Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков: На примере уроков математики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время развитие познавательного интереса на уроках все чаще становится объектом научных исследований. Рассматриваются как общие вопросы развития познавательного интереса (А.Ф. Попова, В. Г. Денисова, В.Н. Саяпин), так и частные вопросы формирования познавательного интереса у отдельных возрастных групп: младшие школьники (Е.Г. Кайдаш, Т. Е. Демидова, И. В. Щекотихина, Е.С. Орлова… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
    • 1. 1. Познавательный интерес, как психолого-педагогическая категория
    • 1. 2. Особенности познавательного интереса педагогически запущенных подростков
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОПЫТ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Основные этапы и направления опытно-экспериментальной работы
      • 2. 1. 1. Организация констатирующего эксперимента
      • 2. 1. 2. Основные направления реализации формирующего эксперимента
    • 2. 2. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса педагогически запущенных подростков
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Педагогические условия развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков: На примере уроков математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Период перестройки со своими кризисами, противоречиями и социально-экономическими проблемами существенно повлиял на все сферы жизни современного подростка. Так, с одной стороны, общество требует воспитания активного человека, мотивированного достижением успеха, имеющего здоровые интересы, а с другой — сложившееся социально экономическое положение приводит к резкому снижению социальной защищенности детей, и, следовательно, к увеличению количества подростков, обнаруживающих признаки педагогической запущенности.

Среди внешних причин педагогической запущенности следует отметить дефекты семейного воспитания, а часто его полное отсутствие, когда дети предоставлены сами себе по причине загруженности родителей, либо вследствие их антисоциального поведения (пьянство, наркомания и т. д.). Попадая в учреждения образования, ребенок также порой испытывает негативное влияние микросоциума (дегуманизация педагогического процесса, анонимный, информационно-репродуктивный характер воспитательно-образовательной работы с детьмиотвержение педагогически запущенного подростка педагогами и др.). Все эти факторы год от года приводят к усилению педагогической запущенности.

Многие педагоги и психологи (H.A. Менчинская, А. К. Маркова, Р. В. Овчарова, Т. А. Шилова и др.) отмечают, что отсутствие познавательного интереса часто является одним из признаков ранней стадии педагогической запущенности и это в свою очередь ведет к ее резкому усугублению.

Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что проблеме познавательного интереса учащихся, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований. Психологи и педагоги рассматривают данную категорию в аспекте активной умственной деятельности (Л.И. Божович, П. И. Груздев, М. А. Данилов, H.A. Менчинская,.

М.Н. Скаткин и др.) — как синтетическое образование, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы (А.Г. Ковалев, В.Н. Мя-сищев, С. Л. Рубинштейн и др.) — в связи с избирательной направленностью личности (В.Б. Бондаревский, Л. М. Матюшкин, Г. И. Щукина и др.) — в качестве выражения потребности индивида (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, Ю. В. Шаров и др.) — в контексте развития мотивационной сферы личности (А.Б. Орлов, А. К. Маркова, Н. Г. Морозова и др.) и т. д.

Во многих исследованиях познавательный интерес связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью и т. д., то есть интерес предстает как синтез сложных личностных процессов (Л.И. Божович, В. Г. Леонтьев, М. И. Махмутов, Н. Г. Морозова, A.B. Петровский, М. С. Роговин и др.).

Научно-теоретическую основу рассмотрения проблем познавательного интереса и познавательной активности в нашей стране составляют труды П. П. Блонского, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого. Определенный вклад в разработку данной проблемы внесли: П. Я. Гальперин, З. И. Калмыкова, Г. С. Костюк, Т. В. Кудрявцев, В. А. Крутецкий, A.M. Матюшкин, М. И. Махмутов, H.A. Менчинская, Т. И. Шамова, Д. Б. Эльконин, Г. С. Якиманская и др.

Значительный вклад в развитие проблемы в плане разработки принципов, методов и форм обучения внесли Ю. К. Бабанский, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Т. Огородников, М. Н. Скаткин, И. Ф. Харламов и др.

Дидакты-исследователи рассматривали отдельные вопросы, связанные с проблемой активизации учения. Значение самостоятельной работы учащихся изучали Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, Т. С. Панфилова, П. И. Пидкасистый, Т. И. Шамова и др., познавательной самостоятельности учащихся: Д.В. Виль-кеев, Е. Я. Голант, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Л. В. Жарова, И. К. Журавлев, A.B. Запорожец, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов и др.- совершенствование методов обучения: Ю. К. Бабанский, Б. И. Коротяевинтереса и познавательных потребностей: Л. И. Божович, Ю. В. Шаров и др.- выявление общих учебных умений и путей их формирования: Б. Ф. Райский, Б. А. Русаков и др.- качества знаний: В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, И. С. Якиманская, и др. Значительный вклад в разработку целостной системы методов стимулирования познавательного интереса учащихся сделан Г. И. Щукиной.

В последнее время развитие познавательного интереса на уроках все чаще становится объектом научных исследований. Рассматриваются как общие вопросы развития познавательного интереса (А.Ф. Попова, В. Г. Денисова, В.Н. Саяпин), так и частные вопросы формирования познавательного интереса у отдельных возрастных групп: младшие школьники (Е.Г. Кайдаш, Т. Е. Демидова, И. В. Щекотихина, Е.С. Орлова) — подростки (Т.Н. Милехина) — юношей (Г.И. Синютина). Проблемы развития познавательного интереса к отдельным школьным предметам все чаще становятся предметом серьезного научного анализа представителей современной отечественной педагогики: П. П. Дуркин (физическая культура), И. И. Мазин, М. Е. Волков (физика), Г. В. Козлова, Е. В. Растворова (география) — А. Б. Лойченко, А. О. Орг (русский язык). Проблеме развития познавательного интереса при изучении математики в общеобразовательной школе посвящены работы Т. А. Пименовой, З. Г. Рычковой, Д. С. Фаермарк, Б. Н. Кузнецова, М. Д. Боярского, А. П. Ивановой, А. К. Кадырова, Л. П. Кибардиной, П. С. Коркиной, A.B. Кухарь, Р.Д. Муста-кимова, A.B. Пуляева, Ф. К. Савиной, Г. А. Яцковской и др.

В современной зарубежной педагогике проблеме развития познавательного интереса учащихся также уделяется достаточное внимание. В качестве основных форм и методов стимулирования мотивации исследователи выделяют: метод долговременных проектов (П.С Блюменфилд) — совместную работу в группе (А. Браун и А. Палинксар) — применение знаний в реальной жизни (М. Майэр и Е. Андерсен) — изучение математики как «курса каждодневного опыта» (Р. Гельман и Ж. Грино) — моделирование ситуаций (М. Прессли) — использование компьютера на уроках (С. Жинни) — введение в обучение элементов истории науки (Лин Ч.-Ш.). Особо подчеркивается важность выбора цели (С. Нолен), диагностики познавательного интереса и обратной связи между учителем и учеником (С. Сенсон и С. Морган), опоры на внешкольные интересы и занятия детей (Б. Вилльямс, М. Вудс). Выделяется ряд факторов, влияющих на познавательный интерес: энтузиазм и заинтересованность самого учителя, гордость за свою профессию (Ж. Миддлетон) — понимание учеником смысла, цели учения, знание результатов ученияинтерес родителей к успехам детейварьирование технических приемов и средств обучениявозможность практической реализации полученных знаний (А.Т. Вайт) — оценка учебной деятельности (М.Б. Дабич).

Не осталась без внимания в работах зарубежных ученых и проблема развития познавательного интереса к математике. Р. Гельман и Ж. Грино пишут о важности привлечения знаний из реальной жизни на уроках математики и математики в реальной жизни, как стимула развития познавательного интереса и настаивают на необходимости начинать изучение математики с «математики как курса каждодневного опыта». О роли мотивации учителя математики в развитии познавательного интереса учеников пишет Ж. Миддлетон. Проблеме развития познавательного интереса одаренных детей посвящены работы А.К. Ф. Ли и Ж. Адамсона.

Проблема развития познавательного интереса педагогически запущенных детей и подростков, начиная с 60-х годов, постоянно разрабатывается в отечественной педагогике и психологии (Б.Н.Алмазов, С. А. Бадмаев, В. Н. Барсуков, A.C. Белкин, В. Б. Голицын, А. Д. Гонеев, Р. В. Овчарова, Т. В. Шилова и др.).

Обращает на себя внимание ряд работ, посвященных развитию познавательного интереса учащихся с различными «проявлениями» педагогической запущенности. Так, М. Е. Волков рассматривает развитие познавательного интереса слабоуспевающих учащихся на занятиях по физике, Е. Ивлие-ва предлагает методики учебной работы на уроках математики с трудными подростками. Однако в этих исследованиях педагогические условия эффективного развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков на уроках математики разработаны недостаточно.

Тем не менее, учитель-практик по-прежнему может рассчитывать только на свои силы в разработке методических приемов. Основными помощниками в его работе являются журнал «Математика в школе» и газета «Математика» — приложение к газете «Первое сентября. Конечно, эти издания могут помочь учителю, но предложенные в них методические материалы являются «каплей в море» и не могут позволить решить проблемы дифференцированного подхода в развитии познавательного интереса учеников. Использование же богатейшего опыта работы методистов-математиков 50 — 80-х годов, например работы Г. М. Возняк, Г. В. Дорофеева, О. В. Таракановой, И. М. Шапиро, нам кажется, не всегда возможным, т.к. главным принципом при развитии познавательного интереса является опора на реальные жизненные условия и интересы, а они, соответственно, изменились и продолжают изменяться.

Иностранная учебно-методическая база для учителя математики гораздо более шире. Учителя математики США объединены в 6 ассоциаций: National Council of Teachers of MathematicsAmerican Mathematical SocietyAssociation of Mathematics Teacher EducatorsMathematics Association of AmericaSchool Science and Mathematics AssociationAssociation for Women in Mathematics. Каждая из этих ассоциаций проводит сессии интерактивных дискуссий, рассылает методические материалы, поддерживает базу данных электронных документов и многое другое.

Большое значение в поддержке методической базы играют и периодические издания. American Journal of Mathematics, Educational Studies in MathematicsAn International Journal, Journal for Research in Mathematics Education (JRME), NCTM. Mathematics Teaching in the Middle SchoolNCTM’s Mathematics Teacher OnlinePractical Uses of Math and Science Home Page (PUMAS) — New York Journal of MathematicsSchool Science and Mathematics Journal и др.

В сети Интернет имеется огромное количество сайтов, посвященных проблеме обучения математике. Также в качестве методической базы учителю математики предлагаются готовые планы уроков. Учителям и всем интересующимся проблемой развития познавательного интереса, пользующимся сетью Интернет предлагается также место для дискуссий по соответствующей проблематике.

Итак, в современной психолого-педагогической науке накоплен значительный материал по развитию познавательного интереса учащихся. Однако, несмотря на то, что проблема развития познавательного интереса учащихся получила определенную теоретическую разработку в трудах отечественных и зарубежных ученых, педагогическая практика свидетельствует, что технология развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков нуждается в дальнейшем совершенствовании, обусловленном требованиями гуманистической образовательной парадигмы, динамично меняющимися жизненными условиями и интересами самих учащихся. Одним из направлений, требующих дополнительного совершенствования, является проблема развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков на уроках математики.

Таким образом, становится очевидным, что в современной общеобразовательной практике существует противоречие между необходимостью научно обоснованной организации работы по развитию познавательного интереса педагогически запущенных подростков и недостаточной разработанностью педагогических условий ее реализации на уроках математики.

Разрешение выявленного противоречия предопределило выбор темы исследования, проблему которого мы сформулировали следующим образом: каковы педагогические условия эффективного развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков на уроках математики?

Решение этой проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования — учебно-познавательная деятельность педагогически запущенных подростков.

Предмет исследования — процесс развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков на уроках математики.

Цель, объект и предмет исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

1) Выявить совокупность теоретических положений, определяющих логику развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков.

2) Раскрыть критериальные и уровневые характеристики развития познавательного интереса подростков.

3) Спроектировать концептуальную модель развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков.

4) Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия эффективного развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков.

5) Разработать и внедрить научно-методические рекомендации по развитию познавательного интереса педагогически запущенных подростков.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что эффективность развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков обусловлена совокупностью условий, каковыми являются: глубокая диагностика причин и проявлений педагогической запущенности подростков, в том числе и познавательного интереса и последующая коррекция индивидуально-личностных характеристик, значимых для успешной познавательной деятельности;

— переработка содержания математического образования: включение элементов занимательности, историзмаобеспечение доступности материаламотивированное изучение теоретического материалапоказ практической значимости знаний;

— реализация индивидуального и дифференцированного подходов в учебной работе на уроках математики ко всем группам педагогически запущенных подростков;

— включение в процесс обучения различных видов дозированной помощи в зависимости от типа самостоятельной работы, выполняемой педагогически запущенным подростком;

— вариативность и гибкость форм обучения как на уроке, так и во внеклассной работе;

— поддержание атмосферы эмоционального комфорта, взаимной поддержки учителя и учащихся, доверия познавательным возможностям ученикаумелое использование различных видов поощрений по критерию относительной успешности.

Методологическую основу исследования составили общефилосософ-ские положения диалектической детерминации, структурности, системности, единства сознания и деятельности, деятельности и личности, гуманистического подхода к развитию и преобразованию познавательной деятельности. Конкретно-научной базой работы стали философские, психолого-педагогические и методические разработки, исследующие проблему формирования и развития познавательного интереса как обязательного фактора целостного процесса личностного становления (Л.И. Божович, В. В. Давыдов,.

A.B. Запорожец, Е. П. Ильин, Ю. Н. Кулюткин, А. К. Маркова, A.M. Матюш-кин, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин и др.) — причины, проявления и коррекцию педагогической запущенности в детском и подростковом возрасте (М.А. Алемаскин, А. Д. Гонеев, А. И. Кочетов, Н. И. Мурачковский, Р. В. Овчарова,.

B.Г. Степанов, Т. А. Шилова и др.).

Методы исследования определены его целью, предметом, задачами и логикой исследования. Для установления искомых зависимостей и проверки исходных положений в работе использован комплекс методов, включающий: изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияпедагогическое моделированиеанализ состояния познавательного интереса педагогически запущенных и «благополучных» учащихсяанализ и обобщение передового педагогического опыта, существующих учебников и учебно-методических пособий, программ, материалов методического характера, представляемых Всемирной компьютерной сетью Internetпедагогический экспериментдлительное (в том числе включенное) наблюдение, беседы, интервьюирование, анкетирование, монографическое изучение классных коллективов и отдельных педагогически запущенных школьниковматематическая обработка материалов исследования.

Экспериментальной базой исследования выступали отдел предупреждения правонарушений несовершеннолетних (ОППН) отдела милиции № 5 города Курска, муниципальные образовательные учреждения г. Курска (МОУ гимназия № 4, 44- школа № 31 и школа-интернат № 2). Исследованием были охвачены 230 учащихся, а также 55 учителей школ г. Курска, 5 сотрудников милиции, 3 социальных педагога, 5 педагогов-психологов. Личное участие соискателя состоит в разработке основных положений исследуемой темы, непосредственном осуществлении длительной опытно-экспериментальной работы в качестве инспектора-стажера ОППН отдела милиции № 5 г. Курска и учителя математики школы-интерната № 2 г. Курска.

Основные этапы исследования:

Исследование проводилось с 1997 по 2003 г. в три этапа.

Первый этап (1997;1998 г. г.) — анализ философскойпсихолого-педагогической литературы по теме исследованияопределение подходов к разработке темы, выделение аппарата исследования, сбор и накопление эмпирического материла.

Второй этап (1998 — 2001 г. г.) — уточнение общей гипотезы исследования, проектирование педагогических условий, разработка модели развития познавательного интереса педагогически запущенного подростка на уроках математики и методических рекомендацийорганизация и проведение опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (2001 — 2003 г. г.) — завершение опытно экспериментальной работы, математическая обработка полученных результатов, уточнение выводов и рекомендаций, анализ, обобщение и систематизация материалов исследования, литературное и графическое оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Познавательный интерес есть часть мотива познавательной деятельности («блок внутреннего фильтра»), который связан с потребностями человека и имеет личностную направленность.

2. Критериями познавательного интереса педагогически запущенных подростков выступают проявления активности, самостоятельности учащихся, стремления к преодолению трудностейобращенность к изучаемому объектустепени локализациитеснота связи с эмоциональной стороной личностиа в качестве основных уровней — высокий, средний, низкий, отсутствие интереса и негативное отношение к математике.

3. Концептуальная модель развития познавательного интереса педагогически запущенных школьников представляет единство диагностико-коррекционного, содержательного и процессуального блоков.

4. Эффективность развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков определяется совокупностью педагогических условий: а) обязательное психологическое обследование педагогически запущенных подростков с целью выявления причин и проявлений педагогической запущенности, в том числе всестороннее глубокое исследование состояния мотивационной сферы личности, познавательного интереса, включающее последующую коррекцию индивидуально-личностных характеристик, значимых для успешной познавательной деятельностиб) переработка содержания математического образования с позиций принципов использования элементов занимательности, историзмадоступности изложения материаламотивированного изучения теоретического материалапоказа практической значимости знанийв) реализация индивидуального и дифференцированного подходов в учебной работе на уроках математики ко всем группам педагогически запущенных подростков (группа дозированной помощи основного уровня, группа помощи и поддержки, группа особого внимания) — г) включение в процесс обучения различных видов дозированной помощи (ориентировочной основы деятельности различного вида) в зависимости от типа самостоятельной работы, выполняемого педагогически запущенным подростком (репродуктивная, частично-поисковая, творческая) — д) гибкость и вариативность форм обучения как на уроке, так и во внеклассной работее) поддержание атмосферы эмоционального комфорта, взаимной поддержки учителя и учащихся, доверия познавательным возможностям ученикаумелое использование различных видов поощрений по критерию относительной успешности.

Научная новизна работы состоит в том, что полученные результаты в своей совокупности содержат решение проблемы развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков:

— разработана логика экспериментального изучения познавательного интереса как фактора сложных личностных процессов, интегрального результата и части блока «внутреннего фильтра» мотивационной сферы личности;

— на основании исследования педагогической запущенности учащихся и причин, ее порождающих, выявлены типы учащихся (I тип — рассогласование между мотивационной и операциональной сферамиII тип — рассогласования внутри мотивационной сферы), которым необходима дифференцированная и индивидуальная педагогическая помощь, направленная на развитие их познавательного интереса;

— представлена модель развития познавательного интереса у разных типов педагогически запущенных учащихся, включающая диагностикокоррекционный, содержательный и процессуальный блоки;

— разработаны методы, средства, формы учебной работы, направленные на продуктивное усвоение содержания учебного материала, имеющие широкое применение в школьной практике и обеспечивающие развитие познавательного интереса, как всего класса в целом, так и отдельных педагогически запущенных подростков.

Теоретическая значимость исследования:

— сделан определенный вклад в развитие теории коррекционно-развивающего обучения педагогически запущенных подростков с использованием дидактического потенциала математического образования;

— разработаны новые подходы к организации дифференцированного коррекционно-развивающего обучения, направленного на развитие познавательного интереса педагогически запущенных подростков.

Практическая значимость определяется тем, что разработаны и внедрены в учебном процессе ряда общеобразовательных школ методические рекомендации по развитию познавательного интереса педагогически запущенных подростков.

Материалы диссертации, а также разработанное автором пособие для учителей «Развитие познавательного интереса учащихся школ-интернатов» могут быть использованы в педагогическом процессе общеобразовательных учреждений, в процессе профессиональной подготовки будущего учителя, в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены методологической разработанностью исходных позиций, использованием совокупности методов исследования, взаимопроверяющих и взаимодополняющих друг друга, адекватных его задачам и логикестатистической значимостью экспериментальных данныхвсесторонним качественным и количественным анализом результатоврепрезентативностью выборок, привлечением разнообразных научных материалов и источников информации.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. На этапе формирующего эксперимента была реализована как целостная система технология развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков в школе-интернате № 2 г. Курска.

2. Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность разработанной нами технологии. Так, в целях проверки выдвинутой гипотезы, мы осуществили диагностику уровня познавательного интереса в контрольной и экспериментальной группах на диагностическом этапе и по завершению исследования на заключительном этапе формирующего эксперимента. Обработка полученных данных проводилась с помощью критериев математической статистики.

Так, результаты двукратного комплексного диагностирования познавательного интереса до и после экспериментального обучения в экспериментальном классе, обрабатывались с помощью одностороннего критерия знаков. В результате расчетов нулевая гипотеза: уровень познавательного интереса учащихся экспериментального класса после экспериментального обучения не повысился, была отвергнута, т.к. верно неравенство Тна6л > п-1а (16>13) (уровень значимости, а = 0,005). А, следовательно, можем сделать вывод об улучшении состояния познавательного интереса учащихся класса в целом, т. е. предложенная нами технология приводит к развитию познавательного интереса в классе.

Результаты двукратного комплексного измерения уровня познавательного интереса в начале и конце учебного года в контрольной и экспериментальной группах мы подвергли анализу с помощью двустороннего критерия 2.

X. Для уровня значимости, а = 0,01 в результате расчетов оказалось истинным неравенство ТшЛвдд > Ткритич (8,27>6,635), а, следовательно, справедлива альтернативная гипотеза: экспериментальная технология приводит к улучшению познавательного интереса в экспериментальном классе.

Заметные улучшения наблюдались по критерию действенности и эмоциональности познавательного интереса в группе педагогически запущенных подростков первого типа, так и в классе в целом.

3. Полученные результаты в целом подтвердили положительную динамику уровней развития познавательного интереса учащихся экспериментального класса. Поэтому есть все основания утверждать, выдвинутые условия рабочей гипотезы в целом верны. Они подтверждают правомерность выводов о том, что эффективность развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков на уроках математики будет обеспечена соблюдением следующих педагогических условий:

— диагностико-коррекционное обеспечение развития познавательного интереса и коррекции педагогической запущенности;

— изменение содержания математического образования, на основе таких принципов структурирования и реализации как: доступность изложения материалаиспользование элементов занимательностиреализация принципов новизны содержанияизучение уже известного под новым углом зрениявариативности изложенияиспользование элементов историзмапоказ практической значимости знаний;

— внедрение новых форм самостоятельной работ, с целью повышения доступности знаний базового уровня по математике всем школьникам, в том числе и педагогически запущенным (дифференцированные самостоятельные работы для учащихся из групп «особого внимания», «помощи и поддержки», «дозированной помощи основного уровня»);

— использование различных видов дозированной помощи в виде ориентировочной основы действий (обобщенной или конкретной, полной или неполной, представленной в готовом виде и составленной самостоятельно) при выполнении учащимися репродуктивных, частично-поисковых и эвристических самостоятельных работ;

— создание для учащихся ситуации успеха, обеспечивающей поддержание эмоционально положительного фона на уроке;

— избегание ситуаций вызывающих отрицательные эмоции неуверенностипостоянное укрепление веры учеников в свои собственные силы (в сочетании с адекватной оценкой собственных возможностей);

— изменение позиции школьника в классе, изменение его социальной роли (поддержка товарищей, уход от позиции неудачника, «аутсайдера», поощрение «личностного роста»).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили основные положения гипотезы исследования, позволили сделать следующие выводы:

1. В современной лексике учителей и методистов термин «познавательный интерес» встречается постоянно, однако даже в трудах отечественных и зарубежных ученых до сих пор имеется неопределенность в толковании и многообразие подходов. Так, например, эту педагогическую категорию рассматривают как: проявление активной мыслительной деятельности (Л.И. Божович, М. А. Данилов, Г. А. Менчинская, М. Н. Скаткин и др.) — синтетическое образование, включающее в себя интеллектуальные, эмоциональные, волевые факторы (В.И. Ковалев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн др.) — избирательную направленность личности (В.Б. Бондаревский, A.M. Матюшкин, Н. В. Елфимова, Г. И. Щукина, П. Фрейер и др.) — выражение потребности индивида (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, Г. К. Гумницкий, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, Е. Ф. Рыбалко, Б. А. Теплов, Ю. Ф. Шаров и др.) — мотив личности (В.Г. Асеев, Б. И. Додонов, А. Б. Орлов, А. К. Маркова, Н. Г. Морозова, Л. М. Фридман и др.) — склонность (Ф. Баумгартен) и т. д.

Во многих исследованиях развитие познавательного интереса связывается с наблюдательностью, памятью, вниманием, любознательностью и т. д., то есть интерес предстает как синтез сложных личностных процессов (Л.И. Божович, В. Г. Леонтьев, М. И. Махмутов, Н. Г. Морозова, A.B. Петровский и ДР-).

На наш взгляд, данные направления не являются взаимоисключающими, при их характеристике речь следует вести, очевидно, о приоритетном изучении определенных аспектов исследуемого многогранного явления. Наиболее важными мы считаем три исследовательских направления, в русле которых интерес связывается с потребностями индивида, личностной направленностью и мотивационной сферой личности.

Однако наиболее продуктивной, на наш взгляд, представляется позиция ученых, сближающих интерес с побуждениями, входящими в мотиваци-онную сферу личности, поскольку именно такой подход вскрывает механизм собственно возникновения интереса. В рамках нашего исследования, мы считаем наиболее подходящим толкование познавательного интереса, как важной составляющей блока «внутреннего фильтра» (Е.П. Ильин), части мотива познавательной деятельности — интегрального психологического образования, побуждающего человека к сознательным действиям и поступкам и служащего для них основанием.

2. Такое толкование позволило нам отметить разнообразные проявления познавательного интереса. В качестве его основных критериев мы выделили следующие показатели: избирательность, действенность (активность, самостоятельность учащихся, стремление к преодолению трудностей), устойчивость, эмоциональность. В зависимости от степени проявления в рамках нашего исследования мы выделяли следующие уровни познавательного интереса: высокийсреднийнизкийполное отсутствие интересанегативное отношение к математике.

3. Анализ состояния познавательного интереса педагогически запущенных подростков, позволил сделать выводы, что в настоящее время по разным данным от 45 до 80% педагогически запущенных подростков имеют неопределенный, неустойчивый познавательный интерес, равнодушное или отрицательное отношение к учебе, это дает основание утверждать, есть необходимость создания системы, предупреждающей и корригирующей такое положение.

4. Эффективность развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков может быть обеспечена при соблюдении следующих условий: а) обязательное психологическое обследование педагогически запущенных подростков, с целью выявления причин и проявлений педагогической запущенности, в том числе всесторонне глубокое исследование состояния мотивационной сферы личности, познавательного интереса, включающее последующую коррекцию индивидуально-личностных характеристик, значимых для успешной познавательной деятельностиб) переработка содержания математического образования с позиции принципов: использования элементов занимательности, историзмадоступности изложения материаламотивированного изучения теоретического материалапоказа практической значимости знанийв) реализация индивидуального и дифференцированного подхода в учебной работе на уроках математики ко всем группам педагогически запущенных подростков (группа «дозированной помощи основного уровня», «помощи и поддержки" — «особого внимания») — г) включение в процесс обучения различных видов дозированной помощи (ориентировочной основы деятельности (ООД) различного вида) в зависимости от типа самостоятельной работы, выполняемого педагогически запущенным подростком (репродуктивные, частично-поисковые, творческие) — д) гибкость и вариативность форм обучения, как на уроке, так и во внеклассной работее) поддержание атмосферы эмоционального комфорта, взаимной поддержки учителя и учащихся, доверия познавательным возможностям ученикаумелое использование различных видов поощрений по критерию относительной успешности.

5. В ходе работы доказано, что реализация теоретически обоснованной модели, включающей диагностико-корррекционный, содержательный и процессуальный блоки, и методических приемов развития познавательного интереса педагогически запущенных подростков на уроках математики обеспечивает качественные и количественные сдвиги по таким показателям как действенность, активность, устойчивость, выраженность, сила, интенсивность, эмоциональность. Кроме того, можно отметить общее положительное влияние этой модели на формирование положительного отношения к учебной деятельности учащихся всего класса.

Разумеется, проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы развития познавательного интереса к математике педагогически запущенных учащихся, а представляет один из вариантов ее решения. Предложенная эффективная технология развития данного интереса может быть успешно интегрирована в образовательно-воспитательную практику массовой общеобразовательной школы, а также может выступать в качестве основы и дополнения других частнометодических технологий.

В ходе работы над диссертацией обозначались проблемы, которые требуют специального углубленного изучения. Среди них наиболее актуальными являются: разработка методического обеспечения использования средств современных мультимедийных компьютерных технологий с целью индивидуализации обучения и достижения успеха в учебной деятельности каждым педагогически запущенным подростком.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/под ред. Г. И. Щукиной. -М.- .Просвещение, 1984. 176 с.
  2. Алгебра. Рабочая тетрадь для 7 класса. Ч. 1 и 2/ Колягин Ю. М. и др. М.: Мнемозина, 1998. — Ч. 1. — 95 е., Ч. 2 — 111 с.
  3. Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. 9-е изд. — М.: Просвещение, 2001. -207 с.
  4. Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ Ю.Н. Мака-рычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- под ред. С.А. Теляковско-го. 4-е изд. — М.: Просвещение, 1995- 240 с.
  5. Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ К.С. Мура-вин, Г. К. Муравин, Г. В. Дорофеев. М., 1997. — 250 с.
  6. Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ С. М. Никольский, М. К. Потапов, H.H. решетников, A.B. Шевкин. М., 1998 — 320 с.
  7. Алгебра: Учебник для учащихся 7 класса средней школы / В.К. Со-вайленко, О. В. Лебедева, К. П. Моисеева, С. К. Лебедева, Л. П. Братышева. -Ростов н/Д: Феникс, 1995. 350 с.
  8. М.А. Воспитательная работа с подростками. М., 1979. -45 с.
  9. .Н., Грищенко Л. А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. -Свердловск, 1987. 77 с.
  10. .Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
  11. .Г. Познавательные потребности и интересы//Ученые записки ЛГУ. 1959. -№ 265. — Вып. 16.
  12. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., Мысль, 1976. — 159 с.
  13. И.А. Развитие познавательных интересов учащихся классов технологической подготовки в процессе преподавания обществоведческих дисциплин: Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 1997. — 24 с.
  14. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987. -78 с.
  15. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М., 1977. — 254 с.
  16. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. (Аспект предупреждения неуспеваемости школьников. Пособие). Ростов н/Д: Феникс 1972.-347 с.
  17. С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М., 1993. — 144 с.
  18. Г. К. Формирование познавательных интересов у школьников. Алма-Ата, 1976.
  19. Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., Просвещение, 1991. — 223 с.
  20. В.Н. Подготовка учителя начальных классов к работе с педагогически запущенными детьми: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997, — 16 с.
  21. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей (Соц. психол. особенности). — М., 1993. — 250 с.
  22. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. — 198 с.
  23. A.C. Диагностика педагогической запущенности учащихся. -Свердловск, 1979 107 с.
  24. A.C. Отклонения в поведении можно предупредить (учебное пособие). Свердловск, 1973.
  25. A.C. Проступки можно предупредить, — Свердловск, 1967.
  26. Л.И. Основы теории и методологии воспитательной работы школы с трудными детьми. Киров, 1992.
  27. Л. Педагогическая запущенность школьника: Анкеты для пед. диагностики отклонений в учебе и поведении учащихся.//Кпас. рук. 1997. — N 4. — С.56−61. — (Диагностика).
  28. Л.Н. Подготовка педагогов к работе с детьми с трудностями в обучении в условиях гуманизации: Автореф. дис. канд. пед наук. М., 1997.- 19 с.
  29. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 695 с.
  30. Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1985 — 347 с.
  31. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  32. Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения. М., 1955.
  33. Л.И., Славина Л. И. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  34. В.В. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1985. 143 с.
  35. С.М. Почему детям трудно учиться? М.: Знание, 1975. -64 с.
  36. O.A. Направленное использование средств физической культуры для целостного формирования личности педагогически запущенных подростков 10−11 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999.- 25 с.
  37. Л. Я. Борисова A.M. Некоторые формы работы по привитию интереса к математике (5−8 класс)//Математика в школе. 1990. — № 4. -С.24.
  38. М.Д. Реализация педагогического потенциала общего математического образования в развитии познавательных интересов личности: Автореф. дис. канд. пед. наук/ Урал. гос. пед. ун-т 1999- 21с.
  39. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки дет. психиатра: Кн. для учителей и родителей. М., Просвещение, 1988. — 207 с.
  40. И.А., Магомед-Эминов M.LLI. Мотивация и контроль за действием. М., 1991. — 143 с.
  41. Ф.Е. Психология переживаний: Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. — 200 с.
  42. Вахрушева J1.H. Условия формирования познавательного интереса к математике у старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. -178 с.
  43. Н., Бодряков В. Методика ключевых определений: Диагностика интересов и склонностей детей с целью формирования профил. кл.//Директор шк.- 1996 № 6.- С.70−73.
  44. Д.В. Постановка проблемных вопросов при изучении основ наук в вечерней (сменной) школе//Советская педагогика. 1965. — № 9.
  45. В.К. Психология эмоциональных состояний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 142 с.
  46. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990. 283 с.
  47. В.К. Психологические мотивы биологической мотивации. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 206 с.
  48. Г. М. Прикладные задачи в мотивации обуче-ния//Математика в школе. 1990. — № 2. — С. 12−13.
  49. Возрастная и педагогическая психология//под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 288 с.
  50. М.Е. Развитие познавательного интереса слабоуспевающих учащихся на занятиях по физике: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994.17 с.
  51. Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т. 4. — М., 1984.
  52. Т.П. Формирование основ нравственной устойчивости подростков в процессе общественно полезного производительного труда как условие профилактики и преодоления педагогической запущенности: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. Пермь, 1997.- 15 с.
  53. П.Я. Введение в психологию: Учеб. пособие для вузов по гуманит. спец. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 327 с.
  54. У. Школа без неудачников. М.: Просвещение, 1991.-174 с.
  55. Г. Д. С тревогой и болью.: (Еще раз о судьбе «трудных «подростков)/ Веч. сред, шк 1995. — N 6. — С.8−11.
  56. . Что такое психология: В 2-х т. Изд., 2-е. М.: Мир, 1999.-Т.1−496 е.- Т. 2−376 с.
  57. И.Я. О значении домашних заданий в усвоении знаний учащимися. М., 1954.
  58. М.И., Кирсанова О. А. Организация работы с трудными детьми//Классный руководитель. 1999. — № 1. — С.27 -39.
  59. В.Б. Особенности потребностно-мотивационной сферы лиц с отклоняющимся поведением: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1985. -28 с.
  60. А.Д., Лифинцева Н. И., Ялпаева Н. В. и др. Основы коррек-ционной педагогики. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. зав. -М.: Академия, 1999.-280 с.
  61. А.Д. Подготовка учителя к коррекционно-педагогической деятельности с подростками. М.: Курск, 2000. — 322 с.
  62. Н.Ф. Психология. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1973.-240 с.
  63. C.B., Горбатова M.J1., Каубиш В. К. Отношение к собственному будущему у подростков-правонарушителей//Шк. здоровья.- 1995 Т. 2, — N 4. С.85−91.
  64. М.И., Краснянская К. А. применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  65. О.С. Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у учащихся средних профтехучилищ. М.: Высш. шк., 1986. — 47 с.
  66. Г. К. Потребность и интерес//Вопросы психологии. -1968.-№ 2.
  67. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперем. психол. исследов./ АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
  68. М.А., Есипов Б. П. Дидактика/ под ред. Б. П. Есипова. М.: АПН СССР, 1957.-518 с.
  69. B.C. Теория формирования активности личности школьника//Наука и школа. 1999. — № 2. — С.39- 45.
  70. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения/ под ред. В. А. Никитина. М., 1996.
  71. Т.Е. Подготовка студентов к формированию познавательных интересов у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук: (На материале методик преподавания математики и природоведения). -Брянск, 1995 19 с.
  72. В.Г. Система дидактических игр как средство формирования познавательных интересов учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук: (На прим. гимназии). Волгоград, 1997- 22 с.
  73. Диагностика школьной дезадаптации// под. Ред. С. А. Беличевой. -М., 1995.- 127 с.
  74. .И. Структура и динамика мотивов деятельности//Вопросы психологии. 1984. — № 4.
  75. Ф. На стороне подростка. СПб., 1997. — 277 с.
  76. А.В. Урок географии в средней школе. М., 1984. — 144 с.
  77. Г. В. Тараканова О.В. Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике//Математика в школе. 1988. -№ 5. — С.15−16.
  78. П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре: Автореф. дис. д-ра пед. наук. -М, 1994.-39 с.
  79. А.К. Воспитывая интерес. М.: Знание, 1984. — 80 с.
  80. А.К. Загадка птицы Феникс. М.: Знание, 1978. — 127 с.
  81. А.К. Формула интереса//А.К. Дусавицкий. М.: Педагогика, 1989. — 172 с.
  82. Н.В. Пути исследования мотивации в когнитивной психологии: сравнительный анализ//Вопросы психологии. 1985. -№ 5.
  83. П.М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение и режиссура воздействий на уроке. Красноярск: НПК «ЮНИКОРН», 1991 Вып, 4: Дружественность и враждебность- Интересы учителя и учеников. — 57 с.
  84. .П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М., 1961.-239 с.
  85. Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя: Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей. М., 1993. — 203 с.
  86. И.К. Через доказательство к убеждениям. М., 1980. — 96 с.
  87. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека//Вопросы психологии. 1985. — № 3 -С.113−122.
  88. .А. Современный учитель: модели социальных ориентаций//Вестник Новгородского Государственного университета 1998 — № 6.
  89. A.B. Избранные психологические труды: В 2 т./под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М., 1986. — Т. 1 — 316 е., Т. 2 — 296 с.
  90. А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М., 1986.- 128 с.
  91. А.И. Отклонение в поведении ребенка. М., 1993. — 191 с.
  92. С.Н. Трудные дети. Киев, Радяньска школа, 1988.
  93. С.Н. Почему детям трудно учиться. Киев, Радяньска школа, 1990. — 54 с.
  94. А., Шалимов В. Профессиональный интерес: как его понимать// Школа. 1997. — № 3. — С.23−25.
  95. Л.М. «Трудные» дети. Л., 1963. — 52 с.
  96. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -М., 1991.-140 с.
  97. П.И. Общая психология. Учебное пособие. Ташкент, 1967.
  98. А.П. Развитие познавательного интереса учащихся начальной школы на уроках математики на основе личностно-ориентированного обучения: Дис. канд. пед. наук. Якутск, 1998. -188 с.
  99. Е. Как обучать математике трудных подростков: Опыт работы в кл. компенсирующего обучения учителя математики сред. шк. N 443 Москвы.//Математика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1997-N 36.
  100. Изучение личности школьника учителем/под ред. Васильевой З. И., Ахаян Т. В. и др. -М., 1991.
  101. Изучение мотивации детей и подростков/ под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., Педагогика, 1972. — 351 с.
  102. B.C., Каткова Л. В. О формировании мотивации учения у слабоуспевающих подростков. В сб.: Учебно-воспитательный процесс и предупреждение неуспеваемости школьника. — Ростов н/Д, 1971.
  103. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: 2002. — 512 с.
  104. Е.П. Сущность и структура мотива//Психологический журнал. 1995. — Том 16. — № 2 — С. 27 — 41.
  105. И.В. К проблеме побуждения личности//Вопросы психологии. 1986. -№ 3. — С.124−131.
  106. А.К. Формирование познавательного интереса к математике у учащихся IV VIII классов общеобразовательной средней школы: Дис. канд. пед. наук. — Фергана, 1973. — 172 с.
  107. Е.Г. Развитие познавательных интересов младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995.- 18 с.
  108. З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, 1982. — 96 с.
  109. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М., 1981.-200 с.
  110. Л.П. Формирование познавательного интереса на основе систематического подхода к обучению в 4−8 классах: (На материале обучения математике): Дис. канд. пед. наук. Фрунзе, 1988. — 186 с.
  111. Ким В. В. Из опыта работы с трудными подростками: Ошибки сем. воспитания: Опыт изучения сем. среды и роли родителей в приобщении детей к наркотикам в гимназии N 23 г. Стерлитамака Башкирии.//Клас. рук.-1998.- N 4.- С.65−69.
  112. О.В. Воспитательная работа с трудными подростками: Учеб. пособие. Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т, 1995 — 79 с.
  113. Е.И. Формирование интереса к учению у младших школьников // В сб.: Обучение и развитие младших школьников./Под ред. Г. С. Костюка. М., 1970. — С.371−374.
  114. Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников: Учебное пособие. Иркутск, 1989. — 185 с.
  115. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. — 191 с.
  116. Г. В. Формирование познавательного интереса школьников к географии в процессе организации исследовательской работы: На прим. моделирования и геогр. прогноза: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 242 с.
  117. П.С. Проблемность в обучении математике как стимул развития у учащихся познавательного интереса: Дис. канд. пед. наук. Шад-ринск, 1994.-219 с.
  118. Е. Уровни познавательной активности/УНародное образование. 1995. -№ 10. — С. 157 -159.
  119. О.Н. Реабилитация 11 трудного «подростка: Эксперимент в Ханты-Мансийс. автоном. окр. по проекту «Разработка организационных форм и методов педагогической реабилитации и социальной поддержки подростков «.//Открытая шк.- 1997 N 5 — С.8−10.
  120. .И. Учение процесс творческий. Кн. для учителя: Из опыта работы. — 2-е изд. доп. и испр. — М., 1989. — 158 с.
  121. Г. С. Избранные психологические труды/ под ред. JI.H. Про-колченко. М., 1988. — 301 с.
  122. H.H. Формирование интереса к учению у студентов медицинского вуза. М., 1981.
  123. А.И. Перевоспитание подростка.- М.: Педагогика, 1972.120 с.
  124. B.B. Проблемы научного обоснования обучения: (Метод, анализ). М., 1977. — 264 с.
  125. Краткий психологический словарь. // Под ред. Петровского. М.- Политиздат 1985.
  126. В.А. Психология. Учебник. М.: Просвещение, 1980. -335 с.
  127. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968. — 431 с.
  128. В. А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. -303 с.
  129. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965. — 316 с.
  130. В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность перспективы.-М., 1991 -79 с.
  131. .Н. Воспитание интереса к изучению математики. Иркутск, Изд-во Иркутского ун-та, 1989. — 131 с.
  132. .Н. Интерес к изучению математики и его воспитание у учащихся 5−7 классов средней школы: Дис. канд. пед наук. Иркутск, 1956. — 306 с.
  133. С.А., Толстых H.H. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки//Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 1921.
  134. Л.С. Активизация учения: сущность и содержание. //Педагогика. 1994. — № 1. — С.7 — 11.
  135. Ю.Н. Исследование познавательной деятельности учащихся вечерней школы: самоорганизация познавательной активности личности как основа готовности к самообразованию/ Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобекая. М.: Педагогика, 1977. — 152 с.
  136. Курс общей, возрастной и педагогической психологии/ под ред. М. В. Гамезо. -М., 1982. 176 с.
  137. A.B. Формирование познавательного интереса учащихся к математике в процессе ее изучения в 4−7 классах: Дис канд. пед. наук. Киев, 1984.- 191 с.
  138. Г. А., Косолапое В. Б., Гранкина Т. Г., Коваленко В. И., Симонова A.A., Куверкина С. С. Адаптация к новым условиям: (Формы работы с «трудными «подростками в веч. шк. г. Орла): Ст.//Веч. сред, шк,-1996.-N 1.- С.23−33
  139. М.Н. Судьба «трудных «подростков: (Из выступления на заседании коллегии М-ва образования Рос. Федерации)//Веч. сред, шк.-1995.- N 6.- С.5−6.
  140. O.E., Чепурных Е. Е., А.Н. Майоров, Золотухина В. И. Дети улиц. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. Доклад. / под ред. А.И. Майорова. М., 2001. — 192 с.
  141. Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.-280 с.
  142. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. — 575 с.
  143. А.Н. Жизненный мир человека и проблемы потребно-стей//Психологический журнал. 1992. — № 2. — С. 107−117.
  144. О. Кто лучше знает, как сделать учебу нужной и интересной: Учет потребностей личности при взаимоотношении учителя с уча-щимися.//Первое сент.- 1998 21 март.(Ы 31). — С.4.
  145. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981. -185 с.
  146. А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
  147. В.Н., Усманцева В. А. Опыт исследования личностных устремлений подростков/ЯТедагогика. 1992. -№ 9−10.
  148. А.Б. Работа с художественным текстом как средство воспитания интереса к урокам русского языка: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1999, — 24 с.
  149. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М, 1984.-444 с.
  150. В.Д., Пшебильский ГТ.Г. Методические рекомендации по воспитательной работе с педагогически запущенными подростками в учреждениях интернатного типа. Л., 1979. — 79 с.
  151. Лучшие психологические тесты. Петразоводск: Петроком, 1992.
  152. B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. М., 1970.
  153. И.В. Развитие познавательного интереса учащихся на занятиях по физике в условиях вариативности обучения: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995.-17 с.
  154. А. К. Орлов А.Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / Науч. исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1983. — 64 с.
  155. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М., 1983. — 96 с.
  156. А.К., Матис Т. А. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М., 1990. — 191 с.
  157. З.И. На пути взросления: (Психолого-пед. аспекты работы с «трудными «подростками)//Открытая шк.- 1997- N 3.- С.33−38.
  158. Математика. Арифметика. Алгебра. Анализ данных: Учеб для. 7 класса общеобразовательных учреждений. / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова. Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева- Под ред. Г. В. Дорофеева. -М&bdquo- 1998.
  159. М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.- 144 с.
  160. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М., 1972.-208 с.
  161. М.И. Современный урок. 2-е изд. — М., 1985. — 184 с.
  162. В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
  163. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избр. психол. тр./ Ред.- сост. и авт. вступ. ст. с. 7−30 И. С. Якиманская.- АПН СССР М., 1989. — 218 с.
  164. B.C. Лекции психологии мотивов человека. Пермь, 1971.- 220 с.
  165. А.Я. Формирование у подростков интересов к учению.- Минск: «Нар. асвета», 1969. 160 с.
  166. Т.Е. Развитие познавательного интереса младших подростков в процессе обучения с помощью индивидуальных творческих заданий: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 17 с.
  167. Г. М. Профилактика правонарушений среди молодежи. Киев, 1985.
  168. Т. Как сформировать устойчивый интерес к математике: Каб. математики: его оборудование и оформление.//Математика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября».- 1997 N 38 — С. 13−14.
  169. А.Г. и др. Алгебра. 7 кл.: Задачник для общеобразоват. учреждений. 3-е изд., доработ. — М., 2000. — 160 е.: ил.
  170. А.Г. Алгебра: Метод, пособие для учителей. М.: Мнемозина, 1997. — 61 с.
  171. А.Г. и др. Алгебра. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. 3 изд., доработ. — М., 2000. — 160 е.: ил.
  172. Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей (сравнительно с нормой). М., 1969. — 280 с.
  173. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М., 1979.49 с.
  174. С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. -Киев, 1975. 144 с.
  175. Мотивация познавательной деятельности/ под. ред. Ю.Н. Кулютки-на, Г. С. Сухобской. Л., 1972.
  176. .А. Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию познавательных интересов у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998 — 19с.
  177. Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьника. -Минск, 1977.
  178. A.A. Речевые средства формирования учебного интереса у школьников/ЯТедагогика 1997.- N 3 — С.45−52.
  179. Р.Д. Развитие интереса к математике учащихся общеобразовательной школы: Дис канд. пед. наук. Якутск, 2000. — 176 с.
  180. В.Н. Способности и потребности//Ученые записки ЛГУ. -1960.-№ 287.
  181. Э.Ш. Трудный школьник и педагогический коллектив: Пособие для учителя. М., 1984. — 96 с.
  182. Наш проблемный подросток: понять и договориться. / Под ред. Л .А. Регуш. СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена- Изд-во «Союз», 2001. — 191 с.
  183. И.А. Трудный успех: (Без «трудных» работать можно). Из опыта работы. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  184. И.А. Учителю об отклонениях в поведении. М., 1993.
  185. И.А., Колесова Л. С. Подростки группы риска в школе. -М., 1997.
  186. А.Ф. Положительные взаимоотношения трудных подростков как фактор перевоспитания. М., 1974.
  187. Общая психология. Учебное пособие/ под ред. В. В. Богословского и др.-М., 1981.-383 с.
  188. Общая психология. Учебное пособие/ под ред. A.B. Петровского. -М., 1986.-463 с.
  189. Р.В. Профилактика педагогической запущенности подро-стков/ЯТедагогика. 1992. — № 5−6. — С.22 -25.
  190. Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера»», 1996. — 244 с.
  191. Р.В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте. М., 1996.
  192. Р.В. Технология практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. М.: ТЦ «Сфера»», 2000. — 448 с.
  193. Орг А. О. Воспитание интереса к занятиям по русскому языку в процессе подготовки и проведения олимпиад: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996.-18 с.
  194. Е.С. Формирование познавательного интереса и активности у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1999.- 22 с.
  195. Т.Э. Интерес к предмету основа развития: (Из опыта преподавания математики в V-IX кл.): Сред. шк. N 6 г. Мытищи Моск. обл. //Реализация идей развивающего обучения JI. B, Занкова в основной школе (5−9 классы).- М, 1996.- С.29−58.
  196. Т.С. Развитие самостоятельности школьников во внеклассной работе. М., 1964. — 83 с.
  197. Е.Г. Методика обучения отстающих учащихся 7 класс.//Математика в школе. 1993. — № 4. — С.27−28.
  198. А.Г., Гонеев А. Д. Педагогические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. М., Курск: КГМУ, 1997.
  199. Педагогика школы. Учеб. пособие для пед. ин-тов /Т. А. Ильина,
  200. И.Т. Огородников, В. М. Лапик и др.// под ред. И. Т. Огордникова. М., 1978.-320 с.
  201. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ под ред. Г. И. Щукиной. Л., 1979. — Вып. 5.
  202. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.: Теор. экспер. исследов. — М., 1980. — 240 с.
  203. Т.А., Рычкова З. Г. Развитие у учащихся интереса к математике с помощью самостоятельных работ. М., Высшая школа, 1977. — 48 с.
  204. К.К. Психологический практикум. М., 1980.- 165 с.
  205. К.К., Голубев Г. Г., Психология. Учебник. М., 1977. — 247 с.
  206. A.B. Геометрия: Учеб. Для 7−11 кл. общеобразоват. учреждений. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1999. — 383 с.
  207. Поисковые задачи по математике (4 5-е классы). Пособие для учи-телей/А.Я. Крысин, В. Н, В. И. Руденко и др. — М.: Просвещение, 1979. — 95 с.
  208. А.Ф. Сочетание страха и интереса в педагогическом процессе. Челябинск: Челяб. гос. ин-т физ. культуры, 1995.- 228 с.
  209. Психологическая профилактика недисциплинированного поведения учащегося/ под ред. Л. Н. Пропоненко, В. А. Татенко. Киев, 1989. — 252 с.
  210. Психические особенности слабоуспевающих школьников// под ред. И. Ломпшера. М.: Педагогика, 1984- 185 с.
  211. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников: Сб. науч. тр. Ред. кол Д. И. Фельдштейна (отв. ред. и др.). М., 1990. — 139 с.
  212. Психологические проблемы неуспеваемости школьников// под ред. Менчинской H.A. М., 1971. — 272 с.
  213. Психология/ под ред. К. Н. Корнилова и др. М., 1948. — 450 с.
  214. A.B. Пробуждение творческого интереса к математике у подростков и юных учащихся: Дис канд. пед. наук. М., 1968. — 407 с.
  215. Пути преодоления второгодничества (из опыта работы школ Ростовской области). М.: Просвещение, 1966, — 288 с.
  216. Развитие творческой активности школьников/ под ред. A.M. Матюшкина. -М., 1991. 151 с.
  217. .Ф. Из опыта школ//Народное образование. 1961. — № 3.
  218. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся (Психолого-педагогический аспект)/ под ред. В. А. Татенко. Киев, 1989. — 128 с.
  219. М. Помощь трудным детям. М., 1987. — 420 с.
  220. Е. В. Формирование познавательного интереса к географии у учащихся шестых классов при изучении факультативного курса «География, путешествия, культура»: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1996.- 20 с.
  221. Ребенок в опасности: Социал. помощь детям в Санкт-Петербурге- Сост. и ред. О. Минкина и др. СПб.- Берлин: О-во «Рус.-нем. Обмен», 1994. -73 с.
  222. Е. Возрастная динамика познавательного интере-са//Школа. 1999. -№ 4. — С. 14−15.
  223. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М., 1989. — Т. 1 -485 е., Т. 2 — 322 с.
  224. П.А. Психология. Учебник. М., 1976. — 512 с.
  225. .А. Как научить учиться. Новосибирск, 1974. — 63 с.
  226. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
  227. Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся 78 классов по предметам физико-математического цикла: Дис канд. пед. наук. М., 1970. — 270 с.
  228. Л. А. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997,16 с.
  229. А.Б. Правонарушение подростка и закон. М., 1990. — 250 с.
  230. В.Н. Формирование готовности студентов к развитию познавательных интересов у учащихся: Общепед. аспект: Дис. канд. пед. наук. -Саратов, 1996.-232 с.
  231. Система психолого-педагогических мероприятий по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся различных возрастных групп/ под ред. A.C. Белкина. Свердловск, 1979. — 47 с.
  232. М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. М., 1971. — 206 с.
  233. В.И. Непременная трудность или активная деятельность (О развитии интереса к учению у школьников)//Математика в школе. 1988. -№ 5. — С.31−33.
  234. Славина J1.C. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. -М., 1958. -214 с.
  235. JI.C. Трудные дети/ под ред. В. Э. Чудновского. М., Воронеж, 1998.-447 с.
  236. М.И. Сила в крике не нуждается: О некоторых психол. приемах воздействия на «трудных» подростков.//Веч. сред, шк.- 1995.- № 1-С.24−29.
  237. И.М. Об измерении интереса на уроках математика/Математика в школе. 1998. — № 5. — С.56−58.
  238. С.Л. От интересов к способностям. М., 1968. — 175 с.
  239. В.Г. Психология трудных школьников. Учебное пособиедля родителей. М.: Издательский центр «Академия», 1996. — 320 с.
  240. В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т./ Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. -М., 1979. 383 с.
  241. А.Е. Предупреждение отклонений в поведении учащихся. -Минск, 1986.-72 с.
  242. .М. Проблемы индивидуальных различий.- М., 1961. 535 с.
  243. Трудный подросток: причины и следствия/ под ред. В. А. Татенко. -Киев, 1985.- 175 с.
  244. Д.С. Развитие интереса к математике. М.: Учпедгиз, 1962.-88 с.
  245. A.A. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, 1987. — 250 с.
  246. Формирование интереса к учению у школьников/ Г. С. Абрамова, Б. М. Грицишин, Л. К. Золотых и др.- под ред. А.К. Марковой- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М., 1986. — 191 с.
  247. Формирование познавательных интересов учащихся// Сб. Ярославль, 1973. — 176 с.
  248. Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе: Учителю математики о педагогической психологии. М. 1983.- 160 с.
  249. Н.Э. Урок «День открытых дверей»: Привитие интереса учащимся IIIX -IX кл. к углубл. изуч. математики в сред. шк.//Математика в шк.- 1995-N2.-С. 6−8.
  250. P.A. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979. — 175 с.
  251. И.Ф. Педагогика. М., Педагогика, 1990. — 575 с.
  252. X. Мотивация и деятельность. М., 1986. — Т. 1 — 1986. -406 с, Т.2- 1986−391 с.
  253. B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. -М. Просвещение, 1977. 128 с.
  254. В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991. — 245 с.
  255. М.С. Исторические экскурсы на уроках математики в средней школе Изд. 2-е испр. и доп. — Минск: «Нар. асвета», 1969 — 110 с.
  256. Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982. — 209 с.
  257. И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 95 с.
  258. И.Г. О развитии познавательного интереса у неуспевающих подростков. В сб.: Педагогические проблемы формирования интересов учащихся. -JI., 1977.
  259. Ю.В., Рукина П. Л. О формировании положительного отношения учащихся к общеобразовательным знаниям и профессии//Советская педагогика. 1961. -№ 1.
  260. В.Ф. Куда исчезли тройки: Из опыта работы школ г. Донецка. М.: Педагогика, 1980. — 136 с.
  261. С.Т. Пед. соч.: В 4 т. М., 1962−1964. -Т. 1 — 503 е.- Т. 2 -492 е.- Т. 3−328 е.- Т. 4−329 с.
  262. Т.А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении: Книга для учителя и школьного психолога. М., Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995. — 268 с.
  263. В. Отношение к учению слабоуспевающих учеников и условия. Влияющие на изменение этого отношения. В кн.: Психические особенности слабоуспевающих школьников. — М., 1984. — С.11 — 77.
  264. И. В. Воспитание познавательных интересов младших учащихся сельской малокомплектной школы в условиях учебного и свободного времени: Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 1994.- 16 с.
  265. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихсяв учебном процессе: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979.- 160 с.
  266. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. — 203 с.
  267. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  268. Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения (в восьмилетней школе). М.: Высшая школа, 1962. — 203 с.
  269. Д.Б. Избранные психологические труды/ под ред. В. В. Давыдова, В.П. Зинченко- АПН СССР. М., 1989. — 554 с.
  270. И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985. — 78 с.
  271. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. — 317 с.
  272. М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М: Просвещение, 1974. — 128 с.
  273. Г. А. Развитие учебно-познавательных интересов младших подростков (На материале учеб. дисциплин по математике): Дис канд. пед. наук. Брянск, 1997. — 176 с.
  274. Blumenfeld, Р.С. et al. «Motivating Project-Based Learning: Sustaining the Doing, Supporting the Learning.» Educational Psychologist, v. 26, nos. 3 & 4, pp. 369−398, 1991.
  275. Brown, A. and A. Palincsar. «Guided, Cooperative Learning and Individual Knowledge Acquisition.» В Knowing, Learning and Instruction. Lauren B. Resnick (Ed.). (Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erbium Associates, 1989, Chapter 13.)
  276. ДабиЬ М. Б. Да ли треба оценьивати ученике на почетку школованьа // Настава и васпитанье 1997 — Т. 46, N 4. — С.447-^158.
  277. Freire P. Pedagogy of the Oppressed. N.Y., 1994.
  278. Franzishka Baumgarten. Les inclinations professionnelles. Ill Conference internationale de psychotechnique. Milan, 1922.
  279. D.L. «Now I understand the rage» of at-risk kids // The education digest. 1997. — T. 63, N 2. — C.32−36
  280. Gelman R. and J. Greeno. «On the Nature of Competence.» BKnowing, Learning and Instruction. Lauren B. Resnick (Ed.). (Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erbium Associates, 1989, Chapter 5.).
  281. Gordon T. Parent effectiveness training. NY, Penguin Putnan, 1975.
  282. Jeanne S., Davis How mastering technology can transform math class // Educational leadership. 1997. — T. 55, N 3. — C. 49−51.
  283. Langeweile. // Paedagogik. 1997. — T. 49, N 9. — C. 5−34.
  284. Li, A. K. F. and G. Adamson. «Motivational Patterns Related to Gifted Students' Learning of Mathematics, Science and English: An Examination of Gender Differences// Journal for Education of the Gifted. v. 18. — no. 3. — Spring 1995. — pp.284−297.
  285. Lin H. -Sh. Enhancing college students' attitudes toward science through the history of science // Proceedings of the National Science Council, Republic of China. 1998. — T. 8.- N 2. — C.86−91.
  286. Maehr, M. and E. Anderson. «Reinventing Schools for Early Adolescents: Emphasizing Task Goals// Elementary School Journal. v. 93. — n. 5. — May 1993. — pp.563−610.
  287. A.N. Maslow Motivation and Personality. -N.Y. 1954.
  288. , J. «A Study of Motivation in the Mathematics Classroom: A Personal Constructs Approach//Journal for Research in Mathematics Education. -v. 26.- no. 3. pp. 254−279. — May 1995.
  289. , S. «Reasons for studying: Motivational orientations and study strategies//Cognition and Instruction. -1988. no. 5. — pp. 269−287.
  290. Pressley, M. et al. «Good Strategy Instruction is Motivating and Interesting.» The Role of Interest in Learning and Development, Renninger, Hide and
  291. Knapp, eds. (Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erbium Associates, 1992, Chapter 14)
  292. Prevention de la violence en milieu scolaire // Bulletin officiel de 'education nationale.- 1996 N 23 — C.1622−1625, 1628,
  293. Sansone, C. and C. Morgan. «Intrinsic Motivation and Education: Competence in Contex// Motivation and Emotion. 1992. — v. 16. — no. 3. -pp.249−270.
  294. Themenheft «Motivationsfoerderung im Unterricht'7 Zusgest. von K.A. Heller, A. Ziegler//Psychologie in Erziehung und Unterricht. 1998. — T. 45. — N 3. — C.161−248.
  295. Zahorik J. Elementary and secondary teachers' reports of how they make learning interesting//The elementary school journal. 1996. — T. 96, N 5. — C.551−564.
  296. Williams В., Woods M. Building on urban learners' experi-ences//Educational leadership. 1997. — T. 54. — N 7. — C.29−32.
  297. White A.T. Keys to the might of motivation//The education digest. -1997. T. 62. — N 7. — C.62−64.
  298. O.B. Лишин Педагогическая психология воспитания. Москва, Инт практической психологии, 1997. — http://alpha.npi.msu/~ptr/lishin
  299. В.А. Далингер Роль персонального компьютера в процессе обучения -http://www.yspu.yar.ru/projects/infomet/activnost302. http://alpha.npi.msu.su/~ptr/lishin/koi/index.htm
  300. Ьйр •.//kapis.www.wkap.nl/kapis/CGI-B ПЧ^ОКЬО^ оигпаШоте. Ыт312. http://www.nctm.org/jrme313. http://www.nctm.org/mtms/mtms.htm314. http://www.nctm.org/mt/mt.htm
  301. Ь11р.7/пэдт.а1Ьапу.еёи:8000/пузт.1ит1316. http://osu.orst.edu/pubs/ssm317. http://stcloudstate.edu/~musings
  302. ВСЕ ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ САЙТЫ С 300 ПО 317 ДАНЫ ПО1. СОСТОЯНИЮ НА МАЙ 2000 Г.
Заполнить форму текущей работой