Введение.
Цель и задачи курса
Поликультурное образование возникло в связи с запросом этнических меньшинств обеспечить гармоничное приобщение детей одновременно и к культуре большинства, и к собственным культурным традициям. Однако в последнее время признается продуктивность поликультурного образования для всех учащихся независимо от принадлежности к меньшинству или большинству — пол и культур пая образовательная модель… Читать ещё >
Введение. Цель и задачи курса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Современное общество характеризуется разнонаправленными, сложно взаимодействующими процессами унификации и диверсификации, глобализации и мультикультурализма. Эти процессы вызывают существенные изменения в системе образования как основном институте целенаправленной социализации. Одно из таких изменений — поликультурное образование, сущностью которого является сопряжение нескольких культурных традиций в целях, содержании, методах и организационных формах образования, приводящее к усвоению его субъектами явлений культурного многообразия как общественной нормы и личностной ценности, а образов культуры и личности — как результатов творческого межкультурного взаимообогащения.
Поликультурное образование возникло в связи с запросом этнических меньшинств обеспечить гармоничное приобщение детей одновременно и к культуре большинства, и к собственным культурным традициям. Однако в последнее время признается продуктивность поликультурного образования для всех учащихся независимо от принадлежности к меньшинству или большинству — пол и культур пая образовательная модель становится основой формирования общегражданской идентичности обучающихся и воспитанников во многих современных обществах.
Российское многонациональное общество становится все более и более многокультурным. Это связано с ростом процессов миграции, официальным признанием прав на самореализацию разных социальных групп, национально-культурным и религиозным возрождением. Поликультурное образование призвано сформировать у учащихся идентичность с культурами определенной социальной группы, сообщества региона, определенного государства, человечества; развить уважение к культурной самобытности, готовность и способность к межкультурному взаимодействию — этот подход наиболее адекватен росту культурного многообразия в России.
Актуальность повышения эффективности поликультурной направленности российского образования вызвала появление Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009)[1] и проекта Концепции поликультурного образования в России (2010)[2] а также соответствующих региональных нормативных правовых актов и программ, например, в Чеченской Республике[3], республикеТатарстан[4], Республике Калмыкия.
учреждений. Поликультурная направленность отражена в федеральных образовательных стандартах общего образования, стандартах профессионального образования третьего поколения для бакалавров и магистров педагогических и психологических специальностей.
Вместе с тем сохраняющиеся факты межкультурнообусловленных конфликтов в подростковой и молодежной среде актуализируют поиск научно обоснованных путей формирования у современных учащихся культуры межнационального общения, готовности и способности к продуктивному межкультурному взаимодействию, интеграции детей-мигрантов в новые социокультурные условия средствами образования. Возникает объективная потребность в разработке современных подходов и моделей поликультурного образования, обеспечивающих существенное повышение эффективности практики в условиях высокой степени неопределенности, роста культурного разнообразия, развития миграционных процессов.
Все вышесказанное обусловливает цель курса «Поликультурное образование» — подготовить студентов к реализации поликультурного образования в современной России.
Задачи курса:
- — рассмотреть историю становления поликультурного образования в США, Западной Европе, России;
- — обсудить теоретические исследования, которые можно использовать при реализации поликультурного образования;
- — осмыслить пути организации поликультурного образования при проведении уроков и внеклассной деятельности;
- — описать способы учета на уроке индивидуальных особенностей учащихся;
- — выявить возможные проблемы взаимодействия учащихся и педагогов в поликультурном классе, а также способы предупреждения их появления и преодоления;
- — помочь оценить уровень подготовленности к практике поликультурного образования.
Учебник призван не только дать студентам информацию о поликультурном образовании, но и помочь формированию у них способности к анализу межкультурных взаимоотношений. В приложениях представлены разнообразные психолого-педагогические технологии, способствующие развитию у будущих педагогов необходимых умений и навыков, связанных с проблемами поликультурного образования, эмоциональной грамотности; сотрудничества; обучению поликультурному образовательному проектированию педагогов-практиков, а также дан сборник проблемных задач (кейсов), посвященных проблемам пол и культурного образования.
В результате изучения курса студент должен:
знать
- • историко-культурные предпосылки поликультурного образования;
- • теоретико-методологические основы поликультурного образования;
- • основные теоретические модели поликультурного образования;
- • психологические и социологические исследования, являющиеся ориентирами при организации поликультурного образования;
уметь
- • использовать психологические и социологические исследования как ориентиры при организации поликультурного образования;
- • оценивать перспективы и риски внедрения поликультурного образования в пространстве конкретного образовательного учреждения;
- • организовывать пространство эффективной межкультурной коммуникации в образовательной среде;
- • организовывать обучение всех заинтересованных участников педагогического процесса по вопросам поликультурного образования;
владеть
- • технологиями анализа проблем межкультурного взаимодействия;
- • методами формирования культуры мира и культуры межнационального общения в рамках воспитательной работы образовательного учреждения;
- • технологиями учета культурного разнообразия в планировании результатов образовательного процесса и оценке достижений ученика.