Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия организации проектной деятельности будущего специалиста как средство формирования социальной компетентности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Коблянская, В. Н. Куницына, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др.). В некоторых исследованиях освещены вопросы структуры, методики диагностики социальной компетентности, пути и средства ее формирования у дошкольников (Н. И. Белоцерковец, О. В. Казанцева), у младших школьников и подростков (Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова, Ю. А. Тюменева), у юношей (М. В. Ерохова, Г. И. Марасанов, Н. А. Рототаева… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования социальной компетентности у будущего специалиста в ходе его проектной деятельности
    • 1. 1. Формирование социальной компетентности у будущего специалиста как объект исследования
    • 1. 2. Психолого-педагогические условия организации проектной деятельности как средство формирования социальной компетентности
    • 1. 3. Технология организации проектной деятельности будущего специалиста как средство формирования социальной компетентности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная проверка педагогических условий организации проектной деятельности будущего специалиста как средство формирования социальной компетентности
    • 2. 1. Диагностика сформированности социальной компетентности у будущего специалиста
    • 2. 2. Социально — педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности у будущего специалиста в различных образовательных средах: открытых, социальных и воспитательных
    • 2. 3. Анализ результатов исследования по организации проектной деятельности будущего специалиста как средства формирования социальной компетентности
  • Вывод по второй главе

Педагогические условия организации проектной деятельности будущего специалиста как средство формирования социальной компетентности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В современных условиях особенно актуальной для всего мирового сообщества стала необходимость решения проблем, модернизации содержания образования.

В условиях меняющегося общества возрастает необходимость готовить подрастающее поколение к этим новым условиям жизни, необходимость формировать личность, способную адаптироваться к социально-экономическим переменам, устойчивую к воздействию негативных факторов внешней среды. Достижение успеха в жизни связано с социальной компетентностью выпускников общеобразовательных учреждений, с их умением взаимодействовать с окружающими людьми, гармонизировать свои отношения с обществом и принимать адекватные в сложившейся ситуации решения.

Выбор темы диссертационного исследования связан с тем, что значительная часть будущих специалистов, как показывают исследования, наделена низкой социальной компетентностью, они не готовы к исполнению необходимых социальных ролей, не способны сделать самостоятельно правильный выбор, часто не берут на себя ответственности за свое поведение. Поэтому исследование вопроса, связанного с педагогическими основами организации проектной деятельности будущего специалиста как средства формирования его социальной компетентности в условиях вуза, представляется особенно актуальным.

Наиболее проблемным этапом жизненного пути будущего специалиста признается молодёжный возраст. Это связано с быстрыми темпами психофизиологического и личностного развития подростков. Особенностью этого возраста является личностная нестабильность.

Образование выполняет три основные функции: а) социальную, которая обеспечивает включение человека в социум, б) культурную, которая отвечает за передачу человеку определенных культурных норм, за выработку мировоззрения, и в) профессиональную, которая готовит человека к определенной профессиональной деятельности.

Термины «социальная компетентность», «социальная компетенция», «конкурентоспособность специалиста на рынке труда» все чаще используются не только в научных публикациях, но и на практике. С 80-х годов наметился рост научных исследований по данной проблематике.

Растущая потребность в определенных социальных качествах работников уже давно наблюдается в мировой экономике. Это происходит в связи с расширением сфер обслуживания и информационного обеспечения, с развитием сетевых организационных структур, с более широким применением новых систем управления предприятиями на основе комбинации в них факторов внутреннего рынка (конкуренции) и социальной сети (кооперации) а также в связи с распространением новых форм организации труда (рабочих и проектных групп). В объявлениях о найме на работу часто выдвигаются такие особые требования к личностным качествам кандидатур, как способность к работе в команде или эмоциональная интеллигентность. В области управления и коперации сегодня уже нельзя обойтись без особых стандартов поведения (например, вдохновения, мотивации, стремления к сотрудничеству), что тоже требует высокой социальной компетентности.

Социальная компетентность играет главную роль везде, где люди встречаются, взаимодействуют, сотрудничают друг с другом (например, в семье, школе, в институте, на предприятии, в обществе в целом). В частности, в сфере труда она решающим образом обусловливает успех руководящих работников. Нередко недостаток социальной компетентности приводит к неудачам в управлении персоналом. В организациях, нацеленных на широкое разделение труда и долгосрочную кооперацию, способность и готовность к экономическому и социальному сотрудничеству представляют собой принципиально важную предпосылку рациональной реализации стратегии.

Степень научной разработанности проблемы.

В современной социально-педагогической науке рассматриваются различные аспекты формирования социальной компетентности (Е. В.

Коблянская, В. Н. Куницына, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др.). В некоторых исследованиях освещены вопросы структуры, методики диагностики социальной компетентности, пути и средства ее формирования у дошкольников (Н. И. Белоцерковец, О. В. Казанцева), у младших школьников и подростков (Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова, Ю. А. Тюменева), у юношей (М. В. Ерохова, Г. И. Марасанов, Н. А. Рототаева), у учащихся (С. С. Бахтеева, Е. О. Казаков, О. В. Колобова, Н. А. Лупанева и др.), а также в учреждениях большого города, в сельской местности (В. М. Басова, В. В. Цветков), у воспитанников детского дома (Т. И. Шульга), у детей-сирот (О. В. Казанцева), в специальных школах (Л. М. Иванов, Е. В. Конева, Н. В. Москаленко, А. М. Щербакова).

Анализ научной литературы и опыта практической деятельности показал, что рассмотрение проблемы социальной компетентности зачастую носит констатирующий характер. В работах преимущественно формулируются общие требования к социальной компетентности личности, подчеркивается её важность и значимость в условиях современного общества, рассматривается проявление социальной компетентности в определенных сферах социального взаимодействия, например, в межличностных отношениях. Социальная компетентность признается интегративной характеристикой современного человека (Л. А. Баранова, Н. В. Калинина, В. Н. Куницына М. И. Лукьянова, М. С. Пономарев, Т. И. Самсонова, В. Слот, X. Спаниярд и др.). Само качество социальной компетентности характеризует человека, успешно прошедшего социализацию, адаптированного и способного к самореализации в современных условиях. В то же время существует разнобой мнений относительно видов и форм социальной компетентности, ее структуры, форм её проявления применительно к различным возрастным этапам.

Таким образом, достаточно очевидным является то, что проблема организации проектной деятельности будущего специалиста как средства формирования его социальной компетентности требует специального научного исследования.

Этот вывод обусловлен необходимостью разрешить следующие противоречия:

— между устойчивым интересом педагогической науки к проблеме организации проектной деятельности будущего специалиста и сохраняющимися разночтениями в понимании сущности исследовательских умений и навыков;

— между потребностью вузов в теоретически обоснованных подходах к формированию исследовательских умений и навыков будущего специалиста в процессе подготовки их к проектной деятельности и недостаточной изученностью особенностей самого этого процесса;

— между имеющимся опытом развития проектной деятельности будущего специалиста, практикой выполнения ими учебных исследований и неразработанностью модели формирования социальной компетентности;

— между сложившимся технологическим потенциалом обучения в вузе и потребностью в систематизации приемов работы с будущим специалистом в целях организации проектной деятельности будущего специалиста как средства формирования социальной компетентности.

Анализируя возможности организации проектной деятельности будущего специалиста как средства формирования его социальной компетентности, мы учитываем тот факт, что психологические и возрастные особенности будущего специалиста в условиях Республики Таджикистан весьма благоприятны для осознания им значимости его проектной деятельности.

Но, несмотря на имеющиеся научное исследования, проблема формирования социальной компетентности будущего специалиста пока ещё далека от разрешения, так как используемые в вузовской практике педагогические условия ещё не дают достаточно эффективных результатов. До сих пор ещё не снято противоречие между необходимостью организации проектной деятельности будущего специалиста как средства формирования его социальной компетентности в условиях вуза и недостаточной разработанностью этого вопроса в педагогической науке.

Необходимость обоснования и разработки основных направлений формирования социальной компетентности будущего специалиста в общественных организациях и решение названных выше противоречий обусловило выбор темы нашего исследования — «Педагогические условия организации проектной деятельности будущего специалиста как средство формирования социальной компетентности».

Цель исследования — раскрыть теоретические основы и определить условия, необходимые для надлежащей организации проектной деятельности будущего специалиста как средства формирования социальной компетентности.

Объект исследования — социальная компетентность будущего специалиста в его проектной деятельности.

Предмет исследования — педагогические основы и условия формирования социальной компетентности будущего специалиста в его проектной деятельности.

Гипотеза исследования. Эффективность проектной деятельности будущего специалиста как средства формирования социальной компетентности повышается, если:

• формирование социальной и профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется на основе выделения инвариантного содержания общей компетентности личности;

• обеспечивается поэтапность управляемой и самоуправляемой проектной деятельности будущего специалиста, стимулирующая его социальное саморазвитие, уточнены исследовательские умения и навыки будущего специалиста;

• четко определены особенности самого процесса подготовки будущего специалиста к проектной деятельности как средства формирования его социальной компетентности;

• разработана модель формирования проектной деятельности будущего специалиста;

• полученная модель реализуется посредством инновационных технологий обучения и воспитания;

• процесс подготовки будущего специалиста направлен на его социальное закаливание, предполагающее формирование готовности к самостоятельной организации своей проектной деятельности в будущем.

В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования.

1. Уточнить содержание и определить структуру социальной компетентности будущего специалиста в условиях Республики Таджикистан.

2. Определить особенности организации проектной деятельности будущего специалиста как средства формирования его социальной компетентности.

3. Разработать модель проектной деятельности будущего специалиста как средства формирования его социальной компетентности.

4. Реализовать полученную модель с использованием инновационных технологий обучения и воспитания будущего специалиста.

5. Раскрыть проблемы социализации личности.

6. Обозначить социальные компетенции будущего специалиста в вузе.

7. Выявить условия, необходимые для формирования социальной компетентности будущего специалиста в ходе проектной деятельности.

8. Определить критерии и показатели социальной компетентности, а также определить средства и методы, педагогические условия, способствующие формированию социальной компетентности будущего специалиста в организации его проектной деятельности.

9. Разработать учебно-методическую документацию для обеспечения формирования социальной компетентности будущего специалиста в рамках организации его проектной деятельности.

Методологическую основу исследования составляют современные ведущие идеи развития личности, идеи творческой и интерактивной деятельности субъекта обучения в структуре различных видов учебного процесса. В качестве информационно-исследовательской базы использованы научные труды таджикских и зарубежных ученых по философии, педагогике, психологии, менеджменту, диссертации, монографические исследования и публикации в периодической печати.

Теоретическую основу исследования составляют теория содержания профессионального образования (В.В. Краевский, М. Н. Скаткин, И.Я. Лер-нер, В. А. Сластенин, Н.В. Кузьмина), теория взаимосвязи общего и профессионального образования (А.П. Беляева, A.A. Кирсанов, М. И. Махмутов, Ю.С. Тюнников), основы теории проектирования и функционирования системы подготовки специалистов высшего образования (В.А. Сластенин, А. И. Щербаков, Н. В. Кузьмина, O.A. Абдуллина, Н.Е. Щуркова), научные исследования, посвященные сущности и специфике проблем адаптации (H.H. Мельникова, А. Г. Спиркин, E.H. Некрасова, М. С. Каган, JI.A. Петрушенко, М. В. Ромм, П. С. Кузнецов, A.A. Реан, Я. Л. Коломинский, Д. А. Бирюков, В. П. Казначеев, H.H. Василевский и др.), системно-синергетический и информационный подход к вопросам адаптации студентов (Л. фон Барталанфи, Л. А. Петрушенко, И. Пригожин, И. Стенгерс, Р. Абдеев, М. В. Ромм и др.), системный подход к процессу адаптации (A.C. Границкий, Л. И. Долинер, Е.А. Ям-бург, Т. Н. Шамова, Т. М. Давыденко, H.A. Рогачев, Н. П. Капустин и др.), теоретические основы адаптации к обучению (Ж. Пиаже, Л. Ф. Бурлачук, К.А. Абульханова-Славская, А. Бандура, Л. Л. Шпак, С. М. Мадорская, М. С. Дмитриева и др.), концепция непрерывного образования (А.Н. Тихонов, А. Г. Кинелев, К.П. Годин), а также такие директивные документы, как Государственный стандарт образования Республики Таджикистан (1996), Концепция национальной школы (2002), закон Республики Таджикистан «Об образовании» (2004), Национальная концепция воспитания РТ (2007).

Методы исследования. Диссертация строится на научном анализе психолого-педагогической, дидактической и методической литературы, включающем обобщения и систематизацию научного материала по теме исследования. Изучен и обобщён опыт обучения естественно-научным дисциплинам. Изучена и использована необходимая документация.

Широко используется метод моделирования: смоделирована организация проектной деятельности будущего специалиста как средства выработки его социальной компетенции.

В основе всего диссертационного исследования лежит системный подход к исследуемому объекту.

Диссертационное исследование проведено на всех необходимых уровнях (наблюдение, систематизация, моделирование).

Основные экспериментальные методы — это педагогический эксперимент и анкетирование.

При обработке собранных данных используются статистический и графико-схематический методы.

Базой исследования послужили Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова и Худжандский филиал Технологического университета Таджикистана.

Источниковедческой базой исследования стали нормативно-правовые акты в сфере народного образования Республики Таджикистан, труды специалистов и ученых по разработке и применению инновационной технологии обучения, материалы международных конференций и форумов, посвященных проблемам организации проектной деятельности будущего специалиста как средства формирования социальной компетентности.

Организация и основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов.

Первый этап (2006;2007 г.): постановка цели и задач исследованиявыстраивание рабочей гипотезысбор эмпирических данныханализ нормативных документов и изучение состояния проблемы в отечественной литературетеоретическое моделирование и разработка эмпирического алгоритма формирования исследовательских умений и навыков будущего специалиста в ходе организации его проектной деятельностиопределение основных направлений исследования и его научного объемаоценка потенциального состава участников экспериментауточнение понятийного аппарата исследования.

Второй этап (2008;2009г.): организация констатирующего эксперимента, в ходе которого была проведена оценка фактического состояния условий формирования исследовательских умений и навыков будущего специалиста в его проектной деятельности как средства формирования его социальной компетентностибыл проведен проблемно-ориентированный анализ собранных данных и утверждена процедура формирующего эксперимента.

Третий этап (2010;2011 г.): проведён формирующий эксперимент, в ходе которого была реализована разработанная нами модель формирования проектной деятельности будущего специалиста как средства формирования его социальной компетентности и по окончании которого был проведен анализ его результатов и сделаны итоговые выводы.

Научная новизна работы заключается в следующем.

1. Работа посвящена исследованию организации проектной деятельности будущих специалистов как средства формирования его социальной компетентности, что стало актуальным в связи с растущей потребностью в новых социальных качествах работников.

2. Определена роль проектной деятельности будущих специалистов и показано, что организация их проектной деятельности способствует активизации их учебно-познавательной деятельности, развитию культуры будущих специалистов, росту их социальной компетентности.

3. Описаны методические условия организации, содержание и структура проектной деятельности будущих педагогов, выявлены возможные темпы.

4. Обоснована роль и раскрыта специфика учебных проектов, способствующих развитию социальной компетенции в проектной деятельности будущих специалистов.

Теоретическая значимость.

1. Расширены научные представления о проектной деятельности будущего специалиста как средства формирования его социальной компетентности.

2. Предложен вариант структурирования проектной деятельности будущего специалиста как средства формирования его социальной компетентности.

3. В контексте организации проектной деятельности будущего специалиста как средства формирования его социальной компетентности интерпретированы и использованы идеи межпредметного подхода к обучению.

4. Разработка модели выполнена на основе процессного и средового подходов.

Практическая значимость.

1. Разработана модель проектной деятельности будущего специалиста как средства формирования его социальной компетентности и успешно реализована с использованием форм и методов обучения, адекватных ходу подготовки обучающихся к проектной деятельности, а именно: метода эмоционально-ценностного стимулирования, метода проектов, метода КТД, метода логического моделирования и др.

2. Апробированы и внедрены в практику дополнительные организационно-управленческие приемы в организации проектной деятельности будущего специалиста.

3. Разработаны и апробированы дополнительные рекомендации по улучшению проектной деятельности будущего специалиста.

4. Внедрены в практику методы выработки самоанализа сформированное&tradeисследовательских умений и навыков у будущего специалиста.

Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, соблюдением требований к проведению педагогического эксперимента, целенаправленным комплексным изучением эмпирических данных, сочетанием и взаимопроверкой теоретических и эмпирических методов исследования, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту.

1. В современной системе общего образования сформированность у будущего специалиста проектной деятельности как средства формирования его социальной компетентности рассматривается как элемент реализации компетентностного подхода к обучению. Наряду с другими результатами обучения, обучение проектной деятельности имеет деятельностное начало и структурируется в соответствии с компонентами исследовательской деятельности. Учитывая преобразующий характер исследовательской деятельности, доминанту в ней научного знания и значимость исследовательской позиции, целесообразно рассматривать ориентационно-проектировочные, информационно-поисковые и рефлексивно-оценочные компоненты проектной деятельности будущего специалиста как средство формирования его социальной компетентности.

2. Существенным ресурсом формирования социальной компетентности будущего специалиста в настоящее время является именно проектная деятельность, поскольку в процессе подготовки к ней создаются необходимые условия для развития межпредметного мышления обучающихся, происходит становление устойчивых рефлексивных механизмов их исследовательской деятельности и усиливается качество информационного обеспечения познавательной активности. Серьезным основанием рассматривать процесс подготовки к проектной деятельности в указанном ключе является определённая нейтрализация ориентации обучения на конкретный предмет и повышение внимания к его эмоционально-мотивационным факторам.

3. Модель формирования социальной компетентности у будущего специалиста в ходе его проектной деятельности разрабатывалась с учетом психовозрастной специфики ранней юности. На начальном этапе вузовского обучения сформированность способности к проектной деятельности у обучающихся выступает условием их социальной адаптации, а проектная деятельность помогает им выйти на обоснованный выбор будущего профессионального развития. Это обусловливает содержание основных блоков модели и помогает уточнить ее социокультурные предпосылки и позиции субъектов педагогического взаимодействия.

4. Реализация модели предъявляет особые требования к уровню профессионализма педагогов-предметников, осуществляющих подготовку будущего специалиста к проектной деятельности. Важную роль в реализации модели обретает использование имеющихся образовательных ресурсов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования. Педагогическая система и методика формирования социальной компетентности будущего построены на достоверных, проверяемых данных, обоснованы методологически и фактологически, аргументированы с позиций результатов научного поиска и анализа многолетнего опыта работы соискателя преподавателем вуза, апробированы в условиях вузах. Ведущая идея, вытекающая из анализа практики и обобщения передового педагогического опыта, подтверждена успешным применением комплексной методики.

Апробация и внедрение полученных результатов. Основные положения, выводы и результаты исследования докладывались на республиканских научно-практических конференциях в Худжанде (2010, 2011) обсуждались на заседаниях кафедры общей педагогики и ХГУ имени ак. Б. Гафурова (2009;2011) и были одобрены.

По теме исследования опубликовано 14 работ, объёмом в 7,38п.л.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Развитие проектной деятельности будущего специалиста как средство формирования социальной компетентности — поэтапный процесс. Он включает в себя организацию коммуникации, развитие коммуникативных способностей и формирование коммуникативных умений. Предполагаемый результат — сформированность коммуникативной компетентности определенного уровня.

На коммуникативно-диагностическом этапе предполагается: диагностика реального уровня развития необходимых умений, достижения внутренней мотивации для понимания трудностей и противоречий при реализации коммуникативных функций, планирование будущего уровня развития необходимых умений в общении.

Проектной деятельности будущих специалистов этап предполагает контролируемые изменения коммуникативных способностей студентов. Формирование коммуникативных умений может осуществляться будущим специалистом, как в группе, так и индивидуально. В группе можно выделить три круга проблем:

— теоретические проблемы общения в педагогическом процессе (структура общения, барьеры общения (личностные, социально-психологические, социальные), закономерности внутригруппового взаимодействия);

— конкретные способы поведения в трудных ситуациях взаимодействия (конфликтные ситуации, преодоление критики, выступления на публике, контакты с незнакомыми людьми, необходимость иметь дело с враждебными людьми, контакты с людьми, наделенными властью, и т. д.);

— самопознание своей личности в процессе общения (как меня воспринимают другие, как я воздействую на других в общении, в чем трудности моего общения и т. д.).

Будущим специалистам было предложено высказаться по социально-психологической среде в ХГУ, отражающей следующие стороны:

— комфортность коммуникационной среды (общение с одногруп-пниками, преподавателями, администрацией);

— гарантия справедливого и уважительного отношения со стороны преподавателей.

В этой главе:

1. Определена роль проектной деятельности будущих специалистов в процессе обучения. Показано, что организация проектной деятельности способствует активизации учебно-познавательной деятельности, развитию культуры будущих специалистов, росту их социальной компетентности. На последнем этапе обучения в основной школе проектная деятельность является условием реализации познавательных возможностей будущих специалистов в данной возрастной категории и средством диагностики их готовности к переходу в работу.

2. Описаны методические условия организации, компоненты, содержание, структура проектной деятельности будущих педагогов в учебном процессе. Выявлены возможности темпы.

3. Обоснована роль и специфика учебных проектов, способствующих раз витию проектной деятельности будущих специалистов в учебном процессе.

Содержание нашего эксперимента определяется следующими исследовательскими задачами:

— изучить отношение будущего специалиста к проектной деятельности как средство формирования социальной компетентности.

— проследить соответствие реализации проектной деятельности будущего специалиста как средство формирования социальной компетентности.

— определить особенности деятельности будущего специалиста как средство формирования социальной компетентности.

— установить последовательность этапов работы будущих специалистов над проектной деятельностью.

— выявить условия эффективности использования метода проектов в качестве способа развития социальной компетентности будущих специалистов.

Развитие образования в направлении повышения качества образовательного процесса накладывает свои требования на все его многочисленные компоненты: средства и методы обучения и воспитания, цели и содержание образования и др. Именно поэтому становится актуальным вопрос условий эффективного использования тех или иных методов или средств образования, так как знание и создание таких условий позволяет качественно изменить процесс обучения, реализовать потенциал педагогических технологий в полной мере.

Изучение условий эффективности организации проектной деятельности будущего специалиста как средство формирования социальной компетентности остается до некоторой степени открытым вопросом, прежде всего, по причине недостаточно широкого масштаба внедрения метода в педагогическую практику. Однако, исследователи метода проектов, изучая его как целостную систему, а также педагоги, использующие его в своей практике, так или иначе обращаются к вопросу факторов и условий эффективного применения метода.

Развитие коммуникативных умений приводит к развитию коммуникативной компетентности, под которой понимается совокупность знаний, умений и навыков, включающих:

— функции общения и особенности коммуникативного процесса;

— виды общения и его основные характеристики;

— средства общения: вербальные и невербальные;

— репрезентативные системы и ключи доступа к ним;

— виды слушания и техники его использования;

— «обратную связь» — вопросы и ответы;

— формы и методы делового взаимодействия, технологии и приемы влияния на людей.

Коммуникативная компетентность будущего специалиста в различных образовательных средах, достигнутая в процессе формирования коммуникативных навыков, предполагает решение задач на различных уровнях педагогического общения (микроуровне — простейший акт общения «субъект — субъект" — мезоуровне — общение, ограниченное рамками определенной темы или группымакроуровне — общение с другими субъектами в системе сложившихся в социуме норм, традиций и устоев).

Таким образом, одной из наиболее актуальных проблем современного общества, и в частности сферы образования и воспитания, является проблема профессиональной компетентности будущего специалиста в различных образовательных средах, в том числе коммуникативной, которая находит свое выражение в умениях передать информацию разными речевыми средствамипонять состояние собеседникав искусстве воздействия на партнера по общениюв искусстве управлять собственным психическим состоянием.

Практические рекомендации:

1. Переход к информационному обществу в условиях интеграции наук и диалога культур ставит перед педагогическим вузом задачи подготовки творческого, активного, свободного человека, ориентированного в своей жизни не только на высокие собственные достижения, но и на общий успех окружающих его людей, организаций и сообществ. Необходимым условием продуктивной профессиональной деятельности будущего специалиста является овладение профессиональной компетентностью, важнейшей составляющей которой выступает коммуникативная культура.

2. Процесс формирования коммуникативной культуры будущих специалистов рассматривается в исследовании как составная часть их профессиональной подготовки и обеспечивается созданием гуманитарной образовательной среды, способствующей гуманитаризации образовательного процесса, которая характеризуется следующими особенностями:

— преподаванием широкого спектра образовательных курсов по общественным и гуманитарным наукам, включением естественнонаучных и технических знаний в единый универсальный цикл наук о человеке, обществе и природе;

— культурологическим подходом к конструированию содержания образования;

— обеспечением субъектности образовательного процесса;

— деловым и межличностным общением, способствующим творческому соразвитию участников образовательного процесса;

— развитием демократических методов образования педагогов, утверждением принципов педагогики сотрудничества, расширением самоуправленческих начал в деятельности вузовских структур.

3. Формирование коммуникативной культуры будущих специалистов в гуманитарной образовательной среде осуществляется на личностно-деятельностной основе в процессе их вовлечения в социально ориентированную деятельность, основной формой организации которой является студенческий клуб, способствующий реализации профессионального и творческого потенциала будущих специалистов, поддержке их инициативы и развертыванию реальных социальных проектов, позволяющих педагогам совершенствовать навыки работы в «команде» и будущей практической деятельности.

4. Сформированность коммуникативной культуры у будущих специалистов определяется их профессиональной готовностью к осуществлению коммуникативной деятельности, представленной тремя структурными компонентами: когнитивно-мотивационным, деятельностным и риторическим.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений / O.A. Абдуллина. — М.: Просвещение, 1990. — 40−141с.
  2. Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. завед. Л. И. Аксёнова. М.: Академия. 2001. — 191 с.
  3. , Е.В. Проектирование и реализация воспитательной системы детского оздоровительного лагеря: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Алехина. Елец, 2004. — 140с.
  4. , А.Ф. Институт развития образования и воспитания подрастающего поколения: опыт комплексного решения образовательных проблем / А. Ф. Аменд, Е. В. Яковлев // Образование и наука. — 2002. —№ 1(13)с. 175−183с.
  5. , A.M. Комплексный психолого-педагогический эксперимент: метод, пособие / A.M. Аронов, В. Г. Васильев. — Красноярск, 1998.-260с.
  6. , A.A. Социально-педагогическое сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе социализации: дис.. канд. пед. наук / A.A. Архипова. СПб., 2005. — 178с.
  7. , H.A. Диагностика педагогических способностей. М: Воронеж, 1997.
  8. , Н.В. Проблемы социализации личности. М.: Наука, 1970.-287с.
  9. , Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя/ Н. П. Аникеева. -Новосибирск, 1994. 175с.
  10. , Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования / Т. В. Анохина // Новые ценности образования: Забота поддержка — консультирование. — М.: Инноватор, 1999. — 57−70с.
  11. , В.Н. Педагогические условия деятельности детских оздоровительно-образовательных лагерей в современных условиях: дис. канд. пед. наук / В. Н. Антонов. Екатеринбург, 1997. — 178с.
  12. , JI.H. Региональное управление социально педагогической системой поддержки детей группы риска: дис.. д-ра пед. наук / JI.H. Антонова. М., 2005. — 453с.
  13. , З.А. Воспитание познавательных интересов старших подростков в загородном лагере: автореф. дис.. канд. пед. наук / З. А. Барышникова. М., 1999. — 19с.
  14. , В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. М. Басова. Кострома, 2005. 39с.
  15. , А. Основы превентивной психологии/ А. Беличева. -М., 1998. 199с.
  16. , A.C. Ситуация успеха. Как ее создавать / A.C. Белкин. — М., 2001.-76с.
  17. , И.Ф. Формирование социальных ориентации подростков в детском загородном лагере: дис.. канд. пед. наук / И. Ф. Бережная. -Воронеж, 1998. — 188 с.
  18. , В. М. Коллективная рефлексология.— Пг., 1923.
  19. , П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: Т.1., 1979.
  20. , Е.В. Добровольческое движение как фактор личностного развития / Е. В. Богданова // Мотивационное пространство воспитательной работы педагогического вуза: сб. науч. ст. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2001. 42−47с.
  21. , Е.Д. Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков / Е. Д. Божович, Е. Г. Шеин // Психологическая наука и образование. — 1999. — № 2. 64−76с.
  22. , Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе/ Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — 47−56с.
  23. , А. Основы лагерного менеджмента: учеб. пособие для руководителей детских оздоровительных учреждений / А. Болл, Б. Болл- пер. с англ. СПб., 2004. — 221с.
  24. , Т.В. Гражданское образование в контексте модернизации образования / Т. В. Болотина // Академический вестник. — 2001. № 6. — 62−64с.
  25. Большой толковый социологический словарь. М., 1999 (составители: Д. Джери, Дж. Джери).
  26. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.
  27. , В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно ориентированный подход. М.: Академия, 2009. — 354 с.
  28. , Н.И. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие/ Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонов. М.: Академия, 2001. — 208 с.
  29. , Е.С. Семья без родителей: социально-педагогическая система Германа Гмайнера / Е. С. Брускова. — М.: Центр развития соц.-пед. инициатив: SOS-Киндердорф Интернационал, 1993. -237 с.
  30. , Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. СПб.: Питер 2001.
  31. , И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. № 2. С. 108 115.
  32. , М.И. Ребенок из неблагополучной семьи / М. И. Буянов. М.: Просвещение, 1994. 208 с.
  33. , E.H. Подготовка студентов педагогического колледжа к работе с учащимися девиантного поведения: автореф. дис.. канд. пед. наук: / E.H. Быкова. Новосибирск, 2005. — 21с.
  34. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 440 с.
  35. Введение в практическую социальную психологию/ под ред. Ю. М. Жукова, JI. А. Петровской, О. В. Соловьевой 3 -е. издание, М.: Смысл — 377с.
  36. , Н.В., Прямикова Е. В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург, 2005. 198 с.
  37. , В. И. Биосфера и ноосфера / Отв. ред. Б. С. Соколов.— М.: Наука, 1989.
  38. , М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории): Монография. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.- 136с.
  39. , Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания. М.: Эксмо, 2008. — 112 с.
  40. , Л.С. История развития высших психических функций/ Собрание сочинений, т. 3. — М., 1983.
  41. , П.Я. К учению об интериоризации //Вопросы психологии, 1966, № 6.
  42. , О.С. Каникулы: игра, воспитание / О. С. Газман. — М., 1971.-124 с.
  43. , О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы / О. С. Газман. — М., 2002. — 155 с.
  44. , О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О. С. Газман // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. — М., 1998. Вып. 3. — 59−70.
  45. , Ф.Н. Психологический анализ педагогических способностей. М.: Педагогика, 1962.
  46. , Н.В., Кочкина, Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. № 4. С. 21−27.
  47. , М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 3. С. 49−55.
  48. , В.В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения. // Директор школы, № 6, 1995
  49. , В.В. Образовательная технология: от приёма до философии. -М., 1996
  50. , В.В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
  51. , В.В. Проблемы развивающего обучения. / В. В. Давыдов М., 2005. — 380 с.
  52. , В.С., Сычкина, Л.А. Педагогическая интерпретация как форма информационного взаимодействия в процессе обучения. // Наука и школа. 2000. № 2. С. 19−25.
  53. , Г. В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. № 4. С. 121−126.
  54. , И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели / И. Ф. Дементьева. М.: Генезис, 2004. — 232 с.
  55. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.
  56. Закон Республики Таджикистан «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Душанбе, 2003. — С. 80−104.
  57. Закон Республики Таджикистан «О государственном языке». -Душанбе, 1993.
  58. Закон Республики Таджикистан «О науке и государственной научно-технической политике». -Душанбе, 1998.
  59. Закон Республики Таджикистан «Об образовании «(Конуни Чумхурии Точикистон «Дар бораи маориф») рузномаи «Чумхурият» 27 май с. 2004.
  60. , Л.В. Избранные педагогические труды. / Л.В. Занков- М., 2004. -612с.
  61. , Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. С. Ляйппе. СПб.: Питер 2001. 448с.
  62. , И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа / Отв.ред. И. А. Зимняя. Вып. № 2. М., 1992.
  63. , А. Размышления о лагере нового типа / А. Иванов// Новые ценности образования: Философия и педагогика каникул. М.: Инноватор, 1998. — Вып. 8. — 85−93с.
  64. , Т.И. Педагогические аспекты социальной адаптации, детей и подростков в школе дис.. канд. пед. наук / Т. И. Иванушкина -М., 1999.-213с.
  65. , Е.И. Диалог на лестнице успеха (школа на по рогенового века) / Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына. — СПб.: Санкт-Петербург-ХХ1 век, 1997. 180с.
  66. , И.Р. Социально-педагогическая компетентность современного учителя / И. Р. Казакова // Социальная политика социального государства. Н. Новгород: НИСОЦ, 2002. — 474−477с.
  67. , И.В. Осмысленность жизни как результат процесса образования и показатель социальной компетентности / И. В. Калинин // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. М.: — Кострома, 2001. — 144−146с.
  68. , Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование 2001. № 4.
  69. , Н.В. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников / Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова. — Ульяновск, 2003. 207с.
  70. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. / З. И. Калмыкова М., 1999. — 416с.
  71. , Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: 2000. 176 с.
  72. , В.А. Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПБ.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 287с.
  73. Конституция Республики Таджикистан. Душанбе, 2003.- 86с.
  74. Концепция государственной научно-технической политики Республики Таджикистан. Душанбе, 1999. — 50с.
  75. Концепция развития профессионального образования /Постановление Правительства РТ от 1 ноября 2006 г. № 484.
  76. , В. И. Информация и феномен жизни.— Пущино, 1991.
  77. Краткий словарь по социологии. Под общей ред. Гришиани Д. М., Лагина И. И. М.: Эксмо, 2009. — 411с.
  78. , Н.К. О пионерских лагерях и прогулках. Пед. соч.: в Ют./ Н. К. Крупская. М., 1959. — Т. 5. — 252−253с.
  79. , Н. Культурная среда детского лагеря / Н. Крылова// Народное образование. 2004. — № 4−5. — 25−33с.
  80. , Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. -Хабаровск: ХГПУ, 2001. 333с.
  81. , Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: ХГПУ, 1997.-315с.
  82. , С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания. -Воронеж, 1997. -415с.
  83. Кун, С. Как уберечь детей от наркотиков и алкоголя / С. Кун, С. Шварцвельдер, У. Уилсон: пер. с англ. А. П. Пономаревой. — М.: Рипол Классик, 2004. 192с.
  84. , А.Ф. Научно-методологические подходы к решению проблемы социальной поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненнойситуации / А. Ф. Кусов // Семья в процессе развития: мат. II Всерос. науч. практ. конф. М., 2003. — 24−30с.
  85. , О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. — № 4.
  86. , Д. Детское общественное движение переходного периода. Тенденции, противоречия, перспективы/ Д. Лебедев // Воспитание школьников. 2001. — № 8,44−46с.
  87. , Н.М., Малхазова, Ф.М. Социально-психологическое исследование этнической толерантности в Карачаево-Черкесии // Идентичность и толерантность, М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002, 152−168с.
  88. , А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  89. , А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ технологии.- 2001.- N 5.- 146−149с.
  90. , А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.
  91. , С.А. Социально-психологический анализ и оценка трудных жизненных ситуаций / С. А. Липатов // Человек в трудной жизненной ситуации: мат. I и II науч. практ. конф. (24 декабря 2003 г. и 8 декабря 2004 г.). — М .: Изд-во РГСУ, 2004. — 15−17с.
  92. , М.И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков / М.И. Лукьянова// Психологическая наука и образование. 2001. № 4. 41—47с.
  93. , М.И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя / М. И. Лукьянова // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. М.: Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. — 240−242с.
  94. , М. Гуманистическая педагогика. Душанбе, 1994.
  95. , М. Независимость Таджикистана и нового образование. Душанбе, «Сахбо», 2006. 50с.
  96. , М. Современная дидактика. Душанбе: Ирфон, 1997. -150с.
  97. , М. Урок. Душанбе.: Маориф, 1979. — 131с.
  98. , A.C. Воспитание в советской школе. Собр. соч. в 5-ти т. -М.: АПНРСФСР, 1958. Т. 5. — 553с.
  99. , A.C. Марш тридцатого года / A.C. Макаренко- сост. иавт. коммент. В. Г. Бейлинсон. М., 1988. — 287с.
  100. , Г. Ю. Метод исследования информационного воздействия на психосоматические структуры человека // Информационные технологии и безопасность: Матер, науч.-практ. конф.— К.: Знание, 2001.
  101. , В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256с.
  102. , Г. И. Социальная компетентность: психологические условия развития в юношеском возрасте / Г. И. Марасанов, H.A. Ротатаева. — М., 2006.-172 с.
  103. , Л.В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. — М., 2004. 256 с.
  104. , Г. Одномерный человек /Г. Маркузе: пер. с англ., A.A. Юдина — М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 526с.
  105. , В.Ш. Личная композиция социальных отношений/ В. Ш. Масленникова // Современные концепции воспитания. — Ярославль, 2000. 84−90с.
  106. , Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа «Я» в ситуации социального перелома / Ю. Мель // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — 61−68с.
  107. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М.: МИПКРО, 2001. 144 с.
  108. Миклухо-Маклай, H.H. Собр. Соч. Т.2., М., 1955.
  109. , М. Я это Я, или Как стать счастливым.— М.: Прогресс, 1991.
  110. , Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. № 1.45−52с.
  111. , Н.С. Социальная педагогика: монограф. / Н. С. Морова. М.: Владос, 2004. 368с.
  112. , Н.С. Формирование социальной активности студентов в условиях воспитательной системы педагогического вуза / Н. С. Морова, СО. Грунина. Йошкар-Ола: МГПИ им. Н. К. Крупской, 2007. — 104с.
  113. , В.В. Социальная работа с несовершеннолетними/ В. В. Москвичев. Режим доступа: http://www.synergia.itn.ru/ kerigma/social/nan/stat/nanl.htm.
  114. , A.B. Общение в процессе воспитания / A.B. Мудрик. — М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320с.
  115. , A.B. Общение как фактор воспитания школьников/ A.B. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  116. , A.B. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов/ A.B. Мудрик- под ред. В. А. Сластенина. М.: ИЦ «Академия», 2002. 200с.
  117. Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2015 года //Постановление Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 28 июня 2007 г. № 704.
  118. Национальная концепция воспитания в Республики Таджикистан. Душанбе, 2006 42с.
  119. , P.C. Психология. М., 1994. 573с.
  120. , JI.E. Социальная педагогика: вопросы теории и практики / JI.E. Никитина. Ярославль: ДИА-пресс, 2001. — 275с.
  121. , Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000. 151−157с.
  122. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др. Под ред Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 1999, — 224с.
  123. , A.C. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  124. Обучение социальной работе: преемственность и инновации / под ред. Ш. Рамон, Р. Сарри- пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1996. — 157с.
  125. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М., 1990. -921с.
  126. Основы социальной работы под ред. П. Д. Павленка М.: Инфра — М, 2000. — 368с.
  127. , А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 1999.
  128. , Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
  129. , Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)
  130. , Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, —52−55с.
  131. , Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000. — 41- 45с.
  132. , А. Н. Дети как исследователи: Психол. аспект. // Magister.- 1999.- N 1.- 85−95с.
  133. , Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Иностранные языки в школе № 2, 3 — 2000 г.
  134. , Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа № 4, 1997
  135. Положение Министерства образования Республики Таджикистан. Душанбе, 2007. 25с.
  136. Постановление коллегии Министерство образование «О едином учебном плане средних общеобразовательных школ в 2000/2001 учебный год и на последующие годы» от 15 февраля 2000 года
  137. Постановление Правительство Республики Таджикистан «О регулировании структуры высшей и профессионально-технической школы» Июнь 2001 год.
  138. Постановление Правительство Республика Таджикистан «О государственной службе по надзору в сфере образования» № 105 от 3 марта 2007 года.
  139. Приказ Министерства образования «О привлечении выпускников педагогических институтов к преподавательской деятельности» 1996 г.
  140. Программа подготовки научных кадров в Республике Таджикистан на 2009−2015 годы // Постановление Правительства Республики Таджикистан от 02.017.2008 г. № 296.
  141. , Г. Г. Психологические / информационные операции.— Киев, 1999.
  142. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков. // Народное образование, № 7, 2000.
  143. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272с.
  144. , С.П. Философия информационной войны.— М., 2000.
  145. , A.C. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование, № 10, 1999.
  146. , А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34 45с.
  147. , В.П. Психический мир будущего.— Симферополь: КИТ, 1998.
  148. , Г. К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. — № 5.
  149. , В.А. Педагогика, М., — 2002.
  150. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е. С. Полат М., 2000.
  151. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат М., 2000
  152. , A.B. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1986.
  153. , А.Г. Интуиция и её роль в познании // Матер, науч.-практ. сем. «Идеология и массовое сознание»: Препринт. — Симферополь, 1990.
  154. , А.Г. Теория открытых систем как парадигма процессов глобального развития.— Симферополь: Универсум, 2003.
  155. Стратегия Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2007−2015 годы / Постановление Правительства РТ от 01.08.2006 г. № 362.
  156. , С. Консепсияи омузиш ва парвариш дар тамаддуни ориён // Омузгор. 2006. — 15 апр.- - 2006. — 21апр.
  157. , В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1973. -272с.
  158. , В.А. Как воспитать настоящего человека. К.: Рад. школа, 1975. — 243с.
  159. , В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избр. произведения: В 5-ти т. К.: Рад. школа, 1979. — Т.1. -59−218с.
  160. , В.Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. М.: Наука, 1993.
  161. , С.А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе / С. А. Учурова // Известия Уральского государственного университета. 2007. — № 50. — 47−51с.
  162. , Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. 2000.- N 2.-36−43с. — (Филос.-психол. основы теории В.В. Давыдова).
  163. Философский словарь. Под ред. Фролова, И.Т. 6 издание, перераб. и доп. М.: Норма, 2003. — 684с.
  164. , М.В., Студенова, Е.Г. Теория социальной работы. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 321с.
  165. , A.B. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Народное образование. — 2003. — № 2.
  166. , И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998. 144с.
  167. , И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. // Директор школы, № 3, 1998
  168. , В.Д. Индивидуализация содержания образования. // Школьные технологии. 2000. № 2. 53−67с.
  169. , М.В. Социальное воспитание в школе / М. В. Шакурова. М., 2004. — 272с.
  170. , Ф. (Шарифов), Каримова, И.Х. Педагогика: учебное пособие. Душанбе, 2008. 284с.
  171. , Ф. Интегрированное обучение основа развития и воспитания, — Душанбе: Маориф, 1995.- 143с.
  172. , Ф. Интегрированное обучение: проблемы, поиски, размышления. Ч. 1, — Душанбе. 1999.- 35с.
  173. , Ф. Теория и практика интегрированного обучения на начальном этапе средней школы. Душанбе: Маориф, 1997. — 194с.
  174. , Н.И. Социальная психология в образовании: учеб. пособие / Н. И. Шевандрин. М., 2003. — Ч. 1. — 544 с.
  175. , В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. № 2. 3−24с.
  176. , Т.И. Методика работы с детьми группы риска / Т. И. Шульга, В. Слот, X. Спаниярд. -М.: Изд-во УРАО, 2001.- 186с.
  177. , Д.Б. Понятие компетентности с позицией развивающего обучения. Красноярск. 2002.
  178. Эмомали Рахмон. Независимость Таджикистана и возрождение нации. Душанбе, 2002.
  179. Эмомали Рахмон. Образование важнейший инструмент государственности и спасения нации. — Душанбе, Омузгор, 1.01.2006.
  180. Эмомали Рахмон. Патриотизм и национальное самосознание. Душанбе, 1999.
  181. Эмомали Рахмон. Послание Президента Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Таджикистан. 9.04.2003.
  182. Эмомали Рахмон. Послание Президента Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Таджикистан. 20.04.2005.
  183. Эмомали Рахмон. Послание Президента Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Таджикистан. 20.04.2006.
  184. Эмомали Рахмон. Послание Президента1. Республики Республики1. Республики Республики1. Республики Республики1. Республики
  185. Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 30.04.2007.
  186. Эмомали Рахмон. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 25.04.2008.
  187. Эмомали Рахмон. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 15.04.2009.
  188. Эмомали Рахмон. Таджикистан десять лет независимости, национальное единство и созидание. В 3-х томах. Душанбе, 2001.
  189. Эмомали Рахмон. Агар дар чахон набвад омузгор. Душанбе, 2007. -319с.
  190. Эмомали Рахмон. Таджики в зеркале истории. Душанбе, 1999. 132с.
  191. Эмомали Рахмон. Таджикистан на пороге XXI века. Душанбе, 2001. 62с
Заполнить форму текущей работой