Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия реализации регионального компонента содержания экологического образования в начальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Серьезные резервы развития экологического образования представляет региональный компонент содержания. Основными задачами современной региональной образовательной политики в области экологического образования являются создание единой системы экологического образования, становление и развитие регионального экологического образовательного пространства. Своеобразие национальных традиций, культуры… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 1. 1. Развитие идей о начальном экологическом образовании в отечественной педагогике
    • 1. 2. Взаимосвязь федерального и регионального компонентов содержания экологического образования
    • 1. 3. Теоретические и организационно-методические основы начального экологического образования в современной школе
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОН, А л? нфШ'Кбм
  • ПОНЕ НТ, А СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
    • 2. 1. Организационно-методические основы опытноэкспериментальной работы
    • 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по экологическому образованию учащихся начальных классов
  • Выводы по главе 2

Педагогические условия реализации регионального компонента содержания экологического образования в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реальностью нашего времени стало резкое обострение глобальных экологических проблем. Деятельность человека привела к нарушениям многих сложившихся в результате длительной эволюции экологических связей в природе. Эти нарушения губительно сказываются на биосфере в целом. На наших глазах происходит деградация природной среды во всевозрастающих масштабах, нарастание негативного воздействия измененной среды на самого человека. Для сохранения жизни на планете необходима личная заинтересованность каждого человека в решении проблем окружающей среды. Важная роль в этом плане принадлежит принятию экологически грамотных решений в области природопользования на основе создания единой непрерывной системы экологического образования.

Задача экологического образования в этих условиях имеет первоочередное значение. Именно в системе экологического образования возможно сформировать экологическое мышление и экологическую культуру. Важную роль в этом процессе занимают детские годы — особенно младший школьный возраст. Особое внимание к исследованию проблем экологического образования детей младшего школьного возраста можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое образование как непрерывный и системный процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

В последнее время в России и Республике Башкортостан экологическому образованию придается большое значение. Необходимость разработки системы комплексного и непрерывного экологического образования отражена в законе Республики Башкортостан «О государственной политике в области экологического образования в Республике Башкортостан» (1996). На Всероссийском совещании работников образования (Москва, 2000) в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» наряду с другими была выдвинута задача «экологического воспитания, формирующего бережное отношение населения к природе».

В результате исследований различных проблем экологического образования, проведенных в 1980;1990;е годы, были определены методологические и теоретические основы экологического образования в соответствии с возможностями конкретного возраста, отобрано содержание ознакомления с природой, в особой мере способствующее экологическому образованию. Было доказано, что в основе формирования экологической культуры лежит понимание значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы. Основы философского осмысления взаимодействия человека с природой отражены в трудах известных ученых А. А. Вербицкого, В. И. Вернадского, Б. С. Гершунского, Л. Н. Гумилева, Н. Д. Никандрова, Н. Н. Моисеева.

Общефилософские вопросы экологического образования и формирования экологической культуры находят отражение в трудах таких ученых, как Э. В. Гирусов, С. Н. Глазачев, Б. Т. Лихачев, Н. М. Мамедов.

Теория экологического образования как особое направление педагогической науки и практики обучения школьников к настоящему времени достаточно разработана. Много в этом направлении сделано методистами-биологами Н. М. Верзилиным, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебным, И. Д. Зверевым, В. М. Корсунской, Н. Ф. Реймерсом, В. М. Сенкевичем, А. П. Сидельковским, И. Т. Суравегиной, В. А. Ясвиным. На развитие подходов к экологическому образованию школьников большое влияние оказал опыт преподавания экологии в зарубежных странах, в особенности, работы Т. Миллера и Б. Небела в переводе на русский язык. В разных странах над проблемами экологического образования учащихся работали такие ученые, как К. Браунер, М. Валли, Е. Вильямс, Ф. Витвер, В. Энгельхардт, С. Камерон, Дж. Кёчель, А. Макэрлин, Н. Пирсон, Х. Хилленбранд, Ц. Хуттер, У. Шредер, В. Янс и др.

Вопросы экологического образования в Республике Башкортостан разрабатывались Г. П. Григорчак, Д. Н. Карповым, Б. М. Миркиным, Л. Г. Наумовой,.

Б.Х.Юнусбаевым. Общие проблемы регионального компонента содержания образования нашли отражение в трудах К. Ш. Ахиярова, П. Р. Атутова, Г. Н. Волкова, А. С. Гаязова, С. Г. Гильмияровой, Р. И. Желбановой, Т.К.Исхако-ва, П. П. Козловой, Р. Г. Кузеева, Р. Г. Минибаева, Р. Р. Мунирова, А. М. Сафина, Р. З. Тагариева, М. Г. Тайчинова, А. В. Хажина, А. С. Халфина и др.

Продуктивные подходы к созданию теоретической и технологической базы экологического образования младших школьников в настоящее время заложены Е. Н. Букваревой, О. В. Бурским, А. А. Вахрушевым, Н. Ф. Виноградовой, З. А. Клепининой, Т. В. Кучер, Л. Ф. Мельчаковым, Л. В. Моисеевой, А. А. Плешаковым, О. Т. Поглазовой, А. С. Раутиан, Л. П. Салеевой, А. Е. Тихоновой, Д. И. Трайтак, И. В. Цветковой, Е. В. Чудиновой, Т. В. Шпотовой, С.М.Юш-ковой и др. Особое внимание при этом уделено определению наиболее целесообразных форм, методов и средств экологического образования в условиях обучения в начальной школе, среди которых важное место отводится роли дидактических и ролевых игр, проблемному обучению, природоохранной деятельности.

В области экологического образования дошкольников важную роль играют работы В. И. Ашикова, С. Г. Ашиковой, С. Н. Николаевой и др.

Представляют интерес диссертационные работы последних лет в области экологического образования в школе, выполненные Е. А. Гриневой, V.

М.В.Емельяновой, Г. Г. Ивченковой, Д. Р. Керимовой, Д. М. Китежевой И R Легостаевой, Л. В. Симоновой, И. Ю. Солдаткиной, Т. И. Тарасовой, ! ше-евым и др., которые рассматривали такие аспекты, как формирование экологических знаний на межпредметной основе, в игровой деятельности, с применением форм и методов народной педагогики и др.

Решение указанных проблем не снизило актуальности разработки теории и методики экологического образования на начальном этапе школьного обучения. На основе изучения опыта работы школ, анализа философской и психолого-педагогической литературы обнаружилось противоречие между стремлением к единому государственному стандарту в области экологического образования младших школьников, с одной стороны, и необходимостью учета региональных, культурных особенностей и традиций в условиях Республики Башкортостан, с другой стороны.

Выявленное противоречие подводит нас к осознанию проблемы исследования: каковы педагогические условия реализации регионального компонента содержания экологического образования в начальной школе Республики Башкортостан?

Необходимость разрешения данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия реализации регионального компонента содержания экологического образования в начальной школе».

Цель исследования: выявить и обосновать содержание экологического образования в начальной школе с учетом регионального компонента Республики Башкортостан.

Объект исследования: содержание экологического образования в начальной школе.

Предмет исследования: процесс реализации регионального компонента содержания экологического образования в начальной школе.

В соответствии с целью была сформулирована гипотеза исследования. Экологическое образование в начальной школе будет эффективным, если:

— содержание экологического образования в начальной школе разрабатывается с учетом прогрессивных идей, опыта, традиций и средств народной педагогики, а также с опорой на краеведческий материал;

— содержание экологического образования в начальной школе организуется концентрическим способом;

— обеспечивается эффективная взаимосвязь федерального и регионального компонентов содержания начального экологического образования;

— используются экологически ориентированные активные технологии обучения, направленные на формирование экологической культуры младших школьников.

В соответствии с целью, предметом и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать развитие идей о начальном экологическом образовании в отечественной педагогике, раскрыть теоретические и организационно-методические основы начального экологического образования в современной школе.

2. Установить взаимосвязь федерального и регионального компонентов содержания экологического образования, раскрыть этнопедагогические основы реализации прогрессивных идей, традиций, опыта и средств народной педагогики в экологическом образовании в начальной школе.

3. Выделить основные концентры содержания экологического образования, критерии и уровни экологической образованности учащихся младших классов в русле идей развивающего обучения.

4. Определить объем экологических знаний в начальной школе с учетом возрастных особенностей младших школьников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в нем определены и сформулированы основные тенденции развития теории и практики решения проблемы экологического образования младших школьников, обоснованы критерии и уровни экологической образованности младших школьников, разработаны дидактические основы экологического образования младшего школьника с учетом регионального компонента путем концентрического усложнения тематического содержания учебного материалаисследованы педагогические условия успешного внедрения регионального компонента содержания экологического образования в Республике Башкортостан в начальной школе: определен объем начальных экологических знаний с учетом требований возрастной психологииобоснована необходимость учета содержания краеведческого материала в процессе экологического образования младшего школьникараскрыты возможности использования прогрессивных идей и опыта народной педагогики в формировании экологической культуры учащихся.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработано учебно-программное обеспечение регионального компонента содержания по осуществлению экологического образования младших школьников. Основные положения и результаты исследования могут быть использованы при разработке и составлении методических пособий по экологическому образованию школьников с учетом регионального компонента, а также служить основой для дальнейшего исследования проблем экологического образования в начальной школе Республики Башкортостан. Исследование вооружает учителей начальных классов научно обоснованными методическими рекомендациями по формированию экологической культуры младших школьников на основе прогрессивных традиций народной педагогики.

Методологическую основу исследования составляет общедидактическая теория содержания образования (В.В.Краевский, И. Я. Лернер, М.Н.Скат-кин) — философские и педагогические положения о социальной обусловленности развития экологической культуры подрастающего поколения (В.И.Вернадский, Э. В. Гирусов, Л. Н. Гумилев, Н.Н.Моисеев) — этнопедагогические и эт-ноэкологические идеи, лежащие в основе образования младших школьников (К.Ш.Ахияров, Г. Н. Волков, Б.М.Миркин).

В процессе исследования применялись следующие методы: анализ философской, психолого-педагогической и экологической литературыанкетирование учителей начальных классов с целью изучения состояния проблемы в практике работы общеобразовательных школтестирование учащихся начальных классов с целью проверки эффективности реализации разработанной программыпедагогическое наблюдение за ходом реализации экспериментальной программыобобщение опыта работы учителей в области экологического образования в начальной школеформирующий экспериментметоды обработки материалов исследованияанализ и обобщение полученных результатов.

Опытно-экспериментальная работа проведена на базе школ г. Стерлитамака (№№ 1, 2, 10, 13, 15, 26, 29, 31, 32), гимназий №№ 1, 2, Башкирского гуманитарного лицея № 2, ряда школ Аургазинского и Стерлита-макского районов Республики Башкортостан. Всего было привлечено 492 учащихся начальных классов, 267 учителей школ.

Исследование осуществлялось в три этапа.

Первый этап (1996;1997 гг.) носил подготовительный характер, включая изучение научно-педагогической литературы, школьных программ и учебников, составление вопросников для анкетирования и тестирования респондентов.

Второй этап (1997;1999 гг.) — экспериментальный. Проведено диагностическое исследование среди учащихся начальных классов средних общеобразовательных школ. Обобщен и систематизирован полученный материал, разработано учебно-программное обеспечение регионального содержания по экологическому образованию младших школьников, проведен формирующий эксперимент.

Третий этап (1999;2000 гг.) — итоговый. Проверялась эффективность предлагаемой методики, была проведена обработка результатов исследования, подведены итоги опытно-экспериментальной работы, обобщены материалы исследования, произведено литературное оформление диссертации.

Па защиту выносятся следующие положения:

1. Эффективная взаимосвязь федерального и регионального компонентов способствует созданию единой системы экологического образования и отражает своеобразие экологической культуры народов конкретного регионасредства народной педагогики, краеведческий материал усиливают содержательные и эмоционально-нравственные аспекты экологического образования, вызывают интерес и воспитывают любовь к родной природе.

2. Наиболее действенным способом организации экологического образования в начальной школе является концентрический способ, как соответствующий психологическим и возрастным особенностям усвоения сложных понятий младшими школьниками.

3. Успешной реализации регионального компонента содержания экологического образования в начальной школе способствуют применение активных методов обучения, творческих приемов работы, использование экологически направленных технологий обучения по «Природоведению» и «Культуре Башкортостана», осуществление практической деятельности, организация факультативного курса «Юный эколог» для учащихся начальных классов Республики Башкортостан.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием современной научной методологии, адекватностью методов исследования его целям, задачам и логике, проверкой разработанных рекомендаций в процессе опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации, результаты опытно-экспериментальной работы докладывались на заседаниях кафедры педагогики, а также на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Стерлитамакского государственного педагогического института (Стерлита-мак, 1997;2000) — на межвузовской научно-практической конференции (Уфа, 1998) — на республиканском семинаре молодых исследователей-педагогов, аспирантов и соискателей (Уфа, 1999) — на региональных научно-практических конференциях (Бирск, 1998; Тюмень, 1999) — на Всероссийских научно-практических конференциях (Москва, 1999; Уфа, 1999) — на международных конференциях (Рязань, 1999; Стерлитамак, 1999).

Выводы по главе 2.

Опытно-экспериментальная работа по выявлению педагогических условий реализации регионального компонента содержания экологического образования младших школьников проводилась в три этапа. Было проведено два констатирующих среза в экспериментальных и контрольных классах, а между ними формирующий эксперимент, в процессе которого происходило развитие экологической культуры учащихся.

Перед формирующим экспериментом было проведено анкетирование учителей начальных классов с целью выявления типичных затруднений, встречающихся в процессе формирования экологической культуры учащихся. Выяснилось, что в школах ведется большая внеучебная и внеклассная работа по формированию экологической культуры учащихся: организуются праздники, конкурсы, выставки, ярмарки, дни птиц, дни земли, дни реки, дни леса, мероприятия по охране окружающей среды, создаются кружки, клубы и научные общества для учащихся, проявляющих интерес к изучению экологии. К сожалению, чаще всего их деятельность ограничивается изучением природного окружения без анализа экологических проблем. Анализ анкетирования учителей показывает, что они в некоторой степени понимают роль и содержание экологического образования учащихся, хотя и не совсем четко представляют содержание понятия «экология».

Для выявления степени сформированное&tradeэкологических знаний, умений и навыков учащихся проводилось тестирование в первых, вторых, третьих классах начальной школы. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что знания детей по экологии характеризуются неполнотой, неосознанностью, неустойчивостью, отсутствием связности и цельности. Работа учителей по экологическому образованию младших школьников в основном сводится к изучению вопроса охраны природы. Главными причинами недостатков являются следующие: слабая методическая разработанность организации экологического образования в школеотсутствие специальных работ, раскрывающих этнопедагогические основы реализации прогрессивных идей и опыта народной педагогики в экологическом образовании младших школьников. Исходя из этого, была разработана программа формирования у учащихся начальных классов экологических знаний, умений и навыков с учетом регионального компонента.

В содержание формирующего эксперимента входили следующие направления: дидактическое и методическое обеспечение и реализация факультативного курса «Юный эколог» для начальной школы Республики Башкортостан, разработанного на основе содержания и средств народной педагогики и краеведческого материалапроведение интегрированных уроков по «Природоведению» и «Культуре Башкортостана" — организация игровых форм обученияпроведение экологических экскурсий в природуиспользование экологически ориентированных активных технологий обучения.

В ходе опытно-экспериментальной работы особо продумывалось место и роль регионального компонента в содержании факультативных занятий по экологии. Программа факультатива построена концентрическим способом, так как усвоение сложных понятий, законов у детей данного возраста происходит не сразу во всей глубине сущности. Поэтому при усвоении сложных понятий бывает необходимым возврат к старому, но на новой основе, в свете новых теоретических идей. Темы в программе разработаны с учетом трех уровней изучения природы в курсе природоведения в начальных классах.

Были разработаны следующие критерии оценки уровней экологической образованности: полнота знаний (объем, соответствие программе экологического образования младшего школьника на основе регионального компонента) — мера познавательного отношения к изучаемому материалуумения применять экологические знания в природоохранной деятельностипроявление активности в решении экологических проблем ближайшего окруженияпотребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление любви, доброты, чуткости, милосердия к людям, природеусвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром в соответствии с народными традициями и обычаямипроявление эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное, самовыражения в творческой деятельностибережное и ответственное отношение к окружающему миру.

На основе выделенных критериев обоснованы три уровня сформированное&tradeэкологической образованности учащихся начальных классов: высокий, средний, низкий.

Результаты формирующего эксперимента свидетельствуют о том, что в экспериментальном классе экологические знания учащихся значительно выше, чем в контрольном классе. Эти данные подтверждают эффективность введения в содержание экологического образования регионального компонента. Обучение, основанное на использовании содержания и средств народной педагогики, экологически ориентированных технологий позволяет прививать учащимся чувство ответственности за природу родного края, бережное отношение ко всему живому.

Основными путями, обеспечивающими активизацию процесса формирования экологической культуры учащихся начальных классов, являются исследование, изучение, освоение и применение воспитательного потенциала этнопедагогического наследия народа в целях экологического образования школьниковвключение элементов народной педагогики в программы, методические пособия, учебную литературусистематическое и творческое применение учителями прогрессивных идей и опыта народной педагогики в учебно-воспитательной работеактивное приобщение школьников к народным природоохранительным традициямвовлечение детей в разнообразную экологически ориентированную деятельностьвоспитание любви и моральной ответственности за сохранение родной природы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Цель экологического образования — формирование экологической культуры, которая определяется реальным вкладом в преодоление негативных влияний на природу, пресечением действий, приносящих ущерб природе, соблюдением законов по ее охране. Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний, убеждений, моральных установок, готовности к деятельности, согласующихся с требованием бережного отношения к природе. Формирование экологической культуры является составной частью деятельности всей системы непрерывного образования с начального звена и до образования взрослых. Необходимым условием формирования экологической культуры является осознание социальной обусловленности взаимоотношения человека с природой.

Важным обобщением идей экологического образования явилась разработанная в 90-е годы концепция экологического образования, охватывающая всю школьную систему. В этой концепции особо подчеркивается роль образования в области окружающей среды, в изменении системы сложившихся экономических отношений, в реализации идей нового, экологического мышления, способного решать противоречия, возникающие между обществом и природой. Экологическое образование как непрерывный процесс обучения становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики. Его результатом является воспитание и развитие личности, формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Развитие экологического образования актуализировало проблему разработки содержания, форм и методов, способствующих внедрению идей современной экологии во все этапы и звенья школьного обучения. В этой системе особое место принадлежит начальной школе — важнейшему этапу становления личности, формирования экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических отношений к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. Современные авторы отмечают, что в начальной школе могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями природы, об экологических связях между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными, грибами), между природой и человеком на доступном уровне.

Серьезные резервы развития экологического образования представляет региональный компонент содержания. Основными задачами современной региональной образовательной политики в области экологического образования являются создание единой системы экологического образования, становление и развитие регионального экологического образовательного пространства. Своеобразие национальных традиций, культуры региона не может быть принесено в жертву увлечению образцами зарубежных педагогических систем. Регионализация предполагает учет социально-экономических, культурных, демографических особенностей в проектировании содержания образования в каждом образовательном субрегионе, районе, нахождение оптимального сочетания между федеральным и региональным компонентами экологического образования. С повышением роли регионального компонента содержания экологического образования идет возрождение элементов народной культуры, приобщение детей к народным традициям, бережного и благоговейного отношения к природе, к природным богатствам, к здоровью, к грамотному и разумному природопользованию. Народная экологическая культура, как определенный комплекс знаний, умений и навыков накапливалась по крупицам веками, тщательно отбиралась, систематизировалась и надежно закреплялась в своеобразном «экологическом коде»: в обычаях, традициях, обрядах, стереотипах поведения, в неписаных правилах и законах взаимоотношений с природой. Педагогическое наследие народов, проживающих на территории Республики Башкортостан (русских, татар, башкир, чувашей, марийцев, мордвы, удмуртов и др.), содержит богатый материал, который учитель должен использовать для экологического образования младших школьников. Устное народное творчество содержит разнообразные сведения о лесе, растительном и животном мире, земле, воде, пашне и разнообразных явлениях природы (народные сказания «Урал-батыр», «Акбузат», народные сказки «Урал-батыр», «Акъял-батыр», предания и легенды «Ашкадар», «Салават» и др.). Приведенные средства народной педагогики и материалы регионального характера усиливают содержательную, эмоциональную сторону урока, вызывают живой интерес, повышают интеллектуальную активность ребят.

Наиболее эффективным способом организации факультативного курса «Юный эколог» является концентрический. Этот способ характеризуется тем, что часть учебного материала повторно, но с разной степенью углубления изучается на нескольких ступенях обучения. В начальных классах концентрический способ построения школьных курсов необходим, так как усвоение сложных понятий, законов у детей данного возраста происходит не сразу, поэтому при усвоении сложных понятий, бывает необходимым возврат к старому, но на новой основе, в свете новых теоретических идей. Всего в процессе работы нами было выделено девять основных концентров содержания экологического образования: разнообразие организмов, отношение организмов к условиям среды, отношения между организмами, почва, экосистема, влияние человека на естественные экосистемы, влияние сельского хозяйства на природу, влияние городов и промышленных предприятий на природу, международное сотрудничество по охране окружающей среды. На основе выделенных концентров был определен объем экологических знаний в начальной школе: в первом классе изучаются четыре концентра, во втором классе — семь, в третьем — девять.

В ходе исследования были разработаны такие критерии оценки уровней экологической образованности, как знания, познавательное отношение к изучаемому материалуумения применять экологические знания в природоохранной деятельности, взаимодействовать с окружающим миром в соответствии с народными традициями и обычаямиэмоциональная потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление любви, доброты, чуткости, проявление эстетических чувств, потребности видеть и понимать прекрасное, бережное и ответственное отношение к окружающему миру. На основе выделенных критериев обоснованы три уровня сформированности экологической образованности учащихся начальных классов: высокий, средний, низкий.

В содержание формирующего эксперимента входили следующие основные направления: дидактическое и методическое обеспечение и реализация регионального факультативного курса для учащихся первых, вторых, третьих классов «Юный эколог», разработанного на основе содержания и средств народной педагогики и краеведческого материалапроведение интегрированных уроков по «Природоведению» и «Культуре Башкортостана" — организация игровых форм обученияпроведение экологических экскурсий на природуиспользование экологически ориентированных технологий обучения.

Разработанный нами факультативный курс «Юный эколог» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих занятий, обеспечивает более надежные основы экологической ответственности младших школьников. Факультативные занятия должны применяться как дополнение к курсу природоведения для учащихся 1−3-х классов по программе 1−3 и учащихся 2−4-х классов по программе 1−4. К программе факультатива разработаны дидактические материалы, составленные с учетом содержания и средств народной культуры башкирского, русского, татарского, чувашского и др. народов и краеведческого материала. Большое внимание уделялось таким произведениям фольклора, образы которого связаны с родной природой и близки младшим школьникам. На фоне положительных эмоций, вызванных яркими и доступными для понимания учащихся легендами, сказками, пословицами, поговорками, загадками, содержащими сведения о растениях и животных, идеях бережного отношения к природе, дети получали новые знания о природе. Такая деятельность способствовала воспитанию любви к своему краю, национальной культуре, истории жизни народа, природе, оказывала сильное эмоциональное воздействие на детей, несло огромный нравственный эстетический потенциал. Таким образом, использование содержания и средств народной педагогики придавало занятиям эмоциональную окраску, выразительность, образность. При реализации факультатива применялись разнообразные методы, приемы и средства обучения, обеспечивающие мыслительную активность, самостоятельность, эмоциональное и творческое отношение детей к изучаемому материалу.

Взаимосвязь федерального и регионального компонентов содержания экологического образования находит оптимальное выражение в том случае, когда отражает своеобразие экологической культуры народов конкретного региона за счет использования средств народной педагогики и краеведческого материала. Концентрический способ организации содержания экологического образования является наиболее эффективным для усвоения научных понятий в начальной школе. Применение развивающих методов обучения, использование экологически направленных технологий на уроке способствует успешной реализации регионального компонента содержания экологического образования.

Однако диссертационное исследование не исчерпывает всего объема данной проблемы, дальнейшая научная разработка может быть осуществлена по следующим направлениям: преемственность экологического образования между дошкольным, младшим школьным и средним школьным звеньямимежпредметные связи, интеграция различных дисциплин в формировании мировоззрения младшего школьникаразработка новых подходов, направленных на оптимизацию системы всеобщего экологического образования и Др.

Итак, анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал, что методически правильная организация системы экологического образования младших школьников на основе регионального компонента содержания позволила совершенствовать все элементы экологической образованности. Это выразилось в том, что уровень экологической образованности в начале эксперимента у учащихся контрольных и экспериментальных классов не имел существенных различий, но после формирующего эксперимента произошли положительные изменения, то есть возникла заметная разница для высокого, среднего и низкого уровней экологической образованности младших школьников в экспериментальных классах. К концу эксперимента сопоставление результатов уровней экологической образованности учащихся контрольных и экспериментальных классов позволило выявить в них значительное отличие. Следовательно, гипотеза педагогического исследования получила подтверждение опытно-экспериментальным путем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ф., Камалетдинова А. Я. Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности // Экономическое образование: теория и практика. — Челябинск, 1997. — С. 19−32.
  2. П.Р. Методологические проблемы национально-регионального образования // Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации: Сб. матер. Всерос. науч практ. конф., 30−31 мая 1997 г.- Бирск: Изд-во БирГПИ, 1997. — С. 3−6.
  3. К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа: Башк. пед. ин-т, 1996. — 242 с.
  4. К.Ш., Бронников С. А., Исхаков Т. К. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения. — Уфа, 1992. — 48 с.
  5. В.И., Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. -132 с.
  6. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  7. Башкирское народное творчество. Эпос. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. — Т.1.-544 с.
  8. Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. — Т.2. — 576 с.
  9. Башкирское народное творчество. Богатырские сказки. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1988. -Т.З.- 448 с.
  10. Ю.Башкирское народное творчество. Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа: Китап, 1993. — Т.7.- 464 с.
  11. П.Букварева Е. Н., Чудинова Е. В. Естествознание. 2 класс. Тетрадь, разрезной альбом для учащихся. М.: МИРОС, 1994. — 144 с.
  12. Е.Н., Чудинова Е. В. Естествознание. 3 класс. Тетрадь, разрезной альбом и справочник. М.: МИРОС и ВЗМШ РАО, 1995.- 144 с.
  13. И.Валеев И. И. Об опасностях гиперболизации народной педагогики // Актуальные проблемы современного школьного учебно-воспитательного процесса М.: Изд-во МПСИ, 1998. — С. 77−79.
  14. И.Валеев И. И. «Из древних, чудесных камней сложите ступени грядущего"// Актуальные проблемы современного школьного учебно-воспитательного процесса. М.: Изд-во МПСИ, 1998. — С. 86−89.
  15. А.А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Мир и человек. Курс естествознания для начальной школы: Методическое пособие для учителей и родителей к учебнику для 1 класса «Окружающий нас мир». М.: Новая школа, 1996.-48 с.
  16. А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 31−36.
  17. Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1976.-384 с.
  18. Н.Ф. «Окружающий мир» для четырехлетней начальной школы // Начальная школа. 1992. — № 1. — С. 67−72.
  19. Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних школьников. — М, 1993. 80 с.
  20. Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. — 50 с.
  21. Н.Ф. Начальная школа сегодня и завтра (концептуальные основы построения учебно-методического комплекта для первого звена школы). М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 1997. — 27 с.
  22. Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы // Начальная школа. 1997. — № 4. — С. 36−40.
  23. Н.Ф. Начальная школа сегодня: успехи и трудности. Обсуждаем итоги российского совещания по начальной школе // Начальная школа. 1997. -№ 4. — С. 11−14.
  24. Г. А. Региональный экологический компонент образования: системный подход // 2 Междунар. конф. по экол. обр. «Между шк. и ун-том», Тула, июнь, 1996 г.: Тез. докл. Тула, 1996. — С. 237−240.
  25. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чув. Кн. изд-во, 1974. — 360 с.
  26. Г. Н. Этнопедагогизация системы учебно-воспитательной работы в школе // Актуальные проблемы современного школьного учебно-воспитательного процесса. М.: Изд-во МПСИ, 1998. — С.8−25.
  27. Воспитание экологической культуры школьников: Пособие для учителя / Под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой. М.: Тобол, 1997. — 96 с.
  28. JI.C. Педагогическая психология. М., 1991. — 220с.
  29. H.JI. Всадники, скачущие не туда // Экология и жизнь. 1998. — № 4'97−1'98. — С. 22−24.
  30. А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. — 238 с.
  31. А.Я. Избранные педагогические труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-208 с.
  32. .С., Никандров Н. Д. Методологическое знание в педагогике. М.: Знание, 1986. — 109 с.
  33. .С. Философия образования. М.: Психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
  34. С.Г. Экологическое образование: Теоретические и практические подходы: Учеб. пособие. Уфа: «Восточный университет», 1999. -108 с.
  35. Э.В. Система «общество-природа». М.: МГУ, 1976. — 168 с.
  36. Э.В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование. М.: 1989. — С. 17.
  37. Э.В. Опасность «дыр» в экологическом образовании // Народное образование. 1989. — № 4. — С. 120−127.
  38. Э.В., Мамедов Н. М. Экологическая культура // Культура: теории и проблемы. М., 1995. — С. 241.
  39. С.Н. Управление экологическим образованием: новые алгоритмы // Экология и жизнь. 1996. — № 1. — С. 68.
  40. С.Н. Алгоритмы формирования экологической культуры // Рязанский экологический вестник. 1995. — № 5. — С. 39−42.
  41. С.Н. Экология: учебная книга // Экология и жизнь. 1997. — № 2-З.-С. 22−28.
  42. Н. Среднее образование: проблемы и перспективы // Учитель Башкортостана. 1999. — № 12. — С. 3−6.
  43. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. JL: Гидрометеоиздат, 1989. -623 с.
  44. Г. П., Наумова Л. Г. Экология Башкортостана: Пособие для учителя. Уфа: Китап, 1998. — 146 с.
  45. Е.А. Формирование экологических знаний учащихся на межпредметной основе в курсе природоведения 4 класса: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1985.-226 с.
  46. В.В. Проблема развивающего обучения. М.: Просвещение. -1986.-240 с.
  47. А.В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 18−20.
  48. С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология: Учеб. пособие для студ. вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 477 с.
  49. С.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа. 1998. — № 6. — С. 1920.
  50. М.В. Экологическое воспитание младших школьников в игровой деятельности (На опыте работы школьников Чувашской республики): Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. — 264 с.
  51. Р.И. Перспективные технологии подготовки учителя XXI века // Начальное образование XXI века: Межвуз. сб. науч. работ. Брянск, 2000.-С. 195−200.
  52. Р.И. Развитие творческой личности будущего учителя начальных классов // Начальное образование XXI века: Межвуз. сб. науч. работ. -Брянск, 2000. С. 193−195.
  53. В.И. Начиная с дошкольного возраста // Народное образование.1996. № 10.-С. 84−85.
  54. Закон Российской Федерации об образовании. М.: Новая школа, 1992. -55 с.
  55. Закон Республики Башкортостан об образовании // Ведомости Верховного Совета и Правительства РБ. 1993. — № 4. — Ст.77.
  56. И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. -М.: Знание, 1980.-96 с.
  57. И.Д. Экологическое образование и воспитание как новая область педагогической теории и школьной практики // Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Таллин, 1980. — 4.1. — С. 510.
  58. И.Д. Методологические основы принципов и условий реализации экологического образования. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — С. 4−10.
  59. И.Д. Методика природоведения как педагогическая наука // Начальная школа. 1983. -№ 11. -С. 31−35.
  60. И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. 1991. -№ 1. -С.8−14.
  61. И.Д. Приоритеты экологического образования // Развитие непре-рыв. экол. образ.: Матер. 1 Моск. науч.-практ. конф. Москва, 22−25 нояб., 1994 г. М., 1995. — С. 16−27.
  62. И.Д., Салеева Л. П. Воспитание любви и бережного отношения к природе // Начальная школа. 1979.- № 1. — С. 41−43.
  63. Г. Г. Формирование знаний о взаимодействии общества и природы при обучении природоведению и физической географии (4−5 классы): Дис.канд. пед. наук. М., 1986. — 184 с.
  64. История и культура Башкортостана. Хрестоматия / Под ред. Ф. Г. Хисамитдиновой. М.: АО МДС, 1997. — 480 с.
  65. .Г., Городецкая Н. А. Сельская школа и охрана природы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1976. — 143 с.
  66. Д.Н. Природа: от охраны к заботе? // Знание — сила. — 1990. -№ 3. — С.9−12.
  67. В.Б. Формула экологического образования // Экология и жизнь. -1996.-№ 1.-С. 38−44.
  68. Д.Н. Рациональное природопользование Башкортостана: Учебно-метод. пособие к изучению курса «Экология Башкортостана». -Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 1993- 136 с.
  69. Р.Ш. Введение в основные экологические проблемы Башкирии: Учебное пособие. Уфа: БГПИ, 1992. — 153 с.
  70. Д.Р. Этнопедагогическое наследие как фактор экологического воспитания младших школьников Дагестана: Дис.. .канд. пед. наук. М., 1995.- 191 с.
  71. Ф.Х. Образование XXI века новое качество // Учитель Башкортостана. — 2000. -№ 1. — С. 3−6.
  72. Д.М. Формирование интереса к познанию природы у младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1987. 16 с.
  73. З.А. Информационно-методическое письмо об обновленном курсе природоведения в программе естественно-научного образования «Природа и люди» // Начальная школа. 1998. — № 6. — С. 81−86.
  74. П.П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики. Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Казань, 1998.-41 с.
  75. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. -• 297 с.
  76. Концепция общего среднего экологического образования. / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1994.
  77. Т.В. Содержание экологического образования как условие формирования ответственного отношения школьников к природе // Проблемы формирования экологической ответственности школьников. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. — С. 16−25.
  78. Л.В. Подготовка студентов педвуза к решению проблем экологического образования в условиях общеобразовательной школы: Автореф.. канд. пед. наук. Уфа, 1995. — 22 с.
  79. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  80. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Просвещение, 1987. — 465 с.
  81. .Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  82. Д. Экология проблема нравственная // Наше наследие. — 1991. -№ 1. — С. 31−35.
  83. Г. П. Формирование системы знаний о растениях у учащихся 2 класса на основе установления межпредметных связей: Дис. .канд. пед. наук.-Л., 1975.- 159 с.
  84. И.П. Этнопедагогика башкирского народа // Ватандаш. -1998.-№ 7.-С. 170−176.
  85. Н.М. Экологическая культура и образование // Экологическое образование: концепции и методические подходы. М., 1996. — С. 10−24.
  86. Н.М. Культура, экология, образование. М.: Рэфиа, 1996. -51 с.
  87. Н.М., Суравегина И. Т. Подготовка учащихся по экологии // Биология в школе. 1996. — № 2. — С. 19−24.
  88. И.С. Школа и охрана природы. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  89. Л.Ф. Содержание и организация наблюдений за природой и трудом населения в начальной школе. Свердловск, 1968. — 60 с.
  90. Т. Жизнь в окружающей среде. Часть 1: Пер. с англ. / Под ред. Г. А. Ягодина. М.: Издательская группа «Прогресс-Пангея», 1993. — 256 с.
  91. Т. Спешите спасти планету. Часть 2: Пер. с англ. / Под ред. Г. А. Ягодина. М.: Издательская группа «Прогресс-Пангея», 1994. — 336 с.
  92. .М., Наумова Л. Г., Ханов Ф. М. Экологическая азбука школьника. Уфа: РИО, 1992. — 192 с.
  93. .М., Наумова Л. Г., Куршаков С. В. Экология Башкортостана. Учебник для 9 кл. Уфа: Китап, 1995. — 144 с.
  94. .М., Наумова Л. Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для 9−11 кл. общеобр. шк. Изд. 2-е. М.: АО МДС, 1996. -272 с.
  95. .М., Наумова Л. Г. Популярный экологический словарь школьного учителя Республики Башкортостан. — Уфа: Китап, 1997. — 200 с.
  96. Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. -166 с.
  97. Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка.-М., 1994.-75 с.
  98. Н.Н. Мировозрение. 21 век // Экология и жизнь. 1997. — № 1. -С. 4−12.
  99. Н.Н. На пути к нравственному императиву // Экология и жизнь. 1997. — № 4. — С. 4−10.
  100. P.P. Учебное краеведение в школе. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1983.-98 с.
  101. P.P. Краеведение в школе: системный подход. Уфа: Изд-во Вост-го Ун-та, 1997. — 146 с.
  102. Г. Что значит построить образовательный дом // Учитель Башкортостана. 2000. — № 2. — С. 3−6.
  103. B.C. Экология родного края // Экологическое образование. Перспективы и концепции инвайронментальной педагогики: Мат. конф. -Уфа, 1995.-С. 10−15.
  104. А .Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15.
  105. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект. Москва, 2000.- 9 с.
  106. . Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т. Т.1.: Пер. с англ. М.: Мир, 1993. — 424 с.
  107. . Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т. Т.2.: Пер. с англ. М.: Мир, 1993. — 336 с.
  108. Н.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века. М.: МИРОС, 1997.- 144 с.
  109. С., Яковлев Р. Образовательные стандарты // Народная школа- 1994.-№ 6.-С. 8−14.
  110. С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М.: Новая школа, 1995. — 160 с.
  111. С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1996. — 33 с.
  112. В.Б. Вечный вопрос: чему учить сегодня? // Педагогика1998.-№ 8-С. 6−8.
  113. В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.
  114. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред.П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1996. — 602 с.
  115. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
  116. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под. ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512 с.
  117. Т.И. Юный эколог: Программа факультативного курса и дидактические материалы для учителя начальных классов Республики Башкортостан. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2000. — 99 с.
  118. Л.П. Эстетическая картина мира и школьный урок // Советская педагогика. 1976.- № 6. — С. 92−102.
  119. А.А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. 1988. — № 8. — С. 40−46.
  120. А.А. Раскрытие экологических связей на уроках природоведения // Начальная школа. 1988. -№ 9. — С. 35−42.
  121. А.А. Формирование знаний об экологических связях при изучении природоведения в начальной школе: Дис. .канд. пед. наук. -М.: 1990.- 187 с.
  122. А.А. Экология для младших школьников: Факультатив, курс для нач. кл. М.: Просвещение, 1995. — 46 с.
  123. А.А. Зеленый дом: Метод, пособие к системе учеб. курсов с экологической направленностью для нач. шк. М.: Просвещение, 1997. -254 с.
  124. А.А. Природоведение: Учебник для 2 кл. трехлет. и 3 кл. че-тырехлет. нач. шк. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1997. — 160 с.
  125. А.А. Природоведение: Учебник для 3 кл. трехлет. и 4 кл. че-тырехлет. нач. шк. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1997. — 191 с.
  126. О.Т., Шилин В. Д. Методические рекомендации к учебному пособию «Окружающий мир», 1 класс. Ч. 1, — 2-е изд. М.: ЗАО «ИНПРО-РЕС», 1997.-128 с.
  127. О.Т., Шилин В. Д. Методические рекомендации к экспериментальному учебному пособию развивающего типа «Окружающий мир», 1 класс.4.2 (Симметрия). -М.: ЗАО «ИНПРО-РЕС», 1996. 40 с.
  128. О.Т., Шилин В. Д. Методические рекомендации к экспериментальному учебному пособию развивающего типа «Окружающий мир», 1 класс. 4.2 (Неживая природа. Рукотворный мир). М.: ЗАО «ИНПРО-РЕС», 1996.-90 с.
  129. О.Т., Шилин В. Д. Программа курса «Окружающий мир» для начальной школы (1−4 классы). М.: ЗАО «ИНПРО-РЕС», 1998. — 31 с.
  130. И.И. Хрестоматия по педагогике. М.: Просвещение, 1972. -512 с.
  131. И.Н., Репина Р. К. Методические рекомендации по организации и содержанию работы кружка школьников «Юный эколог» / Ленинградское отделение педагогического общества РСФСР. Л., 1985. — 53 с.
  132. И.Н. Начальное экологическое образование: перспективы реализации в рамках учебной деятельности // Международная конференция по экологическому образованию детей, Москва, 9−15 апреля 1995 г. -Обнинск, 1995.-С. 118−119.
  133. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (13) по системе Л. В. Занкова / Сост. Л. А. Вохмянина. М.: Просвещение, 1996.- 154 с.
  134. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (15) по системе Д. Б. Эльконина В.В.Давыдова / Сост. Л. А. Вохмянина. -М.: Просвещение, 1996. — 144 с.
  135. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы / Сост. А. А. Плешаков. М.: Просвещение. — 1996. — 284 с.
  136. .Е. О русском биологическом направлении // Биология в школе. 1946. — Вып. 2. — С. 30−41.
  137. З.Я. Экологические традиции башкир // Культура философствования: проблемы и перспективы: Матер. Всерос. науч. конф. -Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 1998. С. 143−160.
  138. Н.Ф. Начала экологических знаний. М.: Изд-во МНЭПУ. -1993.-262 с.
  139. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. — 607 с.
  140. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт / Гл. ред. В. В. Давыдов. М: Большая Российская энциклопедия, 1999. — Т. 2. — 672 с.
  141. Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. М., 1978. — 22 с.
  142. Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников // Начальная школа. 1991. — № 4. — С. 24−27.
  143. Л.П. О содержании экологического образования в начальной школе // Начальная школа. 1993. — № 9. — С. 4−6.
  144. A.M. Башкирское народное воспитание. Пермь: Б.И., 1992. -136 с.
  145. Л.С. Методика начального курса естествознания. Спб.: Издание авт., 1906. — 448 с.
  146. В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений школьника // Советская педагогика. 1989. -№ 5.-С. 15−19.
  147. А.П. Психологические основы отношения школьников к природе: Учебное пособие. М., 1987. — 86 с.
  148. JI.B. Формирование и развитие системы экологических знаний учащихся в курсе природоведения: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1987.- 193 с.
  149. Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. — М.: Агар., 1977.- 143 с.
  150. Л.П. Как учить экологии в начальных классах? // Экология и жизнь. № 4'97 — 1 '98. — С. 18−21.
  151. Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе // Начальная школа. 1998. — № 6. — С. 14−19.
  152. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
  153. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. -С. 149.
  154. О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению: Метод, рекомендации. В помощь учителю нач. школы. М.: Новая школа, 1997.- 112 с.
  155. И.Ю. Формирование экологической культуры личностикак проблема коммунистического воспитания: Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1985. — 17 с.
  156. Г. М. Проблема национально-регионального компонента образования // Нац.-регион. компонент образования в условиях его стандартизации: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф., 30−31 мая 1997 г. -Бирск: Изд-во БирГПИ, 1997. С. 174−177.
  157. И.Т. Система экологических знаний как основа формирования ответственного отношения к природе // Становление и развитие ответственного отношения школьников к природной среде. — М., 1981. — С. 26−37.
  158. И.Т. Роль краеведения в формировании экологической культуры школьников // Воспитание молодежи в процессе ее краеведческой и природоохранной деятельности: Матер, конф. М., 1981. — С. 2731.
  159. И.Т. О методах формирования ответственного отношения школьников к природе // Биология в школе. 1988. — № 3. — С. 32−39.
  160. И.Т. Концепция стандарта общеобразовательной области «Экология» // 2 Междунар. конф. по экол. образ. «Между шк. и ун-том», Тула, июнь, 1996 г.: Тез. докл. Тула, 1996. — С. 348−349.
  161. И.Т., Кучер Т. В., Симонова-Салеева Л.П., Сенкевич В. М. Экологический аспект содержания различных учебных предметов: методические указания // Экологическое образование: концепции и методические подходы. -М., 1996.-С. 127−135.
  162. В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1979. 272 с.
  163. Р.З. Экологическое образование сельских школьников: монография. — М.: Изд-во Российской Академии образования, 1996. 257 с.
  164. М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения. Сыктывкар, 1994. — 120 с.
  165. Т.И. Дидактические условия природоохранительного просвещения учащихся на уроке природоведения во 2 классе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Л., 1982. — 17 с.
  166. Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. М.: Педагогика, 1992.-292 с.
  167. А.Е. Дидактические и методические основы экологического образования и воспитания школьников: Учеб. пособие к спецкурсу. Хабаровск: Изд-во Хабаров, гос. пед. ин-та, 1984. — 98 с.
  168. А.Е. Содержание экологических знаний и умений в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы // Начальная школа. 1993. -№ 9.-С. 20−23.
  169. А.Е. Некоторые подходы к построению модели экологического образования младших школьников // Международная конференция по экологическому образованию детей, Москва, 9−15 апреля 1995 г. Обнинск, 1995,-С. 149−150.
  170. Д.И. Естествознание: Каким ему быть в начальной школе // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 39−40.
  171. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 2. Математика. Естественно-научные дисциплины / Под ред.
  172. B.С.Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.: «ТЦ Сфера» «Прометей», 1998. — 336 с.
  173. К.Д. Собрание сочинений. М., 1949. — Т.5 — С. 26.
  174. С.И. Экологическое воспитание младших школьников на основе средств народной педагогики // Начальная школа. 1993. — № 9. —1. C. 11−15.
  175. Ю.Ф. Формирование научного мировоззрения в условиях стандартизации //Национально-региональный компонент образования вусловиях его стандартизации: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. -Бирск: Изд-во БирГПИ, 1997. С. 17−20.
  176. А.С. Экологическое образование и воспитание в школах Башкортостана // Исторический опыт развития духовной культуры Башкортостана: Тез. докл. науч. конф. Уфа, 1992. — С. 97−99.
  177. А.В. Методика экологического воспитания учащихся 6−7-х классов на основе прогрессивных идей башкирской народной педагогики: Методические рекомендации. Челябинск: Изд-во ИДПОПР, 2000. — 29 с.
  178. И.Ф. Педагогика: учебное пособие. М.: Гардарики, 1999. -519 с.
  179. Ф.Г. Качественное конкурентоспособное образование главное условие формирования гражданина нового Башкортостана // Учитель Башкортостана. — 1997. — № 10. — С. 13−16.
  180. Хрестоматия по экологии (книга для учителя) / Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Куршаков С. В., Юнусбаев Б. Х. Уфа: УНЦРАН, 1994. — 122 с.
  181. И.В. Диагностика экологической культуры младшего школьника // Мир психологии и психология в мире. 1995. — № 2. — С. 34−40.
  182. И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: «Академия развития», 1997. — 192 с.
  183. Н.М. О содержании школьного экологического образования // Развитие непрерывного экол. образ.: Матер. 1 Моск. науч.-практ. конф., Москва, 22−25 нояб., 1994 г. -М., 1995. С. 29−36.
  184. Л.Ю. Психолого-педагогическая концепция осуществления непрерывного экологического образования в средней школе // Международная конференция по экологическому образованию детей, Москва, 9−15 апреля 1995 г.-Обнинск, 1995. С. 162−163.
  185. В.Д. Философия образования и образовательной политики. — М.: Изд-во фирма «Логос», 1993. 124 с.
  186. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. -М., 1997.
  187. B.C. Экологическое образование школьников: Учебное пособие. -Белгород: Белгород, ун-т, 1996. 93 с.
  188. Т.В., Кочеткова Е. П. Получение знаний и развитие чувств // Экология и жизнь. 1996. — № 1. — С. 52−57.
  189. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся. -М.: Педагогика. 1979. — 160 с.
  190. Экологическое образование: концепции и методические подходы / Под ред. Н. М. Мамедова. М.: Агенство «Технотрон», 1996. — 136 с.
  191. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1983. — 93 с.
  192. Экология, культура, образование / Под ред. Н. М. Мамедова. М., 1989.
  193. Экологическое воспитание учащихся в летнем оздоровительном лагере: Учебно-методическая разработка для ст-в и педагогов учреждений дополнительного образования / Сост. Р. Г. Минибаев, К. Ш. Ахияров, В. Ф. Бахтиярова. Уфа: Башкирский гос. ун-т, 2000. — 32 с.
  194. Экологическое образование в учебном плане школы / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1991. — 60 с.
  195. Экологическое образование: проблемы и решения / Сост. А. Н. Захлебный, Л. В. Реброва. М., 1992.
  196. Экологическое образование. Перспективы и концепции инвайронмен-тальной педагогики: Материалы конференции, 29−30 ноября 1995 г. Уфа, 1995.-206 с.
  197. Экологическое образование в России. Справочное пособие для преподавателей. Обнинск, 1997. — 139 с.
  198. Экологическое образование. Проблемы и решения: Сб. матер, науч.-практ. конф., 24−25 сент., 1998 г. Бирск: Изд-во Бирского ГПИ, 1998. -168 с.
  199. Экологическое образование школьников / Под ред. К. Ш. Ахиярова. -Уфа, 1999. 54 с.
  200. Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л. П. Печко. М.: Педагогика, 1984. — 135 с.
  201. Д.Б. Избранные педагогические труды. М., 1989. — 804 с.
  202. С.М., Видревич М. Б., Веселова Н. А. Образовательная программа по курсу «Наша окружающая среда» для учащихся 1−3 классов. -Екатеринбург: СП «Корус», 1997. 16 с.
  203. Browner Carol М. Why environmental education? It is critical to maintaining our quality of life // EPA Journal. 1995. — 21, № 2. — P. 6−8.
  204. Cameron S., Pearson N. Science is exciting: global change activities which bring relevence and excitement to the classroom // AIAA Pap. 1995.3808.-P. 1−8.
  205. Das WUK Buch, Welt — und Umwelthunde: Orientierungs — stute, 5 /6/ G. Ech, W. Jans, K.-A.Judge e.a.- Hrsg. U. Schroeder. — Stuttgart e.a.: Klett Schulbuchverl., 1993. — 258 S.
  206. Engelhardt W. Umweltschutz. 6. neulearb. Aufl. — Muenchen: Bayerischer Schulbuch — Verl, 1993. — 272 S.
  207. Hillenbrand H. Erziehung zum Umweltbewubtsein ein geographie-didaktisches Problem // Wurzburg. geogr. Arb. — 1994. — № 89. — S. 325−334.
  208. Hutter C.P. Auf Ocho Tour // Zehrmittel ahtuell. — 1996. — Jg. 22, № 1. -S. 4−7.
  209. Kuechle J. Ecology: The last word in biology textbooks // The American biology teacher. 1995. — Vol. 57, № 5. — P. 208−210.
  210. McErlean Andrew J., Williams Eleanor, Wittwer Frank. Environmental education: A blueprint for achievement? // Environ. Prof. 1995. — 17, № 3. -P. 263−270.
  211. Whalley M. Crossing divides: Rationalising Key Stage to primary science // Education today. 1996. — Vol. 7, № 4. — P. 24−29.188
Заполнить форму текущей работой