Человечество всегда все свои надежды связывало с развитием создаваемой им самим цивилизации. В конце XX века человечество вступило в такой период своего развития, когда обретают черты реальности предсказания великого русского естествоиспытателя В. И. Вернадского о том, что хозяйственная деятельность человека становится геологической силой, способной изменить мир, поставив его на грань глобальной экологической катастрофы. На сегодняшний день у большинства людей преобладает потребительский подход к природе. Назревший экологический кризис создал угрозу выживания человечества, которая пришла со стороны окружающей среды, быстро деградирующей под натиском человеческой деятельности.
Экологическая грамотность населения России в настоящее время определяется на качественном уровне пониманием тесной связи между деятельностью человека и окружающей средой. Однако отсутствие точной и достаточной информации существенно снижает восприимчивость людей и степень их участия в поиске решения проблем развития и сохранения природной среды.
Для решения всех возникающих проблем недостаточно одних лишь природоохранных мероприятий. Только люди с новым взглядом на окружающий мир, с новой системой ценностей смогут обеспечить последующее развитие цивилизации. Фундаментом этого развития, фундаментом новых взаимоотношений человека и природы должно стать новое образование. Экологическое воспитание и образование должно стать ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом.
Сегодня много говорят об экологическом образовании. И общая позиция определена достаточно точно, экологическое воспитание и образование должно охватывать все возрасты и экологическими знаниями должны обладать все, независимо от специальности и характера работы.
Обострение противоречий во взаимодействии общества и природы способствовало развитию новой области педагогической теории и практики — профессиональному экологическому образованию, которая ставит своей целью сформировать ответственное отношение обучаемых к природе, вытеснить потребительские подходы к ней разумным отношением, убеждением в необходимости сохранения природной среды, а также дать профессиональную подготовку студентам в области природопользования и охраны окружающей природной среды.
Профессиональное экологическое образование предполагает усвоение и развитие естественно-научных, общественных и технических знаний о взаимодействии общества и природы, формирование ценностного отношения к миру людей и к природе, развития потребности общения с природой, проявление разумного к ней отношения, а так же формирование навыков в природоохранной деятельности. Это образование требует не ограничиваться занятиями и отдельными экологическими делами, а соединить их в систему природоохранных действий.
Разработка общих стандартов экологического образования и охраны природы, координация усилий различных стран в этой сфере осуществляется на уровне Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
В 1968 году в Париже была созвана Международная конференция ЮНЕСКО по рациональному использованию и охране ресурсов биосферы, принявшая обширную программу действий, названную «Человек и биосфера». В этой программе впервые был отмечен глобальный, общечеловеческий фактор экологического образования.
В декабре 1971 года в Швейцарии проходила 1-ая Европейская рабочая конференция по природоохранительному просвещению, на которой, в частности, понятия «защита окружающей природной среды» и «охрана природы» были определены как синонимы.
Проблемы экологического воспитания, образования и просвещения — одни из самых актуальных в современном мире. Этим проблемам были посвящены Международный симпозиум по вопросам просвещения в области окружающей среды (Белград, 1975) и Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды (Тбилиси, 1977), организованные по инициативе ЮНЕСКО и ЮНЕП («Программа ООН по окружающей среде»). Тбилисская конференция определила общую концепцию образования в области окружающей среды, методологических основ этого образования. В дальнейшем усилилось международное сотрудничество по вопросам образования в области окружающей среды, разработке и усовершенствовании методики экологического просвещения и обобщении опыта по подготовке педагогических кадров.
Социальные и научно-технические преобразовательные революции, организованные в 70-х — 80-х годах на территории бывшего СССР, в том числе и Российской Федерации, политико-административной системой руководства привели страну на грань экологической катастрофы.
Чернобыльская трагедия 26 апреля 1986 года показала всему миру на опасность революционных вторжений в эволюционный характер природы, а ее последствия послужили основой для принятия важнейших государственных решений в области профессионального экологического образования [55].
Выход из сложившейся ситуации состоял в создании общегосударственной системы профессионального образования в области экологии, природопользования и охраны окружающей среды. В 1990 году на Всемирной конференции в г. Казани была обнародована общенациональная «Программа по образованию в области окружающей среды на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года». В декабре 1991 года принимается Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», в котором отдельный раздел посвящен экологическому воспитанию, образованию и просвещению. В июне 1992 года на Всемирном Форуме в Рио-де-Жанейро была принята программа «Повестка дняXXI век», в которой в число приоритетов следующего тысячелетия внесены экологическое воспитание, образование и просвещение [81, 126].
Учитывая, что проблемы окружающей среды в настоящее время проникли в сознание огромного числа жителей нашей планеты, особенно в связи с постоянно ухудшающимися условиями жизни в отдельных странах и на Земле в целом, с полным правом можно сказать, что после вопросов войны и мира экологические проблемы принадлежат к наиболее важным проблемам современного человечества.
Сегодня созрела острая необходимость осознания сущности профессиональных и нравственных качеств личности как выражения ее общечеловеческих гуманистических ценностей, создания научной концепции и теоретической модели организации учебного процесса ее профессиональной подготовки и воспитания. В этой связи изучение теоретических и методических основ организационно-аедагогических условий процесса обучения и воспитания нравственных качеств позволит не только понять сложнейшие психологические и педагогические механизмы функционирования личности специалиста экологического профиля как интегративной совокупности ее нравственных качеств, но решить сложные и весьма актуальные проблемы организации их профессионального обучения.
Значительный интерес для нашего исследования представляли гуманистические идеи содержащиеся в трудах Аристотеля [4], Гегеля [23], И. Кангга [38], Я. А. Коменского [40], Ж.-Ж.Руссо [88].
Важное значение для определения концептуальных основ исследуемой проблемы имели взгляды отечественных философов, мыслителей и педагогов, таких как В. Г. Белинский [9], Н. А. Бердяев [11], Н. А. Добролюбов [28], А. С. Макаренко [51], Н. И. Новиков [64], Д. И. Писарев [76], В. В. Розанов [85], В. С. Соловьев [96],.
B.А.Сухомлинский [101], Л. Н. Толстой [103], К. Д. Ушинский [112],.
C.Т.Шацкий [117].
Общетеоретическое значение для нашего исследования имели работы К.А.Абульхановой-Славской [I], Б. Г. Ананьева [3], Л. С. Выгодского [21], А. Г. Ковааева [39], А. Н. Леотьева [46], Б. Ф. Ломова [48], В. НлМясищева [62], А. В. Петровского [75], К. К. Платонова [77−78], С. Л. Рубинштейна [87], И. М. Сеченова [89], Г. П. Щедровицкого [118], Д. Б. Эльконина [119], П. М. Якобсона [123 124], М. Г. Ярошевского [125]. В них глубоко раскрываются социально-психологические механизмы и закономерности развития личности, обоснованы роль и значение деятельности и общения в процессе воспитания ее нравственности, определены его детерминанты и движущие силы.
Анализ зарубежных исследований Дж. Аронфреда [128], Р. Бернса [12], Дж. Вильсона [133], В. Вичева [19], А. Маслоу [130], М. Мида [57], Ф. Перлса [131], К. Роджерса [132], В. Франкла [113], Б. Шугермена [133], Р. Энджела [127] и других [84, 129] позволил сравнить теоретические подходы различных научных направлений в исследовании проблем личности, способствовал познанию сущностных сил и возможностей человека, осознанию его не только как объекта, но и субъекта деятельности и воспитания.
Составной частью социально-политического аспекта экологических проблем являются вопросы воспитания и образования в области природопользования и охраны окружающей среды и признание приоритетности экологического образования всех слоев общества и подрастающего поколения — в первую очередь.
Основные направления духовного обновления и возрождения новой России намечены в рекомендациях совещания «Естественнонаучное образование в высшей школе России» (Москва, 1992 г.). Решения конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, Бразилия), принятые в июне 1992 г., послужили отправной точкой кардиального пересмотра всей системы образования в сторону ее экологизации [82, 90].
Поколение, вступающее в XXI век, должно радикально перестроить всю систему ценностных ориентиров и отдать приоритет инвариантам устойчивого развития и особенно экологическому императиву. Экологический императив относится к такого рода духовным ценностям, которые поначалу лишь осознаются, декларируются и только затем становятся атрибутами общественной жизни.
Выбор модели опережающего развития в качестве модели образования XXI века предполагает реализацию идей становления ноосферы и целенаправленное рациональное строительство будущего за счет отделения сознания от бытия и образования от жизни. При этом вся система образования обретает две глобальные функции — неогуманистическую и экологическую [105].
Новый подход к образованию нашел отражение в «Законе Российской Федерации об образовании» (1992). В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991) изложены основные принципы государственной политики в области экологического образования, приоритетные и стратегические направления его развития и отражена потребность общества в профессиональном экологическом образовании.
Профессиональное экологическое образование предусматривает изучение экологических проблем территории, определение их типичности для ряда регионов, выявление специфичности проявления экологических проблем [95]. Приоритетная роль здесь принадлежит изучению местных условий функционирования эколого-природных и эколого-социальных систем и комплексов, системных экологических и культурных реалий общества, выявлению способов практического решения экологических задач. Экологическое образование предполагает поиск новых путей становления экологической культуры, основным компонентом которой является экологически грамотная деятельность, готовить к которой человека нужно на протяжении всего периода его обучения.
От уровня образованности специалиста экологического профиля, его профессионального мастерства и отношения к проблемам окружающей среды зависит реализация экологических проблем [65, 66]. Это обстоятельство является основой научной разработки совокупности проблем профессионального экологического образования, что связано с постановкой и решением вопросов о приоритетах и стратегии образования, образовательном стандарте, образовательной области, образовательной технологии, образовательном мониторинге и учебных планах.
В России система подготовки специалистов экологического профиля исторически начала складываться с 80-х годов благодаря разработанным авторским программам в Казанском университете, Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Московском химико-технологическом институте им. Д. И. Менделеева и в некоторых других высших учебных заведениях. В основе их разработок лежали идеи экологизации учебного процесса посредством введения новых курсов, включающих рассмотрение экологических проблем, оценку влияния техногенного воздействия на окружающую среду и человека, определение последствий и путей выхода или минимизации этих воздействий. В учебные планы специальностей указанных вузов были введены от 3-х до 7 предметов экологического профиля, а в дипломе выпускников указанных вузов появилась ссылка на специализацию и добавление ее к основной квалификации в виде записи «химик-эколог» и др. Однако социальная и профессиональная квалификация специалистов, подготовка которых осуществлялась в системе профессионального высшего и, особенного, среднего и начального экологического образования, не отвечала запросам времени.
Процесс внедрения экологического образования в учебные заведения разного уровня сильно затянулся. Этому способствовало несколько причин:
1. Трудность определения содержания из-за междисциплинарного характера предмета изучения и недостаточности проработки теоретических основ;
2. Отсутствие достаточного количества кадров с соответствующим уровнем подготовки;
3. Отсутствие стимулов для получения экологического образования.
Наиболее характерными пробелами в профессиональной экологической подготовке специалистов были следующие: а) наметилось педагогическое несоответствие в системе профессиональной подготовки между необходимостью формирования у специалистов целостного взгляда на окружающую среду и фактическим уровнем образованияб) оставалась, в целом, низкая экологическая грамотность населения, не сформировалось в обществе сознание о профессиональном экологическом образовании как необходимом условии предотвращения деградации территорий и обеспечения высокого уровня и качества жизни населенияв) неумение логично вводить в содержание профессионального образования экологические знания и уменияг) отсутствовали в Перечне специальностей и рабочих профессий Госкомобразования и Минобразования России специальности и рабочие профессии, по которым осуществлялась бы подготовка специалистов экологического профиля различных уровней квалификации r ряду «дабор^нт-техник-бякягтявл-специалист» [69,98]- д) игнорировались приоритетность значимости экологии в ряду: «политика-экономика-экология», научные достижения в области рационального природопользования и охраны окружающей среды, имело место негативное отношение к усилиям и новациям ученых, педагогов и общественных деятелей по выводу России из экологического кризиса и переходу на путь экологической безопасности и устойчивого развития.
Все это создало значительный разрыв между социальным заказом общества, и практикой профессионального образования.
Основной причиной отмеченных недостатков является ограниченность содержания профессионального экологического образования в высших учебных заведениях и практическое отсутствие системы подготовки кадров экологического профиля начального и среднего уровня квалификаций.
Преодолению этих недостатков мешали слабая разработанность общих педагогических вопросов и отсутствие системы методической подготовки студентов учебных заведений разных уровней квалификации в рамках многоуровневого профессионального экологического образования.
Исследования методологических основ теории и практики профессионального экологического образования опираются на достижения ученых и педагогов (Ю.К. Бабанского [72], А. П. Беляевой [10], П. И. Боровицкого [56], Н. М. Верзилина [16], И. Д. Зверева [32], Н. М. Черновой [114], А. Д. Урсула [105], Н. Н. Моисеева [61], А. В. Яблокова [ИЗ]), а также на изучение опыта преподавания естествознания [67, 71, 73−74, 84].
Ряд ' важных теоретических и методических выводов по вопросам практики экологического образования школьников содержат работы А. Н. Захлебного [30, 31], И. Д. Зверева [33−36], И. Н. Пономаревой [80], И. Т. Суравегиной [100], Д. И. Трайтака [104], Н. М. Черновой [114]. Однако разработок общих теоретических и методических вопросов профессионального экологического образования, особенно в области рационального природопользования и охраны окружающей среды, значительно меньше (А.П. Беляева [10], Н. Н. Моисеев [61], М. Б. Сулла [99], Е. С. Сластенина [94]).
Отдельную группу составляют специальные исследования эколого-профессиональной подготовки учителей, выполненные А. В. Мироновым (1994) [581, А. Е. Тихоновой (1992), З. И. Тюмасевой (1996), Л. В. Моисеевой (1997), Т. М. Носовой [68].
Первая программа по экологическому воспитанию и обучению в России была опубликована Н. Ф. Реймерсом и А. Б. Яблоковым в 1987 году. В ней уделялось большое внимание принципам экологического всеобуча. В 1988 году эти представления развиваются В. С. Ермоловым и Е. В. Епишиным. В первой работе за основу берется исследовательский подход, во второйдеятельностный.
В 1988 году в перечне специальностей средних профессиональных учебных заведений появилась специальность 0601 — «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».
До 1992 года специализированных учебных заведений, осуществляющих профессиональное экологическое обучение по многоуровневым учебным планам и программам, в России не было.
В феврале 1992 года комиссиями по образованию, экологии и природным ресурсам Верховного Совета Российской Федерации принимается концепция многоуровневого профессионального экологического образования и решение об открытии в России первого профильного учебного заведения — Северо-Кавказского экологического колледжа. Указанный колледж был открыт Минобразованием России в июле 1992 года (приказ от 23.07.92 г. № 8) как Республиканская эколого-педагогическая площадка, основными задачами которой являлись разработка программ многоуровневого профессионального экологического образования, содержания и обязательного минимума образовательных программ, учебно-методического и дидактического сопровождения учебного процесса, нормативной документации типового учебного заведения экологического профиля среднего профессионального образования повышенного уровня (колледжа) и подготовка специалистов-экологов: бакалавр, младший инженер, техник, лаборант.
Началом широкого внедрения экологических знаний в практику образовательных учреждений России послужило совместное постановление Министров образования и охраны окружающей среды и природных ресурсов Е. В. Ткаченко и В.Н.Данилова-Данильяна «Об экологическом образовании» (1994). Вслед за этим постановлением были опубликованы государственные стандарты высшего профессионального образования и общеобразовательной школы, включающие экологию как самостоятельный предмет.
Однако специальных исследований, в которых целостно рассматривается система многоуровневого профессионального экологического образования, к настоящему времени не выполнено.
Актуальность темы
Исследования обусловлены наличием в настоящее время противоречий между экологической грамотностью населения России и пониманием тесной связи между деятельностью человека и окружающей средой. Слабая и недостаточная информация существенно снижает восприимчивость людей и степень их участия в поиске решения проблем развития и сохранения природной среды. Потребность общества в просвещении, подготовке кадров и информировании населения связывается с усвоением таких экологических и этических норм, ценностей и отношений, профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для обеспечения устойчивого развития территорий и общества. Создание на государственном уровне системы экологического воспитания, образования и просвещения и подготовка специалистов экологического профиля способствуют пониманию социально-экономической обстановки и проблем развития человека. В этой связи необходимо построение системы непрерывного многоуровневого профессионального экологического образования (МПЭО).
Разработанной системы и образовательных стандартов МПЭО, а также специализированных учебных заведений, осуществляющих многоуровневое профессиональное экологическое образование, включающей начальное и среднее в России и за рубежом до 1992 года, не было.
Анализ эколого-педагогической литературы показал, что проблема профессиональной подготовки личности специалиста экологического профиля не подвергалась всестороннему научному изучению. В проведенных исследованиях не определены общетеоретические подходы к ее решению, недостаточно раскрыты теоретические и методические основы, психолого-педагогические механизмы их формирования. В связи с этим в педагогической и специальной экологической литературе отсутствует единый подход к определению целевых, содержательных и процессуальных основ профессионального обучения и воспитания студентов учебных заведений, критериев и уровней их социальной подготовленности, не освещены основы методики проектирования и организации процесса целенаправленного формирования профессиональных качеств личности специалиста-эколога.
Таким образом, проблемой диссертационного исследования является определение организационно-педагогических условий, необходимых для обеспечения и функционирования системы многоуровневого экологического образования студентов начального и среднего профессионального обучения в целях совершенствования их подготовки.
Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы профессионального обучения и воспитания нравственных качеств личности специалиста-эколога и определили выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования — разработать организационно-педагогические условия экологической подготовки студентов колледжа к профессиональной деятельности, определить содержание дидактических основ подготовки специалистов экологического профиля, выявить главные факторы образовательного комплекса как единого многоуровневого учебного плана, оценить степень действенности и результативности предлагаемых решений.
Объектом исследования выступал учебно-воспитательный процесс формирования профессиональных качеств специалистов экологического профиля в Северо-Кавказском экологическом колледже, рассматриваемый как целостная образовательная система.
Предмет исследования — комплекс организационно-педагогических условий, способствующий эффективной экологической подготовке студентов колледжа в процессе их профессионального обучения.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что эффективное экологическое образование будет возможно при реализации следующих организационно-педагогических условий, если: учебный процесс строится на основе личностно-ориентированного образования и учитывает перспективные потребности личности;
— будет сформировано ценностное отношение студентов к экологическому знаниюсодержание процесса формирования готовности к деятельности по охране окружающей среды, включает интеллектуальную, оперативно-деятельностную и практическую компоненты;
— реализован междисциплинарный подход при подготовке специалистов экологического профиля начального и среднего уровня квалификации;
— взаимосвязаны глобальные. Региональные и локальные аспекты профессионального экологического образования.
Если содержание экологического образования будет построено с учетом принципов гуманизации, научности, прогностичности, взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии, а также непрерывности и систематичности обучения в системе, отражающей опыт экологических и эколого-педагогических отношений, а реализовано в рамках интеграции циклов естественнонаучной, экологической и методической подготовки всех дисциплин учебного плана специальности, то такая система будет оптимальной, в наибольшей степени обеспечивающей эффективность подготовки специалиста экологического профиля.
В основу проектирования и реализации системы МПЭО положены:
— системный подход;
— идея непрерывного экологического образования в системе высшего, среднего и начального профессионального образования и производственной деятельности;
— принцип профессиональной целесообразности и практической подготовленности к экологическому образованию школьников и взрослого населения;
— историко-регионатьный принцип и принцип личностной ориентированности на обучаемого;
— региональный подход при изучении экологических проблем территории с учетом выявления специфичности проявления экологических проблем для данной территории и определении их типичности для ряда регионов.
В задачу исследований входило:
• разработать концептуальную модель многоуровневого профессионального экологического образования, включающую интеллектуальную, оперативно-деятельностную и практическую компоненты учебно-воспитательного процесса;
• разработать организационно-педагогические условия многоуровневого профессионатьного экологического образования на примере Северо-Кавказского экологического колледжа;
• внедрить совокупность научно-обоснованных и экспериментатьно-апробированных учебных планов и программ учебных дисциплин по специальности 3201 (0601) — «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», направлению 511 100 — «Экология и природопользование» для подготовки специалистов квалификаций: лаборант-эколог, техник-эколог/мастер производственного обучения, младший инженер-эколог, бакалавр экологии и природопользования.
Учебно-воспитательный процесс должен осуществляться с учетом результатов диагностики образованности обучаемых, определения и реализации на ее основе соответствующих образовательных задач. Организация этого процесса предполагает использование педагогически обоснованной системы методов и средств образования, организацию разнообразных видов профессиональной деятельности и общения, направленных на преобразование потребностно-мотивационной, интеллектуально-чувственной и поведенческо-волевой личности эколога.
Исходя из целей проблемы и гипотезы исследования, были реализованы следующие основные методологические и методические задачи.
Методологические основы исследования составили следующие исходные идеи и положения:
— положение о социальной обусловленности процесса личностного формирования человека содержанием морали и системой общественных отношений, в которые включена личностьположение о профессиональных качествах как диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного в содержании личности, подготовленной для профессионального функционирования в области природопользования и охраны окружающей среды;
— положение о субъективности личности и деятельностном опосредовании ее профессионального и нравственного формирования и развития- 4.
2−1.
— идея взаимодействия объективной и субъективной системной детерминации как единства интериоризации социального морального в индивидуальное психическое и экстериоризации, объективизации нравственно-психологического потенциала личности в ее деятельности и общении;
— диалектическое положение о внутренних противоречиях, присущих процессу обучения и воспитания, как его движущих силах.
Методологические основы исследования основываются на концептуальных положениях, выработанных философией, социологией, педагогикой, психологией, теорией систем, методологией системного, комплексного и личностно-деятельностного подходов. В исследованиях мы опирались на теории развития личности, деятельности и общения (Б.Г. Ананьев [3], Л. С. Выгодский [22], В. С. Леднев А.В. [45], А. Н. Леонтьев [46], Б. Ф. Ломов [48], А. Р. Лурия [50], С. Н. Рубинштейн [87], А. В. Петровский [75], В. Д. Шадриков [115], Э. Г. Юдин [112]), концепции интегративных и дифференцированных процессов профессионального образования (П. Р. Атутов [5], С .Я. Батышев [78], А. Н. Беляева [10], Т. Н. Берулава [13], B.C. Леднев [45], М. И. Махмутов [53]), с учетом положения философии XX века о диачектическом единстве человека, общества и природы (Н.А. Бердяев [11], А. Ф. Лосев [49]), представление о ноосфере (В.И. Вернадский [ 17,181).
При моделировании системы экологического образования использованы: системный подход (Я. Демек [27], В. И. Михеев [59], Э. Г. Юдин [121]), психологические идеи Л. С. Выгодского [21] и его последователей, аспекты взаимодействия школьников и природы.
А.Н. Сидельковский [90]), теория эстетического воспитания школьников (Д.С. Лихачев [47]), разработки системы содержания непрерывного экологического образования в средней школе (И.Д. Зверев [33], И. Н. Пономарева [80], З.И. Тюмасева) и высшей школы (Н.Н. Моисеев [61], Н. М. Верзилин [16], А. Н. Захлебный [31], Н. М. Чернова [114], Н. А. Шайденко [116]).
Главным методом исследования является педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Проведение педагогического эксперимента позволило констатировать актуальность исследуемой проблемы, уточнить гипотезу исследования и определить основные направления и методические основы организации процесса образования профессиональных качеств личности специалиста экологического профиля, проверить эффективность полученных в ходе исследования результатов в профессиональной деятельности подготовленных специалистов.
В качестве метода обучения был выбран индивидуально-групповой метод. Формой организации такого метода может быть урок, семинар, конференция, обсуждение рефератовделовые, имитационные и ролевые игрыиспользование информационных технологий (обработка информации, ее поиск и хранение, использование электронной почты и возможностей Интернета).
В процессе проведения уроков, семинаров, учебных конференций особое место занимала организация групповых дискуссий, учебных диспутов, ситуаций полемики. Такой подход был ориентирован, с одной стороны, на включение субъективного опыта студентов, с другой стороны, на формирование убеждений, определенной экологической позиции.
Учитывая потенциальные возможности игры как личностно ориентированного средства организации образовательного процесса, мы использовали систему имитационных, ролевых, деловых игр, элементы тренинга и психодрамы. Так имитационная игра показывает обучающимся всю сложность конкретных проблем окружающей среды, способствует выявлению категорий ценностей различных социальных группролевая — расширяет кругозор, способствует развитию интереса, увлеченности. Деловая игра как форма деятельности в условной обстановке направлена на воссоздание содержания будущей профессиональной деятельности. В деловой игре с помощью знаковых средств (графики, таблицы, документы, кинофрагменты и др.) воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, динамика реальной производственной обстановки.
Д1Я накопления педагогических фактов использоватесь анкеты, тесты, осуществлялось длительное педагогическое наблюдение, проводился анагиз продуктов учебной деятельности студентов и преподавателей (курсовые и дипломные работы, экзаменационные и зачетные ведомости), проводились специагьные эксперименты, выполнялась статистическая обработка результатов.
В процессе проведения диссертационного исследования использоватась также и другие методы исследования:
— метод теоретического анализа педагогических идей, явлений и фактов [2, 43, 79];
— метод педагогического наблюдения [25, 93];
— метод исследовательской беседы [26, 92];
— изучение учебной документации и продуктов деятельности студентов [37, 79, 811;
— социологические методы исследования (анкетирование, шкалирование, рейтинг, метод независимых характеристик и др.) [20, 102];
— методы математической статистики [24].
Опытно-экспериментальная база исследования определялась программой опытно-экспериментальной работы, которая проводилась автором совместно с профессорско-преподавательским составом Международного экологического (ноосферного) университета (г.Кисловодск), Северо-Кавказским экологическим колледжем (г.Ставрополь) и учителями средних школ № 9, № 17, № 21, № 27 г. Ставрополя, а также средних школ Ставропольского края (№ 2 г. Благодарный- № 6 г. Невинномысск- № 16 г. Кисловодск).
Материалом для настоящей работы послужили эксперименты, проведенные диссертантом в период с 1990 по 1998 г. г. [42, 43].
Научное исследование проводилось в двух направлениях: а) моделирование системы МПЭО и ее апробацияб) разработка теоретических и методических основ профессионального экологического обучения студентов в процессе их профессиональной подготовки.
Исследования проводились в три этапа. Между этапами невозможно провести четкой содержательной или временной грани. Приблизительно их можно представить следующим образом.
На первом (диагностическом) этапе (1990 — 1992 г. г.) его проведения анализировались теоретические источники с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы, изучался опыт постановки экологического воспитания и образования в средних общеобразовательных школах Ставропольского края, были организованы экологические лицейные классы в СШ № 17 г. Ставрополя и разработан учебный план и программы учебных дисциплин для подготовки лаборантов-экологов (начальное профессиональное экологическое образование), разработаны основы концепции многоуровневого профессионального экологического образования (МПЭО).
На втором (обучающем) этапе (1992 — 1995 г. г.) определялись гипотеза исследования, его цель и задачи. Были разработаны учебные планы и программы учебных дисциплин для подготовки специалистов экологического профиля квалификаций: техник-эколог/мастер производственного обучения, младший инженер-эколог по специальности 3201 (0601) — «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» для Северо-Кавказского экологического колледжа Минобразования России, открыты лицейные классы в СШ №№ 9, 21, 27 г. Ставрополя и других общеобразовательных средних школах Ставропольского края.
На третьем этапе (1995 — 1998 г. г.) проведено завершение педагогического эксперимента, который позволил выявить научные подходы к планированию процесса образования профессиональных качеств специалиста экологического профиля, определены этапы его осуществления, разработаны учебные планы и программы учебных дисциплин специалшаций по направлению 511 100 -«Экология и природопользование» и специальности 30 500 -«Профессиональное обучение», специализация -«Природопользование и защита окружающей природной среды» для подготовки специалистов квалификации «бакалавр экологии и природопользования» и «эколог-педагог», осуществлен выпуск специалистов экологического профиля квалификаций: лаборант-эколог, техник-эколог, младший инженер-эколог, бакалавр экологии и природопользования. Анализ и обобщение результатов опытно-эксперимент&чьной работы послужили основой для завершения разработки концепции и методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса МПЭО и их внедрения в систему среднего и начального профессионального образования России. На завершающем этапе изучалась эффективность внедрения программы многоуровневого профессионштьного экологического образования на примере Северо-Кавказского экологического колледжа и Международного экологического (ноосферного) университета.
Теоретическаяновизнаисследования. Впервые сформулированы организационно-педагогические условия учебно-воспитательного процесса многоуровневого профессионального экологического образования, обеспечивающие формирование и развитие целостного экологического мировоззрения и эффективную практическую деятельность, разработан оригинальный дидактический комплекс (программы, лабораторный практикум, методические пособия) многоуровневого профессионального экологического обучения, используемый для подготовки специалистов экологического профиля квалификаций: лаборант, техник, младший инженер, бакалавр, реализованных в первом и единственном в России профильном среднем профессиональном учебном заведении повышенного уровня — Северо-Кавказском экологическом колледже Минобразования России (г. Ставрополь) и Международном экологическом (ноосферном) университете (г.Кисловодск).
Практическая значимость проведенного исследования заключается в практической реализации теоретических и методических основ процесса образования профессиональных качеств личности, специалиста экологического профиля. Результаты работы были использованы для подготовки 745 специалистов экологического профиля, в том числе: в МЭНУ — 84 бакалавров, в СКЭК — 511 младших инженеров, 132 техников и 28 лаборантов и используются учителями школ региона. Главным управлением профессионального образования Минобразования России утверждены: 1) 26 июня 1992 года учебный план специальности 0601 № 14а-Д/спец.-нс (техник-эколог) [104]- 2) 23 декабря 1993 года учебные планы специальности 0601 №-/2а-Д/экс-4 В (младший инженер-эколог) [105], № 12а-Д/ипт-пс-4 В (мастер производственного обучения) [106], № 12а-Д/экс-4 В (лаборант-эколог) [107]. Минобразование России 22 декабря 1997 года утвердило учебный план направления 511 100 — «Экология и природопользование» (лицензия № 16−347, квалификациябакалавр [109]. Указанные образовательные программы могут быть рекомендованы для подготовки специалистов указанных уровней квалификаций в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования России и стран СНГ.
Обоснованность и достоверность результатов исследования, содержащихся в диссертации, обеспечивается его методологической основой, позволившей наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу применением разнообразных и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также проверкой эффективности разработанных теоретических положений и их внедрением в образовательный процесс.
Аргументированность и достоверность научных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиции, применением комплекса взаимодополняющих методов исследований, сочетания количественного и качественного анализа полученных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные материалы диссертации докладывались на конференциях Уральского государственного университета профессионально-педагогического образования (1997, г. Екатеринбург), Международного института по радиоэкологии им. А. Д. Сахарова (1998, г. Минск, Республика Беларусь), коллегии Минобразования России (1995), Северо-Кавказского экологического колледжа (1994, 1995, г. Кисловодск), Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого (1998, г. Тула). Материалы исследования внедрены в практику профессиональной подготовки кадров экологического профиля в учебных структурных подразделениях Международного экологического (ноосферного) университета и Северо-Кавказского экологического колледжа в городах Ставрополе, Кисловодске. Буденновске, Сочи, Элисте, Черкесске и общеобразовательных школах Ставропольского края.
База исследования определялась программой опытно-экспериментальной работы, которая проводилась диссертантом совместно с профессорско-преподавательским составом Международного экологического (ноосферного) университета (г.Кисловодск), Северо-Кавказского экологического колледжа (г.Ставрополь) и учителями средних школ № 9, № 17, № 21, № 27 г. Ставрополя, а также средних школ Ставропольского края (№ 2 г. Благодарный, № 6 г. Невинномысск, № 16 г. Кисловодск). Всего исследованиями было охвачено более 60 преподавателей и 1200 студентов и учащихся.
На защиту выносятся:
— концептуальная модель многоуровневого профессионального экологического обучения, включающая интеллектуальную, оперативно-деятельностную и практическую компоненты учебно-воспитательного процесса;
— организационно-педагогические условия многоуровневого профессионального экологического образования, реализованного в Северо-Кавказском экологическом колледже;
— совокупность научно-обоснованных и экспериментально апробированных учебных планов и программ учебных дисциплин по специальностям: 0308 — «Профессиональное обучение», 3201 (0601) — «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», направлению 511 100 — «Экология и природопользование» для подготовки специалистов квалификаций: лаборант-эколог, техник-эколог/мастер производственного обучения, младший инженер-эколог, бакалавр экологии и природопользования;
Объем работы. Диссертация изложена на 146 страницах машинописного текста, включает введение, 3 главы, выводы, список цитируемой литературы, приложения. Материалы представлены в 7 таблицах и 14 рисунках.
Список литературы
включает 134 наименования.
152 ВЫВОДЫ.
В выводах диссертации сформулированы основные направления и результаты решения поставленных в исследовании задач.
Полученные результаты исследований подтвердили правильность концептуальных положений и выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:
1. Разработана концептуальная модель многоуровневого профессионального экологического образования и организационно-педагогические условия подготовки студентов к начальной профессиональной экологической деятельности по трем взаимосвязанным аспектам: предметному, определяемому знаниями, умениями, навыкамитехнологическому, в котором определены организационные структуры, методы, способы, приемы управления и организация деятельности в учебных профессиональных учрежденияхпсихологическому, учитывающему эмоционально-волевое качество специалиста и мотивы деятельности. Уровень сформированности готовности к деятельности значительно повышается при наличии непрерывной, специально разработанной системы многоуровневого профессионального экологического образования.
2. Разработаны и внедрены в практику организационно-педагогические условия многоуровневого профессионального экологического образования, реализованного в Северо-Кавказском экологическом колледже.
3. Внедрена совокупность научно-обоснованных и экспериментально апробированных учебных планов и программ учебных дисциплин по специальности 3201 (0601) — «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», направлению 511 100 — «Экология и природопользование» для подготовки специалистов квалификаций: лаборант-эколог, техник-эколог/мастер производственного обучения, младший инженер-эколог, бакалавр экологии и природопользования. Разработаны программы и учебные пособия по предметам: «Радиоэкология» и «Химия окружающей среды" — основными критериями отбора содержания являются соответствие учебной программы целям и задачам курса, объектом изучения являются опасные и вредные факторы, а предметомзакономерности оптимизации деятельности по критерию безопасности. Внедрение разработанных дидактических материалов по дисциплинам «Радиоэкология» и «Химия окружающей среды» обеспечили их применение в системе начального и среднего профессионального образования, способствовало дальнейшему осуществлению педагогических основ обучения экологической безопасности, интенсификации дидактических технологий, актуализации разработки комплексных методик обучения, сохранению здоровья и жизни населения.
В настоящее время необходимо осознание и признание на всех уровнях государственной власти, что экологическое воспитание, образование и просвещение на современном этапе развития общества должно отвечать следующим требованиям:
1. Иметь государственный статус, быть всеобщим, непрерывным, охватывать весь период жизни человека, начиная с 56 летнего возраста, и входить в качестве подпрограммы в федеральную программу «Российское образование»;
2. Иметь целевую направленность, в виде подсистем общего экологического воспитания и образования населения (дети, молодежь и взрослые) и профессионального экологического образования (подготовка некоторых профессиональных групп, непосредственно связанных с проблемами и возможностями окружающей среды, в том числе инженеры, менеджеры, архитекторы, медицинский персонал, учителя, администраторы, научные работники и другие специалисты, связанные с науками об окружающей среде);
3. Иметь сеть учебных заведений, реализующих программы экологического воспитания, образования и просвещения в виде дошкольных образовательных учреждений, учреждений начального и среднего общего образования (экологические прогимназии, гимназии, лицеи) — начального, среднего, высшего и поствузовского профессионального образования (гуманитарные и технические лицеи, колледжи, университеты) и образовательные учреждения, осуществляющие экологическое просвещение взрослого населения.
Разработанные организационно-педагогические условия многоуровневого профессионального экологического образования допускают необходимые изменения содержания в случае появления новых социальных и образовательных задач и при совершенствовании управления экологической безопасностью и устойчивым развитием. л.
13Ь~.