Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование коммуникативной культуры у студентов вуза в процессе их включения в социально ориентированную деятельность

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B.И. Горовая, В. Н. Гуров, Е. В. Бондаревская, Н. В. Бордовская, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, A.A. Лобанов, И. А. Малашихина, Е. И. Рогов, В. В. Рубцов, A.A. Симонов, В. А. Сластенин, В. В. Швагер и др.) — культурологический подход к исследованию педагогической деятельности (Л.М. Андро-хина, А. И. Арнольдов, B.C. Библер, Е. В. Бондаревская, A.B. Брушлинский, Л. А. Введенская, Г… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования коммуникативной культуры личности в образовательном процессе
    • 1. 1. Высшее образование как социокультурный институт
    • 1. 2. Сущность понятия «коммуникативная культура»
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Организационно-педагогическая модель формирования коммуникативной культуры у студентов вуза
    • 2. 1. Проектирование гуманитарной образовательной среды
    • 2. 2. Организация социально ориентированной деятельности студентов как основа формирования коммуникативной культуры
    • 2. 3. Педагогический эксперимент
  • Выводы по II главе

Формирование коммуникативной культуры у студентов вуза в процессе их включения в социально ориентированную деятельность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие социально активной личности является ключевой проблемой современной парадигмы образования. Его функции заключаются в развитии социально-ориентированного человека, владеющего языком эффективного социального взаимодействия, несущим в своем сознании и самосознании целостный образ профессии и своего «Я» в ней.

Противоречия, присущие современному образованию, свидетельствуют о необходимости более целенаправленного учета изменений в социальной, технологической и информационной деятельности, в условиях роста объема содержания образовательных программ, не обеспечивающих разрешения имеющихся проблем. Современная социальная ситуация интенсифицирует социальные связи личности, расширяет поля ее общениявозрастают нагрузки на психическую деятельность, что делает процессы общения все более разнообразными и напряженными.

Однако если подготовка специалиста традиционно рассматривалась как процесс, назначением которого является профессиональная готовность его к будущей деятельности, то сегодня одним из наиболее важных аспектов подобной подготовки выступает становление специалиста, владеющего коммуникативной культурой, которая обеспечивает достижение взаимосогласованных действий в социуме.

Поиск путей преодоления указанных противоречий представляется весьма актуальной задачей: выпускник вуза должен быть хорошо подготовленным к налаживанию продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности и установлению необходимых профессионально-деловых отношений на основе сотрудничества, взаимоуважения и поддержки.

В современном научно-педагогическом информационном поле представлены различные подходы к трактовке понятия коммуникативной культуры: методологический (Е.В. Бондаревская, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Г. И. Щукина и др.), мировоззренческий (A.A. Бодалев, Б. Ф. Ломов и др.), психологический (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, И. А. Зимняя, И. Б. Котова,.

A.A. Леонтьев, Е. И. Рогов, Ю. А. Шерковин и др.), социологический (Т.М. Дридзе, С. И. Самыгин, A.A. Реан, Е. В. Руденский и др.), лингвистический (Б.Н. Головин, H.H. Кохтерев, А. К. Михальская и др.), искусствоведческий (П.М. Ершов, A.A. Мурашов и др.), адаптивный (В.Т. Ащепков, Г. М. Якушева и др.).

Вопросы, посвященные коммуникативной подготовке студентов, рассмотрены в исследованиях Г. Н. Артемьевой. Е. А. Бароненко, Е.Е. Боровко-вой, В. А. Возчикова, В.А. Григорьевой-Голубевой, С. З. Еникеевой, C.B. Знаменской, И. В. Кузьменко, И. Р. Петерсон, A.A. Поздняковой, О. П. Протченко, Е. В. Прозоровой, Т. А. Слухай.

Анализ информационного поля научных исследований и образовательной практики приводит нас к признанию факта существования ряда противоречий, главным из которых является, с одной стороны, рост требований к профессиональной коммуникативной культуре специалиста, а с другой, недостаточным уровнем его квалификации, обусловленным отсутствием специальной подготовки в системе высшей школы.

Проблема исследования заключается в определении подходов к формированию коммуникативной культуры студентов вуза как составляющей их профессиональной подготовки.

Цель исследования — теоретически обосновать и разработать организационно-педагогическую модель формирования коммуникативной культуры студентов в учреждениях высшего профессионального образования.

Объект исследования — система профессиональной подготовки студентов вуза.

Предмет исследования — особенности реализации в системе профессиональной подготовки социально ориентированной деятельности, направленной на формирование у студентов вуза коммуникативной культуры.

Гипотеза исследования: формирование коммуникативной культуры у студентов вуза в процессе профессиональной подготовки может эффективно осуществляться в рамках организационно-педагогической модели, учитывающей следующие условия:

— обеспечение мотивационно-ценностного отношения студентов к коммуникативной культуре, позволяющего рассматривать ее как необходимый компонент адаптационного аспекта профессионального становления личности;

— создание гуманитарной образовательной среды, способствующей овладению коммуникативной культурой как частью общей культуры личности;

— организация педагогической деятельности по вовлечению студентов в процесс разработки и реализации социальных проектов, направленный на реализацию деятельностного подхода в освоении коммуникативной культуры.

Цель и гипотеза исследования определили постановку и решение следующих задач:

— на основе анализа педагогических исследований обосновать теоретические и методологические основы процесса формирования коммуникативной культуры студентов вуза;

— раскрыть сущность, структуру и содержание понятия «коммуникативная культура» как составляющей профессиональной подготовки будущего специалиста;

— разработать организационно-педагогическую модель формирования коммуникативной культуры у студентов вуза;

— экспериментально проверить эффективность разработанной модели.

Методы исследования. Теоретический анализ психологопедагогической литературы по теме исследования, анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, психодиагностические методы, педагогический эксперимент, моделирование, методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.

Методологическая основа исследования включает: философскую концепцию о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, а также деятельности как способа самореализации человека в труде и общениифилософию субъектно-гуманистического подхода, взаимосвязи теории и практики, понимания культуры как философской категории, обусловливающей изменения целостной модели образования.

В качестве специальной методологии используются системный, лично-стно-деятельностный и культурологический подходы.

Теоретической основой исследования явились теория общения и деятельности (А.Г. Андреева, Ю. К. Бабанский, A.B. Беляев, О. В. Бескровная,.

A.A. Бодалев, A.B. Брушлинский, В. И. Горовая, Е. В. Горячкина, И. К. Журавлев, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, A.A. Леонтьев, В. М. Плескунов, Е. И. Рогов, И.И. Рыданова) — теория профессиональной деятельности (В .Т. Ащепков,.

B.И. Горовая, В. Н. Гуров, Е. В. Бондаревская, Н. В. Бордовская, И. Ф. Исаев, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, A.A. Лобанов, И. А. Малашихина, Е. И. Рогов, В. В. Рубцов, A.A. Симонов, В. А. Сластенин, В. В. Швагер и др.) — культурологический подход к исследованию педагогической деятельности (Л.М. Андро-хина, А. И. Арнольдов, B.C. Библер, Е. В. Бондаревская, A.B. Брушлинский, Л. А. Введенская, Г. М. Гогоберидзе, Б. Н. Головин, Б. С. Ерасов, Е.Ю. Захар-ченко, Э. С. Маркарян, В. А. Шаповалов, И. А. Шаповалова, Н. Е. Щуркова и др.) — концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Г. А. Качан, А. Б. Орлов, A.A. Реан, Е. И. Рогов, В. А. Сластенин, Т. И. Чечет и др.) — теория учебной деятельности (Т.В. Габан, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. И. Ильясов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. В. Эльконин и др.).

Исследование проводилось с 2002 по 2006 год на базе Майкопского государственного технологического университета.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап исследования (2002 — 2003 гг.) был посвящен изучению и анализу отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияосмыслению методологических и теоретических основ исследованияопределению сущности, структуры и содержания понятия «коммуникативная культура», формированию экспериментальных и контрольных групппланированию педагогического эксперимента. На этом этапе был проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2003 — 2005 гг.) осуществлялась разработка организационно-педагогической модели формирования коммуникативной культуры у студентов вузапроводилась опытно-экспериментальная работа по диагностике эффективности разработанной модели и корректировка выявленных педагогических условий формирования коммуникативной культуры студентов в процессе их обучения в вузе.

Заключительный этап (2005 — 2006 гг.) включал в себя анализ, обработку, обобщение и систематизацию результатов экспериментальной работыформулирование выводов и разработку методических рекомендаций по исследуемой проблеме, их внедрение в практику работы образовательных учреждений, оформление текста диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— раскрыта сущность коммуникативной культуры в единстве ее когни-тивно-мотивационного, деятельностного и риторического компонентов как необходимого элемента реализации адаптационного аспекта профессионального становления личности;

— разработана организационно-педагогическая модель, обеспечивающая эффективное осуществление деятельностного подхода к формированию коммуникативной культуры у студентов вуза посредством их привлечения к разработке и реализации социальных проектов;

— выявлены показатели, характеризующие уровни овладения студентами коммуникативной компетентностью как способностью применять коммуникативную культуру в социально ориентированной деятельности.

Теоретическая значимость работы состоит в определении комплекса педагогических условий, направленных на реализацию организационно-педагогической модели формирования коммуникативной культуры у студентов вуза:

— обеспечение мотивационно-ценностного отношения студентов к коммуникативной культуре посредством усиления их социальной активности;

— создание гуманитарной образовательной среды, способствующей единству образовательного и культурного пространства в процессе формирования коммуникативной культуры;

— моделирование и осуществление системы внеаудиторной деятельности студентов по освоению социального проектирования как основы для становления коммуникативной компетентности будущего специалиста.

Практическая значимость работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обеспечения подготовки специалиста нового типа, модернизации учебно-педагогического процесса, обновления содержания высшего образования, создания новых базовых и элективных курсов, программ, учебных пособий, научно-методических рекомендаций и т. п.

Экспериментальные материалы и рекомендации, опубликованные по результатам исследования, внедрены в практику подготовки будущих специалистов в Майкопском государственном технологическом университете.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании данных обеспечены четкостью исходных методологических позиций, глубоким теоретическим анализом проблемы, широтой и разносторонностью экспериментального исследования, адекватных его объему, целям, задачам и логике, достаточной длительностью и возможностью повторения педагогического эксперимента, позволивших провести количественный и качественный анализ его результатов, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Майкопском государственном технологическом университете. Результаты научных исследований обсуждались и получили одобрение на кафедре психологии и педагогики Майкопского государственного технологического университета. Основные положения исследования обсуждались и были одобрены на Международном научно-методическом семинаре «Содержание образования в условиях информационного общества», на ежегодных итоговых научных конференциях Адыгейского государственного университета, Майкопского государственного технологического университета, нашли свое отражение в научных статьях, тезисах и материалах конференций.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Коммуникативная культура, являясь составной частью культуры личности, в условиях гуманистической образовательной парадигмы в состоянии усилить ее адаптационные возможности для эффективного взаимодействия в социуме с учетом ситуации, характера поставленных целей и задач.

2. Развитие конкурентоспособного специалиста, готового профессионально выполнять свою деятельность, строить позитивные отношения с другими людьми и уметь управлять ими, обеспечивается посредством разработки и внедрения организационно-педагогической модели формирования коммуникативной культуры у студентов вуза на основе деятельностного подхода.

3. Повышению эффективности реализации организационно-педагогической модели формирования коммуникативной культуры у студентов вуза должно способствовать соблюдение комплекса педагогических условий:

— обеспечение мотивационно-ценностного отношения студентов к коммуникативной культуре посредством усиления их социальной активности;

— создание гуманитарной образовательной среды, способствующей единству образовательного и культурного пространства в процессе формирования коммуникативной культуры;

— моделирование и осуществление системы внеаудиторной деятельности студентов по освоению социального проектирования как основы для становления коммуникативной компетентности будущего специалиста.

4. Степень овладения студентами коммуникативной компетентностью определяется в процессе организации социально ориентированной деятельности, осуществляемой на различных уровнях сформированности компонентов коммуникативной культуры: когнитивно-мотивационного, деятельностного и риторического.

Выводы по II главе.

1. Процесс формирования коммуникативной культуры студентов рассматривается в исследовании как составная часть их профессиональной подготовки и обеспечивается созданием гуманитарной образовательной среды, способствующей гуманитаризации образовательного процесса, которая характеризуется следующими особенностями:

— преподаванием широкого спектра образовательных курсов по общественным и гуманитарным наукам, включение естественнонаучных и технических знаний в единый универсальный цикл наук о человеке, обществе и природе;

— отказом от дегуманизированной воспитательной политики, воспринимавшей личность только как объект педагогического воздействия;

— развитием демократических методов образования студентов, утверждение принципов педагогики сотрудничества, расширение самоуправленческих начал в деятельности вузовских структур.

2. Формирование коммуникативной культуры студентов в гуманитарной образовательной среде осуществляется на деятельностной основе в процессе их вовлечения в социально ориентированную деятельность. Основной формой организации социально ориентированной деятельности является студенческий клуб, который способствует реализации профессионального и творческого потенциала студентов, поддержки их инициативы и развертыванию реальных социальных проектов, позволяющих студентам совершенствовать навыки работы в «команде» и будущей практической деятельности.

3. Сформированность коммуникативной культуры у студентов вуза определяется их профессиональной готовностью к осуществлению коммуникативной деятельности, представленной тремя структурными компонентами: когнитивно-мотивационным, деятельностным и риторическим.

4. Результаты педагогического эксперимента по проверке выдвинутой гипотезы показали наличие более высокого уровня коммуникативной компетентности и позитивные изменения психологического климата в экспериментальной выборке, что доказывает эффективность разработанной организационно-педагогической модели формирования коммуникативной культуры у студентов вуза.

Заключение

.

В ходе теоретического и экспериментального исследования в соответствии с его целями и задачами получены следующие выводы и результаты:

1. Переход к информационному обществу в условиях интеграции наук и диалога культур ставит перед высшей школой задачи подготовки творческого, активного, свободного человека, ориентированного в своей жизни не только на высокие собственные достижения, но и на общий успех окружающих его людей, организаций и сообществ. Необходимым условием продуктивной профессиональной деятельности будущего специалиста является овладение профессиональной компетентностью, важнейшей составляющей которой выступает коммуникативная культура.

2. Основным ресурсом формирования коммуникативной культуры у студентов вуза является проектирование гуманитарной образовательной среды, главной целью которой становится создание условий, максимально благоприятных для удовлетворения потребностей самоактуализации каждой личности, подготовки высококультурных, нравственно и физически здоровых высококвалифицированных кадров, способных самостоятельно и компетентно решать задачи управления людьми и техникой, быстро ориентирующихся в самых сложных ситуациях, обладающих творческим мышлением, активной жизненной позицией, навыками самообразования, самовоспитания, самоанализа и коммуникативной культурой.

3. Разработанная в исследовании модель коммуникативной культуры студентов вуза состоит из трех компонентов: когнитивно-мотивационного, деятельностного и риторического. Ее реализация может быть эффективно осуществлена в процессе вовлечения студентов в социально ориентированную деятельность, которая подразумевает участие студентов в решении общественно значимых проблем. Основной формой организации такой деятельности выступает социальное проектирование, которое предоставляет возможности обеспечения деятельностного характера овладения коммуникативной культурой в процессе установления контактов, проведения анкетирования различных возрастных и социальных групп населения, организации работы с подростками (в том числе девиантного поведения), проведения социологических исследований и обработки их результатов и др.

4. Включение студентов в социально ориентированную деятельность осуществляется путем создания студенческого объединения в форме студенческого клуба, который позволяет решать следующие задачи:

— создание условий для реализации профессионального и творческого потенциала студентов, поддержки их инициативы, создания самоуправляемой системы формирования, подготовки студенческих лидеров;

— организация получения дополнительных знаний и навыков нетрадиционными методами в неформальной обстановке;

— защита прав и интересов студентов;

— развитие сотрудничества с молодежными и общественными организациями, преследующими подобные цели;

— организация досуга студентов;

— формирование и постоянное поддержание в студенческой среде благоприятного психологического климата, укрепление горизонтальных и вертикальных связей между студентами разных курсов, групп и в самих группах, между студентами и преподавателями;

— развертывание реальных практических социальных проектов, позволяющих студентам совершенствовать навыки работы «в команде» и будущей практической деятельности.

5. Реализация разработанной организационно-педагогической модели формирования коммуникативной культуры на практике свидетельствует о достижении студентами высокого уровня коммуникативной компетентности, позитивных изменениях их личностных качеств и психологического климата в коллективе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. И. Студент как субъект образовательного процесса Текст. / Г. И. Аксенова. — М. — Рязань, 1998.- 176 с.
  2. , C.B. К проблеме новой концептуализации молодежи Текст. / C.B. Алещенок // Методологические проблемы исследования молодежи. -М, 1998.-С. 34−37.
  3. , H.A. Социальный интеллект и социальная компетенция в подготовке социальных работников (факторные модели Дж. Гилфорда и Г. Морлоу) Текст. / H.A. Аминов- под ред. И. А. Зимней. М., 1992.
  4. , Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 ч. Текст. /Б.Г. Ананьев.-М., 1980.-Ч. 1.-256 с.
  5. , В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов Текст. / В. И. Андреев. -М., 1995. 360 с.
  6. , Г. М. Принципы деятельности и исследование общения Текст. / Г. М. Андреева // Общение и деятельность. Прага, 1988. — С. 5658.
  7. , Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М., 1998.-375 с.
  8. , JI.M. Педагогическая культура и стиль преподавания Текст. / JIM. Андрохина // Культура и мировоззрение учителя: сб. статей. -Екатеринбург, 1992. С. 5−16.
  9. , Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита Текст. / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. 1994. — № 1. — С. 3−18.
  10. Ю.Арнольдов, А. И. Введение в культурологию: учеб. пособие Текст. / А. И. Арнольдов. М, 1993. — 352 с.
  11. , А.Г. Культурно-историческая технология и конструирование миров Текст. / А. Г. Асмолов. М., 1996. — 258 с.
  12. , В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и перспективы Текст. / В. Т. Ащепков. Ростов на/Д, 1997.- 143 с.
  13. , В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы: дис. д-ра пед. наук Текст. / В. Т. Ащепков. Майкоп, 1997. — 355 с.
  14. М.Бабанский, Ю. К. Педагогика Текст. / Ю.К. Бабанский- под ред. Ю.К. Ба-банского.-М, 1985.-478 с.
  15. , Д.И. Система исследования культуры общения педагога (теоретический аспект): дис. канд. пед. наук Текст. / Д. И. Балдынюк. -Умань, 1989.- 165 с.
  16. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М., 1979.-423 с.
  17. , C.B. Функции учебного диалога в усвоении ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: автореф. канд. пед. наук Текст. / C.B. Белова. Волгоград, 1995. — С. 3−11.
  18. , Н. Воля к жизни и воля к культуре Текст. / Н. Бердяев // Слово. 1990.-№ 1.-С. 11.
  19. , В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации Текст. / В. М. Березин. -М.: Изд. РУДН, 2002. 183 с.
  20. , B.C. Нравственность. Культура, современность: Философские рассуждения о жизненных проблемах Текст. / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1988.-412 с.
  21. , B.C. От наукоучения к логике культуры Текст. / B.C. Библер. -М., 1991.-С. 289.
  22. , И.В. Становление и сущность системного подхода Текст. / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М., 1973.
  23. , A.A. К вопросам психологии общения и познания людьми друг друга Текст. / A.A. Бодалев. Краснодар, 1979. — 132 с.
  24. , A.A. Психология общения Текст. / A.A. Бодалев. М., 1998. -135 с.
  25. , A.A. Психологическое общение Текст. / A.A. Бодалев. М.: Изд. «Ин-т практич. психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1996. — 256 с.
  26. , A.A. Формирование понятия о другом человеке как о личности Текст. / A.A. Бодалев. Л., 1982. — 135 с.
  27. , Е.В. В защиту «живой» методологии Текст. / Е.В. Бонда-ревская // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 3−6.
  28. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентиро-ванного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. -№ 4.-С. 12−15.
  29. , Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы Текст. / Е. В. Бондаревская. Ростов на/Д, 1997. — 28 с.
  30. , Н.В. Педагогика Текст. / Н. В. Бордовская, A.A. Реан. -СПб.: Питер, 2001.-304 с.
  31. , В. Культура и массовая коммуникация Текст. / В. Борев, А. Коваленко. -М., 1982.
  32. , A.A. Понимание и общение Текст. / A.A. Брудный. М., 1989. -63 с.
  33. , A.B. Диалог в процессе познания Текст. / A.B. Брушлин-ский, В. А. Поликарпов // Познание и общение. М.: Наука, 1988. — С. 7−9.
  34. , A.B. Культурно-историческая теория мышления (Философские проблемы психологии) Исследования Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. [Текст] / A.B. Брушлинский. М.: Высш. шк., 1968. -104 с.
  35. , В.В. Круговорот диалогической речи, или взаимодействие грамматики говорящего и грамматики слушающего Текст. /В.В. Бузаров. -Ставрополь: Изд. СГУ, 2001.- 168 с.
  36. , В.В. Размышления о диалоге на исходе XX столетия Текст. /
  37. B.В. Бузаров // Вестник Пятигорского гос. лингв, ун-та 1997. — № 1−2.1. C. 8−9.
  38. , Л.А. Культура и искусство речи Текст. / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Ростов на/Д, 1999. — 576 с.
  39. , Л.А. Культура и техника речи: учеб. пособие Текст. / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, В. П. Чихачев. Ростов на/Д, 1994. — 160 с.
  40. , Н.П. Искусство речи Текст. / Н. П. Вербовая, О. М. Головина, В. В. Урнова.-М, 1997.
  41. , Л.Г. Теоретические основы становления интеллигенции в образовательной системе высшей школы: дисс. д-ра пед. наук Текст. / Л. Г. Викторова. Красноярск, 1999. — С. 223.
  42. , С.И. Культура русской речи: учеб. для вузов Текст. / С.И. Виноградов- под ред. Л. К. Граудиной, E.H. Ширяева. М.: НОРМА-ИНФРА М, 1999.-560 с.
  43. , Г. И. Культура языка Текст. / Г. И. Винокур. М.: Лабиринт, 2006.-256 с.
  44. , М. Раскрепощенный менеджер Текст. / М. Вудкок, Д. Френсис. -М.: Дело, 1991.
  45. , Л.С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. М., 1998.
  46. , П.Я. Лекции по психологии Текст. / П. Я. Гальперин. М.: Высш. шк., 2002.-400 с.
  47. , П.Я. Теоретико-экспериментальное исследование активной природы психического отражения Текст. / П. Я. Гальперин // Вопросы психологии. 1987. № 2. — С. 174.
  48. , Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? Текст. / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2001. — № 10. -С. 3−12.
  49. , Б.Н. Основы культуры речи Текст. / Б. Н. Головин. М., 1988. -320 с.
  50. , Т.В. Повышение интереса к творческой деятельности как необходимое условие развития гармоничной личности будущего Электронный ресурс. / Т. В. Гончарова // http://masu.ru
  51. , В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы Текст. / В. И. Горовая. Ставрополь, 1995. — 160 с.
  52. , Е.В. Тренинг как одна из форм обучения учителя общению Текст. / Е. В. Горячкина // Начальная школа. 1997. — № 3. — С. 67−70.
  53. Государственный образовательный стандарт профессионального образования Текст. -М., 2000.
  54. , А.К. Русская риторика Текст. / А. К. Грудина. М., 1998. — 559 с.
  55. , A.A. Рейтинг как показатель профессионального развития педагога Текст. / A.A. Греков, Е. И. Рогов. Ростов на/Д., 1991.-61 с.
  56. , Г. П. Прикладная социология Текст. / Г. П. Давидюк. Мн.: Выш. школа, 1979. — 224 с.
  57. , В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления Текст. / В. В. Давыдов // Новое педагогическое мышление. М., 1989. — С. 64−90.
  58. , A.B. Использование Интернет-технологий для самоорганизации педагогического процесса Электронный ресурс. / A.B. Демидов // http://relarn.samara.ru
  59. , A.A. Акмеология пути достижения вершин профессионализма Текст. / A.A. Деркач, Н. В. Кузьмин. -М, 1993. 32 с.
  60. , С.Д. Гроссмейстер общения Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. -М., 1996.
  61. , Т.М. Социальная коммуникация в управлении с обратной связью Текст. / Т. М. Дридзе // Социол. исследования. 1998. — № 10. — С. 12−17.
  62. , В.М. Образовательная среда как объект управления Электронный ресурс. / В. М. Дрофа // http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/section= 13 5 4 2. htm
  63. Дж. Школы будущего Текст. / Дж. Дьюи, Э. В. Дьюи. Берлин, 1922.-С. 16.
  64. , Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Текст. / Ю. Н. Емельянов. Л.: Изд. ЛГУ, 1985. — 162 с.
  65. , Б.С. Российская культурология в контексте закрытия? Текст. / Б. С. Ерасов // Философские науки. 2000. — № 3.
  66. , Б.С. Социальная культурология Текст. / Б. С. Ерасов. М., 1998. -228 с.
  67. , Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении: спецпрактикум по социальной психологии Текст. / Ю. М. Жуков, JI.A. Петровская, П. В. Растяников. -М., 1990. 104 с.
  68. , Л.М. О-парадоксах коммуникативного разнообразия Текст. / Л.М. Землянова//Вестник ун-та, 1998.-Сер. 10.-№ 4.-С. 9−13.
  69. , И.А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. Ростов на/Д., 1997.-480 с.
  70. , В.В. Понимание в познании и общении Текст. / В. В. Знаков. -М., 1993.-С. 267.
  71. , C.B. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / C.B. Знаменская. Ставрополь, 2004.-26 с.
  72. , Э.В. Учиться мыслить Текст. / Э. В. Ильенков // Философия и культура. М., 1991.-48 с.
  73. , И.А. Культура общения: опыт философско-методического анализа Текст. / И. А. Ильяева. Воронеж, 1989. — 167 с.
  74. , И.Ф. Культурологический подход к исследованию педагогической деятельности Текст. / И. Ф. Исаев // Педагогическое образование 21 век. -М., 1994.-С. 34−40.
  75. , И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы Текст. /И.Ф. Исаев. -М.- Белгород, 1993.
  76. , И.Ф. Творческая самореализация личности учителя. Культороло-гический подход Текст. / И. Ф. Исаев, М. И. Ситникова. Белгород, 1999. -206 с.
  77. , В.И. Исследования саморегуляции личности в системе коммуникативного мира: дисс канд псих наук Текст. / В. И. Кабрин. Л., 1978. -194 с.
  78. , М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений Текст. /М.С. Каган.-М, 1988.-315 с.
  79. , М.С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб., 1996.
  80. , Т.Б. Высшее образование в современной России Текст. / Т. Б. Казаренкова // Сорокинские чтения «Актуальные проблемы социологической науки и социальной практики, 17−18 декабря 2002 г. М.: Изд. МГУ, 2002.
  81. , В.Б. Гуманистическая модель экологического образования Электронный ресурс. / В. Б. Калинин // http://www.aseko.org/theory/humO 1 .htm
  82. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении Текст. / В.А. Кан-Калик.-М., 1987.- 190 с.
  83. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество Текст. / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М., 1990. 144 с.
  84. , П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования Текст. / П. Ф. Каптерев // Каптерев, П. Ф. Избр. пед. соч. / П. Ф. Каптерев. М., 1982.-704 с.
  85. , Г. Ф. Культурообразовательные ориентации России в контексте ее государственности Текст. / Г. Ф. Карпова // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Белгород, 1996. — С. 86−88.
  86. , Г. А. Личностно-педагогическая саморегуляция как фактор повышения педагогической культуры учителя: дис. канд. пед. наук Текст. / Г. А. Качан. Ростов на/Д, 1995.- 173 с.
  87. , К. Зеркало для человека. Введение в антропологию Текст. / К. Клакхон. СПб., 1998.
  88. , Е.А. Развивающийся человек в мире профессии Текст. / Е. А. Климов. Обнинск, 1992. — 47 с.
  89. , М.О. Поэзия педагогики Текст. / М. О. Кнебель. М.: ВТО, 1984.-527 с.
  90. , М.М. Человек в культуре: эскиз портрета в истории Текст. / М. М. Князева // Российская наука: дорога жизни: сб. науч.-попул. ст. / под ред. В. П. Скулачева. М.: Изд. «Октопус», 2002. — С. 394−405.
  91. , В.А. Общение и познавательные процессы Текст. / В.А. Кольцова//Познание и общение. М., 1988.-С. 12.
  92. , Я.А. Правила поведения Текст. // Коменский, Я. А. Избр. пед. соч. / Я. А. Коменский.-М., 1982.-Т. 4.-С. 165.
  93. , C.B. Педагогическая и возрастная психология Текст. / C.B. Кондратьев. Гродно, 1996.
  94. Котов а, И. Б. Педагогическое взаимодействие Текст. / И. Б. Котова, E.H. Шиянов. Ростов на/Д., 1997. — 112 с.
  95. Ю1.Кохтерев, H.H. Риторика Текст. / H.H. Кохтерев. М., 1994. — 207 с.
  96. Краткий психологический словарь Текст. / под ред. A.B. Петровского. -М, 1995.-213 с.
  97. , С. Воспитание: наука хороших привычек Текст. / С. Кривцов, Е. Мухаматулина. М., 1996. — 230 с.
  98. Ю4.Крижанский, Ю. С. Грамматика общения Текст. / Ю. С. Крижанский, Г. П. Третьяков. Л., 1990.
  99. , Н.Б. Очерки понимающей педагогики Текст. / Н. Б. Крылова, Е. А. Александрова. -М.: Народное образование, 2003.
  100. Юб.Кузин, Ф. А. Культура делового общения Текст. / Ф. А. Кузин. М., 1997, — 118 с.
  101. , Н.В. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие Текст. / Н. В. Кузьмина. JL: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  102. Ю8.Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. / Н. В. Кузьмина. -М., 1990. 17 с.
  103. Ю9.Кузьмина, Н. В. Способности, одаренность, талант учителя Текст. / Н. В. Кузьмина. Л., 1985. — 32 с.
  104. Ю.Кульневич, C.B. Педагогика самоорганизации: феномен содержания Текст. / C.B. Кульневич. Воронеж, 1997. — 236 с.
  105. Ш. Кулюткин, Ю. Образовательная среда и развитие личности Электронный ресурс. / Ю. Кулюткин, С. Тарасов // http://www.znanie.org/gumal /п! 01/obraz sreda. html
  106. Кун, Т. Логика открытия или психология исследования? Текст. / Т. Кун // Философия науки. М., 1997. — Вып. 3. Проблемы анализа знания. — С. 20−48.
  107. , В.И. Искусство управлять общением Текст. / В. И. Курбатов. -Ростов на/Д, 1997.-352 с.
  108. , Г. М. Психология внутреннего диалога Текст. / Г. М. Кучин-ский. Минск, 1988. — 304 с.
  109. Лабу некая, В. А. Невербальные средства общения Текст. / В.А. Лабун-ская. Ростов на/Д., 1979. — 67 с.
  110. , A.A. Деятельность, сознание, личность Текст. / A.A. Леонтьев.-М., 1977.-С. 197.
  111. , A.A. Педагогическое общение Текст. / A.A. Леонтьев. М., 1979.-47 с.
  112. , A.A. Психология общения Текст. / A.A. Леонтьев. Тарту, 1974.-44 с.
  113. , А.Н. Философия психологии: изучение научного наследия Текст. / А.Н. Леонтьев- под ред. A.A. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М: Изд. МГУ, 1994.-285 с.
  114. , А.Н. Человек и культура Текст. / A.A. Леонтьев. М., 1961.
  115. , М.И. Проблемы онтогенеза общения Текст. / М. И. Лисина. -М., 1986.- 143 с.
  116. , М.Е. Искусство быть счастливым Текст. / М. Е. Литвак. Ростов на/Д., 1995.-447 с.
  117. , Н.И. Формирование профессионально-педагогической культуры учителя Текст. / Н. И. Лифинцева. М., Курск, 2000.
  118. , Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей Текст. / Б. Т. Лихачев. Самара, 1997.
  119. , Б.Т. Педагогика Текст. / Б. Т. Лихачев. М., 1998. — 463 с.
  120. , A.A. Основы профессионально-педагогического общения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / A.A. Лобанов. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 260 с.
  121. , A.M. Концепции развития образовательных учреждений Электронный ресурс. / A.M. Лобок // Интернет-газета «Перемены» //http://eureka.mifors.com/lc-r/item-ipspub/meth-v/obi-750.html
  122. , Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида: психологические проблемы социальной регуляции поведения Текст. / Б. Ф. Ломов. М., 1976. — С. 130.
  123. , Б.Ф. Проблемы общения в психологии Текст. / Б. Ф. Ломов. -М., 1981.-С. 3−23.
  124. , Ю.М. К проблеме типологии культуры Текст. / Ю. М. Лотман // Труды по знаковым системам. Тарту, 1967. — Вып. 3. — С. 30−38.
  125. , О.Н. Конфликтологический этюд для учителя Текст. / О. Н. Лукашенок, Н. Е. Щуркова. М, 1998.
  126. , С.И. Как рождается урок Текст. / С. И. Львова. М., 1976.
  127. , С.И. Язык в речевом общении Текст. / С. И. Львова. М., 1991.
  128. , Д. Социальная психология Текст. / Д. Майерс. Л., 1998. — 684 с.
  129. , A.C. Цель воспитания Текст. /A.C. Макаренко // Пед. соч.: в 8 т.-М., 1983.-Т. 4.-С. 47−48.
  130. , Л.В. Подготовка будущего учителя к нравственному воспитанию учащихся: автореф. дисс. .канд. пед. наук Текст. / Л. В. Макарская. -Минск, 1988. 19 с.
  131. , P.A. Коммуникативный потенциал человека и его влияние на разные стороны жизнедеятельности: дисс.. канд. психол. наук Текст. /P.A. Максимова. Л, 1981.-191 с.
  132. , И.А. Педагогические теории и системы Текст. / И.А. Ма-лашихина, И. Ю. Соколова. Ставрополь: СГПУ, 1996. — Ч. 1: Учебно-методическое пособие для педвузов. — 81 с.
  133. , Е.Д. Обучение учащихся коллективной деятельности Текст. / Е. Д. Маргулис // Советская педагогика. 1986. — № 7. — С. 23.
  134. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М, 1996.- 166 с.
  135. , Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность Текст. / Л. Н. Маркова. М., 1998. — 172 с.
  136. , Д.Ж. Социальная экология Текст. / Д. Ж. Маркович. М.: Наука, 1991.-С. 28.
  137. , H.H. Становление профессионально-педагогической культуры преподавателя педагогического университета: дисс. канд. пед. наук Текст. / H.H. Масленникова. Ростов на/Д., 1999. — 181 с.
  138. , А.Г. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А. Г. Маслоу. СПб.: Изд. группа «Евразия», 1997. — 430 с.
  139. , E.JI. Ты мы: психологические возможности улучшения общения Текст. / E. J1. Мелибурда. — М.: Прогресс, 1986. — 265 с.
  140. , B.C. Общая психология Текст. / B.C. Мерлин, Б.А. Вяткин- под ред. A.B. Петровского. М., 1976.
  141. , Т.А. Самосознание и педагогическая поддержка Текст. / Т. А. Мерцалова // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. 1992. — С. 42.
  142. , И.О. Теоретические аспекты формирования коммуникативной культуры Текст. / И. О. Митрова // Вестник АГУ. 2005. — № 1 (16). -С. 148−149.
  143. , И.О. Социальный проект как способ формирования коммуникативной компетентности у студентов вуза Текст. / И. О. Митрова // Вестник АГУ. 2005. — № 4 (19). — С. 192−193.
  144. , И.О. Коммуникативная культура и подготовка специалиста в высшей школе Текст. / И. О. Митрова // Матер, регион, науч.-практ. конф. «Проблемы гуманитарного развития региона в современных условиях. -Майкоп: Изд. МГТУ, 2006. С. 151−153.
  145. , А.К. Русский Сократ Текст. / А. К. Михайльская. М., 1996.
  146. , Е.А. Терминология педагогической диагностики: система и словарь Текст. / Е. А. Михайлычева. Ростов на/Д., 1997. — 86 с.
  147. М.М Бахтин и проблемы современного гуманистического знания Текст. / под ред. Н. Д. Забабуровой // Материалы межвуз. науч. конф. Ростов на/Д., 1995.-75 с.
  148. , A.B. Проблемы подготовки к общению Текст. / A.B. Мудрик // Материалы симпозиума. Таллинн, 1979. — С. 9−18.
  149. , A.A. Риторические принципы A.C. Макаренко Текст. / A.A. Мурашов // Народное образование. 1998. — № 4.
  150. , В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека Текст. / В. Н. Мясищев. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960.-Т. 2.- 110−125 с.
  151. , В.Н. Социальная педагогика: пособие для учителей, воспитателей, студентов, магистратов, аспиратов педагогических высших учебных заведений Текст. / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников. Мн., 2005. -400 с.
  152. , P.C. Психология: в 3 т. Текст. / P.C. Немов. М, 1998.
  153. , JT.B. Подготовка студентов педагогических институтов к взаимодействию с учащимися: автореф. дисс. канд. пед. наук Текст. /Л.В.Нечаев.-Харьков, 1991.-18 с.
  154. , Н.Д. На пути к гуманной педагогике Текст. / Н.Д. Никанд-ров // Советская педагогика. 1990. — № 9. — С. 41−47.
  155. , Н.Д. Ценности общества на рубеже XXI века Текст. / Н. Д. Никандров. М, 1997.
  156. , A.M. Национальная идея России Текст. / A.M. Новиков. М., 2000.163 .Новиков, A.M. Проблема гуманизации профессионального образования Текст. / A.M. Новиков // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 3−10.
  157. , A.M. Профессиональное образование России: основные направления и векторы развития Текст. / A.M. Новиков. М.: АПО РАО, 1997.
  158. Новое педагогическое мышление Текст. / под ред. A.B. Петровского. -М., 1989.
  159. , Э.А. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности Текст. / Э. А. Носенко. Днепропетровск, 1975. — 46 с.
  160. Образование в поисках человеческих смыслов Текст. / под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов на/Д., 1995.-218 с.
  161. Общение и оптимизация совместной деятельности Текст. / под ред. Г. М. Андреевой. М., 1987. — 297 с.
  162. , А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики Текст. / А. Б. Орлов. М., 1995. — 142 с.
  163. Основы педагогики и психологии высшей школы Текст. / под ред. A.B. Петровского. М., 1986.
  164. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для спец высш. учеб. заведений Текст. / под ред. И. А. Зязюна. М., 1989. — 302 с.
  165. Основы социально-психологической теории Текст. / под ред. A.A. Бо-далева, А. Н. Сухова. -М.: Междунар. пед. академия, 1995. -412 с.
  166. Основы теории коммуникации: учебн. Текст. / под ред. проф. М.А. Ва-силика. М.: Гардарики, 2003. — 615 с.
  167. Пед агогика и психология высшей школы Текст. / под ред. С.И. Самы-гина. Ростов на/Д, 1998. — 544 с.
  168. , Л.А. Компетентность в общении Текст. / Л. А. Петровская. -М.: Изд. МГУ, 1989.-216 с.
  169. , Т. В поисках эффективного управления Текст. / Т. Питере, Р. Уотерман- ред. Л. И. Евенко. М., 1986. — 324 с.
  170. , К.К. Структура и развитие личности Текст. / К.К. Платонов- отв. ред. А. Д. Глаточкин. М.: Ин-т психологии, 1986. — 254 с.
  171. , В.М. Функция организационных форм обучения в формировании у учащихся умения работать в коллективе: дисс. канд. пед. наук Текст. / В. М. Плескунов. 1986. — С. 44−45, 82−83.
  172. , Л.Ф. Познавательная деятельность студентов в условиях компьютерного обучения Текст. / Л. Ф. Плеухова, Ю. К. Ситников // Педагогика. -1999. -№ 7. С. 36.
  173. , Ю.П. Психология становления профессионала: учеб. пособие Текст. / Ю. П. Поваренков. Ярославль: ЯГПУ, 1999. — 96 с.
  174. , Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности Текст. / Ю. П. Поваренков // Звезды ярославской психологии / под ред. В. В. Козлова. Ярославль, 2000. — С.214.
  175. , И.П. Педагогика Текст. / И. П. Подласый. М., 1998.
  176. , А.И. Выразительность речи как компонент речевой культуры учителя Текст. / А. И. Полозова // Формирование педагогической культуры будущего учителя: межвуз. сб. науч. тр. Ростов на/Д., 1989.
  177. , Е.А. Культурологическая направленность профессионально-педагогической подготовки студентов: дисс. канд. пед. наук Текст. / Е. А. Попова. Ростов на/Д., 1999. — 211 с.
  178. , Е.В. Психолого-педагогическая компетентность учителя как условие повышения педагогической культуры: автореф. дисс. канд. пед. наук Текст. / Е. В. Попова. Ростов на/Д., 1996. — 17 с.
  179. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента: учеб. пособие Текст. / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Изд. СПУ, 2001. — 240 с.
  180. , И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой Текст. / И. Пригожин, И Стенгерс- общ. ред. В. И. Аршинова, Ю.Л. Кли-монтовича, Ю. В. Сачкова. -М.: Прогресс, 1986. -432 с.
  181. Психологический анализ учебной деятельности: сб. научн. трудов Текст. / под ред. В. Д. Шадрикова [и др.]. М., 1991.
  182. , A.A. Культурно-историческая теория Выготского и современная психология Текст. / A.A. Пузырев. М., 1986.
  183. , Л.А. Диалог как единица анализа сознания Л.А. Радзи-ховский Текст. // Признание и общение. М., 1988. — С. 27.
  184. , A.A. Хрестоматия по культурологии: учеб. пособие Текст. / А. А Радугин- под ред. A.A. Радугина. М.: Центр, 1998. — 278 с.
  185. , И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя Текст. / И. П. Радченко. Ставрополь, 1992. — 184 с.
  186. , С.Х. Эстетика общения Текст. / С. Х. Рапопорт // Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М., 1983. — 119 с.
  187. , A.A. Психодиагностика личности в педагогическом процессе Текст. / A.A. Реан. СПб., 1996.
  188. Реан, А. А, Факторы стрессоустойчивости учителей Текст. / A.A. Реан, A.A. Баранов // Вопросы психологии. 1997. — № 1.
  189. , A.A. Социальная педагогическая психология Текст. / A.A. Реан, Я. Л. Коломенский. СПб., 1999.
  190. , Л. А. Тренинг педагогической наблюдательности Текст. / Л. А. Регуш // Вопросы психологии. 1983. — № 3.
  191. , Е.И. Личностно-профессиональное развитие учителя в педагогической деятельности: дисс. д-ра пед. наук Текст. / Е. И. Рогов. Ростов на/Д., 1999.-338 с.
  192. , Е.И. Личность учителя теория и практика Текст. / Е. И. Рогов. -Ростов на/Д., 1996.-512 с.
  193. , Е.И. Профессионализация процесса общения в педагогической деятельности Текст. / Е. И. Рогов. // Личность в деятельности и общении. -Ростов на/Д., 1997.-С. 22.
  194. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 478 с.
  195. , К. Эмпатия Текст. / К. Роджерс // Психология эмоций. М., 1984.
  196. , И.Н. Компьютерные телекоммуникации в образовательных технологиях для систем подготовки учителей России и США: дисс. канд. пед. наук Текст. / И. Н. Розина. М., 1999. — 262 с.
  197. , Н.С. Ценности в проблемном мире: философские основания и социальные приложения конструктивной аксиологии Текст. / Н. С. Розов. -Новосибирск: НГУ, 1998.
  198. Российский вуз в центре внимания личность: тез. докл. Всерос. меж-вуз. науч.-практ. конф. Текст. — Ростов на/Д., 1999. — 354 с.
  199. , C.JI. Основы общей психологии: в 2-х т. Текст. / СЛ. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 488 с.
  200. , В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии Текст. / В. В. Рубцов // Психол. журнал. 1989. — № 3. — С. 8−16.
  201. , Е.В. Социальная психология Текст. / Е. В. Руденский. М., 1998.-224 с.
  202. , И.И. Основы педагогики общения Текст. / И. И. Рыданова. -Минск, 1998.-319 с.
  203. , В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки: ав-тореф. дисс. д-ра психол. наук Текст. / В. В. Рыжов. Новосибирск, 1995. -36 с.
  204. , Ж.П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии Текст. / Ж. П. Сартр. М.: Республика, 2004. — 639 с.
  205. , М.А. Формирование общего способа решения класса задач в условиях коллективной деятельности Текст. / М. А. Семенова // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 64−65.
  206. , Б.А. К проблеме сущности языка Текст. / Б. А. Серебренников // Общее языкознание / под ред. Б. А. Серебренникова. М.: Наука, 1970.-С. 10.
  207. , В.В. Личностно-ориентированное образование Текст. / В. В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5.
  208. , A.A. Коллективная техническая деятельность как фактор формирования творческой индивидуальности: автореф. канд. пед. наук Текст. / A.A. Симонов.-Челябинск, 1990.-С. 10−11.
  209. СИС Словарь иностранных слов Текст. — М., 1990.
  210. , В.А. Интегративные тенденции в системе психолого-педагогической подготовки учителя Текст. / В. А. Сластенин // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. -Воронеж, 1992.-С. 6−9.
  211. , В.А. Педагогика Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко [идр.]. -М., 1998.-512 с.
  212. , В.И. Психология человека Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. Гродно, 1995.- 138 с.
  213. Словарь иностранных слов Текст. М., 1988.
  214. Словарь русского языка: в 4 т. Текст. М., 1988.
  215. , В.В. Культура речи и культура общения Текст. / В. В. Соколова.-М, 1995.
  216. , A.B. Общая теория социальной коммуникации: учеб. пособие Текст. / A.B. Соколов. М., 2002.
  217. , Э.В. Смысл и культура человеческого общения Текст. / Э. В. Соколов // Духовное становление человека: сб. ст. JL: Знание, 1972.-С. 100−124.
  218. , А.И. Исчерпание культуры: Выступление на «круглом столе» Рос. академии наук Текст. / А. И. Солженицын // Моск. новости. -1997 № 39. — 28 сент. — 5окт. — С. 4−5.
  219. , С. Педагогика для всех Текст. / С. Соловейчик. М., 1989. -306 с.
  220. , П. Основы искусства речи Текст. / П. Сопер. Ростов на/Д., 1999, — 448 с.
  221. , Ф. Труды по языкознанию Текст. / Ф. Соссюр. М.: Прогресс, 1977.-С. 49−50.
  222. , В.А. Корпоративная культура Текст. / В. А. Спивак. СПб.: Питер, 2001.
  223. , А.Ф. Теоретические и методические проблемы анализа педагогических ситуаций и решения учебно-воспитательных задач в вузе Текст. / А. Ф. Спирин // Как решать педагогические задачи? Кострома, 1992.-С. 5−7.
  224. , М.И. Психология общения Текст. / М. И. Станкин. М., 1996.
  225. Стратегия развития образования. Состояние, проблемы и стратегия педагогического образования Текст. / под ред. A.A. Вербицкого, М. Н. Костиковой. М., 1996. — 33 с.
  226. , Б.М. Психология музыкальных способностей Текст. / Б.М. Те-плов.-М., 1948.
  227. , В.П. Основные направления теории массовой коммуникации Текст. / В. П. Терин // Социол. исследования. 1997. — № 11.
  228. Тер-Минасова, С. Г. Язык и межкультурная коммуникация Текст. / С.Г. Тер-Минасова. М.: Слово, 2000.
  229. Тест, оценивающий общий уровень общительности, разработанный В. Ф. Ряховским Электронный ресурс. // http://psyholog.by.ru/test/t0001 /0002.html
  230. , Ю.П. Видеотренинг как средство психодиагностики и совершенствования профессионального мастерства студентов педвуза: авто-реф. дис. канд. пед. наук Текст. / Ю. П. Тимофеев. М., 1991. — 18 с.
  231. , Е.В. Психологические средства направленного изменения эмоциональных состояний личности: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / Е. В. Тодосько. Новосибирск, 1998. — 23 с.
  232. Философский энциклопедический словарь Текст. М.: Сов. энциклопедия, 1989.- 815 с.
  233. Философско-психологические проблемы развития образования Текст. /под ред. В. В. Давыдова. -М., 1981.- 145 с.
  234. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М., 1990.
  235. , Т. Педагогический смысл помощи и поддержки Текст. / Т. Фролова, Н. Иванова // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / под ред. О. С. Газмана. М., 1996. — С. 34.
  236. , Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм. -М., 1985.
  237. , Э. Иметь или быть Текст. / Э. Фромм. М., 1990.
  238. , И.Ф. Педагогика Текст. / И. Ф. Харламов. М., 1998.
  239. , Э. Как понять иностранца без слов Текст. / Э. Холл. М., 1998.
  240. , К. Человек и информация Текст. / К. Черри. М., 1972. — С. 36.
  241. , Т.И. Подготовка будущих учителей к созданию эмоциональноэстетических ситуаций в процессе личностно ориентированного обучения: автореф. канд. пед. наук Текст. / Т. И. Чечет. Волгоград, 1997. — 21 с.
  242. , В.Д. Философия образования и образовательная политика Текст. /В.Д. Шадриков. -М., 1993.
  243. , В.Б. Практическая психология. Инструментарий Текст. / В. Б. Шапарь. Ростов на/Д: Феникс, 2005. — 768 с.
  244. , В.А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития Текст. / В. А. Шаповалов. Ставрополь, СГУ, 1996. — 76 с.
  245. , В.А. Высшее образование в системе культуры Текст. /В.А. Шаповалов. Ставрополь: СГУ, 1996. — 68 с.
  246. , Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов Текст. / Ю. А. Шерковин. М., 1973. — С. 23.
  247. , E.H. Гуманистическая педагогика России: становление и развитие Текст. / E.H. Шиянов, Н. Б. Ромаева. М.: Народное образование, Сервис-школа, Илекса, 2003. — 336 с.
  248. , E.H. Личностно развивающая психологическая практика в российском образовании: учеб. пособие Текст. / E.H. Шиянов, C.B. Недбае-ва. Ростов на/Д.: РостИздат, 2002. — 432 с.
  249. , Э.П. Языковая коммуникация и обучение иностранным языкам Текст. / Э. П. Шубин. М.: Просвещение, 1972. — 56 с.
  250. , Г. П. Избранные труды Текст. / Г. П. Щедровицкий. М., 1995.-С.211.
  251. , Г. П. Педагогика и логика Текст. / Г. П. Щедровицкий [и др.]. -М., 1993.
  252. , Я. Элементарные понятия социологии Текст. / Я. Щепан-ский.-М., 1969.
  253. , Г. И. Роль педагогической деятельности в учебном процессе Текст. /Г.И. Щукина. -М., 1986.
  254. , Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры Текст. / Н. Е. Щуркова. М., 1997.
  255. , Н.Е. Практикум по педагогической технологии Текст. /Н.Е. Щуркова.-М., 1998.
  256. , В.В. Современный словарь по психологии Текст. / В. В. Юрчук. -М., 2000.
  257. , И.М. Психология взаимопонимания Текст. / И. М. Юсупов. -Казань, 1991.-191 с.
  258. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Октябрь, 1996. — 96 с.
  259. , Г. М. Коммуникативные способности как фактор развития профессиональных умений и навыков педагога Текст. / Г. М. Якушева // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. — С. 122−124.
  260. , В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
  261. , Е.В. Психологические средства направленного изменения эмоциональных состояний личности: автореф. дис. канд. пед. наук Текст. / Е. В. Ястребова. Новосибирск, 1998. — 24 с.
  262. Психологический тест В.Ф. Ряховского
  263. Инструкция: Чтобы определить коэффициент Вашей общительности, нужно ответить на 16 вопросов. Отвечать надо однозначно: «Да», «Нет», «Иногда». Итак, приступим.
  264. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  265. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
  266. Вызывает ли у Вас смятение, неудовольствие поручения выступать с докладом, сообщением на каком-либо мероприятии?
  267. Вам предлагают выехать в город, в котором Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
  268. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
  269. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время)?
  270. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?
  271. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть 10 рублей, которые он занял несколько месяцев назад?
  272. В кафе Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассержено отодвинув тарелку?
  273. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
  274. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост, и будете томиться в ожидании?
  275. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
  276. Услышав где-либо высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  277. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
  278. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение) в письменной форме, чем в устной?
  279. Выводы об уровнях развития: 30−32 очка очень низкий, 25−29 очков -низкий, 19−24 очка — средний, 14−18 очков — выше среднего, 9−13 очков -высший, 4−8 очков — очень высокий, 3 и менее — гиперобщительный.
  280. Диагностика уровня развития коммуникативной культуры». 1. Инструкция:
  281. Много ли у Вас друзей, с которыми Вам приятно постоянно общаться?
  282. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-то из Ваших товарищей?
  283. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
  284. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими- либо другими занятиями, чем с людьми?
  285. Можете ли Вы сдержать отрицательные эмоции в споре?
  286. Легко ли Вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
  287. Можете ли Вы долго слушать познавательную информацию, если она Вам эмоционально неинтересна?
  288. Любите ли Вы слушать незнакомого собеседника?
  289. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
  290. Любите ли Вы слушать информацию от малоприятного собеседника?
  291. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
  292. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?
  293. Испытываете ли Вы трудности при сдерживании отрицательных эмоций при получении недостоверной информации?
  294. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  295. Можете ли Вы разговаривать спокойным тоном в гневе?
  296. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  297. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?
  298. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
  299. Можете ли Вы отказаться от общения, если предугадали аффективную реакцию собеседника?
  300. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?1. Обработка результатов
  301. Уровень коммуникативной культуры определяется по сумме положительных ответов на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 и сумме отрицательных ответов на вопросы 2,4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20 делимых на 20.
  302. Выводы об уровне развития коммуникативной культуры
  303. Уровни коммуникативной культуры
  304. Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий0,1−0,45 0,46−0,55 0,56−0,65 0,66−0,75 0,76−11. Психологический климат5 4 3 2 1
  305. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе
  306. Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия
  307. Стремление к совместному переживанию события, жизненных явлений, произведений искусства Тенденция к замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний
  308. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными
  309. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий эмоциональный настрой В этих условиях группа теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т. д.
  310. В отношениях между эмоциональными объединениями (группировками по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу
  311. Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела Группа не в состоянии сдерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях
  312. Количественная обработка данных. Подсчитывается коэффициент, выражающий уровень развития коллектива по формуле:1. К = Б апгде сумма баллов, полученная от всех опрашиваемых, а постоянное число 55, п — число опрошенных.
Заполнить форму текущей работой