Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Дидактика эпохи средневековья

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основными типами церковных школ явились: приходская, монастырская, соборная, или епископальная (кафедральная). Как таковой строгой градации по уровню образования школ не было, но все же некоторые отличия между ними имелись. Объективным историко-культурным представлением о роли и значении эпохи Средневековья в формировании научно-методической базы современного образования. Вследствие своей связи… Читать ещё >

Дидактика эпохи средневековья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • • характерные особенности педагогики Средневековья;
  • • основные типы средневековых образовательных учреждений и их предназначение;
  • • особенности содержания образования в эпоху Средневековья;
  • • роль и значение религии и церкви в построении и функционировании всего средневекового образования;
  • • дидактические заслуги и издержки схоластического метода обучения;
  • • основные тенденции и характерные особенности образовательного процесса эпохи Средневековья;
  • • историю становления отечественной системы образования в средневековый период;
  • • основы построения и функционирования средневекового университета;
  • • первые концептуально-дидактические разработки и подходы эпохи Средневековья;

уметь

  • • характеризовать дидактические основы функционирования средневековых образовательных учреждений;
  • • выделять ведущие принципы и тенденции организации обучения в эпоху Средневековья;
  • • проводить аналогии и взаимосвязь между религиозной и образовательной практикой функционирования средневекового общества;
  • • представлять динамику развития содержания образования в различные периоды Средневековья;

владеть

• объективным историко-культурным представлением о роли и значении эпохи Средневековья в формировании научно-методической базы современного образования.

Историко-педагогическая характеристика эпохи раннего Средневековья

Педагогика Средневековья имеет характерные особенности, поскольку, во-первых, педагогические традиции данной эпохи незамкнуты во времени, имеют собственное историческое прошлое, устоявшееся в своих влияниях на современную западноевропейскую педагогику. Во-вторых, человек Средневековья самоопределялся не с этнической, а с локальной принадлежностью (деревня, город, семья), а также по конфессиональному признаку, т. е. принадлежностью к служителям церкви или мирянам. Как в образовательном материале, так и в организации специальных учебных заведений происходит синтез реальной действительности с новыми потребностями социума. Идеалом средневекового воспитания является отказ от всесторонне развитой личности эпохи Античности, формирование человека-христианина. Новый идеал воспитания устанавливал основную европейскую педагогическую традицию раннего Средневековья (V-X вв.) — христианскую традицию, которая определяла и образовательную систему эпохи.

Типы учебных заведений раннего Средневековья

Начало христианских школ было положено монастырями и связано со школой катехуменов, где обучение и воспитание сводились к изучению христианских догматов, подведению к вере, подготовке к праведным поискам «христианского рождения» перед крещением в праздник Пасхи.

Основными типами церковных школ явились: приходская, монастырская, соборная, или епископальная (кафедральная). Как таковой строгой градации по уровню образования школ не было, но все же некоторые отличия между ними имелись.

Приходская школа — это элементарная (малая) школа, которая располагалась при церкви и давала начальные знания 3−10 ученикам в области религии, церковного песнопения, чтения на латинском языке и где иногда велось обучение счету и письму. Единственными и основными учителями были: дьякон или дьячок, схоласт или дидаскал, магнискола, которые должны были обучать всем наукам. Если число учеников увеличивалось, то специально за дисциплиной наблюдал циркатор.

Монастырские школы развивались в тесной связи с епископальными школами, которые готовили преемников для епархиального клира. Ученики собирались в кружки около епископа, получая глубокие религиозные знания. Так, правила обучения св. Бенедикта Нурсийского (480−547) заключали в себе требования читать по три часа в день, а во время поста прочитывать целую книгу. Бенедиктинская школа раннего Средневековья — это часть целого комплекса учреждений с миссионерскими задачами, где также решались проблемы обучения светским наукам. Школа разделялась на schola claustri, или interior, — для монастырской молодежи и schola canonica, или exterior, — для светского юношества. Смысл старинного девиза монахов бенедиктинского ордена заключался в том, что крепость ордена, спасение его и слава состоят в его школах. Люди, руководившие образованием в этот период, принадлежали к этому ордену. Просветительская деятельность Альбина Алкуина (735−804) вышла далеко за рамки данной эпохи, поскольку его монастырская школа в Туре была «рассадником учительства» вплоть до XII в. Аббатство в Монте Кассино, где находился центр бенедиктинского ордена, знаменито еще и тем, что здесь впоследствии занимался выдающийся богослов Фома Аквинский (1225−1274). К XVI в. в странах Западной Европы насчитывалось около 37 000 монастырей, принадлежащих бенедиктинскому ордену и происходящим от него орденам (каждый пятый из них имел монастырскую школу). В этих школах учителями были, как правило, монахи или священники, которые в установленные часы проводили учебные занятия с детьми. Основными предметами являлись те же, что и в приходских школах, но впоследствии этот круг значительно расширился, включив риторику, религиозную философию, грамматику и в некоторых школах — дисциплины квадривиума. В монастырских школах большое внимание уделяли переписыванию книг, за счет чего в монастыре появлялась библиотека. Мудрецы того времени говорили, что монастырь без библиотеки, что крепость без охраны.

Из епископальных школ в Средние века развиваются соборная и кафедральная школы, в которых также существовали внутренние общежительные школы для молодого поколения (клира) и открытые (для мирян), причем первые имели характер воспитательный, а вторые — образовательный. Школы этого типа считались повышенными, поскольку располагались в крупных церковных центрах, где преподавался полный объем средневековых наук — «семь свободных наук» (лат. septem artes liberales). С целью усиления церковной власти и духовного образования в 1215 г. Собор постановил: при всех кафедральных соборах учредить должность учителя грамматики и теологии.

В духовных школах в Средние века миряне были представлены в качестве как учеников, так и учителей, поэтому данный период не различает школы по направленности их образовательной деятельности. Учителя-миряне в основном знакомили учеников с семью свободными искусствами, римским правом, медициной.

Христианские учебные заведения характеризуются следующими признаками:

  • 1) имея религиозно-нравственную конечную цель, были не только образовательным типом учреждения, но и воспитательным;
  • 2) христианское обучение соединилось с обучением письму, чтению, песнопению;
  • 3) вследствие своей связи с монастырями школы не были сословными, частными, национальными и носили публичный (массовый) характер.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой