Условия преемственности в формировании позитивной «Я — концепции» дошкольника и младшего школьника
Диссертация
Современные подходы к решению проблемы преемственности развития детей в системе непрерывного образования путем диалектического разрешения личностных противоречий у детей на «стыках» разных образовательных звеньев разработаны Б. С. Гершунеким, В. Д. Шадриковым и др. В переходные кризисные периоды детства, когда происходят качественные изменения в отношении ребёнка к себе в связи с новой социальной… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Теоретические основы преемственности в формировании позитивной «Я — концепции» детей на начальныхупенях образования
- 1. 1. Современные подходы к решению проблемы преемственности в развитии «Я — концепции» старших дошкольников и первоклассников
- 1. 2. Понятие ищность «Я — концепции» как научной категории
- 1. 3. Психологические предпосылки развития позитивной
- Я — концепции" детей в переходный период между дошкольным и младшим школьным возрастом
- 1. 4. Педагогические условия формирования позитивной «Я -концепции» детей в переходный период между дошкольным и младшим школьным возрастом
- Выводы по первой главе 6
- ГЛАВА 2. Направленность и преемственность в развитии «Я -концепции» детей 6−8 летнего возраста
- 2. 1. Задачи и методика констатирующего этапа исследования
- 2. 2. Особенности направленности «Я — концепции» детей в 75 — 94 переходный период между дошкольным и младшим школьным возрастом
- Выводы по второй главе 9
- ГЛАВА 3. Педагогические условия формирования позитивной «Я — концепции» детей в переходный период между дошкольным и младшим школьным возрастом
- 3. 1. Задачи и методика формирующего этапа исследования
- 3. 2. Определение основания преемственности в формировании позитивной «Я — концепции» детей 6−8 лет
- 3. 3. Разработка модели педагогических условий преемственности в формировании позитивной «Я — концепции» и её реализация в воспитательном процессе детского сада и начальной школы
- 3. 4. динамика направленности и преемственности в развитии «Я -концепции» детей 6−8 летнего возраста (сравнительный анализ) Выводы по третьей главе
- Заключение
- Библиография
- Приложение с. 104с. 146с. 151 с. 154с. 162с
Список литературы
- Абульханова — Славская К. А. Стратегия жизни.-М.: Мысль^1991,-301 с.
- Асмолов А. Г. Психология личности, 1990
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модек», 1996.- 768 с.
- Асмолов А.Г. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования, журнал «Дошкольное воспитание» 6 -1994.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М.:Наука, 1977.-380с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-ух томах, том 2.-М.: Педагогика, 1970. 287 с.
- Амонашвили Ш. Школа жизни, издательский дом Ш. Амонашвили, приложение к журналу «Народное образование», Москва, 1998.,-75 с.
- Альманах Мама: н/методическое издание Межрегиональной Альтернативной Монтессори Ассоциации, выпуск 1-М.:1994,176 с.
- БлагаК., Шебек М. Я твой ученик, ты мой учитель., М.: Просвещение, 1991, 141 с.
- Берне Р. Развитие «Я концепции» и воспитание. — М.:Прогресс, 1986,420с.
- Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Пер. с англ. СПб., изд -во «Братство», 1992. — 224 с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.:Г7едагогика, 1990,140 с.
- Божович JT.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, — 1969
- Бердяев H.A. Самопознание. Лениздат, — 1991. — 397 с.
- Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать: Книга для учителя. -М.?Просвещение, 1991.-176 с.
- Баклушинский С.А. «Я концепция» и ценностно-нормативные ориентации подростков в условиях быстрых социальных изменений. Москва, 1996, диссертация канд. псих. наук, 119 с.
- БеспалькоВ.П. Слагаемые педагогической технологии, М.: Просвещение, 1989
- Баллер Э. Преемственность и развитие культуры, М.: Наука, 1969
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991, 480 с. 23. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти томах, том 4, М.:Педагогика, 1982
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка журнал «Вопросы психологии» 1966, с.74
- Волкова А.И. Психологическая поддержка развития личности ребенка как стратегия личностно развивающего взаимодействия — Диссертация канд. псих, наук, Ростов, 1998,168 с.
- Вайнцвайг Поль Десять заповедей творческой личности. М.: Просвещение, 1990, 199 с.
- Вентцель К.Н. Свободное воспитание, сб. избранных трудов. М.: П. 0,1993, 170 с.
- Всероссийское совещание «Проблемы преемственности дошкольного и начального образования», журнал «Начальная школа» 2, 2000, с.3
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Детская психология в задачах и ответах. М.: Тривола, 1996.-156 с.
- Вединяпина В.А. Субъект Я как педагогическая проблема. Диссертация доктора пед. наук, С-ПТб, 1998, 320 с.
- ЗКВенгер А. Л. Программа «Развитие», М.:Г1росвещение, 1992
- Венгер А.JI. Старший дошкольник // Дошкольное воспитание. 1994. -№ 1. — с.37- № 9 — с.54
- Венгер A. J1. Восприятие и обучение. -М, 1969
- Виноградова Н.Ф. Начальная школа сегодня и завтра, М.: Изд. Центр «Вентана Граф», 1997. 27 с.
- Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности М.: Политиздат, 1991.-320 с.
- Гуманизация воспитания в современных условиях (под ред. Газмана О. С., Костенчука И.А.) М.: Институт пед. инноваций Российской Академии образования УВД «Инноватор», 1995,112 с.
- Газман О.С., Весс Р. В., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования, 2,-М.Российский гуманитарный научный фонд, Институт пед. инноваций РАО «Инноватор», 1995,103 с.
- Газман О.С. и др. О педагогической поддержке. Специальный выпуск научно-методического журнала «Классный руководитель» 3−2000 г.
- Граб^ровская Л. В. Педагогические условия развития образа Я ребенка старшего дошкольного возраста. Диссертация канд. пед. наук, Ростов, -1996,177 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения, 1986,186 с.
- Давыдов В.В. Философско-психологические проблемы развития образования, М.: «Интор», 1994,127 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения, Интор, 1996,544 с.
- Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретическиеIоснования преемственности
- Диянова З.В., Щеголева Т. М. Самосознание личности Изд-во Иркутского университета, 1993,54 с.
- Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987,173 с.
- Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991,368 с. 48. «Детство» Педагогический альманах 1, СПб: изд. «Акцидент», 1998,176 с.
- Дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания, журнал «Дошкольное воспитание» 5−6, 1992.
- Должикова P.A. Преемственность образования детей в дошкольном ОУ и начальной школе, диссертация канд. пед. наук, Курган, 1998, 201 с.
- Детство: Программа развития и воспитания в детском саду (В.И. Логинова, Т. И. Бабаева, H.A. Ноткина и др.) под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. СПб.: изд. «Акцидент», 1995, 228 с.
- Елагина М.Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению (Новые исследования в психологии и возрастной физиологии, 1−1989, М.: Педагогика, 37 с.
- Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития «Я концепции» ребенка. Автореферат канд. псих, наук, Н -Новгород, 2000, 21 с.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990, 168 с.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды в 2-ух томах под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, М.: Педагогика 1986
- Закон Российской Федерации «Об образовании» 1996
- Зинченко Г. П. Предпосылки становления теории непрерывного образования журнал «Советская педагогика» 1−1991
- Зимина И.С. Психолого педагогические условия снижения уровня тревоги в группе младших дошкольников — диссертация канд.пед. наук, — Екатеринбург, 1996,167 с.
- Зеленова М.Е. Психологические особенности педагогического влияния на адаптацию ребенка в начальной школе. Автореферат канд. псих, наук, Москва, 1992, 20 с.
- История дошкольной педагогики под ред. Литвина Л. Н., М.: Просвещение, 19 890
- История дошкольной зарубежной педагогики под ред. Н. Б. Мчелидзе и др. Хрестоматия, М.: Просвещение, 197 466. «Истоки»: базисная программа развития ребёнка дошкольника /Науч. Ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. — М., 1997
- Коменский. Локк, Руссо, Песталоцци. Пед. Наследие (сост. В. М. Кларин, А.Н. Джуринский) М.: Педагогика. 1989, — 416 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению детей в школе. М.: Педагогика, 1991,151 с.
- Кон И. С. Открытие Я М.: Просвещение, 1978
- Кочетов А.И. Культура педагогического исследования.-Минск.: 1996, 328 с.
- Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием.-3-е издание дополн. и переработанное. Минск.: Высшая школа, 1991, — 287 с.
- Кравцов Г. Г. Психологические проблемы начального образования, изд-во Красноярского ун-та,-1994,142 с.
- Концепция дошкольного воспитания, журнал «Дошкольное воспитание» 5−1989, с.15
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Минск.: Университэцае, 1997, 237 с.
- Козлова А.Г. Теоретические основы педагогики ненасилия, Диссертация доктора пед. наук, СПб.: 1997, 372 с.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996.-160 с.
- Крулехт М.В. Проблема целостного развития дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности. диссертация доктора пед. наук, СПб, -1996,387 с.
- Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения/под ред. А. М. Арсеньева) М.: Педагогика. 1982, 704 с.
- Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. -: СПб, изд. «Норинт», 1998, 1536 с.
- Колесник Н.П. Самовоспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой сюжетно-ролевой игре. Автореферат диссертации канд. пед. наук, Москва, 2000,18 с.
- Князева О.Л., Стеркина Р. Б. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. М.: Дрофа, ДИК. -1999. — 128. (Маленький человек и большой мир).
- Клюева Н.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996, -240 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
- Козлова С.Я. Я человек: программа приобщения ребёнка к социальному миру. — М., 1996
- Лебедева С.А. О преемственности дошкольного и начального образования, журнал «Начальная школа» 3 1996, с.20.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, -1993., 391 с.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры, журнал «Психологическая наука и образование» 3 1996, с. 19.
- Лисина М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное //исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.:1980
- Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников, М.: Просвещение 1974
- Лендрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений, М.: Международная педагогическая академия, 1994, 368 с.
- Лунина Г. В. Гуманистические идеи русской народной педагогики в воспитании оптимистического мироощущения у дошкольников. Автореферат диссертации канд. пед. наук, Москва 1995, 22 с.
- Лысенкова С.Н. Жизнь моя школа, или право на творчество. — М.: Новая школа, 1995
- Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте, автореферат диссертации канд. пед. наук, М.:1998, 21 с.
- Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. Чебоксары, 1995, 45 с.
- Мухина B.C. Детская психология. М.: Просвещение, 1985, 272 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности
- Матейчек 3. Родители и дети: книга для учителя: перевод с чешского. М.: Просвещение, 1992, 320 с.
- Маралов В.Г. Развитие самосознания и проблема подготовки детей к школе. Лекции для студентов 4 курсов факультетов дошкольного воспитания пединститутов. Вологда, 1986,52 с.
- Маралов В.Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте., М.: Прометей, МГПИ им. Ленина, 1990, 220 с.
- Монахов Н. В. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995
- Нуманов У. Исследования устойчивых характеристик самооценки первоклассника // Новые исследования в психологии 2−1986, М.: Педагогика, с. 59.
- Новицкая М. Ступени преемственности: народный педагогический опыт, журнал «Обруч» 1 1997, с. 40.
- Немов P.C. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3-ех книгах: кн. З-экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М.: Просвещение. ВЛАДОС, 1995. — 512 с.
- Наурызбаева Р.Н. Преемственность в развитии творческой направленности личности средствами искусства в системе «д/у-школа-вуз», автореферат канд. пед. наук, Казань. 1997, 20 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 1994, 244 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991, 287 с.
- Осиновский М., Степанов Н. Способность принятию себя и другого., журнал «Директор школы» 1−1998, с. 63.
- Преемственность дошкольного и начального образования: специальный выпуск в журнале «Обруч» 1 1997.
- Педагогические идеи К. Д. Ушинского., серия «Народный университет», пед. фак. 1971.
- Парамонова Л., Алиева Т., Арушанова А., Тарунтаева Т. Преемственность в работе ДОУ начальная школа. Газета «Педвестник» 4−1998,с.7
- Петровский A.B. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990,111 с.
- Петровский A.B. Психология о каждом из нас. М.: Российский открытый университет, 1992.
- Петровский A.B. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987, 240 с.
- Поливанова К.Н. Возрастные кризисы глазами психолога и педагога. -журнал «Психологическая наука и образование» 2 1997,. с.59
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития, журнал «Вопросы психологии» 1 1994, с.61.
- Прихожан A.M. Психологический справочник для неудачников или как обрести уверенность. М.: Просвещение, 1994, 190 с.
- Прихожан A.M. Тренинг для неудачников М.: 2000
- Психология. Словарь / под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского -2-е издание испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Перспективы развития системы непрерывного образования (под ред. Б.С. Гершунского). М.: Педагогика, 1990, 224 с.
- Петровский В.А., Кларина JI.M., Смывина JI.A., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М.: Новая школа, 1993. — 101 с.
- Петрова С.М. Мотивационная обусловленность «Я концепции» личности в юношеском возрасте. — диссертация канд. псих, наук, СПб, 1995, 223.
- Поддъяков H.H. Ребенок дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития. — журнал «Дошкольное воспитание» 12−1998, с. 68.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения в 2-ух томах, том 1 под ред. Ротенберг В. М., М.: Педагогика, 1981, 336 с. том 2, 416 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994, 480 с.
- Рубинштейн С.Я. Методики экспериментальной патопсихологии и опыт применения их в клинике. М.: Просвещение, 1970, 215 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995, 529 с.
- Рылеева Е. Программа развития самосознания дошкольников в речевой активности «Познай себя», журнал «Дошкольное воспитание» 2,4,6,7,10. 1998.
- Репина Т.А. Психологическая характеристика группы детского сада. Диссертация доктора пед. наук, М.:1989, 314 с.
- Радуга. Программа воспитания обучения детей от 3 до 6 лет в детском саду.-М., 1991
- Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку другими людьми //изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972, с.81−111.
- Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6−7 летнего возраста, журнал «Вопросы психологии» 4 -1986, с.36.
- Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6−7 лет, автореферат канд. пед. наук, М.:1986, 21 с.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.: Просвещение, 1991, 206с.
- Субботский Е.В. Как рождается личность. «Знание», пед.фак., 12 — 1978, 93 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972, 303с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Просвещение, 1983, 284 с.
- Ситаров В.А. Ненасильственное взаимодействие педагога с учащимися (теоретические и практические аспекты). М.:1998. — 32 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, изд-во «Радянська школа», 1974, 287 с.
- Сухомлинский В.А. Моя педагогическая вера. журнал «Юность» 9−1968
- Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке., М., изд во «Советская Россия», 1978, 92 с.
- Сигимова М.Н. Кто я? Какой я?: методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Новосибирск: НИПК и ПРО, 1995,124 с.
- Солнцева О.В. Освоение позиции субъекта игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. диссертация канд. пед. наук, СПб — 1998, 198 с.
- Стеркина Р.Б. Смотрите, кто пришел.- газета «1 сентября», приложение «Управление школой» 33 1997.
- Сенько Т.В. Личностные установки матерей и их представления об идеальном ребенке //пс/педагогические проблемы семейного воспитания, часть 1, Могилев, 1985, с.69−72
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. M.: Народное образование, 1998.-256 с.
- Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика Пресс, 1992
- Тубельский А.Н. Школа самоопределения. Шаг второй. М.:1994, 480 с.
- Тимошенко Л.В. Условия организации педагогического процесса в комплексе «Школа детский сад», диссертация канд. пед. наук, Омск. — 1997, 202 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений, изд-во АПН РСФСР, M.J950, томЮ.516 с.
- Усова A.M. Обучение в детском саду. М.: Просвещение. 1970, 206 с.
- Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя д/сада
- В.А. Петровский, Л. М. Кларина, A.M. Виноградова и др. М.: Просвещение, 1993.-191 с.
- Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудных ситуациях. Екатеринбург, АРД ЛТД. 1996, 319 с.
- Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребенка? М.: изд-во «Прогресс», 1995, 206 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. -5-ое изд.-: Политиздат, 1987.-590 с.
- Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. М.: Просвещение, 1993,112 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. 1997
- Харламов И.Ф. журнал «Советская педагогика» 12 1990, с.28
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. М.: изд-во «Совершенство», 1998, 80 с. 161.ЦукерманГ.А. Сократ и Карлсон., журнал «Семья и школа» 12−1997, с. К)
- Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь. Томск -1996,120 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития., М.: Интерпракс, 1995, 288 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика под ред. М. И. Буянова. М.: Просвещение, 1990, — 128 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии, М.: Педагогика, 1977, 144 с.
- Чжун Хуа Преемственность дидактических моделей дошкольного и начального школьного образования в РФ и КНР. диссертация канд. пед. наук, Москва,-1998,153 с.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа. — 1993,112 с.
- Шмаков С.А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций, М.: Новая школа, 1993,80 с.
- Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации под ред.
- A.А.Леонтьева, вып.З. М.: Баласс., 1999, 288 с.
- Шишмакова Е.В. Воспитание достоинства личности младшего школьника как условие их личностного саморазвития. Хабаровск, 1997, диссертация канд. пед. наук, 361 с.
- Шибутани Т. Социальная психология: перевод с англ., М.: Прогресс, 1969
- Шулешко Е. Открытость и преемственность образования, из кн. Понимание грамотности и преемственность в начальном образовании детей от 5 до 11 лет, приложение к газете «1 сентября «Детский сад» 9 2ООО, с. 11
- Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: 1997,77 с.
- B.П. Зинченко, М.: Педагогика 1989, 255 с.
- Эльконин Д.Б., Венгер A.JT. Особенности психического развития детей 6−7летнего возраста, М.: Педагогика 1988,136 с.
- Энтони Р. Секреты уверенности в себе. M.: Мирт, 1994, 407 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. М.: Новая школа, 1996
- Ямбург Е.Ш. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы, автореферат диссертации доктора пед. наук, М.:1997, 62 с.
- Якобсон С., Чернавина С., Верейкина О. Материалы к программе морального воспитания детей 5−7 лет, журнал «Дошкольное воспитание» № 6 -1999, с.2183 .PSUCHOLOGISCHE CRUNDLAGEN DER
- PERSONLICKEITSENTWICKLUNG IM
- PADAGOGISCHEN PROZEY* VOLK UND WISSEN VOLKSEIGENER VERLAG BERLIN 1977
- AJUSTMENT GROWTHIN A CHANGING WORLD VINCE NAPOLI JAMES M KILBRIDE DONALD E TEBBS 1992 WEST PUBLISHED COMPANY FLORIDA