Педагогические условия реализации регионального компонента содержания экологического образования в начальной школе
Диссертация
Серьезные резервы развития экологического образования представляет региональный компонент содержания. Основными задачами современной региональной образовательной политики в области экологического образования являются создание единой системы экологического образования, становление и развитие регионального экологического образовательного пространства. Своеобразие национальных традиций, культуры… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- 1. 1. Развитие идей о начальном экологическом образовании в отечественной педагогике
- 1. 2. Взаимосвязь федерального и регионального компонентов содержания экологического образования
- 1. 3. Теоретические и организационно-методические основы начального экологического образования в современной школе
- Выводы по главе 1
- ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОН, А л? нфШ'Кбм
- ПОНЕ НТ, А СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
- 2. 1. Организационно-методические основы опытноэкспериментальной работы
- 2. 2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по экологическому образованию учащихся начальных классов
- Выводы по главе 2
Список литературы
- Аменд А.Ф., Камалетдинова А. Я. Экономическое образование как средство развития социальных аспектов личности // Экономическое образование: теория и практика. — Челябинск, 1997. — С. 19−32.
- Атутов П.Р. Методологические проблемы национально-регионального образования // Национально-региональный компонент образования в условиях его стандартизации: Сб. матер. Всерос. науч практ. конф., 30−31 мая 1997 г.- Бирск: Изд-во БирГПИ, 1997. — С. 3−6.
- Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа: Башк. пед. ин-т, 1996. — 242 с.
- Ахияров К.Ш., Бронников С. А., Исхаков Т. К. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения. — Уфа, 1992. — 48 с.
- Ашиков В.И., Ашикова С. Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. -132 с.
- Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
- Башкирское народное творчество. Эпос. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. — Т.1.-544 с.
- Башкирское народное творчество. Предания и легенды. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. — Т.2. — 576 с.
- Башкирское народное творчество. Богатырские сказки. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1988. -Т.З.- 448 с.
- Ю.Башкирское народное творчество. Пословицы, поговорки, приметы, загадки. Уфа: Китап, 1993. — Т.7.- 464 с.
- П.Букварева Е. Н., Чудинова Е. В. Естествознание. 2 класс. Тетрадь, разрезной альбом для учащихся. М.: МИРОС, 1994. — 144 с.
- Букварева Е.Н., Чудинова Е. В. Естествознание. 3 класс. Тетрадь, разрезной альбом и справочник. М.: МИРОС и ВЗМШ РАО, 1995.- 144 с.
- И.Валеев И. И. Об опасностях гиперболизации народной педагогики // Актуальные проблемы современного школьного учебно-воспитательного процесса М.: Изд-во МПСИ, 1998. — С. 77−79.
- И.Валеев И. И. «Из древних, чудесных камней сложите ступени грядущего"// Актуальные проблемы современного школьного учебно-воспитательного процесса. М.: Изд-во МПСИ, 1998. — С. 86−89.
- Вахрушев А.А., Бурский О. В., Раутиан А. С. Мир и человек. Курс естествознания для начальной школы: Методическое пособие для учителей и родителей к учебнику для 1 класса «Окружающий нас мир». М.: Новая школа, 1996.-48 с.
- Вербицкий А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 31−36.
- Верзилин Н.М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1976.-384 с.
- Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» для четырехлетней начальной школы // Начальная школа. 1992. — № 1. — С. 67−72.
- Виноградова Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних школьников. — М, 1993. 80 с.
- Виноградова Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. — 50 с.
- Виноградова Н.Ф. Начальная школа сегодня и завтра (концептуальные основы построения учебно-методического комплекта для первого звена школы). М.: Изд. центр «Вентана-Граф», 1997. — 27 с.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы // Начальная школа. 1997. — № 4. — С. 36−40.
- Виноградова Н.Ф. Начальная школа сегодня: успехи и трудности. Обсуждаем итоги российского совещания по начальной школе // Начальная школа. 1997. -№ 4. — С. 11−14.
- Вовк Г. А. Региональный экологический компонент образования: системный подход // 2 Междунар. конф. по экол. обр. «Между шк. и ун-том», Тула, июнь, 1996 г.: Тез. докл. Тула, 1996. — С. 237−240.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чув. Кн. изд-во, 1974. — 360 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогизация системы учебно-воспитательной работы в школе // Актуальные проблемы современного школьного учебно-воспитательного процесса. М.: Изд-во МПСИ, 1998. — С.8−25.
- Воспитание экологической культуры школьников: Пособие для учителя / Под ред. Б. Т. Лихачева, Н. С. Дежниковой. М.: Тобол, 1997. — 96 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М., 1991. — 220с.
- Галеева H.JI. Всадники, скачущие не туда // Экология и жизнь. 1998. — № 4'97−1'98. — С. 22−24.
- Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. — 238 с.
- Герд А.Я. Избранные педагогические труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.-208 с.
- Гершунский Б.С., Никандров Н. Д. Методологическое знание в педагогике. М.: Знание, 1986. — 109 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 432 с.
- Гильмиярова С.Г. Экологическое образование: Теоретические и практические подходы: Учеб. пособие. Уфа: «Восточный университет», 1999. -108 с.
- Гирусов Э.В. Система «общество-природа». М.: МГУ, 1976. — 168 с.
- Гирусов Э.В. Природные основы экологической культуры // Экология, культура, образование. М.: 1989. — С. 17.
- Гирусов Э.В. Опасность «дыр» в экологическом образовании // Народное образование. 1989. — № 4. — С. 120−127.
- Гирусов Э.В., Мамедов Н. М. Экологическая культура // Культура: теории и проблемы. М., 1995. — С. 241.
- Глазачев С.Н. Управление экологическим образованием: новые алгоритмы // Экология и жизнь. 1996. — № 1. — С. 68.
- Глазачев С.Н. Алгоритмы формирования экологической культуры // Рязанский экологический вестник. 1995. — № 5. — С. 39−42.
- Глазачев С.Н. Экология: учебная книга // Экология и жизнь. 1997. — № 2-З.-С. 22−28.
- Голышева Н. Среднее образование: проблемы и перспективы // Учитель Башкортостана. 1999. — № 12. — С. 3−6.
- Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. JL: Гидрометеоиздат, 1989. -623 с.
- Григорчак Г. П., Наумова Л. Г. Экология Башкортостана: Пособие для учителя. Уфа: Китап, 1998. — 146 с.
- Гринева Е.А. Формирование экологических знаний учащихся на межпредметной основе в курсе природоведения 4 класса: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1985.-226 с.
- Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М.: Просвещение. -1986.-240 с.
- Даринский А.В. Региональный компонент содержания образования // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 18−20.
- Дерябо С.Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология: Учеб. пособие для студ. вузов. Ростов н/Д: Феникс, 1996. — 477 с.
- Дерябо С.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа. 1998. — № 6. — С. 1920.
- Емельянова М.В. Экологическое воспитание младших школьников в игровой деятельности (На опыте работы школьников Чувашской республики): Дис. .канд. пед. наук. М., 1995. — 264 с.
- Желбанова Р.И. Перспективные технологии подготовки учителя XXI века // Начальное образование XXI века: Межвуз. сб. науч. работ. Брянск, 2000.-С. 195−200.
- Желбанова Р.И. Развитие творческой личности будущего учителя начальных классов // Начальное образование XXI века: Межвуз. сб. науч. работ. -Брянск, 2000. С. 193−195.
- Жидкин В.И. Начиная с дошкольного возраста // Народное образование.1996. № 10.-С. 84−85.
- Закон Российской Федерации об образовании. М.: Новая школа, 1992. -55 с.
- Закон Республики Башкортостан об образовании // Ведомости Верховного Совета и Правительства РБ. 1993. — № 4. — Ст.77.
- Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. -М.: Знание, 1980.-96 с.
- Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание как новая область педагогической теории и школьной практики // Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Таллин, 1980. — 4.1. — С. 510.
- Зверев И.Д. Методологические основы принципов и условий реализации экологического образования. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — С. 4−10.
- Зверев И.Д. Методика природоведения как педагогическая наука // Начальная школа. 1983. -№ 11. -С. 31−35.
- Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. 1991. -№ 1. -С.8−14.
- Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования // Развитие непре-рыв. экол. образ.: Матер. 1 Моск. науч.-практ. конф. Москва, 22−25 нояб., 1994 г. М., 1995. — С. 16−27.
- Зверев И.Д., Салеева Л. П. Воспитание любви и бережного отношения к природе // Начальная школа. 1979.- № 1. — С. 41−43.
- Ивченкова Г. Г. Формирование знаний о взаимодействии общества и природы при обучении природоведению и физической географии (4−5 классы): Дис.канд. пед. наук. М., 1986. — 184 с.
- История и культура Башкортостана. Хрестоматия / Под ред. Ф. Г. Хисамитдиновой. М.: АО МДС, 1997. — 480 с.
- Иоганзен Б.Г., Городецкая Н. А. Сельская школа и охрана природы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1976. — 143 с.
- Кавтарадзе Д.Н. Природа: от охраны к заботе? // Знание — сила. — 1990. -№ 3. — С.9−12.
- Калинин В.Б. Формула экологического образования // Экология и жизнь. -1996.-№ 1.-С. 38−44.
- Карпов Д.Н. Рациональное природопользование Башкортостана: Учебно-метод. пособие к изучению курса «Экология Башкортостана». -Стерлитамак: Изд-во СГПИ, 1993- 136 с.
- Кашапов Р.Ш. Введение в основные экологические проблемы Башкирии: Учебное пособие. Уфа: БГПИ, 1992. — 153 с.
- Керимова Д.Р. Этнопедагогическое наследие как фактор экологического воспитания младших школьников Дагестана: Дис.. .канд. пед. наук. М., 1995.- 191 с.
- Кидрасов Ф.Х. Образование XXI века новое качество // Учитель Башкортостана. — 2000. -№ 1. — С. 3−6.
- Китежева Д.М. Формирование интереса к познанию природы у младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1987. 16 с.
- Клепинина З.А. Информационно-методическое письмо об обновленном курсе природоведения в программе естественно-научного образования «Природа и люди» // Начальная школа. 1998. — № 6. — С. 81−86.
- Козлова П.П. Природосообразность как основополагающий принцип в истории школы и педагогики. Автореф. дисс.. д-ра пед. наук. Казань, 1998.-41 с.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. -• 297 с.
- Концепция общего среднего экологического образования. / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1994.
- Кучер Т.В. Содержание экологического образования как условие формирования ответственного отношения школьников к природе // Проблемы формирования экологической ответственности школьников. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. — С. 16−25.
- Легостаева Л.В. Подготовка студентов педвуза к решению проблем экологического образования в условиях общеобразовательной школы: Автореф.. канд. пед. наук. Уфа, 1995. — 22 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Просвещение, 1987. — 465 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Лихачев Д. Экология проблема нравственная // Наше наследие. — 1991. -№ 1. — С. 31−35.
- Логовеева Г. П. Формирование системы знаний о растениях у учащихся 2 класса на основе установления межпредметных связей: Дис. .канд. пед. наук.-Л., 1975.- 159 с.
- Малютин И.П. Этнопедагогика башкирского народа // Ватандаш. -1998.-№ 7.-С. 170−176.
- Мамедов Н.М. Экологическая культура и образование // Экологическое образование: концепции и методические подходы. М., 1996. — С. 10−24.
- Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. М.: Рэфиа, 1996. -51 с.
- Мамедов Н.М., Суравегина И. Т. Подготовка учащихся по экологии // Биология в школе. 1996. — № 2. — С. 19−24.
- Матрусов И.С. Школа и охрана природы. М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Мельчаков Л.Ф. Содержание и организация наблюдений за природой и трудом населения в начальной школе. Свердловск, 1968. — 60 с.
- Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Часть 1: Пер. с англ. / Под ред. Г. А. Ягодина. М.: Издательская группа «Прогресс-Пангея», 1993. — 256 с.
- Миллер Т. Спешите спасти планету. Часть 2: Пер. с англ. / Под ред. Г. А. Ягодина. М.: Издательская группа «Прогресс-Пангея», 1994. — 336 с.
- Миркин Б.М., Наумова Л. Г., Ханов Ф. М. Экологическая азбука школьника. Уфа: РИО, 1992. — 192 с.
- Миркин Б.М., Наумова Л. Г., Куршаков С. В. Экология Башкортостана. Учебник для 9 кл. Уфа: Китап, 1995. — 144 с.
- Миркин Б.М., Наумова Л. Г. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для 9−11 кл. общеобр. шк. Изд. 2-е. М.: АО МДС, 1996. -272 с.
- Миркин Б.М., Наумова Л. Г. Популярный экологический словарь школьного учителя Республики Башкортостан. — Уфа: Китап, 1997. — 200 с.
- Моисеева Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. -166 с.
- Моисеев Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка.-М., 1994.-75 с.
- Моисеев Н.Н. Мировозрение. 21 век // Экология и жизнь. 1997. — № 1. -С. 4−12.
- Моисеев Н.Н. На пути к нравственному императиву // Экология и жизнь. 1997. — № 4. — С. 4−10.
- Муниров P.P. Учебное краеведение в школе. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1983.-98 с.
- Муниров P.P. Краеведение в школе: системный подход. Уфа: Изд-во Вост-го Ун-та, 1997. — 146 с.
- Мухамедьянова Г. Что значит построить образовательный дом // Учитель Башкортостана. 2000. — № 2. — С. 3−6.
- Нагаев B.C. Экология родного края // Экологическое образование. Перспективы и концепции инвайронментальной педагогики: Мат. конф. -Уфа, 1995.-С. 10−15.
- Найн А .Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 10−15.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Проект. Москва, 2000.- 9 с.
- Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т. Т.1.: Пер. с англ. М.: Мир, 1993. — 424 с.
- Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир: В 2-х т. Т.2.: Пер. с англ. М.: Мир, 1993. — 336 с.
- Никандров Н.Д. Россия: Ценности общества на рубеже XXI века. М.: МИРОС, 1997.- 144 с.
- Николаев С., Яковлев Р. Образовательные стандарты // Народная школа- 1994.-№ 6.-С. 8−14.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М.: Новая школа, 1995. — 160 с.
- Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1996. — 33 с.
- Новичков В.Б. Вечный вопрос: чему учить сегодня? // Педагогика1998.-№ 8-С. 6−8.
- Пакулова В.М., Кузнецова В. И. Методика преподавания природоведения. -М.: Просвещение, 1990. 192 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред.П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агенство, 1996. — 602 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др.- Под. ред. С. А. Смирнова. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 512 с.
- Петрова Т.И. Юный эколог: Программа факультативного курса и дидактические материалы для учителя начальных классов Республики Башкортостан. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2000. — 99 с.
- Печко Л.П. Эстетическая картина мира и школьный урок // Советская педагогика. 1976.- № 6. — С. 92−102.
- Плешаков А.А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе // Начальная школа. 1988. — № 8. — С. 40−46.
- Плешаков А.А. Раскрытие экологических связей на уроках природоведения // Начальная школа. 1988. -№ 9. — С. 35−42.
- Плешаков А.А. Формирование знаний об экологических связях при изучении природоведения в начальной школе: Дис. .канд. пед. наук. -М.: 1990.- 187 с.
- Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультатив, курс для нач. кл. М.: Просвещение, 1995. — 46 с.
- Плешаков А.А. Зеленый дом: Метод, пособие к системе учеб. курсов с экологической направленностью для нач. шк. М.: Просвещение, 1997. -254 с.
- Плешаков А.А. Природоведение: Учебник для 2 кл. трехлет. и 3 кл. че-тырехлет. нач. шк. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1997. — 160 с.
- Плешаков А.А. Природоведение: Учебник для 3 кл. трехлет. и 4 кл. че-тырехлет. нач. шк. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1997. — 191 с.
- Поглазова О.Т., Шилин В. Д. Методические рекомендации к учебному пособию «Окружающий мир», 1 класс. Ч. 1, — 2-е изд. М.: ЗАО «ИНПРО-РЕС», 1997.-128 с.
- Поглазова О.Т., Шилин В. Д. Методические рекомендации к экспериментальному учебному пособию развивающего типа «Окружающий мир», 1 класс.4.2 (Симметрия). -М.: ЗАО «ИНПРО-РЕС», 1996. 40 с.
- Поглазова О.Т., Шилин В. Д. Методические рекомендации к экспериментальному учебному пособию развивающего типа «Окружающий мир», 1 класс. 4.2 (Неживая природа. Рукотворный мир). М.: ЗАО «ИНПРО-РЕС», 1996.-90 с.
- Поглазова О.Т., Шилин В. Д. Программа курса «Окружающий мир» для начальной школы (1−4 классы). М.: ЗАО «ИНПРО-РЕС», 1998. — 31 с.
- Полянский И.И. Хрестоматия по педагогике. М.: Просвещение, 1972. -512 с.
- Пономарева И.Н., Репина Р. К. Методические рекомендации по организации и содержанию работы кружка школьников «Юный эколог» / Ленинградское отделение педагогического общества РСФСР. Л., 1985. — 53 с.
- Пономарева И.Н. Начальное экологическое образование: перспективы реализации в рамках учебной деятельности // Международная конференция по экологическому образованию детей, Москва, 9−15 апреля 1995 г. -Обнинск, 1995.-С. 118−119.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (13) по системе Л. В. Занкова / Сост. Л. А. Вохмянина. М.: Просвещение, 1996.- 154 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (15) по системе Д. Б. Эльконина В.В.Давыдова / Сост. Л. А. Вохмянина. -М.: Просвещение, 1996. — 144 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы / Сост. А. А. Плешаков. М.: Просвещение. — 1996. — 284 с.
- Райков Б.Е. О русском биологическом направлении // Биология в школе. 1946. — Вып. 2. — С. 30−41.
- Рахматуллина З.Я. Экологические традиции башкир // Культура философствования: проблемы и перспективы: Матер. Всерос. науч. конф. -Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 1998. С. 143−160.
- Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. М.: Изд-во МНЭПУ. -1993.-262 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт / Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. — 607 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт / Гл. ред. В. В. Давыдов. М: Большая Российская энциклопедия, 1999. — Т. 2. — 672 с.
- Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе: Автореф. дис.. .канд. пед. наук. М., 1978. — 22 с.
- Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младших школьников // Начальная школа. 1991. — № 4. — С. 24−27.
- Салеева Л.П. О содержании экологического образования в начальной школе // Начальная школа. 1993. — № 9. — С. 4−6.
- Сафин A.M. Башкирское народное воспитание. Пермь: Б.И., 1992. -136 с.
- Севрук Л.С. Методика начального курса естествознания. Спб.: Издание авт., 1906. — 448 с.
- Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений школьника // Советская педагогика. 1989. -№ 5.-С. 15−19.
- Сидельковский А.П. Психологические основы отношения школьников к природе: Учебное пособие. М., 1987. — 86 с.
- Симонова JI.B. Формирование и развитие системы экологических знаний учащихся в курсе природоведения: Дис. .канд. пед. наук. Л., 1987.- 193 с.
- Симонова Л.П. Ключи от природы. Учебно-методическое пособие. — М.: Агар., 1977.- 143 с.
- Симонова Л.П. Как учить экологии в начальных классах? // Экология и жизнь. № 4'97 — 1 '98. — С. 18−21.
- Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе // Начальная школа. 1998. — № 6. — С. 14−19.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. -С. 149.
- Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению: Метод, рекомендации. В помощь учителю нач. школы. М.: Новая школа, 1997.- 112 с.
- Солдаткина И.Ю. Формирование экологической культуры личностикак проблема коммунистического воспитания: Автореф. дис.канд. филос. наук. М., 1985. — 17 с.
- Соловьянюк Г. М. Проблема национально-регионального компонента образования // Нац.-регион. компонент образования в условиях его стандартизации: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф., 30−31 мая 1997 г. -Бирск: Изд-во БирГПИ, 1997. С. 174−177.
- Суравегина И.Т. Система экологических знаний как основа формирования ответственного отношения к природе // Становление и развитие ответственного отношения школьников к природной среде. — М., 1981. — С. 26−37.
- Суравегина И.Т. Роль краеведения в формировании экологической культуры школьников // Воспитание молодежи в процессе ее краеведческой и природоохранной деятельности: Матер, конф. М., 1981. — С. 2731.
- Суравегина И.Т. О методах формирования ответственного отношения школьников к природе // Биология в школе. 1988. — № 3. — С. 32−39.
- Суравегина И.Т. Концепция стандарта общеобразовательной области «Экология» // 2 Междунар. конф. по экол. образ. «Между шк. и ун-том», Тула, июнь, 1996 г.: Тез. докл. Тула, 1996. — С. 348−349.
- Суравегина И.Т., Кучер Т. В., Симонова-Салеева Л.П., Сенкевич В. М. Экологический аспект содержания различных учебных предметов: методические указания // Экологическое образование: концепции и методические подходы. -М., 1996.-С. 127−135.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. — М.: Политиздат, 1979. 272 с.
- Тагариев Р.З. Экологическое образование сельских школьников: монография. — М.: Изд-во Российской Академии образования, 1996. 257 с.
- Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения. Сыктывкар, 1994. — 120 с.
- Тарасова Т.И. Дидактические условия природоохранительного просвещения учащихся на уроке природоведения во 2 классе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Л., 1982. — 17 с.
- Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. М.: Педагогика, 1992.-292 с.
- Тихонова А.Е. Дидактические и методические основы экологического образования и воспитания школьников: Учеб. пособие к спецкурсу. Хабаровск: Изд-во Хабаров, гос. пед. ин-та, 1984. — 98 с.
- Тихонова А.Е. Содержание экологических знаний и умений в 1 и 2 классах четырехлетней начальной школы // Начальная школа. 1993. -№ 9.-С. 20−23.
- Тихонова А.Е. Некоторые подходы к построению модели экологического образования младших школьников // Международная конференция по экологическому образованию детей, Москва, 9−15 апреля 1995 г. Обнинск, 1995,-С. 149−150.
- Трайтак Д.И. Естествознание: Каким ему быть в начальной школе // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 39−40.
- Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 2. Математика. Естественно-научные дисциплины / Под ред.
- B.С.Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. М.: «ТЦ Сфера» «Прометей», 1998. — 336 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М., 1949. — Т.5 — С. 26.
- Фомина С.И. Экологическое воспитание младших школьников на основе средств народной педагогики // Начальная школа. 1993. — № 9. —1. C. 11−15.
- Фоминых Ю.Ф. Формирование научного мировоззрения в условиях стандартизации //Национально-региональный компонент образования вусловиях его стандартизации: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. -Бирск: Изд-во БирГПИ, 1997. С. 17−20.
- Халфин А.С. Экологическое образование и воспитание в школах Башкортостана // Исторический опыт развития духовной культуры Башкортостана: Тез. докл. науч. конф. Уфа, 1992. — С. 97−99.
- Хажин А.В. Методика экологического воспитания учащихся 6−7-х классов на основе прогрессивных идей башкирской народной педагогики: Методические рекомендации. Челябинск: Изд-во ИДПОПР, 2000. — 29 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. М.: Гардарики, 1999. -519 с.
- Хисамитдинова Ф.Г. Качественное конкурентоспособное образование главное условие формирования гражданина нового Башкортостана // Учитель Башкортостана. — 1997. — № 10. — С. 13−16.
- Хрестоматия по экологии (книга для учителя) / Миркин Б. М., Наумова Л. Г., Куршаков С. В., Юнусбаев Б. Х. Уфа: УНЦРАН, 1994. — 122 с.
- Цветкова И.В. Диагностика экологической культуры младшего школьника // Мир психологии и психология в мире. 1995. — № 2. — С. 34−40.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль: «Академия развития», 1997. — 192 с.
- Чернова Н.М. О содержании школьного экологического образования // Развитие непрерывного экол. образ.: Матер. 1 Моск. науч.-практ. конф., Москва, 22−25 нояб., 1994 г. -М., 1995. С. 29−36.
- Чуйкова Л.Ю. Психолого-педагогическая концепция осуществления непрерывного экологического образования в средней школе // Международная конференция по экологическому образованию детей, Москва, 9−15 апреля 1995 г.-Обнинск, 1995. С. 162−163.
- Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. — М.: Изд-во фирма «Логос», 1993. 124 с.
- Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. -М., 1997.
- Шилова B.C. Экологическое образование школьников: Учебное пособие. -Белгород: Белгород, ун-т, 1996. 93 с.
- Шпотова Т.В., Кочеткова Е. П. Получение знаний и развитие чувств // Экология и жизнь. 1996. — № 1. — С. 52−57.
- Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся. -М.: Педагогика. 1979. — 160 с.
- Экологическое образование: концепции и методические подходы / Под ред. Н. М. Мамедова. М.: Агенство «Технотрон», 1996. — 136 с.
- Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1983. — 93 с.
- Экология, культура, образование / Под ред. Н. М. Мамедова. М., 1989.
- Экологическое воспитание учащихся в летнем оздоровительном лагере: Учебно-методическая разработка для ст-в и педагогов учреждений дополнительного образования / Сост. Р. Г. Минибаев, К. Ш. Ахияров, В. Ф. Бахтиярова. Уфа: Башкирский гос. ун-т, 2000. — 32 с.
- Экологическое образование в учебном плане школы / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М., 1991. — 60 с.
- Экологическое образование: проблемы и решения / Сост. А. Н. Захлебный, Л. В. Реброва. М., 1992.
- Экологическое образование. Перспективы и концепции инвайронмен-тальной педагогики: Материалы конференции, 29−30 ноября 1995 г. Уфа, 1995.-206 с.
- Экологическое образование в России. Справочное пособие для преподавателей. Обнинск, 1997. — 139 с.
- Экологическое образование. Проблемы и решения: Сб. матер, науч.-практ. конф., 24−25 сент., 1998 г. Бирск: Изд-во Бирского ГПИ, 1998. -168 с.
- Экологическое образование школьников / Под ред. К. Ш. Ахиярова. -Уфа, 1999. 54 с.
- Экологическое и эстетическое воспитание школьников / Под ред. Л. П. Печко. М.: Педагогика, 1984. — 135 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды. М., 1989. — 804 с.
- Юшкова С.М., Видревич М. Б., Веселова Н. А. Образовательная программа по курсу «Наша окружающая среда» для учащихся 1−3 классов. -Екатеринбург: СП «Корус», 1997. 16 с.
- Browner Carol М. Why environmental education? It is critical to maintaining our quality of life // EPA Journal. 1995. — 21, № 2. — P. 6−8.
- Cameron S., Pearson N. Science is exciting: global change activities which bring relevence and excitement to the classroom // AIAA Pap. 1995.3808.-P. 1−8.
- Das WUK Buch, Welt — und Umwelthunde: Orientierungs — stute, 5 /6/ G. Ech, W. Jans, K.-A.Judge e.a.- Hrsg. U. Schroeder. — Stuttgart e.a.: Klett Schulbuchverl., 1993. — 258 S.
- Engelhardt W. Umweltschutz. 6. neulearb. Aufl. — Muenchen: Bayerischer Schulbuch — Verl, 1993. — 272 S.
- Hillenbrand H. Erziehung zum Umweltbewubtsein ein geographie-didaktisches Problem // Wurzburg. geogr. Arb. — 1994. — № 89. — S. 325−334.
- Hutter C.P. Auf Ocho Tour // Zehrmittel ahtuell. — 1996. — Jg. 22, № 1. -S. 4−7.
- Kuechle J. Ecology: The last word in biology textbooks // The American biology teacher. 1995. — Vol. 57, № 5. — P. 208−210.
- McErlean Andrew J., Williams Eleanor, Wittwer Frank. Environmental education: A blueprint for achievement? // Environ. Prof. 1995. — 17, № 3. -P. 263−270.
- Whalley M. Crossing divides: Rationalising Key Stage to primary science // Education today. 1996. — Vol. 7, № 4. — P. 24−29.188