Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования состоит в том, что в разработанной и обоснованной методической системе изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения, осуществлено взаимосвязанное использование в учебном процессе классификаций экологических ситуаций — природно-зональной и по остроте проявления экологических проблем в соответствии… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 1. 1. Научные основы изучения экологических ситуаций
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы технологии проектного обучения
    • 1. 3. Изучение экологических ситуаций на основе технологии проектного обучения в методике обучения географии
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
    • 2. 1. Анализ потенциала школьного курса «География России» для изучения экологических ситуаций на основе технологии проектного обучения
    • 2. 2. Методическая система изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России»
    • 2. 3. Технология проектного обучения как методическое условие изучения экологических ситуаций в школьном курсе
  • География России"
    • 2. 4. Опытно-экспериментальная работа по реализации методической системы изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения
  • Выводы по второй главе

Методика изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный этап экологизации географического образования, связанный с идеями коэволюции и устойчивого развития, характеризуется обращением к экогуманистическим и культурологическим ценностям, вниманием к явлениям, составляющим основу жизнеобеспечения человека. К такого рода явлениям относится экологическая ситуация, рассматриваемая в качестве регионального социоприродного пространства, сочетающего различные с точки зрения проживания и состояния здоровья человека условия и факторы (Б.И. Кочуров).

В отечественной географии, в работах Т. Г. Глазовской, В. М. Котлякова, Г. В. Сдасюк, А. С. Шестакова подчеркивается социальная и личная значимость изучения экологических ситуаций, их комплексность, пространственно-временной динамизм, оценочно-прогностический характер изучения. Научная база ее оптимизации выстраивается в логике устойчивого развития (В .Г. Горшков, В.В. Данилов-Данильян, Н. С. Касимов, К.С. Лосев).

Введение

данного понятия в содержание географического образования означает усиление экологизации школьной географии в развитии ее экорегионального направления, обогащенного ценностными и интегративными идеями. Деятельностный характер содержания, включающий освоение учащимися умений анализа, оценки, прогнозирования, моделирования экологических ситуаций, предусматривает использование технологии проектного обучения, в наибольшей степени, способствующей формированию опыта творческой деятельности.

Растущая значимость экологизации образования, обеспечивающая гармонизацию взаимодействия развивающегося общества и природной среды путем формирования экологической культуры, подчеркивается в исследованиях И. Д. Зверева, Н. М. Мамедова, И. Н. Пономаревой, И. Т. Суравегионой, А. Д. Урсула. Проблема экологизации географического образования стояла в центре исследовательского внимания И. И. Бариновой, С. В. Васильева, Н.Ф.

Винокуровой, Ю. Н. Гладкого, В. П. Дронова, И. В. Душиной, Г. С. Камериловой,.

В Т. В. Кучер, В. В. Николиной, В. Д. Сухорукова, Д. П. Финарова. В их работах раскрываются теоретические и методические аспекты экологизации школьной географии, отмечается важность изучения экологических ситуаций России на основе сотворчества человеческой деятельности с природной средой путем использования современных педагогических технологий и творческих методов обучения.

Анализ теории и методики обучения географии показывает, что в изучении экологических ситуаций накоплен определенный опыт. В.

• кандидатской диссертации Р. С. Гайсиной рассмотрение экологической ситуации в начальном курсе географии представлено на примере своей местности. В работах В. П. Голова проблема изучения понятия «экологическая ситуация» осуществляется на краеведческой основе в логике научного познания. Культурологический и гуманистический принципы заложены в.

• изучении экологических ситуаций в исследованиях Н. Ф. Винокуровой, Г. С. Камериловой, Б. И. Кочурова. Отметим, что экологическая ситуация изучается преимущественно в рамках элективных курсов (Н.Н. Демидова, Н. Н. Колосова, В.М. Смирнова), причем основное внимание уделяется наиболее острым из них.

В настоящей работе обобщаются и продолжаются исследования проблемы методики изучения экологических ситуаций в школьном курсе.

• «География России» на идеях коэволюции и устойчивого развития, требующих использования проектной технологии. Выбор данного курса определяется: 1) включенностью понятия «экологическая ситуация» в Государственный образовательный стандарт и учебные программы- 2) мировоззренческой значимостью курса, завершающего географическое образование в основной школе- 3) комплексностью содержания- 4) сформированностью опорных знаний.

Анализ школьной практики показал, что учителя географии отмечают важность изучения экологических ситуаций, достаточно высоко оценивают их потенциал в творческом развитии учащихся, высказывают пожелания в реализации технологии проектного обучения. Вместе с тем, выявлено, что целостное изучение экологической ситуации — явление достаточно редкое, причем акцент делается на районы с наиболее напряженной экологической ситуацией. Отсутствие методических разработок ограничивает использование данного материала на уроках географии, к тому же, приоритет отдается формированию знаний и репродуктивных умений.

Вследствие этого сложились противоречия:

— между уникальным потенциалом курса «География России», обеспечивающим комплексное изучение различных экологических ситуаций и преобладающей в практике обучения фрагментарностью представленного материала;

— между востребованностью изучения экологических ситуаций на основе технологии проектного обучения, обеспечивающей развитие творческой деятельности учащихся, и неразработанностью методической системы, реализующей эти вопросы в школьном курсе «География России».

Вся совокупность изложенных противоречий составила проблему нашего исследования, определила его актуальность и выбор темы: «Методика изучения экологических ситуаций в школьном курсе „География России“ на основе технологии проектного обучения».

Цель исследования заключается в разработке методической системы изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения.

Объект исследования: школьное географическое образование в контексте его экологизации.

Предмет исследования: процесс изучения экологических ситуаций на основе технологии проектного обучения в школьном курсе «География России».

Гипотеза исследования: методика изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» будет эффективна, если: определены теоретико-методологические основы конструирования методической системы в логике учения об экологических ситуациях, личностно-деятельностного образования, экологизации школьной географиибудет разработана методическая система изучения экологических ситуаций, обеспечивающая выполнение ценностно-ориентировочной, теоретико-мировоззренческой, конструктивно-деятельностной, оценочно-рефлексивной функций, и интегрирующая целевой, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный компонентыизучение экологических ситуаций в школьном курсе «География России» будет организовано последовательно на основе технологии проектного обучения, направленной на формирование опыта творческой деятельности.

Для достижения поставленной цели и в соответствии с выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:

1. Выявить научно-теоретические, психолого-педагогические и методические основы изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России».

2. Разработать и теоретически обосновать методическую систему изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России».

3. Раскрыть особенности технологии проектного обучения как методического условия, обеспечивающего изучение экологических ситуаций и способствующего формированию опыта творческой деятельности учащихся.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения.

Теоретико-методологической основой исследования являются: идеи коэволюции и устойчивого развития (Н.М. Мамедов, Н. Н. Моисеев, А.Д. Урсул) — региональная и геопространственная парадигмы в географии (Э.Б. Алаев, И. П. Герасимов, Н. Н. Колосовский, Я. Г. Машбиц, Ю. Г. Саушкин, Г. В. Сдасюк, В.Д. Сухоруков) — подходы к экологическому районированию России (А.В. Антипова, Т. Г. Глазовская, С. П. Горшков, Ю. Г. Ермаков, А. Г. Исаченко,.

Б.И. Кочуров, Г. А. Приваловская, Т. Г. Рунова, А. Н. Рябчиков, В.И. Солнцев) — теоретические основы изучения экологической ситуации (Н.И. Базилевич, Н. Ф. Глазовский, B.C. Залетаев, Ю. А. Исаков, В. М. Котляков, Б. И. Кочуров, Ф. Н. Мальков, B.C. Преображенский, Н. Ф. Реймерс, Г. В. Сдасюк, А.С. Шестаков) — основы теории содержания образования, разработанные ведущими отечественными дидактами (B.C. Леднев, И. Я. Лернер, В. В. Краевский, М.Н. Скаткин) — психолого-педагогические подходы к проблеме формирования опыта творческой деятельности (В.М. Бехтерев, Д. Б. Богоявленская, Л. С Выготский, Л. С. Рубинштейн, И. Я. Лернер, А. Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, П. А. Оржековский, Я. А. Пономарев, В. Г. Разумовский. Л.С. Рубинштейн) — идеи личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, А. В. Хуторской, И.С. Якиманская) — теория технологического подхода в образовании и современные представления о педагогических технологиях (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, В. К. Загвязинский, Е.С. Заир-Бек, Л. В. Загрекова, М. В. Кларин, Г. Ю. Ксенозова, И. Я. Лернер, В. В. Николина, С. А. Маврин, В. М. Монахов, Г. К. Селевко) — теоретические основы технологии проектного обучения (В.В. Гузеев, Е. С. Полат, Н. В. Матяш, В. В. Николина, Н. Ю. Пахомова, И. Д. Чечель, А. В. Хуторской, Е.Н. Ястребцева) — идея экологизации географического образования (С.В. Васильев, Н. Ф. Винокурова, В. П. Голов, И. В. Душина, Г. С. Камерилова, Т. В. Кучер, А. А. Лобжанидзе, В. П. Максаковский, В. В. Николина, В. Д. Сухоруков, Д.П. Финаров) — теоретические и методические основы школьного курса «География России» (А.И. Алексеев, Н. Н. Баранский, И. И. Баринова, А. И. Бибик, А. В. Даринский, В. П. Дронов, И. В. Душина, М. К. Ковалевская, В. П. Максаковский, И. С. Матрусов, В. В. Николина, Л. М. Панчешникова, Н. Н. Петрова, В.Я. Ром).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

— теоретические: анализ и обобщение научно-теоретической, психолого-педагогической, методической литературыанализ образовательных стандартов, программ и учебников по курсу «География России" — конструирование методики исследовательской деятельности и разработка методических основ ее реализации в процессе обучения географии с использованием сравнительно-аналитического метода, синтеза, обобщения, моделирования, проектированияэмпирические: педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, в ходе которого проводилось анкетирование, беседа с учителями географии, проведение контрольных срезовстатистические: математическая обработка данных эксперимента, графические и табличные интерпретации данных.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в 2001;2006 г. г. и включало 3 этапа:

На первом этапе (2001;2002 гг.) изучено состояние исследуемой проблемы в научной, психолого-педагогической, методической литературе. Определены и обоснованы актуальность, цель, объект, предмет, задачи исследования. Проводилось анкетирование учителей и учащихся, в ходе которого определен современный уровень состояния изучения экологических ситуаций в школьной практике, отношение и готовность учителей к использованию технологии проектного обучения. Определена методика и проведен констатирующий этап эксперимента в школах Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

На втором этапе (2003;2004 гг.) на основе обобщения теоретического и эмпирического материала разработана методическая система изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обученияраскрыты особенности технологии проектного обучения как важного методического условия изучения экологических ситуаций и формирования опыта творческой деятельности учащихся. Разработана методика изучения экологических ситуаций в курсе «География России» и программно-методическое обеспечение элективного курса «Экологический туризм в России». Проводился формирующий этап эксперимента в МОУ СОШ №№ 85, 70, 124, 126, 136 г. Н. Новгорода и № 22 г. Дзержинска, в процессе которого проверялась эффективность данной методики.

На третьем этапе (2005;2006 гг.) проводилось теоретическое обобщение результатов педагогического экспериментаосуществлялся качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данныхсистематизировались и обобщались результаты исследованияоформлялись схемы, таблицы, диаграммыформулировались основные выводыуточнялись перспективы и задачи по дальнейшему развитию проблемы научного исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что в разработанной и обоснованной методической системе изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения, осуществлено взаимосвязанное использование в учебном процессе классификаций экологических ситуаций — природно-зональной и по остроте проявления экологических проблем в соответствии с комплексным содержанием курсасопряжены этапы изучения экологических ситуаций с типологией проектов и уровнями творческой деятельности учащихсяиспользован алгоритм изучения экологических ситуаций, обеспечивший их целостное рассмотрение в контексте идей коэволюции и устойчивого развитияразработан элективный курс «Экологический туризм в России», ориентированный на изучение экологических ситуаций в благоприятных регионах, дополняющий базовый курс «География России», где изучаются острые экологические ситуации.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии коэволюционных идей экологизации школьной географии на основе принципов: экогуманизма, культурологичности, комплексности, типологичности, краеведческого, динамичности и конструктивизма, проектно-технологического, взаимосвязи образно-чувственного, рационально-логического и операционально-деятельностного в познанииобогащении теоретических основ формирования опыта творческой деятельности в географическом образовании технологией проектного обучения, конструктивно-созидательной ориентацией учебно-воспитательного процесса по изучению экологических ситуаций в России.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации в практике общеобразовательной школы методики изучения экологических ситуаций в курсе «География России» на основе технологии проектного обученияразработке, создании, апробировании и внедрении программы элективного курса «Экологический туризм в России», ориентированном на реализацию технологии проектного обучения. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в практике преподавания школьной географии, в методической подготовке студентов естественно-географических факультетов педагогических вузов, а также в системе переподготовки и повышения квалификации учителей географии.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику проводилась в процессе авторского преподавания географии в МОУ средней образовательной школе № 126, учителями географии МОУ СОШ № 85, 70, 124, 136 г. Нижнего Новгорода, № 22 г. Дзержинскавыступлений на международных научно-практических конференциях: «Высокие технологии в педагогическом процессе» (Нижний Новгород, 2003, 2004 гг.), «Естественнонаучное образование: методология, теория и методика» (Санкт-Петербург, 2005 г.) — на межрегиональных конференциях: «Этнокультурные и геодемографические проблемы регионов России» (Нижний Новгород, 2005 г.), «Экологическое образование: теория и педагогическая реальность» (Нижний Новгород, 2005 г.), «Инновации в системе регионального образования: методология, теория, практика» (Нижний Новгород, 2005 г.) — на межвузовских конференциях «Теория и методика обучения географии» (Санкт-Петербург, 2004 г.), «Учитель XXI века: Устойчивое развитие и географическое образование» (Москва, 2005 г.) — заседаниях методических объединений учителейна методологических семинарах кафедрыв публикациях.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается использованием теоретико-методологических положений при обосновании методической системы изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обученияразнообразными методами в соответствии с задачами исследованияпрактическим доказательством основных теоретических положений экспериментомкачественным и количественным анализом материала, накопленного в ходе исследованияапробацией опытно-экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретико-методологические основы конструирования методической системы, которые включают научные, психолого-педагогические, методические аспекты изучения экологических ситуаций в логике идей коэволюции и устойчивого развития, на основе углубления экологизации школьной географии в ее экорегиональном направлении, с использованием технологии проектного обучения для формирования опыта творческой деятельности.

2. Методическая система изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России», выполняющая ценностно-ориентировочную, теоретико-мировоззренческую, конструктивно-деятельностную, оценочно-рефлексивную функцииобъединяющая целевой, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный компоненты.

3. Технология проектного обучения как методическое условие изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России», обеспечивающая формирование опыта творческой деятельности учащихся и предполагающая этапность познавательного процесса.

4. Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся в школьном курсе «География России» и элективном курсе «Экологический туризм в России».

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (265 источников), 19 приложений. Содержание диссертации изложено на 247 страницах, из них 14 таблиц, 9 рисунков.

Выводы по второй главе.

1. На основании анализа учебно-методического комплекса курса «География России» установлено, что идея экологизации и, связанное с ней изучение экологических ситуаций, находит отражение в содержании курса, что отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта и реализует основные концептуальные подходы к географическому образованию в основной школе. Выявлено что, освоение содержания в области экологических ситуаций предполагается на более высоком познавательном уровне, требующем осмысленного объяснения, оценки, прогнозирования, моделирования. Данное обстоятельство определяет развитие творческой деятельности учащихся, для формирования которой возможно использование технологии проектного обучения. Однако, включение заданий проектного характера, направленных на изучение экологических ситуаций не отличается системностью.

Изучение школьной практики показало заинтересованность большинства опрошенных учителей в изучении экологических ситуаций на основе технологии проектного обучения, которая ограничивается недостатком методических рекомендаций по данной проблеме.

2. Сконструирована и апробирована методическая система изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения в соответствии с научными, психолого-педагогическими, методическими основаниями, представленными в первой главе.

Установлено, что методологическими основаниями конструирования методической системы стали идеи: коэволюции и устойчивого развития, изучения экологических ситуаций как регионального социоприродного пространства, созидательной творческой деятельности. Выявлено, что выделенные идеи реализуются через систему принципов: экогуманистическим и культурологическим, комплексности, типологичности, краеведческим, динамичности и конструктивизма, проектно-технологическим, взаимосвязь образно-чувственного с рационально-логическим и операционально-деятельностным в познании, которые взятые в совокупности функционально полно отражают специфику сконструированной методической системы, выстроенной в логике личностно-ориентированного образования.

Определены основные функции разработанной методической системы изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России»: ценностно-ориентировочная, теоретико-мировоззренческая, конструктивно-деятельностная и оценочно-рефлексивная.

Методический уровень конструирования методической системы изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения составили взаимосвязанные целевой, содержательный, процессуальный, технологический и результативно-оценочный компоненты.

Целевой компонент отражает единство стратегической цели формирование географической и экологической культуры личностицелисредства, реализуемой в планируемых результатах обучения и цели — субъекта, предполагающей формирования опыта творческой деятельности школьников.

Содержательный компонент включает систему интегрированных геоэкологических знаний по экологическим ситуациям на эмпирическом, абстрактно-концептуальном и теоретическом уровнях познанияалгоритмические уменияформирование опыта творческой деятельности учащихся на основе самостоятельного применения способов творческой деятельности — анализа, оценки, прогнозирования, моделирования, проектированияэмоционально-ценностные отношения.

Процессуальный компонент включает три этапа изучения экологических ситуаций: 1) мотивационно-ознакомительный, 2) информационно-оценочный 3) конструктивно-деятельностный, которые иерархически соподчинены друг с другом. Последовательное прохождение этапов и восхождение учащихся от стимульно-продуктивного к эвристическому и креативному уровням творческой деятельности обеспечивает формирование опыта творческой деятельности учащихся. Определены основные формы организации изучения экологических ситуаций, которыми являются уроки обобщения и систематизации после завершения изучения разделов курса «География России», а также элективный курс «Экологический туризм в России».

Нами уточнен результативно-оценочный компонент, который учитывал уровень усвоения содержания материала по экологическим ситуациям: глубины, обобщенности и осознанности знанийуровень сформированности опыта творческой деятельностиценностные отношения учащихся.

Сконструированная методическая система явилась базой для разработки методики изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения.

3. Установлено, что необходимым условием изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» выступает технология проектного обучения. Разработан и апробирован комплекс проектов (познавательных, игровых, творческих, исследовательских, практико-ориентированных) для изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России», соответствующих уровням творческой деятельности и этапам изучения экологических ситуаций.

6. В ходе экспериментальной работы выявлена адекватность разработанной методической системы целевым установкам и содержанию изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России». Уточнены критерии сформированности знаний об экологических ситуациях: глубина, обобщенность, осознанностьуровни сформированности опыта творческой деятельности: стимульно-продуктивный, эвристический, креативныйценностные отношения учащихся. Соответственно им разработаны диагностические задания. В ходе интерпретации данных эксперимента сделаны выводы о действенности, эффективности разработанной методики для формирования научных основ изучения экологических ситуаций, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к природе. Все данные подтверждают положения выдвинутой гипотезы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Определены теоретико-методологические основы изучения экологических ситуаций в курсе «Географии России» на основе технологии проектного обучения. Установлено, что изучение экологических ситуаций как регионального социоприродного пространства продолжает традиции экологизации школьной географии на идеях коэволюции и устойчивого развития, в контексте региональной и геопространственной парадигм современной географической науки, связанных с экорегиональным направлением. Уточнены психолого-педагогические основы технологии проектного обучения, способствующей развитию опыта творческой деятельности учащихся.

Методические исследования позволили обосновать изучение экологических ситуаций в качестве варианта экологизации географического образования на основе экогуманизма и культурологичности. Анализ методического обеспечения курса «География России» и исследований школьной практики позволил выявить тенденцию востребованности и актуальности изучения экологических ситуаций России в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения.

2. Сконструирована методическая система изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения, методологическими ориентирами которой стали: идея коэволюции и устойчивого развития, определяющая ценностно-целевой компонентидея изучения экологических ситуаций как регионального социоприродного пространства, отражающаяся в содержательном компонентеидея созидательной творческой деятельности учащихся — сквозная в процессуальном и результативно-оценочном компонентах, а также принципы их реализации.

Определены основные функции методической системы: ценностно-ориентировочная, теоретико-мировоззренческая, конструктивнодеятельностная и оценочно-рефлексивная.

Разработанная нами методическая система изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» отражает единство целевого содержательного, процессуального, результативно-оценочного компонентов.

Целевой компонент отражает трехкомпонентную модель целей образования и включает: стратегическую цель — цель-идеал — формирование географической и экологической культуры личностицель-средство реализуется в планируемых результатах обученияцель-субъект предполагает формирование опыта творческой деятельности школьников.

Содержательный компонент объединяет систему интегрированных знаний по экологическим ситуациям эмпирического, абстрактно-концептуального и теоретического уровней познанияалгоритмические уменияопыт творческой деятельности стимульно-продуктивного эвристического, креативного характераценностные отношения.

Процессуальный компонент включает три этапа: мотивационно-ознакомительный, информационно-оценочный и конструктивно-деятельностный, последовательно реализующих изучение экологических ситуаций в логике развития творческой деятельности на основе технологии проектного обучения.

Результативно-оценочный компонент составили критерии усвоения научных основ содержания по экологическим ситуациям, уровни сформированности опыта творческой деятельности учащихся, а также ценностные отношения на основе использования технологии проектного обучения.

3. В качестве ведущего методического условия изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» обоснована и реализована технология проектного обучения, обеспечивающая интеграцию содержания экорегионального характера, методов и организационных форм, объединенных в единый проектно-функциональный цикл. В разработанных методических рекомендациях изучения экологических ситуаций на уроках обобщения и систематизации в курсе «Географии России» и элективном курсе «Экологический туризм в России» реализована сопряженность этапов изучения экологической ситуации с типологией проектов и уровнями творческой деятельности.

4. Результаты педагогического эксперимента позволяют констатировать, что разработанная методическая система изучения экологических ситуаций в школьном курсе «География России» на основе технологии проектного обучения является эффективной. Подтверждено, что данная методика позволяет достичь достаточно высокого уровня усвоения научного содержания, обеспечивает формирование опыта творческой деятельности учащихся, ценностных отношений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Изд. Центр «Академия», Раритет, 1997. — 704 с.
  2. , С.П., Акутина, А.Н. Проектная деятельность учителя: новые педагогические технологии: Методическое пособие / Под. общ. ред. В. В. Николиной. Н. Новгород: изд-во НГПУ, 2003.- 37с.
  3. , Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. — 320 с.
  4. , А.И. География: население и хозяйство России: Учеб. для 9 кл. общеобр. учрежд. / Алексеев А. И., Николина В. В. 9-е изд. — М.: Просвещение, 2002. — 333 с.
  5. , А.И. Рабочая тетрадь по географии: 9 кл.: Пособие для учащихся общеобр. учрежд. / А. И. Алексеев, В. В. Николина: 5-е изд, перераб. -М.: Просвещение, 2001. 47 с.
  6. , В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М., 1981. — 236 с.
  7. , А.П. Прием моделирования на уроках геоэкологии // География в школе. 2003. — № 3. — С.69−71.
  8. , А.В. Экологическая обстановка в России на рубеже XX и XXI в. в. // География в школе. № 6. — 2005. — С. 14−26.
  9. , П.Р. Технологии и современное образование // Педагогика.-1996.-№ 2.-С. 11−16.
  10. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  11. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  12. , B.JI. Деловые игры по экономической и социальной географии: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1995. — 143 с.
  13. , B.JI. и др. Рабочая тетрадь по географии Российского порубежья: 8−9 кл.: пособие для учащихся общеобр. учрежд. / B.JI. Бабурин, А. И. Даньшин, Л. И. Елховская. М.: Просвещение, 1998. — 48 с.
  14. , Н.И. Биологическая продуктивность экосистем Северной Евразии. -М.: Наука, 1993. 263 с.
  15. , Н.Н. Методика преподавания экономической географии. -М.: Просвещение, 1990. 303 с.
  16. , Н.Н. Научные принципы географии: Избранные труды. -М.: Мысль, 1980.-239 с.
  17. , И. И, Дронов, В.П. География России. 8−9 классы / География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6−11 классы.- 2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2004. 256 с.
  18. , И.И. География России. Природа. 8 кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000. 288 с.
  19. , И.И., Ром, В.Я. География России. 8−9 класс: Методическое пособие. М.: Дрофа, 2002. — 144 с.
  20. , И.И. Школ, практикум. География России. Природа. 8 кл.- М.: Дрофа, 1998. 64 с.
  21. , Е.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учеб. Пособие для инжинерно пед. институтов.- Екатеринбург: Деловая книга, 1996. — 342 с.
  22. , Т.К., Ладилова, Н.Н., Николина, В. В. Проблемы целей и содержания географического образования: ценностный аспект: Учебное пособие. -Н. Новгород: НГПУ, 1998. 85 с.
  23. , В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  24. , М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 256 с.
  25. , В.М. Избранные труды по психологии личности / В. М. Бехтерев. СПб.: Алтейя, 1999. — Т. 1. — 256 с.
  26. , М. Б. Введение в туризм. М.: СПб: Невский фонд: Герда, 2003.-318 с.
  27. , В.Р. Экологическая ситуация в Москве в конце XX века // Изв. АН Серия Географическая, 2003.- № 1.- С. 80−90.
  28. , Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 96 е.,
  29. , Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии, 1999. № 2. — С. 35−41.
  30. , Е.В. Гуманитарная парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  31. , Н.В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000. 456 с.
  32. , И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2001. — № 2. — С. 108−114.
  33. , С.В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование.-2000.- № 9.- С. 177−180.
  34. С.В., Захаров А. Г. Экологические проекты на уроках географии // География и экология в школе XXI века. 2004. — № 2. — С. 44−47.
  35. Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций / Под ред. Н. М. Мамедова. -М.: СТУПЕНИ, 2002. 240 с.
  36. Введение в философию: Учеб. для высших учеб. заведений / Под ред. И. Г. Фролова. М.: Изд-во полит, лит., 1990. — 638 с.
  37. , Ю.А. Культурно-ландшафтное районирование России -ориентир культурной политики / Ю. А. Веденин // Ориентиры культурной политики. М., 1997. — Вып. 2. — С. 3−14.
  38. , В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. — 258 с.
  39. , Т.В. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при использовании межпредметных связей географии, истории и иностранного языка (на примере курса географии 7 класса): Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПБ, 2004. — 17 с.
  40. , Н.Ф., Колосова, Н.Н., Смирнова, В. М. Геоэкология: Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002.- 197 с.
  41. , Н.Ф. Экология и географическое образование / Экологическое образование: концепции и методические подходы / Отв. ред. Н. М. Мамедов. -М.: «Агенство „Технотрон“, 1996. 136 с.
  42. , А.Н., Голов, В.П. Экология Подмосковья. Концепция регионального экологического образования и программа учебного предмета для учащихся 8−9 классов общеобразовательных школ Московской области / А. Н. Воробьев, В. П. Голов. М., 1997. — 20 с.
  43. Всемирная энциклопедия: Философия / Глав. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. М.: ACT, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. — 1313 с.
  44. , Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 534 с.
  45. , Р.С. Изучение экологической ситуации своей местности в начальном курсе географии»: Автореф. дис. .кад. пед. наук: 13. 00. 02. М., 1998.-16 с.
  46. География России: Учеб. для 8−9 кл. общеоразоват. учреждений / Под. ред. А. И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл. М.: Дрофа, 2002.-319 с.
  47. География России: Учеб. для 8−9 кл. общеоразоват. учреждений / Под. ред. А. И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл. М.: Дрофа, 2003. — 288 е.: ил.
  48. География России: Учеб. Для 8−9 кл. / А. В. Даринский, Е. Я. Чернихова, Э. Л. Файбусович / Под ред. А. В. Даринского. М: Просвещение, 1998.-351 с.
  49. , И.П. Конструктивная география: Избранные труды. -М.: Наука, 1996.-418 с.
  50. , Н.Ф., Коронкевич, Н.Н., Кочуров, Б.И. и др. Критические экологические районы: географические подходы и принципы изучения // Изв. ВГО. 1991.- Т. 123, Вып.1.-С. 9−17.
  51. , С.Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманистической парадигмы. М.: Современный писатель, 1998. — 432 с.
  52. Глобальные изменения и региональные взаимосвязи: Сб. ст. / Отв. Ред. В. М. Котляков. -М, 1992. 231 с.
  53. , Г. Н. Геоэкология. М.: ГЕОС, 1999. — 338 с.
  54. , В.Г., Кондратьев, К.Я., Лосев, К. С. Глобальная экодинамика и устойчивое развитие: естественно-научные аспекты и человеческое измерение, 1998. № 3. — С. 163−170.
  55. Государственный стандарт общего образования // География и экологи в школе XXI века. 2004. — № 5. — С. 38−47.
  56. , Л.Ф. Проектная деятельность школьников по географии одно из направлений личностно-ориентированного обучения. // География и экология в школе XXI века, 2004. — № 6. — С. 53−57.
  57. , В.В. К построению формализованной теории образовательной технологии: целевые группы и целевые установки // Школьные технологии.-2002. № 2.- С. 3−15.
  58. , В.А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий // Психологическая наука и образование. 1997. — № 2 .- С. 95−103.
  59. , В.В. Философско-психологические проблемы развития образования. — М, 1994. 296 с.
  60. Данилов-Данильян, В. И. Окружающая среда между прошлым и будущем: Мир и Россия. Опыт эколого-экономического анализа / В. И. Данилов-Данильян, В. Г. Горшков. -М.: Прогресс, 1994. 131 с.
  61. Данилов-Данильян, В.И., Лосев, К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие: Учеб. пособие. -М.: Прогресс-Традиция, 2000. 415 с.
  62. , А.В. Методика преподавания географии: Учебное пособие. 3-е изд. Перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1975. — 388 с.
  63. , А.В. Экономическая и социальная география России: Учеб. для 9-х кл. общеобразоват. учреждений / А. В. Даринский. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство ACT" — СПБ: СпецЛИт, 2002. -222 с.
  64. , Н.Н. Методика изучения экологических проблем в школьном курсе «География России»: Автореф. дис. .кад. пед. наук.- Н. Новгород, 2004. 20 с.
  65. , С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.-310 с.
  66. , Л.В. Необходимость диверсификации развития видов туризма в отдельных регионах России / На географическом посту: Сб. науч. ст., посвещенный 80-летию В. П. Максаковского. Смоленск: Универсум, 2004. -С. 258−271.
  67. , П., Гуревич, М.И. Проектный подход к обучению технологии // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2000.- № 1.- С. 34−42.
  68. , Дж. К. Методы проектирования. М.: Мысль, 1986. — 218 с.
  69. , В.П. География России. Население и хозяйство. 9. кл.: Учеб. Для общеобразоват. учеб. заведений / В. П. Дронов, В .Я. Ром- 8-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002. — 384 с.
  70. , В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. — Спб.: Питер, 2002. — 214 с.
  71. , И.В. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов/ И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Аст», 2002. — 203 с.
  72. , И.В. Педагогические технологии обучения географии // География в школе. 2001. — № 3 .- С. 49−54.
  73. , И.В., Понурова, Г.А. Как учить школьников географии: Пособие для начинающих учителей и студентов пед. инс-тов и ун-тов по географ, специальностям. -М.: Изд-во «Московский лицей», 1996. 192 с.
  74. , Л. И. Экология туризма и сервиса. М.: Финансы и статистика, 2003. — 203 с.
  75. Д.С., Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя. М.: Школьная пресса, 2002. — 112 с.
  76. , И. М., Аралова, Н. С. Путешествие в национальный парк. -М.: Физкультура и спорт, 1999. 191 с.
  77. , В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
  78. , JI.B. Теория и технология обучения. Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Загрекова Л. В., Николина В. В. М.: Высшая школа, 2004.-157с.
  79. Заир-Бек, Е. С. Теоретические основы педагогического проектирования: Автореф. Дис. .докт. пед. наук. СПб, 1995. — 35 с.
  80. , B.C. Жизнь в пустыне (Географо-биологические и экологические проблемы). М.: Мысль, 1976. — 271 с.
  81. Заповедные места Нижегородской области / Ф. М. Баканина, Е. В. Лукина, Н. И. Насонова. -Н. Новгород: Волго-вятское кн. Изд-во, 1991. 191 с.
  82. За страницами учебника география: 8−9 кл. Книга для чтения / Сост. К. П. Сергеева. -М.: Просвещение, 1997. 223 с.
  83. , А.Г. Формирование опыта творческой деятельности учащихся при изучении начального курса географии (6 класс): Автореф. дис.. кад. пед. наук. СПб, 2004. — 17 с.
  84. , К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.- 238 с.
  85. , Ю.А. Казанская, Н.С., Тишков, А. А. Зональные закономерности динамики экосистем. М.: Мысль, 1986. — 232 с.
  86. , А.Г. Экологическая география России / А. Г. Исаченко. -СПб.: Изд-во «Санкт-Петербург», 2001. 328 с.
  87. , В.А., Шишов, С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителей. — М.: Педагогическое общество России, 1999.- 86 с.
  88. , Г. С. Программа курса «Экологические ситуации России» // Школьное геоэкологическое образование: Методическое пособие / Под ред. Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. — С. 70−81.
  89. , Г. С. Урбоэкология: научное направление и учебная дисциплина. Н. Новгород: НГПУ, 2000. — 223 с.
  90. , И.А. Экология Владимирской области. Учебное пособие.- Владимир: ВГПУ, 1998. 224 с.
  91. , М.А. Формирование эколого-картографических умений в школьном курсе «География России» // География и экология в школе XXI века. 2005. — № 4. — С. 48−52.
  92. Качество знаний учащихся. Каким оно должно быть? / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1978. — 48 с.
  93. Ким, Э. В. География России. 9 кл.: Хозяйство и географические районы. Рабочая тетрадь / Э. В. Ким, И. А. Марченко, В. А. Низовцев.- М.: Дрофа, 2003. 128 с.
  94. , Н.Ю. Теория и практика заповедного дела: программно-методический комплекс. Н. Новгород: НГПУ, 2005. — 52 с.
  95. , Ю.В. Метод проектов как средство профессиональной подготовки студентов туристского ВУЗа (на примере курса «Основы экскурсионной деятельности»): Автореф. дис.. кад. пед. наук, — М., 2001. 18 с.
  96. , М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989.- 80 с.
  97. , М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: «Арена», 1994. — 222с.
  98. , Н.Н. Эколого-географическое положение России / Институт географии РАН. М.: Препринт, 1994. — 72 с.
  99. , Е.Ю. Изучаем ландшафты России. Ярославль: Академия развития, 2004. — 288 с.
  100. Концепция общего школьного экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты / Под ред. А. Н. Захлебного, А.П. Симонова-Салеева. М., 1997. — С. 37−45.
  101. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 440.
  102. Концепция содержания географического образования в 12-летней школе // География в школе 2000. № 2. — С. 37−43.
  103. Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода в контексте идей устойчивого развития / Под ред. В. А. Глуздова,
  104. Н.Ф. Винокуровой, В. В. Николиной. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002. — 79 с.
  105. , В.М., Трофимов, A.M., Селиверстов, Ю.П., Солодуха, И. М. Принципы и критерии определения территорий экологического бедствия // Изв. Рос. АН. Сер. географ. 1995. — № 1.
  106. , Б. И. Геоэкология: экодиагностика и эколого-хозяйственный баланс территории. Смоленск, 1999. — 154 с.
  107. .И. Экодиагностика и сбалансированное развитие: Учебное пособие. Москва — Смоленск: Маджента, 2003. — 384с.
  108. , Б. И. Геоэкологическое районирование территории // География в школе. 2003. — № 3. — С. 3- 8.
  109. Кочуров, Б. И, Винокурова Н. Ф. Программа курса «Основы геоэкологии» // География в школе. 2002. — № 3. — С. 52−57.
  110. , В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 264 с.
  111. , Н.Б. Культурология образования, М. Педагогика, 2000. -154 с.
  112. , О.Н. Традиции и инновации учебного содержания: Монография / О. Н. Крылова. СПб.: Изд-во «Аграф», 2004. — 120 с.
  113. О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005. — 112 с.
  114. , Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. Волгоград: Перемена, 1999.-196 с.
  115. , Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 224с.
  116. А.Н. Технологический подход в обучении: Эволюция основных понятий и особенности содержания // Химия в школе. 1993. — № 5.-С. 20−28.
  117. , Г. С., Николина, В.В. Географические игры в обучении и воспитании школьников. Методическое пособие. Горький: ГООПО, 1990. — 84 с.
  118. , И.В. Педагогические условия развития творческого потенциала старшеклассников средствами музыкального искусства: Дис. .кад. псих. наук. Н. Новгород, 2004. — 171 с.
  119. , Т.В. Экологическое образование учащихся в обучении географии. М.: Просвещение, 1990. — 128 с.
  120. , Т.В. Проектная деятельность учащихся в сфере экологии // Экологическое образование. 2003. — № 3. — С. 42−46.
  121. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. -М.: Высшая школа, 1991. 224 с.
  122. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  123. , А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. -М.: Педагогика, 1983. — 392 с.
  124. , И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Знание, 1981. — 186 с.
  125. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.- 142 с.
  126. , И.Я. Внимание технологии обучения // Советская педагогика. 1990. — № 3.- С. 138−141.
  127. Липец, Ю. Г Устойчивость систем в экономической и социальной географии // Устойчивость геосистем: Сб. ст. М.: Наука, 1983. — С. 78−84.
  128. , Г. Я. Разноуровневые практические работы по географии России: 9 кл.: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1997. — 80 с.
  129. , А. А. География России. Эколого-экономические аспекты. -М.: Просвещение, 1995. 96 с.
  130. , К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в XXI веке. М.: Космосинформ, 2001. — 400 с.
  131. , Е.В., Баканина, Ф.М. Памятники природы города Нижнего Новгорода. Н. Новгород: Изд-во «Чувашия», 1997. — 142 с.
  132. , С.А. Педагогические системы и технологии. Омск: ОГПИ, 1993. — 93 с.
  133. , Ю.Б. Метод экологических проектов в школе // География и экология в школе XXI века. 2004. — № 7. — С. 43−48.
  134. , В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 416 с.
  135. , В.П. Научные основы школьной географии. М.: Просвещение, 1982. — С. 26−28.
  136. , В.П. О сквозных направлениях в школьной географии // География в школе. 1998. — № 1. — С. 45−50.
  137. , Н.М. Экологическая культура и образование // Экологическое образование: концепции и методические подходы / Отв. Ред. Мамедов Н. М. М.: «Агенство «Технотрон», 1996. — 136 с.
  138. , A.M. Загадки одаренности. М.: Школа-пресс, 1993.34 с.
  139. , Н.В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. 2000 —. № 4. — С. 38−43.
  140. , С.И. Методика формирования экологических умений при изучении курса «География России» // География в школе. 1998. — № 3. — С. 6872.
  141. , Я.Г. Комплексное страноведение. Смоленск: СГУ, 1998. — 238 с.
  142. , Я.Г. Парадигмы целостной географии // Новое в мышлении географии: Сборник научных трудов / Под. общ. ред. чл.-корр. А.Н. СССР В. М. Котлякова. -М.: Наука, 1991. С. 14−26.
  143. Меняющийся мир: Географический подход к изучению: Советско-американский проект / Под ред. Дж. Р. Матер и Г. В. Сдасюк. М.: Прогресс, 1991.-392 с.
  144. Методика обучения географии в школе: Учеб пособие для студентов геогр. спец. высших пед. учеб. заведений и учителей географии. JI.M. Панчешникова, И. В. Душина, В. П. Дронов и др. / Под ред. Л. М. Панчешниковой. -М.: Просвещение, 1997. 320 с.
  145. Методика обучения географии в средней школе (Теоретические основы методики обучения географии) / Под ред. А. Е. Бибик и др. М.: Просвещение, 1968. — 391 с.
  146. Методы научно-педагогического исследования. Лекции для студентов пед. институтов / Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвящение, 1972. — 159 с.
  147. Методы системного педагогического исследования / Под. ред. проф. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  148. , З.Г. Экологический каркас территории: назначение, содержание, пути реализации / З. Г. Мещерханова // Проблемы региональной экологии. 2004. — № 4. — С. 42−55.
  149. , Ф.Н. Человек и ландшафты. Очерки антропогенного ландшафтоведения. М.: Мысль, 1973. — 222 с.
  150. , Ю.В. Образовательные Интернет-проекты в приобретении опыта творческой деятельности (на примере изучения географии родного города) // География в школе. 2005. — № 1. — С. 43−45.
  151. , Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Наука, 1990. — 270 с.
  152. , В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. — 2001.-№ 5. — С. 75−89.
  153. , Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции // Педагогика. 1997.- № 3.- С. 20−27.
  154. Наука и искусство географии. М.: Мысль, 1989. — 229 с.
  155. , Т.Г., Рунова, Т.Г., Грейвили, А. И. Противоречия природопользования: выявление, анализ, пути решения // Достижения и перспективы. Природные ресурсы и окружающая среда. 1986. — Вып. 50. — № 15.-С. 35−43.
  156. , Д.В. Рекреационная география: учеб. Пособие для вузов. М.: Владос, 2003. — 288 с.
  157. , В.В. Детерминанты географического образования // Географии в школе. 2000. — № 7. — С. 47−52.
  158. , В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. 2001. — № 6. — С. 37−43.
  159. , В.В. Культурологические смыслы школьного географического образования // Теория и методика обучения географии: Материалы межвузовской научно-практической конференции. СПб, 2004. — С. 32−36.
  160. , В.В. Экологическая культура будущего учителя // Методология и теоретические основы эколого-педагогического образования / Под. ред. Н. Д. Андреевой, Г. С. Камериловой. Н. Новгород- СПб., 2002. — С. 45−61.
  161. , В.В., Алексеев, А.И. Методическое пособие пол географии населения и хозяйства России: Книга для учителя, М.: Просвещение, 1997.- 192 с.
  162. , Л.И., Куракин А. Т. Путь к творчеству (в помощь начинающему исследователю в области воспитания). М.: Просвящение, 1996. — 181с.
  163. Обучение географии по усовершенствованной программе / Под ред. И. С. Матрусова. -М.: Просвещение, 1984. 176 с.
  164. Образование для устойчивого развития: Материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» / Под ред. Н. С. Касимова. Смоленск: «Универсум», 2004. — 264 с.
  165. , В. Введение в общую дидактику / В. Оконь / Пер. с польск. -М., 1990.-381 с.
  166. , П.А. Формирование у учащихся опыта творческой деятельности при обучении химии. М.: ИОСО РАО, 1997. — 121 с.
  167. Особенности обучения и психологического развития школьников 13−17 лет / Под. ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова.- М.: Педагогика, 1988. -192с.
  168. , Н.Ю. Метод проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. -112с.
  169. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. уч. заведений / Под ред. В. А. Сластенина.- 3-е изд. М.: Школа-Пресс, 2000. — 512с.
  170. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  171. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебное пособие для студентов сред. пед. уч. заведений / С. А. Смирнова, И. Б. Котова, Е. И. Шиянова, Т. И. Бабаева и др- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Изд. Центр «Академия», 1998. — 512 с.
  172. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России / Отв. Ред. Г. В. Сдасюк. М.: Изд-во КМК, 2002. — 444 с.
  173. , А.В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Т. Ярошевский. М., 1998. — 528 с.
  174. , Н.Н. Методика преподавания географии в дифференцированной школе. М.: «БЛИК и Ко», 2000. — 335 с.
  175. , В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-педагогическое пособие. -М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1997. 176 с.
  176. , И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996. — 432 с.
  177. , С.Н., Анфимов, А.Л. Географическое прогнозирование в обучении // География в школе. 2001. — № 7. — С. 59−61.
  178. , В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. — 256 с.
  179. , Я.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 280 с.
  180. , И.Н. Концептуальные проблемы экологического образования в современной высшей педагогической школе // Экологическое образование: проблемы и перспективы: Межвузовский сборник научных трудов, Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1998. 222 с.
  181. , Г. А., Рунова, Т.Г. Районирование для решения экологических проблем России // География в школе. 1994. — № 3. — С. 9−14.
  182. Природопользование: Учеб. для 10−11 кл. профильных школ. М.: Просвещение, 1995. — 285 с.
  183. , B.C. Поиск в географии. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 224 с.
  184. Программно-методические материалы. География. 6−9 кл. / Сост. В. И. Сиротин, — 4-е изд., доп. М.: Дрофа, 2001. — 288 с.
  185. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Под. ред. П. И. Пидкасистого. Ростов -на — Дону: «Феникс», 1996. — 256 с.
  186. Психологические проблемы учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1977. — 356 с.
  187. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
  188. , А.И. Творческий проект или как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. 1998. — № 4. — С. 144 149.
  189. , В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физики. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975.272 с.
  190. , Э.М. География: природа России: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Э. М. Раковская, 5-е изд. — М.: Просвещение, 2001.-301с.
  191. Региональные аспекты развития России в условиях глобальных изменений среды и климата / Отв. Ред. В. М. Котляков. М.: НЦЭНАС, 2001. -152 с.
  192. , Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды: словарь-справочник. -М.: Просвещение, 1992, — 320 с.
  193. , С.М. Рационализация школьной и внешкольной работы как методическая основа дисциплины // На путях к новой школе. 1992. — № 1. — С. 17−22.
  194. , Н.Н. Методы и формы экологизации географического образования // География в школе. 1994. — № 3. — С. 38−42.
  195. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. Ред. В. В. Давыдов. М.: Бол. Российская Энциклопедия, 1999. — Т 2. — 672 с.
  196. , Л.Л. Школьный геоэкологический проект: рекомендации по выполнению // География в школе. 2005. — № 8. — С. 39−42.
  197. , Н. С. Методологические принципы ценностного проектирования образования // Современные философские проблемы области образования. М, 1992. — С. 10−34.
  198. , С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  199. , С.Л. Принцип творческой самодеятельности /С.Л. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С. 101−108.
  200. , Н.Т. Новые технологии обучения в методическую копилку // География в школе. — 1998. — № 2. — С. 81−88.
  201. , Р.И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. -1999. № 1. — С. 19−24.
  202. , Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика. М.: Мысль, 1973. — 559 с.
  203. , Г. В. Эколого-географическая ситуация и пути перехода к устойчивому развитию / Г. В. Сдасюк, А. С. Шестаков // Известия РАН. Сер. Географическая / РАН. 1994. — № 1. — С. 13−19.
  204. , Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. Пособие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998. — 225 с.
  205. , И.Н. Системный подход к изучению организации продуктивного мышления // Исследование проблем психологии творчества. -М.: Наука, 1983.-С. 16−27.
  206. , В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика, 1994. -№ 5. -С. 16−21.
  207. , В.М. Педагогика. Курс лекций. Волгоград, 1997. — 176 с.
  208. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986.- 152 с.
  209. , В.А. Доминанта деятельности // Народное образование. 1997.- № 9.-С.41−42.
  210. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998. — 800 с.
  211. , В.М. Программа курса «Экологические ситуации мира» // Школьное геоэкологическое образование: Методическое пособие / Под ред. Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. — С. 62−69.
  212. Современные проблемы экологии: Кн. для учителя / Ф. М. Баканина, Н. Ф. Винокурова, Г. С. Камерилова, и др.- Под ред. А. А. Касьяна. М.: Просвещение, 1990. — 94 с.
  213. Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков / Сост. И. И. Баринова. М.: Школьная Пресса, 2002. — 128 с.
  214. Современный урок географии Ч. 5. Методические разработки уроков по курсу «География России». 8 класс / Редактор составитель И. И. Баринова. -М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с.
  215. , А.В. Современный урок географии. Часть 4. Методические разработки уроков географии в 9 классе. Деловые игры / Под. Ред И. И. Бариновой. М.: Школьная Пресса, 2002. — 96 с.
  216. , А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды: Учебник для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 751 с.
  217. , И.В. Психология творчества. Саратов: Изд-во Саратовского пед. института, 1968. — 218 с.
  218. , И.Т., Мамедов, Н.М. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте устойчивого развития // Вестник АсЭкО. 1995. -Вып. 1−2.-С. 3−10.
  219. , В.П. Методическое пособие по физической географии СССР: 8 кл. М.: Просвещение, 1989. — 175 с.
  220. , Т.В. Как повысить результаты в обучении. М.: «Столетие», 1997. — 112 с.
  221. , Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Издательский центр1. Академия», 2001. 288 с.
  222. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983.-352 с.
  223. Теоретические основы обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. — 250 с.
  224. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. И. Воробьева. М: Педагогика, 1979. — 208 с.
  225. Техногенные системы и экологический риск: Программно-методический комплекс / авт.-сост.: Н. Н. Колосова. Н. Новгород: НГПУ, 2003. — 68 с.
  226. , B.C., Цапук, Д.А. Устойчивое развитие территории: Картографо-геоинформационное обеспечение: учеб. пособие / МГУ им. М. В. Ломоносова. М.- Смоленск: СГУ, 1999. — 173 с.
  227. , А.Д. Наука и образование в стратегии устойчивого развития // Экологической образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. — С. 7−13.
  228. , А.Д. Образование для устойчивого развития // Экологическое образование 2002. № 2. — С. 3−10.
  229. , А.Д. Переход России к устойчивому развитию: ноосферная стратегия.-М.: Ноосфера, 1998. 500 с.
  230. , А.Д., Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  231. , Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. 368 с.
  232. , Д.П. Важнейшие проблемы школьного географического образования // Географическая наука и образование. Сб. тезисов докл. X съезда РГО. СПб.: Изд. РГО, 1995. — С. 59−61.
  233. , Д.П. Прогнозирование и оценка экологических последствий антропогенного воздействия // География в школе. 2003. — № 3. -С. 54−56.
  234. , Р.Х. География. Дидактические карточки-задания. 8−9 кл./ Р. Х. Хабибуллин. М.: Дрофа, 2002. — 64 с.
  235. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И. Е. Лакин, М. В. Макаревич, А. Х. Рычагов. Минск: Изд-во: Высшая школа, 1971. — 608 с.
  236. , А.В. Дидактическая эвристика: теории и технология креативного обучения: монография / А. В. Хуторской. М.: Изд-во Московского ун-та, 2003.-415 с.
  237. , А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. Спб., 2001. — 544 с.
  238. , Е.Я. Оптимизация содержания школьной географии // Географическая наука образование. Сб. тезисов докл. X съезда РГО. СПб.: Изд. РГО, 1995.-С. 61−63.
  239. , И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. — № 3. — С. 2229.
  240. , М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / Педагогика. 1997. — № 2. — С. 21−29.
  241. , А.И. Проведение дистанционного исследовательского проекта через Интернет в школьной географии // География в школе. 2000. -№ 5. -С.71−73.
  242. , И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование. -М.: АПКиПРО, 2003. 156 с.
  243. , А.С. Принципы классификации эколого-географических ситуаций // Известия РГО. 1992. — Т. 124, вып.З. — С. 241−248.
  244. , А.С. Региональные эколого-географические ситуации: методика выявления и классификации (на примере Индии) // Глобальные изменения и региональные взаимосвязи: географический анализ. М.: ИГ РАН, 1992.-С. 244−272.
  245. , А.С. Эколого-географические ситуации интегральное отражение состояния окружающей среды // География в школе. — 1998. — № 3. -С. 17−25.
  246. Школьное геоэкологическое образование: Методическое пособие / Под ред. Н. Ф. Винокуровой. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. — 120 с.
  247. , А.Т. Проблемы теории творчества. М.: Высшая школа, 1989.-143 с.
  248. , Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
  249. Экологические проблемы современности: научные и педагогические аспекты / Отв. ред. А. А. Касьян. М.: Онега, 1995. — 208 с.
  250. Экологическое картографирование: Программно-методический комплекс / Авт.-сост. Г. С. Камерилова. Н. Новгород: НГПУ, 2004 — 79 с.
  251. Экологической образование в России: теоретические аспекты / Под ред. A.M. Захлебного и Л.П. Симоновой-Салеевой. М.: Педагогика, 1997. -160 с.
  252. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной: НИИ содержания и методов обучения ЛПН СССР. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  253. Экологическое состояние территории России: учебное пособие для студентов высш. пед. уч. завед / Под. ред С. А. Ушакова, Я. Г. Каца. -М.: Академия, 2002. 128 с.
  254. , И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  255. , Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: МПСИ Флинта, 1997. 134 с.
  256. , В. А. Педагогическая психология: Учеб. Пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.- Полиус, 1998. — 638 с.
  257. , В.А. Психология отношения к природе / В. А. Ясвин., 2000. -456 с.
  258. Педагогическая технология: определение понятия.
  259. Автор Трактовка понятия «педагогическая технология»
  260. И.Я. Лернер. «предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, надежно осознаваемых и определяемых» 129, с. 9.
  261. П.И. Пидка-систый «направление в дидактике, область научных исследований по выявлению процессов и разработке оптимальных систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками» 191, с. 187.
  262. В.П. Монахов «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» 156, с. 76.
  263. Б.И. Лихачев «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств» 176.
  264. ЮНЕСКО «системный метод сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических человеческих ресурсов и их взаимодействий, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования» 210, с 15.
  265. В.И. Загвязинский системная проектировочная деятельность, позволяющая запрограммировать образовательные ситуации, деятельность субъектов обучения и со значительной степенью вероятности гарантировать желаемые результаты 81, с. 97.
  266. Б.В. Кларин «означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей» 100, с. 18.
Заполнить форму текущей работой