Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обзор методов исследования особенностей личностного и профессионального саморазвития преподавателей психологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личностное и профессиональное саморазвитие можно рассматривать и также как целостную саморазвивающуюся систему, основанную на деятельностном преобразовании себя, порождаемая потребностью в самоизменении и личностном росте, направленная на достижении профессионально значимых целей. Э. Ф Зеером считает, что личностное и профессиональное саморазвитие — взаимосвязанные процессы, реализующиеся в ходе… Читать ещё >

Обзор методов исследования особенностей личностного и профессионального саморазвития преподавателей психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Методы исследования особенностей личностного и профессионального саморазвития преподавателей психологии

Особенности профессионального роста, процесса самопознания, самосовершенствования, самоопределения, самоактуализации и самореализации педагога охарактеризованы в работах В. И. Загвязинского, Э. Ф. Зеера, В. А. Канкалика, А. К. Марковой, Л. М. Митиной.

«В последние десятилетия наблюдается усиленный интерес к проблеме саморазвития и самообразованию преподавателей. В частности, были опубликованы статьи по темам важности механизма саморазвития в профессиональном становлении личности (С. Кузикова), профессионального саморазвития студентов (И Варфоломеева), проектирования будущим преподавателем траектории личностно-профессионального саморазвития (Е. Пехота) и др. Также по самообразованию педагогов написаны труды А. Айзенберга, Н. Рубакина, А. Арсеньева, А. Громцева, В. Новичкова, В. Шевченко, С. Юдаковой и др. О самообразовании педагогов и будущих учителей были защищены диссертации И. Соколовой, Е. Безниско. Однако недостаточно внимания уделено самообразованию в процессе саморазвития преподавателя психологии.

С позиции личностно — ориентированного подхода, самообразование является продуктивным процессом развития личности, результатом которого — изменения в самом субъекте.

По мнению Д. Б. Эльконина, самообразование неотделимо от самовоспитания и всего процесса саморазвития. Под субъективностью понимается качество личности, обозначающее способность человека отдавать себе отчет в собственных действиях, быть стратегом деятельности, ставить цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, корректировать цели деятельности.

Необходимым условием успешной профессиональной деятельности преподавателя психологии является его высокий уровень развития способности повышать свой профессиональный уровень путем саморазвития, самосовершенствования." [5].

«С точки зрения субъективного подхода, представленного в работах К.А. Абульхановой-Славской, М. В. Ермолаевой, саморазвитие личности трактуется как собственная активность в изменении себя, в раскрытии своего личностного потенциала.

С позиции системного подхода — это целостное системное образование, состоящее из взаимосвязанных функциональных компонентов, которые не сводятся к аддитивному сложению составляющих.

Личностное и профессиональное саморазвитие можно рассматривать и также как целостную саморазвивающуюся систему, основанную на деятельностном преобразовании себя, порождаемая потребностью в самоизменении и личностном росте, направленная на достижении профессионально значимых целей. Э. Ф Зеером считает, что личностное и профессиональное саморазвитие — взаимосвязанные процессы, реализующиеся в ходе профессионального становления специалистов, которые детерминируются потребностями в профессиональном и личностном самосовершенствовании." [11].

Также необходимо отметить существует структурная модель процесса личностно-профессионального развития, которая представляет собой совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных компонентов. В нее включаются мотивационно — смысловой, рефлексивный, деятельностнопрактические блоки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой