.A. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 2. — С. 48−51.
  65. В.А. Среднее педагогическое образование на новый уровень. // Педагогическое образование и наука. — 2002. — № 3. — С. 62−64.
  66. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. — С. 24.
  67. Е.Т. Самоотношение в формировании установки на успешность профессиональной деятельности. // Педагогическое образование и наука. 2003. — № 1. — С. 52−55.
  68. Г. К. К составлению тестовых вопросов. // Специалист. -1992. № 4−6.
  69. В.В. Методология педагогического исследования. / Краевский В. В. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — С. 95.
  70. Л.М. От познавательного интереса к созиданию знаний. // Педагогика. 1993. — № 4.
  71. Н.В. Профессионализм личности преподавателя. /Кузьмина H.B. М.: АПН, 1990. — С. 149.
  72. Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. /Кузьмина Н.В. С.-Пб.: СПбГУ, 1993. С. 63.
  73. Ф. Кризис образования в современном мире. / Кумбс Ф. -М., 1970. С. 130.
  74. B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования. // Педагогика. 2000. — № 3. — С. 27−34.
  75. Г. А. Обучение педагогическому проектированию в процессе профессиональной подготовки учителя. Дисс. канд. пед. наук. /Лебедева Г. А. М., 1997.
  76. Г. А. Технология обучения педагогическому проектированию. // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 68−75.
  77. М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. / Левина М. М. Минск, 1996. — С. 232.
  78. М.М. Технологии профессионального педагогического образования. /Левина М.М. М.: Издат. центр «Академия», 2001. — С. 272.
  79. М.М. Технология обучения, ее роль в структуре педагогического знания. // Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам. М., 1991.
  80. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. / Леонтьев А. Н. — М.: Политиздат., 1975. — С. 304.
  81. И.Я. Дидактические основы методов обучения. / М., 1981. -с. 185.
  82. .Т. Педагогика. Курс лекций/ Лихачев Б. Т. М., 1998. -С. 104−110, 164.
  83. М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. //Педагогика. 2001. — № 10. — С. 56−61.
  84. В.Я. Методика преподавания психологии. / Ляудис В. Я. -М.: Изд-во Моск. унта, 1989. С. 77.
  85. Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация. Текст. Макарова Л. В. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — С. 148.
  86. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 55−63.
  87. A.K. Психология профессионализма. / Маркова A.K. М.: Знание, 1996. — С. 308.
  88. А.К. Психология труда учителя/ Маркова A.K. М.: Просвещение, 1993.-С. 192.
  89. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. / Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. М., 1990. — с. 192.
  90. A.C. Технология массового тестирования студентов: Учебное пособие. / Маркова A.C. М., 1996.
  91. Н.Л. Деловая игра в подготовке учителя. / Матросова Н.Л.-М, 1997.
  92. Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования. // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 38−43.
  93. М.И. Принцип проблемности в обучении. // Вопросы психологии. 1984. — № 5.- С. 30−36.
  94. М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — С. 367.
  95. В.А., Ермоленко М. Н. Ведение в педагогическую профессию: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. — С. 288.
  96. В. П. Количественная оценка эффективности и качества учебного процесса. / Мизинцев В. П. Южно-Сахалинск: ГПИ., 1987.
  97. А.И. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. М., 1991. — С. 285.
  98. Монахов В. М, Проектирование траектории становления будущего учителя. // Школьные технологии. 2000. — № 6. — С. 66−83.
  99. H.A. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Издат. центр «Академия», 1999. — С. 304.
  100. H.A. Развитие познавательного интереса у студентов. // Дошкольное воспитание. / Морева H.A. 1994. — № 10.
  101. Г. Е. Вопросы теории проектирования образовательных процессов. // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 4. — С. 14−21.
  102. Ю.А. Реализация идей личностно-ориентированного подхода к профессиональному образованию в условиях его интеграции. // Среднее профессиональное образование. 2003. — № 5. — С. 2−5.
  103. Т.С. Педагогические технологии. Новый этап эволюции. //Педагогика. 1997. — № 3. — С. 21−27.
  104. H.H. Формирование профессиональной компетентности у студентов факультета и дошкольного воспитания педвузов: Автореф. .канд. пед. наук. / Нацареус H.H. М., 1998. — С. 25.
  105. Н.П. О системе педагогического образования. // Педагогическое образование и наука.- 2003. № 1. — С. 36−38.
  106. Ш. Образцов П. И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы, методика./Образцов П. И. Орел, 2003. — С. 295.
  107. А. Развитие исследовательской деятельности учащихся. // Народное образование. 2004. — № 2. — С. 146−148.
  108. С.И. Толковый словарь русского языка. / Ожегов С. И. -М.: АЗЪ, 1993.-С. 960.
  109. П.Н. Методы обучения и их оптимальный выбор. // Среднее специальное образование. 1990. — № 4.
  110. В.И. О дидактической сущности обучения. // Специалист. -1998. № 7. — С. 28−31.
  111. И.П. Профессиональная педагогическая переподготовка преподавателя. // Среднее профессиональное образование. Текст. Пастухова И.П.-2003.-№ 6.-С. 13−15.
  112. Педагогика. / Под ред. Пидкасистого. М., 1996. — С. 149−163.
  113. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие. / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издат. центр «Академия», 1999. — С. 512.
  114. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. /
  115. B.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.
  116. Педагогическая технология: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Белгород: БГУ, 1998. — С. 400.
  117. Ю.В. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. /Питюков Ю.В. М.: «РОСПЕДАГЕНСТВО», 1997.1. C. 176.
  118. В.Г. Модель выпускника университета. // Педагогика. -2002. № 9. — С. 22−27.
  119. Т.Н. Проектирование содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: теория и практика. -Москва Курск, 2001. — С. 494.
  120. Е.С. Метод проектов. Сборник статей электронного периодического журнала «Вопросы Интернет Образования» «В Избранное». М.: Федерация интернет образования, 2003. — С. 120.
  121. А. Технология и творчество. // Народное образование. -1996. № 6.
  122. Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001−2010 годы. // Вестник образования, октябрь 19, 2001.- С. 9−35.
  123. Психология и педагогика. Учебное пособие. / Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.- С. 320.
  124. С.Л. Основы общей психологи: в 2 Т. /Рубинштейн С.Л., 1989.
  125. П.И., Сергеев A.B., Сергиенко Л. Г. Моделирование фундаментальной подготовки студентов. // Специалист. М., 1999. — № 11. -С. 30−32.
  126. П.И., А.В. Сергеев, Л. Г. Сергиенко. Психолого-педагогические аспекты формирования профессиональной направленности обучения. // Специалист. М., 1999. — № 7, 8.
  127. Г. К. Современные образовательные технологии. / Селевко Г. К. М., 2000. — С. 256.
  128. Л.Г. Обновление содержания психолого- педагогической подготовки педагогов в системе среднего профессионального образования. // Среднее профессиональное образование. -2003. № 5. — С.7−11.
  129. Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях./Семушина Л.Г. М., 1990.
  130. Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки. / Семушина Л. Г. -М.: НИИВО, 1993,-С. 28.
  131. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб пособие для преп. Учреждений сред проф. Образования. / Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. М.: Мастерство, 2001. — С. 272.
  132. Л., Айнштейн В. К вопросу о принципах технологии. // Высшее образование в России. 1995. — № 2.
  133. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. / Сериков В. В. М.: Издат. корпорация «Логос», 1999. — 272с.
  134. Е.В. Методы математической обработки в психологии. Текст. Сидоренко Е. В. СПб.: ООО «Речь», 2001. — с. 350.
  135. В.Я. Профессионализм учителя. // Педагогика. 1999. — № 5.-С. 45−51.
  136. М.Н. Проблемы современной дидактики. /Скаткин М.Н. -М.: Педагогика, 1984. С. 95.
  137. В. А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке педагога. //Педагогика. 1999. — № 6. — С. 55−62.
  138. В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст. // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 4. — С. 4−9.
  139. В.А., Мищенко А. И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя. // Советская педагогика. 1991. — № 10. -С. 79−84.
  140. В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. /Сластенин В.А., Подымова JI.C. М., 1997.
  141. В.А., Чижакова В. И. Введение в педагогическую аксиологию. / Сластенин В. А., Чижакова В. И. М.: Изд. центр «Академия», 2003.- С. 192.
  142. В.И., Исаева H.A. Психологические условия введения студентов в профессию педагога. // Вопросы психологии. 1996. — № 4. -С. 72−80.
  143. Словарь иностранных слов. 18-е изд. — М.: Изд-во «Рус.яз.», 1989. — 624 с.
  144. С.А. Еще раз о технологиях обучения. //Высшее образование в России.- 2002. № 6. — С. 113−124.
  145. С.А. Технологии в образовании. // Высшее образование в России- 1999. № 1. — С. 55−62.
  146. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. / Спирин Л. Ф. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — с.174.
  147. Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся. // Вопросы психологии. / Сухобская Г. С. -1984. № 5. — С. 45−48.
  148. Теоретические основы процесса обучение в советской школе. / Под. ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М., 1989. — С. 234.
  149. П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста социокультурной сферы. // Педагогика. / Терехов П. П. 2003. — № 1. -С. 74−81.
  150. А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы. / Mill У им. В. И. Ленина ОГУ. /Уман А. И. Москва — Орел, 1997. -208 с.
  151. В.А., Михалев Ю. Б., Михалева Т. Г. и др. Основные принципы построения понятий и терминов педагогического тестирования. // Стандарты и мониторинг в образовании. / Хлебников В. А., Михалев Ю. Б., Михалева Т. Г. 2003. — № 2. — С. 53 — 62.
  152. А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. / Хуторской А. -2003. -№ 2, 5.
  153. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. Пособие для вузов. / Чернилевский Д. В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -437 с.
  154. Д.В., Филатов O.K. Технологии обучения в высшей школе. / Под ред Д.В. Чернилевского/ Чернилевский Д. В., Филатов O.K. М.: «Экспедитор», 1996. — 228 с.
  155. М.А. Дидактические конструкции гибкой технологии обучения. // Педагогика. / Чошанов М. А. 1997. — № 2.
  156. В.Л. Теория и практика разработки дидакто-методического обеспечения процесса обучения студентов общеинженерным дисциплинам. Дис. .докт пед. наук. / Шатуновский В. Л. М.: МГПИ. — 1989.
  157. О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы. Дис.. канд. пед. наук. УГППУ. Текст. Шахматова О. Н., 2000.
  158. .Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения. // Современные подходы к компетентности ориентированному обучению./Эльконин Б. Д. Красноярск, 2002.
  159. Е.Г. Исследование профессионального сознания педагогов педагогических училищ (дошкольные отделения). // Психологическая наука и образование/ Юдина Е. Г. 2003. — № 2. — С. 67−78.
  160. Н.О. Проектирование как педагогический феномен. // Педагогика. / Яковлева Н. О. 2002. — № 6. — С. 8−14.
  161. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. / Якунин В. А. СПб., 1998. — 639 с.
  162. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учеб. пособие./ Якунин В. А. М.: Изд. Корпорация Логос, 1994. — С. 156.
  163. Н.Г., Гунявина Н. Л. О разработке нового поколения образовательного стандарта среднего профессионального образования. // Среднее профессиональное образование. /Ярошенко Н.Г., Гунявина Н. Л. 2001. -№ 10.
Заполнить форму текущей работой