Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-педагогические условия многоуровневого профессионального экологического образования: На примере Северо-Кавказского экологического колледжа Минобразования России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внедрена совокупность научно-обоснованных и экспериментально апробированных учебных планов и программ учебных дисциплин по специальности 3201 (0601) — «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», направлению 511 100 — «Экология и природопользование» для подготовки специалистов квалификаций: лаборант-эколог, техник-эколог/мастер производственного обучения, младший… Читать ещё >

Содержание

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты экологической ситуации Северо-Кавказского экономического региона в системе профессиональной подготовки специалистов в области природопользования и охраны окружающей среды

1.1. Особенности экологической ситуации в СевероКавказском экологическом регионе

1.2. Концепция многоуровневого профессионального экологического образования (МПЭО)

1.2.1. Характеристики и основные проблемы профессионального экологического образования

1.2.2. Структурно-содержательная реформа профессионального экологического образования

1.2.3. Управление, социальная защита и научное обеспечение профессионального экологического образования

1.3. Содержание обучения специалистов экологического профиля по системе МПЭО j

ГЛАВА 2. Многоуровневая образовательная программа специальности 3201 (0601) — «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов»

2.1. Общая характеристика, содержание образовательной программы и организационно-педагогические основы учебного процесса

2.2. Учебный план и требования к уровню подготовки лиц, успешно окончивших обучение по специальности 3201 (0601)

2.3. Методика обучения специалистов экологического профиля начального и среднего профессионального уровня квалификации

ГЛАВА 3. Определение эффективности системы начальной и средней профессиональной экологической подготовки студентов Северо-Кавказского экологического колледжа jO

3.1. Количественная характеристика учебного процесса, реализованного в СКЭК в 1992 — 1998 годах j0 $

3.2. Сравнительный анализ образовательных программ многоуровневого профессионального экологического образования, реализованных в СКЭК в 1992 — 1998 г. г. и Государственных образовательных стандартов

1995- 1998 годов) 11&

3.3. Экспериментальная проверка готовности студентов к профессиональной деятельности в области 12. природопользования и охраны окружающей среды

Организационно-педагогические условия многоуровневого профессионального экологического образования: На примере Северо-Кавказского экологического колледжа Минобразования России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человечество всегда все свои надежды связывало с развитием создаваемой им самим цивилизации. В конце XX века человечество вступило в такой период своего развития, когда обретают черты реальности предсказания великого русского естествоиспытателя В. И. Вернадского о том, что хозяйственная деятельность человека становится геологической силой, способной изменить мир, поставив его на грань глобальной экологической катастрофы. На сегодняшний день у большинства людей преобладает потребительский подход к природе. Назревший экологический кризис создал угрозу выживания человечества, которая пришла со стороны окружающей среды, быстро деградирующей под натиском человеческой деятельности.

Экологическая грамотность населения России в настоящее время определяется на качественном уровне пониманием тесной связи между деятельностью человека и окружающей средой. Однако отсутствие точной и достаточной информации существенно снижает восприимчивость людей и степень их участия в поиске решения проблем развития и сохранения природной среды.

Для решения всех возникающих проблем недостаточно одних лишь природоохранных мероприятий. Только люди с новым взглядом на окружающий мир, с новой системой ценностей смогут обеспечить последующее развитие цивилизации. Фундаментом этого развития, фундаментом новых взаимоотношений человека и природы должно стать новое образование. Экологическое воспитание и образование должно стать ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом.

Сегодня много говорят об экологическом образовании. И общая позиция определена достаточно точно, экологическое воспитание и образование должно охватывать все возрасты и экологическими знаниями должны обладать все, независимо от специальности и характера работы.

Обострение противоречий во взаимодействии общества и природы способствовало развитию новой области педагогической теории и практики — профессиональному экологическому образованию, которая ставит своей целью сформировать ответственное отношение обучаемых к природе, вытеснить потребительские подходы к ней разумным отношением, убеждением в необходимости сохранения природной среды, а также дать профессиональную подготовку студентам в области природопользования и охраны окружающей природной среды.

Профессиональное экологическое образование предполагает усвоение и развитие естественно-научных, общественных и технических знаний о взаимодействии общества и природы, формирование ценностного отношения к миру людей и к природе, развития потребности общения с природой, проявление разумного к ней отношения, а так же формирование навыков в природоохранной деятельности. Это образование требует не ограничиваться занятиями и отдельными экологическими делами, а соединить их в систему природоохранных действий.

Разработка общих стандартов экологического образования и охраны природы, координация усилий различных стран в этой сфере осуществляется на уровне Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

В 1968 году в Париже была созвана Международная конференция ЮНЕСКО по рациональному использованию и охране ресурсов биосферы, принявшая обширную программу действий, названную «Человек и биосфера». В этой программе впервые был отмечен глобальный, общечеловеческий фактор экологического образования.

В декабре 1971 года в Швейцарии проходила 1-ая Европейская рабочая конференция по природоохранительному просвещению, на которой, в частности, понятия «защита окружающей природной среды» и «охрана природы» были определены как синонимы.

Проблемы экологического воспитания, образования и просвещения — одни из самых актуальных в современном мире. Этим проблемам были посвящены Международный симпозиум по вопросам просвещения в области окружающей среды (Белград, 1975) и Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды (Тбилиси, 1977), организованные по инициативе ЮНЕСКО и ЮНЕП («Программа ООН по окружающей среде»). Тбилисская конференция определила общую концепцию образования в области окружающей среды, методологических основ этого образования. В дальнейшем усилилось международное сотрудничество по вопросам образования в области окружающей среды, разработке и усовершенствовании методики экологического просвещения и обобщении опыта по подготовке педагогических кадров.

Социальные и научно-технические преобразовательные революции, организованные в 70-х — 80-х годах на территории бывшего СССР, в том числе и Российской Федерации, политико-административной системой руководства привели страну на грань экологической катастрофы.

Чернобыльская трагедия 26 апреля 1986 года показала всему миру на опасность революционных вторжений в эволюционный характер природы, а ее последствия послужили основой для принятия важнейших государственных решений в области профессионального экологического образования [55].

Выход из сложившейся ситуации состоял в создании общегосударственной системы профессионального образования в области экологии, природопользования и охраны окружающей среды. В 1990 году на Всемирной конференции в г. Казани была обнародована общенациональная «Программа по образованию в области окружающей среды на тринадцатую пятилетку и на перспективу до 2005 года». В декабре 1991 года принимается Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», в котором отдельный раздел посвящен экологическому воспитанию, образованию и просвещению. В июне 1992 года на Всемирном Форуме в Рио-де-Жанейро была принята программа «Повестка дняXXI век», в которой в число приоритетов следующего тысячелетия внесены экологическое воспитание, образование и просвещение [81, 126].

Учитывая, что проблемы окружающей среды в настоящее время проникли в сознание огромного числа жителей нашей планеты, особенно в связи с постоянно ухудшающимися условиями жизни в отдельных странах и на Земле в целом, с полным правом можно сказать, что после вопросов войны и мира экологические проблемы принадлежат к наиболее важным проблемам современного человечества.

Сегодня созрела острая необходимость осознания сущности профессиональных и нравственных качеств личности как выражения ее общечеловеческих гуманистических ценностей, создания научной концепции и теоретической модели организации учебного процесса ее профессиональной подготовки и воспитания. В этой связи изучение теоретических и методических основ организационно-аедагогических условий процесса обучения и воспитания нравственных качеств позволит не только понять сложнейшие психологические и педагогические механизмы функционирования личности специалиста экологического профиля как интегративной совокупности ее нравственных качеств, но решить сложные и весьма актуальные проблемы организации их профессионального обучения.

Значительный интерес для нашего исследования представляли гуманистические идеи содержащиеся в трудах Аристотеля [4], Гегеля [23], И. Кангга [38], Я. А. Коменского [40], Ж.-Ж.Руссо [88].

Важное значение для определения концептуальных основ исследуемой проблемы имели взгляды отечественных философов, мыслителей и педагогов, таких как В. Г. Белинский [9], Н. А. Бердяев [11], Н. А. Добролюбов [28], А. С. Макаренко [51], Н. И. Новиков [64], Д. И. Писарев [76], В. В. Розанов [85], В. С. Соловьев [96],.

B.А.Сухомлинский [101], Л. Н. Толстой [103], К. Д. Ушинский [112],.

C.Т.Шацкий [117].

Общетеоретическое значение для нашего исследования имели работы К.А.Абульхановой-Славской [I], Б. Г. Ананьева [3], Л. С. Выгодского [21], А. Г. Ковааева [39], А. Н. Леотьева [46], Б. Ф. Ломова [48], В. НлМясищева [62], А. В. Петровского [75], К. К. Платонова [77−78], С. Л. Рубинштейна [87], И. М. Сеченова [89], Г. П. Щедровицкого [118], Д. Б. Эльконина [119], П. М. Якобсона [123 124], М. Г. Ярошевского [125]. В них глубоко раскрываются социально-психологические механизмы и закономерности развития личности, обоснованы роль и значение деятельности и общения в процессе воспитания ее нравственности, определены его детерминанты и движущие силы.

Анализ зарубежных исследований Дж. Аронфреда [128], Р. Бернса [12], Дж. Вильсона [133], В. Вичева [19], А. Маслоу [130], М. Мида [57], Ф. Перлса [131], К. Роджерса [132], В. Франкла [113], Б. Шугермена [133], Р. Энджела [127] и других [84, 129] позволил сравнить теоретические подходы различных научных направлений в исследовании проблем личности, способствовал познанию сущностных сил и возможностей человека, осознанию его не только как объекта, но и субъекта деятельности и воспитания.

Составной частью социально-политического аспекта экологических проблем являются вопросы воспитания и образования в области природопользования и охраны окружающей среды и признание приоритетности экологического образования всех слоев общества и подрастающего поколения — в первую очередь.

Основные направления духовного обновления и возрождения новой России намечены в рекомендациях совещания «Естественнонаучное образование в высшей школе России» (Москва, 1992 г.). Решения конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, Бразилия), принятые в июне 1992 г., послужили отправной точкой кардиального пересмотра всей системы образования в сторону ее экологизации [82, 90].

Поколение, вступающее в XXI век, должно радикально перестроить всю систему ценностных ориентиров и отдать приоритет инвариантам устойчивого развития и особенно экологическому императиву. Экологический императив относится к такого рода духовным ценностям, которые поначалу лишь осознаются, декларируются и только затем становятся атрибутами общественной жизни.

Выбор модели опережающего развития в качестве модели образования XXI века предполагает реализацию идей становления ноосферы и целенаправленное рациональное строительство будущего за счет отделения сознания от бытия и образования от жизни. При этом вся система образования обретает две глобальные функции — неогуманистическую и экологическую [105].

Новый подход к образованию нашел отражение в «Законе Российской Федерации об образовании» (1992). В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991) изложены основные принципы государственной политики в области экологического образования, приоритетные и стратегические направления его развития и отражена потребность общества в профессиональном экологическом образовании.

Профессиональное экологическое образование предусматривает изучение экологических проблем территории, определение их типичности для ряда регионов, выявление специфичности проявления экологических проблем [95]. Приоритетная роль здесь принадлежит изучению местных условий функционирования эколого-природных и эколого-социальных систем и комплексов, системных экологических и культурных реалий общества, выявлению способов практического решения экологических задач. Экологическое образование предполагает поиск новых путей становления экологической культуры, основным компонентом которой является экологически грамотная деятельность, готовить к которой человека нужно на протяжении всего периода его обучения.

От уровня образованности специалиста экологического профиля, его профессионального мастерства и отношения к проблемам окружающей среды зависит реализация экологических проблем [65, 66]. Это обстоятельство является основой научной разработки совокупности проблем профессионального экологического образования, что связано с постановкой и решением вопросов о приоритетах и стратегии образования, образовательном стандарте, образовательной области, образовательной технологии, образовательном мониторинге и учебных планах.

В России система подготовки специалистов экологического профиля исторически начала складываться с 80-х годов благодаря разработанным авторским программам в Казанском университете, Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова, Московском химико-технологическом институте им. Д. И. Менделеева и в некоторых других высших учебных заведениях. В основе их разработок лежали идеи экологизации учебного процесса посредством введения новых курсов, включающих рассмотрение экологических проблем, оценку влияния техногенного воздействия на окружающую среду и человека, определение последствий и путей выхода или минимизации этих воздействий. В учебные планы специальностей указанных вузов были введены от 3-х до 7 предметов экологического профиля, а в дипломе выпускников указанных вузов появилась ссылка на специализацию и добавление ее к основной квалификации в виде записи «химик-эколог» и др. Однако социальная и профессиональная квалификация специалистов, подготовка которых осуществлялась в системе профессионального высшего и, особенного, среднего и начального экологического образования, не отвечала запросам времени.

Процесс внедрения экологического образования в учебные заведения разного уровня сильно затянулся. Этому способствовало несколько причин:

1. Трудность определения содержания из-за междисциплинарного характера предмета изучения и недостаточности проработки теоретических основ;

2. Отсутствие достаточного количества кадров с соответствующим уровнем подготовки;

3. Отсутствие стимулов для получения экологического образования.

Наиболее характерными пробелами в профессиональной экологической подготовке специалистов были следующие: а) наметилось педагогическое несоответствие в системе профессиональной подготовки между необходимостью формирования у специалистов целостного взгляда на окружающую среду и фактическим уровнем образованияб) оставалась, в целом, низкая экологическая грамотность населения, не сформировалось в обществе сознание о профессиональном экологическом образовании как необходимом условии предотвращения деградации территорий и обеспечения высокого уровня и качества жизни населенияв) неумение логично вводить в содержание профессионального образования экологические знания и уменияг) отсутствовали в Перечне специальностей и рабочих профессий Госкомобразования и Минобразования России специальности и рабочие профессии, по которым осуществлялась бы подготовка специалистов экологического профиля различных уровней квалификации r ряду «дабор^нт-техник-бякягтявл-специалист» [69,98]- д) игнорировались приоритетность значимости экологии в ряду: «политика-экономика-экология», научные достижения в области рационального природопользования и охраны окружающей среды, имело место негативное отношение к усилиям и новациям ученых, педагогов и общественных деятелей по выводу России из экологического кризиса и переходу на путь экологической безопасности и устойчивого развития.

Все это создало значительный разрыв между социальным заказом общества, и практикой профессионального образования.

Основной причиной отмеченных недостатков является ограниченность содержания профессионального экологического образования в высших учебных заведениях и практическое отсутствие системы подготовки кадров экологического профиля начального и среднего уровня квалификаций.

Преодолению этих недостатков мешали слабая разработанность общих педагогических вопросов и отсутствие системы методической подготовки студентов учебных заведений разных уровней квалификации в рамках многоуровневого профессионального экологического образования.

Исследования методологических основ теории и практики профессионального экологического образования опираются на достижения ученых и педагогов (Ю.К. Бабанского [72], А. П. Беляевой [10], П. И. Боровицкого [56], Н. М. Верзилина [16], И. Д. Зверева [32], Н. М. Черновой [114], А. Д. Урсула [105], Н. Н. Моисеева [61], А. В. Яблокова [ИЗ]), а также на изучение опыта преподавания естествознания [67, 71, 73−74, 84].

Ряд ' важных теоретических и методических выводов по вопросам практики экологического образования школьников содержат работы А. Н. Захлебного [30, 31], И. Д. Зверева [33−36], И. Н. Пономаревой [80], И. Т. Суравегиной [100], Д. И. Трайтака [104], Н. М. Черновой [114]. Однако разработок общих теоретических и методических вопросов профессионального экологического образования, особенно в области рационального природопользования и охраны окружающей среды, значительно меньше (А.П. Беляева [10], Н. Н. Моисеев [61], М. Б. Сулла [99], Е. С. Сластенина [94]).

Отдельную группу составляют специальные исследования эколого-профессиональной подготовки учителей, выполненные А. В. Мироновым (1994) [581, А. Е. Тихоновой (1992), З. И. Тюмасевой (1996), Л. В. Моисеевой (1997), Т. М. Носовой [68].

Первая программа по экологическому воспитанию и обучению в России была опубликована Н. Ф. Реймерсом и А. Б. Яблоковым в 1987 году. В ней уделялось большое внимание принципам экологического всеобуча. В 1988 году эти представления развиваются В. С. Ермоловым и Е. В. Епишиным. В первой работе за основу берется исследовательский подход, во второйдеятельностный.

В 1988 году в перечне специальностей средних профессиональных учебных заведений появилась специальность 0601 — «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов».

До 1992 года специализированных учебных заведений, осуществляющих профессиональное экологическое обучение по многоуровневым учебным планам и программам, в России не было.

В феврале 1992 года комиссиями по образованию, экологии и природным ресурсам Верховного Совета Российской Федерации принимается концепция многоуровневого профессионального экологического образования и решение об открытии в России первого профильного учебного заведения — Северо-Кавказского экологического колледжа. Указанный колледж был открыт Минобразованием России в июле 1992 года (приказ от 23.07.92 г. № 8) как Республиканская эколого-педагогическая площадка, основными задачами которой являлись разработка программ многоуровневого профессионального экологического образования, содержания и обязательного минимума образовательных программ, учебно-методического и дидактического сопровождения учебного процесса, нормативной документации типового учебного заведения экологического профиля среднего профессионального образования повышенного уровня (колледжа) и подготовка специалистов-экологов: бакалавр, младший инженер, техник, лаборант.

Началом широкого внедрения экологических знаний в практику образовательных учреждений России послужило совместное постановление Министров образования и охраны окружающей среды и природных ресурсов Е. В. Ткаченко и В.Н.Данилова-Данильяна «Об экологическом образовании» (1994). Вслед за этим постановлением были опубликованы государственные стандарты высшего профессионального образования и общеобразовательной школы, включающие экологию как самостоятельный предмет.

Однако специальных исследований, в которых целостно рассматривается система многоуровневого профессионального экологического образования, к настоящему времени не выполнено.

Актуальность темы

Исследования обусловлены наличием в настоящее время противоречий между экологической грамотностью населения России и пониманием тесной связи между деятельностью человека и окружающей средой. Слабая и недостаточная информация существенно снижает восприимчивость людей и степень их участия в поиске решения проблем развития и сохранения природной среды. Потребность общества в просвещении, подготовке кадров и информировании населения связывается с усвоением таких экологических и этических норм, ценностей и отношений, профессиональных навыков и образа жизни, которые требуются для обеспечения устойчивого развития территорий и общества. Создание на государственном уровне системы экологического воспитания, образования и просвещения и подготовка специалистов экологического профиля способствуют пониманию социально-экономической обстановки и проблем развития человека. В этой связи необходимо построение системы непрерывного многоуровневого профессионального экологического образования (МПЭО).

Разработанной системы и образовательных стандартов МПЭО, а также специализированных учебных заведений, осуществляющих многоуровневое профессиональное экологическое образование, включающей начальное и среднее в России и за рубежом до 1992 года, не было.

Анализ эколого-педагогической литературы показал, что проблема профессиональной подготовки личности специалиста экологического профиля не подвергалась всестороннему научному изучению. В проведенных исследованиях не определены общетеоретические подходы к ее решению, недостаточно раскрыты теоретические и методические основы, психолого-педагогические механизмы их формирования. В связи с этим в педагогической и специальной экологической литературе отсутствует единый подход к определению целевых, содержательных и процессуальных основ профессионального обучения и воспитания студентов учебных заведений, критериев и уровней их социальной подготовленности, не освещены основы методики проектирования и организации процесса целенаправленного формирования профессиональных качеств личности специалиста-эколога.

Таким образом, проблемой диссертационного исследования является определение организационно-педагогических условий, необходимых для обеспечения и функционирования системы многоуровневого экологического образования студентов начального и среднего профессионального обучения в целях совершенствования их подготовки.

Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы профессионального обучения и воспитания нравственных качеств личности специалиста-эколога и определили выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования — разработать организационно-педагогические условия экологической подготовки студентов колледжа к профессиональной деятельности, определить содержание дидактических основ подготовки специалистов экологического профиля, выявить главные факторы образовательного комплекса как единого многоуровневого учебного плана, оценить степень действенности и результативности предлагаемых решений.

Объектом исследования выступал учебно-воспитательный процесс формирования профессиональных качеств специалистов экологического профиля в Северо-Кавказском экологическом колледже, рассматриваемый как целостная образовательная система.

Предмет исследования — комплекс организационно-педагогических условий, способствующий эффективной экологической подготовке студентов колледжа в процессе их профессионального обучения.

Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что эффективное экологическое образование будет возможно при реализации следующих организационно-педагогических условий, если: учебный процесс строится на основе личностно-ориентированного образования и учитывает перспективные потребности личности;

— будет сформировано ценностное отношение студентов к экологическому знаниюсодержание процесса формирования готовности к деятельности по охране окружающей среды, включает интеллектуальную, оперативно-деятельностную и практическую компоненты;

— реализован междисциплинарный подход при подготовке специалистов экологического профиля начального и среднего уровня квалификации;

— взаимосвязаны глобальные. Региональные и локальные аспекты профессионального экологического образования.

Если содержание экологического образования будет построено с учетом принципов гуманизации, научности, прогностичности, взаимосвязанного раскрытия глобальных, региональных и локальных аспектов экологии, а также непрерывности и систематичности обучения в системе, отражающей опыт экологических и эколого-педагогических отношений, а реализовано в рамках интеграции циклов естественнонаучной, экологической и методической подготовки всех дисциплин учебного плана специальности, то такая система будет оптимальной, в наибольшей степени обеспечивающей эффективность подготовки специалиста экологического профиля.

В основу проектирования и реализации системы МПЭО положены:

— системный подход;

— идея непрерывного экологического образования в системе высшего, среднего и начального профессионального образования и производственной деятельности;

— принцип профессиональной целесообразности и практической подготовленности к экологическому образованию школьников и взрослого населения;

— историко-регионатьный принцип и принцип личностной ориентированности на обучаемого;

— региональный подход при изучении экологических проблем территории с учетом выявления специфичности проявления экологических проблем для данной территории и определении их типичности для ряда регионов.

В задачу исследований входило:

• разработать концептуальную модель многоуровневого профессионального экологического образования, включающую интеллектуальную, оперативно-деятельностную и практическую компоненты учебно-воспитательного процесса;

• разработать организационно-педагогические условия многоуровневого профессионатьного экологического образования на примере Северо-Кавказского экологического колледжа;

• внедрить совокупность научно-обоснованных и экспериментатьно-апробированных учебных планов и программ учебных дисциплин по специальности 3201 (0601) — «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», направлению 511 100 — «Экология и природопользование» для подготовки специалистов квалификаций: лаборант-эколог, техник-эколог/мастер производственного обучения, младший инженер-эколог, бакалавр экологии и природопользования.

Учебно-воспитательный процесс должен осуществляться с учетом результатов диагностики образованности обучаемых, определения и реализации на ее основе соответствующих образовательных задач. Организация этого процесса предполагает использование педагогически обоснованной системы методов и средств образования, организацию разнообразных видов профессиональной деятельности и общения, направленных на преобразование потребностно-мотивационной, интеллектуально-чувственной и поведенческо-волевой личности эколога.

Исходя из целей проблемы и гипотезы исследования, были реализованы следующие основные методологические и методические задачи.

Методологические основы исследования составили следующие исходные идеи и положения:

— положение о социальной обусловленности процесса личностного формирования человека содержанием морали и системой общественных отношений, в которые включена личностьположение о профессиональных качествах как диалектическом единстве социального и индивидуального, общего и единичного в содержании личности, подготовленной для профессионального функционирования в области природопользования и охраны окружающей среды;

— положение о субъективности личности и деятельностном опосредовании ее профессионального и нравственного формирования и развития- 4.

2−1.

— идея взаимодействия объективной и субъективной системной детерминации как единства интериоризации социального морального в индивидуальное психическое и экстериоризации, объективизации нравственно-психологического потенциала личности в ее деятельности и общении;

— диалектическое положение о внутренних противоречиях, присущих процессу обучения и воспитания, как его движущих силах.

Методологические основы исследования основываются на концептуальных положениях, выработанных философией, социологией, педагогикой, психологией, теорией систем, методологией системного, комплексного и личностно-деятельностного подходов. В исследованиях мы опирались на теории развития личности, деятельности и общения (Б.Г. Ананьев [3], Л. С. Выгодский [22], В. С. Леднев А.В. [45], А. Н. Леонтьев [46], Б. Ф. Ломов [48], А. Р. Лурия [50], С. Н. Рубинштейн [87], А. В. Петровский [75], В. Д. Шадриков [115], Э. Г. Юдин [112]), концепции интегративных и дифференцированных процессов профессионального образования (П. Р. Атутов [5], С .Я. Батышев [78], А. Н. Беляева [10], Т. Н. Берулава [13], B.C. Леднев [45], М. И. Махмутов [53]), с учетом положения философии XX века о диачектическом единстве человека, общества и природы (Н.А. Бердяев [11], А. Ф. Лосев [49]), представление о ноосфере (В.И. Вернадский [ 17,181).

При моделировании системы экологического образования использованы: системный подход (Я. Демек [27], В. И. Михеев [59], Э. Г. Юдин [121]), психологические идеи Л. С. Выгодского [21] и его последователей, аспекты взаимодействия школьников и природы.

А.Н. Сидельковский [90]), теория эстетического воспитания школьников (Д.С. Лихачев [47]), разработки системы содержания непрерывного экологического образования в средней школе (И.Д. Зверев [33], И. Н. Пономарева [80], З.И. Тюмасева) и высшей школы (Н.Н. Моисеев [61], Н. М. Верзилин [16], А. Н. Захлебный [31], Н. М. Чернова [114], Н. А. Шайденко [116]).

Главным методом исследования является педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный). Проведение педагогического эксперимента позволило констатировать актуальность исследуемой проблемы, уточнить гипотезу исследования и определить основные направления и методические основы организации процесса образования профессиональных качеств личности специалиста экологического профиля, проверить эффективность полученных в ходе исследования результатов в профессиональной деятельности подготовленных специалистов.

В качестве метода обучения был выбран индивидуально-групповой метод. Формой организации такого метода может быть урок, семинар, конференция, обсуждение рефератовделовые, имитационные и ролевые игрыиспользование информационных технологий (обработка информации, ее поиск и хранение, использование электронной почты и возможностей Интернета).

В процессе проведения уроков, семинаров, учебных конференций особое место занимала организация групповых дискуссий, учебных диспутов, ситуаций полемики. Такой подход был ориентирован, с одной стороны, на включение субъективного опыта студентов, с другой стороны, на формирование убеждений, определенной экологической позиции.

Учитывая потенциальные возможности игры как личностно ориентированного средства организации образовательного процесса, мы использовали систему имитационных, ролевых, деловых игр, элементы тренинга и психодрамы. Так имитационная игра показывает обучающимся всю сложность конкретных проблем окружающей среды, способствует выявлению категорий ценностей различных социальных группролевая — расширяет кругозор, способствует развитию интереса, увлеченности. Деловая игра как форма деятельности в условной обстановке направлена на воссоздание содержания будущей профессиональной деятельности. В деловой игре с помощью знаковых средств (графики, таблицы, документы, кинофрагменты и др.) воссоздается предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, динамика реальной производственной обстановки.

Д1Я накопления педагогических фактов использоватесь анкеты, тесты, осуществлялось длительное педагогическое наблюдение, проводился анагиз продуктов учебной деятельности студентов и преподавателей (курсовые и дипломные работы, экзаменационные и зачетные ведомости), проводились специагьные эксперименты, выполнялась статистическая обработка результатов.

В процессе проведения диссертационного исследования использоватась также и другие методы исследования:

— метод теоретического анализа педагогических идей, явлений и фактов [2, 43, 79];

— метод педагогического наблюдения [25, 93];

— метод исследовательской беседы [26, 92];

— изучение учебной документации и продуктов деятельности студентов [37, 79, 811;

— социологические методы исследования (анкетирование, шкалирование, рейтинг, метод независимых характеристик и др.) [20, 102];

— методы математической статистики [24].

Опытно-экспериментальная база исследования определялась программой опытно-экспериментальной работы, которая проводилась автором совместно с профессорско-преподавательским составом Международного экологического (ноосферного) университета (г.Кисловодск), Северо-Кавказским экологическим колледжем (г.Ставрополь) и учителями средних школ № 9, № 17, № 21, № 27 г. Ставрополя, а также средних школ Ставропольского края (№ 2 г. Благодарный- № 6 г. Невинномысск- № 16 г. Кисловодск).

Материалом для настоящей работы послужили эксперименты, проведенные диссертантом в период с 1990 по 1998 г. г. [42, 43].

Научное исследование проводилось в двух направлениях: а) моделирование системы МПЭО и ее апробацияб) разработка теоретических и методических основ профессионального экологического обучения студентов в процессе их профессиональной подготовки.

Исследования проводились в три этапа. Между этапами невозможно провести четкой содержательной или временной грани. Приблизительно их можно представить следующим образом.

На первом (диагностическом) этапе (1990 — 1992 г. г.) его проведения анализировались теоретические источники с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы, изучался опыт постановки экологического воспитания и образования в средних общеобразовательных школах Ставропольского края, были организованы экологические лицейные классы в СШ № 17 г. Ставрополя и разработан учебный план и программы учебных дисциплин для подготовки лаборантов-экологов (начальное профессиональное экологическое образование), разработаны основы концепции многоуровневого профессионального экологического образования (МПЭО).

На втором (обучающем) этапе (1992 — 1995 г. г.) определялись гипотеза исследования, его цель и задачи. Были разработаны учебные планы и программы учебных дисциплин для подготовки специалистов экологического профиля квалификаций: техник-эколог/мастер производственного обучения, младший инженер-эколог по специальности 3201 (0601) — «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» для Северо-Кавказского экологического колледжа Минобразования России, открыты лицейные классы в СШ №№ 9, 21, 27 г. Ставрополя и других общеобразовательных средних школах Ставропольского края.

На третьем этапе (1995 — 1998 г. г.) проведено завершение педагогического эксперимента, который позволил выявить научные подходы к планированию процесса образования профессиональных качеств специалиста экологического профиля, определены этапы его осуществления, разработаны учебные планы и программы учебных дисциплин специалшаций по направлению 511 100 -«Экология и природопользование» и специальности 30 500 -«Профессиональное обучение», специализация -«Природопользование и защита окружающей природной среды» для подготовки специалистов квалификации «бакалавр экологии и природопользования» и «эколог-педагог», осуществлен выпуск специалистов экологического профиля квалификаций: лаборант-эколог, техник-эколог, младший инженер-эколог, бакалавр экологии и природопользования. Анализ и обобщение результатов опытно-эксперимент&чьной работы послужили основой для завершения разработки концепции и методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса МПЭО и их внедрения в систему среднего и начального профессионального образования России. На завершающем этапе изучалась эффективность внедрения программы многоуровневого профессионштьного экологического образования на примере Северо-Кавказского экологического колледжа и Международного экологического (ноосферного) университета.

Теоретическаяновизнаисследования. Впервые сформулированы организационно-педагогические условия учебно-воспитательного процесса многоуровневого профессионального экологического образования, обеспечивающие формирование и развитие целостного экологического мировоззрения и эффективную практическую деятельность, разработан оригинальный дидактический комплекс (программы, лабораторный практикум, методические пособия) многоуровневого профессионального экологического обучения, используемый для подготовки специалистов экологического профиля квалификаций: лаборант, техник, младший инженер, бакалавр, реализованных в первом и единственном в России профильном среднем профессиональном учебном заведении повышенного уровня — Северо-Кавказском экологическом колледже Минобразования России (г. Ставрополь) и Международном экологическом (ноосферном) университете (г.Кисловодск).

Практическая значимость проведенного исследования заключается в практической реализации теоретических и методических основ процесса образования профессиональных качеств личности, специалиста экологического профиля. Результаты работы были использованы для подготовки 745 специалистов экологического профиля, в том числе: в МЭНУ — 84 бакалавров, в СКЭК — 511 младших инженеров, 132 техников и 28 лаборантов и используются учителями школ региона. Главным управлением профессионального образования Минобразования России утверждены: 1) 26 июня 1992 года учебный план специальности 0601 № 14а-Д/спец.-нс (техник-эколог) [104]- 2) 23 декабря 1993 года учебные планы специальности 0601 №-/2а-Д/экс-4 В (младший инженер-эколог) [105], № 12а-Д/ипт-пс-4 В (мастер производственного обучения) [106], № 12а-Д/экс-4 В (лаборант-эколог) [107]. Минобразование России 22 декабря 1997 года утвердило учебный план направления 511 100 — «Экология и природопользование» (лицензия № 16−347, квалификациябакалавр [109]. Указанные образовательные программы могут быть рекомендованы для подготовки специалистов указанных уровней квалификаций в учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования России и стран СНГ.

Обоснованность и достоверность результатов исследования, содержащихся в диссертации, обеспечивается его методологической основой, позволившей наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу применением разнообразных и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также проверкой эффективности разработанных теоретических положений и их внедрением в образовательный процесс.

Аргументированность и достоверность научных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиции, применением комплекса взаимодополняющих методов исследований, сочетания количественного и качественного анализа полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные материалы диссертации докладывались на конференциях Уральского государственного университета профессионально-педагогического образования (1997, г. Екатеринбург), Международного института по радиоэкологии им. А. Д. Сахарова (1998, г. Минск, Республика Беларусь), коллегии Минобразования России (1995), Северо-Кавказского экологического колледжа (1994, 1995, г. Кисловодск), Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого (1998, г. Тула). Материалы исследования внедрены в практику профессиональной подготовки кадров экологического профиля в учебных структурных подразделениях Международного экологического (ноосферного) университета и Северо-Кавказского экологического колледжа в городах Ставрополе, Кисловодске. Буденновске, Сочи, Элисте, Черкесске и общеобразовательных школах Ставропольского края.

База исследования определялась программой опытно-экспериментальной работы, которая проводилась диссертантом совместно с профессорско-преподавательским составом Международного экологического (ноосферного) университета (г.Кисловодск), Северо-Кавказского экологического колледжа (г.Ставрополь) и учителями средних школ № 9, № 17, № 21, № 27 г. Ставрополя, а также средних школ Ставропольского края (№ 2 г. Благодарный, № 6 г. Невинномысск, № 16 г. Кисловодск). Всего исследованиями было охвачено более 60 преподавателей и 1200 студентов и учащихся.

На защиту выносятся:

— концептуальная модель многоуровневого профессионального экологического обучения, включающая интеллектуальную, оперативно-деятельностную и практическую компоненты учебно-воспитательного процесса;

— организационно-педагогические условия многоуровневого профессионального экологического образования, реализованного в Северо-Кавказском экологическом колледже;

— совокупность научно-обоснованных и экспериментально апробированных учебных планов и программ учебных дисциплин по специальностям: 0308 — «Профессиональное обучение», 3201 (0601) — «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», направлению 511 100 — «Экология и природопользование» для подготовки специалистов квалификаций: лаборант-эколог, техник-эколог/мастер производственного обучения, младший инженер-эколог, бакалавр экологии и природопользования;

Объем работы. Диссертация изложена на 146 страницах машинописного текста, включает введение, 3 главы, выводы, список цитируемой литературы, приложения. Материалы представлены в 7 таблицах и 14 рисунках.

Список литературы

включает 134 наименования.

152 ВЫВОДЫ.

В выводах диссертации сформулированы основные направления и результаты решения поставленных в исследовании задач.

Полученные результаты исследований подтвердили правильность концептуальных положений и выдвинутой гипотезы и позволили сформулировать следующие выводы:

1. Разработана концептуальная модель многоуровневого профессионального экологического образования и организационно-педагогические условия подготовки студентов к начальной профессиональной экологической деятельности по трем взаимосвязанным аспектам: предметному, определяемому знаниями, умениями, навыкамитехнологическому, в котором определены организационные структуры, методы, способы, приемы управления и организация деятельности в учебных профессиональных учрежденияхпсихологическому, учитывающему эмоционально-волевое качество специалиста и мотивы деятельности. Уровень сформированности готовности к деятельности значительно повышается при наличии непрерывной, специально разработанной системы многоуровневого профессионального экологического образования.

2. Разработаны и внедрены в практику организационно-педагогические условия многоуровневого профессионального экологического образования, реализованного в Северо-Кавказском экологическом колледже.

3. Внедрена совокупность научно-обоснованных и экспериментально апробированных учебных планов и программ учебных дисциплин по специальности 3201 (0601) — «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», направлению 511 100 — «Экология и природопользование» для подготовки специалистов квалификаций: лаборант-эколог, техник-эколог/мастер производственного обучения, младший инженер-эколог, бакалавр экологии и природопользования. Разработаны программы и учебные пособия по предметам: «Радиоэкология» и «Химия окружающей среды" — основными критериями отбора содержания являются соответствие учебной программы целям и задачам курса, объектом изучения являются опасные и вредные факторы, а предметомзакономерности оптимизации деятельности по критерию безопасности. Внедрение разработанных дидактических материалов по дисциплинам «Радиоэкология» и «Химия окружающей среды» обеспечили их применение в системе начального и среднего профессионального образования, способствовало дальнейшему осуществлению педагогических основ обучения экологической безопасности, интенсификации дидактических технологий, актуализации разработки комплексных методик обучения, сохранению здоровья и жизни населения.

В настоящее время необходимо осознание и признание на всех уровнях государственной власти, что экологическое воспитание, образование и просвещение на современном этапе развития общества должно отвечать следующим требованиям:

1. Иметь государственный статус, быть всеобщим, непрерывным, охватывать весь период жизни человека, начиная с 56 летнего возраста, и входить в качестве подпрограммы в федеральную программу «Российское образование»;

2. Иметь целевую направленность, в виде подсистем общего экологического воспитания и образования населения (дети, молодежь и взрослые) и профессионального экологического образования (подготовка некоторых профессиональных групп, непосредственно связанных с проблемами и возможностями окружающей среды, в том числе инженеры, менеджеры, архитекторы, медицинский персонал, учителя, администраторы, научные работники и другие специалисты, связанные с науками об окружающей среде);

3. Иметь сеть учебных заведений, реализующих программы экологического воспитания, образования и просвещения в виде дошкольных образовательных учреждений, учреждений начального и среднего общего образования (экологические прогимназии, гимназии, лицеи) — начального, среднего, высшего и поствузовского профессионального образования (гуманитарные и технические лицеи, колледжи, университеты) и образовательные учреждения, осуществляющие экологическое просвещение взрослого населения.

Разработанные организационно-педагогические условия многоуровневого профессионального экологического образования допускают необходимые изменения содержания в случае появления новых социальных и образовательных задач и при совершенствовании управления экологической безопасностью и устойчивым развитием. л.

13Ь~.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  2. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Амонашвили, 1998. — 494 с.
  3. . Г. О проблемах современного ^ человекознания. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  4. Аристотель. Этика. СПб., 1908. — 575 с.
  5. П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986. — 175 с.
  6. Р.К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. -М.: Мысль, 1988.-391 с.
  7. С.Я. Производственная педагогика. М.: 9 Машиностроение, 1984. — 671 с.
  8. С.Я. Реформа профессиональной школы: Опыт, поиск, задачи, пути реализации. М.: Высш. шк., 1987. -340 с.
  9. В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. — 287 с.
  10. А.П. Дидактические принципы • профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высш.шк., 1991.-205 с. 11.. Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства: В 2-х т. М.: Искусство, 1994. — Т.2. — 508 с.
  11. Р. Развитие Я-концепции. М.: Прогресс, 1966. -420 с.
  12. М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального обучения в профтехучилищах: Теорет.-методол.аспект. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1988. — 221 с.
  13. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. -М.: Высш. шк., 1989. 141 с.
  14. Введение в научное исследование по педагогике/Ю.К.Бабанский и др.- Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. — 237 с.
  15. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. М.: Просвещение, 1983. — 383 с.
  16. В.И. Философские мысли натуралиста. -М.: Наука, 1988.-519 с.
  17. В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружение. М: Наука, 1987. — 338 с.
  18. В. Мораль и социальная психика/ Пер. с болг. Р. Е. Мельцера. М.: Прогресс, 1978. — 357 с.
  19. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.: Изд-во УР АО, 1997.-288 с.
  20. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.- 144 с.
  21. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс. 1996. — 533 с.
  22. Г. Работы разных лет: В 2-х т. М.: Мысль, 1972.-Т. 1.-668 с.
  23. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. -М.: Высш.шк., 1987. 204 с.
  24. В.А., Коханова JI.A. Основы непрерывного образования в СССР. М.: Высш.шк., 1987. — 381 с.
  25. Л.И. Экологическая подготовка детей в дошкольных образовательных учреждениях. Ставрополь: ГП «Ставропольская краевая типография», 1998. — 288 с.
  26. Я. Теория систем и изучение ландшафта/ Пер. с чеш. Т. В. Гальцевой и Т. Л. Тарасовой. М.: Прогресс, 1977. -223 с.
  27. Н.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. — 735 с.
  28. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. -М.: Педагогика, 1990. 164 с.
  29. А.Н. На экологической тропе: (Опыт экол. воспитания). М.: Знание, 1986. — 77 с.
  30. А.Н., Суравегина И. Г. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение, 1984.- 159 с.
  31. И.Д. и др. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии: Пособие для учителя/ГИ.Д.Зверев, А. Н. Мягкова, Е. П. Бруновт./ Под ред. И. Д. Зверева. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  32. И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977.-64 с.
  33. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. — 159 с.
  34. И.Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1985.- 191 с.
  35. И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. М.: Знание, 1980. — 96 с.
  36. Л.И., Сушкова Е. Ю. Методики эффективности учебно-воспитательного процесса: (Для учителей-экспериментаторов). М.: НИИШ, 1987. — 102 с.
  37. И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. — 709 с.
  38. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.-391 с.
  39. Я. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. — 765 с.
  40. Е.Н. Конспект лекций по курсу «Радиоэкология». Ставрополь, ЦНТИ, 1994. — 91 с.
  41. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М.: Высш. шк., 1991. -223 с.
  42. А.Н. Философия психологии. М.: Изд-во МГУ, 1994.-285 с.
  43. Д.С. О философии. М.: Высш. шк. 1989. -206 с.
  44. .Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика. 1991. — 295 с.
  45. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. — 524 с.
  46. А.Р. Эволюционное введение в психологию. -М.: Изд-во МГУ, 1975. 128 с.
  47. А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Просвещение, 1977. -Т.1.-647 с.
  48. А. Психология бытия/ Пер. с англ. О. О. Чистяков. -М.: «Ваклер», 1997. 304 с.
  49. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985.-184 с.
  50. Д.Х., Медоуз Д. Л., Рандерс Й. За пределами роста. М.: Издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1994. -304 с.
  51. Международный чернобыльский проект. Оценка радиологических последствий и защитный мер. Доклад Международного консультативного комитета. М.: ИздАТ, 1991. — 96 с.
  52. Методика преподавания биологии/ Под общ. ред. П. И. Боровицкого. М.: Высш. шк., 1962. — 336 с.
  53. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения/ Пер. с англ. Ю. А. Асеева. М.: Наука, 1988. — 429 с.
  54. А.В. Содержание экологического образования будущего учителя. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1989. — 219 с.
  55. В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. — 278 с.
  56. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.-351 с.
  57. Н.Н. Модели экологии и эволюции. М.: Знание, 1983.-64 с.
  58. В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1995. — 356 с.
  59. . Наука об окружающей среде: Как устроен мир: в 2-х томах. Перевод с англ. М.: Мир, 1993. — 780 с.
  60. Н.И. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1959. 764 с.
  61. Ю.В. Природа и человек. М.: Просвещение, 1991.-205 с.
  62. Ю.В. Охрана окружающей среды. М.: Высш. шк., 1987.-286 с.
  63. Новые ценности образования: образование и сообщество/ Пер. с англ. Т. Л. Кикнадзе и др. М.: Инноватор, 1996. — 143 с.
  64. Т.М. Система методической подготовки учителя начальных классов к экологическому образованию школьников: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Самара: 1998. — 40 с.
  65. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016−94. М.: Минтруд России, 1995. — 221 с.
  66. О состоянии окружающей природной среды Ставропольского края в 1995 году. Ставрополь: Ставрос-Юг, 1996, № 2,3.
  67. Отношение школьников к природе/ Под ред. Зверева И. Д., Суравегиной И. Т. М.: Педагогика, 1988. — 127 с.
  68. Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. — 478 с.
  69. Педагогическая диагностика в школе/ Под ред. А. И. Кочетова. Минск: Народная асвета, 1987. — 223 с.
  70. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. — 415 с.
  71. А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 1995. — 496 с.
  72. Д.И. Избранные педагогические сочинения. -М.: Педагогика, 1984. 368 с.
  73. К.К., Адаскин Б. И. Об изучении личности учащегося. М.: Высш. шк. 1966. — 224 с.
  74. К.К. Проблема способностей, М.: Наука, 1972.-312 с.
  75. И.П. Педагогика. М.: Просвещение: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.
  76. И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. М.: Просвещение, 1978. — 207 с.
  77. Практикум по педагогике/ Под ред. З. И. Васильевой. -М.: Просвещение, 1988. 144 с.
  78. Программа действий «Повестка дня на XXI век"/ Под ред. М. Китинга/ Пер. с англ. Е. Миридоновой и И.Погуляевой. -Швейцария: Центр «За наше общее будущее», 1993. 70 с.
  79. Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник. М.: Просвещение, 1992. — 317 с.
  80. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека/ Пер. с англ. М.: Прогресс. Универс., 1994. — 479 с. 1. Ц2.
  81. В.В. Сумерки просвещения. М.: Педагогика, 1990.-620 с.
  82. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т./ Гл. ред. В. Г. Панов. -М.: Большая Рос. Энцикл., 1993.-607 с.
  83. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т,-М.: Педагогика, 1989. -Т.1. -485 с.
  84. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании// Педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981. — Т. 1. -452 с.
  85. И.М. Психология поведения. М.: НПО «МОДЭК», 1995. — 320 с.
  86. А. П. Изучение теоретических основ воспитательного процесса: Методические разработки и рекомендации. Черкесск: Ставроп. кн. изд-во. Карачаево-черкес. Отд-ние, 1979.-101 с.
  87. А.В. Новое в учении о биосфере. М.: Наука, 1984 с. — 15 с.
  88. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  89. В.А. Методы воспитания// Педагогика/ Под ред. Ю. К. Бабанского. М. .Просвещение, 1988. — С. 105−125
  90. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. — М.: Педагогика, 1984. 104 с.
  91. Современные проблемы региональной безопасности./ Материалы научно-практической конференции. Ставрополь: Изд-во СГУ, 1997.- 151 с.
  92. B.C. Сочинения: В 2-х т. М.: Наука, 1989. -Т.2.-822 с. 14 ъ
  93. Социальные проблемы образования: Сб. науч. тр./Свердлов.гос.пед.ин-т- Редкол.: Л. Я. Рубина (отв.ред.) и др. -Свердловск: СГПИ, 1991. 120 с.
  94. Среднее профессиональное образование/ Сборник основных нормативных документов/ Под ред. П. Ф. Анисимова. -М.:НМЦ СПО, 1997.-416 с.
  95. М.Б. Педагогические основы формирования у учащихся общеобразовательных школ готовности к безопасной жизнедеятельности: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: 1998. -44 с.
  96. И.Т. Как учить экологии: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1995. — 95 с.
  97. В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. М.: Педагогика, 1979. — Т. 1. — 558 с.
  98. B.C. Моделирование в социально-экономической картографии. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 280 с.
  99. Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. — 542 с.
  100. Д. И. Практическая направленность обучения ботанике: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1980. 144 с.
  101. А. Д. Перспектива экоразвития/ Отв. ред. Д. М. Гицу, АН СССР, Отд. философии и права АН СССР. М.: Наука, 1990.-269 с.
  102. Учебный план специальности 3201 «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Квалификация специалиста: младший инженер-эколог /в соавторстве/. — Ставрополь: СКЭК, 1995.
  103. Учебный план направления 511 100 «Экология и природопользование». Квалификация специалиста: бакалавр /в соавторстве/. — Ставрополь: МЭНУ, 1996.
  104. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1974. — Т.2. — 438 с.
  105. ИЗ. Франкл В. Человек в поисках смысла/ Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 366 с.
  106. Н.М., Былова А. И. Экология. М.: Просвещение, 1988. -271 с.
  107. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука. 1982. — 185 с.
  108. Н.А. Дидактическая подготовка студентов в учебной педвуза: Докт. дисс. докт. пед. наук. М.: РАО, 1994.
  109. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1990. — Т. 1. — 304 с.
  110. Г. П. Система педагогических исследований (Методологический анализ)// Педагогика и логика. -М.: Касталь, 1993.-С. 16−200.
  111. Экологический паспорт г. Ставрополя. Ландшафт. -Ставрополь: «Орфей», 1996. 78 с.
  112. Д.В. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1989. 554 с.
  113. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методол. проб, соврем, науки. -М.: Наука. 1978. -391 с.
  114. А.В. Популяционная биология. М.: Высш. шк., 1987.-302 с.
  115. П.М. Психологические проблемы мотивации и поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 316 с.
  116. П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976.-64 с.
  117. М.Г., Зорина Л. Я. История науки и школьное обучение. М.: Знание, 1978. — 48 с.
  118. А.В., Остроумов С. А. Охрана живой природы: проблемы и перспективы. М.: Лесн. Пром-ть, 1983. — 271 с.
  119. Angeel R. Free society and moral crisis. Michigan, 1958. -252 p.
  120. Bracke L., Znamenskaya T.A. International Dimention in Education. Ekaterinburg, 1997. — 102 p.
  121. Maslow A.H. Motivation and personality. N.Y. etc.: Wiley, 1964.-280 p.
  122. Perls F. Gestalttherapy verbatim. California: Peal People Press, 1969.-320 p.
  123. Rogers K.R. A theory of therapy personal relationships, as developed in the cilentcentrend framework// S.Koch. 1959. — Vol.3. -n.4. — p.3−24.
  124. Sugerman B. The School and Moral Development/ -London, 1972.-358 p.
  125. Wilson G. Practical Methods of moral education. London, 1972.-3−159 p. т
Заполнить форму текущей работой