Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современный образовательный процесс

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Воспитание — это целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом. Исторически к этой категории существовали различные подходы. В классической педагогике оно определялось в широком и в узком смысле слова. В первом случае воспитание предполагало влияние на человека общества в целом, т. е. отождествлялось с социализацией. В узком смысле под этим… Читать ещё >

Современный образовательный процесс (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогика, как наука, имеет социально-исторический характер, что выражается в обновлении состава категорий, появлении новых проблем, новых подходов к решению старых по мере развития социальных явлений, открытий в педагогической теории и практике. В настоящем учебнике рассматриваются как известные педагогике и ставшие классическими категории, взгляды, трактовки, определения, так и новые, пока еще не получившие широкого распространения.

Основная особенность рассматриваемого материала заключается в опоре на концепцию индивидуальности человека, основная идея которой заключается в целенаправленном развитии психических сфер. Это обусловлено усилением внимания к развивающей стороне процесса обучения как к приоритетному направлению и в педагогической теории, и в практике.

Основные категории педагогики

Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные для данной науки понятия. К числу основных категорий педагогики относятся индивидуальность, личность, образование, воспитание, развитие, обучение, самовоспитание, социализация, формирование, педагогическая деятельность, учебная деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс, педагогический процесс. Рассмотрим эти понятия.

Как известно, в человеке выделяют три грани: наряду с биологическим основанием (индивид) и социальным (личность), выделяют третью грань — «человеческое в человеке» (индивидуальность) — и различают три понятия: индивид, личность и индивидуальность. То есть в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), и чисто человеческие качества (индивидуальность).

Индивид обозначает принадлежность к представителям вида Homo sapiens, это продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт. Индивид обозначает принадлежность человека к животному миру.

Личность отражает общественное начало в человеке, его принадлежность к социальному миру. Это система отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т. д., которые, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Основная функция личности — это развитие своих способностей.

Индивидуальность — это то, что отличает, человека от животного и социального мира, дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В ней скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, долевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной. Личностные и индивидуальные качества дополняют друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусмотреть и воспитание личности, и развитие индивидуальности.

Социализация — это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. По Ж. Пиаже, социализация — это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.

Социализация — это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.

Развитие — это изменение, представляющее собой переход качества от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным. Источником и внутренним содержанием его является наличие противоречий между старым и новым. Физическое и психическое развитие человека отвечает общим закономерностям. Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким ступеням. Задача педагога — способствовать развитию у ребенка организма (физическое развитие), индивидуальности (психическое развитие) и личности (воспитание личности).

Таким образом, когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике под развитием понимается развитие индивидуальности и развитие организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием.

Воспитание — это целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом. Исторически к этой категории существовали различные подходы. В классической педагогике оно определялось в широком и в узком смысле слова. В первом случае воспитание предполагало влияние на человека общества в целом, т. е. отождествлялось с социализацией. В узком смысле под этим понимали целенаправленную деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности).

Воспитание не может быть эффективным, если оно не опирается на самовоспитание / саморазвитие / самообучение.

Самовоспитание связано с развитием и совершенствованием человеком себя в соответствии с требованиями общества и интересами личности. Таким образом, самовоспитание — это деятельность человека с целью изменения своей личности, своей образованности, своей культуры, своего общего развития.

Воспитание предполагает собой целенаправленное управление процессом развития человека через его включение в различные виды социальных отношений в учебной деятельности, общении, игре, профессиональной деятельности. Целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию и исходит из качеств общественной морали, которые присваиваются индивидом в процессе воспитания.

Обучение — эта категория определяется как бы с двух позиций: результата и процесса. В первом случае обучение определяют как процесс, направленный на формирование знаний, умений, навыков, социального опыта, личностных качеств. Во втором — как целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование индивидуальных и личностных свойств.

В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека. Что касается обучения, то его цель — изменить индивида. Развитие, обучение, воспитание — взаимосвязанные процессы, существенное влияние на которые может оказать педагогическая деятельность.

В педагогике широко используется также термин «формирование» (формирование интеллектуальной, мотивационной и других сфер, формирование коллектива, формирование личностных качеств, формирование характера и пр.). Формирование означает придание определенной формы. Это — непедагогическое (межнаучное) понятие. Сказанное ранее позволяет следующим образом соотнести упомянутые категории. Развитие, согласно словарю по психологии, определяется как «процесс формирования… в результате его социализации и воспитания»[1]. Это означает, что обучение, как и воспитание, и формирование, являются факторами развития, а в итоге — социализации человека. Поэтому социализация — самое широкое понятие, включающее влияние стихийных обстоятельств жизни и процесс целенаправленного педагогического формирования индивида (обучение, воспитание, развитие).

Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической категории рассматривают образование. В это понятие включают весь процесс становления человека как социального существа (обучение/самообучение, воспитание/самовоспитание, развитие/саморазвитие). Оно предполагает формирование социальности человека, которая включает культуру, воспитанность и образованность человека. Следовательно, процесс образования человека может рассматриваться как его социализация. В целом, по мнению многих ученых, этот процесс называют образованием, т. е. созданием определенного образа человека. Образованный человек — это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.

  • [1] Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского. М., 1990. С. 331.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой