Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованнные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности. Анализ общедидактической типологии телекоммуникационных проектов (Полат… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Роль и место новых информационных технологий в преподавниии иностранного языка
    • 1. Специфика обучения иностранным языкам в школе на современном этапе
    • 2. Новые информационные технологии в преподавании иностранных языков
  • Глава 2. Особенности использования телекоммуникаций в преподавании иностранных языков в школе
    • 1. Общая характеристика свойств компьютерных телекоммуникаций
    • 2. Дидактические и методические свойства и функции разных видов телекоммуникации
  • З.Опыт использования телекоммуникаций в школах США и 56 Великобритании
  • ^Телекоммуникационные. проекты. Содержание и методы работы с телекоммуникационными проектами
    • 5. Организация деятельности учащихся по работе с телекоммуникационными проектами
  • Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности использования телекоммуникаций в преподавании иностранных языков
    • 1. Цели, задачи, методика экспериментальных исследований
    • 2. Ход и результаты эксперимента

Использование телекоммуникаций в обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Практическое владение иностранными языками становится в наше время не просто признаком хорошего воспитания, а жизненной необходимостью. Расширение международных контактов во всех областях деятельности, более свободный, чем раньше доступ к научно-технической, политической, экономической и прочей информации, широкое внедрение информационных технологий предполагают необходимость практического владения хотя бы одним иностранным языком. Отсюда актульность проблемы повышения эффективности массового обучения иностранным языкам в школе, как базовому уровню, на основе которого возможно дальнейшее совершенствование владения иностранным языком.

Обучение иностранным языкам в школе наряду с воспитательными, образовательными и развивающими целями обучения имеет и практическую цель — обучение учащихся различным видам речевой деятельности на иностранном языке, приобретение навыков самостоятельного пополнения знаний. В традиционно сложившейся практике достижение этих целей затрудняется рядом факторов, среди которых:

— отсутствие условий для дифференциации и индивидуализации обучения;

— недостаточная активность обучаемых в ходе классных занятий- -отсутствие эффективного управления учебно-познавательной деятельностью, то есть оперативной обратной связи:

— снижение мотивации обучения у учащихся уже на втором году обучения. Среди причин, влияющих на низкую мотивацию и результативность обучения, немалую роль, на наш взгляд, играют:

— отсутствие условий для практического применения полученных на уроках знаний;

— обособленность предметных курсов, слабые межпредметные связи.

Таким образом, одной из главных причин снижения мотивации учения и, как следствие, недостаточного владения учащимися иностранным языком, является отсутствие потребности в практическом его применении в повседневной жизни, что возможно лишь при наличии контактов с носителями языка и иноязычной культурой. В свою очередь, для формирования подлинно коммуникативных навыков и умений также необходима языковая среда.

В результате лишь некоторые учащиеся овладевают необходимыми навыками общения (как устного так и письменного) на иностранном языке и это значительно повышает их шанс на занятость в надвигающемся рынке рабочей силы.

В методике эти проблемы, естественно, осознавались всегда и неоднократно предпринимались попытки их решения путем разработки методов, средств обучения, разнообразных организационных форм обучения, в том числе путем организации учебного процесса в условиях языковой лаборатории на основе комплексного использования средств обучения. Однако во всех случаях проблема создания языковой среды и на ее базе формирования потребности в общении на иностранном языке и потребности в изучении иностранного языка оставалась актуальной.

Все сказанное послужило основой выбора темы нашего исследования. В настоящее время с внедрением в школьную практику средств новых информационных технологий (СНИТ) появилась реальная возможность решения этих сложных и актуальных проблем методики преподавания иностранных языков.

Под (СНИТ) мы понимаем различные технические средства и способы доставки графической, текстовой, звуковой информации, видеоизображений (например: факс, телекс, телевидение, радио, телекоммуникация).

Телекоммуникации (от греч. tele — вдаль, далеко, лат. communicatioобщение) — это в широком смысле вообще все средства дистанционной передачи информации. Концепция телекоммуникационных сетей оказала большое влияние на развитие педагогических технологий. Телекоммуникационная сеть это — соединение компьютера, видео и средств связи.

Разработка методики использования телекоммуникаций в школе позволит решить комплекс проблем, которые трудно, а подчас и невозможно преодолеть в условиях традиционного обучения. Телекоммуникационная сеть позволяет создать реальную языковую среду, объединяя учащихся разных стран мира в совместной работе над проектами, в совместных дискуссиях в рамках телеконференций. Все общение ведется на иностранном языке (чаще английском). Участие в совместных проектах, дискуссиях носителей языка делает сам процесс общения особенно ценным для изучающих этот язык как иностранный. Кроме того, по мнению Judith В Harris (145) использование телекоммуникационных сетей в преподавании иностранного языка позволяет решать целый ряд задач воспитательного, развивающего и образовательного характера, в частности, телекоммуникации позволяют:

— значительно интенсифицировать процесс чтения и письменной речи, заметно расширить активный и пассивный словари учащихся, значительно повысить мотивационный аспект изучения языков (родного включительно), поскольку у каждого участника общения появляется вполне заинтересованная аудитория;

— повысить активность как учителей, так и учащихся в ходе совместного решения задач с использованием коллективных методов работы на межнациональном и межкультурном уровнях;

— понять различие и схожесть культурных традиций различных народов, значительно расширить их кругозор;

— осознать проблемы и возможности ИТ в современном обществе и, возможно, подтолкнуть учащихся к конструктивной критике, что обеспечит развитие критического мышления;

— почувствовать себя в роли исследователей, репортеров, издателей и соавторов, и т. д.- что потребует приобретения некоторых специфических навыков: создания вторичных текстов (рефератов, аннотаций) — лаконично и четко излагать свои мыслиработы с компьютерными программами типа «Редактор») — пр.;

— иметь открытый доступ к мировым комьютерным сетям, то есть к информационным банкам данных.

Таким образом, АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ обусловлена необходимостью поиска более совершенных методов и средств повышения мотивации изучения иностранных языков, формирования потребности в использовании И Я как средства общения, повышения эффективности практического оачадения иностранным языком.

ПРОБЛЕМА исследования: создание обучающей языковой среды, обеспечивающей формирование потребности общения на иностранном языке.

ОБЪЕКТОМ исследования является учебно-воспитательный процесс по иностранному языку на уроке и во внеурочное время.

ПРЕДМЕТ исследования:

1. методические подходы к созданию пакетов телекоммуникационных проектов и организации совместной работы над ними учащихся российских и зарубежных школ, в первую очередь, носителей языка;

2. разработка методики их комплексного использования на уроках и во внеурочное время.

ЦЕЛЬ исследования: создать естественную языковую среду в процессе обучения ИЯ, формирующую устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению ИЯ и потребность в использовании ИЯ для решения разнообразных коммуникативных задач.

ЗАДАЧИ исследования: 1. проанализировать литературу по проблеме использования телекоммуникаций в школьном образовании за рубежом;

2. обобщить имеющийся опыт использования телекоммуникаций в отечественной школе;

3. определить методические функции телекоммуникаций в обучении иностранному языку;

4. определить роль и место метода проектов в обучении иностранным языкам;

5. определить методическую специфику телекоммуникационных проектов;

6. разработать пакет телекоммуникационных проектов для обучения английскому языку;

7. разработать методику использования телекоммуникационных проектов в системе обучения английскому языку;

8. определить дидактические условия формирования языковой среды в рамках школьного курса обучения ИЯ.

ГИПОТЕЗА исследования: эффективность обучения иностранным языкам в средней школе может быть значительно повышена при использовании международных телекоммуникационных проектов, если:

1) используемые проекты будут соответствовать дидактическим свойствам телекоммуникационной связи с одной стороны, и коммуникативной направленности обучения иностранным языкам в школе, с другой стороны;

2) разработанные телекоммуникационные проекты будут соответствовать интересам и потребностям партнеров;

3) изучаемый язык будет выступать как средство общения при решении разнообразных творческих, познавательных, исследовательских задач.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1) анализ педагогической, психологической, методической литературы;

2) педагогические наблюдения- 3) анкетирование, беседы, интервью;

4) педагогический эксперимент- 5) тестирование- 6) видеозапись.

Планируемые ЭТАПЫ исследования:

1) анализ литературных источников;

Планируемые ЭТАПЫ исследования: 1. анализ литературных источников- 2. организация телекоммуникационной связи с университетами и школами США и Великобритании- 3. поиск партнеров и выбор тематики проектов- 4. разработка сценариев проектов- 5. организация совместной ^ экспериментальной деятельности учителя и учащихся по проектамб. обобщение полученных данных.

В качестве МЕТОДОЛОГИЧЕКОЙ ОСНОВЫ исследования используются общедидактические принципы и закономерности, данные педагогической психологии и психолингвистики, теории познания, методики обучения иностранному языку, системный подход, теория создания и использования системы средств обучения. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВКЛАД и НОВИЗНА:

1. впервые показаны реальные пути создания естественной языковой среды при обучении иностранным языкам, на основе которой становится возможным формировать потребность в общении на иностранном языке, внутреннюю устойчивую мотивацию к изучению иностранных языков, реализовать подлинно коммуникативный подход к обучению иностранному языку;

2. впервые определены методические свойства и функции телекоммуникаций при обучении иностранным языкам в общеобразовательной школе;

3. впервые разработана типология телекоммуникационных проектов по иностранным языкам;

4. впервые в отечественной методике определены методические основы разработки телекоммуникационных проектов и методика их использования в системе обучения И Я;

5. показана еше одна реальная возможность реализации межпредметных связей в преподавании И Я.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: 1. создан пакет телекоммуникационных проектов и методика его использования, которая включает в себя методические рекомендации для учителя и рекомедации для учащихся. Предлагаемый пакет может быть использован в школьной практике как учителями английского языка, так и учителями по другим школьным дисциплинам- 2. разработаны теоретические основы использования телекоммуникаций в преподавании ИЯ, практические рекомендации по организации международных телекоммуникационных проектов, которые могут стать частью курса методики обучения ИЯ в педагогических ВУЗах и в ИУУ. НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ:

1. Методические основы использования телекоммуникаций в системе обучения ИЯ в школе для создания естественной языковой среды, формирующей потребность в широком использованиии ИЯ, как средства общения.

2. Методика разработки телекоммуникационных проектов и организация работы над ними в курсе обучения ИЯ в школе в процессе решения разнообразных коммуникативных задач.

3. Типология телекоммуникационных проектов по иностранным языкам.

ВЫВОДЫ.

1. Эксперимент показан, что компютерные коммуникации в системе с другими СО позволяют организовать естественную языковую среду, которая формирует устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению ИЯ и общению на ИЯи создает условия для индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивает эффективное управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.

2. Проведенное эксперимента! ьное исследование показало, что участие в телекоммуникационных проектах 1-го, 2-го и 3-го направлений позволяют учащимся:

— овладеть коммуникативными навыками (этикета общения, умения четко и лаконично выражать мысль, терпимость и уважение к мнению партнера) в условиях естественной языковой среды и реального общения,.

— расширить активный и пассивный словарь учащихся;

— развивать умения монологического (устного и письменного) высказывания в процессе живого общения;

— развивать умения диалогического высказывания (диалог-рассуждение, этикетный диалог, пр.);

— понимать более точно и полно читаемый иноязычный текст.

3.Телекоммуникации способствовуют созданию условий для устной иноязычной практики, развитию различных видов речевой деятельности в ходе решения конкретных коммуникативных задач во время работы над проектами, что подтверждается результатами контрольных срезов по всем видам речевой деятельности, данными анкетирований и интервьюирования.

Заключение

.

В результате проведенного исследования можно заключить:

1.Проблема формирования устойчивой мотивации к изучению иностранных языков решается наиболее успешно, если в основе ее решения лежит формирование потребности к общению на иностранном языке, что, в свою очередь, предполагает наличие определенной языковой среды. Эта проблема является одной из центральных в современной методике, открывающей путь к подлинной оптимизации учебного процесса.

Разработанные в ИСО РАО теоретические основе создания и использования систем СО (С.Г.ШаповаленкоТ.С.Назарова, др.), теория создания и использования систем СО по иностранному языку (Е.С.Полат) позволили решить ряд проблем, связанных с оптимизацией учебного процесса: предоставление достаточного объема устной практики каждому ученику группыэффективное управление учебно-познавательной деятельностью учащихся — индивидуализация и дифференциация процесса обученияформирование внешней и в какой-то мере внутренней мотивации учения. Однако проблема формирования устойчивой внутренней мотивации, создания языковой среды оставалась нерешенной.

2. Педагоги США, Велокобритании и России все боллее склонны применять для решения этих задач новые педагогические и информационные технологии, которые, судя по всему, и далее будут развиваться в направлении большей интерактивности, гибкости и информационной вместимости.

3.Компьютерные системы и программные средства, используемые в обучении иностранным языкам, обладают разной степенью интерактивности и способны значительно индивидуализировать процесс обучения, сделать его адаптивнымвовлекают учащихся в активную деятельность, иммитируя иноязычную среду. Однако и в этом случае это квазиобщение, которое по самой своей сути не может заменить естественную языковую среду, подлинное общение.

4. Поиск более интерактивных обучающих систем привел к интеграции СНИТ, в результате которой образуются сложные системы средств обучения (как технических, так и нетехнических). Развитие этих систем стремится к образованию больших информационных систем (от банка данных до глобальных информационных сетей), в которые все больше и больше вовлекаются школы. Опыт использования этих технологий (в частности, компьтерных телекоммуникаций) показал перспективность СНИТ как в плане обучения школьников, так и в плане формирования глобального менталитета.

5. Наблюдаемая в школах США, Великобритании, России, других странах тенденция к увеличению роли и места в школьном образовании новейших средств информационной технологии поставила на повестку дня определение дидактических свойств и функций телекоммуникаций, определение их методических функций.

Дидактические, функции всех видов компьютерной коммуникации в преподавании иностранных языков могут использоваться для достижения воспитательных, образовательных, развивающих целей обучения и в преподавании иностранных языков, поскольку они нацелены на:

— организацию широких человеческих контактов на уровне от соседней школы до другого полушария;

— проведение учебных творческих работ, самостоятельный научный поиск совместно со сверстниками из любого уголка мира, что значительно повышает мотивацию к изучению ИЯ. обеспечивает общение с носителями языка;

— организацию совместной учебно-познавательной, исследовательской, творческой, игровой деятельности школьников на основе тематических телекоммуникационных проектов;

— свободный доступ к необходимой информации путем подключения к базам данных практически любого научного, информационного центра, что также стимулирует изучение ИЯ;

— выход за рамки своего социума, который часто по ряду причин оказывается замкнутым, что не позволяет детям познать и проявить свою инди виду ал ьность;

— знакомство с культурой, бытом, традициями другого народа, другого региона.

Специфическими методическими функциями телекоммуникаций применительно к реализации практических целей овладения иностранным языком являются:

— создание естественной языковой среды;

— развитие умений монологической речи;

— развитие умений диалогической речи;

— развитие навыков и умений изучающего и ознакомительного чтения;

— развитие умений разных видов письменной речи: а) этикетное письмо, б) описание, в) пересказ, г) изложение, г) аргументация;

— значительное расширение словарного запаса учащихся (как активного, так и пассивного);

— активизация языкового и речевого материала, формирование устойчивых речевых навыков по всем видам речевой деятельности;

— оперативный обмен информацией, идеями, планами по интересующей партнеров тематике, используя иностранный язык как средство общения между партнерами;

— индивидуализация процесса обучения при организации групповых и парных проектов, в которых каждому ученику определена собственная роль;

— формирование у учащихся и учителей коммуникативных навыков, культуры общения;

— формирование навыков самообразования, самостоятельного приобретения и совершенствования знаний по иностранному языку.

6. Наиболее высокий педагогический эффект при работе в сетях достигается при организации совместных международных телекоммуникационных проектов на основе новых педагогических технологий (метода проектов, исследовательских методов, группового обучения).

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованнные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности. Анализ общедидактической типологии телекоммуникационных проектов (Полат Е.С.) позволил выявить типы проектов, наиболее адекватные задачам обучения ИЯ. В работе подробно рассматриваются языковые, культурологические и ролево-игровые телекоммуникационные проекты, разработана их типология на основе признаков, существенных для методики обучения ИЯ. обусловленных целями обучения: практическое овладение языкомлингвистическое и филологическое развитие школьниковознакомление с культурологическими, страноведческими знаниямиситуативная коммуникативная природа общения.

В соответствии с указанными признаками предложена следующая типология телекоммуникационных проектов по иностранным языкам: Языковые (лингвистические) проекты (практические, образовательные, развивающие цели):

1. Обучающие языковые проекты, направленные на овладение языковым материалом, формирование определенных речевых навыков и умений.

2. Лингвистические проекты, направленные на: изучение, анализ языковых явлений — изучение языковых реалей (идиом, неологизмов, поговорок и т. п.) — изучение фольклора.

3. Филологические, направленные на изучение: этимологии слов, литературные исследования, исследование историко-фольклорных проблем, творческие.

Культурологические (страноведческие) (образовательные, развивающие цели) проекты:

1. Историко-географические, которые могут быть посвящены: истории страны, города, местностигеографии страны, города, местности.

2. Этнографические, которые нацелены на изучение: традиций и быта народовнародного творчестваэтнического состава народа, проживающего на данной территориинациональных особенностей культуры разных народов и т. д.

3. Политические, цель которых ознакомление: с государственным устройством странс политическими партиями и общественными организациямисо средствами массовой информации и их влиянием на государственную политикус законодательством страны и т. д.

4. Искусства, литературы, архитектуры, культуры страны изучаемого языка.

5. Экономических, повященных проблемам: финансовой и денежной системы, налогообложения, инфляции и т. д.

Роле во-игровые и игровые телекоммуникационные проекты: воображаемые путешествияиммитационно-деловые, моделирующие профессиональные коммуникационные ситуациидраматизации литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают учащиесяиммитационно-социальные, где учащиеся исполняют различные социальные роли (политических лидеров, журналистов, учителей, пр.).

7. Разработаны методические основы создания телекоммуникационных проектов и методика их использования в системе обучения ИЯсоздан пакет телекоммуникационных проектов для обучения ИЯ, который успешно прошел экспериментальную проверку.

Экспериментальная проверка эффективности разработанных нами проектов разных типов и методики их применения в совместной деятельности с учащимися зарубежных стран была организована по 3 направлениям, в которых телекоммуникации использовались:

— как основа обучения иностранному языку;

— как органичный элемент традиционной системы обучения;

— как средство межпредметного интегрированного подхода к обучению. Исследование показало, что телекоммуникации способствуют созданию условий для устной иноязычной практики, развитию различных видов речевой деятельности в ходе решения конкретных коммуникативных задач во время работы над проектами, что подтверждается результатами контрольных срезов по всем видам речевой деятельности, данными анкетирований и интервьюирования учашихся и учителей, из чего следует, что компютерные коммуникации в системе с другими СО позволяют организовать естественную языковую среду, которая формирует устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению ИЯ и общению на ИЯ, создает условия для индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивает эффективное управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.

На основании проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что компьютерные телекоммуникации как новые педагогические технологии и одновременно средства новых информационных технологий в системе с другими СО позволяют решить задачи обучения ИЯ, сформулированные в главе 1, а именно:

— сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению ИЯ и общению на ИЯ;

— способствовать созданию условий для устной иноязычной практики, развитию различных видов речевой деятельности в ходе решения конкретных коммуникативных задач;

— обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения;

— способствует развитию умений устной, письменной речи и чтения.

Таким образом, все задачи исследования, поставленные во «Введении» решены и исследование можно считать завершенным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.С., Соловьев Д. Э. Компьютер плюс модем.- М. 1993.
  2. В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969.
  3. В.А. Курс лекций по психологии//Изд. Харьковский ун-т. -Харьков 1958
  4. В.А. Психология наглядности при обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе 1969.- N6.
  5. А.А. Система упражнений при обучении устной речи на уроках английского языка в 8 классе средней школы.- дисс. канд. пед.наук.-Волгоград 1964.
  6. В.Г. О системном подходе в социальном познании //Вопросы философии 1973.- N6.
  7. А.Б. Англо-русский словарь по программированию и информатике.- М.: Русский язык 1989.
  8. Бим И.Л. К вопросу о методах обучения иностранным языкам//Иностранные языки в школе.- 1974.- N2.
  9. Е.И. Принцип вежливости в вопросительных речевых актах//Иностранные языки в школе.- 1990.- N1.
  10. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.- М., 1959.
  11. .В. Психологические вопросы наглядности обучения иностранным языкам//Иностранные языки в школе.- 1948 N1.
  12. .В. О применении принципа сознательности в обучении иностранному языку/ В сб. Система языка и обучение речи/ Тезисы докладов на межвузовской конференции. Минск., 1965
  13. .В. О соотношении языка и речи в процессе обучения иностранному языку//Иностранные языки в школе.- 1957.- N3.
  14. .А., Бенедиктов С. Б. Вопросы программированного обучения и психология усвоения иноязычной речи/ В сб. Применения технтческих средств и программированного обучения при изучениии языков.- Минск., 1966
  15. А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении/ Вып. 525.- М: Энергия.- 1974.- N2.
  16. В.Г. Проблема создания оптимальных комплексков учебного оборудования. М., 1969.
  17. JI.C. Избранные психологические исследования. АПН РСФСР -М., 1956.
  18. М., Дряпина М. Мы идем учиться на свалку// Народное образование. 1990.- N 9.
  19. Временный государственный образовательный стандарт «Иностранный язык».- М., 1993.- С.20
  20. Вопросы психологии и методики обучения иностранным языкам /под ред. Артемова В. А., Карпова И. В., Рахманова И.В.- М., 1947.
  21. Гершунская P.C.Классификация дидактических функций средств обучения/ В сб. Теоретические основы создания оптимальных систем средств обучения / Под ред. Полат Е. С. М., 1989.
  22. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий/В сб. Исследования мышления в советской психологии. М., 1966
  23. П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий/ Доклады Академии Педагогических наук РСФСР, — 1959.- N2.
  24. П.Я., Запорожец A.B., Эльконин Д. Б. Проблема формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе//Вопросы психологии.- 1963.- N5.
  25. П.Я., Решетова З. А., Талызина Н. Ф. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе.- М. Д966.
  26. В.А. Программа для введения и последующей выработки первичных навыков употребления языкового материала (с использованием ТСО)/ В сб. Иностранные языки в высшей школе.- М., 1966- вып.2
  27. П.Б. Программированные коммуникативные упражнения для развития устной речи//Иностранные языки в школе.- 1967. N 2.
  28. В.М. Оправдывают ли себя языковые лаборатории? //Иностранные языки в школе. 1971, — N6.
  29. Ф.Д. Практическая передача данных. Модемы, сети и протоколы.- М: Мир.- 1989.
  30. Дидактические основы комплексного использования средств обучения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы/ Под ред. Полат Е.С.- М., 1991.
  31. Дидактические функции средств обучения /. Теоретические основы создания оптимальных систем средств обучения / Под ред. Полат Е. С. М., 1989. -С.26
  32. Громов Р. Г Национальные информационные ресурсы. -М:Наука, 1985
  33. Дидактика средней школы /ред. М. Н. Скаткина М., 1975.
  34. Н.И. Речь/ В сб. Психология /под ред. А. А. Смирнова.-М., 1956.
  35. Н.И. Механизмы речи.- М., 1958
  36. Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе//В сб. Материалы конференции преподавателей методики русского языка педагогических институтов.- М., 1969.
  37. И.Ф. Коммуникативная направленность при обучении иностранным языкам//В сб. Тезисы докладов научно-практической конференции по вопросам использования технических средств обучения во взрослой аудитории. М., 1973.
  38. И.А. Индивидуально-психологические факторы и успешность научения речи на иностранном языке//Иностранные языки в школе. 1970.1. N1.
  39. И.А. О зрительно-слуховой наглядности в процессе формирования речевых умений и навыков (говорения)// В сб. X Международный семинар преподавателей русского языка в высших учебных заведениях социалистических стран/ Тезисы докладов.- М., 1967.
  40. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке.- М., 1978.- С. 110
  41. В.И. К вопросу о направленности внимания при выполнении некоторых видов предречевых упражнений//Иностранные языки высшей школе. -1966.- N 2.
  42. Использование средств обучения на уроках английского языка в условиях языковой лаборатории: Метод.рек.- М.:Изд.АПН СССР, 1986, — С. 17
  43. B.C. Компьютеризация в сфере образования. Проблемы и перспетивы. М: Педагогика, 1987.
  44. Изучение мотивации поведения детей и подростков/под ред. Л. И. Божовича, Л. В. Благонадежной М., 1972.
  45. Каталог информационных ресурсов России, — М.:МБИТ. 1993. — вып. 3
  46. У.С. Новые информационные технологии и реформа школы//Информатика и образование.- 1993.- N 4.
  47. И.В. Психологические особенности усвоения иностранного языка/В сб. Вопросы психологии и методики обучения иностранным языкам. М., 1947.
  48. Контроль речевых умений/под ред. В. С. Цетлин. М., 1971.
  49. И.Ф. Система упражнений для обучения иностранным языкам в школе. Минск., 1968.
  50. A.A. Мышление на иностранном языке как психологическая и методическая проблема//Иностранные языки в школе, — 1972. N1.
  51. A.A. Управление усвоением иностранного языка//Иностранныеязыки в школе.- 1975.- N2.
  52. .А. Комбинированные упражнения при обучении устной речи//Иностранные языки в школе.- 1970.- N1.
  53. .А. К вопросам о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типологии упражнений//Иностранные языки в школе.- 1975.-N1.
  54. A.A. Внеязыковая обусловленность речевого акта и некоторые вопросы обучения иностранным языкам//Иностранные языки в школе.-1968.- N2.
  55. A.A. Речь и общение//Иностранные языки в школе.- 1974.- N6.
  56. Л.Н. Кибернетика и проблемы программированного обучения.- М., 1970.
  57. М.В. О сущности и некоторых особенностях аудиовизуального подхода к обучению иностранному языку в школе и вузе. М., 1966.
  58. М.В. Общие основы использования звукозаписи при обучении иностранным языкам в языковом вузе.-дисс.докт.пед.наук. Киев., 1969.
  59. A.C. Методические основы использования технических средств при обучении иноязычной лексике.-дисс.канд.пед.наук, — М., 1968.
  60. М.С. Развитие системы компьютерных телекоммуникаций для образования//Материалы конференции Телекоммуникация в образовании/ под ред.Е. С. Полат.- М., 1993.
  61. Маркова А.^Формирование мотивации учения в школьном возрасте.- М.: Просвещение, 1983.
  62. Э.Б., Белоцерковский И. Л. Модемы для передачи данных по коммутируемой телефонной сети// Сети.- 1991.- N 24.
  63. М.В. Введение в компьютерные коммуникации// Информатика и образование.- 1993.- N 4.
  64. М.В. Программно-методический комплекс потелекоммуникациям// Информатика и образование.- 1993.- N 6.
  65. A.A., А.Д.Климентенко// Советская педагогика.- 1978. N 7.
  66. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. -М., 1977
  67. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- М.: Просвещение, 1985.- С.9−10
  68. Д. И. Ходаковский Н.И. Информационная культура преподавателя истории//Преподавание истории в школе. 1990. -N1.
  69. Полилова Т.А. LinkWay мультимедиа для IBM PC// Информатика и образование. — 1991. -N5.
  70. Е. Телеконференции что это такое?// КомпьютерПресс.- 1992.- N 2.
  71. Е.С., Литвинова А. Н. Сопоставительный анализ развития средств обучения в отечественной и зарубежной школе/В сб. Тенденции и перспективы развития средств обучения на период до 2000 года. М., 1990 — С.25−27.
  72. Е.С. Телекоммуникации в школьном образовании: Метод, реком.-М., 1993.
  73. Е.С. Автореферат дисс.докт.пед.наук.- М.- 1988.
  74. Е.С. Средства обучения как категория дидактики.- М., 1988.
  75. Е.С. Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней школы.-дисс.докт.пед.наук.- М., 1988.
  76. Программированние обучение иностранным языкам в школе/ под ред. И. Ф. Комкова. Минск., 1966.
  77. A.A., Уваров А. Ю. Электронная почта в диалоге культур// Народное образование, — 1990.- N 9.
  78. А.З. Психологические особенности усвоения истории учащимися ./Под ред. Редько А. З. -М, 1961.
  79. В. Е. Азов С.В. Работаем с Norton Commander (3.0) и Norton1. tegrator (4.5).-M, 1990
  80. И.К. Компьютерное моделирование в школах Великобритании.// Информатика и образование. 1992. — N3−4
  81. И.В. Методика обучения немецкому языку.-М., 1966.
  82. И.В. О некоторых принципиальных вопросах методики обучения иностранным языкам в средней школе//Советская педагогика. 1963. — N 2.
  83. JI.A. Формирование умственных действий как средство активизации мыслительной деятельности школьников/Аудио-визуальный метод обучения иностранному языку в школе и вузе. -Минск., 1967.
  84. Ф.М. Некоторые вопросы обучения связанному высказыванию с использованием нагдядности/Аудио-визуальный метод обучения иностранному языку в школе и вузе. Минск., 1967.
  85. Е.С., Литвинова А. Н. Средства информационной технологии в зарубежной школе//Обзор по информационному обеспечению общесоюзных научно-педагогических программ/ под ред. Б. С. Гершунского.- М.- 1988- вып.2(27).
  86. А.Н. Устный вводный курс по английскомц языку.- М., 1963.
  87. Н.К., Олейник Т. И. Обучение диалогической речи с использованием ролевой игры в 7 классе//Иностранные языки в школе.-1985, — N 1.
  88. М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. М: Просвещение.- 1984.
  89. В.Л., Котлярова Л. Б. Иммитационно-деловые игры как одно из средств профессиональной подготовки учителей иностранного языка// Иностранные языки в школе.- 1990, — N 1.
  90. А.Н. Внутренняя речь и мышление. М: Просвещение.- 1967.
  91. Телекоммуникации в образовании/ Сб. Телекоммуникации в системеобразования/ под ред. Е. С. Полат.- М., 1993.
  92. Телекоммуникации в учебно-воспитательном процессе школы: Метод.реком.ддя учителя/ Под ред. Полат Е.С.- М., 1991.
  93. Е.С., Ястребцева E.H. Перспективы создания и развития школьной медиатеки/Тенденции и перспективы развития СО на период до 2005 г.- М., 1993.- С. 121.
  94. Г. А. Использование лабораторно-практических работ для активизации речевой деятельности учащихся старших классов общеобразовательных школ.- дисс.канд.пед.наук.~ М., 1969.
  95. Н.С. Системно-структурный подход и специфика философского знания//Вопросы философии.- 1968.- N 11.
  96. В.Г. Изучаем два иностранных языка//Иностранные языки в школе.- 1990.- N 1.
  97. А.Ю. Компьютерные коммуникации// Информатика и образование.-1991, — N 1.
  98. А.Ю. Учебные компьютерные сети//Информатика и образование. -1993, — N 3.
  99. A.B. Об обучении коммуникативным умениям чтения газеты на французском//Иностранные языки в школе.- 1993.- N 3.
  100. З.И. Учитель иностранного языка и родители// Иностранные языки в школе.- 1984, — N 3.
  101. П.И. Факторы превращения когнитивного конфликта в межличностный конфликт в условиях группового обсуждения./Автореф.канд.дисс. JI., 1976.
  102. С.К. Текст в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе.- 1985.- N 3.
  103. В.М. Методическая типология ролевых игр// Иностранные языки в школе.- 1988.- N 2.
  104. В.М., Лившиц O.JI. Ролевые игры на уроках английского языка в 6 классе//Иностранные языки в школе.- 1985.- N 1.
  105. Л.Н., Нуриахметов Г. Г. Некоторые типичные недостатки в организации домашней работы учащихся по английскомй языку//Иностранные языки в школе.- 1990.- N 3.
  106. X. Мир компьютеров в вопросах и ответах. М: Мир.- 1988.
  107. Н.М. Использование технических средств в учебном процессе. -М., 1963.
  108. С.Г. Вопросы создания средств обучения и использования их в общеобразовательной школе/В сб. Вопросы теории и практики создания и использования средств наглядности для обучения учащихся: Материалы междунар. конф.- М., 1980.
  109. С.Г. Вопросы теории и практики создания и использования системы учебного оборудования в советской общеобразовательной школе/Материалы междун. научной конф. социалист, стран по проблемам школьного оборудования. М., 1975.
  110. С.Г. О создании системы современного оборудования для средней общеобразовательной школы//Советская педагогика.- 1967.- N 5.
  111. С.Г. Школьные пособия и оборудование в ближайшие 10 лет//Народное образование. 1970. — N 1.
  112. Шеншев Л. В. Компьютеризация школьного образования
  113. ПЗ.Школы в науке./Под ред.С. Р. Микулинского. -М, 1977.
  114. Д.Б. Детские коллективы.//Учебник педологии для педтехникумов. -Л, 1931.
  115. А.Г. Исследование уровня притязаний группы при коллективном выборе трудности риска.//Новые исследования в психологии. -1973. -N2(8).116. Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя. -М. -Л., 1934.
  116. М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научногоколлектива.//Вопросы психологии. -1978. -N3.118. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1972. как комплексная проблема.//Вопросы психологии. — 1987. -N1.
  117. И.К. Некоторые психологические условия активизации мышления учащихся на уроках историии/Психология усвоения истории учащимися/Под редю А. З. Редько. -М, 1961.
  118. O.K. Психологимышления . -М: изд. МГУ, 1984.
  119. C.JI. О мышлении и путях его исследования. М: изд. АПН СССР, 1958.
  120. Тал ызина Н. Ф. Теоретичекие проблемы программированного обучения. -М, 1966.
  121. Межличностное восприятие в группе/Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова, М., 1981
  122. Л.Д. Алгоритмизация в обучении.-М: Просвещение, 1966.
  123. А.Л. Интегрированные программные пакеты.//Мир ПК. 1989. -вып. 5
  124. Aronoff J., Messe L., Wilson J. Personality functions in small group functioning//Small groups and social intention. -London, 1983.
  125. Ansaldi, W. Olobardi, M. & Traverso, A. Definition and development of a protocol for an industrial plant control network. In: Local Computer Networks, April, 1982.
  126. Anderson S.C. A serial data bus control method. In: Computer Networks, 1973, N3
  127. Ahmad K., Corbett G., Rogers M., Sussex R. Computers, Language Learning and Language Teaching.- Cambridge University Press, 1985, p. 138−139.
  128. Ager D.E. Advanced Students in the Langauge Laboratory //Language Teaching1. Abstracts.- 1971, — N 2.
  129. Ager D.E. Open-ended excercises in the Language Laboratory//Modern Languages.- 1969.- N 2.
  130. Ball D & Foot R. Power for Young Mathematicians.- Coventry, 1988.
  131. Bagley C., Hunter B. Restructuring, Constructivism, and Technology: Forgoing a New Relationship, Educational Techn/July 1992
  132. Ball D. WiU Mathematics Count? Hatfield, 1987.
  133. Carter R. Knowledge About Language and the Curriculum.- London, 1990.
  134. Communication Electronically /Ed. by Ros Keep.- Cambridge, 1988, p. 3
  135. Charp S., Hines I. The Basic Principals of Networking.- April, 1988, T.H.E. Journal, pp. 94−98
  136. Courtois, G. A Breakdown in Education.- Leonardo Supplement, 1992.
  137. Croft K. The Language Laboratory. Uses and Misuses// On Teaching Englistrtb Speakers of Other Languages.
  138. Cook V. Some Types of Oral Structural Drills// Language Learning. -1968. -N3,4.
  139. Friend J. Classroom Uses of the Computers: a Retrospective View//Prospects.-1987, — N 3.
  140. Forester T. Computers in the Human Context: information technology, productivity and people.- Oxford, 1989.
  141. Griffin J.& Davies S. Information Technology in the National Curriculum// Journal of Computer Assisted Learning. 1990. — N 6.
  142. Hawkridge D.& Vincent T. Learning Difficulties and Computers: access to the curriculum.- London, 1992.
  143. Judith B. Harris. Tailoring Telecommunication Innovations to Fit Educational Enviroment//Educational Technology.- Nov. 1989.
  144. R. & Whiteman S. Education 2010.- Birmingham, 1989. 14X Kaplan-Neher Ann. Syllabus.- USA, CA.- 1991.- N 16.
  145. Lyman P. Library of (not-so-distant) Future// Change. 1991.- Jan/Feb.
  146. Martin J. Information UK 2000.- London, 1990.
  147. Meek M. On being Literate.- London, 1991.
  148. Miles I. Information Horizons: the long term social implications of new information technologies.- Aldershot, 1988.
  149. Patricia A. Dunkel Computer-Assisted Instruction (CAI) and Computer-Assisted Language Learning (CALL): Past Dilemmas and Future Prospects for Audible CALL// The Modern Language Journal.- Aut'87.
  150. Richardson T. Implications of New Educational Technologies: accomadation and systems in the 5−10 years.- London, 1992.
  151. Roszac T. Cult of Information: the folklore of computers and the true art of thinking.- Cambridge, 1986.
  152. Stelan Ronedo. New communication Technologies in Learning.- University College of Kalmar, Sweeden.- July, 1989.
  153. Sewell S., Rotheray D. The Application of
  154. Computers in Education// Prospects.- 1987.- N 3157. Slavin R. Research on Cooperative Learning: an international perspective// Scandinavian Journal of Educational Research, Vol.33.- 1989.- N 4.
  155. R. & Winston. The Conditions of Learning.- New York, 1977.
  156. Toffler A. Future Shock.- London, 1973.
  157. Watson D. The Impact Report.- London, 1993.
  158. Williams S. A Job to Live.- Harmondsworth, 1985.
  159. Wellington J. Children, Computers and the Curriculum.- London, 1985.
Заполнить форму текущей работой