Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений" (СПб, 2009), «Педагогика в глобализирующемся пространстве науки» (Тобольск, 2009, 2010), «Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций» (Екатеринбург, 2009), «Традиции и современная ситуация в области образования и культуры народов России и стран ближнего зарубежья» (Тюмень, 2009), «Тенденции дополнительного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы развития читательской культуры личности в условиях современной информационной среды
    • 1. 1. Сущность читательской культуры личности в контексте ¦ современной информационной среды
    • 1. 2. Письменные источники информации как содержательная основа развития читательской культуры личности в процессе обучения в вузе
    • 1. 3. Теоретическая модель развития читательской культуры личности в процессе обучения в пузе в условиях современной информационной среды
  • Выводы по I главе, '
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию читательской культуры личности в процессе обучения в вузе в условиях современной информационной среды
    • 2. 1. Состояние проблемы развития читательской культуры личности в процессе обучения в вузе
  • Констатирующий этап ОЭР 84. 2.2. Содержание и процедура развития читательской культуры личности в процессе обучения в вузе Формирующий этап ОЭР ч
    • 2. 3. Анализ результатов развития/читательской культуры. личности в процессе обучения в вузе в условиях современной информационной среды
  • Контрольный этап ОЭР ',. '
  • Выводы по II главе

Развитие читательской культуры личности в условиях современной информационной среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Стремительное развитие информационных процессов и технологий меняет устоявшиеся веками формы общения, образования и научной деятельности человека. В специфических условиях современной информационной среды, с одной стороны, появляются новые возможности для познания окружающего мира, проявления творчества (традиционную книгу дополняет электронное издание, представленное на CD, DVD или как электронный ресурс 1.

Интернет), а с другой, — в силу чрезмерности объема потребляемой информации, возникают систематические психофизиологические перегрузки, ускорение «смыслового» свертывания информации приводит к фрагментарности и поверхностности её восприятия, а впоследствии к стереотипизации мышления и форматизации сознания. Данная проблема закономерно отражается на всех уровнях образования — общего, среднего и высшего профессионального.

Целью современного вузовского образования является создание условий для развития личности, способной принимать самостоятельные и ответственные решения, обладающей системным творческим мышлением, высоким уровнем профессиональной и общекультурной компетентности. В условиях современной информационной среды возникает острая необходимость в формировании адекватных подходов к проблеме культурного преобразования письменной информации в процессе вузовского обучения и развития читательской культуры личности как ценностно-смыслового освоения содержания образования, представленного в традиционных и новых источниках письменной информации. Знаменательно, что сегодня проблема чтения рассматривается на государственном уровне, в частности, для её решения Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и.

Российским книжным союзом разработана Национальная программа поддержки и развития чтения (2007 — 2020 гг.), в которой чтение рассматриваетсякак важнейший способ освоения личностью базовой социально значимой' информации, обеспечивающий её эффективное вхождение в многослойную мировую культуру.

В" науке накоплен значительный' материал по проблемам развития-читательской культуры личности". Так, психологическая-природа чтения-освещается в трудах Л. С. Выготского, НШ Жинкина^ A.A. Леонтьева и др: Герменевтический, подход к определению сущности чтения н механизмов^ понимания4 представлен в работах М'.М'. Бахтина, A.A. Брудного, А. Ф. Закировой. Содержательные особенности чтения в* семиотическом контексте изученкьТ.М. Дридзе, ЮМ. Лотманом. Анализ социокультурных, функций' чтения, осуществлен И. А. Бутенко, G.H. Плотниковым, М.Г. ХанинымВыявлению тенденций бытования чтения в эпоху электронных коммуникаций посвящены исследования. М>. МаюиоэнаУ. Эко: В педагогической! сфере разработаны концепции читательского развития<�личности (В" .А. Бородина), приобщениям чтению в условиях непрерывного и открытого образования' (Т.Г. Браже, Т.Г. Галактионова), стратегиального подхода кобучению, чтению (H.H. Сметанникова). В дидактике • высшейшколы изучены, проблемы профессионально-ориентированного чтения (Е.В. КрыловаЕ. Ю: Панина, Т.С. Серова), а также обучения студентов чтению научногоИ' учебного текстов1 (И.Ф. Неволин, Е. К. Поздеева, В. А. Сластёнин). Вместе с тем следует подчеркнуть, что теоретические основы* развития^ читательской культуры^личности, механизмы личностного освоения культурного опыта, представленного в традиционных- (набумажных носителях) и нетрадиционных (электронных) линейных и нелинейных текстах,' а также способы преобразования разнородно представленной учебной информации, формы прёзентации и использования результатов чтения в современном образовательном и социокультурном взаимодействии к настоящему времени исследованы недостаточно.

Изучение современной практики обучения студентов вуза подтверждает, что в условиях современной информационной среды всё более доминирует информационная функция чтения, нарастает нежелательная тенденция прагматичного отношения студентов к чтению, являющемуся важнейшей, культурной практикой, реализуются/ формы работы с текстами-первоисточниками, преимущественно направленные на выявление фактографической информации и рассчитанные на репродуктивную-познавательную деятельность, не гарантирующую осмысленного освоения представленного в них культурного1 опыта, полноценной инкультурации и социализации личности.

Таким образом, очевидны противоречия:

— между объективной? потребностью* общества8 в личности, способной, к информационному взаимодействию на основе эффективного^ использования, традиционных и* электронных источников и технологий работы с письменной информациейи недостаточной разработанностью в современной педагогической теории и практике содержания* и методов интерпретации «культурных кодов;

— между достаточной, представленностью в педагогических и психологических теориях знаний о* механизмах развития личности в-процессе обучения в вузе и отсутствием глубокой теоретической/ проработанности, вопроса о специфике процесса развития читательской культуры личности в условиях разнородной информационной среды;

— между необходимостью^ многоаспектного освоения личностью культурного потенциала письменных источников информации в процессе обучения в вузе и ограниченностью прагматического подхода к чтению, преобладанием в образовательной практике репродуктивного характера чтения, неразработанностью процедуры развития читательской культуры личности на основе интеграции традиционных и инновационных педагогических технологий.

Противоречия определили. проблему исследования, которая заключается в необходимости обоснования базовых положений, психолого-педагогических механизмов и. содержания развития: читательской культуры личности в сложных условияхсовременной информационной’среды.

Тема исследования: развитие: читательской! культуры? личности в условияхсовременной информационной среды (на материале обучения в вузе). '.

Цель исследования: теоретическая разработка и опытно-экспериментальная проверка содержания, педагогических методови приёмов стимулирования: развития читательскойкультуры, личности в условиях современной информационной среды в процессе обучения в вузе.

Объект исследования: процесс обучения в, вузе в условиях современной информационной среды.

Предмет исследования: содержание, методы и формы развития2 читательской культуры личности в процессеосвоения: письменных источников информации.

Гипотеза исследования: в условиях современной информационной среды — развитие* читательской культуры личности в процессе обучения в вузе будет эффективным, если: в качестве. цели учебно-познавательнойдеятельности обучающихся- - опираясь, на принципы, субъекты ости, акмео логичности, интегративности, системности! и вариативностиопределять, ценностно-смысловое освоение культурного: опыта-, представленного в • письменных: источниках информации-.

— в ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся обеспечить' целенаправленное • изучение культурного содержания и типовидовой структуры разнородного потока письменных источников информации посредством продуктивного сочетания линейного и нелинейного (гипертекстового) структурирования учебного материала;

— для активизациив процессе учебной деятельности механизмов смыслообразования проводить рефлексивный анализ ценностного содержания учебных и научных текстовосуществлять преобразование письменной учебной информации на основе деконструкции^ текста и обнаружения новых личностно и профессионально значимых смысловых связей при составлении читательских' отзывов, информационных схем, дайджестов, аналитических обзоровприменять в качестве критериев развития читательской культуры личности в" условиях современной^ информационной среды сформированность ценностного отношения к чтению, умений и навыков поиска и отбора' источников чтения, личностной, интерпретации содержания письменного текста, способностей творческого преобразования письменной информации и диалогичность читательского общения.

Ключевое значение для развития читательской культуры личности в условиях современной информационной среды в процессе обучения в вузе имеет «перевод» руководства чтением в саморуководство в целях личного и профессионального самосовершенствования.

Настоящее исследование проведено на базе Тюменского научного центра Уральского отделения Российской академии образования! в соответствии с Планом научно-исследовательских работ по программе «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» в рамках темы «Формирование читательской компетентности как общекультурного опыта: теория и практика прикладной герменевтики» (2009 — 2010, 2011 — 2013 гг.).

В соответствии с обозначенной целью, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1) выявить сущность и содержание читательской культуры личности с учетом специфики современной информационной среды;

2) охарактеризовать ценностное содержание письменных источников информации как основы развития читательской, культуры личности в условиях современной информационной среды;

3) разработать теоретическую модель развития читательской культуры личности в процессе обучения в вузе;

4) реализовать теоретическую модель развития читательской^ культуры личности в практике обучения-студентов вуза;

5) подготовить методические рекомендации^ для. преподавателей учреждений среднего<• и высшего профессионального образования по развитию читательской культуры личности вусловиях современной информационной среды.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:

— теоретического уровня — теоретический системный анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, идеализация, структурно-функциональное моделирование, экстраполяция^ мысленное педагогическое проектирование;

— эмпирического-уровня — психолого-педагогическое наблюдение, опрос, индивидуальная беседа, экспертные оценки' преподавателей, праксиметрический метод (изучение продуктов деятельности), контент-анализ (лексический анализ текста), биографический метод, психологическое тестирование, методы математической обработки экспериментальных данных, полученных в ходе исследования.

Теоретико-методологическая основа исследования:

— методологические концепции развития современного образования (Б.Г. Гершунский, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, И .Я. Лернер, М.Н. Скаткин);

— культурно-историческая концепция развития человека JI.C. Выготского, реализованная в психологической теории деятельности (А.Г. Асмолов, А. Н. Леонтьев, А. В". Петровский), в психолингвистическом учении (Н.И. Жинкин, И. А. Зимняя, A.A. Леонтьев, А.Р. Лурия), в исследованиях смысловой' сферы личности (Б.С. Братусь, В-П. Зинченко, Д.А. Леонтьев);

— теоретические исследования феномена понимания текста (М.М. Бахтин, В. П. Белянин, Б. С. Библер, Т. М. Дридзе, Ю.М. Лотман), исследования в области философской (Х.-Г. Гадамер, Ф.Э. Д. Шлейермахер, М. Хайдеггер), педагогической (А.Ф. Закирова," И.И. Сулима), 1 психологической (A.A. Брудный) герменевтики, теоретические положения, о понимании гипертекста и мультимедиатекста (А.Г. Сонин, М.М. Субботин);

— теоретические положения культурологического подхода в образовании (В.Л. Бенин, И. Е. Видт, A.C. Запесоцкий, Д.С. Лихачев);

— исследования по проблемам дидактики высшей школы (A.A. Вербицкий, ДЖ Вилькеев, В. В. Давыдов, Т. В. Габай, В. И. Загвязинский, Н. К. Сергеев, A.M. Сохор) — по проблемам развития личности в условиях образовательной среды (И.Н. Емельянова, И. В. Манжелей, В.А. Левин), по проблемам смыслообразования в педагогическом взаимодействии (Е.Г. Белякова, Е.Г. Евдокимова) — /.

— теоретические положения информационного подхода в образовании (И.Г. Захарова, Е. С. Полат, Э.Г. Скибицкий).

База опытно-экспериментального исследования: Тюменский государственный нефтегазовый университет (ТюмГНГУ), Тюменский государственный университет (ТюмГУ), Тюменская государственная академия культуры и искусств, Тюменская областная научная библиотека им. Д. И. Менделеева, Информационно-библиотечный центр ТюмГНГУ.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось с 2004 по 2011 гг. На постановочном этапе (2004 — 2007 гг.) осуществлены анализ философской, культурологической, социологической, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, изучение учебно-методических и нормативных документов, сбор и анализ эмпирических данных, формулирование рабочей гипотезы и понятийного' аппарата исследования, подготовка к опытно-экспериментальной работе. На поисково-теоретическом этапе (2007 — 2008 гг.) определены основные теоретические положения, создана теоретическая модель развития читательской культуры личности в процессе обучения в вузе, отобран и скорректирован диагностический-инструментарий. экспериментально-преобразующем этапе (2008 — 2010 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по уточнению и проверке гипотезы, а также комплекса педагогических условий, обеспечивающих развитие читательской культуры личности в практике обучения студентов техническихи гуманитарных' специальностей. Аналитико-обобщающий этап (2010 — 2011 гг.) включал изучение, интерпретацию^ систематизацию полученных результатов исследования, статистическую обработку данных, определение выводов и разработку практических рекомендаций по развитию читательской* культуры обучающихся в условиях современной информационной среды.

В' качестве фактологического материала диссертационного исследования использованы Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, программы дисциплин гуманитарного цикла «Психология и педагогика», «Педагогика», «Культурология», «Социология», «Русский язык и культура речи», методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов и написанию курсовых и выпускных квалификационных работдля сравнительного анализа использовались письменные: работы студентов Института геологии и нефтегазодобычи ТюмГНГУ, Института гуманитарных наук ТюмГУ, Института, физической? культуры ТюмГУ, результаты библиотечной статистики, Тюменской областной iнаучной библиотеки, ИБЦ ТюмГНГУ, материалы Интернет-проекта по продвижению. чтения «BookMix».

Научнап новизна исследования.

1. Недостаточное внимание к читательской, культуре личности, ограниченное отношение к чтению как способу удовлетворения, оперативных1 информационных потребностей приводят к тому, что в процессе обучения, в вузе потенциальные развивающие и воспитывающие возможности чтения используются не в полной мере, в* связи с чем обоснована необходимость и возможность качественного изменения и совершенствования процесса обучения с целью развития читательской культуры личности в. условиях современною информационной среды на основе стимулирования" смыслопоисковою активности, студентов. Доказано, — что ценностно-смысловое • освоение культурного' опыта, представленного-: в. письменных, источниках, эффективно осуществляется: а) при изучении типо-видовой структуры разнородного информационного потока, включающего как традиционные (рукописи,^печатные издания), таки нетрадиционные письменные источники информации (электронные издания на CD, DVD, информационные ресурсы Интернет) — б) в процессе личностной интерпретациисодержания письменных текстов (в частности-: гипертекстов и мультимедиатекстов) — в) в творческом преобразовании письменной информации (создание. оригинальных линейных: и нелинейных текстов) — г) в активном применении результатов чтения^. в, межличностном общении в режиме on-line и социокультурном профессионально ориентированном взаимодействии.

2. Конкретизировано и дополнено представление о психолого-педагогическом механизме развития читательской культуры личности в процессе обучения в вузе, который состоит в ценностно-смысловом опосредовании содержания учебных и научных текстов в ходе поэтапной личностной интерпретации и структурного преобразования учебной информации на основе качественного вариативного расширения смыслового контекста.

3. С опорой на типологию личностных смыслов (Б.С. Братусь) разработан метод рефлексивного анализа содержания письменного текста, предполагающий последовательное выявление его ситуативной, экзистенциальной и социокультурной значимости в ходе создания обучающимися оригинальных авторских текстов и диалогического читательского общения.

Теоретическая значимость исследования.

Г. Систематизирован терминологический ряд и" конкретизировано содержание понятий «культура чтения"*, «читательская культура личности», «читательская компетентность».

В понятии^ «культура^ чтения» выявлена операциональная составляющая. Культура чтения характеризуется уровнем сформированности и личностным характером оперирования разнообразными письменнымиисточниками информации, оптимизацией процесса чтения, соблюдением психологических условий чтения.

Вг понятии «читательская культура личности» конкретизированы" личностная и ценностно-смысловая составляющие, которые отражают проявление сущностных сил человека по интерпретации и преобразованию культурных смыслов, представленных в письменных источниках информации.

В понятии «читательская компетентность» выделены личностная, деятельностная и ценностно-смысловаясоставляющие. Читательская компетентность понимается как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих отбирать, интерпретировать, организовывать и эффективно использовать в личных и общественных целях представленную в письменных источниках информацию.

2. Разработана теоретическая модель, отражающая системное взаимодействие между содержанием, методами и формами процесса обучения в вузе, обеспечивающими развитие читательской культуры личности. Выделены структурные и функциональные связи, способствующие формированию смыслопоисковой и творческой активности обучающихся по освоению культурного опыта, представленного в традиционных и нетрадиционных письменных источниках информации.

3. Конкретизированы положения концепции педагогической герменевтики (А.Ф. Закирова) за счет идеи преобразования письменного текста на основе положений теории нелинейного письма (А.Г. Сонин, М.М. Субботин), адаптированных для процесса обучения в вузе.

Методический инструментарий педагогической герменевтики дополнен приемом деконструкции учебного и научного текстов, способствующим установлению личностно и профессионально значимых смысловых связей, дидактически ценных для развития читательской культуры" личности. Предложено обоснование перевода нелинейно представленной учебной информации в линейную форму (линеаризация гипертекста и мультимедиатекста) и обратного процесса (гипертекстовое структурирование учебного материала).

Практическая значимость исследования.

1. Разработано содержание занятий по педагогике для студентов технических и гуманитарных специальностей, направленное на комплексное освоение культурного опыта, представленного в письменных текстах по изучаемым темам, программа семинара-тренинга по освоению продуктивных способов поиска и отбора источников чтения, преобразования письменной информации, семинара-дискуссии, предназначенного для развития навыков личностной интерпретации содержания письменного текста.

2. Предложены дидактические задания по составлению аналитического обзора учебных и научных источников, проведению рефлексивного анализа содержания письменных текстов, разработке информационных схем, дайджестов, рефератов, рецензий, читательских отзывов и пр., способствующих повышению. уровня развития читательской культуры личности.

3. Создан и апробирован в практике технического и гуманитарного вузов диагностический инструментарий, позволяющий выявлять эффективность развития читательской культуры личности (комплекс личностных психологических тестов, опросник для выявления особенностей чтения студентов, материалы для экспертной оценки преподавателей, анализа продуктов деятельности студентов по освоению письменных источников информации). Диагностический инструментарий также может найти применение в процессе обучения в старших классах общеобразовательной школы и ' в средних специальных учебных заведениях. • |.

Положения, выносимые на защиту.

1. Читательская культура понимается нами как составная часть общей культуры личности, характеризующая степень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований по освоению культурного опыта, представленного в письменных источниках информации на основе традиционных и инновационных информационных технологий.

2. В процессе интерпретации современных культурных кодов происходит активизация механизмов самоидентичности личности.

Развитая читательская культура, выступая средством «навигации» в информационном пространстве, гармонизации восприятия и понимания информации, обеспечивает ценностно-смысловое опосредование, способствует не только информационному обогащению, но и качественному преобразованию культурного опыта обучающихся.

3. Развитие читательской культуры личности в процессе освоения содержания, образования, представленного в письменных источниках информации- (традиционных и нетрадиционных, в том? числе, гипертекстах и мультимедиатекстах) в единстве рационально-логического и эмоционально-образного начал, осуществляется на основе актуализации гносеологического, аксиологического, коммуникативного, творческого и художественного потенциалов, личности. Для этого в процессе обучения в вузе обеспечивается: а) изучение культурного содержания и типо-видовой структуры современного информационного потокаб) многоаспектная смысловая интерпретациясодержания письменных учебных текстов, включающая, с одной стороны, понимание учебных гипертекстов, которые стимулируют развитие способностей вероятностногопрогнозирования, творческого предвидения, систематизации знаний, а* также мультимедиатекстов, обеспечивающих формирование целостного (логико-понятийного и эмоционально-образного) представления об изучаемом явлениис другой* стороны, — выявление личностнойпрагматической, экзистенциальной, социокультурной? значимости содержания письменного текста, формирование* индивидуальной культурной позиции-обучающегосяв) преобразование учебного материала в процессе учебно-познавательнойдеятельности на основе взаимодополнения линейного и нелинейногог (гипертекстового) структурирования учебных и научных текстовг) интерактивное читательское общение. Формирование навыков конструктивного, диалогичного поведения в межличностном информационном взаимодействии создает условия для «ассимиляции» общекультурного опыта, обогащения знаний, умений, ценностных ориентиров, опыта творчества как составляющих читательской культуры личности.

4. В условиях современной информационной среды высокий уровень читательской культуры личности обеспечивает: осознание личной свободы и персональной ответственности в определении ценностного отношения к чтению, методам и формам деятельностного освоения культурного опыта, представленного в письменных текстахразвитие рефлексивного, многомерного мышленияосуществление межличностного профессионального общения, что способствует успешной самоактуализации личности в информационном обществе.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные положения психолого-педагогической наукиметодологической и теоретической доказательностьюкомплексным использованием качественных и количественных методов и приемов, адекватных поставленной цели, задачам и предмету исследованиявсесторонним анализом достигнутых результатов опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью экспериментальных данных, проработанностью условий валидности ОЭР, обеспеченных сравнением результатов контрольной и экспериментальной групп, воспроизводимостью полученных результатовличный вклад автора состоит в разработке программы опытно-экспериментальной работы, организации и осуществлении её этапов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись через публикацию материалов и выступление на научно-практических конференциях: международных — «Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования» (Пенза, 2008), «Инновационные направления в образовании» (Екатеринбург, 2009) — всероссийских с международным участием.

Интеграция традиционных и инновационных процессов в современной системе образования" (Тюмень, 2009), «Научно-методическое и кадровое обеспечение образования на современном этапе инновационного развития экономики и социальной сферы» (Тюмень, 2010), «Формирование личности в социокультурном информационном пространстве современного отечественного образования» (Тюмень, 2011) — всероссийских 1 (.

— «Духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений» (СПб, 2009), «Педагогика в глобализирующемся пространстве науки» (Тобольск, 2009, 2010), «Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций» (Екатеринбург, 2009), «Традиции и современная ситуация в области образования и культуры народов России и стран ближнего зарубежья» (Тюмень, 2009), «Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики» (Челябинск, 2010). Апробация и внедрение в практику результатов исследования состоялись также в процессе подготовки и проведения Круглого стола «Формирование читательской компетентности как общекулътурного опыта» (ТюмГУ, март 2011) с участием учителей общеобразовательных^ школ, преподавателейссузов и< вузов г. Тюмени, сотрудников Информационно-библиотечного центра ТюмГУ, Тюменской областной научной библиотеки. 1.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений, содержащих методический материал по развитию читательской культуры личности в процессе обучения в вузе и таблицы, иллюстрирующие результаты опытно-экспериментальнойфаботы.

Выводы по II главе.

1. Диагностический комплекс, составленный из авторских и модифицированных методик, позволил оценить изменения уровня читательской культуры личности в процессе обучения в вузе: сформированность ценностного отношения к чтению, умений и навыков поиска и отбора источников чтения, личностной интерпретации содержания письменного текста, творческого преобразования письменной информации, диалогичность читательского общения.

2. Анализ результатов диагностики исходного состояния читательской культуры личности позволил выявить три уровня её развития — репродуктивный, ситуативно-творческий, личностно-творческий в соответствии со степенью проявления каждого из критериев. На констатирующем этапе ОЭР студенты ЭГ и КГ проявили преимущественно репродуктивный уровень читательской культуры.

3. Процедура развития читательской культуры личности в процессе обучения в вузе направлена на актуализацию гносеологического, аксиологического, коммуникативного, творческого, художественного потенциалов личности в ходе применения системы методов, обеспечивающих стимулирование смыслопоисковой и творческой активности студентов. Освоение личностью культурного опыта, представленного в письменных текстах (традиционных линейных, гипертекстов, мультимедиатекстов), происходит через опосредование представленных в них символов культуры, наполнение их личностно-смысловым содержанием.

4. В результате итоговой диагностики установлены позитивные сдвиги в развитии читательской культуры личности в условиях современной информационной среды. Методом проверки статистической достоверности различий в ЭГ и КГ подтверждена эффективность выдвинутой гипотезы исследования.

Заключение

.

Прогрессивное социальное развитие обеспечивается функционированием системы базовых • культурных ценностей, выработанных человечеством на протяжении своей истории. Игнорирование этого факта чревато сциентизацией науки, дисперсным характером её разработок и, как следствие, угрозой уничтожения природы и человека (В.И. Вернадский, И. Кастельс, И. О. Лосский, К. Маркс, П. Щ.

Тейяр де Шарден). Уникальным средством преодоления негативных последствий стремительного развития современных информационных процессов и технологий (постоянное увеличение и усложнение современного информационного потока, интенсификация информационного взаимодействия в профессиональных и личных сферах) выступает чтение как общекультурная практика. Личность, характеризующаяся высоким уровнем читательской культуры, обладает способностью свободной ориентации в сложной структуре современного информационного потока, включающего традиционные и нетрадиционные линейные и нелинейные разножанровые источники информации, проявляет готовность к активной социокультурной деятельности и творчеству, осуществляет эффективное взаимодействие в современной информационной среде.

Современные письменные информационные ресурсы, благодаря своему развивающему и воспитывающему потенциалу, обеспечивающему сохранение и воспроизводство культурных смыслов, способствуют совершенствованию процесса познания мира в его логической и образной многомерности, выступают содержательной основой развития читательской культуры личности, обеспечивая совершенствование процесса познания мира в его логической и образной многомерности. Согласно закону сохранения всех выработанных человечеством коммуникативных средств (A.B. Соколов), ни один из них не поглощается последующим, следовательно, в процессе современной социокультурной коммуникации традиционные письменные тексты, а также гипертексты и мультимедиатексты в равной степени призваны обеспечить сохранение и воспроизводство культурных смыслов.

В процессе обучения развитие читательской культуры личности происходит посредством «расширения поля» учебно-познавательной деятельности на основе письменных источников информации с учетом 4 личной и профессиональной мотивации студентов вуза при постепенном переходе по спирали с одного уровня освоения содержания образования' на другой, более высокий, обеспечивая «перевод» руководства чтением в саморуководство.

Ключевое значение для развития читательской культуры личности имеет интегративный подход, позволяющий органично сочетать применение в процессе обучения в вузе традиционных и нетрадиционных источников письменной информации на основе выявления их структурно-функциональной общности и спецификииспользовать методы и приемы, обеспечивающие согласованность освоения содержания образования, представленного в,. разнородных письменных текстах, проявление читательского творчества посредством интерпретации и перекомбинации элементов. нового знаниядает возможность эффективно применять информацию в образовательном и социокультурном взаимодействии на основе полемичного и полилогичного читательского общения в интерактивной информационной среде.

Поскольку личностное и профессиональное становление заключается в необходимости выработки собственной позиции, развитие читательской культуры связано с развитием «способностей студентов к критическому мышлению • и рефлексии, позволяющим зафиксировать смыслы, которыми „обрастает“ изучаемое в процессе обучения явление на разных уровнях: от определения его значения и особенностей эмоционального „переживания“ до выявления личностной значимости в реальном социокультурномконтексте. Основой становления читательской культуры выступает стремление студента — будущего специалиста — не толькобеспристрастно воспринимать текст письменного источника, нои „разворачивать“ его» содержание в сферу йнтересов саморазвития и самосовершенствования, что* в конечном итоге обесцечивает личностныйрост и осознание-• ответственности за результаты своей профессиональной? деятельности с позиций общечеловеческих ценностей-.Особымаспектом рефлексивного" анализа' текста является — формирование профессиональной;

—. • «. рефлексииобеспечивающейболее» глубокое: осмысление перспектив? последующей профессиональной? деятельностивыявление: дополнительных, стимуловпо повышению качества профессиональнойподготовкис целью успешного развития карьеры, обретения высокого социального и культурного статуса m т.д. Важным фактором развития читательской культуры личности в процессеобучения ввузе' выступает овладение профессиональнымязыком: Стройные, векамиотшлифованные языковые структуры, накладываясь на аморфную мысль, дисциплинируют ее, при этом, .оформляясь, мысль проходит акустический или графический уровень. проверки-, конкретизируется, уточняется, обогащается4ИПрнобретает способностьпреодолевать. смысловые: барьеры в профессиональной коммуникации. ¦ .

Проведенная опытно-экспериментальная работа подтверждает эффективность реализации процедуры развития читательской культуры личности в условиях современной информационной среды впроцессе обучения в вузе. Перспективными направлениями дальнейшей разработки проблемы является исследование преемственности — развития читательской? культуры личности на ступенях общего, среднего профессионального и высшего? профессионального*: образования* с учетом специфики гуманитарных и естественно-научных дисциплин.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Ю. Человек как смысловая мбдель мира. Пролегомены к психологической теории смысла Текст. / А. Ю. Агафонов. Самара: Издательский Дом «Баллах М», 2000. — 336 с.
  2. , И.А. Виртуальные' миры и человеческое познание Текст. / И!.А. Акчурин // Концепция" виртуальных миров и научное познание- — СПб., 2000:
  3. , H.A. Педагогические основы проектирования личностноориентированного обучения: Дис.докт. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2003. -400 с.
  4. , Ш. А. Размышления о гуманной педагогике Текст. / Ш. А. Амонашвили. М.: Дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 142 с.
  5. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  6. Андреев, В1И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской" деятельности Текст. / В. И. Андреев. М.: Высшая школа, 198 Г. -328 с.
  7. Антопольский, А'.Б. Информационные ресурсы России Текст.: научно-методическое пособие /А.Б. Антопольский. — Mi: Либерия, 2004. 424 с.
  8. , А.Г. Культурно-историческая психология-и конструирование миров/Текст. / А. Г. Асмолов. М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -768 с. I
  9. Асмолов, А. Г, По ту сторону сознания Текст.: методологическиепроблемы неклассической психологии / А. Г. Асмолов. — М.: Смысл, 2002. 480 с.
  10. , В.Ф. Чтение как труд и творчество Текст. / В. Ф. Асмус // Вопросы лит. 1961. — № 2. — С.36−46
  11. , С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре Текст. / С. Н. Батракова // Педагогика. 2002. — № 4. — С.27−33
  12. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст. / М. М. Бахтин. -М., 1988.-423 с. '
  13. , A.C. Основы возрастной педагогики Текст. / A.C. Белкин. — М.: Академия, 2000 192 с.
  14. , Е.Г. Смыслообразование в педагогическом взаимодействии Текст.: монография / Е. Г. Белякова. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. — 208 с.
  15. Белянин, В. П. Психолингвистические аспекты художественного текста
  16. Текст. / В. П. Белянин. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 128 с.
  17. , В. Л. Культура. Образование. Толерантность Текст.: монография / В. Л. Бенин. Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. — 192 с.
  18. , H.A. Творчество и объективация Текст. / H.A. Бердяев / Сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. — Минск: Экономпресс, 2000. -304 с.
  19. , B.C. Творческое мышление как предмет логики Текст. / B.C. Библер // Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. -М.: Наука, 1969.- С.167−220
  20. , П.Б. Чтение в жизни современных студентов. Опыт культурологического исследования Текст. / П. Б. Бирюков. М.: Диалог -МГУ, 1999.- 104с.
  21. , Г. И. Обретение способности понимать: Введение в филологическую герменевтику Текст. / Г. И. Богин. Тверь, 2001
  22. , E.B. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 1995.- № 4.- С.29−35
  23. , В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении Текст.: в 2 ч. 4.1. Научные и методологические основы / В. А. Бородина. — М.: Школьная библиотека, 2006. 336 с.
  24. , В. А. Теория и технология * читательского развития в отечественном библиотековедении Текст.: в 2 ч. 4.2. Практикум / В. А. Бородина. М.: Школьная библиотека, 2006. — 208 с.
  25. , Н.М. Диагностическая деятельность педагога Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко / Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: ИЦ «Академия», 2008. — 288 с.
  26. , Т.Г. Чтение взрослых как педагогическая проблема Текст. / Т. Г. Браже // Педагогика. 2003. — № 3. — С.3−10
  27. , И. Книга интервью Текст. / И.Бродский. М.: «Захаров», 2001.-787 с.•
  28. , A.A. Психологическая герменевтика Текст. / А. А. Брудный. -М.: Знание, 1998. 334 с.
  29. , И.А. Воспроизводство специалистов в высшем образовании Текст. / И. А. Бутенко. Киев: Высшая школа. Изд-во при киевском ун-те, 1991.- 136 с.
  30. , Л.И. Информационное поведение Текст. / Л. И. Васильченко. М.: Школьная библиотека, 2007. — 241 с.
  31. , A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход Текст./A.A. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. 204, [3] с.
  32. , И.Е. Культурологические основы образования Текст.: монография /И.Е. Видт. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. 164 с.
  33. Виды сред в образовании // Курс подготовки модераторов для системы дистанционного обучения / Под рук. Е. С. Полат Электронный ресурс. -Режим доступа: http: // courses.urc.ac.ru/engu7−9. html
  34. , Д.В. Педагогическая психология. Курс лекций Текст. / Д. В. Вилькеев. — Казань: Изд-во КГПУ, 2001. — 262 с.
  35. , JI.C. Собр.соч. Текст.: в 6 т. Т.З. / JI.C. Выготский. — М.: Педагогика, 1983. —366 с.
  36. , Т.В. Учебная деятельность и её средства Текст. / Т. В. Габай. — М.: МГУ, 1988.-254 с.
  37. Гадамер, Х.-Г. Актуальность прекрасного Текст. / Х.-Г. Гадамер. — М: Искусство, 1991. -368 с.
  38. , О.С. Базовая культура и самоопределение личности Текст. / О. С. Газман // Базовая культура личности: теоретические и методологические проблемы: сб. науч. тр. / Под ред. О. С. Газманова. М.: Проспект, 1999.
  39. , Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: Автореф. дис.докт. пед. наук. СПб., 2008. -39 с.
  40. , А.Р. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / А. Р. Гальперин. М., 1989. — 139 с. .
  41. , Б.С. Философия образования Текст. / Б. С. Гершунский. М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. 432 с.
  42. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.edu.gov.ru
  43. , Г. С. Информационные технологии Текст. / Г. С. Гохберг. — М.: ИЦ «Академия», 2008.
  44. , Г. Г., Бондаренко, С.М., Концевая, JI.A. Когда книга учит Текст. / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, JI.A. Концевая. — М.: Педагогика, 1991.-256 с.
  45. , А.Н. Читатель и пользователь: метаморфоза чтения в электронном мире Текст. / А. Н. Гусева! // Библиотечное дело. 2004. — № 2. — С.2−5.
  46. , В.В. Теоретико-методологические основы психологического исследования учебной деятельности Текст. / В. В. Давыдов // Формирование учебной деятельности школьников. — М., 1982*.
  47. , С.А. Педагогическое сознанре: теория и технология формирования у будущих учителей Текст.: монография / С. А. Днепров. — Екатеринбург: Уникум, 1998. -298 с.
  48. , Л.П. Смысловая структура учебного текстами проблемы его понимания Текст. / Л. П. Доблаев, ред. В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1982.-176 с.
  49. , Т.М. Текстовая" деятельность в структуре социальной коммуникации Текст./Т.М. Дридзе. -М., 1984
  50. , C.B. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум Текст. / C.B. Духновский. СПб.: Речь, 2009.* — 141 с.
  51. , Е.Г. Педагогическое взаимодействие: ситуация понимания Текст. / Е. Г. Евдокимова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. — 198 с.
  52. , Е.А. К вопросу о сущности феномена чтения Текст. / Е.А. Евтюхина//Вестник МГУКИ. -2006.- № 2. С.123−125
  53. , И.Н. Воспитательная- функция классического1 государственного университета: история, теория, современность Текст.: монография / И. Н. Емельянова. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. 232 с.
  54. , З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшейшколы Текст. / З. Ф. Есарева. Л., 1974. — 112 с.
  55. , Н.И. Речь как проводник информации Текст. / Н. И. Жинкин. М&bdquo- 1982
  56. , В.И., Атаханов, P.A. Методология и методы психолого-педагогического исследования’Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, P.A. Атаханоз. — М.: ИЦ «Академия», 2001. -205 с.
  57. , В.И., Гриценко, Л.И. Основы дидактики высшей школы Текст.: учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Л. И. Гриценко. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1978. -91 с.
  58. , В.И., Поташник, М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент Текст.: метод, пособ. / В. И. Загвязинский, М. М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 114с.
  59. , В.И. Теория обучения: Современная интерпретация Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. -М.: ИЦ «Академия», 2001. 192 с.
  60. , А.Ф. Входя в герменевтический круг. .Концепция педагогической герменевтики Текст.: монография / А. Ф. Закирова. М.: Владос, 2011. — 272 с.
  61. , А.Ф. Педагогическая герменевтика Текст.: монография / А. Ф. Закирова. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2006. — 327с.
  62. , А.Ф. Понятийная база современной педагогики Текст. / А. Ф. Закирова // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 7-t2
  63. Закон РФ «Об образовании» Текст. М.: Славянский дом книги, 1998.-592 с.
  64. , A.C. Гуманитарная культура и гуманитарное образование Текст. / A.C. Запесоцкий- Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. СПб., 1996. — 322 с.
  65. , И.Г. Возможности информационных технологий в совершенствовании образовательного процесса высшей школы Текст.: монография / И. Г. Захарова. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. — 176 с.
  66. , И.Г. Информационные технологии в образовании Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. зав. / И. Г. Захарова. М.: ИЦ «Академия», 2008. — 192 с.
  67. , И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации) Текст[ / И. А. Зимняя. — М., 1976.
  68. , В.П. Работа понимания Текст. / В. П. Зинченко // Психологическая наука м образование. -1997.-№ 3. — С.42−52
  69. , В.В. Понимание в познании и общении Текст. / В. В. Знаков. Самара: СамГПУ, 2000. 188 с.
  70. , В.А. Экология и культура: На пути к интеграции Текст.: книга для учителя / В. А. Игнатова. Тюмень: Вектор Бук, 2004. — 262
  71. , Е.П. Мотивация и мотивы Текст. / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 1999.-512 с.
  72. Ингарден, P. Homo legens Текст.: сб. статей, посвященный памяти Сергея Николаевича Плотникова / Р. Ингарден.'- М., 1999. С. 151−152
  73. Информационная культура личности — приоритетное направление библиотечной деятельности Текст.: аннотированный библиографическийуказатель. Ставрополь, 2009. — 29 с.
  74. Иоганн Солсберийский Поликратик, или’о забавах света и заветах философов Текст. // Библиотека в саду: писатели античности, средневековья и Возрождения о книге, чтении, библиофильстве. — М.: Книга, 1985.-243 с.
  75. Концепция информатизации сферы образования Российской федерации Текст. // Проблемы информатизации высшей школы. — М, 1998
  76. , М.С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.
  77. , М.С. Философская теория ценностей Текст. / М. С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1996. 310 с.
  78. , М.С. Человеческая деятельность (опыт системного * анализа) Текст. / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
  79. , Л.П. Государство и кризис демократии Текст. / Л. П. Карсавин // Новый мир. 1991. -№ 1. — С. 189−199
  80. , Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну Текст. / Н. Б. Кириллова. М.: Академический проект, 2005. — 448 с.
  81. , М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе t исследования, игры, дискуссии (Анализ зарубежного опыта) Текст. / М.В.
  82. Кларин. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. — 1.76 с.
  83. , З.И. Психологические особенности восприятия письменной речи Текст. / З. И. Клычникова. — М.: Просвещение, 1973. — 46 с. i f
  84. Книга: Энциклопедия Текст. / Редкол.: И. Е. Баренбаум, A.A. Беловицкая, A.A. Говоров и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 800 с.
  85. , Г. М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: ИД «Академия», 2001.-176 с.
  86. , T.B. Психология творческого мышления Текст. / Т. Ф. Кудрявцев. М., 1975.
  87. , М.Н. Избранное: труды по книговедению и библиографоведению Текст. / М. Н. Куфаев. M.: Книга, 1981. — 223 с.
  88. , В.В., Бережнова, Е.В. Методология педагогики: новый этап Текст.: учеб. пособие / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. М.: ИД «Академия», 2006. — 400 с.
  89. , И.Р. Гипертекст как способ коммуникации Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.sosio.ru/b'uH/l8.html
  90. , Ю.В. Пролегомены к культурологи Текст. / Ю. В. Ларин. -Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. 144 с.
  91. , A.M. Автор образ — читатель Текст. / A.M. Левидов. — Л.: Сов. писатели, 1983. — 350 с.
  92. , A.A. Деятельный, ум (Деятельность. Знак. Личность) Текст. / A.A. Леонтьев. М.: Смысл, 2001. — 392 с.
  93. , A.A. Основы психолингвистики Текст. / A.A. Леонтьев. -М.: Смысл, 1999.
  94. , A.A. Смысл феномена смысла и его статус Текст. / A.A. Леонтьев // Мир психологии. 2001. — № 2 (26). — С.13−19
  95. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М., 1977. — 304 с.
  96. , Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности* Текст. / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. 2000. — Т.21. — № 1. — С.15−25
  97. , Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999
  98. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  99. , С.А. Изучение читательской культуры учащихся Текст. / С. А. Лицерова // Воспитание читательской культуры школьников: сб. науч. ст.-М., 1971
  100. , И.С. Теоретико-аксиологические основы формирования профессиональной компетентности специалиста в вузе (социокультурный аспект) Текст. / И. С. Ломакина. М.: Диалог, 2003. — 321с.
  101. , Ж.Ф. Состояние постмодерна Текст. / Ж. Ф. Лиотар. СПб.: Алетейя, 1989
  102. , Д.С. Русская культура- Текст. / Д. С. Лихачев. М.: Искусство, 2000. — 439 с.
  103. , А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство Текст. / А. Ф. Лосев. М., 1976. — 376 с.
  104. , Ю.М. Семиосфера Текст. / Ю. М. Лотман. СПб.: Искусство, 2001.-704 с.
  105. , Ю.М. Статьи по семиотике и типологии культуры Текст.: избранные статьи: В 3-х томах.Т.1. / Ю. М. Лотман. Таллин: Александра, 1993.-479 с.
  106. , А.Р. Язык и сознание Текст. / А.Р. Лурия- под. ред. Е. Д. Хомского. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 320 с.
  107. , В.Я. Методика преподавания психологии Текст.: учеб. пособие / В .Я. Ляудис. М., 2000. — 128 с.
  108. , М.Г. Галактика Гуттенберга Текст. / М. Г. Маюпоэн. — Киев: Ника-Центр, 2003. -429 с.
  109. , М.К. Язык и культура Текст. / М. К. Мамардашвили //Aimamater.- 1991.-№ 3.-С.46 52
  110. , И.В. Средо-ориентированный подход в физическом воспитании Текст.: монография / И. В. Манжелей. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. — 208 с.
  111. , Ю.С. Воспитание средой Текст.: сб. статей разных лет / Ю. С. Мануйлов. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2003. -119с.
  112. , А.К., Матис, Т.А., Орлов, А. Б Формирование мотивацииучения Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. -М., 1990.
  113. Матвеева, И. Ю: Медийная поддержка чтения"Текст.: практ. пособие / И. Ю. Матвеева: -М.: Литера, 2010. 166 с.
  114. Матюшкин, — А. М- Проблемные ситуации, в мышлении w обучении Текст. / А. М. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 298 с.
  115. Мерзликина- Н'.И. Учебные тексты’как средство1 формирования критического мышления^студентов: Дис.канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2007. -141 с.
  116. , Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательскойкомпетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения Текст. / Э. А. Орлова. М.: МЦБС, 2008. — 72 с.
  117. , Е.Д. Проблема информационного воздействия на сознание в постиндустриальном: обществе Текст. / Е. Д- Павлова^ // Личность. Культура. Общество. 1997. — Вып. 1 (34).- С. 226−240
  118. , А.Н. Инновационные: педагогические технологии: Активное обучение- Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений" / А. Н: Панфилова- — М-: ИЦ «Академия». -192 с: .
  119. Петровский- A.B. Личность- Деятельность. Коллектив Текст. / A.B. Петровский. Mi, 1992.. •
  120. , М. Личностное знание: На: пути к посткритической философии Текст. /М.' Полани. -М: Прогресс,. 1985 -344 с.
  121. , E.G., Бухаркина, М-Ю: Современные педагогические: иг инновационные технологии’в системе образования Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. М: «Академия», 2010. — 368с.. •, '
  122. , Т.Д. Утрата личностно значимого чтения классики* — разрушение духовности в человеке и обществе Текст. / Т. Д. Полозова // Мир психологии. М- Воронеж, 2002' - № 1 (29): — Ci 170−181
  123. Примерная программа по. дисциплине «Социология» Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.edu.gov.ru
  124. Примерная программа по дисциплине «Русский язык и культура речи» Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.edu.gov.ru
  125. , A.B. Экранная культура сетевого общения Текст. / A.B. Прохоров // Компьютер. 2001. — № 9. — С. 14−22
  126. Психологические тесты Электронный ресурс. — Режим доступа: http: // asps.ru/tests/stests.html
  127. Психолого-педагогический практикум Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: ИЦ «Академия», 2007. 224 с.
  128. , Д.К. Книга учебник жизни? Текст. / Д. К. Раввинский // Библиотека и чтение: проблемы и исследования: сб. науч. тр. — СПб.: Просвещение, 1995
  129. Рац, М. В. Книга в системе общения: вокруг «Заметок библиофила» Текст. / М. В. Рац. СПб.: Изд-во Дом Ретро, 2005 — 479 с.
  130. , П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике Текст. / П. Рикер. М., Academia. Центр — Медиум, 1995. — 411 с.
  131. , И.В. Современные технологии в образовании: дидактические проблемы и перспективы использования Текст. / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
  132. , М.В. Виртуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир Текст. / М. В. Розин. М., 1996- i
  133. , В.Н. Сетевой информационный поиск Текст.: практ. пособие / В. Н. Романенко. СПб.: Профессия, 2003. — 288 с.
  134. , H.A. Психология читателя и книги. Краткое введение в библиологическую психологию Текст. / H.A. Рубакин. М.: Книга, 1977. -264 с.
  135. , C.JI. Основы общей психологии Текст. / C.JI. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2007. — 713 с.
  136. , Г. И. Методология научного исследования Текст.: учеб. пособие для вузов / Г. И- Рузавин. М.: ЮНИТЙ-ДАНА, 1999. — 317с.
  137. , H.A. Социальные практики чтения контента Интернета Текст. / H.A. Селиверстова// Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. -С.33−41 ¦
  138. , Н.К., Борытко- Н.М. Воспитание воспитателя. Гуманитарно-целостный подход., Лекция, с презентацией в Power Point (25 слайдов): Электронный- ресурс.- Версия. 1.0- — М.: Центр дистанционного- образования «Эйдос», 2005.
  139. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В .В. Сериков. М.: Логос, 1999. -272 с.
  140. , П.Г. Новые текстовые технологии: экранный текст Электронный ресурс.: Режим доступа http://www rpri.ru
  141. , М.Н. Проблемы современной' дидактики Текст. / М.Н. Скаткин- -М.: Просвещение- 1984. —95 с.
  142. , Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения Текст. /. Э. Г. Скибицкий II Дистанционноеобразование. 2000. — № 1. — С. 14−27• *
  143. , H.H. Стратегиальный подход к обучению чтению: Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности Текст. / H.H. Сметанникова. -М.: Школьная библиотека, 2005. 512 с.
  144. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности Текст.: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / С. Д. Смирнов. М.: Академия, 2009. — 400 с.
  145. , A.B. Общая теория социальной коммуникации Текст.: учеб. пособие. СПб: Изд-во Михайлова В. А, 2002. — 461 с.
  146. , О.Б. Рефлексивные механизмы социокультурной динамики понимания: Автореф. дис. докт. философ, наук. Новосибирск, 2009. -33 с.
  147. , А.Г. Общепсихологические и когнитивные механизмы понимания мультимедийных текстов Текст. / А. Г. Сонин // Вопросы психологии. 2003. — №Г. — С.43 — 56
  148. , A.M. Логическая структура учебного материала. Вопросы, дидактического анализа Текст. / A.M. Сохор. М.: Педагогика, 1974. -192 с.
  149. Справочник библиотекаря Текст. / Под ред. B.C. Крейденко. СПб.: Профессия, 2000.
  150. , В.А. Проектирование и реализация комплексов мультимедийных дидактических средств в педагогическом процессе вуза: Автореф. дис. .докт. пед. наук. — Барнаул, 2004. — 43 с.
  151. , Е.А., Степаненко, С.Б. Интернет как явление культуры: тексты в1 сетевом контексте// Аргументация, интерпретация, риторика Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.spb.ru/phil/argumentation.html
  152. , H.A. Экзистенциально-коммуникативные основы чтения: теория, методология и методика социологического исследования: Автореф. дис. докт. соц. наук. Тамбов, 2009. — 41 с.
  153. , М.М. Теория и практика нелинейного письма (Е?згляд сквозь призму «грамматологии» Ж. Деррида Текст. / М. М. Субботин // Вопросы философии. 1993. — № 3. — С.36 — 45*
  154. , И.И. Школа' развивающего чтения" Текст.4 / И. И. Тихомирова. — Н. Новгород, 1996. -75 с.
  155. , А.Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику Текст.: учеб! пособие / А. Д. Урсул. М., 1990
  156. , И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного" текста Текст.: учеб.-метод. пособие для студ. ун-тов / И. В*. Усачева1. М.: МГУ, 2001.-80 с.
  157. Федеральный государственный образовательный* стандарт высшего профессионального^ образования по, специальности «Геофизичестсие методы поиска и разведки полезных ископаемых"// Электронный ресурс.- Режим-доступа: http: // www.edu.gov.ru
  158. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего' профессионального образования по специальности «Информационные системы и"технологии"// Электронный ресурс. Режим доступа: http: // www.edu:gov.ru
  159. Философия^культуры Электронный ресурс.—Режим доступа: http:// www.cuntres.ru/ library/sofia/ cultasv. htm
  160. , П.А. У водоразделов’мысли Текст. / П. А. Флоренсьсий.- М.: Правда, 1990. 448 с.
  161. , P.M. Психолингвистика Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / P.M. Фрумкина. — 2-е изд., испр. — М.: ИЦ «Академия», 2006. — 320 с.
  162. , М. Археология знания Текст. / М. Фуко. М.: Ника-Центр, 1996.- 208 с.
  163. , Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие Текст.-/Ю. Хабермас. -СПб., 2007
  164. , М. Что значит читать Текст. / М. Хайдеггер. М., 1993
  165. , М.Г. Социология и психология чтения Текст. / М. Г. Ханин. -М. Книга, 1979.-141 с.
  166. , И.П. Информация, язык и развитие личности: Философский аспект Текст. / И. П. Харитонова // Развитие личности. — 2004.-№ 3.- С.46−57'184- Хуторской- A.B. Место учебника в дидактической системе Текст. /
  167. A.B. Хуторской // Педагогика. 2005. — № 4. — С. 10−18
  168. , Е.А. «На крыльях паутины». Особенности нелинейного чтения Текст. / Е. А. Чемоданова // Библиотечное дело. 2004. — № 2. — С.6−8
  169. , В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы Текст. /В.Д. Ширшов. -Екатеринбург, 1994. 128 с.
  170. Школа чтения: опыт, теории и размышления Текст.: хрестоматия / Сост. И. И. Тихомирова. М.: Школьная библиотека, 2006. — 304 с.
  171. , Ю.А. Информационные процессы и информационная среда Текст. / Ю. А. Шрейдер // НТИ. Сер.2. 1976. № 1. — С.3−6
  172. , В. Жак Деррида: Деконструкция европейского мышления. Баланс Текст. / В. Штегмайер // Герменевтика и деконструкция / Под ред.
  173. B. Штегмайера, X. Франка, Б. В. Маркова. СПб, 1999. — 256 с.
  174. , Г. П. Философия. Наука. Методология Текст. / Г. П.41. Щедровицкий. -М., 1997
  175. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию Текст. / У. Эко. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
  176. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М., 1989 — 554 с.
  177. , Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. — Обнинск, 1993
  178. , Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность Текст. /. Э. Г. Юдин. М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 444 с.
  179. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2000. — 96с.
  180. , В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию Текст. / В. А. Ясвин. -М.: Олма-Пресс, 2001. 365 с.
  181. Методические рекомендации для студентов по составлению аналитического обзора- источников чтения по изучаемой теме
  182. Этапы, составления аналитического обзора источников чтенияпо изучаемой теме:
  183. Определите основные разделы изучаемой: темы, используя учебные пособия по дисциплине.
  184. Разработайте план обзора на основе выделенных разделов изучаемой темы.
  185. Осуществите поиск письменных: источников по изучаемой теме путем обращение к каталогам традиционных* и электронных библиотек, библиографическим базам данных: ведущих информационных центров,, информационным образовательным ресурсам Интернет.
  186. Осуществите отбор научных, учебных, справочных, художественно-публицистических источников- (традиционных иэлектронных) по изучаемой теме. -
  187. Изучите формальные и содержательные особенности отобранных источников (автор, название, читательское назначение- общая- структура, текста, основные идеи, особенности авторскойшозиции).
  188. Осуществите отбор важных и интересных для раскрытия темы фрагментов текстов (включая иллюстрации, видеоизображения и т. д.).
  189. Составьте текст обзора в соответствии с разработанным планом на основе сравнения и сопоставления отобранных источников, фрагментов текстов, иллюстраций и пр.
  190. Сформулируйте аргументированный вывод о взаимодополняемости отобранных источников чтения для раскрытия изучаемой темы.
  191. Рекомендуемые информационные ресурсы для составления аналитического обзора источников чтения в процессе обучения:
  192. Библиотека Российской Академии наук URL: http://www.rasl.ru
  193. Государственная публичная научно-техническая библиотека России1. URL: http://www.gpntb, ru
  194. Институт научной информации по общественным наукам URL: http://www.inion.ru
  195. Российская национальная библиотека URL: http://www.nlr.ru
  196. Электронная библиотека Гумер URL: http://www.gumer.info
  197. Методические рекомендации для студентов по составлению читательского отзыва, рецензии
  198. Читательский отзыв предполагает выражение общего эмоционально-окрашенного впечатления от прочтения текста, отражение выявленных смысловых связей между его содержанием и жизненным опытом читателя.
  199. В заключении читательского отзыва необходимо охарактеризовать эмоциональное состояние, которое сформировалось во время чтения текста.
  200. Составление рецензии Рецензирование (от лат. гесешю — «рассмотрение») изучение содержания письменного текста с целью конструктивного оценивания читателем — рецензентом авторской< позиции на основе собственных взглядов и убеждений. ¦
  201. Этапы работы по- составлению рецензии:
  202. Внимательно изучите содержание текста (раскройте суть названия, уточните определения понятий и смысловые особенности образных выражений, выясните назначение структурных элементов текста).
  203. Выделите в содержании текста идеи, которые позволяют судить об актуальности поднимаемой автором проблемы в настоящее время. •
  204. Определите основные положения авторской позиции-
  205. Рецензии: Электронный ресурс. Режим доступа: http/Awgw^. yongblood.ru/: materials
  206. Модели гипертекстового структурирования учебного материала
Заполнить форму текущей работой