Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические условия активизации познавательной деятельности студентов в системе дистанционного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одной из таких форм является дистанционное обучение, предусматривающее внедрение в образовательную практику новых технологий обучения, методов и принципов организации учебно-воспитательного процесса. Всё более широкое распространение дистанционного обучения в мире неслучайно. Оно обусловлено рядом объективных и субъективных причин: позволяет существенно расширить круг общения, создать гибкую… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методические основы активизации познавательной деятельности студентов в системе дистанцион-нргр обучния
    • 1. 1. Гецезис дистанционного обучения в мировой образовательной практике
    • 1. 2. Технологии дистанционного обучения в отечественной системе образования
      • 1. 2. 1. Кейс-технология
      • 1. 2. 2. Internet-технология
      • 1. 2. 3. TV-технология
      • 1. 2. 4. Видео-технология
      • 1. 2. 5. Технология глоссарного обучения
    • 1. 3. Специфика деятельности преподавателя при дистанционной технологии обучения
    • 1. 4. Психолого-педагогические условия активизации познавательной деятельности студентов в системе дистанционного обучения
    • 1. 5. Организация дистанционного обучения в контексте активизации познавательной деятельности студентов
  • Выводы
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения
    • 2. 2. Диагностика основных причин возникающих затруднений в условиях дистанционного обучения
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по реализации Комплексной адаптационной программы дистанционного обучения
  • Выводы

Педагогические условия активизации познавательной деятельности студентов в системе дистанционного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. За последнее время система образования многих стран претерпела ряд существенных изменений. В большей степени они связаны с необходимостью разрешения серьёзного противоречия — между традиционным темпом обучения и тенденцией постоянно увеличивающегося объёма новых знаний. С целью разрешения этого противоречия стали появляться формы организации обучения, основанные на применении новых информационных технологий.

Одной из таких форм является дистанционное обучение, предусматривающее внедрение в образовательную практику новых технологий обучения, методов и принципов организации учебно-воспитательного процесса. Всё более широкое распространение дистанционного обучения в мире неслучайно. Оно обусловлено рядом объективных и субъективных причин: позволяет существенно расширить круг общения, создать гибкую инфраструктуру взаимодействия между слушателями и педагогамиполучить при помощи компьютерных, теле — и видеосредств обучения неограниченные возможности по использованию необходимой информации. Дистанционные формы обучения предоставляют также широкие возможности для разработки обучающих программ, ориентированных на активизацию познавательной деятельности обучающихся и на формирование профессиональной компетентности будущего специалиста.

Основополагающим при дистанционной технологии является принцип сознательности и активности обучения, в основе которого лежит самостоятельная работа студентов. Однако основной трудностью в практической реализации этого принципа в учебно-воспитательный процесс дистанционного обучения является его, в большей части, задекларированный характер в массовой образовательной практике. Вследствие этого студенты испытывают вначале обучения большие сложности, обусловленные отсутствием приемственности между принципами, методами, формами организации обучения в традиционной образовательной практике и новыми технологиями обучения.

Тем не менее, несмотря на консервативный характер образовательной системы, ни у кого не вызывает сомнения необходимость её реформирования и активное внедрение новых образовательных моделей, основанных на современных информационных и коммуникативных технологиях. Благодаря использованию информационных и коммуникативных технологий стало реальным организация личностно-ориентированного обучения, направленного на персонифицированную модель обучаемого.

Таким образом, учреждения дистанционного обучения можно рассматривать в качестве экспериментальной площадки по практической реализации идей новой образовательной парадигмы в образовательную практику.

Согласно исследованиям Б. Г. Ананьева, JI.C. Выготского, В. В. Давыдова, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. А. Рубинштейна и др. деятельность играет решающую роль в становлении интеллектуальных, духовных и физических качеств личности. Психолого-педагогические исследования последних лет убедительно доказывают, что эффективность учебно-воспитательного процесса находится в прямой зависимости от познавательной активности обучаемых. При этом дистанционная форма образования обладает богатым арсеналом разнообразных средств и методов обучения, воздействующих на различные сферы личности, неограниченные возможности обучаемым предоставляются информационными технологиями. Однако, остаются до конца непрора-ботанными механизмы эффективного использования возможностей дистанционного образования в процессе активизации познавательной деятельности обучаемых, как основы оптимизации профессиональной подготовки.

Психолого-педагогические основы использования в учебном процессе современных информационных технологий и средств коммуникации рассмотрены в работах В. П. Беспалько, Ю. М. Горвица, Е. С. Полат, А. Б. Орлова, Н. С. Розова, Н. Б. Хлебниковой и др.

Подходам к использованию новых информационных технологий в образовательной практике посвящены работы Н. А. Аминова, М. Н. Берулавы, Ю. С. Брановского, В. Тихомирова. А. В. Хорошилова и др.

Дистанционным формам посвящены работы В. В. Грачёва, Э. Лейрда, Д. Карневэла, А. С. Минзова, Е. С. Полат, В. Н. Оглоблева, Н. С. Сельской, В. Кинелёва, В. Овсянникова, В. Вержбицкого.

Проблемам изучения новых технологий обучения были посвящены работы А. А. Вербицкого, В. П. Беспалько, О. В. Долженко, А. Н. Рыбловой, В.А. Сла-стёнина, Е. Н. Шиянова и др.

Структуру познавательной активности и подходы к её управлению в образовательных системах рассматривали в своих работах Ю. К. Бабанский, Б. Блум, А. А. Вербицкий, П. Я. Гальперин, Н. Д. Никандров, И.Ю., Скаткин, Н. Ф. Талызина и др.

Таким образом, основной целью вузовского образования в соответствии с положениями новой образовательной парадигмы является переориентация преподавания с уровня информирования на уровень управлением развитием в профессиональном становлении личности. Большая роль в этом процессе отводится новым информационным технологиям, являющимся ведущими средствами перевода образовательной системы на качественно иной уровень, наиболее адекватно отвечающий потребностям современного общества.

Тем самым формирующуюся в России систему дистанционного обучения можно рассматривать как инновационную, воплотившую в себя основные технологические элементы реформирования системы образования в стране.

Однако следует заметить, что в данной системе наиболее остро обнажились и противоречия, характерные для отечественной образовательной практики в целом:

• между необходимостью активного использования новых образовательных технологий и практической неготовностью большей части педагогов применять их на практике;

• между неограниченными возможностями новых образовательных технологий в процессе активизации познавательной деятельности обучающихся и недостаточным использованием этих возможностей в процессе профессиональной подготовки.

Тем не менее, безусловно прогрессивный характер дистанционных форм обучения, базирующихся на новых образовательных технологиях, их огромный обучающий потенциал, а также практическая неразработанность этих вопросов в отечественной педагогической теории и практике обусловили выбор темы нашего исследования: «Педогогические условия активизации познавательной деятельности студентов в системе дистанционного обучения» .

Цель исследования: определение условий активизации познавательной деятельности студентов в системе дистанционной формы обучения.

Объект исследования: подготовка специалистов в условиях дистанционной формы обучения.

Предмет исследования: процесс активизации познавательной деятельности студентов в условиях дистанционного обучения.

Гипотеза исследования: активизация познавательной деятельности студентов в системе дистанционной формы обучения возможна при условиях:

• переподготовки профессорско-преподавательского состава в плане переориентации с уровня информирования на уровень управления учебно-воспитательным процессом (обучение новым образовательным технологиям, формирование информационной культуры и т. д.);

• организации предварительной подготовки студентов (обучение навыкам работы с компьютерной, аудио — и видеотехникой, работа в Internetобучение навыкам самостоятельной работы и т. д.).

• взаимодействии всех субъектов образовательного процесса в режиме взаимодополнения организационных форм, средств, методов, обеспечивающих активизацию познавательной деятельности студентов.

В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи:

• выявить особенности организации дистанционных форм обучения;

• определить основные причины, не позволяющие использование всех потенциальных возможностей дистанционного обучения в процессе активизации познавательной деятельности студентов в отечественной образовательной практике;

• разработать Комплексную адаптационную программу, направленную на устранение этих причин;

• проверить эффективность предложенной программы.

Методологическую основу диссертационного исследования составили: материалистическая аксиология, в рамках которой человек рассматривается как высшая ценность и самоцель общественного развитиязакон единства общественного и индивидуального, биологического и социального в формировании личностипринципы единства сознания и деятельностифундаментальные основы развития образованияконцептуальные основы перестройки отечественной образовательной системы.

Теоретической основой исследования явились идеи системного (В.Г. Афанасьев, В. В. Краевский и др.), личностного-деятельностного (А.Н. Леонтьев, А. В. Петровский, CJI. Рубинштейн, и др.), технологического (В.П. Бес-палько, В. М. Монахов, Н. Н. Пахомов, Ю. Г. Татур, В. В. Сериков и др.) подходов в обучении, а также подходы к использованию новых информационных технологий в образовательной практике (Н.А. Аминов, М. Н. Берулава, Ю.С.

Брановский, В. Тихомиров и др.), концепция формирования творческой активности студентов (А.А. Вербицкий, В. И. Курбатов, Хорошко Н. Ф. и др.), подходы к организации дистанционного обучения в России (А.С. Минзов, В. Н. Оглоблев, Е. С. Полат, Н. С. Сельская, В. Кинелёв, В. Овсянников, В. В. Вержбицкий и др.), модели структуры познавательной активности студентов и подходы к её управлению в образовательных системах (Ю.К. Бабанский, Б. Блум, А. А. Вербицкий, П. Я. Гальперин, Н. Д. Никандров, И. Ю. Сероусов, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина и др.).

Методы исследования: теоретические — анализ философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературынормативно-законодательных документов Российской Федерации в области образованияобобщение зарубежного и отечественного опыта организации дистанционного обучения. эмпирические — прямое и косвенное наблюдение, диагностические (анкетирование, тестирование, ранжирование), прогностические (метод экспертных оценок), экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперимент), статистические (методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, их системный, качественный анализ, графическая интерпретация).

Опытно-экспериментальная база исследования: Ставропольский филиал Современного гуманитарного института. Исследованием было охвачено более 650 студентов, 97 педагогов, 10 методистов, 3 представителя администрации вуза.

Организация исследования: Теоретико-экспериментальная работа проводилась в несколько этапов:

1. Поисково-теоретический (1996 — 1998 г. г.). Был направлен на изучение и историографический анализ психолого-педагогической, научно-методической, специальной литературы, а также некнижных носителей информации по проблеме исследования. На данном этапе была уточнена тема исследования, его основная цель, объект, предмет, задачи, была сформулирована рабочая гипотеза. На этой основе была разработана логическая схема исследования, проводился отбор методов, средств для дальнейшей опытно-экспериментальной работы.

2. Опытно — экспериментальный (1998 — 1999 г. г.). На этом этапе проводился констатирующий эксперимент. На основе полученных данных была разработана Комплексная программа по совершенствованию управления процессом активизации познавательной деятельности студентов, обучающихся в условиях дистанционной формы обучения. Формирующий эксперимент был направлен на практическую реализацию созданной программы.

3. Обобщающий (1999 — 2000 г. г.). Проводился анализ и систематизация результатов исследования. Уточнялись теоретические положения, корректировались выводы, полученные на предыдущих этапах исследования, проверялась эффективность созданной методики согласно выделенным критериям. Полученные итоговые результаты графически интерпретировались, теоретический и практический материал оформлялся в диссертационную работу.

Научная новизна:

• выявлены и обобщены особенности условий организации учебно-воспитательного процесса при дистанционной форме обучения за рубежом, раскрыт механизм их трансформации в образование отечественных вузов;

• раскрыты условия активизации познавательной деятельности студентов в системе дистанционного обучения в отечественной практике;

• разработаны принципы, способствующие активизации познавательной деятельности студентов в системе дистанционного обучения.

Теоретическая значимость работы заключается в разработке эффективных условий активизации познавательной деятельности студентов в системе дистанционного обучения на базе современных технических средств.

Практическая значимость: разработана Комплексная программа адаптационных мероприятий дистанционной технологии обучения, способствующая активизации познавательной деятельности студентов. Элементы программы могут быть использованы, как при подготовке преподавательского состава в рамках реализации дистанционного обучения, так и для применения новых информационных технологий в традиционной образовательной практике.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивалась методологической базой исходных параметров, применением комплексной методики исследования, соответствующей поставленным целям и задачам, разнообразием и взаимодополняемостью исследовательских процедур, репрезантивностью выборки проведённого педагогического эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии высшей школы Ставропольского государственного университета, его научных конференцияхна ежегодных научно — методических конференциях, проводимых на базе Ставропольского филиала Современного гуманитарного института, а также Ставропольского университета им. В. Д. Чурсина. Результаты исследовательской работы докладывались на Краевой научно-практической конференции работников образования «Эвристическое образование» (г. Ставрополь, 2000 г.), Краевой межвузовской научно-практической конференции «Образование на рубеже веков: опыт, достижения, перспективы» (г. Ставрополь, 2000 г.), региональной научнопрактической конференции «Развитие личности в образовательных системах южно — российского региона» (г. Ростов-на-Дону, 2000 г.).

Положения, выносимые на защиту:

• в дистанционных формах обучения имеется большой арсенал средств активизации познавательной деятельности студентов;

• в отечественной образовательной практике потенциально обучающие возможности дистанционной формы используются не в полном объеме из-за ряда объективных и субъективных причин, которые можно свести к информационной культуре;

• обучение по дистанционной технологии способствует активизации познавательной деятельности студентов при соблюдении ряда педагогических условий:

— предварительная подготовка основных субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов);

— наличие Комплексной адаптационной программы;

— создание: информационного банка об обучаемых, вариативных учебников, дополнительных средств обратной связи;

• адаптационная подготовка студентов к дистанционному обучению студентов посредством специфических форм и средств (в том числе технических) позволяет существенно повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Объём диссертации составляет 150 стр. Работа содержит 14 таблиц, 23 рисунка. Библиография насчитывает 163 источника.

ВЫВОДЫ.

1. Дистанционная форма обучения постепенно входит в образовательную практику нашей страны.

2. Однако, при их практической реализации приходиться преодолевать массу трудностей как субъективного, так и объективного характера. Причем, в равной степени их испытывают как преподаватели, так и студенты.

3. Среди основных причин, препятствующих эффективному использованию различных форм и технических средств обучения в учебно-воспитательном процессе дистанционном образовании можно назвать низкую информационную культуру студентов, неумение организовать самостоятельную познавательную деятельность и др.

4. Серьезным сдерживающим фактором является также консерватизм значительной части преподавателей, не желающих осваивать новые педагогические технологии.

5. С целью преодоления этих недостатков нами была разработана ком-полексная адаптационная программа, включающая специальную предварительную подготовку преподавателей и студентов обучению (преподаванию) в условиях дистанционного образования.

6. Экспериментальное обучение по разработанной методике показало существенные преимущества экспериментальной группы в процессах активизации познавательной деятельности.

7. Дистанционное обучение в России, на наш взгляд, будет развиваться более интенсивно и эффективно осуществлять подготовку специалистов лишь в том случае, если будут разрабатываться и реализовы-ваться специальные механизмы, способствующие максимальному использованию их образовательного потенциала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Отличительной особенностью современной эпохи является тенденция быстрого приращения объёма знаний, их быстрое старение. В этой связи встаёт вопрос о новом качестве образования. В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость организации новых форм обучения, основанных на современных информационных технологиях. Они призваны обеспечить подготовку специалистов нового типа, которые будут готовы эффективно работать в изменившихся условиях.

Данные мировые тенденции нашли своё отражение и в отечественной образовательной практике, в которой в настоящий момент происходит перестройка всех звеньев образовательного процесса. Методологической основой перестроечных процессов являются положения новой образовательной парадигмы, согласно которым предусматривается сотрудничество и равноправие различных форм организации обучения в рамках единого образовательного пространства России. В новой образовательной парадигме нашли отражение основные тенденции современного образования — непрерывность, диверсификация, индустриализация (компьютеризация, технологизация), интеграция, демократизация и гуманизация обучения, его личностно — ориентированный характер, перевод обучения с уровня информирования на уровень организации управления познавательной деятельностью обучающихся.

Анализ изменений, произошедших в отечественной образовательной системе в постперестроечный период, показал, что в большей степени они коснулись тех учебных учреждений, которые активно новые педагогические технологии, современные средства обучения.

Ярким примером реального использования новых педагогических технологий при организации учебно-воспитательного процесса являются учреждения дистанционной формы обучения.

Однако, для их эффективного использования в отечественной образовательной практике необходимо разработать механизмы адаптации субъектов образовательного процесса (педагогов, студентов) к обучению в условиях дистанционного образования.

Эти механизмы призваны снизить влияние на учебно-воспитательный процесс таких факторов, как: консерватизм педагогов и части студентов, низкий уровень информационной культуры, недостаточная активность и самостоятельность студентов в поисках необходимой информации, неумение (или нежелание переходить от традиционных к современным формам обучения).

Тем не менее при организации специальной предварительной подготовки преподавателей и студентов удаётся преодолеть ряд трудностей, связанных с переходом на новую форму обучения и тем самым значительно повысить эффективность познавательной деятельности студентов.

На наш взгляд, дистанционные формы обучения показали свою жизнеспособность и в настоящий момент стали неотъемлемой частью отечественной образовательной системы. При этом, учитывая их инновационный характер, дистанционные формы в России можно рассматривать в качестве экспериментальной площадки по практической реализации новых образовательных технологий.

Дистанционные формы обучения вносят свой вклад в подготовку специалистов нового типа, в повышение информационной культуры населения, способствуют интеграции отечественной образовательной системы в мировое образовательное пространство.

Дальнейшее направление исследовательского поиска мы видим в совершенствовании адаптационных механизмов к обучению в условиях дистанционного образования и определение путей оптимизации учебно-воспитательного процесса этой прогрессивной формы обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Психология личности и гуманистический подход. //Гуманистические проблемы психологической теории. — М.: Наука, -1995. — С. 27−48.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -77 с.
  3. B.C., Вербицкий А. А. Основы педагогики и психологии высшей школы. Я1од ред. А. В. Петровского. М.: Изд-во МГУ, — 1986. — 286 с.
  4. Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1973. — 296 с.
  5. Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1990. — 209 с.
  6. Г. С., Верткин JI.M. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Ч. I и II. Кишинёв, 1990. — 310 с.
  7. Г. С., Верткин JI.M., Селюцкий А. Б. Как стать еретиком (жизненная стратегия творческой личности). /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск: Корелия, 1991. — 365 с.
  8. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М., 1981. — 264 с.
  9. В.П., Андропова Т. Д. Гуманитарное образование и профессиональное мышление. //Гуманитарные науки и образование: проблемы и перспективы. Саранск. — 1997. — С. 326 — 331.
  10. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  11. В.И. О развитии приватного высшего образования на Украине. //Социологические исследования. 1996. — № 6. — С. 97 — 101.
  12. Ю. К. Интенсификация процесса обучения. // Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, — 1989. — С. 379 — 415.
  13. Бабанский Ю. К Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М: Педагогика, 1977. — 256 с.
  14. Ю.К. и др. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. инст-тов. 2 изд. доп. и перер. М.: Просвещение, 1989. — 479 с.
  15. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения. //Вопросы психологии. 1984. — № 1. — С. 51 — 57.
  16. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  17. Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, — 1999.-413 с.
  18. В.П. Основы теории педагогических систем.-Воронеж, 1977. -292 с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии.-М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  20. A.M. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности // Психологический журнал. 2000, — Том 21. — № 1. -Январь — февраль. — С. 93 — 101.
  21. Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатика! студентов нефизико математических специальностей в структуре многоуровнего пед-го образования: Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1996.
  22. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», — 1996. — 392 с.
  23. Г. Н., Ефимов Н. Н., Нечаев В. Я. Дистанционное образование по оценкам экспертов, //http: //www. distedu. ru /konf /4 konf-do /1−3. html.
  24. H.B. Формирование творческой педагогической мотивации основа приобретения профессиональных умений. //Актуальные проблемы обучения и воспитания в высшей и средней школе. — Липецк, 1993. — 232 с.
  25. А., Кругликов В. Контекстное обучение: формирование мотиваций. //Высшее образование в России. 1998. — № 1. — С. 101 — 107.
  26. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 205 с.
  27. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев, 1985. — 172 с.
  28. С.Г. Психолого-педагогические проблемы молодого учителя. Л., 1983. -32 с.
  29. С.Г., Лосихина Л. Н. О подходах к исследованию структуры профессионально-педагогической деятельности. Л.: НИИОВ. 1977. — 203 с.
  30. Ю.П. Содержание педагогического образования: проблемы, перспективы // Многоуровневое профессиональное образование: Сборник научно-методических материалов, Ставрополь: СГПУ, 1996, — Вып. II. — С. 54−56.
  31. В.Д. Роль Интернета Web-технологий в деле развития образования и культуры. //Интернет: культура и образование. — Спб., 1998. — С. 15 -19.
  32. В.П., Четырова Л. В., Чаденкова О. А. Социальный портрет студента российского негосударственного вуза как результат сегментирования образовательного рынка // Труды СГУ. Психология и социология образования. — М., 2000. — № 17. — С. 139 — 147.
  33. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. //Дистанционное образование. 1999. — № 5. — С. 4 — 5.
  34. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  35. JI.C. Педагогическая психология. /Под ред. В. А. Давыдова. -М.: Педагогика- Пресс, 1996. 536 с.
  36. Л.Г. Система самостоятельной работы учащихся на уроке русского языка, — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1983. 125 с.
  37. П.Я. Краткие замечания о произвольной и непроизвольной памяти. //Материалы I Всесоюзного симпозиума по психологии памяти. -Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1970, — С. 258 262.
  38. П.Я. Психологические мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. //Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. — С. 87 — 123.
  39. Е. Как преподавать студентам, которые не хотят учиться? //Вестник высшей школы. М. — 1999. — № 10. — С. 26 — 27.
  40. .С. Философия образования для XXI века. М., 1997. -124 с.
  41. В.И. Педагогическое мастерство в профессиональной деятельности педагога высшей школы. //Непрерывное педагогическое образование. Вып. VI. Ставрополь. — 1994. — С. 44 — 49.
  42. В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях многоуровневого высшего педагогического образования: Автореф. дис.. д-ра пед. н. Спб., 1995. -44 с.
  43. В.В., Минзов А. С. Оценки эффективности системы дистанционного обучения. //Дистанционное образование. 1999. — № 3. — С. 37−41.
  44. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е, С, Полат. М.: Гу-манит. изд.центр. ВЛАДОС, 1998. — 192 с.
  45. .И. Эмоции как ценность. — М., 1978. — 240 с.
  46. А.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технологии обучения в технологическом вузе. М., 1990. — 190 с.
  47. Г. И. Формирование педагогической интеллектуальной культуры. //Педагогика. 1995. -№ 2.-С. 55−60.
  48. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, — 1982. — 160 с.
  49. Закон Российской Федерации об образовании. М., 1992. — 58 с.
  50. И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -476 с.
  51. П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПМ, 1961,254 с.
  52. К.Е. Эмоции человека. М., 1980. — 300 с.
  53. С. А., Чмыхова Е. В. Реализация идей вариативного индивидуально-ориентированного обучения в образовательных технологиях СГУ //Труды СГУ, — Выпуск 17, — М., 2000, — С. 34−54.
  54. Е.В., Олейник Н. Н. К вопросу о возникновении и развитии дистанционной системы обучения в мире // Материалы региональной научно-практической конференции «Дистанционное обучение: опыт и проблемы». Белгород. 1999. — С. 8−11.
  55. Исследование проблем психологии творчества. /Отв ред. Я. А. Пономарёв. М.: Наука, 1983.
  56. Н.В., Крутий И. А. Проблема поиска оптимальных средств обучения: сравнительный анализ традиционного вузовского и инновационного рабочего учебника СГУ // Труды СГУ, — Выпуск 17, — М., 2000, — С. 61 70.
  57. С.П. Очевидное невероятное современного образования. //Современное образование. — 2000. — № 3. — С. 4 — 5.
  58. М.П., Помогайгин В Н. К вопросу о становлении новой педагогической парадигмы и её технологическом обеспечении. //Мир психологии. -№ 3.- 1998.-С. 172−181.
  59. Р.Я. Активизация учебной познавательной деятельности с позиций дидактической кибернетики. //Новые информационные технологии в образовании: МНИИ ВО, 1993. вып. 3. — 64 с.
  60. М.Н., Свиридова Н. Г., Коровин В. М. Интенсивная технология обучения преподавателей технического вуза. Ч. 1. /Под ред. М.Н. Котхано-ва.
  61. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995. — 195 с.
  62. Компьютеры как средство общения людей // Intemet.www.stndy.ru. 1999. -17 с.
  63. Ф.Ф., Каданкова Н. Н., Крутий И. А. Опыт использования дистанционных образовательных технологий СГУ в экстремальных условиях. // Труды СГУ. Выпуск 10. М., 1999. С. 47−53.
  64. И.Б., Шиянов Е. Н. Философские основания современной педагогики. Ростов н/Д., 1994. — 64 с.
  65. Л.П. Развитие творческой активности студентов в процессе обучения. //Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, — 1997. — Т. 9. — С. 229 — 232.
  66. Н.В. Методы системного исследования педагогической деятельности. М., 1970. — 108 с.
  67. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. — 182 с.
  68. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. — 123 с.
  69. И.В. Способности, одарённость, талант учителя. Л., 1985. -148 с.
  70. В. Конкурс в отечественные вузы растёт. //Независимая газета. -1999. -№ 181.
  71. Л.Н. Асегоритмизация в обучении. М.: Педагогика, 1966. — 523 с.
  72. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  73. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 томах, 1983. Т. 1. -310 с.
  74. И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин: Дисс. д-ра пед.наук. М., 1979. — 310 с.
  75. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
  76. И.Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся // Новые исследования в педагогических науках. М.: педагогика. -1971.-№ 4.-С. 180−192.
  77. И.Я. О познавательных задачах в обучении гуманитарным наукам // Народное образование. 1966. -№ 3. — 48 с.
  78. И.Я. О самостоятельной работе учащихся // Советская педагогика.- 1962. № 2 ., С. 19.
  79. И.Я. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наука. -М., 1972.-84 с.
  80. И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей //Народное творчество. М.: Наука, 1969. — 415 с.
  81. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 126 с.
  82. Либин-Леван В. А. Теория и практика дистанционного образования: Дисс. канд. конд.пед.наук. -М., 1998. 173 с.
  83. О.В. Научно-педагогические основы мультимедийного трансовера информации профессионального образования студентов гуманитарных слушателей университета: автореф. дисс.канд.пед.наук Ставрополь, 1999- 18с.
  84. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
  85. A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения // Советская педагогика. 1971. — № 7. С. 46.
  86. М.И. Проблемное обучение. М., 1975. — 368 с.
  87. Моделирование педагогической ситуации. //Под ред. Ю. М. Кулюткина и Г. С. Сухобской. М., 1981. — 110 с.
  88. В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995. — 293 с.
  89. О.В. Технология создания учебных материалов для дистанционного обучения. //Дистанционное образование.- 1999. № 3. -С. 29−32.
  90. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. — 302 с.
  91. Н.Д. Об активизации учебной деятельности. //Вест. высш. шк. 1983.-№ 8.-С. 26−31.
  92. Новые педагогические технологии и компьютерные телекоммуникации в образовании. /Под ред. Е.С. Полата- М., 1998, — 203 с.
  93. Об эксперименте в области дистанционного образования. //Министерство образования Российской Федерации. Приказ № 41 от 22.06. 99.
  94. В.Н. Сельская Н С. Активизация познавательной деятельности студентов СГУ // Актуальные проблемы технологии дистанционного обучения. СГУ. Вып. 1 1997. — С. 6−11.
  95. С.П. Использование телевидения в качестве средства дистанционного образования. // Проблемы информатизации высшей школы. № 3,1995.
  96. Н.Н., Татур Ю. Г. Технологический вызов новая реваолюция в образовании! // Вестник высшей школы. — № 1. — 1998.
  97. А.В. К психологии активности личности. //Вопросы психологии. 1975.-№ 3. — С. 23−27.
  98. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. М., 1996. Т. 1.
  99. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М.: Педагогика, 1972. — 143 с.
  100. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 210 с.
  101. Е.С. Дистанционное образование: организационный и педагогический аспекты // Информатика и образование. 1996. — № 3 .-С. 87−91.
  102. Е.С. Новые педагогические технологии. М., 1997. — 264 с.
  103. Положение о проведении эксперимента в области дистанционного образования // Приказ Минобразования России от 30.05.1997. № 1050.
  104. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1978.
  105. Я.А. Фазы творческого процесса // Исследование проблемы психологии творчества. М., 1983. — С. 84−94.
  106. Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организации // Вопросы психологии, 1982. — № 2. — С. 5−13.
  107. Ю.Г. Формирование у студентов младших курсов пед. института готовности к самостоятельной работе: Дисс. канд.пед.наук. Улан -Уде, 1995.- 187 с.
  108. С.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: б/и, 1940. -475 с.
  109. А.Н. Самостоятельная познавательная деятельность студентов: пути интенсификации и руководства: Дисс.. канд. пед. наук. Саратов, 1997. — 168 с.
  110. А.Л. Учебное телевидение и его применение в вузе. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 234 с.
  111. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технология: монография. Волгоград: Перемена, 1994. — 152с.
  112. И.Ю. Активизация познавательной деятельности студентов колледжа в процессе преподавания естественно научных дисциплин. Дисс.канд. пед. наук. Брянск, — 1998. — 186 с.
  113. Г. В. Воспитание познавательной активности учащихся учебными творческими заданиями. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск. 1987. -30 с.
  114. М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: Просвещение, 1985. — 96 с.
  115. М.Н. Основные проблемы современной дидактики. М., 1971. -134 с.
  116. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М., 1971. — 95 с.
  117. В.А. Интегративные тенденции в системе психолого-педагогической подготовки учителя. //Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, — 1992.-С. 6- 9.
  118. В.А. К вопросу о профессиограмме учителя. //Советская педагогика. 1973. — № 5. — С. 78 — 80.
  119. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. -М .: «Школа-Пресс», 1997. 510 с.
  120. В.А., Мищенко А. И. Профессиональная педагогическая подготовка современного учителя. //Советская педагогика. 1991. — № 10. — С. 79−84.
  121. A.M. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991. -175 с.
  122. Советский энциклопедический словарь. /Под ред. A.M. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1981. — 1600 с.
  123. В.И. Проблемы создания и развития открытого образования в России. //Дистанционное образование. 1999. № 5. — С. 7 — 10.
  124. С.А. некоторые проблемы развития дистанционного образования // Социально -гуманитарные знания. 1999. — № 6. — С. 17−28.
  125. О.Г. Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия развития творческого потенциала личности в высшем негосударственном образовательном учреждении-Томск, 1997.-188 с.
  126. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Знание, 1975.-343 с.
  127. В. Интернет образование — объективная реальность XXI века // Вузовские вести. — 2000. — № 17. — С. 14 — 15.
  128. В.П., Солдаткин В. И., Лобачёв С. Л., Ковальчук O.K. Дистанционное обучение к виртуальным средам знаний (часть I). // Дистанционное образование. 1999. — № 2. — С.3−7.
  129. А. Школа самоопределения. //"Известия". 13.01.2000. — 9 с.
  130. В.Н. Повышение квалификации сотрудников путь к качеству образования. // Труды СГУ. Выпуск 19. — М., 2000. — С. 121 — 126.
  131. Н.Б. Использование вычислительной техники в учебном процессе. //Феноменология образования: вопросы теории и практики. -Владимир. 1999. — С. 118 -127.
  132. Н.Ф. Популярно о педагогическом творчестве. //Эвристическое образование 3: Материалы 3-ей региональной научно-практической конференции.- Ставрополь: СГУ, СКИПКРО, 2000, — С. 3−4.
  133. Н.Ф., Лобейко Ю. А. Моделирование в познании. //Образование на рубеже веков: опыт, достоинства, перспективы, — Ставрополь: СКИПКРО, 2000, — С. 88−93.
  134. А. Держи дистанцию. // Карьера и учёба. 1999. — № 5. — С. 33 -57.
  135. Т.И. Формирование познавательной самостоятельности школьников: Сб.науч.ст. / Под ред Шаламовой Т. И. М.: НИИ школ, 1975. -285 с.
  136. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, — 1982. 136 с.
  137. В.Л. О самостоятельной работе студентов // Вестник высшей школы. 1990. — № 3. — С. 35−41.
  138. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога. // Педагогика. -1991. № 9. — С. 80 — 89.
  139. В.Е., Взятышев В. Ф., Романкова Л. И. От осознания парадигмы к образовательной практике. //Высшее образование в России. 1995. -№ 3. — С. 35 -44.
  140. Г. И. Активиация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., 1977. — 62 с.
  141. Г. И. Исследование активизации учебно-познавательной деятельности. //Советская педагогика. 1983. -№ 3.-С.36−37.
  142. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.- 148 с.
  143. И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985. — 144 с.
  144. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. — 121 с.
  145. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. -М.: Флинта, 1997.-258 с.
  146. М.Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
  147. Akerlind G., Trevitt A. Enhancing self directed learning through educational technology: when students resist the change. // Innovations in education and training international. Birmingham. May. — 1999. — V. 36. — № 1. — P. 96 — 105.
  148. Binde Y. Communication and intelligence. //Futures. Guilford. 1998. — V. 30. — № 8. — P. 843 — 849.
  149. Carnevale D. Distance education can bolster the bottom line a professor argues // The chronicle of higher education. N Y. 1999. October 22. V. XLVI. № 9. P. A60.
  150. Eamon D. Distance education: has technology become a threat to the academy? //Behavior research methods, instruments and computers. Austin. — 1999. -V. 31. — № 2. — P. 197−207.
  151. Farber Y. The third circle: on education and distence learning. //Sociological perspectives. Beverly Hills. 1998. V. 41. № 4. P. 797 814.
  152. Governors support online learning // The Heller Report Internet Strategies for Education Markets. 1998. — July. -Vol. 4
  153. Gronlund N.E. Measurement and evalution in teaching. New York. MacMel-lan. Publishing Co, Inc. 1976. 590 p. (P. 575 — 577).
  154. Laird E. Distance learning instructors // Chronicle of higher education. 1999. V. XLV. № 38. May 28. P. В 6.
  155. Lee M. Direct E. Avstralia Into the Information Age: a New Global Education System? //Online Education Mailing. List. 2 May. 1999.
  156. Leeodge S.M. Delivering multimedia teaching moduls via the Internet. //Innovations in education and training international. L. 1999. V. 36. № 1. P. 11−16.
  157. Memorandum on high education in the European Community. Brusel, 1991.
  158. Nichol J., Watson K. Videotutoring, non verbal communication and initial teacher training // British Journal of Education Technology (BJET). 2000. V. 31. № 2. April. P 135−145.
  159. Niemerko B. Taksonomia Celow Wychowania // Kwartalnik Pedagogichy, 1979. № 24. C. 67−78.
  160. Olsen F. Faculty Wariness of technology remains a challenge computer survey finds// The chronicle of higher education. N.Y. 1999. October 29. V. XLVI. № 10. P. A65.
  161. Poisson M. Education and globalization, //iiep News letter. Paris. 1998. -V. XVI. -№ 2. -P. 1−26.
  162. Просим Вас ответить на предложенные вопросы. Ваши ответы помогут в работе по повышению качества учебного процесса.
  163. Оцените по пятибальной шкале эффективность различных видов занятий, используемых в учебном процессе.1. Кратко обоснуйте оценку
  164. Практические занятия (активные семинары)6. Тестирование 1. Спасибо!
  165. СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ Современного гуманитарного института
  166. Просим Вас ответить на предложенные вопросы. Ваши ответы помогут в работе по повышению качества учебного процесса.
  167. Изучался ли в Вашей школе предмет «информатика»?
  168. На каких ПК Вы работали в школе?
  169. Если у Вас дома персональный компьютер?
  170. Основное предназначение персонального компьютера?
  171. Какие устройства составляют необходимый минимальный набор ПК?
  172. Из чего состоит (что в себя включает системный блок) ПК?7. Зачем ПК необходимо ОЗУ?
  173. Для чего предназначен жесткий диск (винчестер)?
  174. Для чего в ПК используют накопитель на гибких магнитных дисках?
  175. Какими параметрами характеризуют дискеты?
  176. Для чего предназначен монитор?
  177. Для чего в ПК используется клавиатура?
  178. Может ли ПК работать без системных программ?
  179. Что такое операционная система?15.Что такое драйвер?16. Что такое файл?
  180. Когда происходит начальная загрузка операционной системы?
  181. Что такое Norton Commander?
  182. При помощи каких устройств, пользователь может, например, видеть файл, скопировать его или произвести другие действия?
  183. Назовите основные операции, которые пользователь может выполнить с файлом в Norton Commander?
  184. Какую клавишу необходимо нажать в NC для вывода на экран справочной информации?22.Что такое Windows 98?23.Что такое интерфейс?
  185. При помощи какой кнопки пользователь может запустить справку, прог рамму, выполнить поиск в Windows 98?
  186. Куда помещаются удаленные папки, файлы?
  187. Что скрывается под пиктограммой «мой компьютер» на рабочем столе?
  188. Как запускаются программы в Windows 98?
  189. Как закрыть или завершить работу ранее запущенной программы, выполняющейся в отдельном окне?
  190. Как правильно выключить ПК, на котором ранее была загружена OS Windows 98?
  191. Назовите стандартные программы Windows 98?
  192. Что такое компьютерная сеть?
  193. Для чего предназначена компьютерная сеть?
  194. Что нужно, чтобы организовать компьютерную сеть?34. Что такое Internet?1. Спасибо!1. АНКЕТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ1. Уважаемый коллега!
  195. Просим Вас заполнить предлагаемую анкету. Ваши искренние ответы помогут в работе по повышению качества учебного процесса.
  196. Выберите, пожалуйста, ответы, совпадающие с Вашим мнением, и обведите порядковые номера этих ответов.
  197. УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ РАБОТОЙ В НАШЕМ ИНСТИТУТЕ?1 да 2 — не совсем 3 — нет
  198. ОЦЕНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СЛЕДУЮЩИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СФ СГИп/п Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично Затрудняюсь ответить
  199. Организация учебного процесса3. Методическое обеспечение
  200. Содержание- учебных программ5. Работа администрации
  201. Морально-психологическая атмосфера
  202. Внимание к пожеланиям преподавателей8. Организация работы пдо
  203. Работа вспомогательных служб
  204. С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ПРИХОДИТСЯ ВАМ СТАЛКИВАТЬСЯ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ В СФСГИ?
  205. ПОЖАЛУЙСТА, НАПИШИТЕ, ЧТО БЫ ВЫ МОГЛИ ПОРЕКОМЕНДОВАТЬ АДМИНИСТРАЦИИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ ЭТИХ ПРОБЛЕМ, УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЮ1. ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБЫ
  206. НАСКОЛЬКО ВЛИЯЕТ СПЕЦИФИКА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА РАБОТУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ?1. практически не влияет2. незначительно, в период освоения3. довольно серьезно и требует дополнительной подготовки и особых качеств для ееуспешного применения.
  207. В ЧЕМ, ПО-ВАШЕМУ, ПРЕИМУЩЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО1. ОБУЧЕНИЯ?
  208. КАКИЕ НЕДОСТАТКИ ВЫ МОГЛИ БЫ НАЗВАТЬ?17. КАК ИХ МОЖНО ПРЕОДОЛЕТЬ?
  209. ПОСОВЕТОВАЛИ ЛИ БЫ ВЫ СОИМ ДЕТЯМ ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕННО ПО ЭТОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ?1 да 2 — нет 3 — затрудняюсь сказать1. Данные о себе:
  210. ВАШ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СТАЖ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  211. СТАЖ РАБОТЫ В НАШЕМ ИНСТИТУТЕ1. СПАСИБО!1. АНКЕТА
  212. Просим Вас внимательно прочитать и затем заполнить анкету. Ваши ответы помогут в работе по повышению качества учебного процесса. Выберите, пожалуйста, ответы, совпадающие с Вашим мнением, и обведите кружком, порядковые номера этих ответов.
  213. УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЛИ ВЫ УЧЕБОЙ В НАШЕМ ИНСТИТУТЕ?1. да, полностью удовлетворен2. отчасти удовлетворен, отчасти не удовлетворен3. совсем не удовлетворен4. затрудняюсь ответить
  214. ЧТО ВАМ НРАВИТСЯ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБЫ?3. ЧТО НЕ НРАВИТСЯ?
  215. ЕСЛИ У ВАС ИМЕЮТСЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ЗАНЯТИЙ ТО, ПОЖАЛУЙСТВА, НАПИШИТЕ ИХ:
  216. УДАЛОСЬ ЛИ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, КОЛЛЕКТИВУ ИНСТИТУТА ПОСТАВИТЬ В ЦЕНТР УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНТА?1. удалось в полной мере2. удалось, но не в полной мере
  217. ПОСОВЕТОВАЛИ ЛИ ВЫ СВОИМ ДРУЗЬЯМ, ЗНАКОМЫМ ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ИМЕННО ПО ЭТОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ?1. да 2- нет 3- затрудняюсь ответить
  218. ЕСЛИ БЫ В ИНСТИТУТЕ ПРОВОДИЛСЯ КОНКУРС НА ЗВАНИЕ1. ЛУЧШЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ:
  219. ТО КТО, IIO ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НАИБОЛЕЕ ДОСТОИН ЭТОГО ЗВАНИЯ? (Назовите, пожалуйста, фамилии трех преподавателей)1.
Заполнить форму текущей работой