Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Принципы развития. 
Проблемно-творческое обучение на уроках музыки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поиска неизвестного в этой проблемной ситуации посредством самостоятельного исследования, проводимого учащимся либо путем сообщений учителем сведений, необходимых для решения проблемы. Закономерности творческой деятельности почти полностью приложим к процессу обучения, тем более к обучению такому тонкому предмету, как музыка. Недаром гениальный Эйнштейн заметил однажды: «В научном мышлении всегда… Читать ещё >

Принципы развития. Проблемно-творческое обучение на уроках музыки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методические основы проблемно-творческого обучения музыки

Основы методики проблемного обучения тезисно можно изложить следующим образом.

В отличии от традиционных методов музыкального обучения, направленных на передачу учителем готовых сведений о музыке и музыкантах и запоминании учащимися, приобщение к музыкальному искусству средствами проблемного обучения основывается на самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкально искусства как части окружающего школьника культурного пространства. Активность учащихся в этом случае направлена на поиск «ключевых» знаний о музыке, открывающих большие пласты музыкального искусства, на самостоятельное приобщение к активной музыкальной деятельности, будь то восприятие музыкальных произведений, пение (хоровое, ансамбельное и сольное), игра на инструментах, анализ музыки.

2. Основной элемент проблемной ситуации в музыкальном обучении — это неизвестное, новое. Оно должно быть открыто для верного выполнения музыкального действия или задание, при котором знание, подлежащее усвоению, займёт место неизвестного.

Главная особенность неизвестного, как центрального элемента учебной проблемы (в отличии от искомого как центрального элемента этой задачи), заключается в том, что неизвестное всегда характеризуется какой-либо мерой общения. Не смотря на конкретность задания, неизвестное, которое должно быть открыто, в процессе его выполнения, всегда содержит общее, о относящиеся к целому ряду музыкальных понятий. А искомые музыкальные задачи, как правило, составляют единичные отношения, или определённую единичную величину (дата рождения и кончины композитора, хоровой навык, определение названой звучащей музыки). Показатель обобщения становится признаком проблемной ситуации и показателем, характеризующим способность учащихся к освоению нового, неизвестного музыкального знания и умения.

3. Возможность учащихся, включающие их творческие способности и достигнутый уровень знаний, являются следующим элементом проблемной ситуации. Они должны быть достаточны для самостоятельного понимания (анализа) поставленного музыкального задания и условий его выполнения. Таким образом, педагогические явления, обозначаемые понятием «проблемные ситуации в музыкальном обучении», включают три основных компонента:

. необходимость, при которой возникает потребность в новом поисково-музыкальном действии;

. неизвестное, которое должно быть открыто в возникшей проблемной ситуации;

* возможность учащихся в выполнении проблемного музыкального задания.

Не слишком трудное, не слишком лёгкое задание не вызовет проблемной ситуации.

  • 4. В условиях урока музыки могут быть поставлены такие практические или теоретические задания, предваряющие усвоение новых музыкальных знаний, умений и способов деятельности, которые вызваны необходимостью в этих новых учебных приобретениях. Процесс проблемного обучения оказывается, таким образом, как бы слагающимся из двух этапов:
  • 1) постановки задания, вызывающего проблемную ситуацию;
  • 2) поиска неизвестного в этой проблемной ситуации посредством самостоятельного исследования, проводимого учащимся либо путем сообщений учителем сведений, необходимых для решения проблемы. Закономерности творческой деятельности почти полностью приложим к процессу обучения, тем более к обучению такому тонкому предмету, как музыка. Недаром гениальный Эйнштейн заметил однажды: «В научном мышлении всегда присутствует элемент поэзии. Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса» .
  • 5. Содержание учебной деятельности на уроке музыки не должно ограничиваться лишь поиском нового музыкального знания. Размышление о новой интерпретации хорового произведения, индивидуальное понимание характера и образности музыки — все это должно опираться на те знания и умения, которые ученик перенимает в «готовом виде» из различных источников: объяснений учителя, телеи радиопередач, видеопрограмм, из музыкального справочника, учебника, книги или статьи о музыке. А в поисковой деятельности учащегося все эти музыкальные знания, успешно приобретаемые, цементируются, скрепляются в единое целое, приводя к новому уровню музыкально-творческого развития. [1]

При всем вышесказанном, следует отметить, что музыкальное воспитание школьников не должно сводиться только к «решению проблем»: в целом ряде случаев хороший урок музыки может заключаться в прослушивании гениального творения классика или разучивания песен и хоровых произведений. Невозможно также свести музыкальное обучение лишь к спонтанному знакомству с произведениями, ответам на вопросы и комментариям учителя.

Современный урок музыки — это всегда сплав поэзии и творческого анализа, непосредственных музыкальных впечатлений и размышлений о музыкальном искусстве, восхищения вокальным произведением и тщательной исполнительской работы. Вот почему методика проблемного обучения призвана быть неотъемлемой частью музыкально-интеллектуальной работы учащихся на уроках. [2].

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой