Становление и развитие системно-синергетической парадигмы в педагогике: На основе анализа педагогического наследия Н.М. Таланчука
Диссертация
Методы формирования знаний и умений учащихся в обучении как способы педагогического регулирования познавательной деятельности учащихся классифицируются на основе ее психологической структуры, включающей следующие элементы: восприятие, осмысление, запоминание, закрепление, применение учебной информации. По средствам они делятся на словесные, образные, эмоционально-чувственные и деятельностные, так… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА В ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ — НОВЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
- 1. 1. Становление системно-синергетической парадигмы в педагогике
- 1. 2. Системно-синергетическая философия — методологическая основа новой педагогической парадигмы
- ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И САМОВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
- 2. 1. Системно-функциональная теория педагогической деятельности
- 2. 2. Системно-функциональная теория самовоспитания личности
- ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ
- 3. 1. Общие основы системно-синергетической теории обучения
- 3. 2. Человековедческая архитектоника учебного процесса
- 3. 3. Специфика методов педагогической деятельности в обучении
Список литературы
- Абушенко ВЛ. Франк С. Л. // Новейший философский словарь. 2-е изд., перераб. и дополн. — Мн.: Интерпрессервис, 2001. — С. 1110−1112.
- Алексеев П.В. Философия: Учебник / П. В. Алексеев, А. В. Панин. -М.: Проспект: ТЕИС, 1996. 500 с.
- Амирова С.С. Самоорганизация обучающего и обучаемого в учебно-воспитательном процессе непрерывного профессионального образования: Ав-тореф. дис.. д-ра пед. наук. Казань, 1995. -27с.
- Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1994. — 246 с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук.- 1970. Т. 1. -№ 1.-С. 19−54.
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций.—М.: Наука, 1975.-С. 5−61.
- Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М.: Ин-т философии РАН, 1999. — 203 с.
- Аршинов В.И. Философия самоорганизации. Новые горизонты / В. И. Аршинов, Я. И. Свирский. // Общественные науки и современность. -1993. -№ 3.- С. 59−70.
- Афанасьев В .Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
- Баблоянц А. Молекулы, динамика и жизнь: Введение в самоорганизацию материи / Пер. с англ. Л. Н. Моисеевой. М.: Мир, 1990. — 373 с.
- Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. — 344 с.
- Берг JI.C. Номогенез, или эволюция на основе закономерностей // Труды по теории эволюции (1922−1930) / Отв. ред. Г. У. Линдберг и П. М. Жуковский. Ленинград: Наука, 1977. — С. 95−311.
- Берг Л.С. Теории эволюции // Труды по теории эволюции (1922 -1930) / Отв. ред. Г. У. Линдберг и ПМ Жуковский.-Ленинград: Наука, 1977,-С. 43−93.
- Берталанфи Л. Общая теория систем критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов с англ. и польск. / Общ. ред. и вступ. статьяВ.Н. Садовского и Э. Г. Юдина -М.: Прогресс, 1969.-С. 23−83.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.-192 с.
- Блауберг И.В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности / И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М.: Знание, 1969. — 48 с.
- Богуславский М.В. О педагогических парадигмах / М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. // Магистр. 1992. — май. — С. 16−17.
- Богуславский М.В. Синергетика и педагогика // Магистр. 1995. -№ 2. — С. 89−95.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н /Д: Изд-во РГПУ, 2000. — 240 с.
- Бородин Е.Т. Современный философский материализм и синергетика (природное производство) // Вестник Московского университета. 1999. — № 1. -С. 20−37.
- Буданов В.Г. Концепция естественнонаучного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 21−32.
- Валицкая А. Философские основания современной парадигмы образования // Педагогика. 1977. — № 3. — С. 15−20.
- Василькова B.JI. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория социальной самоорганизации. СПб.: Лань, 1999. — 480 с.
- Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Отв. ред. Б. С. Соколов, А. А. Ярошевский. М.: Наука, 1989. — 258 с.
- Виненко В.Г. Синергетика в школе // Педагогика. -1997. -№ 2 С.55−60.
- Виненко В.Г. Системно-синергетическое моделирование в непрерывном образовании педагога: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Тольятти, 2001. -42 с.
- Винер Н. Кибернетика и общество / Перевод с англ. Е.Г. Панфилова- Общ. ред. и предисл. Э. Я. Кольмана. М.: Изд. иностр. лит., 1958. — 200 с.
- Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине / Пер. с англ.- Под ред. и с предисл. Г. Н. Поварова. 2-е изд. — М.: Наука, 1983.- 343 с.
- Волович Л.А. Социокультурный потенциал системы непрерывного профессионального образования // «Magister». 1997. — Спецвыпуск (декабрь).- С. 42−49.
- Волович Л.А. Эстетическое воспитание. Казань: Изд-во Казанск. унта, 1978.-240 с.
- Ворожбитова А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода // Вестник высшей школы. 1999. — № 2. -С. 22−26.
- Вяткин Л.Г. Основы педагогики высшей школы: Учеб. пособие для слушателей ИПК, преподавателей вузов. Саратов: Изд-во СГУ, 1999.-364 с.
- Галенко С. В ожидании образовательной революции: проблемы смысла и понимания // Alma mater. 1997. — № 6. — С. 6−13.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии.- М.: Наука, 1966. С. 236−277.
- Гарифуллин Ф.А. Синергетика наука о самоорганизации // Научный Татарстан. — 1997. — № 3 / 4. — С. 135−140.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1: Наука логики.-М.: Мысль, 1974.-452 с.
- Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). — М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. 120 с.
- Горемыкин М.Ю. Нелинейное мышление: онтологические основания и сущность: Автореф. дис.. канд. философ, наук. -М., 1998. 20 с.
- Губин В.Б. Синергетика как новый пирог для «постнеклассических ученых» или отзыв на автореферат докторской диссертации // Философские науки.-2003.- № 2.-С. 121−155.
- Гришин Д.М. Руководство самовоспитанием школьников. В помощь классному руководителю и воспитателю / Д. М. Гришин, Я. И. Колдунов. Изд. 2-е, перераб. — М.: Просвещение, 1975. — 176 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1996. -544 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, 1960.-299 с.
- Данилов Ю.А. Роль и место синергетики в современной науке // Онтология и эпистемология синергетики. Москва, 1997. — С. 4−7.
- Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение избранных пород в борьбе за жизнь // Сочинения. Т. 3. — M.-JL: АН СССР, 1939. — С. 253−680.
- Дарвин Ч. Изменения животных и растений в домашнем состоянии // Сочинения.-Т.4.-М.-Л.: АН СССР, 1951.-С. 81−780.
- Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. Киев: Лыбидь, 1990. — 147 с.
- Донцов И.А. Самовоспитание личности: Философско-этические проблемы. М.: Политиздат, 1984. — 285 с.
- Донцов И.А. Самосовершенствование личности. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского университета, 1977. — 152 с.
- Ефремов А.Ю. Нравственная самоорганизация личности в педагогическом сообществе: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений Воронеж: Изд-во ВГТТУ, 1999. — 158 с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990.- 168 с.
- Завадский К.М. К оценке эволюционных взглядов JI.C. Берга / К. М. Завадский, А. Б. Георгиевский // Труды по теории эволюции (1922−1930) / Отв. ред. Г. У. Линдберг и П. М. Жуковский. Ленинград: Наука, 1977. — С. 742.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 160 с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.-424 с.
- Зимняя И.А. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения) / И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Н. А. Морозова.
- М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.-82 с.
- Золотухина И.В. Сравнительный анализ творческой самореализации учителей в условиях инновационных и традиционных школ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Казань, 1997. — 20 с.
- Зорина Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 105−109.
- Ибрагимов Г. И. Концентрированное обучение в средней профессиональной школе: вопросы теории и технологии / Г. И. Ибрагимов, В. Г. Колесников. Казань: ИСПО РАО, 1998. — 108 с.
- Ильин Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
- Калинина Т.Л. Теория самоорганизации как отрасль науки: (Философ-ско-методологический анализ): Автореф. дис. .канд. филос. наук. Казань, 1995.-17 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981.-200 с.
- Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников.- Казань: Таткнигоиздат, 1980. 207 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (Анализ зарубежного опыта). М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Климонтович Ю.Л. Без формул о синергетике. Минск: Вышэйш. шк., 1986.-223 с.
- Князева Е.Н. Антропный принцип в синергетике / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С. 62−79.
- Князева Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. М.: Наука, 1994. — 236 с.
- Князева Е.Н. Синергетика: начала нелинейного мышления / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. // Общественные науки и современность. 1993. — № 2.- С. 38−51.
- Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. -256 с.
- Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1967. -159 с.
- Коржинский С.И. Флора востока Европейской России в ее систематических и географических отношениях // Известия Томского университета. -1892.-Кн.5.-С. 81−299.
- Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. -1970.-№ 9.-С. 103−116.
- Корчагин В.Н. Генезис системно-синергетической педагогики: теория воспитания и обучения. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. — 244 с.
- Корчагин В.Н. Генезис диспозиционно-синергетической теории социально-воспитательного взаимодействия // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2004. — № 2. — С. 70−79.
- Корчагин В.Н. Генезис методологии системно-синергетической педагогики//Казанский педагогический журнал. 2003.- № 2.-С.28−34
- Корчагин В.Н. Генезис системно-синергетической педагогики: неофилософия.- Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2003. 186 с.
- Корчагин В.Н. Глобальный кризис философии жизни человека и его основные причины // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего: Межвузовский сборник научных трудов / Под общ. ред. С. Н. Волкова. — Пенза: ПТИ, 2004. Вып. 5: В 2 ч. — Ч. 1. — С. 25−31.
- Корчагин В.Н. Инновационная работа и ее управленческое обеспечение // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-практическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2004. — № 4. — С. 17−29.
- Корчагин В.Н. Инновирование содержания научно-педагогической подготовки студентов // Перспективы развития физической культуры и спорта в вузе и школе: Сборник научных трудов Вып. 2. — Пенза: ПГПУ, 1998. -С. 53−56.
- Корчагин В.Н. Об эффективности методов, форм воспитания у учащихся ПТУ сознательной дисциплины // Единство учебной и внеучебной деятельности в целостном воспитательном процессе: Межвузовский сборник научных трудов. Хабаровск: ХГПИ, 1989. — С. 156−163.
- Корчагин В.Н. Обучение как процесс человековедения: требования к организации // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-практическому журналу «Среднее профессиональное образование». 2004. — № 6. -С. 8−13.
- Корчагин В.Н. Основные положения системно-синергетической концепции школьного воспитания / В. Н. Корчагин, С. В. Шишканов //Актуальные проблемы современной педагогики: Межвузовский сборник научных трудов. — Пенза: ПГПУ, 2000. С. 22−28.
- Корчагин В.Н. Педагогическое мастерство: общесоциальные требования к учителю // Школьные технологии. 2004. — № 3. — С. 211−216.
- Корчагин В.Н. Реализуем системно-синергетическую концепцию воспитания // Профессиональное образование. 2004. — № 6. — С.11.
- Корчагин В.Н. Системно-функциональная классификация воспитательных умений учителя / В. Н. Корчагин, Л. Н. Корчагина // Перспективы развития физической культуры и спорта в вузе и школе: Сборник научных трудов -Вып. 3. Пенза: ПГПУ, 2000. — С. 67−72.
- Корчагин В.Н. Структура и уровни изучения педагогической деятельности // Народное образование. Российский общественно-педагогический журнал (электронная версия). 2004. — № 2. — С. 119.
- Корчагин В.Н. Учебный план, программа и методограмма семинара по проблеме «Особенности воспитательной работы с педагогически запущенными учащимися»: Методические рекомендации. Пенза: ПГПИ, 1989. — 25 с.
- Корчагин В.Н. Факторы и условия, препятствующие успешной социализации личности учащегося начальной профессиональной школы // Личность и общество: в поисках гармонии / Под ред. В. В. Полукарова. Москва-Пенза: МОСУ, 2001.-С. 116−124.
- Корчагина JI.H. Что такое неопедагогика: Сущность. Базовые модели. Оценки практиков. Внедрение идей. Казань: ИССО РАО, 1996. — 23 с.
- Корчагина Л.Н. Что такое неопедагогика: Экспертные оценки. Использование в практике идей системно-синергетической педагогической теории: Настольное пособие педагога-новатора. Казань: ИССО РАО, 1995.-76 с.
- Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников: Книга для учителя. Минск: Нар. асвета, 1990. — 174 с.
- Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. М.: Знание, 1974.-64 с.
- Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. Москва, 1918.-216 с.
- Крылов В.Ю. Психосинергетика как возможная новая парадигма психологической науки // Психологический журнал. 1998. — № 3. — С. 56−62.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. 114 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.-183 с.
- Кульневич С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. — Воронеж: Изд-во ВГПУ, 1997. 235 с.
- Курдюмов С.П. Синергетика теория самоорганизации. Идеи, методы, перспективы / С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. — М.: Знание, 1983. — 64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Математика, кибернетика" — № 2).
- Курдюмов С.П. У истоков синергетического видения мира / С. П. Курдюмов, Е. Н. Князева. // Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления.-М.: Ин-т философии РАН.-С. 162−186.
- Кучеренко М.Г. Эволюционно-синергетическая парадигма // Единство естественнонаучного и гуманитарного компонентов культуры личности. -Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 1997. С.27−28.
- Ламарк Ж.Б. Избранные произведения: В 2 т. Т. 1: Философия зоологии / Пер. А.В. Юдиной- Ред. И. М. Полякова и Н. И. Нуждина. — М.: АН СССР, 1955.-968 с.
- Ласло Э. Век бифуркации. Постижение меняющегося мира // Путь. -1995.-№ 7.-С. 3−129.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-186 с.
- Лоскутов А.Ю. Введение в синергетику / А. Ю. Лоскутов, А. С. Михайлов. М.: Наука, 1990. — 269 с.
- Макаренко А.С. О воспитании / Сост. и автор вступит, статьи B.C. Хелемендик. М.: Политиздат, 1988. — 256 с.
- Маленкова Л.И. Человековедение (программа и методические материалы). М.: ТОО «Интел Тех», Об-во «Знание» России, 1993. — 208 с.
- Малышко И.И. Синергетический подход к изучению социальных систем: аргументы «за» и «против» // Полигнозис. 2002. — № 3. — С. 23−38.
- Масленникова В.Ш. Личностная композиция социальных отношений // Профессиональное образование (Казанский педагогический журнал). 2000. — № з. — С. 30−36.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
- Махмутов М.И. Современный урок. Вопросы теории. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1985. — 183 с.
- Миненков Г. Я. Соловьев B.C. // Новейший философский словарь.-2-е изд., перераб. и дополн. Мн.: Интерпрессервис, 2001. — С. 957−959.
- Можейко М.А. Синергетика // Новейший философский словарь. 2-е изд., перераб. и дополн. — Мн.: Интерпрессервис, 2001. — С. 902−913.
- Моисеев Н.Н. Пути к созиданию. М.: Республика, 1992. — 254 с.
- Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. — 351 с.
- Мухаметзянова Г. В. Стратегии реформирования системы среднего специального образования. М.: / NB Магистр, 1995. — 220 с.
- Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // Общественные науки и современность. 1997. — № 2. — С. 91−98.
- Неопедагогика в педагогической практике: Опыт реализации систем-но-синергетической концепции педагогики и учебно-воспитательного процесса: Сборник научно-методических материалов / Под ред. Н. М. Таланчука.- Казань: ИССО РАО, 1997. 80 с.
- Николаева Е.М. Синергетическая парадигма: от естествознания к об-ществознанию (философский анализ): Автореф. дис.. .канд. филос. наук. Казань, 2000.-21 с.
- Николис Г. Самоорганизация в неравновесных системах: От диссипа-тивных структур к упорядоченности через флуктуации / Г. Николис, И. Приго-жин- Пер. с англ. В.Ф. Пастушенко- Под ред. Ю. А. Чизмаджева. М.: Мир, 1979.-512 с.
- Николис Джон С. Динамика иерархических систем: Эволюционное представление / Пер. с англ. Ю. А. Данилова. М.: Мир, 1989. — 486 с.
- Новикова Л.И. «Воспитательное пространство» как открытая система (Педагогика и синергетика) / Л. И. Новикова, М. В. Соколовский. // Общественные науки и современность. 1998. — № 1. — С. 132−144.
- Новое педагогическое мышление / Под ред А. В. Петровского. — М.: Педагогика, 1989. 278 с.
- Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
- Огородников И.Т. К вопросу о классификации методов воспитания // Советская педагогика. 1972. — № 4. — С. 99−102.
- Одаренные дети / Пер. с англ.- Общ. ред. Г. В. Бурменской и В.М. Слуцкого- Предисловие В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
- Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. -2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1986. — 158 с.
- Опенков М.Ю. Синергия как основа диалогической концепции образования. Москва, 1996. — 237 с.
- Опыт развития среднего профессионального образования на основе системно-синергетической педагогической теории: Сборник научно-методических материалов / Под ред. Н. М. Таланчука. Казань: ИССО РАО, 1995.-79 с.
- Осипов П.Н. Диагностика самовоспитания учащихся— М.: АПН СССР, 1991.- 104 с.
- Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. Казань: Карпол, 1997.-216 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / В. И. Журавлев, П. И. Пидкасистый, M.JI. Портнов, Л. Ф. Спирин и др.- Под ред. П. И. Пидкасистого. 2-е изд., дораб. и исправл. — М.: Российское педагогическое агенство, 1996. — 602 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Ю. К. Бабанский,
- B.А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.- Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. — 432 с.
- Пригожин И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / И. Пригожин, И. Стенгерс- Пер. с англ.- Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю.Л. Кли-монтовича и Ю. В. Сачкова. М.: Прогресс, 1986. — 431 с.
- Психология современного подростка / Д. И. Фельдштейн, Т.Н. Бос-танжиева, И. М. Вереникина и др.- Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987.-236 с.
- Рамзей Р. К созданию общей концепции социальной работы «Наука профессия» // Теория и практика социальной работы. — Москва-Тула, 1993.1. C. 87−109.
- Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся //Ярославский педагогический вестник. 1994. -№ 1. — С. 16−19.
- Рожков Н.Т. Анализ причин конфликтного поведения студентов СПУЗ. Орел, 2000. — 188 с.
- Рувинский Л.И. Психология самовоспитания: Учеб. пособие по спецкурсу для пед. ин-тов / Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьева. М.: Просвещение, 1982.- 143 с.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. — 140 с.
- Рузавин Г. И. Синергетика и диалектическая концепция развития // Философские науки. 1989. — № 5. — С. 11−21.
- Румянцева Т.Г. Гегель // Новейший философский словарь. 2-е изд., перераб. и дополн.- Мн.: Интерпрессервис, 2001. — С.213−222.
- Садовский В.Н. Методологические проблемы исследования объектов, представляющих собой системы // Социология в СССР. 1965.-Т.1.-С. 164−192.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Изд-во ВГГГУ, 1994. — 152 с.
- Синергетика и учебный процесс / Под ред. B.C. Егорова, В. И. Корниенко М.: Изд-во РАГС, 1999. — 300 с.
- Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и подходов / Отв. ред.: В. И. Аршинов и др. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 535 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 95 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. -М.: Просвещение, 1976. 160 с.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 416 с.
- Современные концепции воспитания: Материалы конференции. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2000. 171 с.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 148 с.
- Сорокин Н.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1974. 222 с.
- Социологический энциклопедический словарь / Редактор-координатор академик РАН Г. В. Осипов. — М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1998.-488 с.
- Стеклова И. Синергетика в науке и образовании // Вестник высшей школы. 2002. — № 6. — С.22−24.
- Субетто А.И. Системогенетика и теория циклов: В 2 ч.- СПб-М., 1994.-286 с.
- Талагаев Ю.В. Системно-синергетический подход к изучению физико-математических дисциплин в общеобразовательной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов, 2000. — 22 с.
- Таланчук Н.М. 100 новых идей в педагогике, связанных с открытием фундаментальных законов системного синергетизма. Эвристический тезаурус. Казань: ИССО РАО, 1993.- 108 с.
- Таланчук Н.М. Анализ причин трудновоспитуемости подростков. -Казань: НИИ ПТП АПН СССР, 1980. 24 с.
- Таланчук Н.М. Новая системно-синергетическая философия жизни и концепция развития России. Проект для обсуждения. Казань: ИССО РАО, 1996.-99 с.
- Таланчук Н.М. Новое содержание общепедагогической подготовки педагогических кадров: Системно-синергетическая педагогическая теория: В 2 ч.-Ч. 1.-Казань: ИССО РАО, 1996.-97 с.
- Таланчук Н.М. Новое содержание общепедагогической подготовки педагогических кадров: В 2 ч. Ч. 2. — Казань: ИССО РАО, 1996. — 64 с.
- Таланчук Н.М. Педагогика. Учебная инновационная программа для всех ступеней среднего специального, вузовского и послевузовского педагогического образования. Казань: ИССО РАО, 1993. — 93 с.
- Таланчук Н.М. 100 ноу-хау задач совершенствования учебно-воспитательного процесса в русле идей синергетики и неопедагогики. Казань: ИССО РАО, 1994. — 40 с.
- Таланчук Н.М. Архитектоника воспитательного процесса: Современная концепция и теория воспитания: В 2 ч Ч. 1. -Казань: АПН СССР, 1990.-111 с.
- Таланчук Н.М. Архитектоника воспитательного процесса: Современная концепция и теория воспитания: В 2ч.-Ч. 2.- Казань: АПН СССР, 1990.- 97 с.
- Таланчук Н.М. Аттестация качества воспитательной работы // Советская педагогика. 1988. — № 4. — С. 73−78.
- Таланчук Н.М. Аттестация качества самовоспитания учащихся: Пособие для классного руководителя. Казань: ИССО РАО, 1996. — 11 с.
- Таланчук Н.М. Бинарное обучение и его возможности в совершенствовании подготовки специалистов / Н. М. Таланчук, JI.H. Корчагина, В. Н. Корчагин. // Научно-технический прогресс и интенсификация подготовки инженера. Казань: КАИ, 1986. — С. 95−96
- Таланчук Н.М. В поисках единства // Профессионально-техническое образование. 1985. — № 7. — С. 43−44.
- Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. -М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1991. 183 с.
- Таланчук Н.М. Воспитание синергетическая система ориентированного человековедения. Базисная концепция воспитательного процесса в школе. — Казань: «Дом печати», 1.998. — 135 с.
- Таланчук Н.М. Воспитательная деятельность мастера производственного обучения СПТУ: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1987. — 112 с.
- Таланчук Н.М. Воспитательная мобильность личности и ее формирование: Методическое пособие. Казань: НИИ ПТП АПН СССР, 1981. — 60 с.
- Таланчук Н.М. Воспитательная работа мастера профтехучилища. -Казань: Таткнигоиздат, 1982. 128 с.
- Таланчук Н.М. Воспитательная работа мастера профтехучилища. Система методов воспитания. Киев: Вища школа, 1986. — 87 с.
- Таланчук Н.М. Идеалы и реальность интерсоциального воспитания: Примерная концепция исследования // Советская педагогика. 1989. — № 1.-С. 18−24.
- Таланчук Н.М. Инновации в управлении учебно-воспитательным процессом. Казань: ИССО РАО, 1996. — 24 с.
- Таланчук Н.М. Инновационные формы воспитания учащихся: Пособие для классного руководителя. Казань: ИССО РАО, 1996. — 44 с.
- Таланчук Н.М. Комплексная характеристика трудного подростка. -Казань: НИИ ПТП АПН СССР, 1976. 17 с.
- Таланчук Н.М. Комплексное изучение учащихся профтехучилищ: Методические рекомендации. Казань: НИИ ПТП АПН СССР, 1981.- 34 с.
- Таланчук Н.М. Комплексный подход к построению внеучебной воспитательной работы в ПТУ // Совершенствование содержания, форм и методов коммунистического воспитания учащихся ПТУ: Тезисы докладов к зональному семинару. Пенза: ПДНТП, 1981. — С. 56−57.
- Таланчук Н.М. Кооперированный подход к организации воспитательной деятельности: Методические рекомендации / Н. М. Таланчук, Т. Д. Шилова, Н. Д. Шилова. Пенза: ПДНТП, 1987. — 16 с.
- Таланчук Н.М. Критерии оценки передового педагогического опыта '// Советская педагогика. 1979. — № 7. — С.65−68.
- Таланчук Н.М. Наставничество в профессионально-технических училищах // Педагогика наставничества / Сост. Н. М. Таланчук. — М.: Сов. Россия, 1981.-С. 155−164.
- Таланчук Н.М. Начала неофилософии: В 2 ч. Ч. 1: Фундаментология. — Казань: ИССО РАО, 1995. — 76 с.
- Таланчук Н.М. Начала неофилософии: В 2 ч. Ч. 2: Гомология. — Казань: ИССО РАО, 1995. — 140 с.
- Таланчук Н.М. Некоторые вопросы организации работы педагогического коллектива. М.: ЦУМК ПТО, 1971. — 48. с.
- Таланчук Н.М. Некоторые направления работы по формированию нравственной готовности личности к труду // Нравственное воспитание: опыт и проблемы. Казань: Таткнигоиздат, 1979. — С. 316−321.
- Таланчук Н.М. Новая системно-синергетическая философия для воспитания и образования XXI века. Программа эвристических методологических семинаров для педагогических кадров. Казань: ИССО РАО, 1996. — 11 с.
- Таланчук Н.М. Новые формы и методы организации воспитательной работы в профтехучилищах: Методические рекомендации / Н. М. Таланчук, М. А. Максимова, Е. М. Алехина. Пенза: ПДНТП, 1988. — 24 с.
- Таланчук Н.М. Нормативное планирование и контроль // Профессионально-техническое образование. 1970. — № 2. — С. 12−13.
- Таланчук Н.М. Общественная аттестация учащихся как форма руководства самовоспитанием учащихся / Н. М. Таланчук, JI.H. Корчагина,
- B.Н. Корчагин // Целостный процесс обучения и воспитания учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свете решений XXVII съезда КПСС: Тезисы докладов к зональному семинару. Пенза: ПДНТП, 1987.1. C. 62−64.
- Таланчук Н.М. Основы человековедения: Учебный план, программа и методограмма. Казань: Заря-Тан, 1994. — 48 с.
- Таланчук Н.М. Педагогические основы воспитательной деятельности мастера производственного обучения профтехучилища: Дис.. доктора пед. наук. Казань, 1983. — 427 с.
- Таланчук Н.М. Педагогический всеобуч родителей в профтехучилищах. -Казань: НИИ ПТП АПН СССР, 1981.- 52 с.
- Таланчук Н.М. Педагогический колледж г. Набережные Челны: Опыт совершенствования подготовки педагогических кадров. Казань: ИССО РАО, 1994.-16 с.
- Таланчук Н.М. Программа общепедагогической переподготовки пед-кадров. Казань: ИССО РАО, 1996. — 12 с.
- Таланчук Н.М. Программа переподготовки педагогов по проблеме «Современная система воспитания». Казань: ИССО РАО, 1992. — 54 с.
- Таланчук Н.М. Программа-минимум для руководителей учебных заведений по освоению современной системы воспитания. Казань: ИССО РАО, 1993.-46 с.
- Таланчук Н.М. Система аттестации качества воспитательной работы в средних профтехучилищах: Методические рекомендации. Казань: НИИ ПТП АПН СССР, 1987.-105 с.
- Таланчук Н.М. Системно-ролевая технология формирования мотивов поведения у трудных учащихся // Развитие социальной активности подростка: Тезисы докладов к республиканскому научно-практическому семинару. Казань: НИИ ПТП АПН СССР, 1989.-С. 28−31.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики // Профессиональное образование (Казанский педагогический журнал). 1995. -№ 1. — С. 49−58.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики и перестройки педагогического образования: В 3 ч. Ч. 1: Законы педагогики. -Казань: ИССО РАО, 1993. — 24 с.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики и перестройки педагогического образования: В 3 ч. Ч. 3. Основные направления перестройки педагогического образования. — Казань: ИССО РАО, 1993.-68 с.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса. Казань: ИССО РАО, 1993. — 92 с.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая методология и теория познания. Казань: ИССО РАО, 1995. — 48 с.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая программа воспитания учащихся во внеучебное время: Пособие для классных руководителей. — Казань: ИССО РАО, 1995. 84 с.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая теория воспитания // Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. — С. 324−338.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая теория воспитания: Методики и технологии системного ориентированного человековедения. — Казань: ИССО РАО, 1996.-64 с.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая теория обучения: Тезаурус лекции для системы повышения квалификации.- Казань: ИССО РАО, 1996.- 12с.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая философия и концепция неопедагогики: Стратегемы развития педагогической теории и практики. Казань: ИССО РАО, 1996. — 72 с.
- Таланчук Н.М. Системно-синергетическая философия как методология современной педагогики // «Magister». -1997. Спецвыпуск (декабрь). — С. 32−41.
- Таланчук Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. Казань: НИИ ССО АПН СССР, 1991. — 22 с.
- Таланчук Н.М. Системно-функциональный подход к совершенствованию методов воспитательной работы мастера профтехучилища: Методические рекомендации. Пенза: ПДНТП, 1984. — 45 с.
- Таланчук Н.М. Совершенствование организации воспитательной работы с трудными подростками в профтехучилищах. Казань: НИИ ПТП АПН СССР, 1979.-70 с.
- Таланчук Н.М. Совершенствование профессиональной подготовки в профтехучилищах на основе организации бинарного (совмещенного) обучения: Методическое пособие. Казань: НИИ ПТП АПН СССР, 1983. — 64 с.
- Таланчук Н.М. Совершенствование системы воспитательных функций мастеров производственного обучения профтехучилищ: Методическое пособие. Казань: НИИ ПТП АПН СССР, 1982. — 74 с.
- Таланчук Н.М. Современная система планирования воспитательного процесса: Пособие для педагогов общеобразоват. и професс. школы / Составители: JI.H. Корчагина, В. Н. Корчагин. Казань: ИССО РАО, 1994. — 36 с.
- Таланчук Н.М. Специфика воспитания трудных подростков в профтехучилищах. Казань: НИИ ПТП АПН СССР, 1980.-69 с.
- Таланчук Н.М. Структура и содержание общепедагогической и психологической подготовки инженерно-педагогических кадров Казань: ИССО РАО, 1995.- 159 с.
- Таланчук Н.М. Требования к личности выпускника индустриально-педагогического техникума / Н. М. Таланчук, Е. Е. Горшенев. Казань: ИССО РАО, 1998.- 11 с.
- Таланчук Н.М. Учебно-воспитательная работа в профессионально-техническом училище со средним образованием. М.: Высшая школа, 1973.-40 с.
- Таланчук Н.М. Учебный план, программа и методограмма семинара по проблеме «Специфика воспитания педагогически запущенных учащихся». -Казань: НИИ ПТП АПН СССР, 1979. 18 с.
- Таланчук Н.М. Формирование воспитательного контакта мастера производственного обучения с учащимися: Методические рекомендации / Н. М. Таланчук, Н. Д. Шилова. Казань: НИИ ПТП АПН СССР, 1985. — 44 с.
- Таланчук Н.М. Эгоцентрическое обучение и мониторинг его качества / Н. М. Таланчук, Е. Е. Горшенев. Казань: Поволжское отделение РАО, 1999.-7с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.5: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / Сост. С. Ф. Егоров. -М.: Педагогика, 1990. — 464 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1980. — 444 с.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с.
- Хакен Г. Синергетика / Пер. с англ.- Под ред. Ю. Л. Климонтовича и С. М. Осовца. М.: Мир, 1980. — 404 с.
- Чернавский Д.С. Синергетика и информация. М.: Знание, 1990. — 45 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Математика, кибернетика" — № 5).
- Чинкина Н.Ш. Факторы и барьеры творческого саморазвития учителей в условиях инновационных школ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. — Казань, 1995.-20 с.
- Шадриков В.Д. Возвращение к ребенку. Заметки о кризисе школы и философии образования // Учительская газета. 1990. — № 22 (май).
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Исследовательский центр пробоем качества подготовки специалистов. Издательская фирма «Логос», 1993. — 181 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. Москва: Наука, 1982. — 184 с.
- Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности: Системогене-тический подход. Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 1979. — 91 с.
- Шакуров Р.Х. Новая психологическая концепция деятельности: системно-динамический подход // Профессиональное образование (Казанский педагогический журнал). 1995. -№ 1. — С. 33−41.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 206 с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / НИИ ПТП АПН СССР. -М: ПедагогакаД982.-208 с.
- Шалаев В.П. Генезис и социальный смысл системно-синергетической парадигмы: Дис.. д-ра филос. наук. Н. Новгород, 1997. — 305 с.
- Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). М.: ИЧП «Магистр», 1997. — 48 с.
- Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. 2-е изд., переработанное и дополненное — Ленинград: Наука, 1969. — 439 с.
- Шуман А.Н. Аристотель // Новейший философский словарь. -2-е изд., переработанное и дополненное Мн.: Интерпрессервис, 2001. -С.57−59.
- Щербаков А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя // Психология труда и личности учителя. Вып.1. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — С. 3−29.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. — Л.: Просвещение, Ленингр."отд-ние, 1967. 266 с.
- Эйген М. Игра жизни / М. Эйген, Р. Винклер- Пер. с нем. В.М. Андреева- Под ред. М. В. Волькенштейна. М.: Наука, 1979. — 93 с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-С. 89−105.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
- Янч Э. Самоорганизующаяся вселенная // Общественные науки и современность. 1999. -№ 1.-С. 143−158.