Нормы и принципы моральной регуляции служебных отношений
Наличие совместимости или несовместимости между членами педагогического коллектива, имеющими различные взгляды, жизненный опыт, потребности и интересы. Совместимость обеспечивается оптимальным сочетанием личностных качеств отдельных людей: их темпераментов, взглядов, характеров, культур. Несовместимость — это неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психических… Читать ещё >
Нормы и принципы моральной регуляции служебных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Этические нормы и принципы делового общения «по горизонтали» регулируют служебные отношения между коллегами в каждом коллективе. Они ориентированы на установление такого морально-психологического климата, который способствовал бы наиболее эффективному и оптимальному решению задач любого коллектива. Педагогический коллектив также подчиняется этим «правилам игры», отражая специфику педагогических взаимоотношений.
Отношения между педагогами определяются этическими нормами и принципами трех видов:
- · общечеловеческими принципами, базирующимися на высших моральных ценностях, которые рассматриваются общей этикой и подчиняются ее закономерностям;
- · нормами делового общения и служебного этикета, подчиняющими себе все виды профессиональных взаимоотношений «по вертикали» и «по горизонтали»;
- · этическими нормами и принципами, в которых проявляется специфика именно педагогического труда.
Рассмотрим два последних вида принципов, непосредственно регулирующих профессиональные отношения между педагогами.
Основные нормы и принципы моральной регуляции предполагают, что педагогический коллектив, как и любой другой, должен обладать рядом качеств. Это:
- — слаженность и сплоченность, обеспечивающие взаимопомощь, поддержку, возможность опереться на коллег не только в деловых, но и личных проблемах;
- — доброжелательность, в атмосфере которой педагог может полностью проявить себя и как личность, и как профессионал;
- — чуткость и тактичность, которые, выражая внимание к человеку, не должны переходить в нетактичное вмешательство в его личную жизнь;
- — терпимость к особенностям и недостаткам коллег, ценить их индивидуальность.
Эти качества коллектива формируются на основе морально-психологической общности людей, предполагающей:
- — наличие групповых интересов и потребностей, объединяющих членов коллектива в формальной и неформальной обстановке;
- — ориентация членов коллектива на общие нравственные нормы и ценности (общечеловеческие, гражданские, культурные и т. д.);
- — сходство мнений в оценках профессиональных и социальных проблем;
Среди характеристик педагогического коллектива следует отметить его неоднородность, которая имеет следующие основания:
- 1) наличие совместимости или несовместимости между членами педагогического коллектива, имеющими различные взгляды, жизненный опыт, потребности и интересы. Совместимость обеспечивается оптимальным сочетанием личностных качеств отдельных людей: их темпераментов, взглядов, характеров, культур. Несовместимость — это неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психических реакций, различие во внимании, мышлении, ценностных установках, невозможность дружеских связей, неуважение или неприязнь друг к другу. Несовместимость затрудняет или делает невозможной совместную деятельность и жизнь людей;
- 2) различие по профессиональным ориентациям и интересам. Проблема заключается в том, что в педагогическом коллективе часто бытует мнение о «главных» и «второстепенных» учебных предметах, причем такое мнение может поддерживаться и руководителем учреждения, и в то же время формироваться в школьной среде на основе изменений образовательной и социальной политики;
- 3) реальность личностной неоднородности, неодинаковости членов педагогического коллектива, объединяющего различных по возрасту, жизненному опыту, уровню культуры и интересам людей. Различаются педагоги и по своим мировоззренческим качествам, ибо в условиях глобальной политизации общества явно прослеживаются различные, и даже диаметрально противоположные политические и идеологические позиции и симпатии;
- 4) наличие в педагогическом коллективе различных групп, отличающихся типом поведения и способом взаимодействия с другими людьми. Рассмотрим их подробнее.