Условия формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже
Диссертация
Анализ психолого-педагогической и другой литературы показывает, что различные аспекты профессионального становления личности учителя исследованы в работах педагогов и психологов Е. П. Белозерцева, М. Я. Виленского, JI.H. Грановской, A.A. Деркач, З. Ф. Есаревой, И. Ф. Исаева, Н. Е. Мажар, Н. Ф. Масловой, А. И. Мищенко, П. И. Образцова, JI.C. Подымовой, Г. Б. Скок, Т. И. Соломатовой, E.H. Шиянова… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
- 1. 1. Компетентностный подход к подготовке будущего учителя в педагогическом колледже
- 1. 2. Сущность профессиональной компетентности будущего учителя
- 1. 3. Анализ практики формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖ
- 2. 1. Характеристика условий формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже
- 2. 2. Проектная технология формирования профессиональной компетентности будущего учителя
- 2. 3. Экспериментальная проверка эффективности условий формирования профессиональной компетентности будущего учителя в педагогическом колледже
- Выводы по главе II
Список литературы
- Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. Аверьянов А. Н. М.: Политиздат, 1985. — С. 263.
- Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: монография. Адольф В. А. Красноярск: КГУ, 1998. — С. 310.
- Акоф Рассел Л. Искусство решения проблем. / Пер. с англ. Акоф Рассел Л. М.: Мир, 1982. — С. 220.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. Андреев В. И. М: Высшая школа, 1981. -С. 240.
- Аникина В.Г. Математические методы в психологии. Аникина В. Г. -Орел, 2001.-С. 86.
- Атутов П.Р. Технологии и современное образование. // Педагогика. Атутов П. Р. -1996.
- Афанасьев В. Проектирование педагогических технологий // Высшее образование в России. Афанасьев В. 2001. — № 4. — С. 147−150.
- Ахметова Д., Гурье Л. Преподаватель вуза и инновационные технологии. // Высшее образование в России. Ахметова Д., Гурье Л. -2001. № 4. -С. 138−144.
- Ахулкова А.И., Образцов П. И. О качестве профессиональной подготовки будущих преподавателей педагогических колледжей. // Качество образования: проблемы, проекты, достижения и перспективы. Ахулкова А. И., Образцов П. И. Орел, 2002. — С. 173−175.
- Ахулкова А.И., Образцов П. И. Профессионально- ориентированная технология обучения преподавателей педагогических колледжей // Современные технологии обучения. Ахулкова А. И., Образцов П. И. СПб.: Изд-во ЛЭТИ, 2002. — Т. 2.- С. 133−134.
- Базаревская А.Е., Проворов A.C., Проворова А. Г., Хасан Б. И. Об опыте реализации программы подготовки преподавателей высшей школы. // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2003. — № 1.-С. 78−87.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учеб пособие. Безрукова B.C. Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. -С. 344.
- Беляева А.П. Тенденции развития профессионального образования. // Педагогика. 2003. — № 6. — С. 21−27.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения./ В. П. Беспалько М., 1995.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В. П. Беспалько М., 1990. — С. 192.
- Боголюбов В.И. Введение в педагогическую технологию: Учебное пособие. / В. И. Боголюбов Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. — с.
- Болотов В.А., Исаев Е. И., Слободчиков В. И., Шайденко H.A. Проектирование профессионального педагогического образования. // Педагогика. 1997.-№ 4.-С. 66.
- Болотов В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 8−14.
- Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования. // Стандарты и мониторинг в образовании. /Борисов П.П. 2003. — № 1. — С. 58−61.
- Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. Борисова H.B. М., 2000. — С. 21.
- Бородовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения. Вопросы терминологии. // Педагогика. Бородовский Г. А. 1995. — № 5.
- Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием. /Варданян Ю.В. Ml 11 У. -Дис. .докт. пед. наук. — 1999.
- Введение в педагогическую деятельность. /Под ред. A.C. Робото-вой. М., 2002. — С. 208.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. /Вербицкий A.A. М.: Высшая школа, 1991. — С. 208.
- Вербицкий A.A., Бакшаева H.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении: монография. /Вербицкий A.A., Бакшаева H.A. М., 2000. — С. 200.
- Вечедов Д.М., Вечедова А. Д. Полипрофессионализм в педагогическом колледже как условие формирования социально-экономической активности студентов. /Вечедов Д.М., Вечедова А. Д. // Среднее профессиональное образование. М., 2008 — № 1 — С. 29−30.
- Вечедов Д.М., Вечедова А. Д. Проблемы модернизации художественного образования на современном этапе. / Вечедов Д. М., Вечедова А. Д. // Среднее профессиональное образование. М., 2008 — № 2 — С. 65−66.
- Вечедов Д.М., Вечедова А. Д. Адаптация студентов на научной основе. /Вечедов Д.М., Вечедова А. Д. // Среднее профессиональное образование. М., 2009 — № 4 — С. 39−40.
- Вечедов Д.М., Вечедова А. Д. Роль педагогического мастерства в инновационной деятельности учителя. / Вечедов Д. М., Вечедова А. Д. // Образовательная политика. М., 2009 — № 7 — С. 8−14.
- Вечедов Д.М., Вечедова А. Д. Научно-исследовательская и творческая деятельность в учебном процессе. / Вечедов Д. М., Вечедова А. Д. // Среднее профессиональное образование. М., 2010 — № 5 — С. 15−17.
- Вечедов Д.М., Вечедова А. Д. Управление качеством образования в педагогическом колледже. / Вечедов Д. М., Вечедова А. Д. // Среднее профессиональное образование. М., 2010 — № 7 — С. 28−29.
- Вечедов Д.М., Вечедова А. Д. Формирование имиджа будущего учителя в процессе обучения в колледже. / А. Д. Вечедова // Среднее профессиональное образование. М., 2011 — № 5 — С.
- Взаимосвязь содержания, форм и методов обучения в средних специальных учебных заведениях. // Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 1990.
- Виленский В.Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. / Под ред. В. А. Сластенина. /Виленский В.Я., Образцов П. И., Уман А. И. М.: Педагогическое общество России. — 2004. — С. 275.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. / Выготский Л. С. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. — С. 438−452.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. / Исследование мышления в советской психологии. Под ред. Е. В. Шороховой. / Гальперин П. Я. М., «Наука», 1966. — С. 259−276.
- Гериш В., Самойленко П. И. Содержание подготовки специалистов среднего звена: новые вызовы времени. // Стандарты и мониторинг в образовании. -2003. № 5. — С. 19−25.
- Гребенкина JI.K. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. / Гребенкина JI.K. Рязань: РГПУ, 2000. — С. 204.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. / Давыдов B.B. М., 1996.
- Давыдов В.П., Образцов П. И., Уман А. И. Методология и методика проведения психолого-педагогического исследования. / Давыдов В. П., Образцов П. И., Уман А. И. М.: Логос. — 2004. — С. 198.
- Данюшков B.C. Практические работы учащихся с позиций педагогической технологии. // Педагогика. 1993. — № 3.
- Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и. неопределенность. // Педагогика. 2003.- № 4. — С. 21−26.
- Деркач A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. / Деркач A.A., Кузьмина H.B. М.: Луч, 1993. — С. 49.
- Дорохина В.Т. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности в зависимости от типа обучения. // Вопросы психологии. 1980. — № 6.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. /Елканов С.Б. М.: Просвещение, 1986. — С. 144.
- Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. / Есарева З. Ф. Л.: ЛГУ, 1975. — С. 174.
- Закон РФ «Об образовании». 3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2001. — С.52.
- Зеер Е.Ф., Романцев Г. М. Личностное ориентированное профессиональное образование. // Педагогика- 2002. № 3. — С. 16−21.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / Зимняя И. А. М.: Логос, 2001. — с. 384.
- Змеев С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ. высш.учеб.завед. / Змеев С. И. М.: Издат. центр «Академия», 2002. — С. 128.
- Иванова Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 1. — С. 16−20.
- Илларионова Л.П. Формирование духовной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования. // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 3. — С. 10−14.
- Ильин Г. Проективное образование и становление личности. // Высшее образование в России./Ильин Г. 2001. — № 4. — С. 85−92.
- Инновации в российском образовании. М.: Изд-во МГУП., 2000.1. С. 80.
- Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподава-теля./Исаев И.Ф. М.: Издат. центр «Академия», 2002. — С. 208.
- Исаев И.Ф., Шеховская Н. Л. Колледж как инновационное образовательное учреждение. / Исаев И. Ф., Шеховская Н. Л. Белгород, 1997. — С. 524.
- Исмагилова Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта. // Вестник Московского университета. 2000. — № 2. — С. 16−27. Серия 14. Психология.
- Кларин-М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. / Кларин М. В. М., 1989. — С. 36- 41.
- Кларин М.В. Технологический подход к обучению. // Школьные технологии. В. 2003. — № 5. — С. 3−22.
- Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие. /Климов Е.А. М.: МГУ, 1995. — С. 224.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. / Климов Е. А. М.: Просвещение, 1990.-С. 160.
- Климов Е.А. Психология профессионала. / Климов Е. А. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОД ЭК., 1996. — 400 с.
- Ковалев С.В. Некоторые особенности обучающего контроля знаний. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 6. — С. 44−50.
- Козырева O.A. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. — № 2. — С. 48−51.
- Колесников В.А. Среднее педагогическое образование на новый уровень. // Педагогическое образование и наука. — 2002. — № 3. — С. 62−64.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. — С. 24.
- Конюхова Е.Т. Самоотношение в формировании установки на успешность профессиональной деятельности. // Педагогическое образование и наука. 2003. — № 1. — С. 52−55.
- Коротина Г. К. К составлению тестовых вопросов. // Специалист. -1992. № 4−6.
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования. / Краевский В. В. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — С. 95.
- Кузнецова Л.М. От познавательного интереса к созиданию знаний. // Педагогика. 1993. — № 4.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. /Кузьмина H.B. М.: АПН, 1990. — С. 149.
- Кузьмина Н.В., Реан A.A. Профессионализм педагогической деятельности. /Кузьмина Н.В. С.-Пб.: СПбГУ, 1993. С. 63.
- Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире. / Кумбс Ф. -М., 1970. С. 130.
- Лазарев B.C., Коноплина Н. В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования. // Педагогика. 2000. — № 3. — С. 27−34.
- Лебедева Г. А. Обучение педагогическому проектированию в процессе профессиональной подготовки учителя. Дисс. канд. пед. наук. /Лебедева Г. А. М., 1997.
- Лебедева Г. А. Технология обучения педагогическому проектированию. // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 68−75.
- Левина М.М. Основы технологии обучения профессиональной педагогической деятельности. / Левина М. М. Минск, 1996. — С. 232.
- Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. /Левина М.М. М.: Издат. центр «Академия», 2001. — С. 272.
- Левина М.М. Технология обучения, ее роль в структуре педагогического знания. // Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам. М., 1991.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. 2-е. / Леонтьев А. Н. — М.: Политиздат., 1975. — С. 304.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. / М., 1981. -с. 185.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций/ Лихачев Б. Т. М., 1998. -С. 104−110, 164.
- Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя. //Педагогика. 2001. — № 10. — С. 56−61.
- Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. / Ляудис В. Я. -М.: Изд-во Моск. унта, 1989. С. 77.
- Макарова Л.В. Преподаватель: модель деятельности и аттестация. Текст. Макарова Л. В. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — С. 148.
- Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя. // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 55−63.
- Маркова A.K. Психология профессионализма. / Маркова A.K. М.: Знание, 1996. — С. 308.
- Маркова А.К. Психология труда учителя/ Маркова A.K. М.: Просвещение, 1993.-С. 192.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. / Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. М., 1990. — с. 192.
- Маркова A.C. Технология массового тестирования студентов: Учебное пособие. / Маркова A.C. М., 1996.
- Матросова Н.Л. Деловая игра в подготовке учителя. / Матросова Н.Л.-М, 1997.
- Матяш Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования. // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 38−43.
- Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении. // Вопросы психологии. 1984. — № 5.- С. 30−36.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — С. 367.
- Мижериков В.А., Ермоленко М. Н. Ведение в педагогическую профессию: Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. — С. 288.
- Мизинцев В. П. Количественная оценка эффективности и качества учебного процесса. / Мизинцев В. П. Южно-Сахалинск: ГПИ., 1987.
- Мищенко А.И. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. М., 1991. — С. 285.
- Монахов В. М, Проектирование траектории становления будущего учителя. // Школьные технологии. 2000. — № 6. — С. 66−83.
- Морева H.A. Педагогика среднего профессионального образования: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Издат. центр «Академия», 1999. — С. 304.
- Морева H.A. Развитие познавательного интереса у студентов. // Дошкольное воспитание. / Морева H.A. 1994. — № 10.
- Муравьева Г. Е. Вопросы теории проектирования образовательных процессов. // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 4. — С. 14−21.
- Назаров Ю.А. Реализация идей личностно-ориентированного подхода к профессиональному образованию в условиях его интеграции. // Среднее профессиональное образование. 2003. — № 5. — С. 2−5.
- Назарова Т.С. Педагогические технологии. Новый этап эволюции. //Педагогика. 1997. — № 3. — С. 21−27.
- Нацареус H.H. Формирование профессиональной компетентности у студентов факультета и дошкольного воспитания педвузов: Автореф. .канд. пед. наук. / Нацареус H.H. М., 1998. — С. 25.
- Недоспасова Н.П. О системе педагогического образования. // Педагогическое образование и наука.- 2003. № 1. — С. 36−38.
- Ш. Образцов П. И. Психолого-педагогическое исследование: методология, методы, методика./Образцов П. И. Орел, 2003. — С. 295.
- Обухов А. Развитие исследовательской деятельности учащихся. // Народное образование. 2004. — № 2. — С. 146−148.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. / Ожегов С. И. -М.: АЗЪ, 1993.-С. 960.
- Олейник П.Н. Методы обучения и их оптимальный выбор. // Среднее специальное образование. 1990. — № 4.
- Орлов В.И. О дидактической сущности обучения. // Специалист. -1998. № 7. — С. 28−31.
- Пастухова И.П. Профессиональная педагогическая переподготовка преподавателя. // Среднее профессиональное образование. Текст. Пастухова И.П.-2003.-№ 6.-С. 13−15.
- Педагогика. / Под ред. Пидкасистого. М., 1996. — С. 149−163.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие. / Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издат. центр «Академия», 1999. — С. 512.
- Педагогика: учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. /
- B.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998.
- Педагогическая технология: учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Белгород: БГУ, 1998. — С. 400.
- Питюков Ю.В. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. /Питюков Ю.В. М.: «РОСПЕДАГЕНСТВО», 1997.1. C. 176.
- Пищулин В.Г. Модель выпускника университета. // Педагогика. -2002. № 9. — С. 22−27.
- Подчалимова Т.Н. Проектирование содержания дополнительного профессионального образования руководителей школ: теория и практика. -Москва Курск, 2001. — С. 494.
- Полат Е.С. Метод проектов. Сборник статей электронного периодического журнала «Вопросы Интернет Образования» «В Избранное». М.: Федерация интернет образования, 2003. — С. 120.
- Попов А. Технология и творчество. // Народное образование. -1996. № 6.
- Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001−2010 годы. // Вестник образования, октябрь 19, 2001.- С. 9−35.
- Психология и педагогика. Учебное пособие. / Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.- С. 320.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи: в 2 Т. /Рубинштейн С.Л., 1989.
- Самойленко П.И., Сергеев A.B., Сергиенко Л. Г. Моделирование фундаментальной подготовки студентов. // Специалист. М., 1999. — № 11. -С. 30−32.
- Самойленко П.И., А.В. Сергеев, Л. Г. Сергиенко. Психолого-педагогические аспекты формирования профессиональной направленности обучения. // Специалист. М., 1999. — № 7, 8.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. / Селевко Г. К. М., 2000. — С. 256.
- Семушина Л.Г. Обновление содержания психолого- педагогической подготовки педагогов в системе среднего профессионального образования. // Среднее профессиональное образование. -2003. № 5. — С.7−11.
- Семушина Л.Г. Содержание и методы обучения в средних специальных учебных заведениях./Семушина Л.Г. М., 1990.
- Семушина Л.Г. Стандарты уровней профессионального образования, их значение для разработки содержания подготовки. / Семушина Л. Г. -М.: НИИВО, 1993,-С. 28.
- Семушина Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб пособие для преп. Учреждений сред проф. Образования. / Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. М.: Мастерство, 2001. — С. 272.
- Серафимов Л., Айнштейн В. К вопросу о принципах технологии. // Высшее образование в России. 1995. — № 2.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. / Сериков В. В. М.: Издат. корпорация «Логос», 1999. — 272с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. Текст. Сидоренко Е. В. СПб.: ООО «Речь», 2001. — с. 350.
- Синенко В.Я. Профессионализм учителя. // Педагогика. 1999. — № 5.-С. 45−51.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. /Скаткин М.Н. -М.: Педагогика, 1984. С. 95.
- Сластенин В. А., Руденко Н. Г. О современных подходах к подготовке педагога. //Педагогика. 1999. — № 6. — С. 55−62.
- Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст. // Педагогическое образование и наука. 2002. — № 4. — С. 4−9.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя. // Советская педагогика. 1991. — № 10. -С. 79−84.
- Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. /Сластенин В.А., Подымова JI.C. М., 1997.
- Сластенин В.А., Чижакова В. И. Введение в педагогическую аксиологию. / Сластенин В. А., Чижакова В. И. М.: Изд. центр «Академия», 2003.- С. 192.
- Слободчиков В.И., Исаева H.A. Психологические условия введения студентов в профессию педагога. // Вопросы психологии. 1996. — № 4. -С. 72−80.
- Словарь иностранных слов. 18-е изд. — М.: Изд-во «Рус.яз.», 1989. — 624 с.
- Смирнов С.А. Еще раз о технологиях обучения. //Высшее образование в России.- 2002. № 6. — С. 113−124.
- Смирнов С.А. Технологии в образовании. // Высшее образование в России- 1999. № 1. — С. 55−62.
- Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. / Спирин Л. Ф. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — с.174.
- Сухобская Г. С. Психологические аспекты проблемного обучения и развитие познавательной активности взрослых учащихся. // Вопросы психологии. / Сухобская Г. С. -1984. № 5. — С. 45−48.
- Теоретические основы процесса обучение в советской школе. / Под. ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера. М., 1989. — С. 234.
- Терехов П.П. Формирование педагогической компетентности специалиста социокультурной сферы. // Педагогика. / Терехов П. П. 2003. — № 1. -С. 74−81.
- Уман А.И. Технологический подход к обучению: теоретические основы. / Mill У им. В. И. Ленина ОГУ. /Уман А. И. Москва — Орел, 1997. -208 с.
- Хлебников В.А., Михалев Ю. Б., Михалева Т. Г. и др. Основные принципы построения понятий и терминов педагогического тестирования. // Стандарты и мониторинг в образовании. / Хлебников В. А., Михалев Ю. Б., Михалева Т. Г. 2003. — № 2. — С. 53 — 62.
- Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. / Хуторской А. -2003. -№ 2, 5.
- Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. Пособие для вузов. / Чернилевский Д. В. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -437 с.
- Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технологии обучения в высшей школе. / Под ред Д.В. Чернилевского/ Чернилевский Д. В., Филатов O.K. М.: «Экспедитор», 1996. — 228 с.
- Чошанов М.А. Дидактические конструкции гибкой технологии обучения. // Педагогика. / Чошанов М. А. 1997. — № 2.
- Шатуновский В.Л. Теория и практика разработки дидакто-методического обеспечения процесса обучения студентов общеинженерным дисциплинам. Дис. .докт пед. наук. / Шатуновский В. Л. М.: МГПИ. — 1989.
- Шахматова О.Н. Личностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы. Дис.. канд. пед. наук. УГППУ. Текст. Шахматова О. Н., 2000.
- Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения. // Современные подходы к компетентности ориентированному обучению./Эльконин Б. Д. Красноярск, 2002.
- Юдина Е.Г. Исследование профессионального сознания педагогов педагогических училищ (дошкольные отделения). // Психологическая наука и образование/ Юдина Е. Г. 2003. — № 2. — С. 67−78.
- Яковлева Н.О. Проектирование как педагогический феномен. // Педагогика. / Яковлева Н. О. 2002. — № 6. — С. 8−14.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. / Якунин В. А. СПб., 1998. — 639 с.
- Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учеб. пособие./ Якунин В. А. М.: Изд. Корпорация Логос, 1994. — С. 156.
- Ярошенко Н.Г., Гунявина Н. Л. О разработке нового поколения образовательного стандарта среднего профессионального образования. // Среднее профессиональное образование. /Ярошенко Н.Г., Гунявина Н. Л. 2001. -№ 10.