Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии — предметно-рефлексивные отношения [5].
Рефлексия на целеполагание в инновационной деятельности учителя имеет следующие характеристики:
- — прямой анализ — целеполагание от актуального состояния педагогической системы к конечной планируемой цели;
- — обратный анализ — целеполагание от конечного состояния к актуальному;
- — целеполагание от промежуточных целей с помощью как прямого, так и обратного.
Можно утверждать, что инновационная деятельность начинается с «борьбы мотивов», поиска смысла. Иногда построение педагогом целей начинается при явно недостаточной информации о способе построения модели концепции, об условиях деятельности, что может привести к появлению риска во введении новшеств.
Возможность педагога свободно осуществлять целеполагание и осознавать ее целесообразность зависит от следующих условий:
- — от того, насколько педагог может осознавать и управлять процессами целеполагания, разлагать их на составляющие, отслеживать эти процессы — это дает ему возможность видеть себя на пути построения педагогической концепции, а значит, яснее представлять границы своих состояний и действий;
- — при анализе значимости мотива — способности распознавать значимость инноваций для детей и для себя, умения самостоятельно строить алгоритмы для достижения цели;
- — от уверенности, гибкости, адекватности действий педагога при анализе и оценке результатов и последствий достижения цели;
- — от владения алгоритмами выбора инновационной цели.
По данным опросов и наблюдений [6] - лишь небольшая часть учителей (от 10 до 15%) способны критически отнестись к собственному опыту. Для большинства он едва ли не единственный ориентир в определении целей и задач работы с детьми, главный источник представления о них, ведущий критерий в оценке эффективности рекомендуемых методов работы. По степени значимости собственный опыт далеко оставляет позади себя и советы коллег, консультации методистов, педагогическую литературу и др. Ни один из внешних регуляторов не может сравниться по степени значимости с собственным опытом [6].