Планирование и организация социальнопедагогической работы в ОСПО
![Реферат: Планирование и организация социальнопедагогической работы в ОСПО](https://westud.ru/work/6419120/cover.png)
В плане должны быть представлены те виды деятельности, которые являются основополагающими в работе социального педагога в ОСПО и включают в себя индивидуальную и групповую работу по отдельным направлениям со специалистами, педагогами ОУ, родителями, детьми, специалистами других учреждений. Ознакомление с изменениями в нормативно-правовой документации (постановлениями и решениями государственных… Читать ещё >
Планирование и организация социальнопедагогической работы в ОСПО (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Планирование деятельности социального педагога.
Планирование — одна из основных функций любого реального управления. Его сущность заключается в определении основных мероприятий по выполнению поставленных целей в конкретных условиях социальнопедагогического процесса, осуществляемого в конкретном учебном заведении, располагающим конкретными ресурсами (возможностями, потенциалом) и действующем в конкретном социальном окружении в конкретных временных рамках.
Исходя из целей и задач своей профессиональной деятельности социальный педагог определяет ее структуру и содержание на конкретный период.
Цель планирования работы социального педагога — выработка единой, скоординированной последовательности его действий с одной стороны, с администрацией ОСПО и педагогическим коллективом, с другой — с контингентом обучающихся, их родителями, общественными структурами, что предполагает установление сроков реализации плана определение приоритетных направлений и этапов деятельности.
Эффективность планирования социально-педагогической деятельности во многом зависит от четкости представлений социального педагога и его коллег о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.
К числу основных принципов планирования относятся:
- • научность — конкретность основных позиций плана, его адекватность реальной ситуации, педагогическая целесообразность и необходимость проведения планируемых мероприятий. Научное планирование предполагает учет социальных и экономических закономерностей развития общества, психолого-педагогических и социально-педагогических закономерностей воспитания, всесторонний анализ сложившихся тенденций, перспектив и специфики работы;
- • скоординированность (согласованность) — соотнесение и координация плана работы социального педагога с планами работы школы, отдельных подразделений образовательного учреждения и др.;
- • оптимальность — выбор содержания и формы построения плана, наиболее подходящих для конкретных условий;
- • перспективность — построение плана с учетом близких и дальних перспектив, отдаленных, но конкретных задач и целей;
- • коллегиальность — использование форм коллективного планирования, учет мнения заинтересованных лиц и структур, оценка экспертов;
- • конкретность — четкость формулировок, сроков, указание непосредственных исполнителей.
Как правило, разработка любого плана работы строится по следующей схеме:
- • ознакомление с изменениями в нормативно-правовой документации (постановлениями и решениями государственных органов управления образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях), произошедшими за последнее время в сфере социально-педагогической работы;
- • изучение научно-педагогической литературы и материалов научно-практических конференций, семинаров, опубликованных за последние пять лет, содержащих полезную информацию и соответствующие рекомендации;
- • анализ полноты и качества выполнения плана своей работы за прошлые учебные годы (в первую очередь, конечно, за прошедший год, однако для однозначного выявления благоприятных или негативных тенденций необходимо изучить отчеты за несколько лет);
- • разработка проекта плана на следующий учебный год, предполагающая активное вовлечение в этот процесс не только коллегпрофессионалов, но и представителей студенческой и родительской общественности;
- • рассмотрение проекта плана на методическом объединении и утверждение его на заседании педагогического совета.
В своей деятельности социальный педагог может использовать следующие разновидности планов:
- • перспективный план, отражающий цели и меры по их достижению на ближайшие несколько лет, выстраивающийся на основе анализа прошлого и с учетом актуального состояния дел, когда речь идет о задачах, решение которых может занять 3—5 лет;
- • годовой план работы выступает в ОСПО как часть плана работы всего учебного заведения;
- • планы работы на более короткие сроки (на семестр, месяц, неделю). Их еще называют календарными, и представляются они, как правило, в форме циклограмм, планов-графиков, планов-сеток и т. п. Календарное планирование уточняет определенные перспективным годовым планами и текущей обстановкой мероприятия и события. Календарный план в форме циклограммы составляется в случае, когда четко установлена временная последовательность основных элементов социально-педагогической деятельности, план-график также позволяет упорядочить предстоящую деятельность, а план-сетка — наглядно (с помощью матрицы, введения наглядных символов и обозначений) представить весь объем запланированной работы на определенный период;
- • план проведения конкретных мероприятий, акций, форм работы (например, план проведения смотра-конкурса на лучшего исполнителя патриотической песни);
- • план индивидуальной работы с обучающимся (оказание помощи в формировании индивидуального маршрута овладения профессией);
- • план работы по конкретной проблеме (например, план работы по оказанию социальной помощи одиноким матерям обучающихся).
План конкретного мероприятия строится, как правило, по принципу плана-графика, но в нем указаны действия, сроки, исполнители в рамках только одного события.
Последовательность перспективного планирования, как правило, включает в себя следующие этапы:
- • формулировка проблемы;
- • постановка цели;
- • проработка задач;
- • выбор оптимальных форм, методов, технологий;
- • подготовка необходимых ресурсов;
- • формулировка ожидаемого результата;
- • критерии оценки ожидаемого результата и эффективности деятельности социального педагога.
Главная цель перспективного плана — ориентация социального педагога на достижение целей своей профессиональной деятельности (формирование социальной и профессиональной компетентности обучающихся и защиты их прав), на совершенствование ее форм, методов и средств, повышение ее эффективности.
В плане должны быть представлены те виды деятельности, которые являются основополагающими в работе социального педагога в ОСПО и включают в себя индивидуальную и групповую работу по отдельным направлениям со специалистами, педагогами ОУ, родителями, детьми, специалистами других учреждений.
В план работы обязательно включаются следующие его компоненты.
- 1. Анализ работы за три предшествующих учебных года (аналитический и статистический).
- 2. Планы работы социального педагога на учебный год и летний период, в который включена совместная работа с администрацией ОСПО, психологом, руководителями (тьюторами) учебных групп, медицинским работником, студенческим и родительским комитетами и др.
- 3. Планы совместной работы социального педагога ОСПО с учреждениями системы профилактики правонарушений.
- 4. План работы на месяц, неделю.
- 5. Циклограмма работы на неделю.
Таблица 2.7.
Примерный план работы социального педагога на учебный год.
№. п/п | Содержание деятельности социального педагога | Сроки | Ответственные |
Выявление обучающихся, относящихся к группе риска: изучение личных дел обучающихся; составление социальной карты учебной группы; корректировка списков обучающихся по социальному статусу. | сентябрь. | социальный педагог, зам. директора по УВР, ВР, классные руководители, психолог, руководители секций и кружков. | |
Изучение медико-психолого-педагогических особенностей обучающихся: наблюдение в урочной и внеурочной деятельности через посещение занятий, кружков; беседы; тесты личностных особенностей; диагностическое обследование обучающихся с ослабленным здоровьем. | октябрь. | социальный педагог, психолог, руководители кружков, учителя, медицинский работник ОУ. | |
Анализ полученных результатов. Отслеживание динамики развития обучающихся: анкетирование, помощь в выборе кружка; проведение педконсилиумов по учебным группам, требующим особого внимания; еженедельный Совет по дезадаптированным обучающимся совместно с инспектором ОДН; информация о текущей работе на совещаниях тьюторов учебных групп и педагогов-предметников. | ноябрь — март. | социальный педагог, психолог, рук. кружков, учителя, инспектор ОДН. |
№. п/п | Содержание деятельности социального педагога | Сроки | Ответственные |
Разработка индивидуально-коррекционных программ с целью решения проблем, связанных с социализацией личности; обеспечение реализации программ коррекции поведения обучающихся. | постоянно. | социальный педагог, специалисты ОСЛО. | |
Контрольное диагностирование: цветопись настроения; графические (рисуночные) методы тестирования; беседы с обучающимися на актуальные для их возраста темы; сравнительный анализ карт и дневников наблюдений специалистов ОСЛО. | постоянно. | ||
Работа с обучающимися с девиантным поведением: постоянное наблюдение и своевременная помощь; еженедельная работа Совета профилактики с обучающимися, состоящими на учете в ОДН; оформление документов для дальнейшего обучения в ОСЛО; проведение профилактической работы с обучающимися с делинквентным поведением. | постоянно. | социальный педагог, инспектор ОДН. | |
Работа с обучающимися-инвалидами: своевременное оказание помощи в оформлении документов по инвалидности и пенсионного пособия; санаторное лечение или системное медико-психологическое обследование; участие в работе по реализации программы «Дети-инвалиды». | в течение года. | асоциальный педагог, педиатр, специалисты отдела социальной защиты населения, руководители кружков. | |
Профилактическая работа с обучающимися: направление для психологического консультирования в специализированные центры; посещение консультаций; направление в тренинговые (коррекционные) группы; | в течение года. | социальный педагог психолог, гинеколог, нарколог. |
№. п/п | Содержание деятельности социального педагога | Сроки | Ответственные |
посещение консультаций; направление для обследования или лечения в отделение неврозов, соматические отделения; циклы бесед по охране здоровья (нарколог, гинеколог, психотерапевт, педиатр); посещение городских семинаров Центра планирования семьи. | |||
Оказание консультационной помощи обучающемуся, одерживающему отношения с родственниками. | в течение года. | социальный педагог, зам. директора по ВР, психолог. | |
Способствование формированию благоприятного микроклимата в ОСЛО: информация о работе с социально и педагогически запущенными обучающимися на совещаниях педсостава; анализ работы с обучающимися группы риска на методических объединениях; индивидуальная помощь тьюторам (руководителям учебных групп); консультативные совещания совместно со специалистами ОСЛО. | в течение года. | социальный педагог, зам. директора по ВР, психолог. |