Методика изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения
Диссертация
Научная новизна исследования состоит в том, что в разработанной и обоснованной методической системе изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения, осуществлено взаимосвязанное использование в учебном процессе классификаций экологических ситуаций — природно-зональной и по остроте проявления экологических проблем в соответствии… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
- 1. 1. Научные основы изучения экологических ситуаций
- 1. 2. Психолого-педагогические основы технологии проектного обучения
- 1. 3. Изучение экологических ситуаций на основе технологии проектного обучения в методике обучения географии
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
- 2. 1. Анализ потенциала школьного курса «География России» для изучения экологических ситуаций на основе технологии проектного обучения
- 2. 2. Методическая система изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России»
- 2. 3. Технология проектного обучения как методическое условие изучения экологических ситуаций в школьном курсе
- География России"
- 2. 4. Опытно-экспериментальная работа по реализации методической системы изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Изд. Центр «Академия», Раритет, 1997. — 704 с.
- Акутина, С.П., Акутина, А.Н. Проектная деятельность учителя: новые педагогические технологии: Методическое пособие / Под. общ. ред. В. В. Николиной. Н. Новгород: изд-во НГПУ, 2003.- 37с.
- Алаев, Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. — 320 с.
- Алексеев, А.И. География: население и хозяйство России: Учеб. для 9 кл. общеобр. учрежд. / Алексеев А. И., Николина В. В. 9-е изд. — М.: Просвещение, 2002. — 333 с.
- Алексеев, А.И. Рабочая тетрадь по географии: 9 кл.: Пособие для учащихся общеобр. учрежд. / А. И. Алексеев, В. В. Николина: 5-е изд, перераб. -М.: Просвещение, 2001. 47 с.
- Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М., 1981. — 236 с.
- Андриянов, А.П. Прием моделирования на уроках геоэкологии // География в школе. 2003. — № 3. — С.69−71.
- Антипова, А.В. Экологическая обстановка в России на рубеже XX и XXI в. в. // География в школе. № 6. — 2005. — С. 14−26.
- Атутов, П.Р. Технологии и современное образование // Педагогика.-1996.-№ 2.-С. 11−16.
- Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
- Бабурин, B.JI. Деловые игры по экономической и социальной географии: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1995. — 143 с.
- Бабурин, B.JI. и др. Рабочая тетрадь по географии Российского порубежья: 8−9 кл.: пособие для учащихся общеобр. учрежд. / B.JI. Бабурин, А. И. Даньшин, Л. И. Елховская. М.: Просвещение, 1998. — 48 с.
- Базилевич, Н.И. Биологическая продуктивность экосистем Северной Евразии. -М.: Наука, 1993. 263 с.
- Баранский, Н.Н. Методика преподавания экономической географии. -М.: Просвещение, 1990. 303 с.
- Баранский, Н.Н. Научные принципы географии: Избранные труды. -М.: Мысль, 1980.-239 с.
- Баринова, И. И, Дронов, В.П. География России. 8−9 классы / География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6−11 классы.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004. 256 с.
- Баринова, И.И. География России. Природа. 8 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000. 288 с.
- Баринова, И.И., Ром, В.Я. География России. 8−9 класс: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002. — 144 с.
- Баринова, И.И. Школ, практикум. География России. Природа. 8 кл.- М.: Дрофа, 1998. 64 с.
- Безрукова, Е.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учеб. Пособие для инжинерно пед. институтов.- Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 342 с.
- Беляева, Т.К., Ладилова, Н.Н., Николина, В. В. Проблемы целей и содержания географического образования: ценностный аспект: Учебное пособие. -Н. Новгород: НГПУ, 1998. 85 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
- Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 256 с.
- Бехтерев, В.М. Избранные труды по психологии личности / В. М. Бехтерев. СПб.: Алтейя, 1999. — Т. 1. — 256 с.
- Биржаков, М. Б. Введение в туризм. М.: СПб: Невский фонд: Герда, 2003.-318 с.
- Битюкова, В.Р. Экологическая ситуация в Москве в конце XX века // Изв. АН Серия Географическая, 2003.- № 1.- С. 80−90.
- Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 е.,
- Богоявленская, Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии, 1999. № 2. — С. 35−41.
- Бондаревская, Е.В. Гуманитарная парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
- Бордовская, Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 456 с.
- Бухтиярова, И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2001. — № 2. — С. 108−114.
- Васильев, С.В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование.-2000.- № 9.- С. 177−180.
- Васильев С.В., Захаров А. Г. Экологические проекты на уроках географии // География и экология в школе XXI века. 2004. — № 2. — С. 44−47.
- Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций / Под ред. Н. М. Мамедова. -М.: СТУПЕНИ, 2002. 240 с.
- Введение в философию: Учеб. для высших учеб. заведений / Под ред. И. Г. Фролова. М.: Изд-во полит, лит., 1990. — 638 с.
- Веденин, Ю.А. Культурно-ландшафтное районирование России -ориентир культурной политики / Ю. А. Веденин // Ориентиры культурной политики. М., 1997. — Вып. 2. — С. 3−14.
- Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. — 258 с.
- Вилейто, Т.В. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при использовании межпредметных связей географии, истории и иностранного языка (на примере курса географии 7 класса): Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПБ, 2004. — 17 с.
- Винокурова, Н.Ф., Колосова, Н.Н., Смирнова, В. М. Геоэкология: Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002.- 197 с.
- Винокурова, Н.Ф. Экология и географическое образование / Экологическое образование: концепции и методические подходы / Отв. ред. Н. М. Мамедов. -М.: «Агенство „Технотрон“, 1996. 136 с.
- Воробьев, А.Н., Голов, В.П. Экология Подмосковья. Концепция регионального экологического образования и программа учебного предмета для учащихся 8−9 классов общеобразовательных школ Московской области / А. Н. Воробьев, В. П. Голов. М., 1997. — 20 с.
- Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. — 1313 с.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 534 с.
- Гайсина, Р.С. Изучение экологической ситуации своей местности в начальном курсе географии»: Автореф. дис. .кад. пед. наук: 13. 00. 02. М., 1998.-16 с.
- География России: Учеб. для 8−9 кл. общеоразоват. учреждений / Под. ред. А. И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл. М.: Дрофа, 2002.-319 с.
- География России: Учеб. для 8−9 кл. общеоразоват. учреждений / Под. ред. А. И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл. М.: Дрофа, 2003. — 288 е.: ил.
- География России: Учеб. Для 8−9 кл. / А. В. Даринский, Е. Я. Чернихова, Э. Л. Файбусович / Под ред. А. В. Даринского. М: Просвещение, 1998.-351 с.
- Герасимов, И.П. Конструктивная география: Избранные труды. -М.: Наука, 1996.-418 с.
- Глазовский, Н.Ф., Коронкевич, Н.Н., Кочуров, Б.И. и др. Критические экологические районы: географические подходы и принципы изучения // Изв. ВГО. 1991.- Т. 123, Вып.1.-С. 9−17.
- Глазычев, С.Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманистической парадигмы. М.: Современный писатель, 1998. — 432 с.
- Глобальные изменения и региональные взаимосвязи: Сб. ст. / Отв. Ред. В. М. Котляков. -М, 1992. 231 с.
- Голубев, Г. Н. Геоэкология. М.: ГЕОС, 1999. — 338 с.
- Горшков, В.Г., Кондратьев, К.Я., Лосев, К. С. Глобальная экодинамика и устойчивое развитие: естественно-научные аспекты и человеческое измерение, 1998. № 3. — С. 163−170.
- Государственный стандарт общего образования // География и экологи в школе XXI века. 2004. — № 5. — С. 38−47.
- Греханкина, Л.Ф. Проектная деятельность школьников по географии одно из направлений личностно-ориентированного обучения. // География и экология в школе XXI века, 2004. — № 6. — С. 53−57.
- Гузеев, В.В. К построению формализованной теории образовательной технологии: целевые группы и целевые установки // Школьные технологии.-2002. № 2.- С. 3−15.
- Гуржапов, В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. — № 2 .- С. 95−103.
- Давыдов, В.В. Философско-психологические проблемы развития образования. — М, 1994. 296 с.
- Данилов-Данильян, В. И. Окружающая среда между прошлым и будущем: Мир и Россия. Опыт эколого-экономического анализа / В. И. Данилов-Данильян, В. Г. Горшков. -М.: Прогресс, 1994. 131 с.
- Данилов-Данильян, В.И., Лосев, К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учеб. пособие. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. 415 с.
- Даринский, А.В. Методика преподавания географии: Учебное пособие. 3-е изд. Перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1975. — 388 с.
- Даринский, А.В. Экономическая и социальная география России: Учеб. для 9-х кл. общеобразоват. учреждений / А. В. Даринский. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT" — СПБ: СпецЛИт, 2002. -222 с.
- Демидова, Н.Н. Методика изучения экологических проблем в школьном курсе «География России»: Автореф. дис. .кад. пед. наук.- Н. Новгород, 2004. 20 с.
- Дерябо, С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.-310 с.
- Деточенко, Л.В. Необходимость диверсификации развития видов туризма в отдельных регионах России / На географическом посту: Сб. науч. ст., посвещенный 80-летию В. П. Максаковского. Смоленск: Универсум, 2004. -С. 258−271.
- Джеймс, П., Гуревич, М.И. Проектный подход к обучению технологии // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2000.- № 1.- С. 34−42.
- Джонс, Дж. К. Методы проектирования. М.: Мысль, 1986. — 218 с.
- Дронов, В.П. География России. Население и хозяйство. 9. кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений / В. П. Дронов, В .Я. Ром- 8-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002. — 384 с.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. — Спб.: Питер, 2002. — 214 с.
- Душина, И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов/ И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Аст», 2002. — 203 с.
- Душина, И.В. Педагогические технологии обучения географии // География в школе. 2001. — № 3 .- С. 49−54.
- Душина, И.В., Понурова, Г.А. Как учить школьников географии: Пособие для начинающих учителей и студентов пед. инс-тов и ун-тов по географ, специальностям. -М.: Изд-во «Московский лицей», 1996. 192 с.
- Егоренков, Л. И. Экология туризма и сервиса. М.: Финансы и статистика, 2003. — 203 с.
- Ермаков Д.С., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. М.: Школьная пресса, 2002. — 112 с.
- Забелина, И. М., Аралова, Н. С. Путешествие в национальный парк. -М.: Физкультура и спорт, 1999. 191 с.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
- Загрекова, JI.B. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Загрекова Л. В., Николина В. В. М.: Высшая школа, 2004.-157с.
- Заир-Бек, Е. С. Теоретические основы педагогического проектирования: Автореф. Дис. .докт. пед. наук. СПб, 1995. — 35 с.
- Залетаев, B.C. Жизнь в пустыне (Географо-биологические и экологические проблемы). М.: Мысль, 1976. — 271 с.
- Заповедные места Нижегородской области / Ф. М. Баканина, Е. В. Лукина, Н. И. Насонова. -Н. Новгород: Волго-вятское кн. Изд-во, 1991. 191 с.
- За страницами учебника география: 8−9 кл. Книга для чтения / Сост. К. П. Сергеева. -М.: Просвещение, 1997. 223 с.
- Захаров, А.Г. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при изучении начального курса географии (6 класс): Автореф. дис.. кад. пед. наук. СПб, 2004. — 17 с.
- Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.- 238 с.
- Исаков, Ю.А. Казанская, Н.С., Тишков, А. А. Зональные закономерности динамики экосистем. М.: Мысль, 1986. — 232 с.
- Исаченко, А.Г. Экологическая география России / А. Г. Исаченко. -СПб.: Изд-во «Санкт-Петербург», 2001. 328 с.
- Кальней, В.А., Шишов, С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителей. — М.: Педагогическое общество России, 1999.- 86 с.
- Камерилова, Г. С. Программа курса «Экологические ситуации России» // Школьное геоэкологическое образование: Методическое пособие / Под ред. Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. — С. 70−81.
- Камерилова, Г. С. Урбоэкология: научное направление и учебная дисциплина. Н. Новгород: НГПУ, 2000. — 223 с.
- Карлович, И.А. Экология Владимирской области. Учебное пособие.- Владимир: ВГПУ, 1998. 224 с.
- Картавых, М.А. Формирование эколого-картографических умений в школьном курсе «География России» // География и экология в школе XXI века. 2005. — № 4. — С. 48−52.
- Качество знаний учащихся. Каким оно должно быть? / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1978. — 48 с.
- Ким, Э. В. География России. 9 кл.: Хозяйство и географические районы. Рабочая тетрадь / Э. В. Ким, И. А. Марченко, В. А. Низовцев.- М.: Дрофа, 2003. 128 с.
- Киселева, Н.Ю. Теория и практика заповедного дела: программно-методический комплекс. Н. Новгород: НГПУ, 2005. — 52 с.
- Киримова, Ю.В. Метод проектов как средство профессиональной подготовки студентов туристского ВУЗа (на примере курса «Основы экскурсионной деятельности»): Автореф. дис.. кад. пед. наук, — М., 2001. 18 с.
- Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989.- 80 с.
- Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: «Арена», 1994. — 222с.
- Клюев, Н.Н. Эколого-географическое положение России / Институт географии РАН. М.: Препринт, 1994. — 72 с.
- Колбовский, Е.Ю. Изучаем ландшафты России. Ярославль: Академия развития, 2004. — 288 с.
- Концепция общего школьного экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты / Под ред. А. Н. Захлебного, А.П. Симонова-Салеева. М., 1997. — С. 37−45.
- Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440.
- Концепция содержания географического образования в 12-летней школе // География в школе 2000. № 2. — С. 37−43.
- Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода в контексте идей устойчивого развития / Под ред. В. А. Глуздова,
- Н.Ф. Винокуровой, В. В. Николиной. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002. — 79 с.
- Котляков, В.М., Трофимов, A.M., Селиверстов, Ю.П., Солодуха, И. М. Принципы и критерии определения территорий экологического бедствия // Изв. Рос. АН. Сер. географ. 1995. — № 1.
- Кочуров, Б. И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории. Смоленск, 1999. — 154 с.
- Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие: Учебное пособие. Москва — Смоленск: Маджента, 2003. — 384с.
- Кочуров, Б. И. Геоэкологическое районирование территории // География в школе. 2003. — № 3. — С. 3- 8.
- Кочуров, Б. И, Винокурова Н. Ф. Программа курса «Основы геоэкологии» // География в школе. 2002. — № 3. — С. 52−57.
- Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
- Крылова, Н.Б. Культурология образования, М. Педагогика, 2000. -154 с.
- Крылова, О.Н. Традиции и инновации учебного содержания: Монография / О. Н. Крылова. СПб.: Изд-во «Аграф», 2004. — 120 с.
- Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. — 112 с.
- Крюкова, Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. Волгоград: Перемена, 1999.-196 с.
- Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 224с.
- Кузибецкий А.Н. Технологический подход в обучении: Эволюция основных понятий и особенности содержания // Химия в школе. 1993. — № 5.-С. 20−28.
- Кулинич, Г. С., Николина, В.В. Географические игры в обучении и воспитании школьников. Методическое пособие. Горький: ГООПО, 1990. — 84 с.
- Курышева, И.В. Педагогические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства: Дис. .кад. псих. наук. Н. Новгород, 2004. — 171 с.
- Кучер, Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
- Левченко, Т.В. Проектная деятельность учащихся в сфере экологии // Экологическое образование. 2003. — № 3. — С. 42−46.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. -М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Знание, 1981. — 186 с.
- Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.- 142 с.
- Лернер, И.Я. Внимание технологии обучения // Советская педагогика. 1990. — № 3.- С. 138−141.
- Липец, Ю. Г Устойчивость систем в экономической и социальной географии // Устойчивость геосистем: Сб. ст. М.: Наука, 1983. — С. 78−84.
- Лисенкова, Г. Я. Разноуровневые практические работы по географии России: 9 кл.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. — 80 с.
- Лобжанидзе, А. А. География России. Эколого-экономические аспекты. -М.: Просвещение, 1995. 96 с.
- Лосев, К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. М.: Космосинформ, 2001. — 400 с.
- Лукина, Е.В., Баканина, Ф.М. Памятники природы города Нижнего Новгорода. Н. Новгород: Изд-во «Чувашия», 1997. — 142 с.
- Маврин, С.А. Педагогические системы и технологии. Омск: ОГПИ, 1993. — 93 с.
- Макаров, Ю.Б. Метод экологических проектов в школе // География и экология в школе XXI века. 2004. — № 7. — С. 43−48.
- Максаковский, В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 416 с.
- Максаковский, В.П. Научные основы школьной географии. М.: Просвещение, 1982. — С. 26−28.
- Максаковский, В.П. О сквозных направлениях в школьной географии // География в школе. 1998. — № 1. — С. 45−50.
- Мамедов, Н.М. Экологическая культура и образование // Экологическое образование: концепции и методические подходы / Отв. Ред. Мамедов Н. М. М.: «Агенство «Технотрон», 1996. — 136 с.
- Матюшкин, A.M. Загадки одаренности. М.: Школа-пресс, 1993.34 с.
- Матяш, Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. 2000 —. № 4. — С. 38−43.
- Махов, С.И. Методика формирования экологических умений при изучении курса «География России» // География в школе. 1998. — № 3. — С. 6872.
- Машбиц, Я.Г. Комплексное страноведение. Смоленск: СГУ, 1998. — 238 с.
- Машбиц, Я.Г. Парадигмы целостной географии // Новое в мышлении географии: Сборник научных трудов / Под. общ. ред. чл.-корр. А.Н. СССР В. М. Котлякова. -М.: Наука, 1991. С. 14−26.
- Меняющийся мир: Географический подход к изучению: Советско-американский проект / Под ред. Дж. Р. Матер и Г. В. Сдасюк. М.: Прогресс, 1991.-392 с.
- Методика обучения географии в школе: Учеб пособие для студентов геогр. спец. высших пед. учеб. заведений и учителей географии. JI.M. Панчешникова, И. В. Душина, В. П. Дронов и др. / Под ред. Л. М. Панчешниковой. -М.: Просвещение, 1997. 320 с.
- Методика обучения географии в средней школе (Теоретические основы методики обучения географии) / Под ред. А. Е. Бибик и др. М.: Просвещение, 1968. — 391 с.
- Методы научно-педагогического исследования. Лекции для студентов пед. институтов / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвящение, 1972. — 159 с.
- Методы системного педагогического исследования / Под. ред. проф. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Мещерханова, З.Г. Экологический каркас территории: назначение, содержание, пути реализации / З. Г. Мещерханова // Проблемы региональной экологии. 2004. — № 4. — С. 42−55.
- Мильков, Ф.Н. Человек и ландшафты. Очерки антропогенного ландшафтоведения. М.: Мысль, 1973. — 222 с.
- Митрофанова, Ю.В. Образовательные Интернет-проекты в приобретении опыта творческой деятельности (на примере изучения географии родного города) // География в школе. 2005. — № 1. — С. 43−45.
- Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Наука, 1990. — 270 с.
- Монахов, В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. — 2001.-№ 5. — С. 75−89.
- Назарова, Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции // Педагогика. 1997.- № 3.- С. 20−27.
- Наука и искусство географии. М.: Мысль, 1989. — 229 с.
- Нефедова, Т.Г., Рунова, Т.Г., Грейвили, А. И. Противоречия природопользования: выявление, анализ, пути решения // Достижения и перспективы. Природные ресурсы и окружающая среда. 1986. — Вып. 50. — № 15.-С. 35−43.
- Николаенко, Д.В. Рекреационная география: учеб. Пособие для вузов. М.: Владос, 2003. — 288 с.
- Николина, В.В. Детерминанты географического образования // Географии в школе. 2000. — № 7. — С. 47−52.
- Николина, В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. 2001. — № 6. — С. 37−43.
- Николина, В.В. Культурологические смыслы школьного географического образования // Теория и методика обучения географии: Материалы межвузовской научно-практической конференции. СПб, 2004. — С. 32−36.
- Николина, В.В. Экологическая культура будущего учителя // Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования / Под. ред. Н. Д. Андреевой, Г. С. Камериловой. Н. Новгород- СПб., 2002. — С. 45−61.
- Николина, В.В., Алексеев, А.И. Методическое пособие пол географии населения и хозяйства России: Книга для учителя, М.: Просвещение, 1997.- 192 с.
- Новикова, Л.И., Куракин А. Т. Путь к творчеству (в помощь начинающему исследователю в области воспитания). М.: Просвящение, 1996. — 181с.
- Обучение географии по усовершенствованной программе / Под ред. И. С. Матрусова. -М.: Просвещение, 1984. 176 с.
- Образование для устойчивого развития: Материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» / Под ред. Н. С. Касимова. Смоленск: «Универсум», 2004. — 264 с.
- Оконь, В. Введение в общую дидактику / В. Оконь / Пер. с польск. -М., 1990.-381 с.
- Оржековский, П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. М.: ИОСО РАО, 1997. — 121 с.
- Особенности обучения и психологического развития школьников 13−17 лет / Под. ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова.- М.: Педагогика, 1988. -192с.
- Пахомова, Н.Ю. Метод проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. -112с.
- Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. уч. заведений / Под ред. В. А. Сластенина.- 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512с.
- Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений / С. А. Смирнова, И. Б. Котова, Е. И. Шиянова, Т. И. Бабаева и др- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. Центр «Академия», 1998. — 512 с.
- Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России / Отв. Ред. Г. В. Сдасюк. М.: Изд-во КМК, 2002. — 444 с.
- Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Т. Ярошевский. М., 1998. — 528 с.
- Петрова, Н.Н. Методика преподавания географии в дифференцированной школе. М.: «БЛИК и Ко», 2000. — 335 с.
- Питюков, В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-педагогическое пособие. -М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1997. 176 с.
- Подласый, И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
- Поздняк, С.Н., Анфимов, А.Л. Географическое прогнозирование в обучении // География в школе. 2001. — № 7. — С. 59−61.
- Полонский, В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
- Пономарев, Я.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 280 с.
- Пономарева, И.Н. Концептуальные проблемы экологического образования в современной высшей педагогической школе // Экологическое образование: проблемы и перспективы: Межвузовский сборник научных трудов, Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. 222 с.
- Приваловская, Г. А., Рунова, Т.Г. Районирование для решения экологических проблем России // География в школе. 1994. — № 3. — С. 9−14.
- Природопользование: Учеб. для 10−11 кл. профильных школ. М.: Просвещение, 1995. — 285 с.
- Преображенский, B.C. Поиск в географии. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
- Программно-методические материалы. География. 6−9 кл. / Сост. В. И. Сиротин, — 4-е изд., доп. М.: Дрофа, 2001. — 288 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Под. ред. П. И. Пидкасистого. Ростов -на — Дону: «Феникс», 1996. — 256 с.
- Психологические проблемы учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1977. — 356 с.
- Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
- Равенков, А.И. Творческий проект или как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. 1998. — № 4. — С. 144 149.
- Разумовский, В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физики. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975.272 с.
- Раковская, Э.М. География: природа России: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Э. М. Раковская, 5-е изд. — М.: Просвещение, 2001.-301с.
- Региональные аспекты развития России в условиях глобальных изменений среды и климата / Отв. Ред. В. М. Котляков. М.: НЦЭНАС, 2001. -152 с.
- Реймерс, Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник. -М.: Просвещение, 1992, — 320 с.
- Риверс, С.М. Рационализация школьной и внешкольной работы как методическая основа дисциплины // На путях к новой школе. 1992. — № 1. — С. 17−22.
- Родзевич, Н.Н. Методы и формы экологизации географического образования // География в школе. 1994. — № 3. — С. 38−42.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. Ред. В. В. Давыдов. М.: Бол. Российская Энциклопедия, 1999. — Т 2. — 672 с.
- Розанов, Л.Л. Школьный геоэкологический проект: рекомендации по выполнению // География в школе. 2005. — № 8. — С. 39−42.
- Розов, Н. С. Методологические принципы ценностного проектирования образования // Современные философские проблемы области образования. М, 1992. — С. 10−34.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
- Рубинштейн, С.Л. Принцип творческой самодеятельности /С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 101−108.
- Савина, Н.Т. Новые технологии обучения в методическую копилку // География в школе. — 1998. — № 2. — С. 81−88.
- Саранцев, Р.И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. -1999. № 1. — С. 19−24.
- Саушкин, Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973. — 559 с.
- Сдасюк, Г. В. Эколого-географическая ситуация и пути перехода к устойчивому развитию / Г. В. Сдасюк, А. С. Шестаков // Известия РАН. Сер. Географическая / РАН. 1994. — № 1. — С. 13−19.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. Пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998. — 225 с.
- Семенов, И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества. -М.: Наука, 1983.-С. 16−27.
- Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, 1994. -№ 5. -С. 16−21.
- Симонов, В.М. Педагогика. Курс лекций. Волгоград, 1997. — 176 с.
- Скаткин, М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986.- 152 с.
- Сластенин, В.А. Доминанта деятельности // Народное образование. 1997.- № 9.-С.41−42.
- Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. — 800 с.
- Смирнова, В.М. Программа курса «Экологические ситуации мира» // Школьное геоэкологическое образование: Методическое пособие / Под ред. Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. — С. 62−69.
- Современные проблемы экологии: Кн. для учителя / Ф. М. Баканина, Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, и др.- Под ред. А. А. Касьяна. М.: Просвещение, 1990. — 94 с.
- Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков / Сост. И. И. Баринова. М.: Школьная Пресса, 2002. — 128 с.
- Современный урок географии Ч. 5. Методические разработки уроков по курсу «География России». 8 класс / Редактор составитель И. И. Баринова. -М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с.
- Солонько, А.В. Современный урок географии. Часть 4. Методические разработки уроков географии в 9 классе. Деловые игры / Под. Ред И. И. Бариновой. М.: Школьная Пресса, 2002. — 96 с.
- Степановских, А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 751 с.
- Страхов, И.В. Психология творчества. Саратов: Изд-во Саратовского пед. института, 1968. — 218 с.
- Суравегина, И.Т., Мамедов, Н.М. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте устойчивого развития // Вестник АсЭкО. 1995. -Вып. 1−2.-С. 3−10.
- Сухов, В.П. Методическое пособие по физической географии СССР: 8 кл. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
- Сухова, Т.В. Как повысить результаты в обучении. М.: «Столетие», 1997. — 112 с.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр1. Академия», 2001. 288 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.-352 с.
- Теоретические основы обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 250 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. И. Воробьева. М: Педагогика, 1979. — 208 с.
- Техногенные системы и экологический риск: Программно-методический комплекс / авт.-сост.: Н. Н. Колосова. Н. Новгород: НГПУ, 2003. — 68 с.
- Тикунов, B.C., Цапук, Д.А. Устойчивое развитие территории: Картографо-геоинформационное обеспечение: учеб. пособие / МГУ им. М. В. Ломоносова. М.- Смоленск: СГУ, 1999. — 173 с.
- Урсул, А.Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития // Экологической образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. — С. 7−13.
- Урсул, А.Д. Образование для устойчивого развития // Экологическое образование 2002. № 2. — С. 3−10.
- Урсул, А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия.-М.: Ноосфера, 1998. 500 с.
- Усова, А.Д., Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 176 с.
- Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. 368 с.
- Финаров, Д.П. Важнейшие проблемы школьного географического образования // Географическая наука и образование. Сб. тезисов докл. X съезда РГО. СПб.: Изд. РГО, 1995. — С. 59−61.
- Финаров, Д.П. Прогнозирование и оценка экологических последствий антропогенного воздействия // География в школе. 2003. — № 3. -С. 54−56.
- Хабибуллин, Р.Х. География. Дидактические карточки-задания. 8−9 кл./ Р. Х. Хабибуллин. М.: Дрофа, 2002. — 64 с.
- Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И. Е. Лакин, М. В. Макаревич, А. Х. Рычагов. Минск: Изд-во: Высшая школа, 1971. — 608 с.
- Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика: теории и технология креативного обучения: монография / А. В. Хуторской. М.: Изд-во Московского ун-та, 2003.-415 с.
- Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. Спб., 2001. — 544 с.
- Чернихова, Е.Я. Оптимизация содержания школьной географии // Географическая наука образование. Сб. тезисов докл. X съезда РГО. СПб.: Изд. РГО, 1995.-С. 61−63.
- Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. — № 3. — С. 2229.
- Чошанов, М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / Педагогика. 1997. — № 2. — С. 21−29.
- Шейнис, А.И. Проведение дистанционного исследовательского проекта через Интернет в школьной географии // География в школе. 2000. -№ 5. -С.71−73.
- Шендрик, И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. -М.: АПКиПРО, 2003. 156 с.
- Шестаков, А.С. Принципы классификации эколого-географических ситуаций // Известия РГО. 1992. — Т. 124, вып.З. — С. 241−248.
- Шестаков, А.С. Региональные эколого-географические ситуации: методика выявления и классификации (на примере Индии) // Глобальные изменения и региональные взаимосвязи: географический анализ. М.: ИГ РАН, 1992.-С. 244−272.
- Шестаков, А.С. Эколого-географические ситуации интегральное отражение состояния окружающей среды // География в школе. — 1998. — № 3. -С. 17−25.
- Школьное геоэкологическое образование: Методическое пособие / Под ред. Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. — 120 с.
- Шумилин, А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.-143 с.
- Шуркова, Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
- Экологические проблемы современности: научные и педагогические аспекты / Отв. ред. А. А. Касьян. М.: Онега, 1995. — 208 с.
- Экологическое картографирование: Программно-методический комплекс / Авт.-сост. Г. С. Камерилова. Н. Новгород: НГПУ, 2004 — 79 с.
- Экологической образование в России: теоретические аспекты / Под ред. A.M. Захлебного и Л.П. Симоновой-Салеевой. М.: Педагогика, 1997. -160 с.
- Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной: НИИ содержания и методов обучения ЛПН СССР. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
- Экологическое состояние территории России: учебное пособие для студентов высш. пед. уч. завед / Под. ред С. А. Ушакова, Я. Г. Каца. -М.: Академия, 2002. 128 с.
- Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
- Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: МПСИ Флинта, 1997. 134 с.
- Якунин, В. А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.- Полиус, 1998. — 638 с.
- Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин., 2000. -456 с.
- Педагогическая технология: определение понятия.
- Автор Трактовка понятия «педагогическая технология»
- И.Я. Лернер. «предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых» 129, с. 9.
- П.И. Пидка-систый «направление в дидактике, область научных исследований по выявлению процессов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками» 191, с. 187.
- В.П. Монахов «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» 156, с. 76.
- Б.И. Лихачев «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств» 176.
- ЮНЕСКО «системный метод сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования» 210, с 15.
- В.И. Загвязинский системная проектировочная деятельность, позволяющая запрограммировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения и со значительной степенью вероятности гарантировать желаемые результаты 81, с. 97.
- Б.В. Кларин «означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» 100, с. 18.