Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нормы и принципы моральной регуляции служебных отношений

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наличие совместимости или несовместимости между членами педагогического коллектива, имеющими различные взгляды, жизненный опыт, потребности и интересы. Совместимость обеспечивается оптимальным сочетанием личностных качеств отдельных людей: их темпераментов, взглядов, характеров, культур. Несовместимость — это неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психических… Читать ещё >

Нормы и принципы моральной регуляции служебных отношений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этические нормы и принципы делового общения «по горизонтали» регулируют служебные отношения между коллегами в каждом коллективе. Они ориентированы на установление такого морально-психологического климата, который способствовал бы наиболее эффективному и оптимальному решению задач любого коллектива. Педагогический коллектив также подчиняется этим «правилам игры», отражая специфику педагогических взаимоотношений.

Отношения между педагогами определяются этическими нормами и принципами трех видов:

  • · общечеловеческими принципами, базирующимися на высших моральных ценностях, которые рассматриваются общей этикой и подчиняются ее закономерностям;
  • · нормами делового общения и служебного этикета, подчиняющими себе все виды профессиональных взаимоотношений «по вертикали» и «по горизонтали»;
  • · этическими нормами и принципами, в которых проявляется специфика именно педагогического труда.

Рассмотрим два последних вида принципов, непосредственно регулирующих профессиональные отношения между педагогами.

Основные нормы и принципы моральной регуляции предполагают, что педагогический коллектив, как и любой другой, должен обладать рядом качеств. Это:

  • — слаженность и сплоченность, обеспечивающие взаимопомощь, поддержку, возможность опереться на коллег не только в деловых, но и личных проблемах;
  • — доброжелательность, в атмосфере которой педагог может полностью проявить себя и как личность, и как профессионал;
  • — чуткость и тактичность, которые, выражая внимание к человеку, не должны переходить в нетактичное вмешательство в его личную жизнь;
  • — терпимость к особенностям и недостаткам коллег, ценить их индивидуальность.

Эти качества коллектива формируются на основе морально-психологической общности людей, предполагающей:

  • — наличие групповых интересов и потребностей, объединяющих членов коллектива в формальной и неформальной обстановке;
  • — ориентация членов коллектива на общие нравственные нормы и ценности (общечеловеческие, гражданские, культурные и т. д.);
  • — сходство мнений в оценках профессиональных и социальных проблем;

Среди характеристик педагогического коллектива следует отметить его неоднородность, которая имеет следующие основания:

  • 1) наличие совместимости или несовместимости между членами педагогического коллектива, имеющими различные взгляды, жизненный опыт, потребности и интересы. Совместимость обеспечивается оптимальным сочетанием личностных качеств отдельных людей: их темпераментов, взглядов, характеров, культур. Несовместимость — это неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психических реакций, различие во внимании, мышлении, ценностных установках, невозможность дружеских связей, неуважение или неприязнь друг к другу. Несовместимость затрудняет или делает невозможной совместную деятельность и жизнь людей;
  • 2) различие по профессиональным ориентациям и интересам. Проблема заключается в том, что в педагогическом коллективе часто бытует мнение о «главных» и «второстепенных» учебных предметах, причем такое мнение может поддерживаться и руководителем учреждения, и в то же время формироваться в школьной среде на основе изменений образовательной и социальной политики;
  • 3) реальность личностной неоднородности, неодинаковости членов педагогического коллектива, объединяющего различных по возрасту, жизненному опыту, уровню культуры и интересам людей. Различаются педагоги и по своим мировоззренческим качествам, ибо в условиях глобальной политизации общества явно прослеживаются различные, и даже диаметрально противоположные политические и идеологические позиции и симпатии;
  • 4) наличие в педагогическом коллективе различных групп, отличающихся типом поведения и способом взаимодействия с другими людьми. Рассмотрим их подробнее.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой