Принципы, которые положены в основу работы
Принцип краеведения;
принцип «позитивного центризма» ;
принцип природосообразности;
принцип научности и доступности понятий;
принцип «спирали» ;
принцип междисциплинарности и интеграции содержания.
Принцип краеведения (изучение природы родного края) позволяет:
формировать понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность, что в значительной степени стимулирует его саморазвитие.
Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его познания. В педагогике этот принцип называется педоцентризмом или (по Н.Ф. Виноградовой) позитивным центризмом, когда в содержание программы отбираются наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания.
Причем педагогический процесс будет эффективен и успешен только при строгом соответствии экологического образования законам развития детского организма, т. е. при соблюдении принципа природосообразности.
При отборе содержания учитываются научность и доступность понятий. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественнонаучные знания оформляются по схеме: «представления — понятия — знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержания.
Кроме того, необходимо, чтобы реализовывался принцип «спирали» , когда дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя естественнонаучные представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования.
Принцип междисциплинарности и интеграции позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое и увидеть место каждой предметной области в данной системе.
Усложнение материала идет от возраста к возрасту по принципу «от простого к сложному». По мере совершенствования знаний и ручных навыков детей усложняется и содержание деятельности по уходу за растениями и животными.
Таким образом, экологическое развитие строится по схеме:
природа — человеку.
(материальная, эстетическая и оздоровительная значимость природы);
человек — природе.
(положительная и отрицательная деятельность человека в природе);
правила охраны природы; личное участие каждого в природоохранных мероприятиях.