Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Информационное обеспечение развития районной образовательной системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в образовательной системе Советского района г. Челябинскаосновные положения и выводы исследования рассматривались на международном симпозиуме, посвященном развитию инноваций в образовании в г. Сочи (1997), на семинаре «Информационные технологии в управлении развитием образовательной системы» для специалистов органов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Информационное обеспечение развития районной образовательной системы как педагогическая проблема
    • 1. 1. Состояние проблемы информационного обеспечения развития районной образовательной системы
    • 1. 2. Теоретическое обоснование системы информационного обеспечения развития районной образовательной системы
    • 1. 3. Технология информационного обеспечения развития районной образовательной системы
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно — экспериментальная работа по реализации системы информационного обеспечения развития районной образовательной системы
    • 2. 1. Организация и проведение педагогического эксперимента
    • 2. 2. Реализация системы информационного обеспечения развития районной образовательной системы
    • 2. 3. Экспериментальная проверка эффективности системы информационного обеспечения развития районной образовательной системы
  • Выводы по второй главе

Информационное обеспечение развития районной образовательной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в стране в начале 90-х годов, обусловили необходимость радикального реформирования всей системы образования, основные идеи и принципы которой были закреплены в законе РФ «Об образовании». Это:

• смена парадигмы образования с личностно отчужденной на личностно ориентированную, следствием которой является необходимость адаптации образования к потребностям и возможностям личности;

• утверждение принципов демократизации, гуманизации, гуманитаризации и вариативности образования, децентрализация управления образованием и автономизация образовательных учреждений.

Практическая реализация закона представлена широким диапазоном направлений, среди которых можно выделить основные:

1. Формирование системы дифференцированных образовательных услуг, направленных на удовлетворение изменяющихся образовательных запросов населения как внутри отдельно взятого образовательного учреждения, так и внутри локального образовательного пространства (города, района).

2. Создание и апробация моделей новых типов и видов образовательных учреждений.

Поскольку теория и практика отечественной педагогики не в полной мере обеспечивали потребности образования в научно-обоснованных рекомендациях и разработках для реализации указанных направлений, возникла необходимость осуществления исследовательской, экспериментальной работы и внедрения в практику нововведений, связанных с изменением содержания образования, созданием и освоением технологий обучения и воспитания, адекватных потребностям детей, а также нововведений в управление образовательными системами в новых условиях.

Однако, несмотря на прогрессивность намерений субъектов образовательной деятельности, к середине десятилетия было выявлено противоречие между ориентацией образовательной системы на развитие, т. е. наращивание положительных результатов образования в соответствии с поставленными целями и реальным снижением их качества, выраженное в следующих негативных тенденциях:

• нарушение принципа преемственности и релевантности содержания образования, вызванные необдуманным, необоснованным экспериментированием с учебными планами и программами, что породило угрозу сохранения единого образовательного пространства;

• падение качества результатов образования, выраженное в уровне обученности учащихся по базовым дисциплинам учебного плана, зафиксированное как на федеральном уровне, так и на уровне локальных образовательных систем;

• ухудшение здоровья учащихся, вызванное перегрузками в учебной деятельности;

• нарушение требований доступности и бесплатности образования и т. д.

Указанные негативные тенденции свидетельствовали о наличии проблем, связанных с недостаточной эффективностью управления образованием на всех уровнях управленческой вертикали: от управления образовательными учреждениями и локальными образовательными системами (районной, городской) до управления на федеральном уровне. В этой связи актуальность проблемы использования новых научно обоснованных подходов к управлению образованием в условиях реализации целей развития, потребность в научном обеспечении и обосновании управленческой деятельности становится очевидной и необходимой на всех уровнях управления отраслью.

Основываясь на утверждении авторов исследований в области образовательных систем о том, что одним из факторов эффективного развития образования является управление, а одним из основополагающих условий эффективного управления является его информационное обеспечение, можно сделать вывод о том, что фактором развития является управление, обеспеченное информацией. Учитывая, что сама информация является продуктом информационного обеспечения, можно предположить, что система информационного обеспечения также является фактором, обеспечивающие развитие образовательной системы.

По утверждению В. Г. Афанасьева [12] отсутствие надежной информацииисточник субъективизма, необоснованных решений и действий. Поэтому сбор и переработка информации, ее эффективное использование является необходимой, существенной чертой управления, пронизывающей все его уровни и функции. Необходимость, полезность информации обеспечивается совокупностью выделенных показателей, характеризующих различные стороны объектов управления и результатов образования в их взаимосвязиметодами и средствами получения информации, соответствующих выделенным показателямметодами и средствами обработки и хранения информациикомпетенцией и компетентностью субъектов информационной деятельности, а также каналами движения информации как внутри управляющей системы, так и между ней и управляемой системой [12,16, 50,51,153,183 и др.].

Это обуславливает необходимость изучения теоретико-методологических и технологических основ его (информационного обеспечения) конструирования.

Анализ научной литературы показал разную степень отражения в публикациях вопросов, относящихся к информационному обеспечению в целом и его отдельных компонентов.

В педагогике в большей степени изучены методы получения информации и • ее обработки (С.И. Архангельский, М. И. Грабарь, И. Ингекамп, Н. В. Кузьмина, Ю. А. Конаржевский, В. И. Михеев, В. П. Симонов, Н. Н. Тулькибаева, Т. К. Чекмарева, С. Ю. Черепанов, Т. И. Шамова, О. Г. Хомерики, G.K.Cunningham, S. Siegel, S.J.Gould и др.).

В сфере управления образованием достаточно полно исследован и широко используется на практике мониторинг отдельных направлений педагогической деятельности, который может быть рассмотрен как составляющая информационного обеспечения (В.А.Кальней, А. Н. Майоров, Д. Ш. Матрос, Н. Н. Мельникова, С. Е. Шишов, Д.М.Полев).

Отдельные аспекты информационного обеспечения управления представлены в работах Н. Г. Аванесова, А. А. Орлова (подходы к созданию информационной системы школы), В. С. Татьянченко (методические указания по формированию информационных систем школ), П. И. Третьякова информационно-аналитическое обеспечение управления). Теоретико-ф методологическим основаниям информационного обеспечения управления образованием посвящен ряд работ Г. Н. Серикова.

Однако, представляя ценность по каждому выделенному одному или нескольким аспектам, материалы данных работ в отдельности не удовлетворяют потребности образовательной системы районного уровня в комплексе оснований для создания системы информационного обеспечения. Это определило необходимость обращения к исследованиям в области управления и информационных технологий М. Альберта, В. Г. Афанасьева, Е. М. Бабосова, В. В. Година, В. М. Глушкова, В. Н. Иванова, А. Р. Каньковской И.К.Корнеева, О. Т. Лебедева, М. Х. Мескона, Г. А. Титоренко, Ф. Хедоури и др., в которых изложены теоретические основы информации, ее функции и задачи в управлении, особенности информационного обеспечения управления социальными системами.

Названные исследователи рассматривают основные понятия, состав и структуру информационного обеспечения управления организацией, универсальные подходы к формированию как отдельных компонентов, так и системы в целом, знание которых, безусловно, необходимо, но недостаточно для создания системы информационного обеспечения развития районной образовательной системы. В этой связи возникает необходимость разрешения следующих противоречий: • • между возросшими информационными потребностями субъектов образовательной деятельности, вызванными увеличением и усложнением стоящих перед образовательной системой задач, и недостаточным информационным обеспечением;

• между необходимостью информационного обеспечения развития районной образовательной системы и недостаточной разработанностью теоретико-методологических и технологических оснований его создания;

• между интенсивным развитием современных информационных л технологий и недостаточным их использованием как в управлении районной образовательной системой, так и в управлении образовательными учреждениями.

Существование данных противоречий определило актуальность проблемы исследования, заключающейся в поиске ответа на вопрос, каким должно быть информационное обеспечение развития районной образовательной системы.

Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Информационное обеспечение развития районной образовательной системы».

Цель исследования — создание научно-обоснованной системы информационного обеспечения развития районной образовательной системы.

Объект исследования — районная образовательная система.

Предмет исследования — информационное обеспечение районной образовательной системы.

Гипотеза исследования — в районной образовательной системе будут достигнуты поставленные цели развития, если:

• информационное обеспечение является системой, цели которой направлены на удовлетворение возрастающих информационных потребностей субъектов управленческой и педагогической деятельности;

• в системе информационного обеспечения на основе комплексного и междисциплинарного подходов интегрированы следующие подсистемы: динамическая, представляющая деятельность по преобразованию первичной информации в информацию, полезную для потребителя, и статическая, объединяющая содержательные, организационные и современные технические, в том числе компьютерные атрибуты деятельности;

• разработана технология реализации системы информационного обеспечения и технология получения, обработки и предъявления информации субъектам управленческой и педагогической деятельности на основе использования современной компьютерной, телекоммуникационной и организационной техники, исходя из определенной цели: осуществления контроля или исследования педагогического факта или явления.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить состояние проблемы информационного обеспечения развития районной образовательной системы.

2. Разработать и теоретически обосновать систему информационного обеспечения развития районной образовательной системы, направленную на удовлетворение возрастающих информационных потребностей субъектов управленческой и педагогической деятельности и интегрирующую две подсистемы: динамическую, представляющую деятельность по преобразованию информации, и статическую, объединяющую содержательные, организационные и современные технические атрибуты деятельности.

3. Разработать технологию организации информационного обеспечения, представленную в двух видах: как проект реализации системы информационного обеспечения развития образовательной системы и как информационную технологию — упорядоченную в логической последовательности совокупность процедур и операций по преобразованию исходной информации в информацию полезную для субъектов педагогической и управленческой деятельности с использованием современной компьютерной, телекоммуникационной и множительной техники.

4. Разработать методические рекомендации по совершенствованию районной образовательной системы на основе информационного обеспечения. Теоретико — методологической основой исследования послужили:

1. Базовые положения диалектики познания, диалектической теории о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений.

2. Методологические подходы:

• системный, представленный в исследованиях А. И. Аверьянова, И.В.

Блауберга, В. Г. Афанасьева, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина;

• междисциплинарный и комплексный, представленные в работах Э.Н.

Гусинского, В. М. Полонского, Б. С. Гершунского.

3. Исследования в областях управления (М.Альберт, В. Г. Афанасьев, Е. М. Бабосов, М. Х. Мескон, Г. Х. Попов, А. А. Радугин, Ф. Хедоури и др.), прикладных аспектов теории информации (В. В. Годин, А. Р. Каньковская, И. К. Корнеев, О. Т. Лебедев, А. Д. Урсул и др.), управления образованием (B.C. Лазарев, Ю. А. Конаржевский, М. М. Поташник, А. М. Моисеев, Е. В. Ткаченко, П. И Третьяков и др.), методологии педагогических исследований (С.И. Архангельский, В. П. Беспалько, К. Ингекамп,.

H.В.Кузьмина, Т. Н. Шамова, Н. Н Тулькибаева. и др.). Методами решения задач исследования являлись:

I. Сравнительный и ретроспективный анализ литературы по вопросам теории и практики информационного обеспечения, управления, педагогики, психологии.

2. Синтез и классификация полученной научной информации.

3. Изучение продуктов управленческой деятельности.

4. Социологические, психологические и педагогические методы исследований педагогических условий и результатов образования:

• педагогическая и психологическая диагностика;

• анкетирование;

• экспертное оценивание состояния выделенных компонентов районной образовательной системы и результатов образования.

5. Анализ, синтез, обобщение, сравнение результатов исследования.

6. Проблемно-ориентированный анализ полученных результатов.

7. Методы математической статистики при обработке данных психологической диагностики.

База исследования. Исследование осуществлялось в образовательной системе Советского района г. Челябинска, сеть которой представлена 17 общеобразовательными учреждениями, 36 учреждениями дошкольного образования, а также районным органом управления, в состав которого входит аппарат управления и службы сопровождения: психолого-диагностический центр, медико-психолого-педагогическая комиссия, а также служба информационно-аналитического обеспечения.

Всего исследованием было охвачено 123 представителя различных уровней управления (районное управление по делам образования, службы сопровождения, образовательные учреждения, общественно-профессиональные формирования) — 823 выпускника начальной школы, 1991 выпускник основной и средней школы.

Исследование осуществлялось в период 1995 по 2002 г.г. и состояло из четырех этапов.

На первом этапе (1995;1997) — поисково-теоретическом — изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике педагогики и управления образованиемпроводился анализ литературы по философии, теории управления и информатикеисследований в области управления образованием, педагогики и психологии. Были изучены и осмыслены методологические и теоретические основы исследования. Определены теоретико-методологические основания создания системы информационного обеспечения развития районной образовательной системы. Осуществлен анализ имеющихся проблем в результатах образования за период 1990;1995гг. Определены объект, предмет, рабочие формулировки цели, задач, гипотезыпредполагаемая научная новизна и практическая значимость, а также база исследования.

Ведущими методами на данном этапе исследования являлись теоретический анализ литературыпроблемно-ориентированный анализ результатов образования в районе.

На втором этапе (1997;1998) — поисково-констатирующем — изучалось существующее состояние районной образовательной системы и ее информационного обеспечения. Ведущими методами исследования являлись диагностика и анализ состояния внутренних условий образовательной системы (качество педагогического персонала, содержания образования, реализуемого в образовательных учреждениях, учебно-методических комплексов), а также информационного обеспечения с использованием методов анкетирования и экспертных оценокдиагностика результатов образования (обучения и развития) — экспертная оценка качества продуктов управленческой деятельности анализов и планов деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений района, информационного обеспечения управления образовательными учреждениями).

На третьем этапе (1998;2000) — опытно-экспериментальном — проводился формирующий этап эксперимента, в ходе которого в соответствии с разработанной технологией была реализована система информационного обеспечения. Экспериментальная работа заключалась в проверке и корректировке следующих элементов системы: организационной структуры информационного обеспеченияпоказателей и критериев, идентифицирующих состояние образовательной системы и результаты образования в районеметодов получения и обработки информации, в том числе программного обеспечения. Была осуществлена теоретическая и практическая подготовка педагогов и членов управленческого звена по вопросам формирования системы информационного обеспечения и эффективного использования информации в практической деятельности.

Ведущими методами исследования на данном этапе являлись изучение информационного обеспечения районной образовательной системы через анкетирование членов управленческого звена административного и общественно-профессионального уровнейэкспертная оценка информационного обеспечения образовательных учрежденийпроблемно-ориентированный анализ полученной информации.

На четвертом этапе (2000;2002) — контрольно-обобщающем — проводился оценочный эксперимент, в ходе которого осуществлено обобщение и оценка результатов опытно-экспериментальной работы: обработка и анализ эмпирических данных, их интерпретация и обобщениеразработаны методические рекомендации по совершенствованию управления районной образовательной системой на основе информационного обеспеченияоформлена диссертационная работа.

Ведущими методами на данном этапе являлись педагогическая и психологическая диагностика результатов обучения и развитиясравнительный анализ состояния продуктов управленческой деятельности, созданных педагогических условий, результатов образованияобобщение полученных результатов.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается применением в ходе исследования теоретических и эмпирических методов научного познанияопорой на современные исследования проблемы развития образовательной системы и факторов его обеспечивающих в теории педагогики и управления образованиемопорой на современные достижения в области информационного обеспеченияанализом научных и практических публикаций по проблеме информационного обеспечения образованиякомплексной методикой исследований эффективности созданной системы информационного обеспечениясравнительным анализом полученных данных, объективность которых обеспечивалась независимостью процедуры проведения и оценки отдельных направлений исследованиявоспроизводимостью результатов исследованийрепрезентативностью полученных данных, их качественным и количественным анализом.

Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Создана система информационного обеспечения развития районной образовательной системы, отличительная особенность которой заключается в интеграции двух подсистем: динамической, представляющей деятельность по получению, обработке, предъявлению информации, и статической, объединяющей содержательный, организационный и современный технический атрибуты этой деятельности. Методологическим основанием создания и функционирования системы являются комплексный и междисциплинарный подходы.

2. Разработана технология организации информационного обеспечения развития районной образовательной системы, которая выступает в двух видах: как проект, содержащий упорядоченную в логической последовательности совокупность процедур и операций, направленный на реализацию системы информационного обеспечения в образовательной системе, и как информационная технология — упорядоченная в логической последовательности совокупность процедур и операций по преобразованию исходной информации в информацию полезную для субъектов педагогической и управленческой деятельности с использованием современной компьютерной, телекоммуникационной и организационной техники в соответствии с поставленной целью: исследованием педагогического факта, явления или осуществлением контроля соблюдения установленных стандартов, норм или требований.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены теоретико-методологические основания создания информационного обеспечения развития районной образовательной системы, которые заключаются в использовании системного, междисциплинарного и комплексного подходов к определению системных качеств информационного обеспечения: морфологического состава и структуры системы, ее функций и системообразующего фактора. Компоненты системы информационного обеспечения определены в соответствии с положениями педагогики, социального управления, информатики, психологии, дефектологии.

Расширены и уточнены такие понятия исследования как «управленческая информация» в контексте ее использования в преобразовании компонентов образовательной системы, «система информационного обеспечения развития районной образовательной системы».

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны методические рекомендации по совершенствованию районной образовательной системы на основе созданной системы информационного обеспечения, технологии ее реализации и технологии получения, обработки и предъявления информации субъектам образовательной деятельности в соответствии с поставленной целью: осуществлением контроля или исследования. Результаты проведенного исследования нашли отражение в публикациях автора, посвященных информационному обеспечению управления отдельными направлениями деятельности в районной образовательной системе.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие районной образовательной системы определяется системой информационного обеспечения, направленной на удовлетворение возрастающих информационных потребностей участников образовательной деятельности. Отличительная особенность системы заключается в интеграции двух подсистем: динамической, представляющей деятельность по получению, обработке, предъявлению информации, и статической, объединяющей содержательный, организационный и современный технический атрибуты этой деятельности. Методологическим основанием создания и функционирования системы являются комплексный и междисциплинарный подходы.

2. Технология организации информационного обеспечения развития районной образовательной системы выступает в двух видах: как проект, содержащий упорядоченную в логической последовательности совокупность процедур и операций, направленный на реализацию системы информационного обеспечения в образовательной системе, и как информационная технологияупорядоченная в логической последовательности совокупность процедур и операций по преобразованию исходной информации в информацию полезную для субъектов педагогической и управленческой деятельности в соответствии с поставленной целью: исследованием педагогического факта, явления или осуществлением контроля соблюдения установленных стандартов, норм или требований с использованием современной компьютерной, телекоммуникационной и организационной техники.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялись в образовательной системе Советского района г. Челябинскаосновные положения и выводы исследования рассматривались на международном симпозиуме, посвященном развитию инноваций в образовании в г. Сочи (1997), на семинаре «Информационные технологии в управлении развитием образовательной системы» для специалистов органов управления образованием г. Челябинска (1999) — семинаре для специалистов органов управления образованием Челябинской области «Информационное обеспечение управления воспитанием и дополнительным образованием» (2001) — ежегодных научно-практических конференциях для педагогов и руководителей Советского района г. Челябинскарегиональной конференции «Управление специальным (коррекционным) образованием» (2000) — на обучающем семинаре для руководителей образовательных учреждений Калачевского района Омской области (2000) — курсах повышения квалификации специалистов районных управлений образования области (1999), заместителей руководителей школ по научно-методической работе (2000) — семинарах для педагогов Советского района г. Челябинска «Использование результатов диагностических исследований в организации образовательного процесса" — семинаров для руководителей района «Создание системы информационного обеспечения управления образовательным учреждением».

Выводы по 2 главе.

В соответствии с теоретическими основами научной организации педагогических исследований, положениями, определяющими сущность и задачи эксперимента как особого исследовательского метода, нами была проведена экспериментальная работа по определению достоверности выдвинутой гипотезы.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в соответствии с поставленными задачами и планом их реализации. Были проведены констатирующий, формирующий и оценочный эксперименты.

На этапе констатирующего эксперимента мы определили исходное состояние районной образовательной системы по показателям качества ее компонентов и результатов, а также состояние существующего в районе информационного обеспечения развития образовательной системы на основе методологии системного, комплексного и междисциплинарного подходов, с использованием показателей и критериев, разработанных на основе теории управления образованием, информатики, психологии, требований документов Министерства образования РФ. Результаты исследования свидетельствовали о наличии достаточно большого количества фактов, имевших отрицательную оценку.

В ходе формирующего эксперимента в соответствии со спецификой его особенностей и определенными нами задачами относительно данной части исследования, с учетом выявленных в ходе констатирующего эксперимента проблем, в соответствии с разработанной технологией была реализована созданная система информационного обеспечения развития районной образовательной системы с одновременной корректировкой ее компонентов. В ходе эксперимента были уточнены и откорректированы следующие элементы системы: компетенция субъектов информационной деятельности относительно информационного обеспечения и структура информационно-коммуникативных связей в управляющей системе и между управляющей и управляемой системамипоказатели, идентифицирующие состояние образовательной системыметоды и средства получения и обработки информациисоздана материально-техническая база и локальная информационная сеть. Была осуществлена теоретическая и практическая подготовка педагогов и членов управленческого звена по вопросам использования информации в практической деятельности, создания систем информационного обеспечения управления в образовательных учреждениях и использования информационных технологий.

Изучение качественных характеристик реализованной системы информационного обеспечения развития образовательной системы района свидетельствовало о положительной оценке субъектами управления ее компонентов и системы в целом. В результате осуществленной подготовки педагогического персонала выросла его компетентность в вопросах получения и применения информации, что способствовало созданию преемственных с районной систем информационного обеспечения в образовательных учреждениях.

Методологической базой проведения оценочного эксперимента являлись соответствующие положения теоретических основ научной организации педагогических исследованийисходные концептуальные положения об эффективности информационной системы и эффективности управления районной образовательной системойположения теории управления, педагогики, психологии, а также государственные образовательные стандарты. В соответствии с предназначением эксперимента и поставленными нами задачами мы осуществили изучение состояния образовательной системы и ее результатов по показателям, выделенным на этапе констатирующего эксперимента. На основе полученных данных был проведен сравнительный анализ состояния районной образовательной системы до и после реализации системы информационного обеспечения. Результаты анализа констатировали наличие позитивных изменений по выделенным показателям образовательной системы и их соответствие предполагаемым результатам. Таким образом, ъ соответствии с исходными концептуальными положениями об эффективности нами был сделан вывод о том, что созданная и реализованная система информационного обеспечения эффективна и предопределила развитие образовательной системы, следовательно, сформулированная нами гипотеза подтвердилась.

Заключение

.

Проведенное исследование позволило высказать следующие общие положения.

1. Реализация новой для отечественной науки и практики личностно-ориентированной парадигмы образования требует создания педагогических условий на основе информации об образовательных потребностях населения, особенностях развития и познавательных интересов учащихся и воспитанников.

При ориентации образовательной системы на развитие, т. е. положительные изменения в ее компонентах и результатах образования остро встает вопрос качества информации, т. е. соответствия ее требованиям потребителейсубъектов управленческой и педагогической деятельности для принятия обоснованных решений относительно создания условий совершенствования системы. Качественные характеристики информации определяются специально организованной деятельностью — информационным обеспечением.

2. В рамках реализации задачи исследования состояния проблемы информационного обеспечения образования в теории и практике педагогики, были изучены научные публикации, а также описание опыта по рассматриваемой проблеме за последние 30 лет. Результаты ретроспективного анализа показали высокий уровень разработанности отдельных аспектов информационного обеспечения: педагогических методов получения и обработки информации о результатах образования и образовательном процессепонятие, структура и функции образовательного мониторинга, который в настоящее время широко используется в педагогической практике и практике управления образованием. Анализ научной литературы по проблеме исследования показал ее актуальность, а также позволил определить необходимость и возможность дальнейшего совершенствования образовательной системы на основе информационного обеспечения.

3. В рамках решения задачи создания и теоретического обоснования системы информационного обеспечения развития районной образовательной системы на основе междисциплинарного, комплексного, системного, а также прагматического подходов, в соответствии с положениями теории социального управления и информатики создана система информационного обеспечения, определен базовый понятийный аппарат исследования, а именно уточнены и расширены следующие понятия: «управленческая информация», «система информационного обеспечения развития районной образовательной системы», а также отобраны и уточнены понятия, характеризующие основные элементы созданной системы.

Управленческая информация в контексте ее использования в управлении районной образовательной системой истолковывается как совокупность сведений об образовательной системе района, а также окружающей среды, необходимых для активного воздействия на образовательную систему с целью реализации стоящих перед ней задач развития.

Система информационного обеспечения развития районной образовательной системы — есть взаимосвязанное единство двух подсистем: динамической, представляющей деятельность по получению, обработке и предъявлению информации потребителям, и статической, интегрирующей содержательные, организационные и современные технические атрибуты деятельности.

Выделены качественные характеристики информации, необходимые в управленческой и педагогической деятельности, которые обеспечиваются компонентами системы информационного обеспечения и их взаимодействием.

В соответствии с определенными методологическими основаниями сформулированы принципы создания и функционирования информационного обеспечения:

• системность (соответствие структуры и содержания выделенных подсистем его целям и задачам, которые отражают информационные потребности субъектов педагогической и управленческой деятельности);

• научность (содержание каждого компонента системы и ее структура должны быть соотнесены с основополагающими требованиями педагогики, психологии, социального управления);

• комплексность и междисциплинарность (интеграция в получении и обработке информации методов и средств педагогики, психологии, социологии, менеджмента, информатики и т. д.).

Созданное информационное обеспечение отвечает всем признакам системы: его внутренние свойства определяются морфологическим, структурным, функциональным и интегративным аспектами, которые в сжатом виде могут быть представлены:

• составом системы, в котором выделены две связанные между собой подсистемы: динамическая и статическая, а также элементы, входящие в каждую подсистему;

• связями между подсистемами и элементами, которые в созданной системе относятся к связям управления и функционирования;

• основной функцией системы, заключающейся в обеспечении процесса принятия управленческих решений относительно создания условий развития образовательной системы;

• системообразующим фактором, которым являются цель системысоздание информационной среды, формирующей целостное представление об актуальном и потенциальном состоянии образовательной системы и факторах, оказывающих влияние на ее функционирование и развитие.

4. В соответствии с задачами исследования на основе теоретического обоснования системы информационного обеспечения была разработана технология организации информационного обеспечения развития районной образовательной системой.

Методологическим основанием создания технологии послужили междисциплинарный и системный подходы, а также базовое понятие «технология», заимствованное из технических наук и экстраполированное в общем плане на социальную сферу и конкретно — на сферу управления образованием. Определено значение понятия «технология» и разработана технология информационного обеспечения, которая выступает в двух видах:

• как проект, содержащий упорядоченную в логической последовательности совокупность процедур и операций, направленный на организацию информационного обеспечения в образовательной системе. Результатом реализации технологии является функционирующая система информационного обеспечения районной образовательной системы.

• информационная технология — упорядоченная в логической последовательности совокупность процедур и операций по преобразованию исходной информации в информацию, полезную для субъектов управленческой и педагогической деятельности с использованием современной компьютерной, телекоммуникационной и организационной техники.

В соответствии с выделенными классификационными признаками созданная информационная технология имеет следующие отличительные особенности, обусловленные спецификой технических атрибутов:

• по степени централизации технологического процессакомбинированная технология;

• по степени охвата задач управления — автоматизированная обработка данныхэлектронный офис;

• по способу построения сети — локальная.

В зависимости от цели получения информации технологии классифицированы на информационную технологию контроля и информационную технологию исследования педагогического факта или явления.

Продуктом технологии является информация с заданными качественными характеристиками о состоянии компонентов образовательной системы и результатах образования, на основании которой принимается управленческое решение относительно создания условий дальнейшего совершенствования и развития районной образовательной системы.

5. В соответствии с поставленными задачами и методологией осуществления опытно-экспериментальной работы, а также методологией системного, комплексного и междисциплинарного подходов, осуществлен констатирующий эксперимент, который позволили определить исходное состояние образовательной системы, результатов ее функционирования и исходное состояние информационного обеспечения развития образовательной системы.

В качестве критериев, используемых для проведенного исследования, были определены требования документов Министерства образования РФ к уровню подготовки учащихся по конкретным учебным дисциплинам, к содержанию образования, учебно-методическим комплексам, а также требования к информационному обеспечению и продуктам управленческой деятельности, разработанные на основе теоретических положений социального управления и информатики. Результаты исследования свидетельствуют о наличии достаточно большого количества фактов, имевших отрицательную оценку. 6. В соответствии с методологией проведения формирующего эксперимента осуществлена реализация созданной системы информационного обеспечения развития районной образовательной системы.

В ходе эксперимента были уточнены и откорректированы следующие элементы системы: компетенция субъектов информационной деятельности относительно информационного обеспечения и структура информационно-коммуникативных связей в образовательной системе района, в том числе в управляющей системе и между управляющей и управляемой системамипоказатели, идентифицирующие состояние образовательной системыметоды и средства получения и обработки информациисоздана материально-техническая база и локальная информационная сеть. Была осуществлена теоретическая и практическая подготовка педагогов и членов управленческого звена по вопросам использования информации в практической деятельности, создания систем информационного обеспечения в образовательных учреждениях и использования современных информационных технологий.

Изучение качественных характеристик реализованной системы информационного обеспечения развития образовательной системы района свидетельствует о положительной оценке субъектами управления ее компонентов и системы в целом. Преимущества созданной и реализованной системы заключаются в следующем:

• возможность получения качественной, комплексной, соответствующей потребностям потребителей информации о состоянии компонентов образовательной системы и результатах образования;

• значительное сокращение бумажного документооборота;

• исключение возможности потери и искажения информации при использовании телекоммуникационной техники;

• оптимизация информационных потоков, циркулирующих в образовательной системе, их соответствие компетенции пользователей;

• значительное сокращение времени обработки информации;

• широкий спектр возможностей, предлагаемых прикладными компьютерными программами при обработке и хранении информации;

• возможность доступа потребителей к базам данных.

В результате осуществленной подготовки педагогического персонала выросла компетентность в вопросах получения и применения информации, что способствовало созданию преемственных с районной систем информационного обеспечения в образовательных учреждения.

7. Проведенный оценочный эксперимент позволил определить эффективность созданной системы информационного обеспечения по установленным критериям: положительным изменениям в качестве продуктов управления, создавших предпосылки для положительных изменений в качестве педагогических условий, которые в свою очередь обеспечили рост результатов образования. Таким образом, отмечаем, что сформулированная нами гипотеза подтвердилась.

В результате исследования нам удалось доказать, что были достигнуты поставленные цели развития районной образовательной системы при создании и реализации информационного обеспечения являющегося системой, цели которой определяются информационными потребностями субъектов управленческой и педагогической деятельностив ее составе на основе комплексного и междисциплинарного подходов интегрированы подсистемы: динамическая, представляющая деятельность по преобразованию первичной информации в информацию, полезную для потребителя, и статическая, объединяющая содержательные, организационные и современные технические атрибуты деятельностиреализация системы информационного обеспечения, а также преобразование информации осуществлено в соответствии с разработанной технологией на основе, использования современной компьютерной, телекоммуникационной и организационной техники, исходя из поставленной цели: осуществления контроля или исследования педагогического факта или явления.

8. В соответствии с рассмотренными теоретическими основаниями и разработанной технологией созданы и опубликованы методические рекомендации по совершенствованию районной образовательной системы на основе информационного обеспечения.

Однако мы должны отметить, что выполненная работа не исчерпывает всех проблем информационного обеспечения развития образовательной системы. В процессе разработки находятся диагностические материалы для осуществления комплексных исследований результатов воспитанияв стадии освоенияквалиметрические методы, методы корреляционного и факторного анализа, применение которых позволит повысить корректность установления причинно-следственных связей и обоснованность управленческих решений относительно создания педагогических условий, адекватных образовательным потребностям и способностям детского населения района.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Г. Компьютер в управленческой деятельности // Сов. педагогика.- 1987.-№ 1.- 40−43.
  2. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы.-М.: Политиздат, 1985.- 263 с.
  3. Автоматизированные информационные технологии в экономике /Под ред. Г. А. Титоренко. М.: Компьютер: Изд. об-ние «ЮНИТИ», 1998.- 399 с.
  4. Автоматизированная система научно-педагогической информации: Сб. науч. тр. /АПН СССР, НИИ теории и истории педагогики. М.: НИИТИИП, 1991 .117 с.
  5. Актуальные проблемы управления качеством образования. Вып.1.-Челябинск, 1999.- 164 с.
  6. А. Психологическое тестирование: В 2 т.- М.: Педагогика, 1982.-Т.1−318 е.- Т.2.- 295 с.
  7. В.И. «Шпионские штучки» и устройства для защиты объектов и информации: Справ, пособие. СПб.: Лань, 1996.- 260 с.
  8. С.И., Михеев В. И., Перельцвайг Ю. М. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований,— М.: Знание, 1975.- 43 с.
  9. С.И., Михеев В. И. Теоретические основы научной организации педагогических исследований.- М.: Знание, 1976.- 27с.
  10. Ю.Афанасьев В. Г. Научное управление обществом: Опыт системного исследования.- М.: Политиздат, 1973.- 392 с.
  11. П.Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981.- 432 с.
  12. В.Г. Социальная информация и управление обществом.- М.: Политиздат, 1975.- 408 с.
  13. П.Афанасьев Э. В., Ярошенко В. И. Эффективность информационного обеспечения управления. -М.: Экономика, 1987.- 109 с.
  14. В.Г., Баглай М. В., Беляев А. А. Социальный менеджмент. -М.: Бизнес-шк. «Интел-Синтез», 2000.- 384 с.
  15. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.-М.: Педагогика, 1982.-192 с.
  16. Е.М. Социология управления, — Минск: ТетраСистемс, 2001.
  17. А.В. Управленческое обеспечение учебного процесса.- Киев: Киев, ун-т, 1989, — 72с.
  18. Р.П. Управленческая деятельность в сфере образования: системный подход М.: АО «Рифма», 1992.- 48 с.
  19. Л.Я. Повышение эффективности управления муниципальной системой образования в условиях малого города: Дис.. канд. пед. наук.-Челябинск, 1999.- 186 с.
  20. Г. Л., Байер У. К. Цели и критерии эффективности обучения // Сов. педагогика.- 1975.- № 4, — С.41−49.
  21. А.С. Проблемы педагогического мастерства.-М.:Педагогика, 1987.-172с.
  22. А.С. Возрастная педагогика. -Екатеринбург: 1999.-269с.
  23. В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ.-Уфа: Изд.-во Башк. Гос.пед.ин-та, 1997.-144с.
  24. Е.В. Аргументация в прикладном педагогическом исследовании // Педагогика, — 2001.- № 9.- С. 33−39.
  25. К. Измерения: понятия, теории, проблемы /Пер. с чешек. К. Н. Иванова /Под ред.Б. В. Бирюкова. М.: Прогресс, 1987.
  26. В.П. Опыт разработки и исследования критериев качества освоения знаний // Сов. педагогика.- 1968.- № 5.- С.52−55.
  27. Беспалько В. П Стандартизация образования: основные идеи и понятия // Педагогика.- 1993.- № 5.- С. 16−24.
  28. Беспалько В. П О возможностях системного подхода в педагогике // Сов. педагогика.- 1990.- № 7.- С. 59−60.
  29. Беспалько В. П Основы теории педагогических систем.- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977.- 304 с.
  30. И.В. Проблемы методологии системного исследования.- М., 1970.
  31. И.В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности.- М.: Знание, 1969.- 48 с.
  32. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода.- М., 1973.- 270 с.
  33. А.Д. Об организации и методах деятельности исследователя // Сов. педагогика.- 1981, — № 4.- С. 85−93.
  34. Божович Е. Д Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы // Педагогика.- 1997.- № 2.- С. 14−20.
  35. М.К. Наука управления: новый подход: (Точка зрения ученого).- М.: Знание, 1990.-62 с.
  36. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта, личности Киев: Вища шк., 1978 — 142 с.
  37. С.Л. Гуманитарная экспертиза образования: условия проведения // Школьные технологии.- 2001.- № 2.- С.179−195- № 3.- С.204−226- № 4,-С.137−148.
  38. Г. Х. Объект, предмет и тема научного исследования // Педагогика,-2002.-№ 2.- С. 27−31.
  39. Г. Х. Гипотеза педагогического исследования // Педагогика.- 1999.- № 5.- С. 22−26.
  40. В.В. Информационное обеспечение управления общеобразовательной школой.- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990.- 139 с.
  41. Васильев Ю. В Управление целостным учебно-воспитательным процессом // Сов. педагогика.- 1986.- № 8, — С. 51−54.
  42. Ю.В. Методологические основы управления школьным делом // Сов. педагогика.- 1985, — № 4.- С.68−73.
  43. Ю.В. Новые подходы в теории управления школой // Сов. педагогика.- 1989.- № 8.- С. 57−63.
  44. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методика, теория, практика.- М.: Педагогика, 1990.- 139 с.
  45. Вопросы теории и практики внутришкольного управления / Под ред. П. В. Худоминского.- М.: АПН СССР, 1984.- 91 с.
  46. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика.- Киев: Вища шк., 1986.- 197 с.
  47. .С. Философия образования для XXI века.- М.: Совершенство, 1998, — 606 с.
  48. Ю.З. Психодиагностика в школе.- М.: Знание, 1989.- 80 е.- (Новое в жизни, науке и технике. Педагогика и психология- № 4).
  49. А.Г., Иванов В. Н., Патрушев В. И. Основы социального управления: Учеб. пособие для вузов.- М.: Высш. шк., 2001.- 272 с.
  50. В.В., Корнеев И. К. Управление информационными ресурсами: Модульная программа для менеджеров.- М.: ИНФРА, 2000, — 335 с.
  51. М.И. Проблемы измерений и проверки гипотех при мониторинге результатов обучения.//Стандарты и мониторинг в образовании.-200.-№ 3.-С.49−54.
  52. Грабарь М. И, Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
  53. Г. Р. Очерки информационной технологии.- М.: Инфоарт, 1993.-65с.
  54. Ю.В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика.- 1994.- № 6.- С. 31−37.
  55. К.М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. -М., 1962.-109с.
  56. А.Я. Проблема эмпирического и теоретического в отечественной педагогике // Педагогика.- 1997.- № 5.- С. 42−46.
  57. Диалектика познания сложных систем /Под ред. B.C. Тюхтина.-М.: Мысль, 1988.-316 с.
  58. Закон Российской Федерации «Об образовании» с изм. и доп. 1996 г.- М.: Новая шк., 1996.- 63 с.бЗ.Занин М. В., Ильясов P.M. Концептуальные основы экспертизы качества образования /Департамент образования адм. Свердл. обл.- Екатеринбург, 1992.-34 с.
  59. Г. Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург: Изд-ва Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 2000.-301 с.
  60. В.И. Самоаттестация школы.- М.: Образоват. центр «Пед. поиск», 1999, — 160 с.
  61. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы.- М.: Новая шк., 1997.- 319 с.
  62. Г. Педагогическая диагностика.- М.: Педагогика, 1991.- 238 с.
  63. Информатизация и технологизация социального пространства // Материалы к 1 междунар. симпоз. по соц. технологиям, 24−25 нояб. 1994 г.- М.- Н. Новгород, 1994.- 143 с.
  64. Информационные технологии в управлении развитием образовательной системы: Сб. метод., аналит. и технолог, материалов /Под ред. Чернецова П. И., Сиволапова А.В.- Челябинск, 2000.-77с.
  65. Информатизация системы образования города: Сб. науч.-практ. конф. 29 янв.-2 февр. 1996 г. /Упр. по делам образования.- Челябинск, 1996.- 133 с.
  66. Информатика: Учебник/Под ред. Н. В. Макаровой.-М.: Финансы и статистика, 1997.-768с.
  67. Информационные системы в экономике: Учебник/Под ред.В. В. Дика.-М.:Финансы и статистика, 1996.- 222с.7 5. Информационные технологии управления/Под ред.Г. А. Титоренко.-М. :ЮНИТИ, 2002.-438с.
  68. Информация и управление: философско-методологические аспекты /Отв. ред. Л. Г. Антипенко, В. И. Кремянский.- М.: Наука, 1985.- 285 с.
  69. Информационное письмо об итогах успеваемости и сохранения контингента учащихся.-Челябинск, 1974.-48с.
  70. Ю.М. Информатизация управления: социальные аспекты.- Киев, 1991.
  71. П.М. Принципы организации,— М.: Экономика, 1968.- 464 с.
  72. В.Н. Теория и практика целеполагающей деятельности руководителя образования /Челяб. гос. пед. ун-т, 1998.- 215 с.
  73. В.Н. Некоторые подходы к реализации единой городской научно-методической темы «Образовательный мониторинг и стандарты» // Образовательный мониторинг и стандарты / Упр. по делам образования.-Челябинск, 1995.-С.5−15.
  74. В.Н. Состояние и перспективы развития процесса информатизации городской образовательной сети // Информатизация системы образования города /Челяб. гос. ун-т Челябинск, 1996.- С. 10−15.
  75. Ю.Н. Новые информационные технологии в управлении: Курс лекций, — Новосибирск: Изд-во Сибир. кадр. Центра, 1994.-54с.
  76. Л.Ф. Эффективность образования. -М.: Педагогика, 1991.- 269 с.
  77. Ю.А. Исследование вопросов совершенствования школьного инспектирования: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Новосибирск, 1972.- 31 с.
  78. Ю.А. Педагогический анализ и управление школой.- М.: Педагогика, 1986.-144 с.
  79. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление.- М.: Образоват. центр «Пед. поиск», 1999.-223 с.
  80. М.И. Теоретические основы школоведения.- М., 1982 192 с.
  81. М. Ф. Романьковская Н.В. Образовательные стандарты и контрольно-диагностическая деятельность.- М., 1996. 185 с.
  82. М.Ф. Органайзер комплект материалов для стандартизированной контрольно-оценочной деятельности.- М.: НМЦЮВОУ МКО, 1996.- 51 с.
  83. И.К., Машкурцев В. А. Информационные технологии в управлении.-М.:ИНФРА-М, 2001.-156с.
  84. Критерии оценки деятельности общеобразовательной школы: Инстр. письмо М-ва просвещ. СССР от 11 мая 1982 г., № 30-М // Бюл. норматив, актов М-ва просвещ. СССР.- 1982.- № 8.- С. 43−45.
  85. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности.- JL: ЛГУ, 1970.- 114 с.
  86. Н.А. Квалиметрический мониторинг в системе общего образования // Педагогика.- 2001.- № 3.- С. 16−20.
  87. B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы: Метод, пособие для рук. образоват. учреждений.- М.: Новая шк., 1993.- 48 с.
  88. B.C. Управление образованием на пороге новой эпохи // Сов. педагогика, — 1995.- № 5.- С. 12−18.
  89. Н.Ф., Некрасов С. Д. Контроль качества образования: понятие // Стандарты и мониторинг в образовании.- 1999.- № 6.- С. 29−31.
  90. О.Т., Канысовская А. Р. Основы менеджмента,— СПб.: Издат. дом «МиМ», 1998.- 188 с.
  91. Г. М. Гигиена и организация умственного труда студента: Разговор с первокурсником: Учеб. Пособие/Свердл.инж.-пед.ин-т,-Свердловск, 1991.-152с.
  92. .Г. Экспертная информация: методы получения и анализа. М.: Радио и связь, 1982.- 184 с.
  93. А.Н. Мониторинг в образовании: В 2 кн.- СПб., 1998.- Кн. 1.342 е.- Кн.2.- 439 с.
  94. Г. П. Курдин В.Д. Информационные технологии: Социальный прогресс и культура // Проблемы создания информационных технологий: Сб. науч. тр.- М., 1998.- Т.1, вып. 2.-246с.
  95. А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса//Вопр. психологии.- 1977.-№ 4.-С.14−19.
  96. Математические методы анализа и интерпретации социологических данных /В.Г. Андреенко, К. Д. Аргунов, В. И. Паннотто и др.- АН СССР, Ин-т социологии. -М.: Наука, 1989.- 175 с.
  97. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга М.: Пед. о-во России, 1999.- 96 с.
  98. Мескон М. Х, Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1993.-702 с.
  99. Методические разработки по выявлению информационных потребностей различных категорий потребителей в области педагогики и народного образования / АПН СССР- НИИ теории и истории педагогики М., 1991.-68с.
  100. Методологические проблемы развития педагогической науки /Под ред. П. Р. Атутова и др.- М.: Педагогика, 1985.- 236 с.
  101. Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н. В. Кузьминой.- Л., 1980.- 172 с.
  102. Мехти-Заде М.М. К вопросу о научном управлении системой просвещения // Сов. педагогика.- 1976.- № 10.- С. 8−17.
  103. А.И. Проблемы информационного обеспечения процессов управления // Вторая Всесоюзная научно-техническая конференция «Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью»: Сб. статей.- М., 1972.- Сб. 1., ч. 2.-86с.
  104. ИЗ. Михеев В. И. Моделирование и методы измерений в педагогике.-М.: Высш. шк., 1987.- 198 с.
  105. A.M. Качество управления школой: каким оно должно быть.-М.: Сентябрь, 2001.- 159 с.
  106. A.M., Капто А. Е., Лоренсов А. В. Нововведения во внутришкольном управлении. М.: Пед. о-во России, 1998, — 230 с.
  107. Л.В. Диагностические методики в системе экологического образования.-Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 1996.-166с.
  108. А.Я., Гостев А. Г. Проблемы технологии научно-педагогического исследования в новых типах учебных заведений.- Челябинск: ЧГИФК, 1993.51 с.
  109. А.Я. Технология работы над диссертацией по гуманитарным наукам.- Челябинск, 2000.- 185 с.
  110. А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика.- 1995.- № 5.- С. 44−50.
  111. Э.К. Применение теории систем к проблемам управления.- М.: Мир, 1981.- 173 с.
  112. Нетрадиционные способы оценки качества знаний школьников: Психол.-пед. аспект: Сб. науч. тр. /Под ред. Е. Д. Божович М.: Новая шк., 1995, — 95 с.
  113. Нововведения в муниципальном управлении образованием: Пособие для рук. и сотрудников муниципальных органов упр. /Под ред. Н. Д. Малахова.-М.:Новая шк, — 1997.- 97с.
  114. С.А. Технология развития изобретательства учащихся в процессе сбора и анализа технической и патентной информации. -Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 1995.-168с.
  115. Общий менеджмент /Под ред. А. К. Казанцева.- М.: Инфра-М, 2001 .-251 с.
  116. С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1986.- 795 с.
  117. О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года: Приказ М-ва образования Российской Федерации от 11 февр. 2002 г., № 393 // Вестн. образования.- 2002.- № 6.- С. 10−40.
  118. А.А. Управление средней общеобразовательной школой.- М.: Просвещение, 1979.- 64 с.
  119. А.А. Опыт разработки системы внутришкольной информации II Сов. педагогика, — 1984, — № 12.- С. 61−67.
  120. Основы социального управления /Под ред В. Н. Иванова.- М.: Высш. шк., 2001,-270 с.
  121. Основы менеджмента / Под ред А. А. Радугина.- М.: Центр, 1998.- 432 с.
  122. Педагогическая энциклопедия: В 4 т.- М.: Сов. энцикл., 1964−1968.- Т. 14.
  123. Ф.Г. Управление просвещением в СССР: Организационно-пед. аспекты руководства и управления системой нар. образования.- М.: Просвещение, 1997.- 208 с.
  124. Н.П., Пищулин С. Н. Маркет-мониторинговая социопсиходиагностика в образовании // Школьные технологии.- 2001.- № З.-С. 186−203.
  125. Д.М., Рузаков А. А. Компьютерный психолого-педагогический мониторинг и качество образовательного процесса // Информатика и образование.- 2000.- № 8.- С. 22−26.
  126. В.М. Типология и уровни исследовательской проблематики // Педагогика.- 1997.-№ 1.- С.14−19.
  127. Г. Х. Эффективное управление. 2-е изд. -М.: Экономика, 1985.335 с.
  128. М.Л. Директор школы и учительский коллектив // Нар. образование.- 1982.- № 11.- С. 70−73.
  129. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: (Социальные проблемы инноватики).- М.: Политиздат, 1989.- 271с.
  130. Программа информатизации образовательной системы г. Челябинска
  131. А.А. Теоретические основы подготовки учителя к диагностической деятельности: Дис.докт.пед.наук.-Челябинск, 2000.-305с.
  132. М.М. Управление развитием образовательного учреждения // Педагогика.- 1995.- № 2.- С. 20−26.
  133. М.М., Моисеев A.M. Диссертации по управлению образованием: состояние, проблемы, современные требования.- М.: Новая шк., 1998.- 169 с.
  134. И.Г. Концепция учебного познания как исследование// Образование и нака: Известия Урал.научн.-образ.центра РАО.-Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 2000.-№ 2(4).-С. 186−195
  135. Ю.П. Методы анализа и интерпретации эксперимента.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.- 45 с.
  136. В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации.-М.: Экономика, 1988.-101с.
  137. Д.И. К характеру процесса сравнения у школьников Н Учен зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена.- Л., 1958.- Т. 119.- С.84−92.
  138. Г. С. Управление и регулирование: сравнительный анализ понятий // О системе категорий диалектической логики.- Сверловск, 1967-С. 140−154.
  139. В.Н. Основания общей теории систем.- М., 1974.-279с.
  140. Сборник материалов по проблеме управленческой деятельности руководителя образования.- М.: СП «Интерэкспорт», 1992.- 78 с.
  141. Г. К. Современные образовательные технологии. -М.: «Народное образование», 1998.-255с.
  142. В.Д. «Новая парадигма и подходы к практике// Образование и наука: Известия Урал.науч.образов.центра рАО.-Екатеринбург:: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 1999.-№ 1(1).-С.98−112
  143. Г. Н. Управление образованием. Системная интерпретация.-Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1998.- 664 с.
  144. Г. Н. Элементы теории системного управления образованием. Информационное обеспечение.- Челябинск, 1996.-254с.
  145. Г. Н. Элементы теории системного управления. 4.2.- Челябинск, 1996.-287с.
  146. Г. Н. Элементы теории системного управления. Ч.З.- Челябинск, 1996.-195с.
  147. Дж.В., Уайт Дж.Д. Оценка перспектив использования информационных технологий в целях повышения производительности. М., 199−456с.
  148. Е.В. Методы математической обработки в психологии.- СПб.: Речь, 2001.-350 с.
  149. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления.-М.: Высш. шк., 1990.- 301 с.
  150. Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1986.- 620 с.
  151. И.П., Ткаченко Е. В., Современный учащийся.НПО Всероссийское социологической исследование.-М.: Изд. центр АПО, 2002.-46с.
  152. В.П. Руководство учебным процессом в школе. М. Просвещение, 1972.- 270 с.
  153. А.П. Информация в жизни человека. М.: МГПУ, 1983.- 98 с.
  154. В.Ф. Человек в мире информатики. М.: Радио и связь, 1992, — 112 с.
  155. Н.С. Ленинские принципы управления и стиль работы советской школы // Сов. педагогика. 1980.- № 9.- С. 21−26.
  156. Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Сов. педагогика.- 1989.- № 4.- С. 11−16.
  157. B.C. Методические указания по формированию управленческих информационных систем в условиях общеобразовательной школы. Челябинск: ЧГПИ, 1985.- 39 с.
  158. B.C. Информационный банк руководителя общеобразовательной школы.- Челябинск, 1992 111 с.
  159. Н.Н. Развитие субрегиональной системы образования // Информатика и образование.- 2000.- № 8.- С. 12−16.
  160. Н.Н. Качественный мониторинг основное средство эффективного управления //
  161. Н.Н., Уревич А. Б. Структура и содержание действий по получению и использованию информации в управлении качеством образования //
  162. Е.В. Российское образование: Дороги реформ. -Махачкала: Юпитер, 1994.-234с.
  163. Е.В. Основные итоги, проблемы и пути развития Российского образования. -М.: Минобразование России, 1996.-161с.
  164. Ткаченко Е. В. Система соглашений между Министерством образования РФ и правительством (администрациями) субъектов РФ о сотрудничестве в сфере образования и их реализации // Регионология.-1995.-№ 1.-С. 118−126
  165. П.И. Управление школой по результатам: Практика пед. менеджмента.- М.: Новая шк., 1997, — 283 с.
  166. Н.Н. Диагностика уровня достижений учащихся: Методологический и дидактический аспекты. —Челябинск: Факел, 1997.-76с.
  167. Н.Н., Яковлева Н. М., Большакова З. М. Теоретико-методологическая концепция экспертизы образования на основе стандартизации.-Челябинск: Факел, 1998.-161с.
  168. А.А. Информационное обеспечение внутришкольного управления // Теория и практика внутришкольного руководства: Сб. науч. тр. АПН СССР, — М., 1982.-С. 31−40.
  169. Управление качеством образования / Под ред М. М. Поташника.- М.: Пед. о-во России, 2000.- 441 с.
  170. Управление народным образованием в районе (городе): Пособие для работников рай (гор)оно /Под ред. М. И. Кондакова, M. JL Портнова, П. В. Худоминского.- М: Просвещение, 1981.- 192 с.
  171. Управление современной школой /Под ред. М. М. Поташника.- М.: Новая шк., 1992. 168 с.
  172. Управление развитием школы: Пособие для рук. образовательных учреждений /Под ред. М. М. Поташника, B.C. Лазарева.- М.: Новая шк., 1995, — 462 с.
  173. Управление школой: теоретические основы и методы: Учеб. пособие /Под ред. B.C. Лазарева.- М.: Центр соц. и экон. исслед., 1997.- 332 с.
  174. А.Д. Информация: методологические аспекты.- М.: Наука, 1971.294 с.
  175. О.Г. Внутришкольный контроль: каким он должен быть? // Управление школой. Прил. к газ. «Первое сентября».- 1999.- № 6.- С. 6- № 7.- С. 6.
  176. П.В. Некоторые теоретические вопросы управления учреждениями просвещения // Материалы конференции по вопросам совершенствования форм и методов работы органов народного образования.- М., 1978.- С. 34−51.
  177. П.В. Теория и практика внутришкольного руководства,-М.: АПН СССР, 1982.- 80 с.
  178. П.В., Плохова М. Г., Лихацкая Э. В. Управление народным образованием в районе (городе).- М.: Просвещение, 1981.- 192 с.
  179. П.В. Вопросы теории и практики внутришкольного управления.- М.: НИИОП, 1984, — 91 с.
  180. P.M. Энциклопедия современного управления: В 5 т. Т.4: Контроль как функция управления.- М.: ВИПК Энерго, 1992.- 147 с.
  181. Федеральная программа развития образования: Прил. к Федеральному закону от 10 апр. 2000 г., № 51-ФЗ // Вестн. образования.- 2000.- № 12, — С. 370.
  182. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. энцикл., 1989.- 815 с.
  183. В.И. Современные основы социального управления.- М., 1997.95 с.
  184. Д. Управляй или подчиняйся! Проверенная техника эффективного менеджмента М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1992.- 285 с.
  185. Н.К. Основные позиции интегративно-целостного подхода//. Образование и наука: Известия Урал. Науч.-образов. Центра РАО. -Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.-пед.ун-та, 199.-№ 2(2).-С.134−142
  186. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях.- М.: Педагогика, 1989.- 150 с.
  187. А.В. Демократизация внутришкольного контроля.- М.: Знание, 1991.- 62 с.
  188. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой // Сов. педагогика.- 1984.- № 9.- С. 42 -47.
  189. Т.И. Внутришкольное управление : Вопр. теории и практики.- М. Педагогика, 1991.- 191 с.
  190. Т.И., Чекмарева Т. К. Осуществление системы внутришкольного контроля в условиях реализации школьной реформы: Пособие для слушателей ФППК организаторов нар. образования. М.: МГПИ, 1989.
  191. Т.И., Нефедова К. А. Совершенствование методов и форм внутришкольного управления // Сов. педагогика.- 1988.- № 2.- С. 41−45.
  192. С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе.-М.: Пед. о-во России, 1999.- 317 с.
  193. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления /Моск. гос. ун-т.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.- 462с.
  194. Г. И. Проблема информативности в научном познании (методологический аспект) // Методологические проблемы научного знания. -Минск, 1983.-401с.
  195. Экспертные методы в педагогических исследованиях.- М., 1987-(Обзоры по информ. обеспечению общесоюз. науч.-пед. программ /НИИ общей педагогики- Вып.24).-57с.
  196. И.С. Проблемы контроля и оценки знаний как предмет психолого-педагогического исследования // Психологические критерии качества знаний школьников: Сб. науч. тр.- М., 1990.- С. 3−12.
  197. Н.М., Тулькибаева Н. Н. Программа экспертизы качества образования.- Челябинск: Челяб. пед. ин-т, 1994. 29 с.
  198. Янг С. Системное управление организацией: Пер. с англ.- М.: Сов. радио, 1972.-455 с.
  199. Cunningham George К. Educational and Psychological measurement.- New York: Macmillan publishing company, 1986.- 407 p.
  200. Gould S.J. The measure of man. New York: 1981 — 327p.
  201. Siegel.S. Non-parametric statistics.- New York: 1956 371p.
Заполнить форму текущей работой