Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Традиции российской педагогики и актуальные задачи музыкального воспитания и образования на современном этапе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическое значение исследования. Проанализирован в теоретическом * ракурсе широкий круг вопросов, связанных с обучением музыке, а также воспитанием. учащихся в этом процессе. Выявлены факторы, оптимизирующие учебно-образовательную практику современных педагогов-музыкантов. Выведены на уровень обобщений устойчивые, инвариантные свойства, характеризующие преподавание музыки в российских учебных… Читать ещё >

Содержание

  • Общая характеристика работы
  • Глава 1. Российская педагогика в сфере музыкального воспитания и образования: содержательные аспекты и характеристики
    • 1. 1. Ретроспективный анализ российской музыкальной культуры и педагогики. Становление традиций и музыкально-педагогических парадигм
    • 1. 2. Преподавание музыки: эволюция идей и методологических подходов в этой сфере
    • 1. 3. Лидеры российской педагогики. Процессы гуманизации образования в России (ХУ111 — XX вв.)
    • 1. 4. Традиции российской музыкальной педагогики и их трансформация на современном этапе. Приоритетные направления методологии и методики обучения музыке
  • Глава 2. Повышение эффективности музыкального воспитания и образования на современном этапе. Опытно-экспериментальное исследование
    • 2. 1. Педагогические наблюдения
    • 2. 2. Педагогические беседы, интервью
    • 2. 3. Педагогические эксперименты
  • Выводы

Традиции российской педагогики и актуальные задачи музыкального воспитания и образования на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Педагогическая теория и практика развиваются в разных странах по своим особым, этнографически детерминированным законам. Вместе с тем, в ряде случаев эти законы если и не совпадают полностью, тем не менее, достаточно близки. Сказанное может быть в полной мере отнесено к педагогическим системам России и Китая.

Показательно, что контакты российских и китайских специалистов в области музыки на протяжении последних лет интенсивно расширяются и обогащаются. Посланцы обеих стран, артисты и педагоги, студенческая молодёжь и люди старшего поколения учатся друг у друга, перенимают опыт, обмениваются творческими достижениями, ассимилируют их в собственной практике.

Сходство двух систем наблюдается и на более глубоких уровнях. Реформы*, в сфере образования, относящиеся в последние десятилетия XX — началу XXI вв. (в России) и к первому десятилетию XXI в. (в КНР) нацелены во многом на решение сходных задач. Видный китайский, специалист Чжу Сяомань пишет: «В настоящее врем в Китае реализуется на практике новая парадигма, ядром которой является отказ от широко распространённой прежде концепции «образование ради подготовки учащихся к экзамену и переход к новому ориентиру -«образование ради повышения! качества развития личности учащегося. (.) Изменение содержания, образования — это не самоцель, а средство для всестороннего развития учащихся, подготовки их к жизни, развития их интеллекта, нравственности и эмоциональной сферы. (.) Меняются сами цели образования и его ценностные ориентации, оно становится плюралистичным и многообразным, концентрируется на развитии личности каждого учащегося и-использует для этого деятельностные подходы"1.

Аналогичные философско-педагогические подходы разделяются, как известно, и российской педагогической элитой,.

1 Чжу Сяомань. Реформа содержания образования в Китае. — Педагогика, 2005, № 1, с. 96, 97, 99.

Россия, как и Китай, страна богатых и разнообразных музыкальных традиций. Однако знакомство современной молодёжи с ними вряд ли можно назвать удовлетворительным. Отсюда — противоречие между стремлением молодых музыкантов глубже, основательнее освоить культурное наследие другой страны — и серьёзные пробелы в соответствующих системах знаний.

Цель настоящего исследования — изучение наиболее значительных достижений российской музыкальной культуры и педагогикииспользование творческого опыта российских коллег в учебно-воспитательной работе с китайскими' учащимися-музыкантами.

Объект исследования: российская педагогика в области музыкального • воспитания и образованияеё атрибутивные качества и свойства.

Предмет исследования: теория и практика преподавания музыки в Россиипедагогические тенденции в их становлении и развитии.

Задачи исследования:

1. Выявить и охарактеризовать наиболее значительные вехи и периоды в эволюции российской музыкальной педагогики.

2. Проанализировать художественно-эстетические и профессиональные воззрения ряда видных российских музыкантов — представителей различных педагогических и исполнительских специальностей.

3. Рассмотреть гуманистические основы российской музыкальной педагогики в их наиболее характерных проявлениях.

4. Показать близость позиций российских и китайских педагогов в вопросах обучения и развития учащихся-музыкантов.

5. Теоретически. обосновать и экспериментально. проверить эффективность ряда методов обучения музыке (творчески-поискового, обобщённо-синтезирующего, блочно-интегративного, информационно-когнитивного методов).

6. Разобрать психолого-педагогические условия, способствующие оптимизации процессов общего и специального развития учащихся в ходе учебных занятий, а также в рамках аутодидактических методик.

Гипотеза исследования:

Качественный уровень обучения в области музыкальной культуры и педагогики существенно повысится, если: педагоги-музыканты, представляющие различные национальные школы, будут максимально использовать преимущества, которые даёт взаимопроникновение культур, опыта, знаний и профессиональных технологийиндивидуальный опыт мастеров в области преподавания музыки, будучи выведенным на уровень интегративных обобщений, трансформируется в надындивидуальные парадигмы обучениястанет достояние широких кругов педагогов-музыкантов — как отечественных, так и зарубежныхпедагогами-практиками будут более квалифицировано и последовательно использоваться блочно-интегративный, информационно-когнитивный и другие современные методы обучения, направленные на подготовку широко и всесторонне образованных специалистовесли более энергичным будет противостояние узко прагматической, утилитарно ремесленнической трактовке обучения музыке (равно как и другим видам и разновидностям художественного творчества) — молодёжь, изучающая творческое наследие русской музыкальной педагогики, будет исходить из того, что её ценность и значимость не сводятся лишь к выдающимся профессиональным показателям (которые очевидны и бесспорны), но заключаются прежде всего в утверждении высоких морально-этических принципов и аксиологических приоритетов.

Методологическую основу исследования составили: а) труды, посвященные проблемам интернационального воспитания и сравнительной педагогике (Н'.Е.Боревская, Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский, З. А. Малькова и др.) — б) работы, анализирующие различные аспекты профессионального образования, развивающего обучения и эстетического воспитания (Л.С.Выготский, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Е. А. Леванова, Н. И. Киященко, Серякова С. Б. В. П. Подвойский и др.) — в) исследования в области истории и теории преподавания музыки (А.Д.Алексеев, Л. А. Баренбойм, Г. М. Коган, А. В. Малинковская,.

Т.Г.Мариупольская и др.) — труды специалистов в области методологии педагогики (Э.Б.Абдуллин, Е. В. Николаева, А. И. Щербакова и др.) — работы учёных и педагогов-практиков, готовящих кадры учителей музыки для общеобразовательной школы (А.С.Базиков, Т. И. Бакланова, Б. Д. Критский, А. Н. Малюков, А. И. Николаева, О. П. Радынова, Г. П. Стулова, А. П. Юдин и др.).

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, культурология, искусствоведение) — обобщение передового музыкально-педагогического опыта российских и китайских специалистовметоды эмпирического уровня (педагогические наблюдения, опросы, педагогические интервью, обучающие эксперименты).

Новизна исследования:

1. Показано, что ряд теоретических положений и методических подходов, выработанных музыкальной педагогикой в прошлом, обретает в наши дни особую актуальность и значимость, оказывается востребованным в контексте ситуации, сложившейся сегодня в области музыкального воспитания! и* образования.

2. Очерчен вектор музыкальных занятий в современных музыкальных учебных заведениях, российских и китайских. Подчёркнуто, что приоритет должен отдаваться трансформации взаимных достижений" (российских, китайских) в практику обучения — при сохранении её национальной специфики.

3. Освещены, воззрения китайских коллег по вопросам обучения и воспитания музыкальной молодёжи-, выявлена близость позиций российских и китайских специалистов по этим вопросам;

4. Показано, что традиции в искусстве формируются как в творческой практике харизматических личностей, так и в групповой деятельности представителей однош творческой генерации, обобщающей индивидуальный и надындивидуальный опыт. Проявляясь не только в сфере профессионализма, ер и (главное!) в общей направленности художественно-эстетической мысли, традиции обнаруживают себя в таких проявлениях как вкусы, идеалы, идейнохудожественные устремления, творческие принципы в широком, универсальном толковании этого понятия.

5. Разработаны в контексте обучения музыке структурные и технологические аспекты следующих методов: творчески-поисковогообобщённо-синтезирующегоблочно-интегративногоинформационно-когнитивного, ауто-дидактическогорассмотрены и уточнены условия их применения в обучении.

Теоретическое значение исследования. Проанализирован в теоретическом * ракурсе широкий круг вопросов, связанных с обучением музыке, а также воспитанием. учащихся в этом процессе. Выявлены факторы, оптимизирующие учебно-образовательную практику современных педагогов-музыкантов. Выведены на уровень обобщений устойчивые, инвариантные свойства, характеризующие преподавание музыки в российских учебных заведениях прошлого и настоящего. Очерчены основные ракурсы проблемы интернационального воспитания и образования. Сделан вклад в сравнительную педагогику (на материале профессиональной деятельности российских и китайских педагогов-музыкантов).

Практическое значение исследования. Разобраны возможности повышения эффективности музыкальных занятий в современных условиях. Исследованы конкретные методологические подходы, способные оптимизировать музыкальные занятия как в российских, так и китайских учебных заведения. Рекомендованы приёмы и способы учебно-воспитательной работы, способные улучшить практику обучения в музыкально-исполнительских классах (фортепиано, скрипка и др.).

Материалы диссертации могут быть использованы в рамках лекционных курсов типа: «Методология педагогики' в области музыкального воспитания и образования, а также в рамках лекционных курсов «Методика обучения игре на музыкальных инструментах», «История и теория музыкального исполнительства».

Положения, вынесенные на защиту: Интерес к творческим достижениям зарубежных стран, их музыкальной культуре и педагогике, контакты с коллегами из-за рубежа — всё это должно органично сочетаться с сохранением национального облика и характерных особенностей искусства своей страны, её педагогическими традициями. Примером может послужить содружественная деятельность педагогов-музыкантов России и Китая. Существует ряд факторов, (социокультурных, информационных и др:), оказывающих неоднозначное, подчас противоречивое воздействие на современную педагогику, включая и «педагогику искусства». Тем важнее сохранить то наиболее ценноечто складывалось и отристаллизовывалось на протяжении длительного-времени-в, теории-и практике преподавания, дисциплин художественно-творческого цикла. Современное музыкально-исполнительское искусство, при всех его видимых успехах и достижениях, несвободно и от некоторых негативных тенденций. Культивируются виртуозно-технические эффекты, распространённым явлением среди части, музыкальной молодёжи, становится исполнительский «самопоказ», нарциссоманиядают о себе знать издержки вкуса и т. п. Всем этим обуславливается необходимость активного воспитания молодёжи, необходимость ставить во главу угла высокие художественно-эстетические идеалы, утверждавшиеся в творческой практике выдающихся представителей музыкальной культуры России, Китая и ряда других стран. = Архивные материалы свидетельствуют, что на протяжении длительного времени' в музыкальной, педагогике шло противоборство двух тенденций. Одна из них выражалась в направленности^ на универсальное, общехудожественное развитие учащегосяактивизацию его интеллекта, эмоциональной сферы, всего комплекса общих и специальных способностей. Другая была связана в той или иной степени с ориентацией на технологические операции, на ускоренное формирование у учащихся-музыкантов двигательно-моторных («технических») умений и навыков.

Не снято полностью это противоборство и сегодня. В этой связи есть основания утверждать, что действенными способами противостояния гипертрофированному «технологизму» являются те, которые основываются на принципах развивающего обучения в их модифицированных вариантах.

В качестве реального и эффективного выражения этих принциповвыступают, как показало настоящее исследование, творчески-поисковый, обобщённо-синтезирующий, блочно-интегративный и информационно-когнитивный методы обучения. Необходимость! совершенствовать и модернизировать, современный? учебно-образовательный процесс,.интегрируя в его рамках достижения российских и китайских педагогов, не освобождает последних от обязанности всемерноинициировать. механизмы самообучения исаморазвития учащихсяактуализируя всёточто входит в понятие «аутодидактика».

Достоверность исследования обеспечена: а) соответствием его? методологии1 природе, и характеру изучаемых явленийб) опорой на авторитетные научно-педагогические источники, равно: как и труды, видных музыкантов (Л.Ауэр, Г. Г. Нейгауз, С. Е. Фейнберг и др.) — в) оптимальным, сочетанием теоретических и опытно-экспериментальных подходов к проблеме: исследованияпроверкой его основных результатов-в ходе педагогических наблюденийопросов и? педагогических бесед (проводившихся как с российскими, так и китайскими специалистами).

Апробация: ивнедрение результатов работы происходили: посредством публикации статей и теоретико-методических материалов по теме диссертациив ходе проведения опытно-экспериментального исследования на базе: музыкального факультета Mill Ув процессе обсуждения работы на заседаниях, кафедры музыкальных инструментов МИГУ.

Структура и основное содержание диссертации;

Диссертация состоит из, Введения, двух глав., выводов, приложения и списка литературы.

Выводы Эволюция российской музыкальной педагогики складывается из ряда периодов, каждый из которых вносил свою существенную лепту в развитие национальной теории и практики обучения музыке. Характерно, что ряд теоретических положений и методических подходов, выработанных музыкантами-педагогами прошлого, обретает в наши дни особую актуальность и значимость, оказывается востребованным в контексте ситуации, сложившейся сегодня" в области музыкального воспитаниям образования. Анализ художественно-эстетических и профессиональных высказываний ряда видных российских педагогов-музыкантов свидетельствует, что практически все придают важное значение контактам с зарубежными, в частности, китайскими, коллегами. Благодаря таким контактам, специалисты, представляющие разные национальные школы и направления, могут максимально использовать преимущества, которые даёт взаимопроникновение культур, опыта, знаний-и профессиональных технологий. Рассмотрение гуманистических основ российской музыкальной*педагогики показывает, что при всей их глубине и многослойности суть их сводится к кристаллизации индивидуально-личностных качеств учащихся, инициированию свободы и самостоятельности когнитивно-поисковой деятельности, расширению общей культуры и образованности, созданию условий, благоприятствующих их внутреннему, духовному росту будущих специалистов: Проведённое в ходе настоящего исследования сопоставление педагогических позиций российских и китайских музыкантов показало практическое отсутствие противоречий в этих позициях, продемонстрировало совпадение взглядов российских и китайских коллег на основные вопросы профессионального воспитания и образования музыкальной молодёжи. Анализ психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации процессов общего и специального развития учащихся в ходе обучения выявил высокую эффективность следующих методов: творчески-поискового, обобщённо-синтезирующего, блочно-интегративного, информационно когнитивного. Одновременно подтверждена продуктивность умело структурированных аутодидактических методик. Подчёркнуто, что одна из основных обязанностей педагогов-музыкантов — всемерно инициировать механизмы самообучения и саморазвития учащихся, актуализируя всё то. что входит в понятие «ау-то дидактика».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. — М., 1990.
  2. Э.Б. Методология педагогики музыкального образования. — М., 2010.
  3. Алексеев А. Д Русские пианисты. Очерки и материалы по истории пианизма, вып. 2. М., — Л-д., 1948.
  4. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано, изд. 3 М., «музыка», 1978
  5. . (Игорь Глебов). Музыкальная форма как процесс. Кн.1 — Л-д, «Музыка», 1971.
  6. .В. Русская музыка (XIX и начало XX в.) Л-д, 1979.
  7. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1977.
  8. A.C. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия, пути их преодоления. — М., 2002.
  9. Т.И. История церковного русского певческого искусства. — М., 1999.
  10. Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -«Музыка», 1969.
  11. Л.А. Путь к музицированию Л-д. — М., «Советский композитор», 1973.
  12. Л.А. Фортепианная педагогика, часть 1. М., «Музгиз», 1937.
  13. H.A. Русская идея. Вопросы Философии 1990. — № 1,2.
  14. М.М. Искусство и личность. М., 2009.
  15. Беседы о педагогике и исполнительстве. К обобщению творческого опыта фортепианного факультета Московской консерватории, вып. 1, 2, 3, 4. -М., МГК им. П. И. Чайковского, 1992, 1994. 1996, 1999.
  16. Л.Л. Психология музыкальной деятельности М., 1997.
  17. JI.JI. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.
  18. В классе А. Б. Гольденвейзера, сост. Д. Д. Благой, Е. И. Гольденвейзер. -М., «Музыка», 1986.
  19. A.B. Психологический анализ процесса работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. Известия АПН РСФСР, вып. 25, — М., 1950.
  20. Вицинский. Беседы с пианистами. М., «Классика», 2004 г.
  21. Вопросы"фортепианного исполнительства, вып. 1,2,3,4. М., «Музыка», 1965, 1968, 1973, 1976 гг.
  22. Л.С. Психология искусства. М., 1986.
  23. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве, сост. и ред. С. М. Хентовой. М: — Л., 1966.
  24. Л.Е. Исполнителю. Педагогу. Слушателю Л-М., «Советский композитор», 1988.
  25. .С. Философия образования. М., 1998.
  26. Гинзбург Григорий. Статьи. Воспоминания, Матриалы. М., «Советский композитор», 1984.
  27. Л.С. О работе над музыкальным произведением. М., «Музыка», 1968.
  28. А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия: проблемы музыкального мышления. М., 1974
  29. И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. — М., Гос. муз. издательство, 1961.
  30. В.Ю. Исполнитель и эстрада. М., — Магнитогорск. МГК им. Чайковского, Магнитогорская гос. консерватория, 1998.
  31. М.И. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., «Советский композитор», 1987.
  32. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  33. У. Психология. М., «Педагогика», 1991.
  34. Дирижёрское исполнительство. Практика. История. Эстетика., ред сост. Лео Гинзбург. М., «Музыка», 1975.
  35. В.Л. Природа таланта Ф.И.Шаляпина. Л-д, 1973.
  36. Зак Я. И. Статьи. Материалы. Воспоминания. М., «Советский композитор», 1980.
  37. Л.В. Дидактика и жизнь. М. 1968.
  38. Избранные афоризмы. В помощь педагогу., сост. И. П. Смирнов. М., Изд. Центр Академии профессионального образования, 2001 г.
  39. Е.П. Проблема способностей: два подхода к её решению \ Психологический журнал, 1987, с. 1987, № 2
  40. Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 2, 3, 5, 7. — М., «Музыка», 1966, 1967, 1970, 1975 гг.
  41. История русской музыки в 3 томах. Общая редакция Н. В. Туманиной. -М., 1956, 1958, 1960.
  42. Ю. История русской музыки, ч. 1,2. М-Л" 1947.
  43. Д.К. Музыкальные способности. М., 2004.
  44. Н.И. Эстетика жизни. М., 2000.
  45. М.О. Поэзия педагогики. М., ВТО, 1976.
  46. Г. М. Избранные статьи, вып. 2, 3.- М., «Советский композитор», 1972,1985.
  47. Г. М. Работа пианиста. — М., Гос. муз. издательство. 1963.
  48. Г. М. У врат мастерства. М., «Советский композитор», изд.4-е, 1977.
  49. К.П. Мир дирижера. Беседы с В.Ражниковым. — Л-д, «Музыка», 1976.
  50. .Д. Образовательный текст и его интерпретация: опыт культурно-исторического анализа. М., 2000.
  51. Л.В. Психология личности в трудах отечественных учёных. — СПб, 2009.
  52. Е.А. Проблема субъектного взаимодействия теории и методики воспитания. Калининград, 1999.
  53. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М., 1976.
  54. A.B. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования. М., «Владос», 2005.
  55. А.Н. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. -М., 2005.
  56. Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и-методике преподавания музыки. М*., 2002.
  57. Мастера советской пианистической школы. Очерки. М, Гос. муз. издательство, 1954.
  58. Мастерство музыканта-исполнителя, вып. 1. — М., «Советский композитор», 1972.
  59. Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики. Хрестоматия, т.2, М., 1956:60." Мелик-Пашаев A.A. Мир художника: М., 2000.
  60. Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. М., Гос. муз. издательство, 1963.
  61. Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства М., «Советский композитор- 1983 г.
  62. К.Г. Система домашних занятий скрипача. М., 1955.
  63. Музыкальное исполнительство и современность, вып. 2. М., МГК им. Чайковского, 1997.
  64. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры». М., «Гос. музыкальное издательство», 1958.
  65. Г. Г. Размышления. Воспоминания. Дневники. Избранные статьи. Письма к родителям. М., «Советский композитор», 1975.
  66. Е.Е. Размышления о профессии. — М., «Искусство», 1985.
  67. А.И. Педагогические принципы Л.А.Баренбойма и современность — М., 2007.
  68. Е.В. Концептуальный подход к изучению истории отечественного музыкального образования \ Методология музыкального образования: проблемы, направления, концепции. М., 1999.
  69. Л.Н. Статьи. Воспоминания. М., «Музыка», 1977.
  70. Обучение и умственное развитие. М., 1966.
  71. Очерки по методике обучения игре на фортепиано М., «Музгиз», 1950.
  72. В.И. Музыкальная психология. — М., 1997.
  73. Пианисты рассказывают, сост. и ред М, Р. Соколова, т. 1,2, 3., 1979, 1984, 1988. 2-е издание, вып. 1 1990 г. -М., «Музыка».
  74. К.К. Проблемы способностей. М., 1972.
  75. В.П. Профессиональная подготовка специалиста: интеграция педагогических идей как способ раскрытия личностного потенциала. -М., 2007.
  76. Я. А., Знание, мышление и умственное развитие. М., 1967.
  77. Г. П. Формирование музыканта-исполнителя М, 1956.79." Раабен Л. История русского и советского скрипичного искусства. — Л. д, 1978.
  78. Д.А. Исполнитель и стиль. М., «Советский композитор», 1979 г.
  79. О.П. Музыкальное развитие детей. — М., 1997.
  80. Л.А. История русской музыки (от древней Руси до «Серебряного века») М., 2001.
  81. С.Л. Основы общей психологии в двух томах. М., «Педагогика», 1989.
  82. С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. — Л-д, «Музыка», 1964.
  83. С.И. Режим и гигиена работы пианиста. Л-д., «Советский композитор», 1963.
  84. А.Н. Избранные статьи., ред. и примечания Г. Н. Хубова. М., Гос. муз. издательство, 1957.
  85. С.Б. Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования. М., 2005.
  86. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971.
  87. С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М., «Музыка», 1973.
  88. Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX начало XX в. С ост, и перевод А.Бушен. — Л'-д., — «Музыка», 1972.
  89. Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. -М., 1992.
  90. Г. П. Школа церковного пения. М., 1998.
  91. .М. Проблемы индивидуальных различий. Способности и одарённость. -М., АПН РСФСР, 1961.95.' Тимакин Е. М: Воспитания пианиста. М., «Советский композитор», 1989.
  92. Традиции русской музыкальной культуры ХУ111 века. -М., 1975.(Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 21).
  93. С.Е. Пианизм как искусство. М., «Музыка», 1965.
  94. Д.И. Психология развития человека как личности (в 2 томах)-М., 2005.
  95. В.А. Музыкально-исторические оцерки и этюды. М., «Советский композитор», 1970.
  96. Г. М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994.
  97. П.И. О композиторском творчестве и мастерстве. Избранные отрывки из писем и статей. М., «Музыка», 1964 г.
  98. Ф.И. Маска и душа. М., «Московский рабочий», 1989.
  99. О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л-д, 1986.
  100. О.Ф. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Про, блемы методологии. Л-д, 1973.
  101. А.П. Фортепианная педагогика. М., «Советская Россия», 1960 г.
  102. А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования.-М., 2001.
  103. А.П. Национальная идея в русской музыкальной педагогике XIX в.-М., 2004.
  104. М.В. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., «Советский композитор», 1978.
  105. И.С. Развивающее обучение М., 1979.
  106. Т.Л. Вопросы теории и практики музыкально-эстетического воспитания в педагогическом наследии В.Н.Шацкой. М., 1995.
  107. А.И. Мой метод обучения игре на скрипке. М., 1968.
  108. Одна из принципиально важных, приоритетных задач педагога-музыканта-Всестороннее, — интенсивное, систематическое развитие учащегося в процессе обучения? 9
  109. Необходимо инициировать художественные интересы и запросы учащихся-музыкантов, пробуждать любознательность. в отношении смежных видов, искусства. 8
  110. Обучение должно стимулировать самостоятельность учащихся, как в сфере художественно-исполнительских (интерпретаторских) идей, так и в области содержания и организации внеклассной (домашней) работы. 7
  111. В числе задач педагога-музыканта'должна быть задача формирования у учащегося-стремления к самосовершенствованию, — реализации своего потенциала, полноценному функционированию как в общественной жизни, так и в рамках своей профессиональной деятельности. 7
  112. В процессе обучения должна вырабатываться установка на межнациональные культурные связи- на освоение учащимися не только национальных достижений в области музыки и других искусств, но и на аналогичные достижения представителей других народностей. 6
  113. Необходимо ориентировать учащихся на инновационные подходы-к обучению, внедрение современных психолого-педагогических методик в учебно-образовательный процесс. 5
Заполнить форму текущей работой