Традиции российской педагогики и актуальные задачи музыкального воспитания и образования на современном этапе
Диссертация
Теоретическое значение исследования. Проанализирован в теоретическом * ракурсе широкий круг вопросов, связанных с обучением музыке, а также воспитанием. учащихся в этом процессе. Выявлены факторы, оптимизирующие учебно-образовательную практику современных педагогов-музыкантов. Выведены на уровень обобщений устойчивые, инвариантные свойства, характеризующие преподавание музыки в российских учебных… Читать ещё >
Содержание
- Общая характеристика работы
- Глава 1. Российская педагогика в сфере музыкального воспитания и образования: содержательные аспекты и характеристики
- 1. 1. Ретроспективный анализ российской музыкальной культуры и педагогики. Становление традиций и музыкально-педагогических парадигм
- 1. 2. Преподавание музыки: эволюция идей и методологических подходов в этой сфере
- 1. 3. Лидеры российской педагогики. Процессы гуманизации образования в России (ХУ111 — XX вв.)
- 1. 4. Традиции российской музыкальной педагогики и их трансформация на современном этапе. Приоритетные направления методологии и методики обучения музыке
- Глава 2. Повышение эффективности музыкального воспитания и образования на современном этапе. Опытно-экспериментальное исследование
- 2. 1. Педагогические наблюдения
- 2. 2. Педагогические беседы, интервью
- 2. 3. Педагогические эксперименты
- Выводы
Список литературы
- Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М., 1990.
- Абдуллин Э.Б. Методология педагогики музыкального образования. — М., 2010.
- Алексеев А. Д Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма, вып. 2. М., — Л-д., 1948.
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано, изд. 3 М., «музыка», 1978
- Асафьев Б. (Игорь Глебов). Музыкальная форма как процесс. Кн.1 — Л-д, «Музыка», 1971.
- Асафьев Б.В. Русская музыка (XIX и начало XX в.) Л-д, 1979.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1977.
- Базиков A.C. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия, пути их преодоления. — М., 2002.
- Бакланова Т.И. История церковного русского певческого искусства. — М., 1999.
- Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -«Музыка», 1969.
- Баренбойм Л.А. Путь к музицированию Л-д. — М., «Советский композитор», 1973.
- Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика, часть 1. М., «Музгиз», 1937.
- Бердяев H.A. Русская идея. Вопросы Философии 1990. — № 1,2.
- Берлянчик М.М. Искусство и личность. М., 2009.
- Беседы о педагогике и исполнительстве. К обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории, вып. 1, 2, 3, 4. -М., МГК им. П. И. Чайковского, 1992, 1994. 1996, 1999.
- Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности М., 1997.
- Бочкарёв JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.
- В классе А. Б. Гольденвейзера, сост. Д. Д. Благой, Е. И. Гольденвейзер. -М., «Музыка», 1986.
- Вицинский A.B. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Известия АПН РСФСР, вып. 25, — М., 1950.
- Вицинский. Беседы с пианистами. М., «Классика», 2004 г.
- Вопросы"фортепианного исполнительства, вып. 1,2,3,4. М., «Музыка», 1965, 1968, 1973, 1976 гг.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.
- Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве, сост. и ред. С. М. Хентовой. М: — Л., 1966.
- Гаккель Л.Е. Исполнителю. Педагогу. Слушателю Л-М., «Советский композитор», 1988.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М., 1998.
- Гинзбург Григорий. Статьи. Воспоминания, Матриалы. М., «Советский композитор», 1984.
- Гинзбург Л.С. О работе над музыкальным произведением. М., «Музыка», 1968.
- Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия: проблемы музыкального мышления. М., 1974
- Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. — М., Гос. муз. издательство, 1961.
- Григорьев В.Ю. Исполнитель и эстрада. М., — Магнитогорск. МГК им. Чайковского, Магнитогорская гос. консерватория, 1998.
- Гринберг М.И. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., «Советский композитор», 1987.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Джемс У. Психология. М., «Педагогика», 1991.
- Дирижёрское исполнительство. Практика. История. Эстетика., ред сост. Лео Гинзбург. М., «Музыка», 1975.
- Дранков В.Л. Природа таланта Ф.И.Шаляпина. Л-д, 1973.
- Зак Я. И. Статьи. Материалы. Воспоминания. М., «Советский композитор», 1980.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М. 1968.
- Избранные афоризмы. В помощь педагогу., сост. И. П. Смирнов. М., Изд. Центр Академии профессионального образования, 2001 г.
- Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к её решению \ Психологический журнал, 1987, с. 1987, № 2
- Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 2, 3, 5, 7. — М., «Музыка», 1966, 1967, 1970, 1975 гг.
- История русской музыки в 3 томах. Общая редакция Н. В. Туманиной. -М., 1956, 1958, 1960.
- Келдыш Ю. История русской музыки, ч. 1,2. М-Л" 1947.
- Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. М., 2004.
- Киященко Н.И. Эстетика жизни. М., 2000.
- Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М., ВТО, 1976.
- Коган Г. М. Избранные статьи, вып. 2, 3.- М., «Советский композитор», 1972,1985.
- Коган Г. М. Работа пианиста. — М., Гос. муз. издательство. 1963.
- Коган Г. М. У врат мастерства. М., «Советский композитор», изд.4-е, 1977.
- Кондрашин К.П. Мир дирижера. Беседы с В.Ражниковым. — Л-д, «Музыка», 1976.
- Критский Б.Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического анализа. М., 2000.
- Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных учёных. — СПб, 2009.
- Леванова Е.А. Проблема субъектного взаимодействия теории и методики воспитания. Калининград, 1999.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976.
- Малинковская A.B. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования. М., «Владос», 2005.
- Малюков А.Н. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. -М., 2005.
- Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и-методике преподавания музыки. М*., 2002.
- Мастера советской пианистической школы. Очерки. М, Гос. муз. издательство, 1954.
- Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1. — М., «Советский композитор», 1972.
- Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики. Хрестоматия, т.2, М., 1956:60." Мелик-Пашаев A.A. Мир художника: М., 2000.
- Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М., Гос. муз. издательство, 1963.
- Милынтейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства М., «Советский композитор- 1983 г.
- Мострас К.Г. Система домашних занятий скрипача. М., 1955.
- Музыкальное исполнительство и современность, вып. 2. М., МГК им. Чайковского, 1997.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры». М., «Гос. музыкальное издательство», 1958.
- Нейгауз Г. Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М., «Советский композитор», 1975.
- Нестеренко Е.Е. Размышления о профессии. — М., «Искусство», 1985.
- Николаева А.И. Педагогические принципы Л.А.Баренбойма и современность — М., 2007.
- Николаева Е.В. Концептуальный подход к изучению истории отечественного музыкального образования \ Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М., 1999.
- Оборин Л.Н. Статьи. Воспоминания. М., «Музыка», 1977.
- Обучение и умственное развитие. М., 1966.
- Очерки по методике обучения игре на фортепиано М., «Музгиз», 1950.
- Петрушин В.И. Музыкальная психология. — М., 1997.
- Пианисты рассказывают, сост. и ред М, Р. Соколова, т. 1,2, 3., 1979, 1984, 1988. 2-е издание, вып. 1 1990 г. -М., «Музыка».
- Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1972.
- Подвойский В.П. Профессиональная подготовка специалиста: интеграция педагогических идей как способ раскрытия личностного потенциала. -М., 2007.
- Пономарёв Я. А., Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967.
- Прокофьев Г. П. Формирование музыканта-исполнителя М, 1956.79." Раабен Л. История русского и советского скрипичного искусства. — Л. д, 1978.
- Рабинович Д.А. Исполнитель и стиль. М., «Советский композитор», 1979 г.
- Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. — М., 1997.
- Рапацкая Л.А. История русской музыки (от древней Руси до «Серебряного века») М., 2001.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии в двух томах. М., «Педагогика», 1989.
- Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. — Л-д, «Музыка», 1964.
- Савшинский С.И. Режим и гигиена работы пианиста. Л-д., «Советский композитор», 1963.
- Серов А.Н. Избранные статьи., ред. и примечания Г. Н. Хубова. М., Гос. муз. издательство, 1957.
- Серякова С.Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования. М., 2005.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
- Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., «Музыка», 1973.
- Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX начало XX в. С ост, и перевод А.Бушен. — Л'-д., — «Музыка», 1972.
- Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. -М., 1992.
- Стулова Г. П. Школа церковного пения. М., 1998.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. Способности и одарённость. -М., АПН РСФСР, 1961.95.' Тимакин Е. М: Воспитания пианиста. М., «Советский композитор», 1989.
- Традиции русской музыкальной культуры ХУ111 века. -М., 1975.(Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 21).
- Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., «Музыка», 1965.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности (в 2 томах)-М., 2005.
- Цуккерман В.А. Музыкально-исторические оцерки и этюды. М., «Советский композитор», 1970.
- Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.
- Чайковский П.И. О композиторском творчестве и мастерстве. Избранные отрывки из писем и статей. М., «Музыка», 1964 г.
- Шаляпин Ф.И. Маска и душа. М., «Московский рабочий», 1989.
- Шульпяков О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л-д, 1986.
- Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Про, блемы методологии. Л-д, 1973.
- Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М., «Советская Россия», 1960 г.
- Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования.-М., 2001.
- Юдин А.П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX в.-М., 2004.
- Юдина М.В. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., «Советский композитор», 1978.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение М., 1979.
- Якубовская Т.Л. Вопросы теории и практики музыкально-эстетического воспитания в педагогическом наследии В.Н.Шацкой. М., 1995.
- Ямпольский А.И. Мой метод обучения игре на скрипке. М., 1968.
- Одна из принципиально важных, приоритетных задач педагога-музыканта-Всестороннее, — интенсивное, систематическое развитие учащегося в процессе обучения? 9
- Необходимо инициировать художественные интересы и запросы учащихся-музыкантов, пробуждать любознательность. в отношении смежных видов, искусства. 8
- Обучение должно стимулировать самостоятельность учащихся, как в сфере художественно-исполнительских (интерпретаторских) идей, так и в области содержания и организации внеклассной (домашней) работы. 7
- В числе задач педагога-музыканта'должна быть задача формирования у учащегося-стремления к самосовершенствованию, — реализации своего потенциала, полноценному функционированию как в общественной жизни, так и в рамках своей профессиональной деятельности. 7
- В процессе обучения должна вырабатываться установка на межнациональные культурные связи- на освоение учащимися не только национальных достижений в области музыки и других искусств, но и на аналогичные достижения представителей других народностей. 6
- Необходимо ориентировать учащихся на инновационные подходы-к обучению, внедрение современных психолого-педагогических методик в учебно-образовательный процесс. 5