Диагностика уровня духовно — нравственной воспитанности младших школьников
Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость». Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1. Cправедливость. Не объяснили. Умеренность. Таблица № 1. Милосердие. Объяснили. Мужество. Мудрость. Мальчики. Мальчики. Счастье. Свобода. Понятия. Девочки. Девочки. Дружба. Добро. Долг. Вина. Кол. Кол. Кол. Кол. Читать ещё >
Диагностика уровня духовно — нравственной воспитанности младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Для выявления уровня развития духовно — нравственных качеств у младших школьников надо было выяснить категориальную структуру нравственности.
Поэтому в самом начале работы предстояло ответить на вопрос: какие категории в нравственном сознании являются базовыми? У Платона, Сократа, Аристотеля находим такие категории, как добро, зло, мудрость, мужество, умеренность, справедливость, счастье, дружба, В Средневековье появляется понятие «милосердие», в более позднюю историческую эпоху — «долг» (И. Кант), «вина» (Гегель). Таким образом, было выделено 10 категорий.
Затем мы попросили младших школьников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. Из опрошенных было 24 первоклассника (11 девочка и 13 мальчика), Опрос проводился индивидуально.
Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1. Объяснили все понятия 8 человек (4 девочки и 4 мальчика), отказались это делать 3 человека (1 девочка и 2 мальчика).
Итак, первоклассникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «долг», и труднее, «милосердие», «мудрость».
Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».
В толковании зла можно выделить три группы ответов. Первая, наиболее многочисленная, связана с действием — «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся». Вторая группа ответов связана с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой»). Третья группа вновь представляет только эмоциональную оценку явления: «это плохо».
Добро в представлении отвечающих — «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый». При этом существуют значительные различия в ответах девочек и мальчиков. Для первых добро связано прежде всего с помощью («это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают»), для вторых — с отсутствием внешних конфликтов («это когда никто не дерется», «никого не обижают»). Некоторые первоклассники включили «добро» в дихотомию: «добро — это когда нет зла». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось.
Несмотря на то что категории «свобода» и «долг» объяснило преобладащее большинство учащихся, их понимание далеко от действительного.
Статистика ответов первоклассников представлена в табл. 1.
Таблица № 1.
Понятия. | Объяснили. | Не объяснили. | ||||||
девочки. | мальчики. | девочки. | мальчики. | |||||
Кол. | %. | Кол. | %. | Кол. | %. | Кол. | %. | |
1. Счастье. | 67,7. | 32,3. | 27,9. | |||||
2. Свобода. | 77,4. | 22,6. | 13,95. | |||||
3. Мудрость. | 35,5. | 58,1. | 64,5. | 41,9. | ||||
4. Мужество. | 54,8. | 53,5. | 45,2. | 46,5. | ||||
5. Умеренность. | 32,3. | 11,6. | 67,7. | 88,4. | ||||
6. cправедливость. | 61,3. | 65,1. | 38,7. | 34,9. | ||||
7 Дружба. | 96,8. | 95,3. | 3,2. | 4,7. | ||||
8. Добро. | 93,5. | 79,1. | 6,5. | 20,9. | ||||
9. Зло. | 90,3. | 88,4. | 9,7. | 11,6. | ||||
10. Милосердие. | 22,6. | 37,2. | 77,4. | 62,8. | ||||
11. Долг. | 67,7. | 76,7. | 32,3. | 23,3. | ||||
12. Вина. | 48,4. | 69,8. | 51,6. | 30,2. |