Формирование исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте (баяне)
![Диссертация: Формирование исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте (баяне)](https://westud.ru/work/2531016/cover.png)
Диссертация
Тем не менее, методическое обеспечение процесса формирования единства слуховых и двигательных действий музыканта-исполнителя, обучающегося игре на баяне, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Теоретические исследования, раскрывая сущность и значение исполнительских действий, только указывают на необходимость их целенаправленного формирования. В музыкально-педагогической практике же этот… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические аспекты проблемы формирования исполнительских действий
- 1. 1. Психофизическая сущность процесса исполнения музыки
- 1. 2. Педагогические условия формирования исполнительских действий учащихся
- Глава 2. Экспериментальное исследование методики формирования исполнительских действий учащихся в процессе начального обучения игре на музыкальном инструменте
- 2. 1. Методы формирования исполнительских действий
- 2. 2. Ход и итоги экспериментальной работы
Список литературы
- Акимов Ю. Актуальность дальнейшего совершенствования теоретической мысли баянистов // Баян и баянисты, Вып. 4. — М., Советский композитор, 1978, с. 3−12.
- Акимов Ю., Кузовлев В. О проблеме сценического самочувствия исполнителя баяниста // Баян и баянисты, Вып. 4. — М., Советский композитор, 1978, с. 79−96.
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., Музыка, 1978, 288 с.
- Ананьев Б.Г. Проблемы представления в советской психологической науке // Философские записки АН СССР, t.V. JI., 1950, с. 60−78.
- Анохин П.К. Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии // Вопросы психологии. 1955, № 6, с. 16−38.
- Арчажникова С.Н. Развитие творческих способностей младших школьников (6−8 лет) на основе взаимосвязи преподавания «Сольфеджио» и «Фортепиано» // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2000, 24 с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М., Музыка, 1973, 180 с.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. М., Музыка, 1971, 91 с.
- Бардас В. Психология техники игры на фортепиано. М., Госмузиздат, 1928, 47 с.
- Баренбойм JI.A. Еще раз о воспитании молодых исполнителей // Музыкальная педагогика и искусство. JL, Музыка, 1974, 336 с.
- Баренбойм JI.A. Карл Орф и институт Орфа // Советская музыка, 1969, № 5, с. 130−139.
- Баренбойм J1.A. Путь к музицированию. JL, Музыка, 1979, 352 с.
- Баренбойм JI.А. Рубинштейн педагог // Музыкальная педагогика и исполнительство. — J1., Музыка, 1974, 336 с.
- Баренбойм JI.A. Фортепианно-педагогические принципы Ф.М. Блуменфельда // Музыкальная педагогика и исполнительство. — JL, Музыка, 1974, 336 с.
- Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. Л., Музгиз, 1961, 60 с.
- Баринова М.Н. Очерки по методике фортепиано. JL, 1926, — ч. II, 148 с.
- Беленький Б.В., Эльбойм Э. Я. Педагогические принципы JI.M. Цейтлина. М., Музыка, 1990, 128 с.
- Бергер Н. Роль пространственных представлений в процессе формирования тонально-ладового мышления П Вопросы воспитания музыкального слуха. -JI., Музыка, 1987, с. 168−184.'
- Беркман Т.Л. Индивидуальное обучение музыке. М., Просвещение, 1964, 220 с.
- Беркман Т.Л., Грищенко К. С. Музыкальное образование учителя. М., Издательство академии педагогических наук, 1956, 170 с.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологической активности. -М., 1966, 172 с.
- БирмакА.В. О художественной технике пианиста. — М., Музыка, 1973, 141 с.
- Благой Д. Еще из «Пестрых листков» // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1. -М., Музыка, 1979, с. 58−70.
- Благой Д. Пестрые листки. Заметки педагога // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. -М., Музыка, 1976, с. 105−133.
- Боголюбова Н. Творческие упражнения как средство активизации слухового внимания // Некоторые вопросы слухового развития учащегося. Л., Музыка, 1959, с. 16−25.
- Бочкарев Л.Jl. Психология музыкальной деятельности. — Институт психологии РАН, 1997, 350 с.
- Брейтбург А. Значение физиологического учения академика И.П. Павлова для музыкальной педагогики и исполнительства // Вопросы музыкознания. М., 1954, 116 с.
- Брянская Ф. Навык игры с листа, его структура и принципы развития // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. -М., Музыка, 1976, с. 46−62.
- Брянская Ф. Навык игры с листа и принципы его формирования // Ребенок за роялем. М., Музыка, 1981, с. 194−200.
- Бузони Ф. О пианистическом мастерстве // Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1. — М., Музыка, 1962, с. 159−160.
- Веспреми J1. Чтение нот // Ребенок за роялем. М., Музыка, 1981, с. 8287.
- Виноградова О. На уроках К.Н. Игумнова // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 5. -М., Музыка, 1984, 134 с.
- Винокур Л.И. Первоначальное обучение искусству аккомпанемента. -М., Музыка, 1978,46 с.
- В классе А. Б. Гольденвейзера. М., Музыка, 1986, 213 с.
- Воронина Т.А. Моисей Яковлевич Хальфин // В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Л., Музыка, 1968, с. 155−187.
- Выготский Л.С. О педологическом анализе педагогического процесса // Антология гуманной педагогики Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996, с. 197−215.
- Галич В. О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. М., Музыка, 1976, с. 31−45.
- Галич В. Развитие слуховых навыков в классе по специальности // Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся. Л., Музгиз, 1959, с. 26−32.
- Гальперин П.Я. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения -М., МГУ, 1979, 208 с.
- Гальперин П.Я. Четыре лекции по психологии. М., Книжный дом Университет, 2000, 112 с.
- Гат Й. Техника фортепианной игры. — Москва, Музыка, Будапешт, Корвина, 1967, 244 с.
- Гейнрихс И.П. Внутренний слух и его развитие. М., Музыка, 1978, 80 с.
- Гизекинг В. Как артисты занимаются // Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 7. М., Музыка, 1975, с. 226−228.
- Гиппенрейтер Ю.Б. О восприятии высоты звука // Автореф. дис. канд. псих, наук, М., 1960,19 с.
- Гировский В. К вопросу об эффективности методов обучения игре на фортепиано // Вопрос музыкальной педагогики, вып. 1. М., Музыка, 1979, с. 29−36.
- Говорушко М. Чтение с листа в процессе обучения баяниста // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 6.-Л., Музыка, 1985, с. 15−22.
- Гольденвейзер А.Б. Об искусстве // Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 1. М., Музыка, 1965, с. 66−67.
- Гольденвейзер А.Б. О фортепианной педагогике // Пианисты рассказывают, вып. 2. М., Советский композитор, 1984, с. 88−100.
- Гольденвейзер А.Б. Советы молодым музыкантам // Пианисты рассказывают, вып. 2. М., Советский композитор, 1984, с. 100−115.
- Гольденвейзер А.Б. Советы педагога пианиста // Пианисты рассказывают. — М., Советский композитор, 1979, с. 159−176.
- Гонтаревская Ю.П. Методика формирования звуковысотных представлений при обучении интонированию в. курсе сольфеджио // Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1984, 20 с.
- Готсдинер А. Дидактические основы музыкального развития учащихся // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 2. -М., Музыка, 1980, с. 10−28.
- Готсдинер А. Музыкальная психология. М., Просвещение, 1993, 190 с.
- Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., Музыка, 1961, 224 с.
- Грач Б. Слуховое развитие в начальном периоде обучения игре на фортепиано // Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся. JL, Музгиз, 1959, с. 33−45.
- Гржибовская Р.Н. Музыкальное воображение // Теория и методика, обучения игре на фортепиано. М., Владос, 2001, с. 172−187.
- Григорьев В. О развитии музыкальной памяти учащегося // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 2. М., Музыка, 1980, с. 68−78.
- Гринберг М., Пронин В. В классе П.С. Столярского // Музыкальное исполнительство, вып. 6. -М., Музыка, 1970, с. 162−193.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М., Педагогика, 1986, 240 с.
- Диалог с Артуром Рубинштейном // Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном исполнительстве. — М. — JL, Музыка, 1966, с. 291−300.
- Достал Я. О начальном обучении менее способных детей // Ребенок за роялем. М., Музыка, 1981, с. 110−118.
- Жак-Далькроз Э. Ритм М., «Классика — XXI» 2002, 248 с.
- Загвязинский В.И. Творческое ядро педагогического исследования // Понятийный аппарат педагогики и образования, вып. 2. Екатеринбург, 2000, с. 94−98.
- Зак Я. О некоторых вопросах воспитания молодых пианистов // Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 2. М., Музыка, 1968, с. 81″ 99.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М., Просвещение, 1986, 316 с.
- Зетель И.З. Педагогические воззрения Н.К. Метнера и их значение для советской пианистической школы // Научно-методические записки, вып. 5. Свердловск, 1963, с. 360−408.
- Игумнов К.Н. О творческом пути и исполнительском искусстве пианиста // Пианисты рассказывают, вып. 2. М., Музыка, 1984, с. 12−86.
- Ильина Г. А. К вопросу о формировании музыкальных представлений у дошкольников // Вопросы психологии, 1959, № 5, с. 134−144.
- Калугина Е.В. Творческое музицирование основа эффективного развития музыкального мышления // Исполнительство и образование во втором тысячелетии (теория, практика, педагогические позиции) — Оренбург, 2001, с. 130−135.
- Калужская Т. О взаимосвязи между теоретическими и специальными дисциплинами // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4 М., Музыка, 1976, с. 80−87.
- Карпова Е.П. Исследование путей и методов активизации музыкально-слухового самоконтроля в процессе обучения игре на фортепиано // Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1975, 22 с.
- Клещев С. Два пути развития техники пианиста // Советская музыка" 1936, № 2 с. 54−58.
- Ключарева Т. Развитие слухового, музыкального и художественного восприятия в начальном периоде обучения // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1. -М., Музыка, 1979, с. 3−20.
- Коган Г. М. О работе музыканта педагога // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1.-М., 1979, с. 71−84.
- Коган Г. М. Проблемы теории пианизма // Вопросы пианизма. — М., Музыка, 1968, с. 18−25.
- Коган Г. М. У врат мастерства. М., Музыка, 1969, 342 с.
- Корто А. О фортепианном исполнительстве. М., Музыка, 1965, 363 с.
- Корыхалова Н.П. Играем гаммы. М., Музыка, 1995, 75 с.
- Корыхалова Н.П. Самарий Ильич Савшинский // В фортепианных классах Ленинградской консерватории. Л., Музыка, 1968, с. 86−122.
- Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. М., Музыка, 1966, 120 с.
- Кременштейн Б. К вопросу о противоречиях как источнике развития в процессе обучения музыканта исполнителя // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 7. -М., Музыка, 1986, с. 51−65.
- Кременштейн Б. Педагогика Г. Г. Нейгауза. М., Музыка, 1984, 88 с.
- Кушнир A.M. Педагогика грамотности // Школьные технологии, 1996, № 4−5, 200 с.
- Кушнир A.M. Педагогика иностранного языка // Школьные технологии, 1997, № 6, 200 с.
- Леймер К. Современная фортепианная игра // Выдающиеся пианисты -педагоги о фортепианном исполнительстве. М. — Л., Музыка, 1966, с. 168 183.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., Политиздат, 1955, 311с.
- Лехина Л. Аккордовые сказки для больших и маленьких // Учебно-игровое пособие М, Классика-ХХ1, 2003, 34 с.
- Лехина Л. Путешествие в страну интервалов // учебно-игровое пособие М, Классика — XXI, 2002, 22 с.
- Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой. М., Музыка, 1985, 136 с.
- Литвинов В.В. Музыкальный слух: Проблемы и поиски их решения в музыкальной педагогике XX века // Педагогика искусства: из века в век.
- Материалы научной конференции студентов и молодых ученых. -Екатеринбург, 2002. С. 31−37.
- Литвинов В.В. Развитие музыкально-слуховых представлений в процессе инструментального обучения // Педагогика искусства: региональный опыт. Материалы научной конференции. Екатеринбург, 2003. С. 55−62.
- Литвинов В.В. Формирование психофизических действий учащихся в процессе музыкального обучения (Из опыта работы в классе баяна ДШИ) // Оренбург, 2004.
- К проблеме формирования слуходвигательных действий учащихся на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте // Педагогика искусства: История и современность: Материалы научной конференции. Екатеринбург, 2004.
- Липе Ф. Искусство игры на баяне. М., Музыка, 1985, 158 с.
- Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта исполнителя. -Московская государственная консерватория, М., 1998, 176 с.
- Ломов Б.Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980, 86 с.
- Лонг М. За роялем с Габриелем Форе // Исполнительское искусство зарубежных стран. М., Музыка, 1981, с. 15−37.
- Лонг М. Французская школа фортепиано // Выдающиеся пианисты -педагоги о фортепианном исполнительстве. М. — Л., Музыка, 1966, с. 208 235.
- Любомудрова Н.А. Методика обучения игре на фортепиано. — М., Музыка, 1982, 144 с.
- Ляховицкая С.С. Задачи воспитания учащихся // Педагогические способности, Л., Государственное музыкальное издательство, 1963, с. 5−15.
- Майкапар С.М. Годы учения. М. — Л., Госмузиздат, 1938, 78 с.
- Майкапар С.М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития. — Петроград, 1915, 233 с.
- Макаровская Ф. Творческое музицирование как метод музыкального воспитания // Вопросы методики начального музыкального образования. — М., 1981, с. 55−62.
- Маккиннон Л. Игра наизусть. Л., Музыка, 1967, 144 с.
- Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации. М., Музыка, 1991,86 с.
- Мальцев С.М. О субсенсорном и сенсорном уровнях антиципации в музыкальной импровизации // Вопросы психологии, 1988, № 3, с. 118.
- Мальцев С.М. Раннее обучение гармонии путь к детскому творчеству // Музыкальное воспитание в СССР, вып. 2. — М., Советский композитор, 1985, с. 169−203.
- Мальцев С., Розанов И. Учить искусству импровизации // Советская музыка, 1973, № 10, с. 62−64.
- Марморштейн Ф. Экспериментальная работа на уроках сольфеджио в средней специальной музыкальной школе // Музыкальное воспитание в СССР. -М., Советский композитор, 1978, с. 301−355.
- Мартинсен К.А. Индивидуальная фортепианная техника. М., Музыка, 1966, 220 с.
- Мартинсен К.А. К методике фортепианного обучения // Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном искусстве. — М. — JL, Музыка, 1966, с. 184−207.
- Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. М., Музыка, 1977, 128 с.
- Масленкова JI. Б.Л. Яворский о воспитании слуха // Критика и музыкознание, вып. 2. Л., Музыка, 1980, с. 198−207.
- Метнер Н.К. Повседневная работа пианиста и композитора. — М., Музыка, 1979, 69 с.
- Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. М., Музыка, 1983, 262 с.
- Мильштейн Я.И. Исполнительские и педагогические принципы К.Н. Игумнова // Мастера советской пианистической школы. М., Государственное музыкальное издательство, 1961, с. 41−114.
- Мотов В.Н. Развитие первоначальных навыков игры по слуху // Баян и баянисты, вып. 5. М., Советский композитор, 1981, с. 4−33.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., Музыка, 1972, 383 с.
- Назайкинский Е.В. Пути совершенствования музыкально-теоретических дисциплин // Советская музыка, 1983, № 2, с. 64−78.
- Назаров И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. Л., Музыка, 1969, 37 с.
- Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности//Вопросы психологии, 1982, № 5, с. 85−93.
- Науменко С.И. Формирование музыкальности у младших школьников в процессе индивидуального обучения // Вопросы психологии, 1987, № 4, с. 71−75.
- Незванов Б. Некоторые вопросы воспитания гармонического слуха // Вопросы воспитания музыкального слуха. Л., Музыка, 1987, с. 157 167.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. М., Госмузиздат, 1961,318 с.
- Нейгауз Г. Г. Проблемы фортепианной педагогики // Пианисты рассказывают, вып. 2. М., Музыка, 1984, с. 162−174.
- Немыкина И.Н. Основы музыкальной педагогики: Учебное пособие. — Екатеринбург, УГПУ, 1993, 64 с.
- Николаев А. Взгляды Г. Г. Нейгауза на развитие пианистического мастерства // Мастера советской пианистической школы. М., Госмузиздат, 1961, с. 167−203.
- Николаев А. Елена Фабиановна Гнесина педагог // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1. -М., Музыка, 1979, с. 145−157.
- Николаев А. Исполнительские и педагогические принципы А.Б. Гольденвейзера // Мастера советской пианистической школы. — М., Госмузиздат, 1961, с. 115−166.
- Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М., Музыка, 1980, 112 с.
- Николаев JI. Из бесед с учениками // Выдающиеся пианисты -педагоги о фортепианном исполнительстве. М. — JL, Музыка, 1966, с. 111 143.
- Овчинникова О.В. Опыт формирования звуковысотного слуха // Автореф. дис. канд. псих, наук,-М., 1960, 18 с.
- Ориентлихерман Н. Подготовка ученика к открытому выступлению // Вопросы методики начального музыкального образования. -М., Музыка, 1981, с. 145−160.
- Островский A. J1. Взгляды Н. А. Римского-Корсакова на образование музыкантов исполнителей // Н.А. Римский-Корсаков и музыкальное образование. — Л., Госмузиздат, 1959, с. 58−70.
- Островский A.JI. Развитие внутреннего музыкального слуха учащихся музыкальной школы // Некоторые вопросы музыкально-слухового развития учащихся. JL, Музгиз, 1959, с. 5−15.
- Оськина С.Е. Внутренний музыкальный слух // В помощь педагогу музыканту. — М., Музыка, 1977, 72 с.
- Оськина С.Е., Парнес Д. Г. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования. ООО Издательство АТС, 2001, 79 с.
- Оськина С.Е., Парнес Д. Г. Прививать практические навыки // Советская музыка, 1982, № 7, с. 72−73.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений, т. III, кн. 2. М. — Л., 1951,438 с.
- Павлов И.П. Условный рефлекс // Избранные труды. М., Изд-во Академии мед. наук СССР, 1952, 80 с.
- Петрухин П.П. Горжусь своими учениками! // Музыкальное образование 1999, № 1−2, с. 11−13.
- Петрушин Музыкальная психология. М., Владос, 1997, 383 с.
- Поздеева Р.П. К вопросу о теоретическом и практическом освоении гармонии в музыке XX в. // Материалы межвузовской научно-практической конференции. Екатеринбург, УрГПУ 2000, т. 3, с. 107.
- Прокофьев Г. П. Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем // Вопросы психологии, 1959, № 5, с. 59−70.
- Прокофьев Г. П. Формирование музыканта исполнителя. — М., Госмузиздат, 1956, 480 с.
- Равичер Я. Василий Ильич Сафонов. М., Госмузиздат, 1959, 195 с.
- Pare Ю.Н. Проблемы воспитания музыкального слуха (о соотношении учебного предмета сольфеджио с художественной практикой) // Вопросы воспитания музыкального слуха. Л., Музыка, 1987, с. 7−19.
- Рафалович О.В. Транспонирование в классе фортепиано. Л., Музгиз, 1963, 38 с.
- Ригина Т. Развитие у первоклассников ладовых звуковысотных представлений // Вопросы методики музыкального воспитания детей. М., Музыка, 1975, с. 50−70.
- Родионова Т. Обучение основам композиции в классах фортепиано детских музыкальных школ // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. -М., Музыка, 1976, с. 63−79.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., изд-во Питер, 1999, 720 с.
- Руденко В., Руденко Н. Некоторые вопросы подготовки педагога детской музыкальной школы к практической деятельности // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 7. М., Музыка, с. 5−29.
- Савшинский С.И. Детская фортепианная педагогика // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. -М., Музыка, 1976, с. 3−30.
- Савшинский С.И. О работе с музыкально одаренными детьми // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1. М., Музыка, 1979, с. 37−43.
- Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л., Музыка, 1961, 272 с.
- Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. М, — Л., Музыка, 1964, 188 с.
- Самойлова Т.Н. Работа над развитием гармонического слуха в ДМШ Екатеринбург, Управление культуры Администрации Свердловской области, 1995, 24 с.
- Саямов М. О некоторых проблемах музыкального восприятия детей // Вопросы методики начального музыкального образования. М., Музыка, 1981, с. 5−12.
- Серединская В. А. Развитие внутреннего слуха в классах сольфеджио. М., Госмузиздат, 1962, 92 с.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947, 142 с.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М., 1961, 100 с.
- Сени Э. Некоторые стороны метода Кодая // Музыкальное воспитание в Венгрии. -М., Советский композитор, 1983, с. 64−139.
- Сиротина Т. Подбираем аккомпанемент, вып. 1. М., Музыка, 2001,80 с.
- Соколов Ф. О музыкальной памяти пианистов — исполнителей // Музыкальное исполнительство, вып. 6. -М., Музыка, 1970, с. 144−161.
- Сольфеджио для I II классов ДМШ. — JL, Музыка, 1989, 80 с.
- Стоянов А. Искусство пианиста. М., Госмузиздат, 1958, 158 с.
- Стоянов А. Некоторые проблемы музыкальной педагогики в связи с обучением игре на фортепиано // Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном искусстве. — М, JL, Музыка, 1966, с. 236−261.
- Судариков А. Исполнительская техника баяниста. М., Советский композитор" 1986, 127 с.
- Судариков А. Основы начального обучения на баяне. М., Советский композитор, 1978, 104 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М., Просвещение, 1982, 270 с.
- Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., Педагогика, 1988, 175 с.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961, 535 с.
- Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., Советский композитор, 1989, 145 с.
- Три битых кита // Народное образование, 1997, № 9, с. 7−11.
- Тюлин. Учение о гармонии. М., Музыка, 1966,223 с.
- Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. -М., ООО Издательство АТС, 2001, 94 с.
- Уткин Б.И. Воспитание профессионального слуха музыканта в училище. М., Музыка, 1985, 101 с.
- Федорович Е.Н. Педагогическая деятельность выдающихся российских пианистов: Учебное пособие. — Екатеринбург, ОАО Полиграфист, 1998, 80 с.
- Фишман Н. Людвиг Ван Бетховен о фортепианном искусстве и педагогике // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 1. М., Госмузиздат, 1963, с. 118−157.
- Хольцвейссиг Э. Сочинение сопровождения к песням // Ребенок за роялем. -М., Музыка, 1981, с. 236−245.
- Цыпин Г. М. «В классе Льва Николаевича Оборина» Конец 40-х -начало 50-х годов // Вопросы фортепианного искусства, вып. 4. — М., Музыка, 1976, с. 107−118.
- Цыпин Г. М. Исполнитель и техника. М., Издательский центр Академия, 1999, 192 с.
- Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М., Просвещение, 1984,176 с.
- Цыпин Г. М. Развитие учащегося фортепианного класса: формы и методы // Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1. М., Музыка, 1979, с. 44−56.
- Шарабуров В.И. Исследование методов формирования исполнительских навыков игры на баяне // Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1976,21 с.
- Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха. М., Музыка, 1996, 184 с.
- Шахов Г. И. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. М., Музыка, 1987, 190 с.
- Шахов Г. И. Развитие слуховой активности учащихся баянистов музыкальных кружков и студий художественной самодеятельности. — М., Музыка, 1981,84 с.
- Шахов Г. И. Теоретические основы преподавания транспонирования на баяне // Баян и баянисты, вып. 5. М., Советский композитор, 1981, с. 34−56.
- Шахов Г. И. Транспонирование на баяне. М., Музыка, 1974, 140 с.
- Шацилло А.С. Некоторые вопросы методики обучения гармонизации мелодии. М., Музыка, 1982, 108 с.
- Шнабель А. Вопросы и ответы // Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 7. -М., Музыка, 1975, с. 129−188.
- Штауб В. В классе С.И. Савшинского // Вопросы фортепианной педагогики, вып. 4. -М., Музыка, 1976, с. 262−271.
- Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. JL, Музыка, 1986, 126 с.
- Шульпяков О.Ф. Техническое развитие музыканта исполнителя. -Л., Музыка, 1973, 83 с.
- Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов. М., Госмузиздат, 1959, 40 с.
- Щапов А.П. Некоторые вопросы фортепианной техники. — М., Музыка, 1968, 248 с.
- Щапов А.П. Фортепианная педагогика. Советская Россия, 1960, 171 с.
- Эфрусси Е.С. Музыкальное воспитание начинающих пианистов // Развитие пианиста. М., ОГИЗ — МУЗГИЗ, 1935, с. 80−116.
- Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез или я детский педагог — С — Пб., Союз художников, 2002, 236 с.
- Юзлова В. Обучение игре наизусть // Ребенок за роялем. М., Музыка, 1981, с. 159−169.
- Янкова Т. Заметки о болгарской фортепианной культуре // Выдающиеся пианисты педагоги о фортепианном искусстве. — М. — JL, Музыка, 1966, с. 262.