Субъективизация процесса обучения русскому языку как фактор развития устной и письменной речи младших школьников
Диссертация
В последние десятилетия в отечественной педагогической науке широкое распространение получило мнение о том, что успешное решение указанных выше задач в начальной школе возможно лишь преимущественно путем применения систем развивающего обучения. На наш взгляд, такая категоричность, чреватая издержками, проистекает из недооценки потенциальных возможностей развивающего характера, заложенных… Читать ещё >
Содержание
- Глава. Х. Обоснование и реализация идеи развивающего обучения младших школьников русскому языку в отечественной науке и педагогической практике
- 1. Психологические основы эффективного усвоения русского родного) языка в начальной школе
- 2. Эволюция методов обучения, обеспечивающих сознательную и активную деятельность младших школьников в процессе овладения русским языком
- 3. Сравнительный анализ традиционной и параллельных систем обучения учащихся начальных классов
- Глава II. Психолого-педагогические и лингвистические основы субъктивизации
- 1. Субъективизация: сущность, основные средства ее организации в учебном процессе
- 2. Механизм формирования понятий у младших школьников в процессе изучения русского языка
- 3. Психологические факторы, обеспечивающие эффективность субъективизации
- Глава III. Описание экспериментальной методики обучения русскому языку, осуществляемой в русле субъективизации
- 1. Общая характеристика содержания и организации процесса обучения
- 2. Методика проведения мобилизующего этапа урока
- 3. Структура и методика проведения минутки чистописания
- 4. Методика проведения словарно-орфографической работы
- 5. Методика изучения языковой теории
- 6. Система комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений, применяемых на этапе закрепления изученного материала, и методика их проведения
- Глава IV. Экспериментальное исследование проблемы субъективизации учебной деятельности младших школьников на уроках русского языка
- 1. Методика организации и проведения эксперимента
- 2. Констатирующий эксперимент и его результаты
- 3. Обучающий эксперимент и его результаты
Список литературы
- Официальные документы
- Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы (1−4 классы начальной школы). М.: Просвещение, 1988−265 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−3) по системе Л. В. Занкова. М.: Просвещение, 1996. — 84 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−3). М.: Просвещение, 1998. — 345 с. 1. Книги, статьи по педагогике, психологии, философии, лингвистике, нейрофизиологии, методике преподавания русского языка
- Абдурасулова В.П. Некоторые пути формирования способности к обобщению у младших школьников // Вопросы психологии. 1979. -№ 5.-0.126−133.
- Абрамова Н.Т. Невербальные мыслительные акты в «зеркале» рационального сознания // Вопросы философии. 1997. — № 1. — С.99−114.
- Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. -1995 № 1. — С. 111−131.
- Алферов А.Д. Родной язык в средней школе (опыт методики). 2-е изд. — М.: Книгоизд. «Школа», 1912.-400 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.-486 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.-230 с.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки: Избр. психол. труды: В 2 т. Т.2 / Под ред. А. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980.-288 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблема человекознания: Избр. психол. труды. М.- Воронеж, 1996. — 384 с.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы: Избр. труды. М.: Наука, 1978. -400 с.
- Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности // Избр.труды. М.: Наука, 1979. — 454 с.
- Анциферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопросы психологии. 1978. — № 1. — С.37−50.
- Артемов В.А. Курс лекций по психологии. Изд-е 2-е. — Харьков: ХГУ, 1958.-422 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-158 с.
- Асмолов А.Г., Ковальчук М. А. О проблеме установки в общей и социальной психологии // Вопросы психологии.- 1975, — № 4,-С.11−22.
- Асмус В.Ф. Логика. М.: Госполитиздат, 1947. — 387 с.
- Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении.-М.: Госполитиздат, 1954. 88 с.
- Асмус В.Ф. Избранные философские труды, М.: МГУ, 1969. — 412 с.
- Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике: (Очерк истории XVII начало XX в.). — 2-е изд. — М.: Мысль, 1965. -312 с.
- Афанасьев П.О. Методика русского языка в средней школе. М.: Учпедгизд., 1947.-268 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Бартлетт Ф. Психика человека в труде и игре: Пер. с англ. М.: АПН РСФСР, 1959.-144 с.
- Батова Н.Я., Хомская Е. Д. Нейропсихологический анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала // Вопросы психологии. 1984. -№ 3. — С. 132−139.
- Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. 1997. -№ 5. — С.26−31.
- Березин Ф.М., Головин Б. Н. Общее языкознание. М.: Просвещение, 1979.-416 с.
- Бернштейн М.С. О природе научного творчества // Вопросы философии. 1966. — № 6. — С.131−142.
- Бернштейн H.A. Физиология движений и активность. М.: Наука, 1990.-496 с.
- Бибрих P.P., Орлов А. Б. Мотивация и целеобразование в поведении с закономерным и случайным исходом // Вопросы психологии. -1985.-№ 1. С. 167−174.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. Изд-е 2-е. — М.: Просвещение, 1966. — 306 с.
- Богоявленский Д.Н. Некоторые теоретические вопросы психологии обучения // Вопросы психологии. 1976. — № 2. — С.75−81.
- Богоявленский Д.Н. Усвоение грамматических понятий // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. М.: Педагогика, 1977. — С. 184−198.
- Бодалев A.A. Личность и общение // Избр. труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
- Бодалев A.A. Общение и формирование личности // Избр. труды. -М.: Педагогика, 1983. 272 с.
- Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека: Характеристика и условия достижения. М.: Флинта- Наука, 1998. — 168 с.
- Божович Л.И. Воспитание как целенаправленное формирование личности ребенка // Вопросы психологии. 1974. — № 1. — С.33−39.
- Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976. — № 6. — С.45−63.
- Божович Л.И. Концепция культурно-исторического развития психики // Вопросы психологии. 1977. — № 2. — С.29−39.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С.23−35.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
- Борисов В.Н. Уровни логического процесса и основные направления их исследования. Новосибирск: Изд-во «Наука» Сиб. отд., 1967.-212 с.
- Бочаров В.А., Маркин В. И. Основы логики. М.: Космополис, 1994.-272 с.
- Брудный A.A. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998.-336 с.
- Брунер Дж. Психология познания: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977.-412 с.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. -М.- Воронеж, 1996. 390 с.
- Брушлинский A.B., Воловикова М. И. О мышлении как прогнозировании // Вопросы психологии. 1976. -№ 4. — С.31−40.
- Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. -М.: Интерпракс, 1994. 360 с.
- Будинайте Г. Jl., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. — № 5. -С.99−105.
- Булохов В .Я. Оперативная речевая память и орфографические ошибки // Вопросы психологии. 1990. -№ 1. — С.28−32.
- Бунаков Н.Ф. Родной язык как предмет изучения в начальной школе с трехгодичным курсом. М.: АПН РСФСР, 1953. -412 с.
- Бунаков Н.Ф. Школьное дело. М: АПН РСФСР, 1953. — 412 с.
- Бунге М. Интуиция и наука: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1967. -187 с.
- Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка // Избр. пед. соч. -М: Просвещение, 1992. -512 с.
- Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности// Психологический журнал. 1998. — Т. 19 -№ 4. — С.49−58.
- Васильев И.А., Поплужный В. Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. -М: МГУ, 1980. 192 с.
- Вассерман Б.И. Влияние мотивации на продуктивность мнемиче-ских процессов // Вопросы психологии. 1975. — № 6. — С.34−91.
- Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности и их проявление в мышлении // Вопросы психологии. 1998.- № 3.-С.91−103.
- Вахтеров В.П. На первой ступени обучения // Избр.пед.соч. М.: Педагогика, 1987. — С. 163−224.
- Вахтеров В.П. Наши методы преподавания и умственный паразитизм // Избр.пед. соч. М.: Педагогика, 1987. — С.148−163.
- Вахтеров В.П. Предметный метод обучения // Избр.пед. соч. М.: Педагогика, 1987. -С.269−324.
- Веденов A.B. Личность как предмет психологической науки // Вопросы психологии. 1956. — № 1. — С. 19−33.
- Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. И. М. Фейгенберга, Г. Е. Журавлева. -М.: Наука, 1977. -392 с.
- Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989. — 174 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М.: МГУ, 1990.-288 с.
- Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. -М.: АПН СССР, 1963.-254 с.
- Виноградова Н.Ф. Начальная школа сегодня: успехи и трудности. Обсуждаем итоги российского совещания по начальной школе // Начальная школа. 1997. -№ 4. -С.И-14.
- Витгенштейн Л. Философские работы. 4.1. М.: Гнозис, 1994. -612 с.
- Витт Н.В. Об эмоциях и их выражении // Вопросы психологии. -1964. № 3. — С.140−153.
- Власенков А.И. Общие вопросы методики русского языка в средней школе. М.: Просвещение, 1973. — 384 с.
- Войшвилло Е.К. Понятие. -М.: МГУ, 1967.-286 с.
- Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. М.: МГУ, 1989. — 240 с.
- Вопросы языка и методики его преподавания. Сб. науч. тр. / Под ред. А. М. Кошкарева, Н. А. Шурыгина. Нижневартовск: НПИ, 1966. -94 с.
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. М.: Рус. эн-цикл., 1998.-360 с.
- Вундт В.M. Основания физиологической психологии Вильгельма Вундта: Пер. и доп. по новейшим исследованиям Виктор Кондин-ский. -M.: Н. А. Абрикосов, 1880. 1038 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Избр. психол. труды. М.: АПН РСФСР, 1956.-518 с.
- Выготский Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях // Вопросы философии. —1970. № 6. — С.120−130.
- Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т.4 / Под ред. А. В. Запорожец. -М.: Педагогика, 1984.-425 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика Пресс, 1996.-536 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997.-224 с.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии, СПб.: СОЮЗ, 1999.144 с.
- Выготский Л.С., Лурия АР. Этюды по истории поведения. М.: Педагогика-Пресс, 1993.-224 с.
- Галкина-Федорук Е. М. Суждение и предложение.- М.: МГУ, 1956.-74 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. -М.: МГУ, 1985.-45 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961.-461 с.
- Герасимов C.B. Познавательная активность и понимание // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С.88−93.
- Герасков Е. Некоторые аспекты интуиции и установки // Вопросы психологии. 1988. — № 5. — С.17−23.
- Гетманова А.Д. Элементы математической логики в курсе логики в педагогическом институте. Мурманск: МГПИ, 1960. -41 с.
- Гетманова А.Д. Выражение дедуктивных умозаключений традиционной логики в символической логике. Мурманск: МГПИ, 1962.-52 с.
- Гетманова А.Д. Занимательная логика школьников: 4.1. М.: ВЛАДОС, 1998.-240 с.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. -М.: Высш. шк., 1988.-480 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. Изд. 2-е, стереотип. Т. 1: Пер. с фр. — М.: Мир, 1996. — 496 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т- Избр. 2-е, стереотип. Т.2. Пер. с фр. М.: Мир, 1996. — 376 с.
- Головин Б.Н. Основы теории речевой культуры. Горький: ГГУ, 1977.-64 с.
- Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 137−149.
- Горский Д.П. Вопросы абстракции и образование понятий, М.: АН СССР, 1961.-352 с.
- Горский Д.П. Определение (логико-методологические проблемы).-М.: Мысль, 1974.-312 с.
- Горский Д.П. Обобщение и познание. М.: Мысль, 1985. — 208 с.
- Грабал Вл. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности учащихся // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С.56−59.
- Граник Г. Г. Психологические механизмы орфографической грамотности // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С.28−36.
- Григорян Н.В. Что такое развивающее обучение?// Начальная школа. 1999. -№ 1. — С.54−57.
- Гурова Jl.Я. Процессы понимания в развитии мышления// Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 126−137.
- Гурова JI.JI. Характеристика творческого мышления в структуре одаренности // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С. 14−20.
- Гурова JI. JI, Мирошхина Э. А., Поливанова Н. И. Исследование интуитивных процессов в решении задач // Вопросы психологии. -1974. -№ 3. -С.41−53.
- Давыдов В В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования // Вопросы психологии. 1991. — № 6. — С.5−13.
- Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: Пеленг, 1992. — 112 с.
- Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. — № 1. — С.22−33.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.-С.544.
- Давыдов В.В. Проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С.35−45.
- Демина Л.Д. О нейрофизиологических механизмах внимания// Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С.85−96.
- Джавришвили Т.Д., Авалишвили A.M. К вопросу о физиологическом механизме установки // Вопросы психологии. 1969. — № 3. -С.65−71.
- Добромыслов В.А. Развитие речи в связи с изучением грамматики. М.: АПН РСФСР, 1954. — 64 с.
- Добромыслов В.А. О развитии логического мышления учащихся V-VII классов на занятиях по русскому языку,— М.: Учпедгиз, 1956.-64 с.
- Добромыслов В.А. О состоянии и задачах развития методики русского языка как науки. М.: АПН РСФСР, 1956. — 58 с.
- Додонов Б.И. Типы общей эмоциональности направленности людей и тенденции структурирования их эмоциональной сферы // Вопросы психологии. 1972. — № 1. — С.45−55.
- Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. — № 5. — С. 18−28.
- Додонов Б.И. Эмоциональная направленность и корреспондирующие свойства личности // Вопросы психологии. 1974. — № 6. -С.50−58.
- Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности // Вопросы психологии. 1975. -№ 6. — С.21−33.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. — 272 с.
- Додонов Б.И. О системе «личность» // Вопросы психологии.-1985. № 5. — С.36−45.
- Донская Т.К. Активизация речевой деятельности в условиях развивающего обучения // Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Л.: ЛГПИ, 1984. — С. 137−143.
- Донская Т.К. Взаимосвязь обучения, развития и воспитания при изучении русского языка // Совершенствование методов обучения в средней общеобразовательной школе. Л.: ЛГПИ, 1986. -С.102−112.
- Донская Т.К. Развивающая функция методов обучения русскому языку // Методы обучения средней общеобразовательной школы: Сб. Л.: ЛГПИ, 1985. — С.35−39.
- Донская Т.К. Принципы развивающего обучения русскому языку.-Л.: ЛГПИ, 1985.-81 с.
- Донская Т.К. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения родному языку // Русский язык в школе. 1987. — № 6. — С.3−8.
- Донская Т.К. Прием диалогизации учебных текстов как средство развития коммуникативных способностей учащихся // Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе. Л.: ЛГПИ, 1989. -С.79−90.
- Донцов А.И., Саркисян Ш. В. Совместная деятельность как фактор личностного восприятия в группе // Вопросы психологии. 1980. -№ 4. — С.38−49.
- Дорохина В.Т. Формирование целеполагания как компонента учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. — № 6. — С.73−82.
- Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М.: Высш. шк., 1980.-286 с.
- Дудников A.B. Методы и приемы преподавания русского языка с точки зрения развивающего обучения // Русский язык в школе. -1985. № 4. — С.34−41.
- Дусавицкий А.К., Репкин В. В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в различных условиях обучения // Вопросы психологии. 1975. -№ 3. — С.92−102.
- Ерастов Н.П. Использование элементов логики на занятиях по русскому языку в школе // О путях повышения эффективности обучения русскому языку в средней школе / Под ред. Г. Г. Граник. М.: Педагогика, 1970.-С.122−131.
- Ерастов Н.П. Проблема развития лингвистического мышления школьников. -М.: Пед. об-во РСФСР, 1971. 16 с.
- Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка. Томск: Пеленг, 1992. — 60 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
- Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982.- 158 с.
- Жуйков C.B. Психология усвоения грамматики в начальных классах. М.: Просвещение, 1964. — 300 с.
- Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. М.: Просвещение, 1965. — 356 с.
- Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979.-184 с.
- Завалишина Д.Н. Интуиция и формирование обобщенного способа решения задач // Вопросы психологии. 1979. — № 2. — С. 109−116.
- Занков Л.В. Память. М.: Учпедгиз, 1949. — 176 с.
- Занков JI.B. О начальном обучении. М.: АПН РСФСР, 1963.200 с.
- Занков JT.B. Обучение и развитие. М.: Педагогика, 1975. -440 с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.-424 с.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1. -М.: Педагогика, 1986. -318 с.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.2.-М.: Педагогика, 1986.-298 с.
- Запорожец A.B., Неверович Я. З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. 1974.-№ 6. — С.59−72.
- Зарубина Т.Д. Методика обучения связной речи. М.: Русский язык, 1977.-48 с.
- Земская Е.А., Ширяев E.H. Устная публичная речь: разговорная или кодифицированная? // Вопросы языкознания. 1980.- № 2.-С.61−72.
- Земская Е.А., Китайгородская М. В., Ширяев E.H. Русская разговорная речь. M.: Наука, 1981. — 276 с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. М.: Академия, 1995.347 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. Логос, 1999.384 с.
- Зиновьев A.A. Основы логической теории научных знаний. М.: Наука, 1967.-262 с.
- Зиновьев A.A. Комплексная логика. М.: Наука, 1970. — 204 с.
- Злобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. -1991. -№ 4. -С.94−99.
- Знаков В.В. Влияние особенностей восприятия и оперативной памяти на процессы целеобразования при решении задач // Вопросы психологии. 1979. -№ 5. -С. 106−112.
- Иванова Е.Ф. Соотношение типов мышления и способов запоминания // Вопросы психологии. 1976. — № 3. — С.48−58.
- Иванова Е.Ф., Занка Е. В. Сохранение материала в логической памяти // Вопросы психологии. 1983. — № 3. — С. 112−117.
- Ивин A.A. Искусство правильно мыслить. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1990.-240 с.
- Ильин Г. Л. Некоторые вопросы психологии общения // Вопросы психологии .-1986. -№ 5.-С.113−124.
- Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения // Вопросы психологии. 1984. — № 6. — С.87−94.
- Имедадзе И.В. Ситуативное развитие мотивации и установка // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С.90−97.
- Ипполитова H.A. Особенности обучения чтению в начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. 1999. -№ 5. — С. 16−23.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968.-288 с.
- Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Каверин С.Б. О психологической классификации потребностей // Вопросы психологии. 1987. -№ 5. — С.121−129.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество// Вопросы психологии. 1988. — № 4. — С.25−34.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность// Вопросы психологии. 1989. — № 4. — С.5−15.
- Казанская Г. А. О методах обучения советской школы в первые годы советской власти // Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе. Л.: ЛГПИ, 1989. — С. 149−153.
- Канарская О.В. Инновационное обучение на уроках русского языка // Совершенствование методов и приемов обучения в современной школе. Л.: ЛГПИ, 1989. — С.90−105.
- Кан-.Калик В. А. О педагогическом общении // Вопросы психологии. 1985.-№ 4.-С.9−16.
- Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания.-М.: Политиздат, 1963. -296 с.
- Кедров Б.М. Микроанатомия великого открытия. М.: Наука, 1970.-246 с.
- Кедров Б.М. Проблемы логики и методологии науки // Избр. труды. М.: Наука, 1990. — 352 с.
- Кепалайте А.П., Суворова В. В. Экспериментальное изучение положительных и отрицательных эмоций // Вопросы психологии. -1991. № 2. — С.140−147.
- Кехчуашвили Г. Н. О роли установки в оценке музыкальных произведений // Вопросы психологии. 1975. — № 5. — С.63−70.
- Кинелев В.Г. О проблемах и перспективах развития начального образования в Российской Федерации // Начальная школа. 1997. -№ 4. — С.2−3.
- Клепинина З.А. Традиционная система образования четырехлетней начальной школе // Начальная школа: плюс-минус. — 1999. -№ 1.-С.7−9.
- Ковалев А.Г. Психология личности. Изд. 3-е. — М.: Просвещение, 1969.-391 с.
- Ковалев А.Г., Радзиховский JI.A. Общение и проблема интериори-зации // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 110−120.
- Ковальчук Г. А. Взгляд учителя из сибирской глубинки на букварь Д.Б.Эльконина // Начальная школа. 1997. — № 3. — С.52−55.
- Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1993.-224 с.
- Коломинский Я.Л., Харин С. С. Становление субъективной социальности у детей раннего возраста // Вопросы психологии. 1991. -№ 6. — С.21−30.
- Колосов С. Обучение правописанию и развитию речи // Русский язык в советской школе. 1930. -№ 2. — С. 163−166.
- Колшанский Г. В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. М.: Наука, 1975. -230 с.
- Колягин Ю.М. Отзыв на статью // Начальная школа. 1998. -№ 4.-С.104−106.
- Конопкин O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С.5−12.
- Конопкин O.A., Стрюков Г. А. Вероятностное прогнозирование как детерминанта скорости реакций на альтернативные сигналы // Вопросы психологии. 1971. — № 3. — С.46−56.
- Константинов H.A., Медынский E.H. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. М.: Учпедгиз, 1948. — 472 с.
- Константинов H.A., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. -М.: Учпедгиз, 1953. -272 с.
- Корешкова Т.В. Обучать, развивая и воспитывая // Начальная школа. 1997. — № 11. — С. 19−24.
- Коротяев Б.И. Учение процесс творческий. — М.: Просвещение, 1989.- 159 с.
- Крамаренко В.Ю., Никитин В. Е., Андреев Г. Г. Интеллект человека. Воронеж: ВГУ, 1990. — 182 с.
- Кривоносов А.П. Умозаключения в естественном языке. Русский филологический Вестник / Под ред. В.А.Татаринова- Московский Лицей. 1994. — Т.79. — № 1. — С.73−85.
- Крючкова Л.Ю. Речь- канал развития интеллекта // Начальная школа. 1997. — № 2. — С.68−70.
- Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. — 80 с.
- Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: МГУ, 1991.-192 с.
- Купалова А.Ю., Никаноров В. В. Практическая методика русского языка. 8 класс. -М.: Просвещение, 1992. 188 с.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1974. — 255 с.
- Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении.- М.: Просвещение, 1966.-523 с.
- Ланда Л.Н. Прием, метод, алгоритм (анализ понятий) II Вопросы психологии. 1973. — № 4. — С.71−83.
- Ланда Л.Н. Теоретические проблемы алгоритмизации и эвристики в обучении // Вопросы психологии. 1975. — № 4. — С.62−76.
- Лаптева O.A. Современная русская публичная речь в свете теории стиля // Вопросы языкознания. 1978. — № 1. — С. 18−37.
- Левитов Н.Д. Психические состояния беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. -№ 1. — С. 131−137.
- Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М.: АПН РСФСР, 1960.-216 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.-280 с.
- Лейтес Н.С. Изучать одаренность детей // Психологический журнал. Т.13. 1992. — № 1. —-С.147−164.
- Лекторский В.А. Проблема субъекта и объекта в классической и современной буржуазной философии. -М.: Высш. шк., 1965. 122 с.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980. -360 с.
- Леонтьев A.A. Язык и разум человека. М.: Политиздат, 1965. -128 с.
- Леонтьев A.A. Язык, речь и речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.-214 с.
- Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979,48 с.
- Леонтьев A.A. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. — № 9. -С.95−108.
- Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии // Вопросы психологии. 1979. — № 3. — С. 11−24.
- Леонтьев А.Н. Проблема развитии психики. М.: МГУ, 1981.584 с.
- Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в советской психологии // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 109−120.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.: МГУ, 1994. — 288 с.
- Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С.11−21.
- Леонтьева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования // Начальная школа. 1997. — № 4. — С.3−9.
- Лернер И .Я. Познавательные задачи в обучении истории. М.: Просвещение, 1968. -94 с.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.-64 с.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
- Лецких Л.А. Развивающий канон в системе Эльконина-Давыдова-Репкина // Начальная школа. 1997. — № 3. — С.42−44.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. -1982. № 4. — С.18−35.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1997.-384 с.
- Лобанова E.H. Методическое наследие Николая Федоровича Бу-накова // Начальная школа. 1998. — № 2. — С. 80−85.
- Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. — № 8. — С.34−47.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. -298 с.
- Ломов Б.Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. -М.: Наука, 1980.-278 с.
- Ломов Б.Ф., Беляева A.B., Носуленко В. Н. Вербальное кодирование в познавательных процессах. М: Наука, 1986. — 128 с.
- Ломоносов М.В. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т.7. М.- Л.: АН СССР, 1952.-994 с.
- Лурия А.Р. Курс общей психологии: мышление и речь. М.: МГУ, 1970.- 172 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Холмской. Ростов-н/Д: Феникс, 1998. — 416 с.
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: АПН РСФСР, 1956. — 94 с.
- Львов М.Р. О работах учащихся, соответствующих задаче развития школьников // Советская педагогика. 1964. — № 9. — С.79−86.
- Львов М.Р. Опыт алгоритмизации в начальном обучении русскому языку // Вопросы обучения и воспитания в начальной школе. Челябинск, 1970. — С.72−90.
- Львов М.Р. О речевом развитии учащихся средней школы // Советская педагогика. 1973. -№ 9. — С.27−37.
- Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение, 1975. — 176 с.
- Львов М.Р. К поискам теоретических основ развития речи учащихся // Советская педагогика. 1976. — № 8. — С.41 -56.
- Львов М.Р. Формирование грамматических понятий у младших школьников // Начальная школа. 1981. — № 11. — С.24−26.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Львов М.Р. Методы развития речи учащихся // Русский язык в школе. 1985. — № 4. — С.42−47.
- Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. М.: Просвещение, 1988. -240 с.
- Львов М.Р. Язык и речь // Начальная школа. 2000. — № 1. — С. SS-SS.
- Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977.-224 с.
- Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М.: МГУ, 1976. — 254 с.
- Ляшко И.М. Мотивы совершенствования интеллекта // Вопросы психологии. 1974. -№ 1. — С. 151−153.
- Магкаев В.Х. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1974. — № 5. — С.98−106.
- Майсак H.A. Обучение грамоте по методике Эльконина-Давыдова // Начальная школа. 1972. — № 2. — С.28−30.
- Малаховский В.А. Причины орфографической безграмотности // Русский язык в советской школе. 1934. -№ 1−2. — С.41−50.
- Малюков А.Н. Эмоциональное переживание и развитие личности школьника // Начальная школа: плюс-минус. 2000. — № 6. — С.6−11.
- Манукян С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения // Вопросы психологии. 1984. — № 4. -С.130−133.
- Маркова А.К. Усвоение школьниками коммуникативной функции языка// Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С.21−32.
- Маркова A.K. Психология усвоения языка как средства общения. -М.: Педагогика, 1974.-240 с.
- Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1978. -№ 3. — С. 136−142.
- Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С.47−59.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Педагогика, 1983. — 96 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-190 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
- Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С.43−49.
- Матюшкин A.M. Психологические проблемы программированного обучения // Вопросы психологии. 1971. — № 3. — С.68−89.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. — 208 с.
- Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии.- 1982. — № 4. С.5−17.
- Матюшкин A.M. Загадки одаренности. М.: Школа-Пресс, 1993. -128 с.
- Матюшкин A.M., Петросян А. Г. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения. М.: Знание, 1981. — 84 с.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. -М.: Педагогика, 1989. -224 с.
- Менчинская H.A. О некоторых особенностях развития советской психологии обучения // Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка. М.: Ин-т пракг. психологии, 1998- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. -С.143−157.
- Менчинская H.A. Вопросы умственного развития ребенка // Проблемы обучения и воспитания и психологического развития ребенка. -М: Ин-т практ. психологии, 1998- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.-С.65−85.
- Методика развития речи на уроке русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. -М.: Просвещение, 1980. -240 с.
- Методы и приемы обучения русскому языку / Под ред. А. Ю. Купаловой. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1977. — 112 с.
- Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. Вопросы психологии. — 1987. — № 5. — С. 129−138.
- Милюков А.Н. Эмоциональное переживание и развитие личности школьника // Начальная школа: плюс-минус. 2000. — № 6. — С.6−11.
- Мирошхина Э.А. Интуитивные компоненты в решении вербальных задач // Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С.85−94.
- Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии. 1976. — № 6. — С.54−68.
- Муштакова A.B., Шарапова О. М. Система развивающего обучения глазами завуча // Начальная школа. 1997. — № 6. — С.9−14.
- Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. -М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
- Надирашвили Ш. А. О формировании и смене социальных установок личности // Вопросы психологии. 1978. -№ 3. — С.32−39.
- Надирашвили Ш. А. Психология установки: В 2 т. Т. 1. Тбилиси, 1983.-259 с.
- Надирашвили Ш. А. Психология установки: В 2 т. Т.2. Тбилиси, 1985.-301 с.
- Напольнова Т.В. Познавательные задачи в обучении русскому языку / Под ред. И. Я. Лернера. М.: Просвещение, 1968. — 52 с.
- Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1983. — 110 с.
- Начальный этап развивающего обучения русскому языку в средней школе. Концепция и программа / Под ред. В. В. Репкина. Харьков- Томск: Пеленг, 1992. — 88 с.
- Некрасова Т.В. Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе (букварный период). Томск: Пеленг, 1994. -92 с.
- Никифоров О.И. Исследования по психологии художественного творчества. -М.: МГУ, 1972. 154 с.
- Ничкович Р. Проблемное обучение как фактор формирования положительного отношения к обучению //Вопросы психологии. -1972. № 2. — С.39−44.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. М.: МГУ, 1972.-151 с.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М.: Тривола, 1996.-360 с.
- Общее языкознание / Под ред. А. Е. Суприна. Минск: Высш. шк., 1983.-456.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: Просвещение, 1968.-208 с.
- Онтология языка как общественного явления / Отв. ред. Г. В. Степанов, В. З. Панфилов. М.: Наука, 1983. — 310 с.
- О путях повышения эффективности обучения русскому языку в средней школе / Под ред. Г. Г. Граник. М.: Педагогика, 1970. — 160 с.
- Орлов А.Б. Развитие теоретических схем в психологии мотивации // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С.27−35.
- Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее Я человека // Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С.5−19.
- Осницкий А.К. Проблемы исследования субъективной активности // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С.5−19.
- Основы методики русского языка в 4−8 классах / Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1978. -382 с.
- Основы теории речевой деятельности / Отв. ред. А. А. Леонтьев. -М.: Наука, 1974.-368 с.
- Павлова К.Г. Особенности мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения грамматики // Типические особенности умственной деятельности младших школьников / Под ред. С. Ф. Жуйкова. -М.: Просвещение, 1968. -С.125−176.
- Панфилов В.З. Гносеологические аспекты философских проблем языкознания. М.: Наука, 1982. — 358 с.
- Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. М.: Наука, 1971.-232 с.
- Переслени Л.И. Особенности вероятностного прогнозирования у детей в норме и патологии // Вопросы психологии. 1976. — № 2. -С.115−123.
- Переслени Л.И., Чупров Л. Ф. Определение уровня развития словесно-логического мышления у первоклассников // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С.154−157.
- Петерсон М.Н. К вопросу о рациональной методике обучения орфографии // Родной язык в школе. 1927. — Кн.5. — С. 175−180.
- Петерсон М.Н. Система русского правописания.- М.: МГУ, 1955.- 108 с.
- Петренко В.Ф. Психосемантические исследования мотивации // Вопросы психологии. 1983. — № 3. — С.29−39.
- Петренко С. Мое мнение об учебнике А.В.Поляковой «Русский язык» // Начальная школа. 1997. — № 7. — С.45−48.
- Петров Ю.А. Азбука логичного мышления, М.: МГУ, 1991.104 с.
- Петровский A.B. Личность в психологии с позиций системного подхода // Вопросы психологии. 1981. — № 1. — С.57−66.
- Петровский A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 15−26.
- Петровский A.B. Возможности и пути построения общепсихической теории личности // Вопросы психологии. 1987. — № 4. — С.30−44.
- Петровский A.B. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С.40−46.
- Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности // Вопросы психологии. 1985. — № 4. — С.17−30.
- Пешковский A.M. Вопросы изучения языка в семилетке // Избр. труды. М. Учпедгиз МП РСФСР, 1959. -С.215−233.
- Пешковский A.M. Грамматика в новой школе // Избр. труды. М.: Учпедгиз МП РСФСР, 1959. — С.112−130.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта: Избр. психол. труды: Пер. с англ. и фр. М.: Междунар. пед. акад., 1994. — С.55−235.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997. -256 с.
- Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. СПб.: СОЮЗ, 1997.-286 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-256 с.
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М.: Просвещение, 1985. -208 с.
- Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. М.: Гл. ред. восп. лит., 1968. — 376 с.
- Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967.256 с.
- Попов Ардалион. Методика русского языка (переработка для трудовой школы Н. Д. Никольским и В.М.Чистяковым). Изд. 7-е. — М.- Л.: «Долой неграмотность», 1928. -218 с.
- Потебня A.A. Мысль и язык // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. В.П.Нерозна-ка. М.: Academia, 1997. — 320 с.
- Принципы развития в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой. -М.: Наука, 1978.-208 с.
- Проблемы теоретической и экспериментальной лингвистики / Под общ. ред. В. А. Звегинцева. М.: МГУ, 1977.-262 с.
- Протченко И.Т. Академик Ф.И.Буслаев (1818 1897). К столетию со дня смерти // Начальная школа. — 1997. — № 4. — С.24−30.
- Прохоров А.О. Психологические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. -1990. № 6. — С.68−74.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейте-са. М.: Академия, 1996. — 406 с.
- Психологические и психофизиологические исследования речи // Под ред. Т. Н. Ушановой. -М.: Наука, 1985. -240 с.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
- Пугач Ю.К. Развитие памяти. Система приемов. Минск: РИФ «Сказ», 1995.-96 с.
- Путляева Л.В. О функциях эмоций в мыслительном процессе // Вопросы психологии. 1979. — № 1. — С.28−37.
- Пушкин В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1977. — № 5. — С.75−87.
- Развитие логической памяти у детей / Под ред. А. А. Смирнова. -М.: Педагогика, 1976. -256 с.
- Развитие устной письменной речи / Под ред. Т. И. Чижовой. Л.: ЛПИ, 1976.-128 с.
- Развитие учащихся в процессе обучения русскому языку / Под ред. В. В. Степановой. Л.: ЛГПИ, 1984. — 130 с.
- Рапацевич Е.С. Психологические механизмы процесса прогнозирования // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 122−128.
- Рачков П.А. Мышление и язык. М.: МГУ, 1960. — 40 с.
- Репкина Н.В. Память и особенности целеполагания в учебной деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1983. -№ 1. — С.51−57.
- Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск: Пеленг, 1993.-64 с.
- Рождественский Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. М.: АПН РСФСР, 1960. — 304 с.
- Рождественский Н.С. Очерки по истории методики начального обучения правописанию. М.: АПН РСФСР, 1961. — 334 с.
- Рождественский Н.С. Проблема содержания начального обучения русскому языку // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. М.: Педагогика, 1977. — 248 с.
- Рождественский Н.С. О языке и речи в начальном обучении // Начальная школа. 1992. — № 9−10. — С.9−13.
- Ротенберг B.C., Бондаренко С. Б. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989. -240 с.
- Рубинштейн С.Л. Бьггие и сознание. М.: АН СССР, 1957. — 328 с.
- Рубинштейн С.Л. К вопросу о языке, речи и мышлении // Вопросы языкознания. 1957. — № 2. — С.42−48.
- Рубинштейн С.Л. Принципы творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986. -№ 5. — С. 101−108.
- Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М.: Наука, 1997. -464 с.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. — 192 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер КОМ, 1998.-688 с.
- Рузавин Г. И. Логика и аргументация. М.: ЮНИТИ, 1997. — 352 с.
- Русский язык в его функционировании. Уровни языка. М.: Наука, 1996.-272 с.
- Русский язык конца XX столетия (1985−1995).- М.: Языки русской культуры, 1996. 480 с.
- Рыжов В.В. К построению теоретической схемы анализа деятельности общения // Вопросы психологии. 1980. — № 1. — С.39−46.
- Рыжов В.В. О взаимосвязи особенностей общения личности и социально-перцептивных характеристик // Вопросы психологии. -1981. -№ 2. С.58−67.
- Савинов A.B. Логические законы мышления. Л.: ЛГУ, 1958. — 371 с.
- Савченко А.Н. Речь и образное мышление // Вопросы языкознания. 1980.-No 2.-С.21−32.
- Санникова О.П. Эмоциональность и регуляция активности общения // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 123−128.
- Серебренников Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка. М.: Наука, 1983. — 319 с.
- Симонов П.В. Потребностно-информационная теория эмо-ций//Вопросы психологии. 1982. — № 6. — С.44−56.
- Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. М.: Просвещение, 1983.-80 с.
- Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М.: Наука, 1987. -140 с.
- Скаткин М.Н. О путях повышения эффективности обучения в связи с переходом школы на новые программы. М.: Знание, 1971.56 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971.-208 с.
- Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. М.: Просвещение, 1980. -144 с.
- Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика: Пер. с англ. / Под общ. ред. А. А. Леонтьева. -М.: «Прогресс», 1976. -350 с.
- Слободчиков В.И. Проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 14−22.
- Смирнов A.A. Психология запоминания. М.- Л.: АПН РСФСР, 1948.-328 с.
- Смирнов A.A. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.-424 с.
- Смирнов С.Д. Общепсихологическая теория деятельности: перспективы и ограничения // Вопросы психологии, — 1993.- № 4.-С.94−101.
- Совершенствование методов обучения русскому языку // Сост. А. Ю. Купалова. -М.: Просвещение, 1981. 160 с.
- Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М.: Просвещение, 1968.-248 с.
- Соколов Н.М., Тумим Г. Г. На уроках родного языка. Пг.: Тип. т-ва А. С. Суворина «Новое время», 1917. -400 с.
- Соловейчик C.JI. От интересов к способностям. М.: Знание, 1968.-94 с.
- Соловьева Т. А. Основы технологии развития интеллекта младшего школьника в учебном процессе // Начальная школа. 1997. — № 12. -С.12−16.
- Способы номинации в современном русском языке / Под ред. Д. К. Шмелева. М.: Наука, 1982. — 296 с.
- Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте // Избр. труды. М.: Просвещение, 1986. — С. 103 162.
- Срезневский И.И. Замечания о первоначальном курсе родного языка// Избр. труды. М.: Просвещение, 1986.. -С.162−171.
- Степанова В.В. Признаки слова как основа классификации лексических единиц. Л.: ЛГПИ, 1976. — 24 с.
- Стоюнин В Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.-368 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний, М.: МГУ, 1975.-344 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещение, 1988. — 176 с.
- Тарасов Г. С. О неповторимости человеческой личности // Вопросы психологии. 1989. — № 3. — С. 122−126.
- Текучев A.B. Методы исследования и методы обучения русскому языку в их взаимоотношениях // Русский язык в школе. 1976. -№ 1. — С.13−16.
- Текучев A.B. Методика преподавания русского языка. М.: Просвещение, 1980. -414 с.
- Текучев A.B. Очерки по методике обучения русскому языку. М.: Педагогика, 1982. — 230 с.
- Телегина Э.Д., Гагай В. В. Учебные действия и творческое мышление младших школьников // Вопросы психологии. 1986. — № 1. -С.47−53.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М.: Просвещение, 1989. -320 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2 т. Т.1. -М: Педагогика, 1985. -328 с.
- Типичные особенности умственной деятельности младших школьников / Под ред. С. Ф. Жуйкова. М.: Просвещение, 1968. — 232 с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека.-М.: МГУ, 1969.-304 с.
- Тихомиров O.K. Информационная и психологическая теория мышления // Вопросы психологии. 1974. — № 1. — С.40−48.
- Тихомиров O.K. «Искусственный интеллект» и теоретические проблемы психологии // Вопросы психологии. —1976. № 2. — С.9−21.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 270 с.
- Тихомиров O.K. Понятия и принципы общей психологии. М. МГУ, 1992.-86 с.
- Тихомиров O.K., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С.23−31.
- Тлачева Н.М. Работа по учебнику В.В.Репкина «Русский язык» // Начальная школа. 1997. -№ 2. -С.31−33.
- Тростенцова JI.А. Обучение русскому языку в школе как целенаправленный процесс. -М: Педагогика, 1990. 144 с.
- Трофимова Я.И., Чудинова Е. В. Как младшие школьники понимают, что такое развитие // Вопросы психологии. 1998.- № 2.-С.33−45.
- Трошкин М.С. Какой должна быть новая методика? // Советская педагогика. 1964. — № 9. — С.87−90.
- Туллин С. Человеческое понимание. М.: Прогресс, 1984. — 328 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. -450 с.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки. М.: Ин-т пракг. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-448 с.
- Успенская Л.П., Успенский М. Б. Учись говорить правильно: Кн. для уч-ся. В 2 ч. 4.2. Изд.2-е. — М.: Просвещение, 1995. — 319 с.
- Ушаков М.В. Упражнения по орфографии в средней школе. Изд. 4-е. — М.: Учпедгиз, 1962. — 208 с.
- Ушаков H.H. Воспитание интереса к русскому языку как учебному предмету // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. М.: Педагогика, 1977. — С.82−99.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 1989.-494 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.З. М.: Педагогика, 1989.-512 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1989.-526 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.5. М.: Педагогика, 1989.-528 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.6. М.: Педагогика, 1989.-528 с.
- Федоренко JI.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973. -160 с.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения речи и принципы методики обучения русскому языку // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. М.: Педагогика, 1977. — С.31−39.
- Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи, М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
- Федоренко Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. Курск: КГПИ, 1994. — 206 с.
- Фейгенберг И.М. Память и вероятностное прогнозирование // Вопросы психологии. 1973. -№ 1. — С.37−47.
- Фейгенберг И.М. Видеть предвидеть — действовать. — М.: Знание, 1986.-160 с.
- Фейгенберг И.М., Иванников В. А. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. М.: МГУ, 1978. — 112 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. — № 6. -С.31−41.
- Фессалоницкий С.А. К вопросу о методах преподавания грамматики // Русский язык в школе. 1936. -№ 3. — С.31−39.
- Филин Ф.П. Некоторые вопросы современного языкознания // Вопросы языкознания. 1979. — № 4. — С. 19 -28.
- Флеров А.П. Психологические основы нового метода обучения правописанию // Труды Первого съезда преп. рус. языка в военно-учебных заведениях. СПб., 1912. — С. 106−118.
- Фомичева Г. А. Словосочетание // Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1975. -С.223−234.
- Фортунатов Г. А., Петровский A.B. Проблема потребностей в психологии личности // Вопросы психологии. 1956. -№ 4. — С. 12−20.
- Фриман Д. Как развивать таланты ребенка от рождения до 5 лет / Пер. с англ. М.: ТОО Центр «ПРО» при участии АОЗТ «Альвис» и АО «Столетие», 1995.-240 с.
- Фролова JI.A. О постановке учебной задачи при изучении орфографии // Обучение и развитие младших школьников: Межвуз. сб. научн. работ / Под ред. Л. Д. Саниной. Магнитогорск: МПИ, 1992. -С.43−51.
- Фрумкина P.M. Вероятность элементов текста и речевое поведение. -М.: Наука, 1971. 168 с.
- Хованская Е.Г. Обучение грамоте по системе Л.В.Занкова // Начальная школа. 1998. — № 10. — С.65−66.
- Хомская Е.Д. Мозг и активация. М.: МГУ, 1972. — 382 с.
- Хомская Е.Д., Батова Н. Я. Мозг и эмоции. М.: МГУ, 1992.182 с.
- Хризман Т.П., Еремеева В. П., Лоскутова Т. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. М.: Педагогика, 1991. — 232 с.
- Цацковская М. Формирование общих приемов мышления учащихся при решении задач // Управляемое формирование психических процессов / Под ред. П. Я. Гальперина. -М.: МГУ, 1977.-С.80−101.
- Цукерман ГА. Виды обобщения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.-268 с.
- Цукерман Г. А., Елизарова Н. В. О детской самостоятельности // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С.37−44.
- Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. -1989. № 6. — С.42−49.
- Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация человека // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 116−132.
- Чудиновский В.Э. Проблема субъективизации в свете современных задач психологии воспитания // Вопросы психологии. 1988. -№ 4.-С. 15−25.
- Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. -М.: Просвещение, 1967. -328 с.
- Чуприкова Н.И. Организация и механизмы познавательных процессов и двигательных актов человека // Вопросы психологии. -1980. № 3. — С.32−44.
- Чуприкова Н.И. Психика и сознание как функция мозга. М.: Наука, 1985.-200 с.
- Чуприкова Н.И. Время реакций и интеллект // Вопросы психологии. 1995.-№ 4. — С.65−81.
- Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. -М.: Столетие, 1997. -480 с.
- Чхартишвили Ш. Н. Влияние потребности на восприятие и установка // Вопросы психологии. 1971. — № 1. — С.95−105.
- Шаломий К.К. Об одном виде саморегуляции мышления // Вопросы психологии. 1979. — № 6. — С.77−85.
- Шалютин С.М. Язык и мышление. М.: Знание, 1980. — 64 с.
- Шалютин С.М. Искусственный интеллект: гносеологический аспект. М.: Мысль, 1985. — 200 с.
- Шаховский В.И. О роли эмоций в речи // Вопросы психологии. -1991. -№ 6. С. 111−116.
- Шведова Н.Ю. Теоретические результаты, полученные в работе над «Русским семантическим словарем» // Вопросы языкознания. -1999.-№ 1.-С.З-16.
- Шевчук В. Объяснение явлений и проблемы инсайта // Вопросы психологии. 1964. — № 2. — С. 111−122.
- Шереметевский В.П. Сочинения Владимира Петровича Шереме-тевского. М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1897. — 330 с.
- Шиян И.Б. Предвосхищающий образ в структуре диалектического мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1998, — № 3.-С.57−65.
- Шлычкова А.Н. О влиянии мыслительной деятельности на запоминание // Вопросы психологии. 1980. — № 6. — С.90−96.
- Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. М.: Наука, 1977. — 168 с.
- Шмелев Д.Н. Современный русский язык: лексика. М.: Просвещение, 1977.-336 с.
- Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С.99−107.
- Щерба Л. В. Безграмотность и ее причины: Избр. работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. — С.56−62.
- Щерба Л.В. Новейшие течения в методике преподавания родного языка: Избр. работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. — С.50−55.
- Щерба Л.В. О служебном и самостоятельном значении грамматики как учебного предмета: Избр. работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957.-С. 11−20.
- Щерба Л.В. К вопросу о распространении в СССР знания иностранных языков и о состоянии филологического образования // Избр. работы по языкознанию и фонетике. Л.: ЛГУ, 1958. — С.25−35.
- Щерба Л.В. Очередные проблемы языковедения // Избр. работы по языкознанию и фонетике. Л.: ЛГУ, 1958. — С.5−24.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974. — 428 с.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. -208 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. -М.: Педагогика, 1989. -556 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. -222 с.
- Юсупов Ф.М. О соотношении вербальной и невербальной составляющих в структуре интеллекта // Психологический журнал. Т. 16. -1995. -№ 1. С.102−106.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
- Якобсон П.Я. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1966.-292 с.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. — 318 с.
- Якобсон П.М. Общение людей как социально-педагогическая проблема. —М.: Знание, 1973. -32 с.
- Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1977. — № 4. — С.20−27.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
- Яноушек Я. Проблема общения в условиях совместной деятельности // Вопросы психологии. 1982. — № 6. — С.57−65.
- Ярошевский М.Г. Экзистенциональная психология и проблема личности // Вопросы психологии. 1973. — № 6. — С.25−38.1.I. Авторефераты
- Богин Г. И. Модель языковой личности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1983. — 17 с.
- Богоявленская Д.Б. Метод использования интеллектуальной активности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1971. 16 с.
- Вакулина A.A. Использование средств логики при изучении фонетики и графики в школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Иркутск., 1972.-22 с.
- Граник Г. Г. Формирование у школьников приемов умственной работы в процессе выработки орфографических навыков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1965. — 19 с.
- Донская Т.К. Методические основы развивающего обучения русскому языку: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1990. -35 с.
- Ерастов Н.П. Процессы мышления в речевой деятельности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. -М., 1971. -34 с.
- Исакова Л.О. Формирование навыков грамотного письма у младших школьников (школа 1−4): Дис.. канд. пед. наук. М., 1986. -158 с.
- Лобанова И.Н. Семантика языковых единиц как основа словесного творчества учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук, Нижний Новгород., 1994. — 17 с.
- Напольнова Т.В. Обучение самостоятельному анализу языковых явлений как средству развития мышления и речи школьников на уроках русского языка: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1984.29 с.
- Рамзаева Т.Г. Взаимосвязь лексики, словообразования и грамматики как методическая основа обучения младших школьников русскому языку: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1974. -37 с. 1. Словари
- Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Чешко. 5-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1986. — 600 с.
- Большая советская энциклопедия: В 30 т. Т. 10. Изд-е 3-е. — М.: Сов. энцикл., 1972. — 592 с.
- Жуков В.П., Сидоренко М. И., Шкляров В. Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка / Под ред. В. П. Жукова. М.: Рус. яз., 1987.-448 с.
- Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л. А. Новикова. 3-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1985. — 384 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. -16-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1984. — 797 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова,
- A.В.Запорожца, Б. М. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т.1 / Гл. ред.
- B.В.Давыдов. М.: Большая рос. энцикл., 1993. — 608 с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. -Изд. 4-е., испр. и доп. М.: Сов. энцикл., 1989. — 1632 с.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1993.740 с.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. Изд. 5-е.- М.: Изд-во полит, лит., 1987. — 590 с.
- Философский энциклопедический словарь, М.: Сов. энцикл., 1989.-814 с.
- V. Учебники и учебные пособия
- Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М: Книжный дом «Университет», 1999. — 332 с.
- Горелов Н.И., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учебное пособие. М.: Лабиринт, 1998. — 256 с.
- Горский Д.П. Логика: Учебное пособие для пед. ин-тов. Изд. 2-е, испр. — М: Учпедгиз, 1963. — 292 с.
- Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта, Наука, 1998. -496 с.
- Камчатов A.M., Николина H.A. Введение в языкознание: Учебное пособие для филол. ф-тов ун-тов и пед. вузов. М.: Флинта, Наука, 1999.-232 с.
- Косолапое Р.И. Полет совы // Политическая мысль второй половины XX века: Хрестоматия для студентов вузов / Сост. В. А. Мальцев. Пермь, 1999. — С.557−571.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1998.-176 с.
- Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов.- 2-е изд. М.: Флинта, Наука, 1998.-136 с.
- Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учебное пособие. М.: Дидакт, 1993.-183 с.
- Марютина Т.М., Ермолаев О. Ю. Введение в психологию: Учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология». М.: Моск. психол.-соц. ин-т, Флинта, 1997. -240 с.
- Немов P.C. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии, 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
- Немов P.C. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.2. Психология образования. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-496 с.
- Немов P.C. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.З. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.-512 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М.: Рос. пед. агентство, 1996. -374 с.
- Практическая психология образования: Учеб. для студ. высш. и сред. спец. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. 2-е изд. -М.: ТЦ Сфера, 1998.-528 с.
- Реформатский A.A. Введение в языковедение / Под ред. В. А. Виноградова. М.: Аспект Пресс, 1998. — 536 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Белошапковой. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Азбуковник, 1997.-928 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии, Ростов н/Д: Феникс, 1997.-736 с.
- Усова A.B. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: Пособие для студ. пед. ин-тов. Челябинск: УГПИ, 1988. — 88 с.
- Фомичева Г. А. Работа над словосочетанием и предложением в начальной школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981.159 с.
- Хрестоматия по методике русского языка: Методы обучения рус. яз. в общеобразоват. учреждениях: Пособие для учителя / Авт.- сост. М. Р. Львов. М.: Просвещение, 1996. — 352 с.
- Хрестоматия по методике русского языка: Преподавание орфографии и пунктуации в общеобразоват. учеб. заведениях: Пособие для учителя / Авт.- сост. В. Ф. Иванова, Б. И. Осипов. М.: Просвещение, 1995.-352 с. I