Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты проведенного обучающего эксперимента позволили охарактеризовать актуальные возможности и основные трудности воспроизведения текста детьми с недоразвитием речи, выделить доступный для каждого варианта нарушений критериальный уровень выполнения заданий и в связи с этим наметить основные направления дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия. Изучение и формирование… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Проблема связной монологической речи в современной научной и методической литературе
    • 1. 1. Теория речевой деятельности в психологии и лингвистике
    • 1. 2. Особенности связной монологической речи у детей с нарушениями речи
    • 1. 3. Методики изучения связного речевого высказывания и особенности его развития у аномальных детей
  • ГЛАВА II. Задачи, содержание и организация исследования
    • 2. 1. Задачи, содержание и организация исследования
    • 2. 2. Характеристика контингента испытуемых
  • ГЛАВА III. Экспериментальное исследование связного речевого высказывания у детей с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи
    • 3. 1. Состояние вербальных и невербальных логических операций у детей с общим недоразвитием речи
    • III. 2. Характеристика возможностей воспроизведения текстового сообщения детьми с общим недоразвитием речи
  • ГЛАВА IV. Изучение нарушений связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи в условиях экспериментального обучения
    • 4. 1. Содержание экспериментальных заданий и порядок проведения эксперимента
    • 4. 2. Анализ результатов выполнения заданий детьми с общим недоразвитием речи, интерпретация полученных данных
    • 4. 3. Определение нарушений связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи и основные направления коррекционно-педагогического воздействия
  • ВЫВОДЫ

Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение и формирование связной речи привлекает внимание специалистов различных областей знания: психологов, лингвистов, методистов, дефектологов, логопедов. Это определяется тем, что связная монологическая речь является высшей формой речемыслитель-ной деятельности (8,25,56,80 и др.), и, следовательно, определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка .

Нарушения связного речевого высказывания многоаспектно изучены и описаны у различных категорий аномальных детей (19,21,39, 73,147,162 и др.).

Применительно к детям с речевой патологией дошкольного возраста преимущественно разработаны методические аспекты данной проблемы (30,57,145,154 и др.).

В логопедической практике при обосновании содержания обучения связному речевому высказыванию, выборе методов и форм организации деятельности детей преобладает ориентация на уровневые показатели речевого развития (по Р.Е.Левиной).

Это связано с тем, что остаются недостаточно разработанными теоретические и практические аспекты дифференциации контингента детей с общим недоразвитием речи, раскрывающие особенности нарушений связного речевого высказывания, обусловленные своеобразием речемыслительной деятельности. Не представлены содержание и структура обследования связной монологической речи в виде обучающего эксперимента, позволяющего охарактеризовать актуальные и потенциальные возможности каждого ребенка, выявить специфические трудности программирования связного речевого высказывания и его реализации средствами языка. Этим и определяется.

АКТУАЛЬНОСТЬ проведенного нами исследования.

В своей работе мы попытались решить следующую ПРОБЛЕМУ: в чем выражаются специфические трудности овладения связным речевым высказыванием у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и какие психолого-педагогические условия способствуют их выявлению и коррекции .

Решение данной проблемы и явилось ЦЕЛЬЮ нашего исследования.

ОБЬЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ были дети с общим недоразвитием речи 6-летнего возраста, воспитанники подготовительных к школе групп логопедического детского сада .

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ :

— особенности связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи;

— диагностические и коррекционные возможности экспериментально-педагогического исследования связного речевого высказывания, направленного на формирование операций переработки текстового сообщения, его программирования и внешней реализации .

В основу исследования положена ГИПОТЕЗА: своеобразие речемыслительной деятельности детей с общим недоразвитием речи, про* являющееся в трудностях смыслового программирования и языкового оформления высказывания, может быть обнаружено при организации обследования в соответствии с принципами обучающего эксперимента.

Для достижения намеченной цели и проверки гипотезы исследования были поставлены ЗАДАЧИ:

— выявить уровень сформированное&tradeвербальных и невербальных логических операций у детей с общим недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками;

— проанализировать и охарактеризовать связное речевое высказывание детей с различной степенью сформированное&tradeлогических операций;

— разработать и апробировать в индивидуальной работе содержание и структуру обучающего эксперимента, позволяющего выявить не только актуальное состояние связной монологической речи, но и психолого-педагогические условия реализации потенциальных возможностей каждого ребенка по воспроизведению текстового сообщения.

— наметить основные направления коррекционно-педагогического воздействия по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи. *.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ определяется тем, что в исследовании:

— реализован подход к анализу связного речевого высказывания как феномену речи и мышления;

— получены новые данные об уровне сформированности некоторых логических операций у детей с общим недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками;

— выявлены и охарактеризованы особенности связной монологической речи у детей с общим недоразвитием, речи с различным уровнем сформированности логических операций в сравнении с нормально развивающимися сверстниками;

— науно обоснован для изучения речемыслительной деятельности метод обучающего эксперимента, позволяющий выявить и охарактеризовать особенности связного речевого высказывания у.детей.

V I с общим недоразвитием речи и определить индивидуальные потенциальные возможности его развития.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит:

— в описании различных вариантов нарушений связного речевого высказывания у детей с ОНР и в определении доступного для каждого варианта критериального уровня выполнения учебных заданий;

— в разработке методических рекомендаций по организации экспериментально-педагогического исследования, направленного на, А выявление трудностей воспроизведения текстового сообщения детьми с общим недоразвитием речи;

— в разработке основных направлений коррекционно-педагоги-ческого воздействия по формированию связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с учетом уровня их актуальных и потенциальных возможностей;

Экспериментально проверенные данные о нарушениях связной монологической речи у детей с ОНР, обусловленные особенностями их речемыслительной деятельности, могут быть использованы в дия агностической и коррекционной деятельности логопеда, а также для создания дифференцированных программ по обучению детей воспроизведению текстового сообщения.

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ полученных результатов подтверждается реализацией комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, сочетанием количественноI го и качественного анализа материала, теоретическим обоснованием ч основных направлений собственного исследования, многофакторным анализом экспериментального материала.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ были подобраны с учетом специфики его предмета, в соответствии с целью, задачами и гипотезой и включали в сюя:

— теоретический анализ педагогической, лингвистической, психологической и методической литературы по изучаемой проблеме;

— изучение истории развития и медико-педагогической документации каждого ребенка;

— логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи;

— наблюдение за детьми в процессе учебных занятий, играх и быту;

— беседы с родителями и детьми;

— констатирующий эксперимент;

— обучающий эксперимент.

ЭТАПЫ проведения исследования.

I этап (1991;1992) — теоретическое обоснование методики экспериментального исследования, постановка проблемы и определение задач исследования.

II этап (1992;1993) — проведение констатирующего эксперимента, разработка методики обучающего эксперимента.

III этап (1993;1994) — апробация экспериментально-педагогического обучения, анализ полученных результатов.

IV этап (1994;1995) — внедрение результатов исследования в педагогическую практику.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные положения исследования докладывались на заседаниях кафедры логопедии МПГУ им. В. И. Ленина, на Всесоюзных научных конференциях молодых ученых в МПГУ им. В. И. Ленина (г. Москва, 1989, 1990, 1991, 1992, 1994, 1995 гг.), на методических объединениях логопедов Восточного округа г. Москвы.

Выводы и методические рекомендации, содержащиеся в диссертации, внедрены в практику работы логопедов д/с N 778 для детей с нарушениями речи г. Москвы.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1. Связное речевое высказывание может служить моделью экспериментального исследования речемыслительной деятельности детей.

2. Специфические характеристики связного речевого высказывания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обусловлены нарушениями операций анализа проблемной ситуации текста, смыслового программирования высказывания, реализации и развертывания программы во внешней речи.

3. Деятельность детей по воспроизведению текстового сообщения, организованная в форме обучающего эксперимента, позволяет выделить различные варианты нарушений связного речевого высказывания, охарактеризовать актуальные и потенциальные возможности каждого ребенка, наметить основные направления коррекционного воздействия.

Результаты исследования, выводы и методические рекомендации апробированы и внедрены в практику работы логопедов детского сада N 778 для детей с нарушениями речи г. Москвы.

Дальнейшая разработка проблемы нашего исследования предусматривает создание дифференцированных учебных программ по формированию связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи, учитывающих неоднородность нарушений .

— 158 -Заключение.

Проведенное исследование посвящено одной из проблем, актуальной для теории и практики логопедии, разработке и апробации обучающего эксперимента как средства изучения и формирования связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что современный общепедагогический подход к фронтальному обучению дошкольников с недоразвитием речи по специальной программе (57,104,110,154), при всей его важности и целесообразности, не учитывает специфическую неоднородность внутренних структурно-динамических характеристик реальных процессов речевой и познавательной деятельности детей, связанных с патогенетическими особенностями их первичного дефекта (23, 39 и др.).

До последнего времени в такой сложной проблеме как диагностика, исправление и предупреждение речевых расстройств и, особенно> связанных с ними отклонений в развитии психических процессов и личности в целом, остается много нерешенных теоретических и практических вопросов.

Выполненное нами исследование опирается на сложившиеся в отечественной психологии представления о связной монологической речи как речемыслительной деятельности, которая представляет собой совокупность сложных операций формирования и формулирования мысли средствами языка.

В соответствии с целью и задачами исследования были обоснованы методы изучения (метод констатирующего эксперимента и обучающий эксперимент), которые позволили охарактеризовать варианты нарушений связного речевого высказывания у детей с общим недоразвита.

— 159 р ем речи.

Проведенное исследование показало, что:

— связное речевое высказывание может служить моделью экспериментального исследования речемыслительной деятельности детей, так как его анализ позволяет получить данные о сформированности операций членения проблемной ситуации текста, программирования высказывания и удержания в памяти программы, реализации и развертывания программы во внешней речи ;

— внешне сходные характеристики связного речевого высказывания наблюдаются у детей экспериментальной группы, речевое нарушение которых, логопедически квалифицировано как общее недоразвитие речи;

— анализ деятельности детей по воспроизведению текстового сообщения, организованной в форме обучающего эксперимента, позволяет выделить различные варианты нарушений связного речевого высказывания у детей общим недоразвитием речи.

Результаты проведенного обучающего эксперимента позволили охарактеризовать актуальные возможности и основные трудности воспроизведения текста детьми с недоразвитием речи, выделить доступный для каждого варианта нарушений критериальный уровень выполнения заданий и в связи с этим наметить основные направления дифференцированного коррекционно-педагогического воздействия.

— 160.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология речи / Отв. ред. Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1946. — с. 155−173.
  2. В.В. Отображение структуры наглядной ситуации в устной речи // Вопросы психологии.- 1979.- N 1.- с. 9−16.
  3. П. К. Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологической кибернетики // Биологические аспекты кибернетики. М.: Изд-во АН СССР, 1962. — с. 74−91.т
  4. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций / Отв. ред. П. К. Анохин. М.: Наука, 1973. — с. 5−61.
  5. В.Б. 0 смысловой структуре связного текста (в связи с обучением порождению текстов на иностранном языке). // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. — М., 1976. — с. 112−122.
  6. В. Б. Психолингвистический метод анализа смысловой структуры текста. Дисс.. кан. филол. наук. М.: 1978. — 286 с.
  7. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. -М.: Наука, 1982. 200 с.
  8. Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь и порождение речевого высказывания // Психолингвистические исследования речевого мышления. М.: Наука, 1985. — с. 99−116.
  9. Т.В. Модель порождения речи по данным нейролинг-вистики // УШ Всесоюз. симп. по психолингвистике и теории коммуникации: Тез. докл. М.: ИЯЗ, 1985. — с. 162−163.
  10. Т.В. Нейролингвистический анализ механизмов син- 161 таксической организации высказывания: Автореф. дис.. д-ра пси-хол. наук. М.: 1989. — 50 с.
  11. И. Бабина Г. В. Методика обогащения словарного запаса учащихся старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1990. — 16 с.
  12. Белова-Давид P.A. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста. В кн.: Нарушение речи у дошкольников. М.: Просвещение. — 1972. — с. 92−129.
  13. H.A. 0 построении движений. М.: Медгиз, 1947. — 255 с.
  14. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  15. Богданов-Березовский М. В. Неговорящие и плохо говорящие дети в интеллектуальном и речевом отношении. Спб.: 1909. — 296 с.
  16. Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познаватель-сферы ребенка. М.: Роспедагенство, 1994. — 56 с.
  17. Я.В. Различия краткого и полного воспроизведения текста в младшем школьном возрасте. М.: // Вопросы психологии. 1975, — N 3. — с. 56−61.
  18. Н.Ю. 0 некоторых особенностях построения речевого высказывания 6-летних детей с задержкой психического развития при опоре на сюжетную картинку. //Дефектология 1982.1. N 5. с. 53−58.- 162
  19. A.A., Садыкбекова Д. Концепт как фактор смыслового восприятия текста. // Текст и аспекты его рассмотрения. Тезисы докл. и сообщ. межвузовской научно-метод. конфер. М., 1977.- с.14−15.
  20. В.К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. -16 с.
  21. И. Т. Нарушение речевого мышления у больных с афазией //Недоразвитие и утрата речи вопросы теории и практики. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — с. 123−130.
  22. И. Т. Проблема логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1988. — N 4. — С. 3−12.
  23. И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. М.: Педагогика, 1990 183 с.
  24. Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психического развития ребенка / под ред. А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956 — с. 519.
  25. Л.С. Проблемы общей психологии // Собр. соч. в 6 т. М: Педагогика, 1982. — т. 2.- 504 с.
  26. Л.С. Сбор, соч.: В 6 т. / Под ред. Д.Б.Элько-нина. М.: Педагогика, 1984. — т. 4. — 433 с.
  27. Гак В.Г. О семантической организации повествовательного текста // Лингвистика текста. М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 1976. -с. 5−14.
  28. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. М.:163
  29. АПН РСФСР, 1959. С. 441−469.
  30. В.П. Исследование состояния монологической речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием . // Дефектология 1986.-N6 — с.73−79.I
  31. . Н. Язык и статистика. М.: Прсвещение, 1971.- 190 с.
  32. Н. И. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. Челябинск, 1974.- 116 с.
  33. В.Н. К проблеме роли мотивации в порождении речевого высказывания // Проблемы психолингвистики. М.: АН СССР, 1975. С. 56−64.
  34. .М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов. // Нарушение речи и голоса у детей. / Под. ред. Ляпидевского С. С., Шаховской С. Н. -М: Просвещение, -1975. -с.71−80.
  35. Г. С. Преодоление амнестических явлений у детей с моторной алалией в процессе логопедической работы. В сб.: Расстройства речи и методы их устранения / Под ред. Ляпидевского С. С. и Шаховской С. Н. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1975, с. 23−30.
  36. Г. С. Развитие познавательной деятельности учащихся с нарушениями речи. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. — с.59.66.
  37. Г. С. Диагностическое педагогическое исследование в комплексном изучении аномального ребенка.// Тезисы докл. на X научн. конф. по дефектологии. М: АПН СССР, 1990. с. 28I
  38. Г. С. Изучение когнитивной деятельности детей с недоразвитием речи // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М.: Прометей, 1991. — с.164 104.119.
  39. Г. С. Психолого-педагогическая типология детей с недоразвитием речи. // Теория и практика коррекционного обучения. М.: Прометей, 1991. — с. 41−72.
  40. Г. С. Диагностика нарушений речи у детей в процессе обучающего эксперимента.// Гуманизация и гуманитаризация пед. образования. / Тезисы докл. комитета спец. образ. 25−27 мая 1993 г.: Екатеринбург, с.40
  41. Л.Р. Особенности развития речи у подростков и взрослых с моторной алалией. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М. -1980.- 23 с.
  42. Л.А. Особенности логопедической работы при разных формах моторной алалии и афазии. // Развитие мышления и речи у аномальных детей. Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. 256, Л., 1963. — с. 297−309.
  43. Л.П. Логико-психологический анализ текста / На материале школьных учебников. Саратов, 1969. — 171 с.
  44. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. докт. псих, наук. Саратов, 1972. — 41 с.
  45. Л.П. К вопросу о семантических связях ближайших предложений текста // Вопросы психологии. 1983. — N 3. — с. 101−105.- 165
  46. Т.М. Организация и методы лингво-психосоциологи-ческого исследования массовой коммуникации. М.: 1979. — 281 с.
  47. Т.М. Язык и социальная психология / Под ред.проф. А. А. Леонтьева. М.: Высшая школа, 1980. 224 с.
  48. Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи. // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. М.: АПН РСФСР, 1961. — с. 103−111.
  49. Г. И. Особенности понимания речи при моторной алалии. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. М., 1967.- с. 20.
  50. Н.И. К вопросу развития речи у детей // Сов. педагогика. 1954. — N 6. — с. 79−94.
  51. Н.И. Развитие письменной речи учащихся Ш-УП классов. // Психология усвоения грамматики, орфографии и развития письменной речи / Под ред. Д. Н. Богоявленского, м.: АПН РСФСР, 1956, вып. 78, С 141−250.
  52. Н.И. Психологические основы развития речи. // Взащиту живого слова. Сост. В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 1966, с. 5 25 *
  53. Н.И. Интеллект, язык и речь.// Нарушение речи у дошкольников. Сост. Белова-Давид Р.А.-М: Просвещение, -1972. -с. 9−31.
  54. Н.И. Сенсорная абстракция. // Проблемы общей возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978, с. 38−59.- 56. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982, — 154 с.- 166
  55. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. М.: Прсвещение, 1990, 238 с.
  56. С. Д. Отбор кметвенно отсталых детей в специальные учреждения. М: Просвещение, 1988 г. — 30 с.
  57. Н.Д. О психолингвистическом обосновании прием-лимости предолжения и сверхфразового единства в качестве единиц обучения иностранному языку // Психология грамматики. М.: МГУ, 1968. — с. 145−152.
  58. М. Растройство речи в детском возрасте. -М: Педагогика, -1976.- 240с. *
  59. .В. Нарушения мышления у психически больных: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 1959. — 34 с.
  60. Е.И. Дословесный период развития речи у детей. -Саратов, 1986. 164 с.
  61. Е.И. Начальный период развития речи у детей.
  62. Вопросы психологии.- 1987 N 2. — с. 104−112.
  63. Е.И. Динамика речевого и интеллектуального развития у детей м подростков с общим недоразвитием речи / по данным обследования учащихся речевой школы. // Материалы конференции по детской психиатрии. М., 1970.- с. 54−56.
  64. Н.В. О способах объединения предложений в связной речи. // Русск. яз. в шк.- 1960.- N 5 с. 34−38.- 167
  65. И. И. Современный русский язык: порядок слов и актуальное членение предложения. М.: Просвещение, 1976. — 239с.
  66. В.А., Элькин Ю. А. 0 состоянии мышления и его соотношение с речью у детей с экспрессивной алалией. // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. Л., 1979. с. 34−44.
  67. Е.Г., Шимкович Т. А. Формирование развернутой описательно- повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития. // Нарушение речи у дошкольников. Сост. Р.А.Белова-Давид. М.: Просвещение, 1972.-е. 181−199.
  68. H.A. Семантический аспект внутренней программы речевого высказывания (экспер. исслед-ие) // Экспериментальные исследования в психолингвистике. М., 1982, с. 120−128.
  69. Н.И., Рождественская В. И. Воспитание речи неговорящих детей-алаликов. М.: Прсвещение, 1966. — 200 с.
  70. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. — 254 с.
  71. P.E. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). М.: Учпедгиз, 1951. — 120 с.
  72. A.A. Слово в речевой деятельности. Проблеиы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 245 с.
  73. A.A. Проблемы развития психики. М.: Мысль, — 168 1965. 572 с.
  74. A.A. Потребности, мотивы и сознание // XVIII
  75. Межд. психол. конгр. Симп. 13, Мотивы и сознание в поведении человека. М., 1966. — с. 5−12.
  76. A.A. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения речи и обучения языку // Вопросы порождения речи и обучения языку. М.: Наука.-1967.-240с.
  77. A.A. Внеязыковая обусловленность речевого акта и некоторые вопросы обучения иностранным языкам // Иностр. яз. в школе. 1968. — N 2. — с. 29−35.
  78. A.A. Психолингвистические единицы и порождениеьречевого высказывания. М.: Наука, 1969. — 307 с.
  79. A.A. Психологические вопросы сознательности учения // Изв. АПН РСФСР. Вып. 7, Вопросы психологии понимания. -М.: Прсвещение, 1974. с. 3−40.
  80. A.A. Функции и формы речи. В кн.: Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — с. 241−254.
  81. A.A. Признаки связности и цельности текста // Смысловое восприятие речевого сообщения. М.: Наука, 1976. — с.46.47, 100, 101.
  82. М.И. Проблема онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  83. Л.М. К изучению межфразовой связи. (Абзац и сложное синтаксическое целое) // Рус. яз. в шк. 1967. — N 1. — с. 89−95.
  84. Л.М. Межфразовая связь в текстах монологической речи. (Основные структурные модели, типы и принципы семантической организации): Автореф. дисс.. д-ра филол. наук. -Одесса, — 169 1969. 43 с.
  85. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М: Педагогика, 1989. 104 с.
  86. В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. // Дефектология. 1971.- N 6.-с. 15−19.
  87. В.И., Яссман Л. В. Применение сюжетных картинок в диагностике психического развития // Проблемы психологической диагностики: Теория и практика. Таллин, 1977. -48с.
  88. А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 1. 4 — М.: АПН РСФСР, 1963. — 479 с.
  89. А. Р. Курс общей психологии Лекция 1 (34). Мышление и речь. Интеллектуальный акт и его строение. М.: МГУ, 1965. -15 с.
  90. А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд. Моск. ун-та, 1975. — 251 с.
  91. А.Р. Язык и сознание. М.: Изд. Моск. ун-та, 1979. — 300 с.
  92. А.Р., Цветкова Л. С. К вопросу о нарушении высказывания при локальных поражениях мозга // Проблемы языкознания. X Межд. конгр. лингвистов: доклад и сообщ. сов. ученых. М.: Наука, 1967. — с. 235−239.
  93. А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ предикативной структуры высказывания // Теория речевой деятельности (Проблемы психолингвистики) / Отв. ред. А. А. Леонтьев. М.:1. Наука, 1968. с. 219−233.
  94. С.С., Нейман Л. В., Гриншпун Б. М. Анатомо-фи-зиологические механизмы речи.// Расстройство речи у детей и под- 170ростков. / Под ред. С. С. Ляпидевского. М: Медицина, 1969. -с.3−30.
  95. С.С., Гриншпун Б. М. 0 классификации речевых расстройств.// Расстройство речи у детей и подростков. / Под ред. С. С. Ляпидевского. М: Медицина, 1969. — с. 30−40
  96. Е.М. Исследование внутренней речи у детей школьного возраста с различными речевыми нарушениями. Ж. Невропатология и психиатрия им. С. С. Корсакова. — 1971, т. XXXI /71/, вып. 10, с. 1512−1517.
  97. Е.М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи. // Дефектология.- 1972.- N 5.- с. 12−17.
  98. Е.М. Психическое развитие школьников, страдающих моторной алалией. // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981.- с. 50−55.
  99. Е.М. Основы клинической типологии и медицине-, кой коррекции общего недоразвития речи у дошкольников // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. ~ М.: Прометей, 1991. с. 4−18.
  100. Л.В. Алалия.// Очерки по патологии речи и гло-са / Под редакцией С. С. Ляпидевского. М.: Учпедгиз, i960.- вып.1.- с. 24−52.
  101. Дж. Речь и язык // Экспериментальная психология: Пер. с англ. / Ред.-сост. С. С. Стивене. Т.П. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1963. -с. 348−374.
  102. С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи. М: Ассоциация «профессиональное образование», 1993. 135 с.
  103. В.К. Экспериментальные исследования структуры- 171 связного текста на ЭВМ. // Семантика и социальная психология. Фрунзе: «Илим», 1976. с. 98−107.
  104. В.Н. О функциональной природе текста в онтогенезе речи // Семантика в речевой деятельности (на материале онтогенеза) / Сб. научных трудов. М., 1988, с.90−107.
  105. В.К. Спорные вопросы обучения слышащих детей без речи. Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. 171, Л., 1959.- с. 191−205.
  106. В.К. Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Сб.: Развитие мышления и речи у аномальных детей. — Л., 1963.- т. 256.- с. 297−308.
  107. В.К. Формы моторной алалии, связанные с избирательной неполноценностью речедвигательного анализатора. В кн.: Физиологические механизмы нарушений речи. — Л.: Наука, Ц1967.- с. 129−137.
  108. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука, 1974. — 368 с.
  109. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. М.: Просвещение, 1968. — 367 с.
  110. A.A., Шустова Л. А. Методика выявления особенностей речевого развития детей // Вопросы психологии. 1987. — N6. с. 28−37.
  111. ИЗ. Переслени Л. И., Мастюкова Е. М., Чупров Л. Ф. Психо-диаг-ностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников. Абакан, 1990. — 67с.
  112. Программа обучения и воспитания в детском саду. М.:172
  113. Просвещение, 1985. с. 119−173.
  114. . Речь и мышление ребенка. М.-Л.: Огиз — Гос. учеб.-пед. изд-во, 1932. — 412 с.
  115. H.C. Сложное синтаксическое целое и основные особенности его структуры // Докл. и сообщ. Ин-та рус. яз. АН СССР. Вып. 2. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948. — с. 43−68.
  116. С. Л. К психологии речи // Уч. записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 35. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1941. — с. 6−20.
  117. С.Л. Основы общей психологии:В 2 т.- М.: Педагогика, 1989. Т.1.- 488 с,-т. 2.- 322с.
  118. Т. В. Механизм порождения речи по данным афазио-логии. Сб.: Вопросы порождения и обучения языку. — М.: МГУ, 1967. — с. 76−94.
  119. Э.Р. Связная речь заикающихся дошкольников 6−7 лет // Автореф. дисс... канд. пед. наук: М., 1992. -16
  120. Е.С. Некоторые особенности монологической речи ^ старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология, 1981.- N 1. -с. 68−74.
  121. Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. 350 с.
  122. Е.Ф. К вопросу об интеллектуальном развитии неговорящих детей. В сб.: Материалы VII научной сессии по дефектологии, М.: АПН РСФСР, 1975. — с. 563−564.
  123. Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с *- 173 моторной алалией. Киев: КГПИ им. А. М. Горького, 1981. — 149 с.
  124. Е.Ф. Формирование психологических механизмов усвоения грамматики родного языка у детей с моторной алалией. //
  125. Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М., 1981. — с. 62−72.
  126. Е.Ф. Психологические механизмы, структура и формы первичных нарушений речевого развития // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — с. 3−13.
  127. Ю.А. Текст: цельность, связность, эмотивность. // Аспекты общей и частичной лингвистической теории текста. -М.: Наука, 1982. — с. 61−74.
  128. Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. М.: Педагогика, 1980. — 192 с.
  129. Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / М.:Просвещение.- 1984.-с.4−16.
  130. Ф.А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников // Вопросы психологии. 1989. — N 3.-с.-39−43.
  131. В. Сказки и картинки. М.: Зевс, 1992. — с. 23−37.
  132. Теория речевой деятельности / Проблемы психолингвистики1. М.: Наука, 1968. 272 с.
  133. H.H. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами. // Труды Ленинградского научно-практического института слуха и речи Наркомпроса РСФСР: Расстройства речи в детском возрасте. Петрозаводск, 1940. — с. 71−103.
  134. H.H. О семантико-синтаксическом аспекте цель174ности (когерентности) художественного текста. // Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. М.: Наука, 1982.- с. 50.61.
  135. В.Д. Зависимость передачи речевого сообщения от его предикативной структуры. Ученые записки МПИИЯ им М.Тореза. Исследования языка и речи, т. 60.- 1971.- с.165−169.
  136. Н.М. Сравнительная характеристика детей-алали-ков и умственно отсталых детей. // Дефектология.- 1973.- N 1.- с. 23−26.
  137. О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей: Учеб. пособие для студентов. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. 201 с.
  138. Т.Н. Проблема внутренней речи в психологии и психофизиологии // Психологические и психофизиологические исследования речи / Отв. ред. Т. Н. Ушакова. М.: Наука, 1985. — с. 13−26.
  139. Т.Н. Методы исследования речи в психологии // Психологический журн. Т. 7. — 1986. — N 3. — с. 26−39.
  140. Т.Н. Текст как объект психологического анализа // Психологический журн. Т. 10. — 1989. — N 1. — с. 107−115.
  141. Т.Н. Принцип цельности в исследовании психологических объектоа (на материале психологиии речи) // Принцип системности в психологических исследованиях. / Под ред. Завалишина
  142. Д.Н., Барабанщикова В. А., -М: Наука, -1990.- с. 52−57.
  143. Т.Н. Психология речи и психолингвистика // Психологический журн. Т. 12. — 1991. — N 6. — С. 12−25.
  144. Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Психологические исследования семантики речи // Психологические и психофизио- 175 логические исследования речи / Отв. ред. Т. Н. Ушакова. М.: Наука, 1985. — с. 45−66.
  145. Т.Б. Недоразвитие речи у дошкольников и пути его преодоления. Автореф. дисс. на. канд. пед. наук. М., 1974.- 17 с.
  146. Т.Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987. — 142 с.
  147. Р. Редуцированная речь // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистика текста / Сост. Т. М. Николаева. М.: Пргресс, 1978. — Вып. IV. — с. 388−401.
  148. М. В. К вопросу о развитии речи у неговорящих . детей. Л., — 1938. 31 с.
  149. Н. Три модели описания языка // Кибернетический сборник. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961. — Т. 2. — с. 237−266.
  150. Г. В. Дети с нарушением артикуляционного аппарата. М: Педагогика, — 1969. 120 с.
  151. Чиркина Г. В., соавт. Филичева Т. Б. Обучение и воспитание в детей с общим недоразвитием речи в старшей группе специального детского сада.// Дефектология. 1987.- N 4.-е. 71−76.
  152. Г. В., Филичева Т. Б. Подготовка к школе детей с '- 176 общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. М.: «Альфа», 1993. ч. 1 -100с., -ч.2 -84с.
  153. JI.M. Приемы активизации речи у алаликов. В кн.: Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р. Е. Левиной. — М.: АПН СССР, 1961. — с. 112−130.
  154. A.M. К проблеме исследования формирования и развития понятий // Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. М., 1971. — с. 150−156.
  155. A.M. Когнитивные и коммуникативные аспекты текста // Психолого-педагогические и лингвистические проблемы исследования текста. Тезисы докладов республиканской конференции. Пермь, 1984.-с. 26−31.
  156. С.Н. Недоразвитие и утрата речи. Алалии // Расстройства речи у детей и подростков. М.: Медицина, 1969. -с. 156−176.
  157. С.Н., Худенко Е. Д. Планы занятий логопедов в детском саду для детей с нарушениями речи. М.: Всесоюзн. институт переподготовки и повыш. кадров., 1992. — 75 с.
  158. Н.Х. Психологический анализ ранних суждений ребенка. М.: Известия АПН РСФСР, вып. 54. — с. 112−135.
  159. Л.П. О диалогической речи. // Русская речь / Под ред. Л. В. Щербы. Издание фонетического института практического изучения языков. T. I, Пг, 1923.- с. 96−195.
  160. A.B. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.-М.: Просвещение, 1978.-100с.
  161. Bowerman M.F. Discussion summary — development of concepts, underlying language // Language perspective — acquisition, tetardatlon and Intervention. L. 1974. P. 191−209.- 177
  162. Bruner G.S. The ontogenesis of speech acts // T of Child Language. 1975. V. 2. P. 1−19.
  163. Childhood aphasia and brain damage: differential diagnosis. Ed. by Sheldon R.Rappaport. Publ. for the Pathway school. Vol. 2, 1965, 164 p.
  164. Chomsky N. Syntactic structures. The Haque, 1957, p.79−102.
  165. Language and mental retardation. Emperical and conceptual considerations. Ed. by Richard L.Schiefebusch. New York, X,-208 p.
  166. Mackey W.F. Bilingual Interference: its Analisis and Measurement // The Journal of Communication. V. 15. — N 4.1965.
  167. Morehead D.M., Morehead A. From signal to sign: A Pia~ getion view of thought and language during the first few years //L1.nguage perspective acquisition, retardation and intervention, 1. 1974. p. 153−190.
Заполнить форму текущей работой