Формирование проектировочных умений
РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы
Дети младшего школьного возраста любят играть в «Магазин». «Цирк», «Больницу» и т. п. При изучении каких учебных предметов и тем можно использовать эти игры? Предложите свои варианты включения какой-либо игры в урок. Разработайте замысел урока (или фрагмента урока) с применением только: а) наглядных пособий; б) технических средств обучения; в) раздаточного дидактического материала; г) всех… Читать ещё >
Формирование проектировочных умений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В состав проектировочных умений входят:
- • умения определять и формулировать цели предстоящей деятельности: 1) по отношению к уроку (цели обучения, цели воспитания, цели развития); 2) по отношению к отдельным этапам и аспектам урока (учебные задачи, цели самостоятельной работы, цели практической работы и т. д.);
- • умение определять логику и последовательность работы над новым учебным материалом;
- • умение связывать способы работы с учебным материалом и типичные затруднения учащихся;
- • умение продумать возможные варианты вопросов к учащимся для включения их в самостоятельную учебно-познавательную деятельность на уроке;
- • умение предусмотреть заранее контрольные микроэтапы в уроке;
- • умение продумать методическую структуру урока, разные ее варианты для одного и того же урока;
- • умение определить вероятностные педагогические задачи в уроке, а также соответствующие им учебные задачи;
- • умение предусмотреть типичные ошибки и недочеты в работе учащихся;
- • умение заранее подготовиться к применению разных подходов к объяснению нового материала.
Упражнения и задания
- 1. Сформулируйте цели урока (предмет, тема, класс — на выбор). Обоснуйте предлагаемые варианты.
- 2. Составьте перечень вероятностных педагогических задач, связанных с функцией обучения.
- 3. Составьте перечень вероятностных педагогических задач, связанных с функцией развития.
- 4. Составьте перечень вероятностных педагогических задач, связанных с функцией социализации.
- 5. Составьте перечень вероятностных педагогических задач, связанных с отдельными этапами урока (проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление нового, задавание на дом и др.).
- 6. Разработайте замысел урока по объяснительно-иллюстративному типу обучения.
- 7. Разработайте замысел проблемного урока.
- 8. Разработайте замысел интегрированного урока.
- 9. Разработайте проект расположения наглядных пособий и записей на доске для конкретного урока (предмет, тема, класс — по выбору).
- 10. Разработайте замысел групповой работы учащихся на уроке.
- 11. Разработайте замысел урока (или фрагмента урока) с применением только: а) наглядных пособий; б) технических средств обучения; в) раздаточного дидактического материала; г) всех названных средств в комплексе.
- 12. Разработайте замысел дискуссии.
- 13. Разработайте план своего рассказа на уроке, объяснения способа решения задачи, инструкции о выполнении практического задания.
- 14. Применительно к конкретному уроку (предмет, тема, класс — по выбору) составьте последовательность этапов урока (или его методическую структуру) в зависимости от вида урока: а) традиционный комбинированный урок; б) сюжетно-ролевой урок; в) проблемный урок; г) интегрированный урок и др.
- 15. Разработайте замысел домашнего задания, связанного с уроками разных видов (традиционный комбинированный, урок-лекция, урок-лабораторная работа, проблемный, интегрированный, компьютерный и т. д.).
- 16. Составьте перечень типичных ситуаций затруднения, возникающих у детей на уроке (при проверке домашней работы, при работе над новой темой, при выполнении практических заданий, при работе с учебником и т. д.) и поставьте им в соответствие приемы учителя, ликвидирующие затруднения или предупреждающие их.
- 17. Назовите типичные затруднения учителя, возникающие на уроке, и возможные способы выхода из затруднительных ситуаций.
Задачи
- 1. Дети младшего школьного возраста любят играть в «Магазин». «Цирк», «Больницу» и т. п. При изучении каких учебных предметов и тем можно использовать эти игры? Предложите свои варианты включения какой-либо игры в урок.
- 2. Во время объяснения нового способа решения задачи учительница заметила, что Сережа залез под парту за упавшей ручкой. У мальчика слабые знания и умения, а он отвлекся. Какие вероятностные педагогические задачи могут возникнуть перед учительницей?
- 3. При проверке тетрадей учительница заметила, что многие дети пропускают буквы в словах. Как можно выяснить причины и добиться грамотного письма? Предложите несколько планов действий учителя.
- 4. Учительница: «Сегодня пишем сочинение» — «Ура-а!» Такое вступление стало традиционной формой выражения радости: ребята очень любили писать сочинения. Но однажды после «ура» кто-то спросил в пылу азарта: «А можно написать в стихах?»[1]. По какому сценарию может пойти урок далее? В чем будет заключаться деятельность учителя и что будут делать учащиеся, если учительница разрешит им писать сочинения в стихах? Предложите свои варианты.
- 5. Учащиеся нередко допускают ошибки при переносе слов, хотя и знают правила переноса. Назовите аналогичные случаи, имеющие место на уроках математики, природоведения и др., когда учащиеся знают теоретический материал, но на практике его не могут правильно применить.
- 6. При изучении мер длины один учитель знакомил учащихся с каждой мерой на отдельном уроке, другой сначала выяснил, какие единицы измерения длины знают дети, и рассказал обо всех, а затем приступил к объяснению метра. А как поступили бы вы?
- 7. Учительница обращается к учащимся: «Кто хотел бы поработать у доски и заработать оценку?» Какие вероятностные педагогические задачи ставит учительница перед собой в данной ситуации?
- [1] Рябцева С. Л. Диалог за партой. М., 1989. С. 50.
Заполнить форму текущей работой