Профессиональная подготовка преподавателей иностранных языков (английского языка) для общеобразовательных школ: на материалах Республики Таджикистан
Диссертация
В ходе анализа подготовки специалистов педагогического профиля с университетским образованием выявлена система из пяти основных компонентов формирования педагогов в университете, включающая в себя: а) цель, б) содержание, в) средства подготовки г) субъекты педагогического процесса — преподаватели и д) студенческий контингент. Каждый из этих компонентов функционирует как единство инвариантной… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Реализация дидактических принципов на занятиях иностранного языка (английский язык)
- 1. 2. Оптимизационная деятельность на занятиях иностранного языка (английский язык)
- ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
- ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
- 2. 1. Психолого-педагогические основы подготовки будущих учителей к преподаванию иностранного языка (английский язык)
- 2. 2. Роль производственно-педагогической практики в профессиональной подготовке студентов к преподаванию английского языка и результаты экспериментов
- ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ
Список литературы
- Алхазашвили A.A. Основы овладения устной иностранной речью.-М. Просвещение, 1988.-125с.
- Арутюнян М.А. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности подростков: (на материале изучения иностранных языков). Автореф.дис. канд. пед. наук Ереван, 1993.-18с.
- Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам.- М., Просвещение, 1969.-279с.
- Абдуллоев Ш. Педагогические основы повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин, 1989г.-45с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные законы и методы.-М., Высш.шк., 1980.-368с.
- Архангельский С.И. Теоретические основы научной организации учебного процесса. М. Знание. 1975, Юс.
- Арясова A.A. Системы упражнений для обучения устной речи на" уроке анг.языка в VIII кл. Общеобразовательной школы. Автореф. Дис.канд.пед. наук.-Л., 1965.- 15с.
- Асроров Р. Худомузии педагоги дар системаи баландбардории муттасили ихтисоси омузгорон, 1991г.-12с.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М. 1977.-78с.
- Барсук Р.Ю. Основы обучения иностранному языку в условиях двуязычия. М., Высшая школа, 1970,-176с.
- Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.- М., Просвещение, 1965.-227с.
- Белякова Г. А. Методика обучения синтаксису немецкого языка в 5−7 классах школы с таджикским языком обучения. Дис.канд.пед.наук.- М., 1974.-180 с.
- Болтабаева У.Т. Дидактические основы формирования коммуникативных навыков учащихся V-X классов (на примере средней школы с таджикским языком обучения), Ташкент, 1992 г.-56с.
- Берман И.М. Ситуативность в обучении устной речи / Иностранные языки в школе,-1964 № 5, сс. 9−13
- Бенедиктов Б.А. Психология овладения иностранным языком Минск. 1974. с. 23
- Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., Русский язык, 1977.- 288с.
- Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школ: Проблемы и перспективы.- М., Просвещение, 1988.-254с.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. -М., Издательство 1959.-347с.
- Бонк Н.'А-., Котий Г. А., Лукьянова H.A. Учебник английского языка.-М., Высш. шк., 1982.-637С.
- Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов -ьСПб., Питер, 2001- 304с.- (Серия-Учебник нового века).
- Бурова З.И. Пособие по английскому языку для начинающих изучение английского языка в неязыковом вузе.- 3-е изд., испр. и доп. М., Высш. шк., 1984.-280с.
- Вартанян М.С. Педагогические условия формирования познавательного интереса у подростков (на материале биологии): Автореферат. Дис.канд. пед. наук.-Ереван, 1992.-21с.
- Ведель Г. Е. Из истории методов преподавания иностранных языков,-Воронеж: Издательство Воронеж. Ун-та, 1979, с. 56.
- Вейзо A.A., Харитонов B.C. Учебник английского языка для 7 кл. Школ с преподаванием ряда предметов на английском языке. 8-е изд. М., 1982.-207с.
- Верещагин Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного -М. 1983. с. 11
- Воскресенская A.B. Паспортизация ключевых слов.- М., Просвещение, 1975−120с.
- Выгодский JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти т.т.Гл.ред. А. В. Запорожец, (Вступительная статья. А. Н. Леонтьева, с.9−41) — М. Педагогика, 1982−48с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.- В книге Исследования мышления в советской психологии (под. ред. Широковой Е.В.), М., Наука, 1966−295−296с.
- Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. М. журнал, Педагогика, 2001, № 4, с.24−30.
- Гез H.H. К вопросу об истории развития интенсивных методов за рубежом. Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Моск. Гос. Пед. Ин-т. Иностр.яз. им. Мориса Тореза.-М.1977., Вып.3.с.32−45.
- Годник С.М. Проблемы изучения преемственности высшей и средней школы //Советская педагогика-1980. № 9. с. 54.
- Гурова С.А. Психологический анализ логико-смысловой огранизации речевого высказывания: (На материале разных возрастных групп учащихся) Автореф.дис.канд. психолог, наук, — М.1984.-16с.
- Давиденко Г. Ф. О развитии познавательного интереса на уроках франзуского языка и на внеклассных занятиях в млад.классах.- Ин.яз.в школе, № 4,1985, сс. 32−34.
- Давыдова И.А. Английский язык: Методика ускоренного обучения. М., 1996.-193с.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики.(Учебное пособие для инст-ов. Под ред. Данилова М. А., Скаткина М.Н.) М. Просвещение, 1975-ЗОЗс.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации -М. 1984. с. 31., с. 46.,
- Дудкина Г. А. Павлова М.В., Рей З.Г., Хвальнова А. Т. Учебник английского языка для делового общения, часть 1,2,3.-Ташкент, 1993−168с.
- Дубровин М.И. Русские фразеологизмы в картинках.-М.Русский язык, 1987−327с.
- Ждан А.Н. Психологические механизмы усвоения грамматики родного и иностранных языков.-М., изд-во Моск. ун-та, 1992−256с.
- Жданова И.Ф., Кудрявцева O.E., Попова Н. С., Скворцова М. В., Шевелева С. А. Учебник английского языка для делового общения, часть б.-Ташкент, 1993−168С.
- Жинкин Н. И. Механизм речи. М., Изд. АПН РСФСР, 1958−117с.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М. Наука, 1992−159с.
- Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи.-Вопр. Языкознание, 1964. № 6, с. 26−38.
- Закон Республики Таджикистан «Об образовании» Душанбе, 1994−35с.
- Звягинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи- М.1976.-186с.
- Зимняя И.А. Опережающее отражение в речевом поведении. Сб. Иностранные языки в высшей школе.-1974, Вып.8−147с.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Книга для учителя.-2-е изд., М. Просвещение, 1985−160с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе- М., Просвещение, 1991, с.76−79.
- Зимняя И.А., Малинина .Ю.Ф., Толкачева С. Д. К вопросу о психологических механизмах рецептивных видов речевой деятельности. Сб.Ин.яз. в высшей школе, М. Высшая школа, 1977, Вып.12, с. 112−113.
- Зимняя И.А. Психологическая характеристика иностранного (второго) языка как объекта овладения в языковом ВУЗе // Сб. Науч. Трудов МГИИЯ им М. Тореза М. 1980. -Вып. 162. с.54
- Золотарева B.C. Формирование профессионального интереса у студентов педагогических вузов. (На материале обучения фр.яз.неяз.фак.). Алма-Ата, 1989, с. 23.
- Занков JI.B. «Дидактика и жизнь». М. Просвещение, 1968.-32с.: ^
- Иванова И.П. Особенности упражнения и их систематизация при обучении диалогической речи.-Сб. Научных трудов.-М. 1980, с.31−33.'
- Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи.- М. Русский язык, 1981−196с.
- Из концепции предмета. Иностранный язык с некоторой адаптацией их применения к условиям тадж.аудитории. Уч. газета, № 37,38 за 1993.-14с.
- Ильин М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку,-М.Педагогика, 1975−151с.
- Иностранные языки в таджикской аудитории: (Теория и практика) (Сб. статей) АН Тадж. ССР, каф. иностр. яз. Отв.ред. Б. Сияев Душанбе, Дониш, 1978, с. 90.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. «Методические руководство для преподователей русского языка иностранцам». М., 1976, с. 7.
- Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам М.Высшая шк., 1982−24с.
- Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке М. 1983.-73с.
- Колынанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // ИЯВШ. 1985. № 1. -29с.
- Кольшанский Г. В. Контекстная семантика М. 1980. с. 15., с. 138.
- Кольшанский Г. В. Проблема владения и овладения языком в лингвистическом аспекте//ИЯВШ М., 1975. вып. 10. с. 13.
- Коменский Я.А. Дидактика.М., издательство 1957, с. 220.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М. Педагогика, 1982, в 2-х томах-656с.
- Коростелев B.C. Обогащение словарного запаса учащихся на факультативных занятиях.-Жур. Ин.яз. в школе, 1981, № 4, с. 53.
- Костомаров В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М. Русский язык, 1984−159с.
- Кофанова Л. А, Формирование познавательных интересов в учебно-воспитательном процессе высших технических школ. (На мат-ле иностр. языка). Автореф. Дис.канд.пед.наук., Алма-Ата, 1982−24с.
- Краевский В.В. Воспитание или образование. М. Педагогика, 2001,№ 3, с.3−10.
- Криворотова Э.В. Формирование познавательного интереса у учащихся к русскому языку в процессе самостоятельной работы. (На матер-ле изучения членов предложения). Автореф. Дис.канд.пед.наук., М. 1992−16С.
- Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащихся как основа индивидуализации обучения иноязычной речевой деятельности. Журнал. Ин.яз.в школе-1979, с.32−39.
- Лапидус Б.А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи. (Пути и приемы).-М.Высш. школа, 1970−128с.
- Лапидус Б.А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе-М.Высш.шк., 1986−143с.
- Леонтьев A.A. Язык, речь и речевая деятельность.-М.Просвещение, 1969−214с.
- Леонтьев A.A. «Деятельность. Сознание. Личность» М. Изд-во МГУ 1975 г.-90с.
- Леонтьев A.A. «Педагогическое общение» М. 1979. М. Изд-во МГУ -11с.
- Леонтьев A.A. Проблемы развития психики.-М., 1972, с. 32, с. 58.
- Леонтьев A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному.(Психолингвистические очерки).-М.Изд-во МГУ, 1974−1978г. 88с.
- Леонтьева А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Избранные психологические произведения.-М.Л983, Т.1−158с.
- Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам. Иностр. языки в школе. 1973, № 1, с.31
- Мажитова Л.Х. Педагогические основы формирования профессиональных интересов учащейся молодежи. Автореф.дис.д-ра пед.наук.-Алма-Ата, 1995−51с.
- Менлашев М.Т. Дидактические основы структурно-логической организации учебного материала в процессе обучения иностранным языкам в высшем учебном заведении.Автореф.дис.канд.пед.наук.-Душанбе, 1999−197с.
- Методическое письмо Мин.просвещ.РСФСР № 78-М от 2 апреля 1984 «О совершенствовании обучения иностранным языкам». -24−25с.
- Миролюбов A.A. История методики обучения иностранным языкам в СССР, Автореф.дис.д-ра пед.наук.-М., 1973, с. 15.
- Мошинская Л.Р. Вероятное прогнозирование в речевой деятельности (возрастная динамика).Автореферат канд. диссертации псих.наук.-М.Наука, 1981−14с.
- Обидов И.О. Программаи институтхои педагоги, кисми 1.П. Душанбе, Госпединститут 1987−23с.
- Обидов И.О. История развития народного образования в Таджикской ССР (1917−1977)-Душанбе, Ирфон, 1968−295с.
- Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред.А. А. Миролюбова, И. В. Рахмонова и др.-М.Просвещение, 1967−504с.
- Орифи М. Из истории педагогических мыслителей таджикского народа, часть1, Н.-Душанбе, 1962−1963.-128с.
- Пальмер Г. Е. Устный метод обучения иностранным языкам: Сокр.пер.с анг.-2-е изд.М.Учпедгиз, 1961−165с.
- Пассов Е.И. Метод обучения как категория методики, — В кн.:Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. Воронеж, 1980, с. 280.
- Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам,-М.Русский язык., 1977−214с.
- Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М. Изд-во «Советская энциклопедия». М.- 1966. — с. 487.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов, 3-е изд.,-М.Школа-Пресс, 2000.-512с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педин-тов. Ю. К. Бабанский,-2-е изд. доп. и перераб. М. Просвещение, 1988−479с.
- Пенфильд В., Роберте Л. Речь и мозговые механизмы.-Л.Медицина, 1964 (отд. Ленинградское)-233с.
- Подласый И.П. 2кн.-М.Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000-Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.-576с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн.-М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.Кн.Процесс воспитания.-256с.
- Пиров К. Повышение уровня профессиональной направленности будущих учителей средствами изучения французского языка. Автореферат 1998 г.-12с.
- Постовалова В.И. Язык как деятельность М. 1982.-76−77с.
- Программа по английскому языку для неязыковых специальностей высших учебных заведений. Сост. В. В. Морозенко, И. М. Верман, В. М. Блинов и др.-М.Высш.шк., 1984−16с.
- Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке. Сб.науч.трудов ред.кол.Климентенко А.Д.(отв.ред.) и др.- М.Изд.АПН СССР, 1983.-93с.
- Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке.-М. Высшая школа., 1980−120с.
- Рахмонов Г. Р. Педагогические основы формирования познавательного интереса к иностранному (английскому) языку у студентов, Душанбе, 2002 г.
- Рахмонов Г. Р., I can speak English (Учебно-методическое пособие.) ТГУК, -Душанбе, -1999, с.5−30. Автореферат.
- Риверс У.М., Психолог и преподаватель иностранного языка/Методика преподавания иностранных языков за рубежом.-М.1976.-236с.
- Риверс У.М. Пусть они говорят то, что им хочется сказать/Методика обучения иностранных языков за рубежом.-М.1967.-Вып.Н.с.236.
- Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.-М.Просвещение, 1991, с.224−225.
- Румлянский М.П., Шматова Б. И. Некоторые приемы активизации познавательной деятельности студентов на занятиях по теории языка/упражнения в системе занятий.-М.Высш.шк., 1966−252с.
- Салибаев В.Х. Психологический анализ факторов мотивации в овладении русским языком как вторым родным/Отв.ред.Б. И. Казаков.-Душанбе, Дониш, 1983−123с.
- Салистра И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. Система упражнений в системе занятий.-М., Высш.шк., 1966−252с.
- Сацкая П.Н. Активизация познавательной деятельности студентов в курсе методики обучения иностранным языкам.-Душанбе, Маориф, 1992.-98с.
- Сацкая П.Н. Вопросы методики обучения английскому языку в таджикской школе.-Душанбе, Маориф, 1992.-25с.
- Сацкая П.Н. Грамматическая единица обучения как средство методической организации языкового материала (4−5 классы). Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук -М. 1983, с. 10.
- Сацкая П.Н., Саидова Р. П., Болтабаева У. Т., Белякова Г. А., Еров М. С., Раджабова И. С. Типовая программа иностранного языка для детей 5−11 кл. Школ с таджикским языком обучения.-Душанбе, 1997, с. 11.
- Скалкин B. J1. Комплекс упражнений для обучения устной монологической речи на иностранном языке. Сб.науч.тр.Система упражнений для обучения говорению на иностранном языке в средней школе.Под.ред.Слободниковой.-М.1980, с. 112,132.
- Скалкин B. J1. Основы обучения устной иноязычной речи.-М. Русский язык, 1981.-248с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения М., 1971
- Иванов В., Гурье Л., Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности // Высшее образование в России. — 1997. — № 4. — С. 44−49.
- Смирнов A.A. Психология запоминания.-М.-Л., 1948.-93с.
- Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.- Аспект-пресс- 1995. 271 с.
- Сорокин B.JI., Алексеев Н. Г. Проблемно-диалоговая форма «Вопрос-ответ» -М.Педагогика, 2001, № 2, с.37−43.
- Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе. М. Просвещение, 1978.-224с.
- Тагаев Ф.Х. Формирование познавательного интереса к иностранному языку у студентов неязыковых факультетов педагогических институтов: (На мат-ле немец.яз. в нац. группах). Автореф.дис.канд.пед.наук., Ташкент, 1979−22с.
- Теоретические основы обучения иностранным языкам в старших классах средней школы. (Межвузовский сб.науч.трудов.Пятигорский пед. ин-т.). Пятигорск, 1985−166с.
- Термин И.И. Тихонова. -См. Тихонов И. И. Контроль усвоения, его рациональная организация и эффективность в обучении. М. 1976, с. 9
- Толкачева С.Д. Реконструкция речевого сообщения в различных условиях его передачи. Автореф.дис.канд.псих.наук.,-М.1977, с. 17.
- Талбаков К. Воспитание нравственных качеств студентов в процессе преподавания иностранных языков (английский), Душанбе, 1993 г.-21с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений, т.2, М.Изд.АПН РСФСР, 1948.-657с.
- Фоломкина С.К., Гез Н.И., Ляховицкий М. В., Миролюбов A.A., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М. Высшая школа, 1982.-63−69с.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. -М.Просвещение, 1987.-21с.
- Фрумкина P.M. Вероятность элементов текста и речевое поведение прогнозирования.-М.Наука, 1971−65с.
- Хамроалиев Н. Глагольный вид в современном английском и таджикском языках.-Душанбе, Дониш, 1979.-182с.
- Харченко Т.Н. Развитие познавательной активности учащихся в процессе овладения иностранным языкам на среднем этапе обучения в школе.Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1984, с. 19.
- Хахашвили Ш. И. Особенности работы над синтаксическими конструкциями немецкого языка в 8-летней школе Грузии.Автореф.дис.канд.пед.наук.-М.1971,с.24.
- Химунина Т.М. и др. В Великобритании принято так. (Учебное пособие для пед. ин-ов по спец.2103).Иностранный язык.-Л., Просвещение, 1975−296с.
- Шахобова М.Б. Обучение чтению на английском языке взрослой таджикской аудитории. Ред.Б. С. Кокорев, И. Х. Хамроалиев.-Душанбе, Дониш, 1982−195с.
- Шубин Э.П. Типология тренировочных упражнений.-Журнал Ин. языки в школе, 1965., № 1.-83с.
- Шярнас Б. Принципы учета взаимодействия изучаемых языков.-В кн. Взаимодействие языков в процессе обучения.-Вильнюс, 1971−20с.
- Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность.-Л., 1974,-428 с.
- Щукина Г. И. Надежная основа обучения.-Жур. «Народное образование», 1973.,№ 2, с. 125.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: (Учебное пособие для пед. ин-ов) -М. 1979−160с.
- Эльконин Д.Б. «Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте» // Вопросы обучения и воспитания. Киев, 1961.-33с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивизации поведения человека.-М. .Просвещение, 1969−317с.
- Яковлева Л.П. Психологические особенности понимания текстов на иностранном языке: (На материале английского языка): Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1990, с. 18.
- Якубова В.Р. Проблемы формирования грамматических навыков при обучении английскому языку в таджикской школе.-М., 1976−27с. '
- Якубова В.Р. Проблемы формирования рецептивных грамматических навыков при обучении анг. языку в таджикской школе. Автореф.дис.канд.пед.наук.-М.1976, с. 23.