Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Познавательные процессы школьников как факторы совершенствования педагогического процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представление — процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств". В процессе обучения у школьников «сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при активности ощущений и восприятий, создают необходимые условия для построения нужного представления». Педагогический процесс, в силу своего… Читать ещё >

Познавательные процессы школьников как факторы совершенствования педагогического процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ощущение, восприятие, представление

Педагогический процесс, в силу своего содержания образовательной программы, емкости, структуры, требует много усилий и труда со стороны не только учителей, но и учеников. Учебная деятельность задействует возможности и познавательные особенности психики школьника в различных сферах.

Так, например, ощущение может быть задействовано на уроках, где творческая активность особенно необходима. «Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств». «Органы чувств — это те механизмы, с помощью которых информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга». Особенно активным ощущение проявляется больше в психике младших школьников, потому как некоторые органы чувств в этом возрасте продолжают окончательное свое развитие, особенно в отношении их функционирования. И если «обострить» ощущение ребенка, например, наглядными изображениями, то можно добиться большего успеха в усвоении ребенком материала, чем передача учебной информации в устном виде. Речь идет о познавательных образах, которые являются «продолжением ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось». Для учебного процесса это может быть важным моментом.

Восприятие также играет большую роль в педагогическом процессе. «Восприятие — это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении». В процессе учебе от школьника потребуется различного рода восприятия: пространства, формы, объемности и величины предметов, времени, последовательности явлений, длительности явлений, темпа, ритма, движения. Возвращаясь к младшим школьникам, можно отметить, что их восприятие «отличается остротой, своего рода «созерцательной любознательностью». Соответственно у детей этого периода выражена эмоциональность довольно ярко, поэтому все «яркое, живое, наглядное воспринимается лучше». Педагог может воспользоваться подобными особенностями развития в младшем школьном возрасте для того, чтобы ученики лучше усвоили тему урока. Подростки уже отличаются своим восприятием от младших школьников развитием, которое идет «по линии нарастания содержания и объема», восприятие становится «плановым, последовательным, всесторонним», и что не маловажно, «подросток способен к более сложному анализу и синтезу воспринимаемых предметов и явлений». Старшеклассники, или ученики, которые, так сказать, вступили в первую фазу взросления, уже менее ориентируются на впечатления от воспринимаемых наглядных образов, но более у них развивается логическое восприятие, пространственное восприятие и восприятие личностных аспектов взросления. Поэтому, учитывая особенности восприятия подростков и старшеклассников, учителя могут соответственно направлять учебный процесс, так чтобы ученики глубже и яснее воспринимали учебный материал и, конечно же, усваивали его.

«Представление — процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств». В процессе обучения у школьников «сохранившиеся следы возбуждений, которые имели место при активности ощущений и восприятий, создают необходимые условия для построения нужного представления».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой