Повышение адаптивных возможностей организма подростка с задержкой психического развития в условиях расширенного двигательного режима школьного обучения: На примере уроков физической культуры
Однако закономерности формирования и протекания процессов адаптации учащихся с ЗПР в период обучения в подростковой школе изучены недостаточно. Весьма актуальным на современное этапе является вопрос о рациональном обучении и воспитании данной категории детей, о возможностях профилактики негативных последствий факторов риска школьного обучения. Факторами, отрицательно влияющими на состояние… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ (по материалам научных ^ исследований)
- 1. 1. Этиологические и патогенетические механизмы задержек психического развития. т
- 1. 2. Проблемы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
- 1. 3. Проблемы физического воспитания детей с задержкой психического развития
- 1. 4. Особенности физиологического обеспечения мышечной деятельности у подростков
- 1. 4. 1. Афферентный контроль двигательных функций
- 1. 4. 2. Особенности организации движений и активации мышечного аппарата
- 1. 4. 3. Сердце и двигательная активность
- 2. 1. Организация и методика исследования
2.2. Оценка физического развития, функциональных показателей, статической выносливости и двигательных качеств. 2.3.Математический анализ сердечного ритма в оценке адаптационных !¦ процессов у подростков с задержкой психического развития. у||
Глава 3. ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ
3.1. Структурные основы инновационной программы физического воспитания для коррекционных школ.
3.2. Динамика показателей физической подготовленности подростков с задержкой психического развития в условиях реализации инновационной программы физического воспитания.
3.3. Проверка эффективности применения инновационной программы физического воспитания для коррекции физического развития и функционального состояния подростков с задержкой психического развития.
3.3.1. Сравнительная оценка динамики физического развития подростков с задержкой психического развития в условиях реализации инновационной программы физического воспитания при лонгитюдном исследовании.
3.3.2. Сравнительная оценка динамики показателей функционального состояния подростков с задержкой психического развития при использовании инновационной программы физического воспитания.
3.3.3. Динамика физической работоспособности и статической выносливости подростков с задержкой психического развития при использовании инновационной программы физического воспитания.
3.3.4. Динамика показателей сердечного ритма в оценке адаптационных процессов подростков коррекционной школы в условиях трансформации физического воспитания.
Список литературы
- Агаджанян Н.А., Баевский P.M., Берсенева А. П. Ученье о здоровье и проблемы адаптации. — Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. — 204 с.
- Азбука здоровья. Программа специальной (коррекционной) школы по физкультуре для детей с нарушениями интеллекта 1−4 кл. Под ред. А. А. Хилько. С.-Пб., Образование, 1994.-43 с.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/ Под ред. К. С. Лебединской. М., Педагогика, 1982. 128 с.
- Амосов Н.М., Бендет Я. А. Физическая активность и сердце. — 2-е изд. -Киев: Здоров’я. 1984.-231 с.
- Андрюхина Т.В. Коррекция физического развития младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза средствами народных подвижных игр. Автореф. дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2000. -22 с.
- Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.-547 с.
- Апанасенко Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев: Здоровье, 1985.- 79 с.
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. М., Международная педагогическая академия, 1994. -216 с.
- Баевский P.M. Особенности регуляции сердечного ритма при умственной работе// Физиология человека. 1975. — Т.1. — № 2. — С.296−301.А
- Баевский P.M. Саморегуляция биологических ритмов как один из механизмов адаптации организма к изменениям внешней среды// Адаптивная саморегуляция функций. М.: Медицина, 1977. — С.49−67.
- Баевский P.M., Берсенева А. П., Барсукова Ж. В. Возрастные особенности сердечного ритма у лиц с разной степенью адаптации к условиям окружающей среды// Физиология человека. 1985. — Т.П. — № 2. -С.208−112.
- Баевский P.M., Кириллов О. И., Клецкин С. З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. — 224 с.
- Баевский P.M., Кукушкин Ю. А., Марасанов А. В., Романов Е. А. Методика оценки функционального состояния организма человека// Мед. труда и пром. экология, 1995. № 3. — С.30−34.
- Безруких М.М. Динамика статистических характеристик сердечного ритма у подростков 10−16 лет в процессе учебной деятельности// Новые исследования по возрастной физиологии. 1985. — № 2. — С.58−62.
- Безруких М.М. Особенности регуляции сердечного ритма у школьников 13−16 лет под влиянием учебных занятий// Физиология человека. 1989. — Т. 15.- № 2. — С.85−88.
- Безруких М.М. Система школьного обучения и здоровье учащихся// Образование и здоровье: Тез. докл. Четвертая Всерос. научно-практ. конф. Калуга, 1998. — С.30−31.
- Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М.: Изд-во УРАО, 1999. — 148 с.
- Бережков Л.Ф. Роль медико-биологических и социально-гигиенических факторов в формировании состояния здоровья детей и его значение в учебном процессе// Человек, здоровье, физическая культура в изменяющемся мире. Коломна, 1993.- С.5−12.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. 350 с.
- Берсенева А.П., Берсенева И. А. Исследование вариабельности сердечного ритма у школьников как метод возрастной валеологии// Ва-леология: проблемы и перспективы развития: Тез. междунар. научн.-практ. конф., Ижевск, 1998. — С.57−59.
- Бобылева Т.А. Коррекеция двигательной сферы учащихся, имеющих задержку психического развития, в условиях общеобразовательной школы Крайнего Севера средствами физической культуры. Автореф. дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. -23 с.
- Бондаревский Е.Я. Возрастные особенности развития функции равновесия у детей школьного возраста// Развитие двигательных качеств школьников. М., 1967. С. 153−177.
- Бородкина Г. В., Боргаш Г. И., Ваулина О. В., Обижесвет В. П., Кутер-ман Э.М. Медико-психологическое обеспечение учебного процесса. Кн.2. М.:НМЦ «ДАР» им. Л. С. Выготского: образовательный центрф «Педагогический поиск», 1997. 79 с.
- Букреева Д.П. К вопросу о механизме регуляции мышц-антаготистов у детей школьного возрастаII Физиология человека и психологические критерии готовности к обучению в школе. М., 1974. С. 151 -152.
- Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. М.: АГРАФ, 1997.- 128 с.
- Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. М.: Терра-спорт, 2000.- 168 с.
- Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: Просвещение, 1993. -128 с.
- Власова Т.Н., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей// Дефектология. 1975. № 6. — С.8−17.f 33. Власова Т. Н., Певзнер М. С. Дети с временными задержками развития. М., 1971.-208 с.
- Воронин Л.Г., Нетопина С. А. Формирование сложных систем вре-^ менных связей у детей при минимальной информации// Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 1970. Т.20. — № 3. -С.563−568.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. М.: АПН РСФСР. 1984.-51 с.
- Гидиков А.А., Митрани Л., Казаров А. Н. Взаимодействие мышц-антагонистов при формировании микроструктуры двигательных реакций// Проблемы бионики. М., 1973. С.510−515.
- Голлник Ф., Германсен Л. Биохимическая адаптация к упражнениям: анаэробный метаболизм// Наука и спорт. М., 1982. — С.14−59.
- Гринене Э., Вайткявичюс В. Ю., Марачинскене Э. Особенности сердечного ритма у школьников// Физиология человека. 1990. — Т. 16. -№ 1. — С.88−93.
- Гринене Э., Вайткявичюс В. Ю., Марачинскене Э., Линдишене Д., Бурнейкене В. Возрастные особенности регуляции сердечного ритма у школьников 7−12 лет// Физиология человека. 1982. — Т.8. — № 6. -С.957−961.
- Гринене Э., Линдишене Д. Адаптация школьников начальных классов fp к учебной деятельности// Новые исследования по возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1979. — № 2 (13). — С.29−37.
- Гринене Э., Линдишене Д., Бурнейкене В. Особенности динамики не-^ которых вегетативных функций у младших школьников в процессеучебного года// Физиология человека. 1978. — Т.4. — № 4. — С.708−715.
- Гурфинкель B.C., Коц Я.М., Шик М. Л. Регуляция позы человека. М., 1965.-256 с.
- Дети с временными задержками развития/ Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М., 1971. 208 с.
- Дети с задержкой психического развития/ Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984. 256 с.
- Дети с отклонениями в развитии (отграничение олигофрении от сходных состояний)/ Под ред. М. С. Певзнер. М., Просвещение, 1966. -272 с.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: ^ Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающегообучения/ Под ред. С. Г. Шевченко. М.: АРКТИ, 2001. — 224 с.
- Дмитриев А.А. О совершенствовании физического воспитания во вспомогательной школе//Дефектология. 1984.- № 5. С.36−37.
- Дмитриев А.А. Об индивидуальном подходе к учащимся вспомогательных школ в процессе физического воспитания// Дефектология. 1986. № 2. — С.35−40.
- Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. М.: Издат. щ центр «Академия», 2002. — 176 с.
- Дмитриев А.А., Сермеев Б. В. Физическое воспитание учащихся вспомогательной школы. Красноярск: Красноярский гос.пед.ин.-т. -88 с.
- Доман Г., Доман Д., Хаги Б. Как сделать ребенка физически совершенным. М.: Аквариум, 1998. -336 с.
- Дробинская А. О, Фишман М. Н. Дети с трудностями в обучении (к вопросу об этиопатогенезе)// Дефектология. 1996. № 5. — С.22−28.
- Егорова Т.В. Своеобразие процесса запоминания у детей с ЗПР// Дефектология. 1972. № 4. — С. 11−13.ф
- Еремеева В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихиатрам, воспитателям, школьным психологам. М.: ЛИН-КА-ПРЕСС. 1998.-184 с.
- Железняк Ю.Д., Бондаренко С. В. Развитие статической выносливости как фактор улучшения адаптабельности детей 6−7 лет к учебному труду// Теория и практика физической культуры. 1990. — № 10. -С.32−34.
- Жигалин Г. С. О некоторых показателях уровня координации движений у детей// Возрастная физиология и клиника. М., 1965. С.85−86.
- Зайцев Г. К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. С-Пб.: Акцидент.1998. 159 с.
- Зациорский В.М., Сарсания С. К. Исследование физиологических аритмий сердца// Математические методы анализа сердечного ритма. -М.: Наука, 1968. С.31−50.
- Зислина Н.И., Ополинский Э. С., Рейдибойм М. Г. Исследование функционального состояния мозга по данным электроэнцефалогра6972,73,74,75,76,77,78,79,80,фии у детей с задержкой развития// Дефектология. 1972. № 3. — С.9−15.
- Ипполитова М.В. Особенности усвоения состава числа детьми с ЗПР// Дефектология. 1972. № 5. — С.14−16.
- Ковалев В.Д. и соавт. Спортивные игры. М.: Просвещение, 1988. — 303 с.
- Колбанов В.В. Валеологический аспект гуманизации школьного образования// Проблемы педагогической валеологии: Сб.науч.трудов.-СПб.: СПбГУПМ, 1996. С.26−28.
- Кольцова М.М. Роль двигательного анализатора в развитии речи ребенка// Труды Девятой научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1972. 4.1. — С.72−80.
- Коренберг В.Н. Устойчивость тела при позных равновесиях и ее возрастные изменения. Лвтореф.дис. .канд.биол.наук М., 1971. 23 с.
- Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации. Екатеринбург, изд-во УрГПУ, 1998. — 124 с.
- Корниенко И.А., Маслова Г. М., Сонькин В. Д., Евсеев Л. Г. Возрастные изменения некоторых показателей аэробной производительности у мальчиков 7−16 лет// Физиология человека. 1978. — Т.4. — № 1. -С.61−67.
- Коц Я. М. Организация произвольного движения. М., 1975. 247 с.
- Крушинский Л.В. Экстраполяция и ее значение для изучения элементарной рассудочной деятельности у животных// Успехи современной биологии. 1967. Т.64. — № 3. — С.444−465.
- Крылов Д.М. Психогигиена и ее роль в охране здоровья детей и подростков// Вестник РАМН. 1993. № 5.- С. 23 — 34.
- Куприянова О.О., Нидеккер И. Г., Бродецкая Е. Е. Волновая структура сердечного ритма у здоровых детей// Физиология человека. 1988. -Т.4. — № 2. — С.328−331.
- Лакин Г. Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1990. — 352 с.
- Лебединская К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффрентной сфере. Клинико- психологическая характеристика «трудных» подростков// Науч.-исслед.ин.-т дефектологии. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1988. — 168 с.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: Изд. Моск. ун-та, 1985. -186 с.
- Леонтьева Н.Н. Становление в процессе онтогенеза функций нейро-моторного аппарата и механизмы сохранения его рабочей активности: Автореф. дис. канд. М., 1981. 55 с.
- Литвак А.Г. О подходе к изучению личности в тифлопедагогике. Изучение личности аномального ребенка. М.: НИИД, 1977. — С.69−70.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1979. С.26−49.
- Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. Л., 1983. — С.120−149.
- Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития// Дефектология. 1972.- № 4. -С.10- 16.
- Лукашевич И.П., Мачинская Н. И., Фишман Н. М. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении// Физиология человека. 1994.- Т.20. № 5. -С.34−35.
- Лутонян Н.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития// Дефектология. 1977. -№ 3. -С. 17−20.
- Любомирский Л.Е. Управление движениями у детей и подростков. М., 1974.-229 с.
- Лях В. И. Совершенствование специфических координационных способностей// Физическая культура в школе. 2001. -№ 2. — С.7−14.
- Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы спецобразования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами// Дефектология. 1997. № 6. -С. 3−6.
- Манелис Н.Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития. Нейрофизиологический анализ// Школа здоровья. 2001. № 1. — С.27−32.
- Марковская И.Ф. Нейропсихологичекий анализ клинических вариантов задержки психического развития// Дефектология. 1977. № 6. -С.3−11.
- Мастюкова Е.И. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М., ВЛАДОС, 1997.-304 с.
- Мейксон Г. Б. Произвольное запоминание основных параметров движений: Автореф. дис. канд. М., 1968. 18 с.
- Меркулова Р.А., Хрущев С. В., Хельбин В. Н. Возрастная кардиогемо-динамика у спортсменов. М., Медицина, 1989. 108 с.
- Методика применения статических упражнений на уроках физической культуры в 5−7 классах общеобразовательной школы: Методические рекомендации/ УрГПИ/ Сост. Л. Г. Петрова, В. Г. Петров. Свердловск, 1987.-34с.
- Могендович М.Р. Проблема охранительного возбуждения в рефлекторной терапии// Экспериментальные клинико-физиологические исследования моторно-висцеральной регуляции. Пермь: Изд-во Перм. гос.мед.ин-та.1971. — Т. 103. — Вып.10. — С.3−8.
- Мозговой В.М. Формирование спортивных двигательных навыков у умственно отсталых школьников 11−16 лет при обучении гимнастическим упражнениям: Автореф. дис. канд. пед. наук. М: 1975. -22 с.
- Морсакова Е.Н. Программа по физической культуре для детей с за-деркой психического развития// Обучение. Начальная школа: Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение/ Сост. С. Г. Шевченко. М., Дрофа, 1998.- 224 с.
- Насонова В.И. Особенности межанализаторных связей и их роль в освоении навыков чтения и письма у детей с задержкой психического развития//Дефектология. 1979. -№ 2. С. 14−17.
- Нидерштрат Ю.М. Точность различения мышечного напряжения детьми и подростками в условиях нагрузки// Физиология человека. 1978. Т.4. — № 4. — С.703−708.
- Никашина Н.Л. Педагогическое изучение детей с ЗПР// Дефектология. 1972. № 5. — С.22−24.
- Оценочные таблицы физического развития школьников города Перми (методические рекомендации). Пермь, 1982. 22 с.
- Парин В.В., Карпман B.JI. Сердечный выброс// Физиология кровообращения. Физиология сердца. JI., 1980. С.255−279.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа психофизического развития// Дети с временными задержками развития. М.: Педагогика, 1971. С. 15 -20.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития// Дефектология. 1972. № 3. — С. З — 9.
- Певзнер М.С., Явкин В. М. Результаты обследования неуспевающих учащихся начальных классов общеобразовательных школ// Дефектология. 1977. № 2. — С. 19 — 22.
- Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии// Дефектология. 1972. № 3. — С.23 — 28.
- Переслени Л.И., Рожкова Л. Л. Ориентировочная реакция у детей в норме и при задержке психического развития// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М.: Педагогика, 1989. № 2. -С.80−84.
- Переслени Л.И., Рожкова Л. А. Нейрофизиологические механизмы нарушений прогностической деятельности у детей с трудностями в обучении// Дефектология. 1996. № 5. — С. 15−22.
- Пилосян Н.А. К научному обоснованию применения младшими школьниками статических упражнений на уроках физкультуры// Физическая активность и здоровье. Адаптация растущего организма к физическим и учебным нагрузкам. Ч.2.- Екатеринбург, 1996. — С.71−73.
- Поддубная Н.Г. Особенности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. М., 1976. 18 с.
- Подобед В.Л. Формирование мнемического приема смыслового соотнесения у детей с задержкой психического развития// Дефектология. 1985. № 3. — С.4 -10.
- Подобед В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития// Дефектология. 1981. № 3. — С.3−9.
- Программа по физической культуре с нарушением интеллекта 4−9 классов. С.- Пб.: Образование, 1994. 47 с.
- Программа по физическому воспитанию учащихся 1−11 классов с направленным развитием двигательных способностей. М.: Просвещение, 1993.-64 с.
- Протас Е.С. Компенсирующее обучение в России: сборник действующих нормативных документов и учебно-методических материалов. М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1997. 160 с.
- Региональная программа физического воспитания учащихся начальной школы общеобразовательных учреждений Пермской области/ Под ред. О. П. Саулиной. Пермь, 1998. 76 с.
- Региональная программа по физической культуре для учащихся 5−9 классов общеобразовательных учреждений Пермской области. Пермь, 1993.-22 с.
- Рейдибойм М.Г. Материалы клинического изучения неуспевающих школьников// Дефектология. 1972. № 3. — С. 15−21.
- Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей (Развитие взглядов и некоторые современные клинико-психологические представления)// Дефектология. 1977. № 2. — С.3−12.
- Решетняк О.В., Банникова Т. А. Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с дошкольниками 5−6 лет, имеющих задержку психического развития// Физическая культура, воспитание, образование, тренировка. 2001. № 2. — С.54−58.
- Рубанович В.Б. Значение индивидуального нормирования двигательной активности в первичной профилактике заболеваемости школьников// Педагогические и медицинские проблемы валеологии. Сборн.тр.междунар.конфер. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999.- С. 307−309.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталых школьников. М., 1989.- 180 с.
- Савельев В.П. Общая физическая работоспособность по тесту PWC 170 у здоровых детей и подростков// Физиология роста и развития детей и подростков (теоретические и клинические вопросы)/ Под ред. А. А. Баранова, А.А.ГЦеплягиной. М., 2000. — С.397−402.
- Самигуллин Г. Х. Физическое развитие и физическая работоспособность школьников мужского пола 7−17 лет// Проблемы физиологии двигательного аппарата. — Казань: Изд. Казанского ун-та, 1992. — С.138−146.
- Самыличев А.С. О воспитании двигательных способностей учащихся вспомогательной школы на уроках физической культуры// Дефектология. 1985. № 3. — С.25−31.
- Семенова JI.K. Развитие суствно-связочиого аппарата. Развитие соматической мускулатуры// Основы морфологии и физиологии детей и подростков. М., 1969. С.31−74.
- Сермеев Б.В. Методика воспитания двигательных качеств у аномальных детей. Горький, 1976. 84 с.
- Сермеев Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей с отклонениями в развитии// Дефектология. 1990. № 4. -С. 17−22.
- Спионек X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испытываемые ими затруднения в учебной деятельности// Дефектология. 1972. -№ 3.-С.21−28.
- Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1975.-208 с.
- Тамбиева А.П. Возрастное развитие и способность дифференцирования силы мышц кистей// Труды 5 научной конференции по возрастной морфологии, физиологии, биохимии. М., 1962. С.246−251.
- Таран А.А. Шире использовать русские народные игры// Физическая культура в школе. 2002. № 4. — С. 16−19.
- Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. Пер. с чешек. М.: Медицина, 1986. — 256 с.
- Тригер Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР // Дефектология. 1972. -№ 5. С.5−7. .
- Тригер Р.Д., Владимирова Е. В. Инициативная письменная речь учеников классов коррекционно-развивающего обучения// Дефектология. 2002. № 4. — С.40−47.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961.- 190 с.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. и доп. Н. Новгород: НГПУ, 1994, — 240 с.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1978.- 400 с.
- Фарфель B.C. Развитие движений у детей школьного возраста. М., 1959.- 68 с.
- Фейгенберг И.М. Вероятность прогнозирования и преднастройка к движениям. М., 1978. 112 с.
- Физическое воспитание учащихся 5−7 классов/ Под ред.В. И. Ляха, Г. Б. Мейксона. М.: Просвещение, 1997. 192 с.
- Физическое воспитание учащихся 8−9 классов/ Под ред.В. И. Ляха. М.: Просвещение, 1998. 140 с.
- Фишман М.Н. Интегративная деятельность мозга в норме и патологии. Электрофизиологическое исследование. М.: Педагогика, 1989. -144 с.
- Фишман М.Н. Функциональная асимметрия мозга у детей с ЗПР и с умственной отсталостью// Дефектология. 1996. № 4. — С.3−7.
- Хрущев С.В. Влияние систематических занятий спортом на сердечнососудистую систему детей и подростков// Детская спортивная медицина. М., 1980.-С.66−92.
- Цыпина Н.А. Ошибки в чтении у первоклассников с ЗПР //Дефектология. 1972. № 5. — С. 17−19.
- Шабунин Р.А. Физиологические механизмы, обеспечивающие у подростков адаптацию сердечно-сосудистой и дыхательной систем к мышечной работе// Особенности сердечно-сосудистой регуляции у школьников в норме и при сколиозе. Волгоград, 1978. — С.24−37.
- Игра в жизни ребенка// Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/ Под ред. Л. В. Шапковой. СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.-С.4−27.
- Шапкова Л.В. Подвижные игры, переходные к спортивным, для детей с ослабленным здоровьем и нарушениями в развитии// Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/ Под ред. Л. В. Шапковой. -СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. С. 114−147.
- Шевченко С.Г. Комплексный подход к диагностике, корреляции и реабилитации детей с трудностями в обучении// Дефектология. 1995. -№ 1. -С.30−37.
- Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах// Дефектология. 1996. № 1. — С. 17−25.
- Шлык Н.И. Особенности вариабельности ритма сердца у детей в покое, при физических и умственных нагрузках// Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Ижевск, 1996. — С. 110 112.
- Шлык Н.И. Особенности механизмов регуляции системы кровообращения у детей в покое и при физической активности// Вестник Удмуртского университета. Ижевск, 1992. — № 3. — С. 17−35.
- Шлык Н.И. Сердечный ритм и центральная гемодинамика при физической активности у детей. Ижевск: Удмуртский университет, 1991. -С.418.
- Шлык Н.И., Байгурова О. И. Индивидуальные и возрастные особенности вариабельности сердечного ритма у школьников 7−10 лет// Вапео-логия: проблемы и перспективы развития: Тез междунар. научно-практ. конф. Ижевск, 1998. — С.75−76.
- Шошин П.Б. Опознавание простых изображений детьми с ЗПР// Дефектология. 1972. № 4. — С.35−37.
- Шпитальная О.А., Комарова С. И. Подвижные игры для детей с проблемами интеллекта// Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/ Под ред. Л. В. Шапковой. СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. -С.61−73.
- Юровский С.Ю. Пространственная ориентировка умственно отсталых детей при выполнении физических упражнений. Тезисы докладов IV научной конференции по вопросам дефектологии. М., 1970. — С.24−25.
- Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии: В 2-х т. Т.2. -М.: Академия, 1996.- 256 с.
- Akselrod S., Gordon D., Ubcl F.A., Shannon D.C., Bargcr A.C., Cohen R.J. Power spectrum analysis of heart rate fluctuation: a quantitative probe of beat-to-beat cardiovascular control// Science. 1981. V.213. — № 4504. -P.220−222.
- Bluehardt M.H., Wiener J., Shephard R.J. Extrcise programmes in the treatment of children with learning disabilities// Sports Med. 1995. V.19. (1). — P.55−72.
- Busky S., Banta Т., Gross B. Development of motor impulse control andreflectivity// Percept. Mot. Skills. 1972. V.34. № 3. P.813−814.
- Charlton G.A., Grawford M.N. Physiologic consequences of training// Cardiol.Clin. -1997. -V15. -№ 3. -P.345−354.
- Collingwood T.R., Sunderlin J., Reynolds R., Kohl H.W. Physical training as a substance abuse preventions for youth// J. Drug Educ. 2000. — V. 30. — № 4. — P.435−451.
- Danoff J. The integrated electromyogram related to angular velocity // Electromyogr. A. Clin. Neurophysiol. 1979. V.19. — № 1−2. — P.165−174.
- Dodson L., Mullens W. Some effects of jogging on psychiatric hospital patients//Amer. Collect, therap. J. 1969. Sept. Oct. P.130−134.
- Faigenbaum A.D. Strength training for children and adolescens// Clin. Sports Med. 2000. -V. 19. -№ 4. -P.593−619.
- Grunewald-Zuberbier E., Grunewald G., Rasche A. Hyperactivity behavior and EEG arousal reactions in children// EEG and Clin. Neurophysiol. fc 1975.-V.38.-P.405−418.
- Hull E., Joung S., Ziegler M., Aerobik fitness cardiovascular and catoche-lamine response to stressors// Psychophysiology. 1984. -V.21. № 3.1. P. 1260−1264.
- Hughes J. Physiological effects of habitual aerobic exercise, a critical review// Prevent. Med. 1984. V.13. — P.66−78.
- Kautzner J., Camm A.J. Clinical Relevance Of Heart Rate Variability// Clin Cardiol. 1998. V. 20. — № 2. — P.162−168.
- Kemper H.C. Role of the pediatric exercise scientist in physical education, sports training and physiotherapy// Int. J. Sports Med. — 2000. V.21. -Suppl.2. — P. l 18−123.
- Kjaer M., Secher N.H. Neural influence on cardiovascular and endocrine responsens to static exercise in humans// Sports Med. —1992. —V.13. — Nil 5. P.303 -319.
- Kleiger R.E., Stein P.K., Bosner M.S., Rottman J.N. Time domain measurements of heart rate variability// Cardiol.Clin. 1992. V.10. — № 3. -P.487−498.
- Leheuzey J.Y. Heart rate variability value in rhythmology// Arch.Mal.Coeur Vaisseaux. 1992. — V.85 (Sup). — P.37−43.
- Malliani A., Lombardi P., Pagani M. Power spectrum analysis of heart rate variability: a tool explore neural regulatory mechanisms// Brit. Heart J. -1994.-V.71.-P.1−2.
- Malliani A., Pagani M., Lombardi F., Furlan R., Guzzetti S., Cerutti S. Spectral analysis to assess increased sympathetic tone in arterial hypertension// Hypertension. 1991. 17. — № 4. — P.36−42.
- Pain S.R. Annual Metting of the Amer.Acad.for Cerebral Palsy. New Or-lean.1966. -№ 2.-P.102−117.
- Pitett K.H., Rimmer J.H., Fernhall B. Physical fitness and adults with mental retardation. An over view of current research and future direction// Sports Med. 1993.-V. 16.-№ 1.-P.23−56.
- Rosenthal R.N., Allen T.W. An examination of attention, aronsal and learning dysfunctions of hyperkinetic children// Psychological Bull.1978. -V.85. № 4. — P.689−715.
- Satterfield J.H., Dawon M.E. Elektrodermal correlates of hyperactivity in children// Psychophysiology. 1971. V.8. P.191−197.
- Yoshio H., Shimizu M., Sugihara N., Kita Y., Shimizu K., Minagawa F., Nakabayashi H., Takeda R. Assesment of autonomic nervous activity by heart rate spcctral analysis in patients with variant angina// Am. Heart J. 1993. V.125. — P.324−329.