Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Воображение. 
Психология детей младшего школьного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Детям в 1 классе достаточно трудно продолжить историю, продумать сюжетную линию. Они не всегда способны четко определить замысел, содержание, основную идею литературного или музыкального произведения, тогда как в 3—4 классах это умение уже хорошо выработано учебной деятельностью и полученным средствами внеклассной деятельности опытом знакомства с мировым культурным наследием. При этом… Читать ещё >

Воображение. Психология детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воображение — это способность сознания создавать образы, представления, идеи путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение имеет ключевое значение в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, игра, память.

Виды воображения классифицируют по различным основаниям: по результатам (репродуктивное — воссоздание действительности такой, какая она есть; продуктивное (творческое) воображение — с относительной новизной образов или с абсолютной новизной образов); по степени целенаправленности (активное или произвольное — воссоздающее и творческое воображение; пассивное или непроизвольное — непреднамеренное и непредсказуемое воображение); по виду образов (конкретное и абстрактное); по приемам воображения (агглютинация — соединение несоединимых в реальности объектов; гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета и его частей; схематизация — выделение различий и выявление черт сходства; типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях); по степени волевых усилий (преднамеренное и непреднамеренное).

Развитие воображения происходит в основном в детском возрасте. Развитию воображения способствуют: ситуации незавершенности, разрешение и даже поощрение множества вопросов, стимулирование независимости, самостоятельных разработок, билингвистический опыт, позитивное внимание к ребенку со стороны взрослых. Развитию воображения препятствуют: конформность, неодобрение воображения, жесткие полоролевые стереотипы, разделение игры и обучения, готовность к изменению точки зрения, преклонение перед авторитетами.

Но, как показывают исследования, деятельность по образцу влечет за собой снижение уровня творческих способностей в младшем школьном возрасте, ребенок научается стандартному выполнению действий «как все». По всей видимости, оптимальным решением данной проблемы является понимание учителем важности развития творческого потенциала ребенка, поддержка инициативы создания уникальных творческих продуктов и внедрение в образовательный процесс заданий по развитию воображения.

Так как в начале младшего школьного возраста восприятие продолжает быть эмоциональным, ситуативным и целостным, художественные образы, продуцируемые ребенком, в большей части связаны с доминирующими переживаниями[1]. Пока функция символизации в воображении и творческих видах деятельности слабо развита, дети затрудняются с абстрагированием. Незнакомые формы и образы они стараются представить в привычных формах, знакомых в повседневной жизни. Постепенно, с освоением символической функции мышления и развитием дифференциации восприятия, у детей развивается пространственное видение (осваивается способность оценивать на глаз расстояние и величину, начинает пониматься феномен зрительных пространственных иллюзий, появляется ощущение перспективы)[2]. Становление синтезирующего свойства восприятия отражается и на развитии синтезирующего свойства воображения. Дети начинают более произвольно и избирательно устанавливать и выстраивать вариативные связи между образами не только по внешней, но и по смысловой линии.

Проблема развития воображения ребенка в младшем школьном возрасте во многом связана именно с развитием символической функции мышления. Родители младших школьников часто покупают своим детям игрушки, уже «готовые к употреблению», таким образом лишая ребенка исследовательского поиска и радости открытия. Большинство же детей предпочитает игрушки, которые можно доделать, приспособить к использованию в разных играх, игрушки, которые дают простор фантазии. В связи с этим важно обращать и направлять выбор ребенка в сторону игр и различных материалов, развивающих творческий потенциал.

В практике начальной школы бывают случаи, когда воображение ребенка переплетается с фантазией[3], а также, подкрепляясь эмоциональными переживаниями, может привести к подмене реальных фактов выдуманными историями. Часто такие фантазии воспринимаются как ложь. Родители и учителя, обеспокоенные таким поведением ребенка, обращаются за помощью к психологу. Важно понять, для чего ученику необходимо прибегать к фантазированию. Часто за этим кроется неустойчивость эмоциональных процессов, недостаток сформированное™ регуляционной сферы, а также отсутствие доверительных отношений в семье, недостаток внимания со стороны значимых взрослых (ребенок пытается привлечь к себе внимание захватывающими историями из своей жизни). Взрослому в этих случаях рекомендуется не критиковать, особенно прилюдно, младшего школьника, а по возможности включиться в игру, похвалить ребенка за интересную историю, дать понять, что он понимает и высоко оценивает его творческие способности, но важно отделять реальность от вымысла.

Основная тенденция в развитии детского воображения заключается в переходе ко все более правильному и целостному отражению действительности, от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному[4].

Детям в 1 классе достаточно трудно продолжить историю, продумать сюжетную линию. Они не всегда способны четко определить замысел, содержание, основную идею литературного или музыкального произведения, тогда как в 3—4 классах это умение уже хорошо выработано учебной деятельностью и полученным средствами внеклассной деятельности опытом знакомства с мировым культурным наследием. При этом сопереживание и эмоциональная вовлеченность младших школьников в творческий процесс способствуют усвоению культурных эталонов и формируют в ребенке эстетические чувства, чувство прекрасного.

Развитию воображения также способствует конструирование, которое органично входит в учебный процесс посредством использования в учебной и игровой деятельности различных наборов конструкторов, мозаик из геометрических форм.

Воображение также является опорой для развития любознательности, привития любви к чтению книг и в целом способствует успешности в учебной деятельности. В настоящее время также широко распространено ведение учителем творческих папок учеников, так называемых портфолио, которые отражают успехи ребенка в творческой и познавательной деятельности. В целом данная форма сбора продуктов творческой деятельности ученика не только позволяет диагностировать его творческие способности, но и создает для ребенка ситуацию успеха, что очень важно в условиях школьной системы.

  • [1] Озерова М. В. О детском рисовании. М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2012.С. 29−30.
  • [2] Там же. С. 29.
  • [3] См. также параграф 1.5 (про фантазийные игры).
  • [4] Ермакова Е. С., Румянцева И. Б., Целищева И. И. Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб.: Речь, 2007.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой