Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте (баяне)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тем не менее, методическое обеспечение процесса формирования единства слуховых и двигательных действий музыканта-исполнителя, обучающегося игре на баяне, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Теоретические исследования, раскрывая сущность и значение исполнительских действий, только указывают на необходимость их целенаправленного формирования. В музыкально-педагогической практике же этот… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы формирования исполнительских действий
    • 1. 1. Психофизическая сущность процесса исполнения музыки
    • 1. 2. Педагогические условия формирования исполнительских действий учащихся
  • Глава 2. Экспериментальное исследование методики формирования исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте
    • 2. 1. Методы формирования исполнительских действий
    • 2. 2. Ход и итоги экспериментальной работы

Формирование исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте (баяне) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Развитие современного общества показывает, что противоречие между быстрым ростом научно-технических достижений и недостаточно высоким уровнем развития гуманитарной сферы становится все более ощутимым и ведет ко многим негативным последствиям как социокультурного, так и экономического характера.

Формированию духовного облика подрастающего поколения способствуют различные институты музыкального образования: школы с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла, ДМШ и ДШИ, в которых дети осваивают гуманистические ценности. Особенное значение в данном процессе имеет обучение музыкальному исполнительству, так как в этом случае ученик постигает музыку «изнутри», через собственный исполнительский опыт, не только слушая, но и воссоздавая исполняемые музыкальные произведения.

Однако освоение музыкального исполнительства связано с определенными трудностями: музицирование является сложным и многогранным процессом, результаты которого зависят от уровня музыкальных способностей учащегося, особенностей психических и физических функций нашего организма. Техническое осуществление и художественное воплощение исполнительского замысла обеспечивается при помощи мысленных музыкально-слуховых и двигательных действий. Формирование единства этих действий определяет успешность дальнейшего исполнительского развития учащегося.

Представители определенных исполнительских школ и направлений связывали исполнительские действия с проявлениями односторонней физической или психической активности, когда музыкант совершенствует только движения рук, пальцев или внутрислуховые способности («механистическая школа» — Ш. Ганой, И. Гуммель, Ф. Калькбреннер, И.

Ложье, «анатомофизиологическая школа» — Р. Брейтхаупт, JL Деппе, Ф. Штейнхаузен- «психотехническая школа» — Ф. Бузони, В. Гизекинг, Т. Лешетицкий, Я. Хейфец).

Ф.Э. Бах, Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман подчеркивали особенное значение психической функции — музыкального слуха, направляющего действия моторных органов. Ведущую роль мысленных действий в процессе исполнения отмечали видные отечественные музыканты и просветители (М.Н. Курбатов, С. М. Майкапар, И. Т. Назаров, В. Ф. Одоевский, Н.А. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн, В.И. Сафонов).

К.А. Мартинсен обратил внимание на то, что развитие музыкального исполнителя определяется наличием у него воображаемого представления звуковых образов, а также двигательного ощущения места звучания звуковых образов на клавиатуре. По его утверждению, эффективность исполнительского процесса зависит от опережения действий моторики действиями внутрислуховой сферы.

Современные исследования, основываясь на данных физиологии, общей и музыкальной психологии, рассматривают исполнительский акт как сложный психофизический процесс, а исполнительские действия — как взаимовлияние функций музыкального слуха и двигательных органов. При этом действия музыкального слуха предопределяют конечный исполнительский результат (Г. М. Цыпин, О.Ф. Шульпяков).

На взаимосвязь слуховых и двигательных исполнительских действий указывали такие авторы, как А. Б. Гольденвейзер, Б. Кременштейн, Г. П. Прокофьев, С. И. Савшинский, А. П. Щапов. Кроме этого, Д. Благой, Л. Маккиннон, Я. И. Мильштейн, А. Стоянов, Л. М. Цейтлин отмечали важность непрерывного слухового внимания, обеспечивающего опережение двигательных действий в процессе музыкального исполнения.

Анализ и обобщение различных работ позволил определить исполнительские действия как действия внутреннего музыкального слуха, воспроизводящего мысленно предстоящее звучание во взаимосвязи с двигательными действиями, воплощающими реальное звучание на клавиатуре, а также процесс слухового внимания, обеспечивающий опережение двигательных действий и контроль за качеством звукового результата.

Основные принципы педагогической деятельности, направленной на формирование исполнительских действий в процессе обучения игре на музыкальном инструменте (прежде всего — фортепиано), рассматривались в работах Ю. Г. Акимова, А. Д. Алексеева, JI.A. Баренбойма, М. Н. Бариновой, T. JL Беркман, Г. М. Когана, Н. А. Любомудровой, Я. И. Милыптейна, Г. Г. Нейгауза, Г. П. Прокофьева, С. И. Савшинского, A.G. Сударикова, Т. И. Юдовиной — Гальпериной.

О развитии внутреннего слуха на уроках сольфеджио писали И. П. Гейнрихс, А. А. Островский, Ю.Н. Pare, В. А. Серединская, Б. И. Уткин, Г. И. Шатковский.

Разрабатывались методики обучения подбору по слуху, чтению нот, транспонированию, импровизации — видам деятельности, в той или иной степени способствующим формированию слуховых и двигательных исполнительских действий учащихся (П.И. Говорушко, С. М. Мальцев, В. Н. Мотов, С. Е. Оськина, Д. Г. Парнес, О. В. Рафалович, Е. С. Эфрусси, Г. И. Шахов др.).

Тем не менее, методическое обеспечение процесса формирования единства слуховых и двигательных действий музыканта-исполнителя, обучающегося игре на баяне, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Теоретические исследования, раскрывая сущность и значение исполнительских действий, только указывают на необходимость их целенаправленного формирования. В музыкально-педагогической практике же этот процесс осуществляется, как правило, на более поздних ступенях обучения, что ограничивает реализацию исполнительских возможностей учащегося. Все это дает основание для научного поиска системы методов формирования всего комплекса элементов, обеспечивающих эффективное функционирование исполнительских действий учащихся, конкретизации задач, содержания, смысла этой учебной деятельности применительно к процессу начального обучения игре на баяне. Этот период обучения особенно важен, ибо сложившиеся в это время умения и навыки продолжают оказывать влияние на все последующее исполнительское развитие учащихся.

Таким образом, сложились противоречия между необходимостью организованного, целостного формирования исполнительских действий учащегося при обучении игре на музыкальном инструменте, и отсутствием научно-обоснованной рациональной системы методов обучения, позволяющих формировать исполнительские действия в классе баяна с учащимися разного уровня подготовки и развития музыкальных способностеймежду необходимостью осуществления этой деятельности во взаимосвязи слуховых и двигательных действий и отсутствием этой взаимосвязи в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте. Данные противоречия определили актуальность проблемы, состоящей в поиске и обосновании системы методов формирования исполнительских действий учащихся и привели к выбору соответствующей темы исследования: «ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ (БАЯНЕ)».

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить систему методов формирования исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте (баяне).

Объект исследования — учебный процесс в классе специального инструмента (баяна) ДМШ.

Предмет исследования — система методов, обеспечивающих формирование исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте (баяне).

Гипотеза исследования — формирование исполнительских действий учащегося в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте (баяне) будет осуществляться эффективно при условии:

— обеспечения взаимосвязи музыкально-слуховой и моторно-двигательной учебной деятельности учащихся;

— реализации модели учебного процесса «восприятие — воспроизведение — реализация»;

— использования системы методов, включающей эмоционально-слуховое освоение учащимися элементов музыкального языка (лада, интервалов, аккордов), практическое оперирование элементами музыкального языка на клавиатуре, абстрагирование элементов музыкального языка, используемых в фактуре исполняемых музыкальных произведений, а также варьирование деталей звуковой фактуры исполняемых музыкальных произведений.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по исследуемой проблеме.

2. Уточнить сущность понятия «исполнительские действия».

3. Обосновать модель учебного процесса «восприятие — воспроизведение — реализация».

4. Выявить систему методов формирования исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте (баяне).

5. Определить показатели сформированное&tradeисполнительских действий учащегося в процессе обучения игре на музыкальном инструменте (баяне).

6. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность системы методов формирования исполнительских действий учащихся на начальном этапе обучения игре на баяне в ДМШ.

Теоретико-методологической основой исследования явились: положения рефлекторной теории (И.П. Павлов) — исследования о значении условного рефлекса (Н.А. Бернштейн, А. Брейтбург) — теория уподобления (И.М. Сеченов) теория антиципации (Б.Ф. Ломов, С.Н. Сурков) — теория обратной афферентации (П.К. Анохин) — психолого-педагогическая теория деятельности (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) — теория развития музыкальных способностей (Б.М. Теплов) — учение о планомерно-поэтапном формировании умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин) — положения психологии музыкального образования о значении движения в восприятии и психологической установки в воспроизведении звучания (А.Л. Готсдинер, Е.В. Назайкинский) — педагогические принципы формирования музыкально-исполнительских навыков (А.Б. Гольденвейзер, И. Гофман, Я. И. Зак, К. Н. Игумнов, Н. К. Метнер, Л. Н. Оборин, В. Ф. Одоевский, П. П. Петрухин, Н.А. Римский-Корсаков, М. Я. Хальфин, Л. М. Цейтлин, Р. Шуман) — работы, рассматривающие проблемы формирования исполнительских действий (Э. Жак-Далькроз, К. А. Мартинсен, К. Леймер, Ю. Pare) — музыкально-слухового восприятия и представления в исполнительской практике (Л.А. Баренбойм, И. П. Гейнрихс, Г. М. Коган, Г. Г. Нейгауз, Я. И. Милыптейн, О. Ф, Шульпяков, Г. М. Цыпин) — развития мелодического, гармонического, ладового слуха, навыков музыкально-слухового представления, слуходвигательной координации, предслышания (А.Д. Алексеев, Т. Л. Беркман, Е. Я. Либерман, С. М. Мальцев, С. И. Савшинский, В. А. Серединская, Б. И. Уткин, Г. И. Шатковский, Г. И. Шахов, А. П. Щапов, Е. С. Эфрусси и др.).

В ходе исследования были использованы следующие методы: — теоретические: анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение и систематизация педагогического опытамоделированиекачественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

— эмпирические: целенаправленное педагогическое наблюдениебеседа, анкетирование, тестирование учащихся, метод экспертной оценкипедагогический эксперимент.

Исследование проводилось в период с 1996 по 2003 г. г. и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе (1996 — 1997 г. г.) проводились изучение и анализ проблемы исследования в контексте практической работы в инструментальном классе по специальности баян — аккордеон, осмысливались теоретические положения исследования, определялись его тема, предмет, цели и задачи.

На втором этапе (1998 — 2001 г. г.) уточнялась гипотеза исследования, определялось оптимальное содержание экспериментальной работы, разрабатывалась ее структура и условия проведения, накапливалась и обрабатывалась полученная информация.

На третьем этапе (2002 — 2003 г. г.) проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Определены этапы формирования исполнительских действий. Это этап восприятия звуковых образов, этап воспроизведения этих образов на клавиатуре и этап реализации навыков восприятия и воспроизведения звуковых образов в процессе исполнения музыкальных произведений;

2. Выявлены условия формирования исполнительских действий. Это развитие музыкально-слуховых способностей учащегося (мелодического, гармонического слуха, способности музыкально-слухового представления) в тесной взаимосвязи с музыкально-слуховой и моторно-двигательной учебной деятельностью;

3. Разработана система методов формирования исполнительских действий. Это эмоционально-слуховое освоение элементов музыкального языка (лада, интервалов, аккордов), практическое оперирование элементами музыкального языка на клавиатуре (простейшая импровизация, игра со звуками, комбинирование мелодических, гармонических, ритмических, фактурных вариантов «букв» и «слов» музыкальной речи), методы абстрагирования элементов музыкального языка, используемых в фактуре исполняемых музыкальных произведений, а также варьирования деталей звуковой фактуры исполняемых музыкальных произведений.

Теоретическая значимость исследования:

1. Уточнено содержание понятия «исполнительские действия», которое включает в себя действия внутреннего музыкального слуха, воспроизводящего предстоящее звучание мысленно, двигательные действия, воплощающие реальное звучание на клавиатуре, и процесс слухового внимания, обеспечивающий опережение двигательных действий, а также контроль за качеством звукового результата.

2. Определены показатели сформированности исполнительских действий, состоящие в способности представлять музыкальный материал мысленно (музыкально-слуховое представление), предощущать его местонахождение на клавиатуре (слуходвигательная координация), и непрерывно опережать реальное звучание мысленным предвидением в течение всего исполнительского процесса (предслышание).

Практическая значимость исследования: разработанная система методов формирования исполнительских действий учащихся может применяться в полном или адаптированном виде на начальном этапе обучения музыкальному исполнительству в классе баяна, а также в других инструментальных классах ДМШ и ДШИ. Использование наиболее эффективных ее элементов возможно также в последующем музыкально-исполнительском развитии учащихся. Материалы исследования могут способствовать дальнейшему совершенствованию методики и технологии обучения игре на музыкальном инструменте.

Научная достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены научным, методологически обоснованным подходом к решению данной проблемы, использованием комплекса адекватных содержанию теоретических и эмпирических методов исследования, результатами экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исполнительские действия включают в себя действия внутреннего музыкального слуха, воспроизводящего мысленно предстоящее звучание во взаимосвязи с двигательными действиями, воплощающими реальное звучание на клавиатуре, процесс слухового внимания, обеспечивающий опережение двигательных действий, а также контроль за качеством звукового результата.

Сформированные исполнительские действия обеспечивают прочное усвоение учащимся музыкального материала, способствуют технически стабильному и художественно выразительному исполнению музыкальных произведений учебного и концертного репертуара.

2. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность процесса формирования исполнительских действий учащихся на начальном этапе обучения игре на баяне, являются: модель учебного процесса «восприятие — воспроизведение — реализация», а также система методов, включающая эмоционально-слуховое освоение элементов музыкального языка (лада, интервалов, аккордов), практическое оперирование элементами музыкального языка на клавиатуре, абстрагирование элементов музыкального языка, используемых в фактуре исполняемых музыкальных произведений, и варьирование деталей звуковой фактуры исполняемых музыкальных произведений.

3. Показателями сформированное&tradeисполнительских действий являются способности представлять музыкальный материал мысленно (музыкально-слуховое представление), предощущать его местонахождение на клавиатуре (слуходвигательная координация), и непрерывно опережать реальное звучание мысленным предвидением в течение всего игрового процесса (предслышание).

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы и обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры истории, теории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ, в выступлениях на научных конференциях (Екатеринбург, 2002, 2003, 2004 гг., Челябинск, 2004 г., Оренбург, 2004 г.), через опубликование научно-исследовательских работ, использование материалов и результатов исследования в учебном процессе ДШИ г. Белоярского Тюменской области.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, обобщая основные теоретические положения нашего исследования, можно сделать следующие выводы.

Процесс музыкального исполнения представляет собой комплекс исполнительских действий, включающий в себя действия внутреннего музыкального слуха, воспроизводящего мысленно предстоящее звучание во взаимосвязи с двигательными действиями, воплощающими реальное звучание на клавиатуре, а также процесс слухового внимания, обеспечивающий опережение двигательных действий и контроль за качеством звукового результата. Формирование исполнительских действий осуществляется в процессе совершенствования навыков музыкально-слухового представления, слуходвигательной координации и предслышания.

Наше исследование показало, что сформированные исполнительские действия определяют все дальнейшее исполнительское развитие учащегося: продолжительность и продуктивность занятий, качество усвоения музыкального материала, стабильность и художественную выразительность его воспроизведения.

Процесс формирования исполнительских действий учащихся представляет собой взаимосвязанную последовательность трех этапов: восприятие (возникновение мысленных слуховых образов), воспроизведение (образование их связи с клавиатурой), реализация (применение навыков восприятия и воспроизведения в процессе исполнения музыкальных произведений).

Условиями формирования исполнительских действий учащихся является развитие музыкально-слуховых способностей (гармонического, мелодического слуха, способности музыкально-слухового представления) на основе тесной взаимосвязи музыкально-слуховой и моторно-двигательной учебной деятельности.

Методами формирования исполнительских действий учащихся являются эмоционально-слуховое освоение элементов музыкального языка (лада, интервалов, аккордов), практическое оперирование элементами музыкального языка на клавиатуре, методы абстрагирования элементов музыкального языка, используемых в фактуре исполняемых музыкальных произведений, а также варьирования деталей звуковой фактуры исполняемых музыкальных произведений.

Показателями сформированности исполнительских действий являются способности представлять музыкальный материал мысленно, предощущать его местонахождение на клавиатуре, и непрерывно опережать реальное звучание мысленным предвидением в течение всего игрового процесса.

Опытная работа доказала необходимость целенаправленного формирования исполнительских действий учащихся как основы их исполнительского развитияматериал данного исследования является одним из вариантов решения данной проблемы и может быть использован для дальнейшего совершенствования методики и технологии обучения музыкальному исполнительству на других музыкальных инструментах или в других возрастных группах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. Актуальность дальнейшего совершенствования теоретической мысли баянистов // Баян и баянисты, Вып. 4. — М., Советский композитор, 1978, с. 3−12.
  2. Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя баяниста // Баян и баянисты, Вып. 4. — М., Советский композитор, 1978, с. 79−96.
  3. А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., Музыка, 1978, 288 с.
  4. .Г. Проблемы представления в советской психологической науке // Философские записки АН СССР, t.V. JI., 1950, с. 60−78.
  5. П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии // Вопросы психологии. 1955, № 6, с. 16−38.
  6. С.Н. Развитие творческих способностей младших школьников (6−8 лет) на основе взаимосвязи преподавания «Сольфеджио» и «Фортепиано» // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000, 24 с.
  7. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М., Музыка, 1973, 180 с.
  8. .В. Музыкальная форма как процесс. М., Музыка, 1971, 91 с.
  9. В. Психология техники игры на фортепиано. М., Госмузиздат, 1928, 47 с.
  10. JI.A. Еще раз о воспитании молодых исполнителей // Музыкальная педагогика и искусство. JL, Музыка, 1974, 336 с.
  11. JI.A. Карл Орф и институт Орфа // Советская музыка, 1969, № 5, с. 130−139.
  12. Баренбойм J1.A. Путь к музицированию. JL, Музыка, 1979, 352 с.
  13. JI.А. Рубинштейн педагог // Музыкальная педагогика и исполнительство. — J1., Музыка, 1974, 336 с.
  14. JI.A. Фортепианно-педагогические принципы Ф.М. Блуменфельда // Музыкальная педагогика и исполнительство. — JL, Музыка, 1974, 336 с.
  15. М.Н. О развитии творческих способностей ученика. Л., Музгиз, 1961, 60 с.
  16. М.Н. Очерки по методике фортепиано. JL, 1926, — ч. II, 148 с.
  17. .В., Эльбойм Э. Я. Педагогические принципы JI.M. Цейтлина. М., Музыка, 1990, 128 с.
  18. Н. Роль пространственных представлений в процессе формирования тонально-ладового мышления П Вопросы воспитания музыкального слуха. -JI., Музыка, 1987, с. 168−184.'
  19. Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. М., Просвещение, 1964, 220 с.
  20. Т.Л., Грищенко К. С. Музыкальное образование учителя. М., Издательство академии педагогических наук, 1956, 170 с.
  21. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологической активности. -М., 1966, 172 с.
  22. БирмакА.В. О художественной технике пианиста. — М., Музыка, 1973, 141 с.
  23. Д. Еще из «Пестрых листков» // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1. -М., Музыка, 1979, с. 58−70.
  24. Д. Пестрые листки. Заметки педагога // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. -М., Музыка, 1976, с. 105−133.
  25. Н. Творческие упражнения как средство активизации слухового внимания // Некоторые вопросы слухового развития учащегося. Л., Музыка, 1959, с. 16−25.
  26. Л.Jl. Психология музыкальной деятельности. — Институт психологии РАН, 1997, 350 с.
  27. А. Значение физиологического учения академика И.П. Павлова для музыкальной педагогики и исполнительства // Вопросы музыкознания. М., 1954, 116 с.
  28. Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. -М., Музыка, 1976, с. 46−62.
  29. Ф. Навык игры с листа и принципы его формирования // Ребенок за роялем. М., Музыка, 1981, с. 194−200.
  30. Ф. О пианистическом мастерстве // Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1. — М., Музыка, 1962, с. 159−160.
  31. Веспреми J1. Чтение нот // Ребенок за роялем. М., Музыка, 1981, с. 8287.
  32. О. На уроках К.Н. Игумнова // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 5. -М., Музыка, 1984, 134 с.
  33. Л.И. Первоначальное обучение искусству аккомпанемента. -М., Музыка, 1978,46 с.
  34. В классе А. Б. Гольденвейзера. М., Музыка, 1986, 213 с.
  35. Т.А. Моисей Яковлевич Хальфин // В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Л., Музыка, 1968, с. 155−187.
  36. Л.С. О педологическом анализе педагогического процесса // Антология гуманной педагогики Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996, с. 197−215.
  37. В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. М., Музыка, 1976, с. 31−45.
  38. В. Развитие слуховых навыков в классе по специальности // Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся. Л., Музгиз, 1959, с. 26−32.
  39. П.Я. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения -М., МГУ, 1979, 208 с.
  40. П.Я. Четыре лекции по психологии. М., Книжный дом Университет, 2000, 112 с.
  41. Гат Й. Техника фортепианной игры. — Москва, Музыка, Будапешт, Корвина, 1967, 244 с.
  42. И.П. Внутренний слух и его развитие. М., Музыка, 1978, 80 с.
  43. В. Как артисты занимаются // Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 7. М., Музыка, 1975, с. 226−228.
  44. Ю.Б. О восприятии высоты звука // Автореф. дис. канд. псих, наук, М., 1960,19 с.
  45. В. К вопросу об эффективности методов обучения игре на фортепиано // Вопрос музыкальной педагогики, вып. 1. М., Музыка, 1979, с. 29−36.
  46. М. Чтение с листа в процессе обучения баяниста // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 6.-Л., Музыка, 1985, с. 15−22.
  47. А.Б. Об искусстве // Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 1. М., Музыка, 1965, с. 66−67.
  48. А.Б. О фортепианной педагогике // Пианисты рассказывают, вып. 2. М., Советский композитор, 1984, с. 88−100.
  49. А.Б. Советы молодым музыкантам // Пианисты рассказывают, вып. 2. М., Советский композитор, 1984, с. 100−115.
  50. А.Б. Советы педагога пианиста // Пианисты рассказывают. — М., Советский композитор, 1979, с. 159−176.
  51. Ю.П. Методика формирования звуковысотных представлений при обучении интонированию в. курсе сольфеджио // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984, 20 с.
  52. А. Дидактические основы музыкального развития учащихся // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 2. -М., Музыка, 1980, с. 10−28.
  53. А. Музыкальная психология. М., Просвещение, 1993, 190 с.
  54. И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., Музыка, 1961, 224 с.
  55. . Слуховое развитие в начальном периоде обучения игре на фортепиано // Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся. JL, Музгиз, 1959, с. 33−45.
  56. Р.Н. Музыкальное воображение // Теория и методика, обучения игре на фортепиано. М., Владос, 2001, с. 172−187.
  57. В. О развитии музыкальной памяти учащегося // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 2. М., Музыка, 1980, с. 68−78.
  58. М., Пронин В. В классе П.С. Столярского // Музыкальное исполнительство, вып. 6. -М., Музыка, 1970, с. 162−193.
  59. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М., Педагогика, 1986, 240 с.
  60. Диалог с Артуром Рубинштейном // Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном исполнительстве. — М. — JL, Музыка, 1966, с. 291−300.
  61. Я. О начальном обучении менее способных детей // Ребенок за роялем. М., Музыка, 1981, с. 110−118.
  62. Жак-Далькроз Э. Ритм М., «Классика — XXI» 2002, 248 с.
  63. В.И. Творческое ядро педагогического исследования // Понятийный аппарат педагогики и образования, вып. 2. Екатеринбург, 2000, с. 94−98.
  64. Зак Я. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов // Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 2. М., Музыка, 1968, с. 81″ 99.
  65. А.В. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1986, 316 с.
  66. И.З. Педагогические воззрения Н.К. Метнера и их значение для советской пианистической школы // Научно-методические записки, вып. 5. Свердловск, 1963, с. 360−408.
  67. К.Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста // Пианисты рассказывают, вып. 2. М., Музыка, 1984, с. 12−86.
  68. Г. А. К вопросу о формировании музыкальных представлений у дошкольников // Вопросы психологии, 1959, № 5, с. 134−144.
  69. Е.В. Творческое музицирование основа эффективного развития музыкального мышления // Исполнительство и образование во втором тысячелетии (теория, практика, педагогические позиции) — Оренбург, 2001, с. 130−135.
  70. Т. О взаимосвязи между теоретическими и специальными дисциплинами // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4 М., Музыка, 1976, с. 80−87.
  71. Е.П. Исследование путей и методов активизации музыкально-слухового самоконтроля в процессе обучения игре на фортепиано // Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1975, 22 с.
  72. С. Два пути развития техники пианиста // Советская музыка" 1936, № 2 с. 54−58.
  73. Т. Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия в начальном периоде обучения // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1. -М., Музыка, 1979, с. 3−20.
  74. Г. М. О работе музыканта педагога // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1.-М., 1979, с. 71−84.
  75. Г. М. Проблемы теории пианизма // Вопросы пианизма. — М., Музыка, 1968, с. 18−25.
  76. Г. М. У врат мастерства. М., Музыка, 1969, 342 с.
  77. А. О фортепианном исполнительстве. М., Музыка, 1965, 363 с.
  78. Н.П. Играем гаммы. М., Музыка, 1995, 75 с.
  79. Н.П. Самарий Ильич Савшинский // В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Л., Музыка, 1968, с. 86−122.
  80. . Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М., Музыка, 1966, 120 с.
  81. . К вопросу о противоречиях как источнике развития в процессе обучения музыканта исполнителя // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 7. -М., Музыка, 1986, с. 51−65.
  82. . Педагогика Г. Г. Нейгауза. М., Музыка, 1984, 88 с.
  83. A.M. Педагогика грамотности // Школьные технологии, 1996, № 4−5, 200 с.
  84. A.M. Педагогика иностранного языка // Школьные технологии, 1997, № 6, 200 с.
  85. К. Современная фортепианная игра // Выдающиеся пианисты -педагоги о фортепианном исполнительстве. М. — Л., Музыка, 1966, с. 168 183.
  86. А.Н. Проблемы развития психики. М., Политиздат, 1955, 311с.
  87. Л. Аккордовые сказки для больших и маленьких // Учебно-игровое пособие М, Классика-ХХ1, 2003, 34 с.
  88. Л. Путешествие в страну интервалов // учебно-игровое пособие М, Классика — XXI, 2002, 22 с.
  89. Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М., Музыка, 1985, 136 с.
  90. В.В. Музыкальный слух: Проблемы и поиски их решения в музыкальной педагогике XX века // Педагогика искусства: из века в век.
  91. Материалы научной конференции студентов и молодых ученых. -Екатеринбург, 2002. С. 31−37.
  92. В.В. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе инструментального обучения // Педагогика искусства: региональный опыт. Материалы научной конференции. Екатеринбург, 2003. С. 55−62.
  93. В.В. Формирование психофизических действий учащихся в процессе музыкального обучения (Из опыта работы в классе баяна ДШИ) // Оренбург, 2004.
  94. К проблеме формирования слуходвигательных действий учащихся на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте // Педагогика искусства: История и современность: Материалы научной конференции. Екатеринбург, 2004.
  95. Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка, 1985, 158 с.
  96. Л.Н. О слуховой деятельности музыканта исполнителя. -Московская государственная консерватория, М., 1998, 176 с.
  97. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980, 86 с.
  98. М. За роялем с Габриелем Форе // Исполнительское искусство зарубежных стран. М., Музыка, 1981, с. 15−37.
  99. М. Французская школа фортепиано // Выдающиеся пианисты -педагоги о фортепианном исполнительстве. М. — Л., Музыка, 1966, с. 208 235.
  100. Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. — М., Музыка, 1982, 144 с.
  101. С.С. Задачи воспитания учащихся // Педагогические способности, Л., Государственное музыкальное издательство, 1963, с. 5−15.
  102. С.М. Годы учения. М. — Л., Госмузиздат, 1938, 78 с.
  103. С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. — Петроград, 1915, 233 с.
  104. Ф. Творческое музицирование как метод музыкального воспитания // Вопросы методики начального музыкального образования. — М., 1981, с. 55−62.
  105. Л. Игра наизусть. Л., Музыка, 1967, 144 с.
  106. С.М. О психологии музыкальной импровизации. М., Музыка, 1991,86 с.
  107. С.М. О субсенсорном и сенсорном уровнях антиципации в музыкальной импровизации // Вопросы психологии, 1988, № 3, с. 118.
  108. С.М. Раннее обучение гармонии путь к детскому творчеству // Музыкальное воспитание в СССР, вып. 2. — М., Советский композитор, 1985, с. 169−203.
  109. С., Розанов И. Учить искусству импровизации // Советская музыка, 1973, № 10, с. 62−64.
  110. Ф. Экспериментальная работа на уроках сольфеджио в средней специальной музыкальной школе // Музыкальное воспитание в СССР. -М., Советский композитор, 1978, с. 301−355.
  111. К.А. Индивидуальная фортепианная техника. М., Музыка, 1966, 220 с.
  112. К.А. К методике фортепианного обучения // Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном искусстве. — М. — JL, Музыка, 1966, с. 184−207.
  113. К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., Музыка, 1977, 128 с.
  114. JI. Б.Л. Яворский о воспитании слуха // Критика и музыкознание, вып. 2. Л., Музыка, 1980, с. 198−207.
  115. Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. — М., Музыка, 1979, 69 с.
  116. Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М., Музыка, 1983, 262 с.
  117. Я.И. Исполнительские и педагогические принципы К.Н. Игумнова // Мастера советской пианистической школы. М., Государственное музыкальное издательство, 1961, с. 41−114.
  118. В.Н. Развитие первоначальных навыков игры по слуху // Баян и баянисты, вып. 5. М., Советский композитор, 1981, с. 4−33.
  119. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., Музыка, 1972, 383 с.
  120. Е.В. Пути совершенствования музыкально-теоретических дисциплин // Советская музыка, 1983, № 2, с. 64−78.
  121. И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Л., Музыка, 1969, 37 с.
  122. С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности//Вопросы психологии, 1982, № 5, с. 85−93.
  123. С.И. Формирование музыкальности у младших школьников в процессе индивидуального обучения // Вопросы психологии, 1987, № 4, с. 71−75.
  124. . Некоторые вопросы воспитания гармонического слуха // Вопросы воспитания музыкального слуха. Л., Музыка, 1987, с. 157 167.
  125. Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Госмузиздат, 1961,318 с.
  126. Г. Г. Проблемы фортепианной педагогики // Пианисты рассказывают, вып. 2. М., Музыка, 1984, с. 162−174.
  127. И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учебное пособие. — Екатеринбург, УГПУ, 1993, 64 с.
  128. А. Взгляды Г. Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства // Мастера советской пианистической школы. М., Госмузиздат, 1961, с. 167−203.
  129. А. Елена Фабиановна Гнесина педагог // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1. -М., Музыка, 1979, с. 145−157.
  130. А. Исполнительские и педагогические принципы А.Б. Гольденвейзера // Мастера советской пианистической школы. — М., Госмузиздат, 1961, с. 115−166.
  131. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М., Музыка, 1980, 112 с.
  132. JI. Из бесед с учениками // Выдающиеся пианисты -педагоги о фортепианном исполнительстве. М. — JL, Музыка, 1966, с. 111 143.
  133. О.В. Опыт формирования звуковысотного слуха // Автореф. дис. канд. псих, наук,-М., 1960, 18 с.
  134. Н. Подготовка ученика к открытому выступлению // Вопросы методики начального музыкального образования. -М., Музыка, 1981, с. 145−160.
  135. Островский A. J1. Взгляды Н. А. Римского-Корсакова на образование музыкантов исполнителей // Н.А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. — Л., Госмузиздат, 1959, с. 58−70.
  136. A.JI. Развитие внутреннего музыкального слуха учащихся музыкальной школы // Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся. JL, Музгиз, 1959, с. 5−15.
  137. С.Е. Внутренний музыкальный слух // В помощь педагогу музыканту. — М., Музыка, 1977, 72 с.
  138. С.Е., Парнес Д. Г. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования. ООО Издательство АТС, 2001, 79 с.
  139. С.Е., Парнес Д. Г. Прививать практические навыки // Советская музыка, 1982, № 7, с. 72−73.
  140. И.П. Полное собрание сочинений, т. III, кн. 2. М. — Л., 1951,438 с.
  141. И.П. Условный рефлекс // Избранные труды. М., Изд-во Академии мед. наук СССР, 1952, 80 с.
  142. П.П. Горжусь своими учениками! // Музыкальное образование 1999, № 1−2, с. 11−13.
  143. Петрушин Музыкальная психология. М., Владос, 1997, 383 с.
  144. Р.П. К вопросу о теоретическом и практическом освоении гармонии в музыке XX в. // Материалы межвузовской научно-практической конференции. Екатеринбург, УрГПУ 2000, т. 3, с. 107.
  145. Г. П. Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем // Вопросы психологии, 1959, № 5, с. 59−70.
  146. Г. П. Формирование музыканта исполнителя. — М., Госмузиздат, 1956, 480 с.
  147. Я. Василий Ильич Сафонов. М., Госмузиздат, 1959, 195 с.
  148. Ю.Н. Проблемы воспитания музыкального слуха (о соотношении учебного предмета сольфеджио с художественной практикой) // Вопросы воспитания музыкального слуха. Л., Музыка, 1987, с. 7−19.
  149. О.В. Транспонирование в классе фортепиано. Л., Музгиз, 1963, 38 с.
  150. Т. Развитие у первоклассников ладовых звуковысотных представлений // Вопросы методики музыкального воспитания детей. М., Музыка, 1975, с. 50−70.
  151. Т. Обучение основам композиции в классах фортепиано детских музыкальных школ // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. -М., Музыка, 1976, с. 63−79.
  152. С.Л. Основы общей психологии. СПб., изд-во Питер, 1999, 720 с.
  153. В., Руденко Н. Некоторые вопросы подготовки педагога детской музыкальной школы к практической деятельности // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 7. М., Музыка, с. 5−29.
  154. С.И. Детская фортепианная педагогика // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. -М., Музыка, 1976, с. 3−30.
  155. С.И. О работе с музыкально одаренными детьми // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1. М., Музыка, 1979, с. 37−43.
  156. С.И. Пианист и его работа. Л., Музыка, 1961, 272 с.
  157. С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М, — Л., Музыка, 1964, 188 с.
  158. Т.Н. Работа над развитием гармонического слуха в ДМШ Екатеринбург, Управление культуры Администрации Свердловской области, 1995, 24 с.
  159. М. О некоторых проблемах музыкального восприятия детей // Вопросы методики начального музыкального образования. М., Музыка, 1981, с. 5−12.
  160. В. А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М., Госмузиздат, 1962, 92 с.
  161. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947, 142 с.
  162. И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1961, 100 с.
  163. Э. Некоторые стороны метода Кодая // Музыкальное воспитание в Венгрии. -М., Советский композитор, 1983, с. 64−139.
  164. Т. Подбираем аккомпанемент, вып. 1. М., Музыка, 2001,80 с.
  165. Ф. О музыкальной памяти пианистов — исполнителей // Музыкальное исполнительство, вып. 6. -М., Музыка, 1970, с. 144−161.
  166. Сольфеджио для I II классов ДМШ. — JL, Музыка, 1989, 80 с.
  167. А. Искусство пианиста. М., Госмузиздат, 1958, 158 с.
  168. А. Некоторые проблемы музыкальной педагогики в связи с обучением игре на фортепиано // Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном искусстве. — М, JL, Музыка, 1966, с. 236−261.
  169. А. Исполнительская техника баяниста. М., Советский композитор" 1986, 127 с.
  170. А. Основы начального обучения на баяне. М., Советский композитор, 1978, 104 с.
  171. В.А. О воспитании. М., Просвещение, 1982, 270 с.
  172. К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., Педагогика, 1988, 175 с.
  173. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961, 535 с.
  174. Е.М. Воспитание пианиста. М., Советский композитор, 1989, 145 с.
  175. Три битых кита // Народное образование, 1997, № 9, с. 7−11.
  176. Тюлин. Учение о гармонии. М., Музыка, 1966,223 с.
  177. Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. -М., ООО Издательство АТС, 2001, 94 с.
  178. .И. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище. М., Музыка, 1985, 101 с.
  179. Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов: Учебное пособие. — Екатеринбург, ОАО Полиграфист, 1998, 80 с.
  180. Н. Людвиг Ван Бетховен о фортепианном искусстве и педагогике // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 1. М., Госмузиздат, 1963, с. 118−157.
  181. Э. Сочинение сопровождения к песням // Ребенок за роялем. -М., Музыка, 1981, с. 236−245.
  182. Г. М. «В классе Льва Николаевича Оборина» Конец 40-х -начало 50-х годов // Вопросы фортепианного искусства, вып. 4. — М., Музыка, 1976, с. 107−118.
  183. Г. М. Исполнитель и техника. М., Издательский центр Академия, 1999, 192 с.
  184. Г. М. Обучение игре на фортепиано. М., Просвещение, 1984,176 с.
  185. Г. М. Развитие учащегося фортепианного класса: формы и методы // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1. М., Музыка, 1979, с. 44−56.
  186. В.И. Исследование методов формирования исполнительских навыков игры на баяне // Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1976,21 с.
  187. Г. И. Развитие музыкального слуха. М., Музыка, 1996, 184 с.
  188. Г. И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. М., Музыка, 1987, 190 с.
  189. Г. И. Развитие слуховой активности учащихся баянистов музыкальных кружков и студий художественной самодеятельности. — М., Музыка, 1981,84 с.
  190. Г. И. Теоретические основы преподавания транспонирования на баяне // Баян и баянисты, вып. 5. М., Советский композитор, 1981, с. 34−56.
  191. Г. И. Транспонирование на баяне. М., Музыка, 1974, 140 с.
  192. А.С. Некоторые вопросы методики обучения гармонизации мелодии. М., Музыка, 1982, 108 с.
  193. А. Вопросы и ответы // Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 7. -М., Музыка, 1975, с. 129−188.
  194. В. В классе С.И. Савшинского // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. -М., Музыка, 1976, с. 262−271.
  195. О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. JL, Музыка, 1986, 126 с.
  196. О.Ф. Техническое развитие музыканта исполнителя. -Л., Музыка, 1973, 83 с.
  197. Р. Жизненные правила для музыкантов. М., Госмузиздат, 1959, 40 с.
  198. А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники. — М., Музыка, 1968, 248 с.
  199. А.П. Фортепианная педагогика. Советская Россия, 1960, 171 с.
  200. Е.С. Музыкальное воспитание начинающих пианистов // Развитие пианиста. М., ОГИЗ — МУЗГИЗ, 1935, с. 80−116.
  201. Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез или я детский педагог — С — Пб., Союз художников, 2002, 236 с.
  202. В. Обучение игре наизусть // Ребенок за роялем. М., Музыка, 1981, с. 159−169.
  203. Т. Заметки о болгарской фортепианной культуре // Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном искусстве. — М. — JL, Музыка, 1966, с. 262.
Заполнить форму текущей работой