Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коллекционирование как исследовательская практика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метод коллекционирования активно используют в ряде школ для одаренных детей. Так, например, в школе-лаборатории для одаренных детей № 1624 г. Москвы «Созвездие» каждый первоклассник, уходя на летние каникулы, получает задание подготовить собственную коллекцию. Осенью ему предстоит сделать о ней доклад, причем не в своем классе, а старшим ребятам из третьего или четвертого класса. Эта… Читать ещё >

Коллекционирование как исследовательская практика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В работах, посвященных проблемам психологии детской одаренности, подчеркивается, что одаренные дети часто увлекаются коллекционированием. Это замечательное занятие действительно служит важным индикатором уровня развития интеллекта ребенка и вполне пригодно как средство когнитивного развития. Стремление к коллекционированию можно рассматривать как проявление поисковой активности, а само коллекционирование — как материализованную способность к классифицированию и систематизации.

Коллекционирование — занятие долговременное. Оно требует таких личностных черт, как: целеустремленность, обстоятельность в работе, строгость и четкость в отборе материала. Коллекционирование активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно думать, классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. С нашей точки зрения, оно привлекательно тем, что с полным правом может быть отнесено к исследовательской деятельности.

С детского увлечения коллекционированием начинался путь в большую науку многих выдающихся ученых. В начале XX века десятилетний мальчик из Швейцарии Жан Пиаже опубликовал свою первую научную работу о воробье с частичным альбинизмом, а затем в возрасте 12 лет начал проявлять большой интерес к собиранию раковин моллюсков. В 13 лет Жан уже был ассистентом директора музея естественной истории Поля Годе. Этой чести мальчик удостоился не только за то, что провел много времени за измерением, регистрацией и классификацией раковин моллюсков, но и за то, что он стал делать собственные научные открытия. Его работы в этом направлении получили признание многих специалистов.

Историки психологии подчеркивают, что на мировоззрение выдающегося исследователя XX века — психолога Ж. Пиаже его ранние биологические изыскания оказали огромное влияние, что явно просматривается в его экспериментах и теоретических построениях.

Метод коллекционирования активно используют в ряде школ для одаренных детей. Так, например, в школе-лаборатории для одаренных детей № 1624 г. Москвы «Созвездие» каждый первоклассник, уходя на летние каникулы, получает задание подготовить собственную коллекцию. Осенью ему предстоит сделать о ней доклад, причем не в своем классе, а старшим ребятам из третьего или четвертого класса. Эта замечательная идея прекрасно реализуется и дает великолепные плоды. Ребенок, собирая коллекцию, расширяет свой кругозор, осваивает навыки исследовательского поиска, так как систематизация собранных материалов в полном смысле слова — научная задача. Выступление с докладом перед старшими ребятами мобилизует личностную сферу и интеллект ребенка.

Эту замечательную методическую находку можно с успехом использовать в обычных школах. Наш опыт показывает, что если педагогам и психологам удается найти в этом деле союзников в лице родителей, то работа эта идет очень активно и приносит множество ценных плодов. Кроме того, в наших исследованиях обнаружилось, что если спонтанно, без стимулирования взрослых коллекционированием увлекаются преимущественно одаренные дети, то даже при минимальном стимулировании со стороны взрослых все дети с интересом погружаются в эту работу.

Опишу один из методических приемов, который разработан и успешно используется в наших экспериментальных школах. Обычно работа эта проводится с первым классом. С ребятами мы договариваемся собирать коллекции. Каждый обязательно выбирает то, что он будет коллекционировать. Кто-то изъявил желание коллекционировать ключи от старых замков, кто-то — монеты, пуговицы, камушки, раковины. А чтобы коллекции собирались быстрее, договорились собирать их вместе всем классом. Например, каждый, кто найдет коллекционные (ненужные) ключи, принесет и отдаст их тому, кто собирает коллекцию ключей. Аналогично — каждый, кто найдет интересный камушек, обязательно подарит его тому, кто готовит коллекцию камушков.

В этих условиях коллекции собираются стремительно. В короткий срок в школьном центре «обогащения содержания образования» сформировалось множество разноплановых и очень любопытных коллекций. Коллекционирование любит аккуратность, строгость и точность, поэтому сразу договорились, что коллекционеры принесут из дома металлические или крепкие картонные коробки из-под печенья, конфет и т. д. и каждый будет аккуратно складывать добытые материалы.

Коробки коллекционеров быстро наполнились множеством удивительно ценных вещей. Мы всячески стремились стимулировать авторов к изучению собранных материалов. Знакомясь с новыми поступлениями, педагоги и психологи постоянно обращались с вопросами к авторам коллекции, и те с удовольствием просвещали спрашивающих. Дети сами находили много информации о мраморовидных известняках, ключах от сейфовых замков или раковинах, в которых вырастают настоящие жемчужины.

Завершение работы — публичный доклад, рассказ о коллекциях. Коллекционированием можно заниматься всю жизнь, но мы на сбор своих первых коллекций потратили несколько месяцев. За это время каждый ребенок собрал собственную коллекцию, тщательно изучил и систематизировал все собранные материалы, подготовил короткое сообщение и выступил с ним перед одноклассниками.

Вопросы для самостоятельной работы

  • 1. Какие методы, приемы и средства можно использовать для включения детей в собственную исследовательскую практику?
  • 2. Предложите собственные методы и средства привлечения внимания детей к исследовательской деятельности.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой