Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Школы Катехизиса. 
История педагогики и образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В конце 111 в. проявляется ярко выраженная враждебность, но отношению к язычеству греческой школы. Даже отцы латинской церкви, преподававшие ораторское искусство в римских школах, постепенно стали отклонять языческое обучение как нежелательное для христиан. Святой Августин в «Исповеди» описал свое обучение: «Я не знал ведь еще ни одного слова по-гречески, а на меня налегали, чтобы я выучил его… Читать ещё >

Школы Катехизиса. История педагогики и образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Появилась необходимость в элементарном обучении принципам церковной жизни. Христиане создавали школы катехуменов (от греч. «оглашаю, излагаю устно») для религиозного обучения взрослых, желающих креститься. Александрийское огласительное училище, основанное по преданию ап. Марком, возглавил в 179 г. н.э. обращенный греческий стоик Пантен, он готовил духовенство, используя методы эллинского образования и философской мысли. В Александрийской богословской школе работали выдающиеся ученые, в том числе Климент Александрийский (150— 211/216)[1], Ориген, Григорий Неокесарийский, Дионисий Великий и Дидим Слепой и другие. В 217 г. Ориген разделил учеников на две группы и стал преподавать только образованным ученикам, первоначальные наставления в вере, философию, словесность и математику преподавал греческий философ Геракл. Иоанн Филопон (трудолюбивый), или Грамматик (ок. 490 — ум. 570), — греческий философ, механик, физик, астроном, автор трактата «О творении мира», «Описания астролябии»; в комментарии к Аристотелю писал о квадратуре круга, учился в александрийской школе.

По образцу Александрии стали преподавать в других школах Ближнего Востока, в частности, в Антиохии, Кессарии, в Эдессе. Открылась еще Каирская духовная семинария Коптской православной церкви.

В крупном городе Римской империи Антиохии создана богословская школа, в которой преподавали Лукиан, Евсевий Эмесский, Кирилл Иерусалимский, Диодор Тарсийский, Иоанн Златоуст и Феодорит Кирский, учился Несторий — будущий патриарх Константинопольский. Время расцвета школы связано с пресвитером Диодором (305/310—390) из Тарса.

Величайший проповедник в ранней церкви, архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст (347—407) получил прозвание Хризостом (от греч. «золотой рот») по причине его легендарного красноречия. Иоанн оставил величайшее наследие: сотни экзегетических проповедей о Новом и Ветхом Завете, 67 бесед о книге Бытие, 59 — о Псалмах. Иоанн Златоуст сравнивал душу ребенка — с «городом, недавно построенным, имеющиим гражданами пришельцев, еще не сведующих ни в чем. Итак, установи законы этому городу. Законы суровые и строгие к его гражданам и защищай их от нарушений: ибо нет пользы в законе, если не следует за ним и наказание. Поэтому сразу же установи закон: ни над кем не надмеваться, никого не оскорблять, не клясться. Не быть драчливым»[2].

Иоанн весьма почитал воспитание: «Ибо не может быть искусства большего, чем это. Так как что может сравниться с тем, чтобы упорядочить душу и сформировать разум юноши!»[3]

Он считал, что главная задача школы — «наставить душу и сформировать ум» и предлагал христианские методы воспитания с учетом античной традиции: наставление и беседа, а также — увещевание, совет, предостережение, исключающие авторитарные методы давления и принуждения. Показал пример того, как наставнику следует обращаться к личности каждого ученика, а не к массе, строить свою речь так, чтобы она была образной, доходчивой, эмоциональной, конкретной, наглядной и полностью раскрывала содержание изучаемого.

Переводчик Феодор Мопсу естийский, Антиохийский (350—428) — известный богослов, оратор учился вместе с Иоанном Златоустом в школе ритора Ливания и Диодора Тарсийского в Антиохии. В то время как христианские ученые в Александрии аллегорически толковали Писание, в Антиохии придерживались буквального смысла, подчеркивая различие между человеческим и божественным в лице Иисуса Христа.

Прежде чем стать патриархом Константинопольским, Несторий (ок. 381 — 451) служил монахом в Антиохии, где проникся принципами этой школы.

В 431 г. Вселенский эфесский собор осудил учение Нестория, его последователи бежали в Сирию, где они продолжили традицию школы греческого типа. Монахи занимались переводом греческих авторов на сирийский.

В 363 г. св. Ефрем Сирин (306—373) возглавил школу в Эдессе, в Месопотамии, ее называли «школа персов», она приобрела известность далеко за пределами сирийскоговорящего мира, здесь обучались студенты ассирийских церквей, многие из них заняли важные церковные должности. В 489 г. Эдесская школа была закрыта по приказу императора Зинона.

В конце 111 в. проявляется ярко выраженная враждебность, но отношению к язычеству греческой школы. Даже отцы латинской церкви, преподававшие ораторское искусство в римских школах, постепенно стали отклонять языческое обучение как нежелательное для христиан. Святой Августин в «Исповеди» описал свое обучение: «Я не знал ведь еще ни одного слова по-гречески, а на меня налегали, чтобы я выучил его, не давая ни отдыха, ни сроку и пугая жестокими наказаниями. Было время, когда я, малюткой, не знал ни одного слова по-латыни, но я выучился ей на слух, безо всякого страха и мучений, от кормилиц, шутивших и игравших со мной, среди ласковой речи, веселья и смеха. Я выучился ей без тягостного и мучительного принуждения, ибо сердце мое понуждало рожать зачатое, а родить было невозможно, не выучи я, не за уроками, а в разговоре, тех слов, которыми я передавал слуху других то, что думал. Отсюда явствует, что для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. Течению первой ставит плотину вторая — по законам Твоим, Господи, по законам Твоим, управляющим и учительской линейкой и искушениями праведников, — по законам, которыми властно определено литься спасительной горечи, призывающей нас обратно к Тебе от ядовитой сладости, заставившей отойти от Тебя»[4].

Основатель западного богословия Квинт Септимий Тертуллиан (160— 225) полемизировал с еретиками, выясняя, что общего между Афинской академией и церковью, и отверг все попытки такого сосуществования. Получивший отличное образование Папа Римский Григорий I Великий (540—604) обличал попытки совместить христианство и язычество. В результате греческое обучение сократилось, а затем исчезло на Западе, греческий язык оказался забыт почти на тысячу лет. Чтобы обеспечить подготовку духовенства, созданы кафедральные и епископские школы, в которых педагоги scholasticus (схоластик), или magister scholamm (начальник школ), помогали епископу обучать будущих священников. Соборные и монастырские школы постепенно вытеснили языческие школы, став важными образовательными учреждениями западного мира, в этих двух видах школ обучались иерархи церкви раннего Средневековья.

  • [1] Климент Александрийский. Педагог. М.: Учебно-информационный экуменическийцентр ап. Павла, 1996.
  • [2] Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей //Антология педагогической мысли христианского Средневековья: в 2 т. Т. 1. М.: АспектПресс, 1994. С. 180−182.
  • [3] Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах / сост. П. Уваров, Т. Матулис, В. Безгоров. М.: РОУЖ, 1996. С. 35.
  • [4] Аврелий Августин. Исповедь. М.: Гендальф, 1992. С. 43.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой