Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль школьного обучения в формировании правовой культуры подростка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса. Сегодня правовое образование признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос… Читать ещё >

Роль школьного обучения в формировании правовой культуры подростка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и в связи с повышенными требованиями научно-технического прогресса. Сегодня правовое образование признано одним из приоритетных направлений в подготовке учащихся, правовая культура является одной из его составляющих. Вопрос о формировании правовой культуры у учащихся, безусловно, один из самых наболевших, не только в рамках самой дисциплины обществознания, но и в рамках всего общества.

Данный вопрос заключает в себе такие проблемы: во-первых, как на практике осуществлять воспитание правовой культуры у школьников, во-вторых, необходимо учитывать специфику профессиональной подготовки учителей, которые должны уметь широко использовать наряду с традиционными методами и приемами активные формы проведения занятий, владеть современными методиками и технологиями обучения. Кроме того невозможно воспитывать правовую культуру без соответствующей среды в образовательном учреждении. Такие исследователи, как Н. Г. Суворова и А. Ф. Никитин, выделяют ещё одно необходимое условие реализации правового образования: наличие «второго лица, реализующего цели и задачи правового образования — это педагогический менеджер: директор, методист, управленец … в задачи педагогического менеджера входит организация процесса обучения учителей «Суворова, Н.Г., Никитин, А. Ф. Правовое образование в школе: поиски новых решений // Обществознание в школе. — 1999. — № 7 с. 25.

Несомненно, решающая роль в формировании правовой культуры у учащихся принадлежит правовому образованию. Под правовым образованием учащихся понимается процесс овладения системой правовых знаний, практических умений и навыков, повышения уровня правовой компетентности и соответственно уровня правовой культуры личности, которые в совокупности определяют ее социально-правовой облик. Правовая образованность является необходимой составной частью культурного облика человека и предпосылкой успешной жизнедеятельности в обществе.

Правовое воспитание — это систематическая целенаправленная деятельность государственных и общественных организаций (в том числе школы), а также отдельных граждан, направленная на формирование правовых взглядов и убеждений, позитивных нравственно-правовых ценностных ориентаций и установок, обеспечивающих исполнение правовых норм и формирующих активную позицию личности в правоохранительной и правотворческой деятельности. Как отмечают авторы статьи «Правовое образование в школе: поиски новых решений» Н. Г. Суворова и А. Ф. Никитин, оценивая место и роль правового образования в школе, следует исходить:

во-первых, из потребностей людей в получении хороших знаний в области права;

во-вторых, из интересов государства, связанных с воспитанием правовой культуры граждан;

в-третьих, из необходимости обобщить и систематизировать педагогический и методический опыт, накопленный в области правового образования в нашей стране и за рубежом.

Правовое развитие личности не следует рассматривать только с позиции его профилактической роли в деле борьбы с правонарушениями в стране, хотя такую функцию нельзя отрицать. Правовое образование и воспитание следует понимать в боле широком его значении — как необходимое (хотя и недостаточное) условие приобретения гражданами России опыта демократической культуры.

В педагогической теории и практике можно выделить три подхода к правовому образованию: предметный, интегрированный и институциональный. Сторонники предметного подхода считают целесообразным осуществлять правовое образование на базе самостоятельного учебного предмета, основанного на национальном законодательстве, и предполагают включение его в учебные планы школ за счет регионального компонента Базисного учебного плана. Понятно, что речь идет о системе правовых курсов, каждый из которых учитывает особенности возраста учащихся. Сторонники интегрированного подхода исходят из того, что курс обществознания обладает достаточным воспитательным потенциалом и надо лишь умело воспользоваться им при решении задач правового образования и воспитания личности. Суворова, Н.Г., Никитин, А. Ф. Правовое образование в школе: поиски новых решений // Обществознание в школе. — 1999. — № 7.С. 23 В последнее время заявляют о себе сторонники так называемого институционального подхода, которые употребляют понятие «правовое образование» применительно к организации всей школьной жизни как правового пространства, где на первый план выходят вопросы выстраивания правовых, демократических отношений между всеми участниками образовательного процесса. Эти три подхода отчетливо прослеживаются в учебно-методических комплектах, которые предлагают ученые школе.

Как я указывала ранее, правовая культура является более широким понятием, чем правовое образование и правовое воспитание. Правовая культура является основным показателем результативности правового образования и правового воспитания, которые выступают в качестве основного механизма формирования правовой культуры личности.

Формирование правовой культуры в школе направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся:

вооружение учащихся системой правовых знаний, развитие умений и навыков сознательного, юридически правильного поведения в обществе;

воспитание уважения к правам, свободам, обязанностям личности в обществе;

воспитание чувства ответственности за свое поведение;

формирование внутренней потребности в защите законности правопорядка.

Формирование правовой культуры в учебно-воспитательном процессе включает следующие этапы:

  • 1. Целенаправленное формирование правовых знаний и понятий;
  • 2. Выработку правовых убеждений;
  • 3. Формирование этико-правовых установок;
  • 4. Воспитание правовых чувств;
  • 5. Формирование опыта законопослушного поведения;
  • 6. Формирование активной социально-правовой позиции.

Формирование правовой культуры осуществляется по трем основным направлениям, соответствующим основным компонентам правовой культуры, которые взаимосвязаны и взаимозависимы Завьялова М. С. Из опыта работы по формированию правовой культуры учащихся / М. С. Завьялова // Современные технологии образования: сборник научных трудов 5-й межрегиональной заочно научно-практической конференции. — Красноярск: КГУ, 2006. — С. 30:

интеллектуальному — правовые знания, умения и навыки, реализуемые в жизнедеятельности человека; эмоционально-ценностному — система взглядов и нравственно-правовых ценностей, обеспечивающих адекватную оценку качества правовой жизни общества; практическому — исполнение правовых норм, социально-активная позиция в правоохранительной деятельности.

Для каждого компонента правовой культуры определенны значимые правовые качества:

— интеллектуальному — стремление к правовым знаниям, склонность к независимым суждениям, правовая компетентность, способность ориентироваться в новых правовых знаниях, способность принимать нестандартные решения; - эмоционально-ценностному — честность, убежденность, развитое чувство справедливости, осознание долга и ответственности; - практическому — инициатива, активность и самостоятельность в деятельности, владение практическими навыками правовой деятельности, креативность, творчество.

Технология эффективного формирования правовой культуры представляет целостную систему, включающую поэтапные взаимосвязанные действия:

  • 1) определение целей и приоритетов процесса формирования правовой культуры;
  • 2) диагностика уровней правовой культуры;
  • 3) целеполагание;
  • 4) определение педагогических условий успешного формирования правовой культуры;
  • 5) организацию образовательного процесса, направленного на формирование правовой культуры, в соответствии с его основными этапами;
  • 6) соотнесение достигнутых показателей с планируемыми.

Успешность формирования правовой культуры обеспечивается соблюдением следующих педагогических условий: оптимальный отбор правовой информации и включение ее в содержание учебного материала, использование ситуаций, максимально приближенных к реальности, оптимизация воспитания у учащихся правовой ответственности и активной правовой позиции, повышение психолого-педагогической подготовки преподавательского состава.

Таким образом, формирование правовой культуры у учащихся на уроках обществознания является сложной и многоаспектной задачей, которую тем не менее необходимо решать. Очевидно, что воспитание гармонично развитой личности, будущего полноценного члена общества, невозможно без привития ей правосознания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой