Констатирующий эксперимент и его анализ
Один из рисунков лишний. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и скажи, какой из рисунков лишний… Объясни почему.». Такая инструкция без упоминания группы позволяет оценить, удерживает ли ребенок структуру материала (на две группы). Второе предъявление: «А теперь постарайся запомнить слова. Повтори холод, рама, клин… и т. д.» (процедура повторяется). Ахутиной Т. В., Иншаковой О. Б… Читать ещё >
Констатирующий эксперимент и его анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация и методы исследования
Одним из первых важных этапов правильной организации проведения логопедической коррекционной работы является своевременное и тщательное проведение обследования ребенка. В литературе по логопедии отмечается большое значение правильного поведения обследования речи и других психических функций у детей с речевыми нарушениями (Левина Р.Е., Миронова С. А., Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. и др.).
Исследовательская работа проводилась на базе центра «Речевого и познавательного развития Криницыной Г. М.», в ней было задействовано 12 детей.
Цель констатирующего эксперимента:
- — изучить уровень развития речеслуховой памяти;
- — составить план работы по решению данной проблемы.
Были использованы следующие методы:
- — изучение документации, педагогической и методической литературы;
- — анализ методического материала;
- — диагностика детей, анализ результатов диагностики.
Приняв решение выявить уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста, мы решили использовать для этого диагностики, разработанные:
— Ахутиной Т. В., Иншаковой О. Б. «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников»;
— Глозман Ж. М., Потаниной А. Ю., Соболевой А. Е. «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте».
табл. 1 Список экспериментальной и контрольной групп.
№. | Экспериментальная группа. | №. | Контрольная группа. |
Жуков Андрей. | |||
Даша. | |||
Моисеев Костя. | |||
Пахомов Дима. | |||
Слезкина Вика. | |||
Хан Валера. |
Инструкция по Ахутиной Т. В., Иншаковой О. Б. «Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников» по исследованию рече-слуховой памяти состоит из нескольких этапов.
Первое предъявление: «Мы сейчас будем повторять слова. Послушай внимательно и повтори их: холод, рама, клин. Повтори… А теперь послушай другие слова: гость, риск, дождь. Повтори… Какие были первые слова… Какие были вторые слова…».
Второе предъявление: «А теперь постарайся запомнить слова. Повтори холод, рама, клин… и т. д.» (процедура повторяется).
Третье предъявление: «Повтори еще раз: холод, рама, клин… и т. д.» (процедура повторяется в последний раз).
Заполненная пауза (по гомогенной интерференции может быть дано, например задание на счет).
«Посчитай: от 1 до 10; от 10 до 1; от 3 до 7; от 8 до 4».
Отсроченное воспроизведение: «Вспомни слова, которые ты запоминал». Если ребенок не делит слова на групп, у него спрашивают: «Какие слова были в первой группе, а какие — во второй группе?».
Такая инструкция без упоминания группы позволяет оценить, удерживает ли ребенок структуру материала (на две группы).
Каждая группа слов предъявляется без пауз. Слова предъявляются 3 раза вне зависимости от успешности выполнения.
Инструкция поГлозман Ж.М., Потаниной А. Ю., Соболевой А. Е. «Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте» состоит из нескольких этапов.
Первый тест: «Мы сейчас будем повторять слова. Послушай внимательно и повтори их: кот, лес, брат, дождь, рука, друг, снег. Повтори…». 3 предъявления, возможно дополнительное (4) предъявление для детей, не достигших возрастного норматива к третьему предъявлению.
Второй тест: «Четвёртый лишний». Ребёнку предъявляются 4 картинки с 4 рисунками на каждой из страниц.
Один из рисунков лишний. Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и скажи, какой из рисунков лишний… Объясни почему.».
Третий тест: «Составление рассказа по картинке «Разбитая чашка». Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и расскажи что случилось».
Четвёртый тест: «По серии предварительно разложенных картинок рассказа «Щенок». Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки и расскажи что случилось».
Пятый тест: Пересказ текста «Сережа» с опорой на вопросы.
Инструкция: «Сейчас я тебе прочитаю рассказ слушай внимательно.
Всякой вещи свое место: Сережа, как проснется, так начинает свои вещи разыскивать: один носок у него на стуле, другой — под столом, один ботинок под кроватью, другого в комнате нет. Возится Сережа каждое утро и в школу опаздывает".
1−2 предъявления и пересказ с опорой на вопросы логически связанной информации, включающего 7 смысловых элементов: проснулся, ищет, носки на столе и под столом, ботинок под кроватью, нет другого ботинка в комнате, возится, опоздал.
«А теперь ответь на вопросы:
- 1) Почему Сережа опаздывает в школу?
- 2) Что нужно сделать Сереже, чтобы не опаздывать в школу?"
Шестой тест: «Понимание логико-грамматических отношений».
Инструкция: «Внимательно посмотри на картинки и расскажи, что на них нарисовано».