Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная подготовка преподавателей иностранных языков (английского языка) для общеобразовательных школ: на материалах Республики Таджикистан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе анализа подготовки специалистов педагогического профиля с университетским образованием выявлена система из пяти основных компонентов формирования педагогов в университете, включающая в себя: а) цель, б) содержание, в) средства подготовки г) субъекты педагогического процесса — преподаватели и д) студенческий контингент. Каждый из этих компонентов функционирует как единство инвариантной… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК) КАК НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Реализация дидактических принципов на занятиях иностранного языка (английский язык)
    • 1. 2. Оптимизационная деятельность на занятиях иностранного языка (английский язык)
  • ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ
  • ГЛАВА II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
    • 2. 1. Психолого-педагогические основы подготовки будущих учителей к преподаванию иностранного языка (английский язык)
    • 2. 2. Роль производственно-педагогической практики в профессиональной подготовке студентов к преподаванию английского языка и результаты экспериментов
  • ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ

Профессиональная подготовка преподавателей иностранных языков (английского языка) для общеобразовательных школ: на материалах Республики Таджикистан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы обусловлена углубляющимися преобразовательными процессами в жизни суверенного Таджикистана, идущего по пути демократизации гражданского общества в условиях перехода к рыночной экономике, расширения связей с другими государствами, что кардинально способствует сближению народов, развитию народного хозяйства и экономики, склада мышления, научной жизни, медицины, образования. Годы независимости, наполнившие новым содержанием вековые связи с народами и странами не только обширного Евроазиатского континента, но и всего мирового сообщества, раскрывают широкие возможности для взаимодействия со странами, имеющими богатейший опыт демократического развития.

Отсюда совершенно очевидна важность и острая необходимость овладения иностранными языками, поскольку знание их на современном этапе дает огромную возможность расширению связей и отношений с многонациональным миром, удовлетворению духовных, познавательных, социально-нравственных и профессиональных потребностей, а также приобщению к общечеловеческим ценностям и мировой культуре.

В свете выполнения образовательных задач вопросы совершенствования обучения и воспитания как составные части образования, подготовки творчески мыслящих специалистов, обладающих глубокими знаниями, способных решать сложные социальные и производственные задачи, приобретают особую значимость.

В контексте этого мы понимаем, насколько своевременным, насущным и важным является принятое Президентом Республики Таджикистан Постановление от 10 мая 2003 года «О разработке государственной программы совершенствования и изучения английского языка в Республике Таджикистан на 2003;2013 годы «.

Принимая во внимание тот факт, что в настоящее время требования к профессиональной подготовке будущего учителя, в том числе и учителя иностранного языка, возросли, и на первый план в данном процессе выступает высшая школа, главное внимание которой должно быть сосредоточено на всестороннем улучшении качества профессиональной подготовки педагогических кадров.

Профессиональная подготовка, нацеленная на формирование учителя, обладающего педагогическим мастерством, развитой познавательной активностью и самостоятельностью, в свою очередь, требует проведения профориентационной работы среди студентов вузов с целью развития более глубокого интереса к будущей специальности.

В связи с этим важнейшая роль в реализации этих требований принадлежит педагогическим вузам, призванным осуществлять профессиональную подготовку будущего учителя — учителя, вооруженного современными научными знаниями, владеющего языковой теорией и практикой и умеющего применить приобретенные в вузе навыки и умения на практике.

Выбор темы также определили результаты проведенных опросов (тестирования, анкетирования, экспериментирования и т. п.), регулярно проводимых нами в педвузе. Студенты неоднократно отмечали у себя наличие ряда проблем по вопросам избранной нами темы.

Проблемы, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения, обязывают высшую школу пересмотреть принципы и методы обучения иностранным языкам, привести их в соответствии с основной цельюнаучить учащихся практическому владению иностранным языком как средством общения.

Проблема подготовки педагогических кадров дискутируется на протяжении многих лет. Участники дискуссий отмечают слабую профессиональную подготовку студентов за счет пробелов в работе кафедр общественных наук, педагогики и психологии, методики преподавания иностранных языков и утверждают, что подлинная разработка системы психолого педагогического образования на наличие достаточно квалифицированных кадров, на совершенствование учебных планов и на необходимость увеличения количества учебных часов на психолого — педагогическую подготовку.

Р.Г. Крестинина, например, для решения упомянутых задач предлагает следующие виды деятельности, которые можно отнести к внутренним возможностям: а) координацию усилий всех кафедр по педагогизации учебно — воспитательного процесса, б) выделение в каждом звене работы особых тем, проблем, которые стали бы достоянием всего института, преподавателей и студентов, в) поиски внутри кафедр, внутри учебных дисциплин определенных резервов, при использовании которых сочетались бы и решались задачи общей и профессиональной подготовки студента к работе учителя.1 I.

Допросам профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к преподаванию иностранных языков (английского языка) для общеобразовательных школ, реализации коммуникативных целей на занятиях по английскому языку как средству профессиональной подготовки студентов педвузов посвящены работы многих именитых педагогов, таких как: Яна Амоса Каменского, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинского, Ю. К. Бабанского, Михалева, Мансзона, Харламова. Вопросам психологических аспектов профессиональной подготовки студентов к преподаванию посвящены работы Б. В. Беляева, Л. С. Выгодского, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, А. НЛеонтьевой, Рубинштейна, М. Н. Алексеевой, Н. П. Беляковой, Э. Г. Рейдер и Б. И. Переверзева, Г. В. Расторгуева, О. В. Трунова, Т. Г. Батеневой, Р. Г. Крестининой,.

1 Р. Г. Крестинина. Формирование личности учителя в процессе преподавания иностранного языка педагогических институтов. «Вестник ПГУ» № 5,1994,43 с.

Л.А.Брызгаловой, И. И. Богдановой, М. М. Каскуловой, В. В. Бажановой, а также. работы таких методистов как: Н. Н. Геза, И. Л. Бима, Г. А. Китайгородской, А. А. Миролюбова, Е. И. Пасова и других.

Для нашего исследования представляет большой интерес работы таких ученых республики как: И. О. Обидов, Орифи, Б. К. Кодиров, С. Шербоев, Лутфуллоев, Шахобова, которые посвятили многие свои работы проблемам языка и функциональным исследованиям.

По данной проблеме также работали преподаватели ряда педвузов республик Центральной Азии, таких как: Абдулоев Ш. «Педагогические основы повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин» (1989г.), Асроров Р. «Педагогическое самообразование в системе повышения профессионализма педагогов» (1991г.), Кенджабаев А. И. «Подготовка будущего учителя к воспитанию у младших школьников бережного отношения к общественной собственности» (1991г.), Мунавварова Т. З. «Педагогическая подготовка студентов исторических факультетов к учительской работе» (1981г.), Пиров К. «Повышение уровня профессиональной направленности будущих учителей средствами изучения французского языка» (1998г.), Рахмонов Г. Р. «Педагогические основы формирования познавательного интереса к иностранному (английскому) языку у студентов (2002г.), Талбаков К. «Воспитание нравственных качеств студентов в процессе преподавания иностранных языков (английский)» (1993г.), Балтабаева У. Т. «Дидактические основы формирования коммуникативных навыков учащихся V-X классов на примере средней школы с таджикским языком обучения» (1992г.).

Анализ научных работ кафедр педагогики, психологии и иностранных языков показывает насколько широко развернулось в стране инновационное педагогическое движение. Педагоги кафедры видят успех движения с внедрением углубленных исследований актуальных проблем дидактики, теории воспитания, частных методик. К их числу они относят междисциплинарную проблему развития познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся в условиях личиостио ориентированного педагогического процесса.

Беря во внимание актуальность исследуемой проблемы, в дальнейшем предполагается обеспечить образовательную среду при изучении дисциплин психолого-педагогического цикла и дисциплин специальности через внедрение в учебный процесс информационных технологий и инновационных методик.

Анализ данных современной лингвистики и литературных источников позволяет сделать акцент на том факте, что в процессе профессиональной подготовки студентов, важным моментом является улучшение теоретической и практической подготовки, овладение высоким педагогическим мастерством, где условно-коммуникативный метод обучения иностранному языку должен занять доминирующее место.

Обращаясь к работам профессора Сацкой П. Н. по вопросам формирования профессиональной направленности отметим, что для наиболее оптимального повышения качества учебно-воспитательного процесса необходимо «знание и ясное понимание каждым учителем целей обучения, овладение содержанием новых учебно-методических комплексов, системой обучения и приемами, заложенными в комплексах, творческое использование учебного, методического, воспитательного и развивающего потенциала всех их компонентов, а также, поиск резервов совершенствования педагогического процесса"2. Как известно, такие резервы заложены в содержании обучения, что выражается в выделении главного, т. е. овладение иностранным языком как средством общения. Только при условии сформированности речевых навыков возможна реализация коммуникативных целей.

Согласно развиваемой в данной работе точке зрения, общение есть категория, которая является основополагающей, поскольку общаясь, люди.

2 Сацкая П. Н. Активизация познавательной деятельности студентов в курсе методики обучения иностранным языкам.-Душанбе, Маориф, 1992, с. 98 обращаются к языку как одному из важнейших средств общения. А речевая деятельность людей, реализуя их общение друг с другом, в то же время реализует их коммуникативную деятельность.

И.А.Зимняя в работе «Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке» отмечает, что «по отношению к мысли, высказываемой или воспринимаемой субъектом речевой деятельности, язык является средством, а речь способом ее формирования и формулирования и далее уточняет основную психологическую задачу обучения иностранным языкам: «учить речевой иноязычной деятельности в совокупности средств и способов ее реализации». По мнению И. А. Зимней «при обучении иностранному языку основное внимание обращается на обучение средствам выражения мысли, отработке же способа формирования мысли на иностранном языке не уделяется должного внимания даже в процессе обучения говорению"4.

Из сказанного выше можно определить, что одна из больших психологических проблем обучения иноязычному говорению заключается в том, что необходимо учить не только средствам, т. е. словам и правилам иностранного языка, но и самому способу формирования и формулирования мысли.

Эту же мысль развивали А. А. Слободчиков, С. И. Слободчикова в работе «Педагогические и психологические проблемы обучения иностранному языку как специальности в педагогическом вузе». По их мнению, для улучшения и интенсифицирования учебного процесса при обучении иностранному языку на специальных факультетах необходимо использовать потенциальные возможности для полного учета психических факторов и далее приводится довод о том, что «речевая деятельность, как и любая деятельность вообще, опирается на творческое и самостоятельное мышление.

3 Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе.-Москва. Просвещение, 1991, с. 76−79.

4 Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе.-Москва. Просвещение, 1991, с. 76−79 индивидуума, а это, к сожалению, не редко выпускается из вида при обучении иностранному языку".

Рассмотренные нами вопросы конечно же не являются исчерпывающими в проблеме формирования профессиональной направленности студентов, которая может быть разрешена совместными стараниями всех соответствующих кафедр.

Кафедры иностранных языков, несомненно имеют потенциальные возможности для более полного учета факторов улучшения учебного процесса, но решение вопроса остается открытым и проблемным в силу того, что научные исследования в этой области не исчерпывают всех возможностей.

Сказанное выше определило выбор темы данного диссертационного исследования и ее актуальность.

Объект исследования — учебный процесс в решении задач профессиональной подговки студентов педагогических вузов к преподаванию иностранных языков (английского языка) для общеобразовательных школ (на материалах педвузов Таджикистана).

Предмет исследования — профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к преподаванию иностранных языков (английского языка) для общеобразовательных школ.

Цель исследования — научно-практическая разработка эффективной методической системы, которая способствовала бы осуществлению и реализации целей, направленных на улучшение профессиональной подготовки студентов с целью выработки навыков и умений, обеспечивающих соединение теоретической подготовки студентов и практической деятельности в условиях современной школы.

Гипотеза исследования, по нашему мнению, включает предположение о том, что качественная подготовка студентов к преподаванию заключается в развитии творческих, интеллектуальных, исследовательских способностей через призму коммуникативности, состоящая из действий, связанных с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.

Продолжая основную линию исследования проблемы и опираясь на работы известных авторов и достижений педагогики, психологии, методики преподавания иностранных языков в вузе, мы полагали, что успешная реализация вышеуказанных целей, обеспечивается путем деятельностного подхода к обучению иностранному языку и предполагает более четкую организацию этого процесса.

Исходя из целей исследовательской работы, содержание которой отражает стремление дать как можно полное описание процесса подготовки студентов к преподаванию, а также активизации познавательной деятельности студентов на занятиях английского языка, «нами преследовались следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогические основы профессиональной подготовки будущих учителей к преподаванию иностранного языка, основываясь на результатах производственно-педагогической практики.

2. Добиваться роста познавательной активности и самостоятельности студентов, развития интереса к изучаемому предмету.

3. Содействовать углублению и расширению знаний студентов, совершенствовать у них навыки и умения пользования речью на иностранном языке.

4. Развивать профессиональную направленность будущего учителя.

5. Учитывать индивидуально-психологические особенности личности студентов.

6. С целью успешного формирования профессиональной направленности студента повышать свой уровень знаний, улучшать качество преподавания самого преподавателя.

7. Опираясь на положения фундаментального образования и на данные педагогической литературы, добиваться способности будущих специалистов к активному восприятию чужого передового опыта.

8. Добиваться овладения студентом педагогического вуза исследовательскими умениями.

9. С целью достижения творческой направленности педагогической деятельности, выработать умения к вопросу организации образовательного процесса с научных позиций.

10. Способствовать широкому ознакомлению студентов с особенностями научной работы преподавателей кафедр.

11. Развивать у студентов любовь к педагогической профессии, стремиться к глубокому изучению специальных и педагогических дисциплин. ?

12. Углублять и закреплять теоретические знания, полученные студентами в вузе, для всестороннего использования г их в педагогической деятельности.

13. Разработать на основе экспериментальных проверок единые требования к студентам со стороны представителей кафедр факультета иностранных языков по вопросам прохождения педагогической практики.

Методологической основой исследования явилось научное учение о сущности процесса обучения, о значении передового педагогического опыта о повышении эффективности обучения иностранному языку. В работе использованы данные статистических сборников, справочников, периодическая печать Таджикистана. В ходе исследования широко использованы исторический и логические подходы в их единстве и взаимосвязи, что позволило проанализировать большой фактический I материал, сделать творческие обобщения и выдвинуть научно-обоснованные выводы и рекомендации.

Методы исследования.

1. Обращение к данным психолого-педагогических и методических исследований.

2. Извлечение целесообразных моментов из обобщенного практического опыта, накопленного в материалах отечественных и зарубежных методик.

3. Наблюдение за учебным процессом с целью выявления факторов, влияющих на активизацию познавательной деятельности, коммуникативных способностей и профессиональных навыков.

4. Изучение психологических и педагогических концепций, раскрывающих сущность учебно-воспитательного процесса, способствующих качественному обновлению процесса обучения и воспитания в школе и вузе.

5. Упор на использование профессионально-грамотного обобщения мирового инновационного опыта и соответствующие экспериментальные исследования, построенные на материале конкретных учебных дисциплин.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе (1996;1999 гг.) был проведен констатирующий эксперимент с целью определения состояния и степени подготовленности студентов к прохождению педагогической педпрактики средствами иностранного языка, а также наметить пути преобразования и обновления учебно-воспитательного процесса.

На втором этапе (1999;2001 гг.) были изучены учебные возможности педагогических коллективов Душанбинского и Кулябского университетов. Был проведен анализ содержания форм и методов работы преподавателей по подготовке студентов к преподаванию иностранного языка (английский язык) — разработаны основные методы и приемы воздействия преподавателей на оптиматизационную деятельность студентов на занятиях иностранного языка, выявлены психолого-педагогические основы, проблемы и трудности, возникающие при подготовке будущих учителей к преподаванию иностранного языка, выявлены возможности преодоления проблем совместно с преподавателями общественных дисциплин. Проводилась экспериментальная работа с целью подтверждения эффективности рекомендуемых методов по подготовке студентов к преподаванию иностранного языка.

На третьем этапе (2001;2004 гг.) проводились контрольные исследования, которые показали, что избранные методы и приемы подготовки студентов к преподаванию иностранного языка являются наиболее эффективными. Проведена обработка и анализ экспериментальных данных, их интерпретация, формулировка теоретических выводов и практических рекомендаций по профессиональной подготовке студентов к преподаванию иностранного языка в процессе учебной деятельности.

Научная достоверность полученных результатов подтверждается методологическим подходом к изучаемой проблеме, использованием комплекса методов, адекватных объекту и предмету исследования, а также его задачам. Научную достоверность подтверждает тщательный и всесторонний анализ полученных в течении многолетней практики работы данных о состоянии учебного процесса в вузе, подбор необходимого, достаточного для качественной характеристики исследуемой проблемы материала, а также те позитивные результаты, которые проявились в ходе внедрения составленных методических рекомендаций в процессе обучения иностранному языку.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автором впервые проведено специальное исследование по проблеме профессиональной подготовки студентов Педагогического Университета города Куляба, разработаны более эффективные пути и методы интенсивного обучения студентов иностранным языкам в вузах республики. Определены условия и факторы, способствующие профессиональной подготовки студентов педвузов.

Теоретическая значимость работы определена теоретической базой и научным аппаратом, разработанные в исследованиях по специфике подготовки педагогических кадров, по историческим аспектам развития педагогики и образования в Таджикистане, по проблемам формирования основ педагогического профессионализма у студентов университета, по вопросам развития личностных качеств и педагогической направленности студентов как будущих педагогов.

Практическая значимость исследуемой работы заключается в том, что выработанные научно-обоснованные рекомендации по вопросу качественного подхода к подготовке студентов к преподаванию позволят преподавателям педвузов, которые испытывают желание и необходимость полнее и глубже осознать само явление-иноязычную речевую деятельность, улучшить речевую деятельность, улучшить свои профессиональные способности.

Положения, вынесенные на защиту:

1. Основные педагогические требования к организации учебного процесса в ходе обучения студентов языковых вузов иностранному языку с целью реализации задач профессиональной подготовки студентов на занятиях по изучаемому предмету.

2. Условия активизации познавательной деятельности путем коммуникативной мотивации с учетом психолого-педагогических основ подготовки будущих учителей к преподаванию и дальнейшему развитию роли производственно-педагогической практики.

3. Методологические рекомендации по организации учебного процесса, способствующие реализации коммуникативных целей в изучении иностранного языка как средства профессиональной подготовки студентов педвузов.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедры общей педагогики и иностранных языков Таджикского государственного педагогического университета имени К. Джураева и Кулябского государственного университета и рекомендована к защите.

Результаты исследования были внедрены в практику организации и проведения педагогической практики студентов на факультете иностранных языков педагогического университета г. Душанбе и государственного университета г. Куляба.

Основные положения и результаты диссертации были изложены на научно-теоретических и научно-практических конференциях в гг. Душанбе и Кулябе, в выступлениях перед учителями средних школ.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из: — введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Рассмотренные нами вопросы содержания профессиональной подготовки студентов к преподаванию английского языка, а также учет возросших требований к профессиональной подготовке будущего учителя иностранного языка, позволяют сделать следующие выводы:

1. Профессиональная подготовка будущих учителей должна осуществляться на основе оптимального сочетания теоретической и практической подготовки: овладением психолого-педагогической теорией и формированием профессиональных умений.

2. Практическое знакомство студентов с проблемами конкретной школы, их анализ, осмысление и обобщение должны начинаться в самом начале обучения в пединституте и быть постоянными. Еженедельное посещение ими школы должно включаться в график учебного процесса, начиная с первого семестра.

3. В системе разностороннего развития личности студента, руководствуясь Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, первостепенными, на наш взгляд, являются следующие профессиональные знания и умения: фундаментальное знание студентом предметаего умение диагностировать уровень развития личности ученика анализировать и реализовывать педагогическую ситуациюуметь поставить педагогическую задачу и спроектировать педагогическое взаимодействие, его ход и корректированиеоценивать и объяснять причину расхождения между целью и результатом.

Для овладения этими знаниями и умениями необходимо развивать у будущих учителей следующие способности:

— чувствовать эмоциональное состояние ученика (эмпатия);

— понимать и принимать уникальность любого ребенка, подростка.;

— к эмоциональной поддержке ученика;

— к осознанию своих поступков и выделению ведущей мотивациисвоей деятельности (рефлексия);

-" поглощающую" рефлексию — способность к выведению оснований деятельности, поступка, затруднения своего ученика.

Современное общество диктует необходимость обобщения новейших научных знаний и технологий в содержании подготовки педагогических кадров с университетским образованием. Помимо этого, вслед за общей тенденцией в содержании образования явственно усиление внимания к духовному развитию личности на основе интеграции и концентрации гуманистических знаний из различных общественных наук.

4. Знания и способы деятельности по их усвоению должны обеспечивать будущему учителю сознательное формирование речевой деятельности, что ведет к сознательному различию понятий «владение иностранным языком» от формального знания слов.

5. Должно быть соотношение рецептивных, репродуктивных и продуктивных форм работы в зависимости от развиваемых умений, характеристик языкового материала, этапа обучения.

6. В процессе формирования речевой деятельности необходимо усиление воспитывающего воздействия предмета через слушание лекцийпо педагогике, психолигии и методике, рекомендовать чтение курса педагогики на английском языке, а также разработать практический курс по дидактике на английском языке.

В профессиональном становлении студента огромную роль приобретает педагогическая практика студента. Это важный этап подготовки будущего учителя, т.к. в ее процессе студенты получают необходимые умения и навыки будущей профессиональной деятельности как в учебной, так и научной.

7. В целях более эффективного профессионального формирования будущего учителя, привлекать студента к самостоятельной форме проведения семинаров-«студент-учитель».

8. Будущий учитель должен уделять особое внимание применению на уроках как общей коммуникативной мотивации, так и ситуативной на основе осознанности владения иноязычной речью.

9. Предпочтение необходимо отдавать «проблемным» лекциям, когда студенты активно вовлекаются в процесс слушания лекции.

10. Необходимо иметь непрерывную связь школ с факультетами иностранных языков, начиная с первого курса.

Педагогическая практика приучает студента к условиям более близким к самостоятельной учительской деятельности. Она проверяет личные качества студента, знакомит с передовым опытом учебно-воспитательной работы, формирует педагогические умения и навыки, написание курсовых и дипломных работ, приобщает к научной работе.

Данное исследование позволило установить важность социокультурного подхода к преподаванию иноязычной речи, умению у будущего учителя вести диалог двух культур (родного языка и изучаемого).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование по одной из актуальных проблемпрофессиональная подготовка студентов педагогических вузов к преподаванию иностранных языков (английского языка) для общеобразовательных школ (на материалах педагогических вузов Республики Таджикистан) позволило сделать следующие выводы и рекомендации:

Процесс прогрессивного развития общества зависит от большого количества факторов, среди которых важное место занимает фактор воспроизводства знаний, навыков, ценностей общества во времени, обеспечивающийся в процессе педагогической деятельности. От того, насколько эффективно она функционирует, впрямую зависят темпы роста той или иной культуры, ее способность адаптироваться к постоянно изменяющимся запросам времени, гибкость и жизненная сила.

Ключевым, в системе функционирования педагогической деятельности, является фактор подготовки педагогов, функцию реализации которого взяли на себя педагогические вузы и училища. Особенностями вузовской подготовки педагогических кадров является ее двойная ориентация, с одной стороны, преследующая цель воспитания универсального специалиста, имеющего широкое и современное научное мировоззрение и способного к самостоятельному креативному мышлению, с другой стороны — связанная с передачей навыков педагогической деятельности студентам, которые получают образование, непосредственно связанное с последующей педагогической деятельностью. Таким образом, система высшей школы в нашей стране фактически готовит специалистовпреподавателей по двум основным моделям: преподаватель-универсал, способный к всесторонней творческой деятельности и имеющий широкий гуманистический кругозор (университетская модель)-филологическая направленность и преподаватель-специалистуниверситетская педагогическая напрвленность, обладающий более глубокими знаниями и навыками в сфере собственно педагогической деятельности.

Мы полагаем, что в зависимости от наиболее общих запросов времени более актуальной становится подготовка специалистов той или иной специальности. В частности, в условиях достаточно стабильного социально-экономического и культурного развития, когда степень востребованности педагогических кадров стабильно большой и уровень престижа этой профессиональной группы на высоком уровне больше востребован специалист-преподаватель. В условиях системной нестабильности возрастает потребность в специалистах, обладающих навыками адаптации к различным сферам деятельности, так как социальные гарантии занятости в собственно педагогической сфере общество представляет в меньшей степени. Важной задачей гражданского общества и государства является поддержание разумного баланса между этими направленностями.

Типичным примером структуры работающей по гуманитарному направлению является Таджикский Государственный Педагогический университет, где с момента его образования и по сей день, ведется целенаправленная работа по подготовке педагогических кадров, где увеличилось количество и объем дисциплин гуманитарной направленности, руководством вуза поддерживаются гуманитарные и педагогические научные исследования, проходят различные конференции гуманитарного и педагогического профиля, большое внимание уделяется педагогической и психологической подготовке студентов как будущих преподавателей.

В ходе анализа подготовки специалистов педагогического профиля с университетским образованием выявлена система из пяти основных компонентов формирования педагогов в университете, включающая в себя: а) цель, б) содержание, в) средства подготовки г) субъекты педагогического процесса — преподаватели и д) студенческий контингент. Каждый из этих компонентов функционирует как единство инвариантной составляющей (универсальное гуманистическое и педагогическое ядро содержания образования, общая направленность формирования структуры педагогического и студенческого составов и т. д.) и вариативных проявлений, отражающих реальные процессы, происходящие в обществе. Вариативность обеспечивает внутреннюю целостность педагогической системы, связанной с непосредственной передачей традиционных педагогических и гуманистических ценностей, обеспечивая при этом процесс необходимого воспроизводства общества.

Вариативные проявления, фактически, определяют характер включения системы подготовки педагогических кадров в системы более высокого уровня (через выявление факторов влияния на нее внешних стимулов). К таким факторам внешнего системного влияния, в частности, относятся государственная идеология и государственные планомерные программы развития, экономические параметры, от изменения которых зависит нормальное функционирование сферы образования, ее обеспеченность инфраструктурными возможностями, меняющиеся показатели социальной перспективности и престижа профессии, степень автономии вузовской системы.

Но, несмотря на это, в системе подготовки педагогических кадров в университете сохраняется ряд проблем, основными из которых являются:

1. Обоснована необходимость поиска более эффективных путей формирования профессиональных навыков и умений у студентабудущего учителя.

2. На формирование основных целей и задач подготовки профессионального педагога влияет ряд факторов: идеологический, личностный и плановый.

3. Проблема подготовки учителя-воспитателя, которая может и должна решаться в комплексе усилий всех кафедр.

4. Координаторами этой деятельности должны быть кафедры педагогики высшей школы, которые получили бы реальное право объединить усилия всех кафедр в подготовке учителя-воспитателя.

5. В каждом звене вуза имеется достаточное количество возможностей в решении этого вопроса. Имеется в виду возможности научной и учебной видов работ и внеаудиторной деятельности, в ходе которых органической частью являлись бы вопросы профессиональной ориентации и подготовки студента к избранной работе.

6. Необходимо обеспечить формирование учителя, обладающего педагогическим мастерством, развитой познавательной активностью и самостоятельностью, высокими моральными качествами. Реализация этих требований принадлежит непосредственно педагогической подготовке, в частности, лекциям, семинарам, практической педпрактики.

7. При отборе содержания обучения большое внимание должно уделяться материалам культурно-логического и лингвистического характера в курсах таких дисциплин, как: педагогика, психология, философия и методика.

8. Вести лекционный курс и семинары по педагогике на иностранном языке при условии создания релаксивной обстановки, т. е. ликвидации состояния у студентов ошибкобоязни при говорении — как основу коммуникативно — дидактической компетенции студентов.

9. С целью достижения максимального овладения студентами иноязычной речевой деятельностью, необходимо развивать в единстве все формы речи (устную, письменную, внутреннюю).

10. Добиваться того, чтобы речь студентов на иностранном языке была и средством общения, и средством их мышления. За каждым словом, за каждой грамматической конструкцией должны стоять конкретные и правильные образы — представления.

11. Развивать выразительность речи в интонационном и лексическом плане, добиваться краткости, последовательности, логичности, эмоциональности, как в диалогах, так и в монологах. Только такая речь в будущей педагогической деятельности будет обладать большой силой воздействия и убеждения.

12. Развивать умение у студентов пользоваться разнообразными способами воздействия речи (приказание, требование, упрек, просьба, запрещение, совет, предупреждение с применением соответствующих жестов и мимики). Из учебной деятельности будущего учителя необходимо исключить нравоучение и нотации, кроме замечаний.

13. Развивать умение говорить гладко, плавно, без заминок, быстро находить нужные слова и выражения, имея в виду, что это определяется запасом слов, подвижностью мыслительных процессов, знанием иноязычного материала.

14. Необходимо совершенствовать чтение лекций, проводить практические занятия на основе новейших достижений науки (проблемные лекции, занятия, постановка проблемной ситуации и т. п.).

15. Усилить меры по технизации учебного процесса (на что обращает внимание студент и, конечно, заимствует не только технику, но и сам процесс ее пользования).

16. Отсутствие разработок по более эффективной системе воспитательных воздействий, направленных на профессиональную подготовку.

17. Невсегда учитывается подбор наиболее творческих руководителей, знающих школу для руководства студенческой педпрактикой.

В формировании профессиональной направленности большое значение имеет учет преподавателем индивидуально-психологических особенностей личности студентов (восприятия и наблюдательности, внимания и внимательности, памяти, речи, мышления и т. д.).

В учебно-воспитательном процессе важно не только что и как преподается, но и кто преподает.

Поэтому важнейшую роль в формировании профессиональной направленности студентов играет личность преподавателя вуза (уровень его знаний, умений и навыков, внимательность к личности студента, особенности речи и т. д.).

Исходя из этого, мы выходим на новый проблемный уровень, где актуальность приобретают вопросы соотносимости моделей подготовки педагогических кадров в Таджикских государственных университетах (в плане выявления типичных и специфических черт), устойчивости усвоенных академических традиций в структуре педагогической деятельности его выпускников и, особенно, степени эффективности их самореализации в условиях современной реальности как в Республике Таджикистан, так и за ее пределами, которая может служить объективным критерием эффективности самой системы подготовки педагогических кадров.

Таким образом, университет представляет собой своеобразную педагогическую систему открытого, динамического и органического характера, способную к адаптации и творческому росту, настроенному на преодоление наиболее значительных социальных проблем, стоящих перед студентами, получающими в нем педагогическое образование.

Рассмотренный круг вопросов не является исчерпывающим в сложной и практически значимой проблеме формирования профессиональной направленности студентов, которая может быть разрешена только совместными усилиями языковых, методических, педагогических и психологических кафедр.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.A. Основы овладения устной иностранной речью.-М. Просвещение, 1988.-125с.
  2. М.А. Педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности подростков: (на материале изучения иностранных языков). Автореф.дис. канд. пед. наук Ереван, 1993.-18с.
  3. В.А. Психология обучения иностранным языкам.- М., Просвещение, 1969.-279с.
  4. Ш. Педагогические основы повышения квалификации преподавателей специальных дисциплин, 1989г.-45с.
  5. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные законы и методы.-М., Высш.шк., 1980.-368с.
  6. С.И. Теоретические основы научной организации учебного процесса. М. Знание. 1975, Юс.
  7. A.A. Системы упражнений для обучения устной речи на" уроке анг.языка в VIII кл. Общеобразовательной школы. Автореф. Дис.канд.пед. наук.-Л., 1965.- 15с.
  8. Р. Худомузии педагоги дар системаи баландбардории муттасили ихтисоси омузгорон, 1991г.-12с.
  9. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М. 1977.-78с.
  10. Р.Ю. Основы обучения иностранному языку в условиях двуязычия. М., Высшая школа, 1970,-176с.
  11. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.- М., Просвещение, 1965.-227с.
  12. Г. А. Методика обучения синтаксису немецкого языка в 5−7 классах школы с таджикским языком обучения. Дис.канд.пед.наук.- М., 1974.-180 с.
  13. У.Т. Дидактические основы формирования коммуникативных навыков учащихся V-X классов (на примере средней школы с таджикским языком обучения), Ташкент, 1992 г.-56с.
  14. И.М. Ситуативность в обучении устной речи / Иностранные языки в школе,-1964 № 5, сс. 9−13
  15. .А. Психология овладения иностранным языком Минск. 1974. с. 23
  16. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., Русский язык, 1977.- 288с.
  17. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школ: Проблемы и перспективы.- М., Просвещение, 1988.-254с.
  18. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. -М., Издательство 1959.-347с.
  19. Бонк Н.'А-., Котий Г. А., Лукьянова H.A. Учебник английского языка.-М., Высш. шк., 1982.-637С.
  20. Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов -ьСПб., Питер, 2001- 304с.- (Серия-Учебник нового века).
  21. З.И. Пособие по английскому языку для начинающих изучение английского языка в неязыковом вузе.- 3-е изд., испр. и доп. М., Высш. шк., 1984.-280с.
  22. М.С. Педагогические условия формирования познавательного интереса у подростков (на материале биологии): Автореферат. Дис.канд. пед. наук.-Ереван, 1992.-21с.
  23. Г. Е. Из истории методов преподавания иностранных языков,-Воронеж: Издательство Воронеж. Ун-та, 1979, с. 56.
  24. A.A., Харитонов B.C. Учебник английского языка для 7 кл. Школ с преподаванием ряда предметов на английском языке. 8-е изд. М., 1982.-207с.
  25. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного -М. 1983. с. 11
  26. A.B. Паспортизация ключевых слов.- М., Просвещение, 1975−120с.
  27. JI.C. Собрание сочинений: в 6-ти т.т.Гл.ред. А. В. Запорожец, (Вступительная статья. А. Н. Леонтьева, с.9−41) — М. Педагогика, 1982−48с.
  28. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.- В книге Исследования мышления в советской психологии (под. ред. Широковой Е.В.), М., Наука, 1966−295−296с.
  29. З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. М. журнал, Педагогика, 2001, № 4, с.24−30.
  30. Гез H.H. К вопросу об истории развития интенсивных методов за рубежом. Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Моск. Гос. Пед. Ин-т. Иностр.яз. им. Мориса Тореза.-М.1977., Вып.3.с.32−45.
  31. С.М. Проблемы изучения преемственности высшей и средней школы //Советская педагогика-1980. № 9. с. 54.
  32. С.А. Психологический анализ логико-смысловой огранизации речевого высказывания: (На материале разных возрастных групп учащихся) Автореф.дис.канд. психолог, наук, — М.1984.-16с.
  33. Г. Ф. О развитии познавательного интереса на уроках франзуского языка и на внеклассных занятиях в млад.классах.- Ин.яз.в школе, № 4,1985, сс. 32−34.
  34. И.А. Английский язык: Методика ускоренного обучения. М., 1996.-193с.
  35. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики.(Учебное пособие для инст-ов. Под ред. Данилова М. А., Скаткина М.Н.) М. Просвещение, 1975-ЗОЗс.
  36. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации -М. 1984. с. 31., с. 46.,
  37. Г. А. Павлова М.В., Рей З.Г., Хвальнова А. Т. Учебник английского языка для делового общения, часть 1,2,3.-Ташкент, 1993−168с.
  38. М.И. Русские фразеологизмы в картинках.-М.Русский язык, 1987−327с.
  39. А.Н. Психологические механизмы усвоения грамматики родного и иностранных языков.-М., изд-во Моск. ун-та, 1992−256с.
  40. И.Ф., Кудрявцева O.E., Попова Н. С., Скворцова М. В., Шевелева С. А. Учебник английского языка для делового общения, часть б.-Ташкент, 1993−168С.
  41. Жинкин Н. И. Механизм речи. М., Изд. АПН РСФСР, 1958−117с.
  42. Н.И. Речь как проводник информации. М. Наука, 1992−159с.
  43. Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи.-Вопр. Языкознание, 1964. № 6, с. 26−38.
  44. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» Душанбе, 1994−35с.
  45. В.А. Предложение и его отношение к языку и речи- М.1976.-186с.
  46. И.А. Опережающее отражение в речевом поведении. Сб. Иностранные языки в высшей школе.-1974, Вып.8−147с.
  47. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Книга для учителя.-2-е изд., М. Просвещение, 1985−160с.
  48. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе- М., Просвещение, 1991, с.76−79.
  49. И.А., Малинина .Ю.Ф., Толкачева С. Д. К вопросу о психологических механизмах рецептивных видов речевой деятельности. Сб.Ин.яз. в высшей школе, М. Высшая школа, 1977, Вып.12, с. 112−113.
  50. И.А. Психологическая характеристика иностранного (второго) языка как объекта овладения в языковом ВУЗе // Сб. Науч. Трудов МГИИЯ им М. Тореза М. 1980. -Вып. 162. с.54
  51. B.C. Формирование профессионального интереса у студентов педагогических вузов. (На материале обучения фр.яз.неяз.фак.). Алма-Ата, 1989, с. 23.
  52. JI.B. «Дидактика и жизнь». М. Просвещение, 1968.-32с.: ^
  53. И.П. Особенности упражнения и их систематизация при обучении диалогической речи.-Сб. Научных трудов.-М. 1980, с.31−33.'
  54. Д.И. Обучение диалогической речи.- М. Русский язык, 1981−196с.
  55. Из концепции предмета. Иностранный язык с некоторой адаптацией их применения к условиям тадж.аудитории. Уч. газета, № 37,38 за 1993.-14с.
  56. М.С. Основы теории упражнений по иностранному языку,-М.Педагогика, 1975−151с.
  57. Иностранные языки в таджикской аудитории: (Теория и практика) (Сб. статей) АН Тадж. ССР, каф. иностр. яз. Отв.ред. Б. Сияев Душанбе, Дониш, 1978, с. 90.
  58. В.Г., Митрофанова О. Д. «Методические руководство для преподователей русского языка иностранцам». М., 1976, с. 7.
  59. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам М.Высшая шк., 1982−24с.
  60. З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке М. 1983.-73с.
  61. Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // ИЯВШ. 1985. № 1. -29с.
  62. Г. В. Контекстная семантика М. 1980. с. 15., с. 138.
  63. Г. В. Проблема владения и овладения языком в лингвистическом аспекте//ИЯВШ М., 1975. вып. 10. с. 13.
  64. Я.А. Дидактика.М., издательство 1957, с. 220.
  65. Я.А. Избранные педагогические сочинения.- М. Педагогика, 1982, в 2-х томах-656с.
  66. B.C. Обогащение словарного запаса учащихся на факультативных занятиях.-Жур. Ин.яз. в школе, 1981, № 4, с. 53.
  67. В.Г., Митрофанова О. Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. М. Русский язык, 1984−159с.
  68. Кофанова Л. А, Формирование познавательных интересов в учебно-воспитательном процессе высших технических школ. (На мат-ле иностр. языка). Автореф. Дис.канд.пед.наук., Алма-Ата, 1982−24с.
  69. В.В. Воспитание или образование. М. Педагогика, 2001,№ 3, с.3−10.
  70. Э.В. Формирование познавательного интереса у учащихся к русскому языку в процессе самостоятельной работы. (На матер-ле изучения членов предложения). Автореф. Дис.канд.пед.наук., М. 1992−16С.
  71. В.П. Структура индивидуальности учащихся как основа индивидуализации обучения иноязычной речевой деятельности. Журнал. Ин.яз.в школе-1979, с.32−39.
  72. .А. Интенсификация процесса обучения иноязычной устной речи. (Пути и приемы).-М.Высш. школа, 1970−128с.
  73. .А. Проблемы содержания обучения языку в языковом вузе-М.Высш.шк., 1986−143с.
  74. A.A. Язык, речь и речевая деятельность.-М.Просвещение, 1969−214с.
  75. A.A. «Деятельность. Сознание. Личность» М. Изд-во МГУ 1975 г.-90с.
  76. A.A. «Педагогическое общение» М. 1979. М. Изд-во МГУ -11с.
  77. A.A. Проблемы развития психики.-М., 1972, с. 32, с. 58.
  78. A.A. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному.(Психолингвистические очерки).-М.Изд-во МГУ, 1974−1978г. 88с.
  79. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Избранные психологические произведения.-М.Л983, Т.1−158с.
  80. М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам. Иностр. языки в школе. 1973, № 1, с.31
  81. Л.Х. Педагогические основы формирования профессиональных интересов учащейся молодежи. Автореф.дис.д-ра пед.наук.-Алма-Ата, 1995−51с.
  82. М.Т. Дидактические основы структурно-логической организации учебного материала в процессе обучения иностранным языкам в высшем учебном заведении.Автореф.дис.канд.пед.наук.-Душанбе, 1999−197с.
  83. Методическое письмо Мин.просвещ.РСФСР № 78-М от 2 апреля 1984 «О совершенствовании обучения иностранным языкам». -24−25с.
  84. A.A. История методики обучения иностранным языкам в СССР, Автореф.дис.д-ра пед.наук.-М., 1973, с. 15.
  85. Л.Р. Вероятное прогнозирование в речевой деятельности (возрастная динамика).Автореферат канд. диссертации псих.наук.-М.Наука, 1981−14с.
  86. И.О. Программаи институтхои педагоги, кисми 1.П. Душанбе, Госпединститут 1987−23с.
  87. И.О. История развития народного образования в Таджикской ССР (1917−1977)-Душанбе, Ирфон, 1968−295с.
  88. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе / Под ред.А. А. Миролюбова, И. В. Рахмонова и др.-М.Просвещение, 1967−504с.
  89. М. Из истории педагогических мыслителей таджикского народа, часть1, Н.-Душанбе, 1962−1963.-128с.
  90. Г. Е. Устный метод обучения иностранным языкам: Сокр.пер.с анг.-2-е изд.М.Учпедгиз, 1961−165с.
  91. Е.И. Метод обучения как категория методики, — В кн.:Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности. Воронеж, 1980, с. 280.
  92. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам,-М.Русский язык., 1977−214с.
  93. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М. Изд-во «Советская энциклопедия». М.- 1966. — с. 487.
  94. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов, 3-е изд.,-М.Школа-Пресс, 2000.-512с.
  95. Педагогика: Учебное пособие для студентов педин-тов. Ю. К. Бабанский,-2-е изд. доп. и перераб. М. Просвещение, 1988−479с.
  96. В., Роберте Л. Речь и мозговые механизмы.-Л.Медицина, 1964 (отд. Ленинградское)-233с.
  97. И.П. 2кн.-М.Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000-Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения.-576с.
  98. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн.-М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.Кн.Процесс воспитания.-256с.
  99. К. Повышение уровня профессиональной направленности будущих учителей средствами изучения французского языка. Автореферат 1998 г.-12с.
  100. В.И. Язык как деятельность М. 1982.-76−77с.
  101. Программа по английскому языку для неязыковых специальностей высших учебных заведений. Сост. В. В. Морозенко, И. М. Верман, В. М. Блинов и др.-М.Высш.шк., 1984−16с.
  102. Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке. Сб.науч.трудов ред.кол.Климентенко А.Д.(отв.ред.) и др.- М.Изд.АПН СССР, 1983.-93с.
  103. И.В. Обучение устной речи на иностранном языке.-М. Высшая школа., 1980−120с.
  104. Г. Р. Педагогические основы формирования познавательного интереса к иностранному (английскому) языку у студентов, Душанбе, 2002 г.
  105. Рахмонов Г. Р., I can speak English (Учебно-методическое пособие.) ТГУК, -Душанбе, -1999, с.5−30. Автореферат.
  106. У.М., Психолог и преподаватель иностранного языка/Методика преподавания иностранных языков за рубежом.-М.1976.-236с.
  107. У.М. Пусть они говорят то, что им хочется сказать/Методика обучения иностранных языков за рубежом.-М.1967.-Вып.Н.с.236.
  108. Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.-М.Просвещение, 1991, с.224−225.
  109. М.П., Шматова Б. И. Некоторые приемы активизации познавательной деятельности студентов на занятиях по теории языка/упражнения в системе занятий.-М.Высш.шк., 1966−252с.
  110. В.Х. Психологический анализ факторов мотивации в овладении русским языком как вторым родным/Отв.ред.Б. И. Казаков.-Душанбе, Дониш, 1983−123с.
  111. И.Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. Система упражнений в системе занятий.-М., Высш.шк., 1966−252с.
  112. П.Н. Активизация познавательной деятельности студентов в курсе методики обучения иностранным языкам.-Душанбе, Маориф, 1992.-98с.
  113. П.Н. Вопросы методики обучения английскому языку в таджикской школе.-Душанбе, Маориф, 1992.-25с.
  114. П.Н. Грамматическая единица обучения как средство методической организации языкового материала (4−5 классы). Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук -М. 1983, с. 10.
  115. П.Н., Саидова Р. П., Болтабаева У. Т., Белякова Г. А., Еров М. С., Раджабова И. С. Типовая программа иностранного языка для детей 5−11 кл. Школ с таджикским языком обучения.-Душанбе, 1997, с. 11.
  116. Скалкин B. J1. Комплекс упражнений для обучения устной монологической речи на иностранном языке. Сб.науч.тр.Система упражнений для обучения говорению на иностранном языке в средней школе.Под.ред.Слободниковой.-М.1980, с. 112,132.
  117. Скалкин B. J1. Основы обучения устной иноязычной речи.-М. Русский язык, 1981.-248с.
  118. М.Н. Совершенствование процесса обучения М., 1971
  119. В., Гурье Л., Зерминов А. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности // Высшее образование в России. — 1997. — № 4. — С. 44−49.
  120. A.A. Психология запоминания.-М.-Л., 1948.-93с.
  121. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.- Аспект-пресс- 1995. 271 с.
  122. B.JI., Алексеев Н. Г. Проблемно-диалоговая форма «Вопрос-ответ» -М.Педагогика, 2001, № 2, с.37−43.
  123. А.П. Обучение английскому языку в средней школе. М. Просвещение, 1978.-224с.
  124. Ф.Х. Формирование познавательного интереса к иностранному языку у студентов неязыковых факультетов педагогических институтов: (На мат-ле немец.яз. в нац. группах). Автореф.дис.канд.пед.наук., Ташкент, 1979−22с.
  125. Теоретические основы обучения иностранным языкам в старших классах средней школы. (Межвузовский сб.науч.трудов.Пятигорский пед. ин-т.). Пятигорск, 1985−166с.
  126. И.И. Тихонова. -См. Тихонов И. И. Контроль усвоения, его рациональная организация и эффективность в обучении. М. 1976, с. 9
  127. С.Д. Реконструкция речевого сообщения в различных условиях его передачи. Автореф.дис.канд.псих.наук.,-М.1977, с. 17.
  128. К. Воспитание нравственных качеств студентов в процессе преподавания иностранных языков (английский), Душанбе, 1993 г.-21с.
  129. К.Д. Собрание сочинений, т.2, М.Изд.АПН РСФСР, 1948.-657с.
  130. С.К., Гез Н.И., Ляховицкий М. В., Миролюбов A.A., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М. Высшая школа, 1982.-63−69с.
  131. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. -М.Просвещение, 1987.-21с.
  132. P.M. Вероятность элементов текста и речевое поведение прогнозирования.-М.Наука, 1971−65с.
  133. Н. Глагольный вид в современном английском и таджикском языках.-Душанбе, Дониш, 1979.-182с.
  134. Т.Н. Развитие познавательной активности учащихся в процессе овладения иностранным языкам на среднем этапе обучения в школе.Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1984, с. 19.
  135. Ш. И. Особенности работы над синтаксическими конструкциями немецкого языка в 8-летней школе Грузии.Автореф.дис.канд.пед.наук.-М.1971,с.24.
  136. Т.М. и др. В Великобритании принято так. (Учебное пособие для пед. ин-ов по спец.2103).Иностранный язык.-Л., Просвещение, 1975−296с.
  137. М.Б. Обучение чтению на английском языке взрослой таджикской аудитории. Ред.Б. С. Кокорев, И. Х. Хамроалиев.-Душанбе, Дониш, 1982−195с.
  138. Э.П. Типология тренировочных упражнений.-Журнал Ин. языки в школе, 1965., № 1.-83с.
  139. . Принципы учета взаимодействия изучаемых языков.-В кн. Взаимодействие языков в процессе обучения.-Вильнюс, 1971−20с.
  140. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность.-Л., 1974,-428 с.
  141. Г. И. Надежная основа обучения.-Жур. «Народное образование», 1973.,№ 2, с. 125.
  142. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: (Учебное пособие для пед. ин-ов) -М. 1979−160с.
  143. Д.Б. «Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте» // Вопросы обучения и воспитания. Киев, 1961.-33с.
  144. П.М. Психологические проблемы мотивизации поведения человека.-М. .Просвещение, 1969−317с.
  145. Л.П. Психологические особенности понимания текстов на иностранном языке: (На материале английского языка): Автореф.дис.канд.пед.наук.-М., 1990, с. 18.
  146. В.Р. Проблемы формирования грамматических навыков при обучении английскому языку в таджикской школе.-М., 1976−27с. '
  147. В.Р. Проблемы формирования рецептивных грамматических навыков при обучении анг. языку в таджикской школе. Автореф.дис.канд.пед.наук.-М.1976, с. 23.
Заполнить форму текущей работой